"Подковерные" шахматы Ямала
Начну с небольшого исторического экскурса. Речь пойдёт о шахматах — вернее, не совсем о них, а о той истории, в которой шахматы стали лишь формальным поводом для событий, далёких от духа этой игры.
В начале 2000-х годов в Ямало-Ненецком автономном округе была создана общественная организация «Федерация шахмат ЯНАО». Её цели звучали благородно: развитие шахмат в регионе, объединение шахматистов, популяризация игры. И долгое время Федерация работала вполне успешно — несмотря на внутренние трения, ей удавалось проводить турниры, растить сильных игроков, даже воспитать экс-чемпионку мира.
Однако в 2024 году начались процессы, которые к концу 2025 года привели не только к нарушению Устава организации, но и к действиям, ставящим под вопрос соответствие законодательству РФ. Но обо всём по порядку.
Весной 2024 года президент Федерации оказался в процедуре банкротства, что по закону лишало его права возглавлять общественную организацию. В сентябре состоялся Совет Федерации, где должен был быть избран новый руководитель. Голосование прошло, но сопровождалось множеством процедурных нарушений, обострением старых конфликтов. Но тем не менее из двух кандидатов путем голосования большинством голосов Президент был переизбран, и Федерация худо-бедно продолжила работу: проводились турниры, этап Детского Кубка России. Но информационная политика организации словно замерла — официальных сообщений практически не было.
Весной 2025 года выяснилось, что в Министерство юстиции поданы документы на регистрацию Новой «Федерации шахмат ЯНАО». Одновременно бывший президент инициировал отзыв аккредитации прежней Федерации в Департаменте спорта ЯНАО. Эти события всколыхнули шахматное сообщество региона и раскололи его на два лагеря.
Первая группа выступала за сохранение прежней Федерации, предлагая программу её реформ, наведение порядка в документах и деятельности.
На встрече с директором департамента по физической культуре и спорту ЯНАО 29 марта 2025 года была предложена следующая программа. Освещу некоторые тезисы.
Из членов Федерации должны быть отчислены все, не представляющие в рейтинг-листе 89 регион.
В руководящих органах не могут быть люди, физически не проживающие в ЯНАО.
Регулярная работа комиссий. Коллегиальные решения всех вопросов.
Представительство в руководящих органах, а, возможно, и членство, только через местные федерации.
Руководитель федерации – идеально бизнесмен, можно и не шахматист. Муниципалитет не имеет значения. Исполнительный директор – инициативный, достаточно разбирающийся в шахматах.
Тренерский Совет – все решения по выездным соревнованиям, комплектование кандидатов в сборную ЯНАО и самих сборных, регулярное проведение ТМ для членов сборной.
СКК – все решения по спортивным судьям: аттестация, переаттестация, проведение судейских семинаров, представление на присвоение судейских категорий, рейтинговый администратор, назначение судейских коллегий на окружные соревнования, рекомендации по судейству всероссийских.
Ревизионная комиссия – ежегодные проверки.
Полная автономность и независимость Федерации от спортивных школ.
Не формальный ежегодный контроль за работой всех федераций со стороны ДФКиС, особенно в части выполнения программ развития вида спорта.
Гранты федерациям.
Вторая группа действовала скрытно: заручившись поддержкой в Департаменте спорта, о встречах и тезисах официально ничего не известно, данная группа добивалась регистрации новой организации и немедленной её аккредитации, фактически подменяя старую структуру.
Примечательно, что учредителями «Новой Федерации» значились всего три человека. И хочет обратить внимание на следующие факты: ни Устав, ни программа развития шахмат даже тезисно, ни иные документы, подтверждающие легитимность её создания, публично не размещались. У многих активных шахматистов Ямала возник следующий вопрос, который был озвучен в публичном телеграмм-канале зародившейся Федерации. По каким-то причинам, департамент спорта ЯНАО за 1,5 года не смог (не захотел, имеет свой интерес, не компетентен) провести общее собрание шахматистов ЯНАО, на котором можно было бы избрать все органы федерации шахмат. Вроде, простое действие, на котором можно было бы послушать любого кандидата в президенты, программу, с которой он идет на руководство, анализ современного уровня шахмат в ЯНАО и т.д. Но, предпочли как-то по тайному, "под покровом темноты".
Конфликт перерос в острое противостояние: шла не только словесная перепалка, но и поток обращений от первой группы в органы власти. Ситуация могла затянуться переписками и отписками, если бы осенью 2025 года не произошло событие, обнажившее суть проблемы: на пост президента Федерации был избран заместитель главы администрации одного из муниципальных образований. То есть, руководителем общественной организации стал муниципальный служащий.
Информация об этом появилась не через официальные каналы Федерации, а из вторых рук — но её достоверность сомнений не вызывала.
И здесь стоит углубиться в главный вопрос: насколько законно совмещение должности муниципального служащего с руководящей ролью в общественной организации? По Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и нормам муниципальной службы, подобное совмещение может быть расценено как конфликт интересов, особенно если организация получает государственное или муниципальное финансирование, участвует в распределении ресурсов или обладает признаками влияния на отраслевую политику. Более того, если деятельность такой организации связана с той же сферой, которую курирует служащий, это создаёт очевидные риски предвзятости, использования служебного положения и нарушения принципов открытой конкурентной среды.
Но самое примечательное произошло уже в конце ноября 2025 года. На официальном бланке Управления по спорту одного из муниципалитетов (в котором на руководящей должности работает избранный президент Новой Федерации) по всем Управлениям по спорту Ямала было разослано письмо, подписанное электронной подписью. В нём уведомлялось, что региональная общественная организация «Федерация шахмат ЯНАО» планирует, среди прочего, провести видеоконференцию и приглашает принять в ней участие.
Письмо (с некоторыми купюрами) приложено, и читатели могут с ним ознакомиться. Обращают на себя внимание несколько фактов:
1. Уведомление о собрании общественной организации рассылается на официальном бланке муниципального управления.
2. Письмо подписано 27-го числа, а конференция назначена на 29-е, то есть на поиск желающих отводились крайне сжатые сроки.
3. Копия письма попала автору в руки от доброжелателей лишь через 3 дня после проведения конференции и официально нигде не публиковалась.
4. Ни один из активных шахматистов, входящих в первую группу противоборствующих сторон, об этом мероприятии не знал и приглашений не получал.
5. Итоги видеоконференции по прошествии уже 5 дней опубликованы не были.
Возникает вопрос: может ли муниципальное управление по спорту рассылать на фирменных бланках письмо о собрании общественной организации?
Как кажется автору данного повествование - это является грубым нарушением принципов нейтралитета власти и законодательства о противодействии коррупции.
1. Смешение функций и использование административного ресурса.
- Муниципальный орган власти (Управление по спорту) существует для выполнения государственных и муниципальных функций за счёт бюджета. Его фирменный бланк, печати и каналы связи — это атрибуты публичной власти.
- Общественная организация («Федерация шахмат ЯНАО») — частное, независимое объединение граждан. Её деятельность должна быть отделена от деятельности органов власти.
- Использование официального бланка и рассылка через каналы муниципалитета создаёт впечатление, что мероприятие организации носит "официальный, санкционированный властью характер", что является формой поддержки одной из сторон (в данном случае — «Новой Федерации»). Это прямое использование "административного ресурса" в пользу конкретной общественной структуры.
2. Нарушение принципа равных условий и нейтралитета.
- Действуя таким образом, муниципальное управление ставит одну организацию в заведомо привилегированное положение по отношению к другим (например, к «первой группе противоборствующих сторон», упомянутой в тексте).
- Это противоречит основам гражданского общества и принципам справедливой конкуренции между общественными объединениями.
3. Потенциальные коррупционные риски и нарушение законодательства.
- Подобные действия могут быть расценены как "злоупотребление должностным положением" (ст. 285 УК РФ) в целях получения преимуществ для конкретной организации, связанной с должностным лицом (зам. мэра — президент Новой Федерации).
- Нарушается Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», так как стирается грань между публичной службой и частными интересами.
- Это также может противоречить уставу муниципального образования и положению об Управлении по спорту, где прописаны его цели и задачи.
Муниципальное управление по спорту «не имеет права» использовать свои официальные бланки и каналы коммуникации для рассылки уведомлений о мероприятиях общественных организаций, если только эти мероприятия не являются официальными совместными мероприятиями, организованными самим муниципалитетом на паритетных началах со всеми заинтересованными сторонами.
Описанная ситуация является ярким примером неправомерного использования служебного положения и административного ресурса в интересах одной группы.
В итоге, история, начавшаяся как внутренний спор в шахматной федерации, вышла на уровень системной проблемы: может ли общественная организация сохранять независимость и прозрачность, если её возглавляет лицо, находящееся на государственной или муниципальной службе? И не становится ли такая структура инструментом административного влияния, а не объединения граждан?
Вопросы остаются открытыми, а ситуация требует не только шахматной мудрости, но и строгого следования букве закона.



