Bayron1

Bayron1

лебедь жаба вомбат кукабара казуар квокка
На Пикабу
Дата рождения: 21 декабря 1977
поставил 2401 плюс и 31 минус
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
За неравнодушие к судьбе Пикабу
3349 рейтинг 48 подписчиков 11 подписок 19 постов 8 в горячем
10

Учебный анализ шахматных партий-10

Доброго времени суток, мои подписчики! Извините, что практически все лето не публиковал ни единого поста о шахматах, но у нас на КрСевере отпуска длинные - 54 дня, ездил с семьей в отпуск и за время отдыха ну совершенно не греет подходить к компу. Сейчас начинается новый сезон и я конечно же постараюсь выкладывать почаще много интересного про шахматы, про мои занятия, про успехи/неудачи моих учеников, да и "грязные шахматы" постараюсь еще осветить.

В комментариях в предыдущим постам прозвучало, что было бы не плохо с моей стороны делиться некоторыми аспектами тренировки детей. Конечно, раскрыть некоторые основные нюансы подготовки детворы можно и возможно даже и нужно, ведь это может помочь начинающим направиться по определенному систематизированному пути.
Дело в том, что когда самоучки постигли азы шахмат, наиграли некоторую базу партий - они выходят на плато в своем развитии. Вроде и понимание появилось, и партий уже наиграно много, а рейтинг все стоит на месте +- 50 пунктов. И вот появляется вопрос, как добраться хотя бы до 1800 на личессе и начать обыгрывать соперников с рейтингами 1800-2000. Начинают метаться между глубоким изучением дебютов, попытками заняться стратегией (в основном хватаются за Немцовича "Моя система"), смотрят видео блоги в туртубе... а рейтинг так и стоит на месте, а то и после такого начинает падать. И опять вопросы-вопросы-вопросы, как научиться играть и понимать лучше и глубже.
Так вот по моему скромному мнению и опыту занятий с детьми постараюсь слегка ответить на данные вопросы, почему не полноценно - это заняло бы очень много времени, текста, да и тонкостей очень много. Поэтому некоторые практические рекомендации, как улучшить свою игру начинающим и любителям, описывать буду на примере моих занятий с детьми, но как мне кажется данные моменты будут универсальными.
1. Занятия шахматами должны быть систематизированы. Возьмите для начала книгу Майзелиса И.Л. - Шахматы. Самый популярный учебник для начинающих (один из лучших советских учебников был переиздан в 2018) или Журавлева Н. И. - Шахматы. Шаг за шагом - и пройдите его от начала и до конца, даже если Вы считаете, что уже очень хорошо научились играть. К слову Мозейлиса я до сих пор периодически открываю, он мне сильно помогает в занятиях.
2. Наиграйте хорошо Итальянскую партию, а после перейдите на гамбитные варианты либо Гамбит Эванса, либо Венская партия. Есть еще Королевский гамбит - любимый большинством тренеров советской закалки, но предпочитаю Все таки Венскую с 4.... f4 5. ef Кf3
3. Много-много задач на тактику и эндшпиль, но не компьютерных, где движок Вам отвечает, а бумажных или скаченных в телефон сканированных задачников, чтобы самостоятельно просчитывать ходы соперника.
Это вкратце, если есть еще вопросы - задавайте в комментариях, постараюсь на них ответить.

Что-то большеватое получилось вступление, хотя многое что еще хочется осветить.
Ну а сегодняшний разбор, как и предыдущий, будет посвящен еще одному "кривому" дебюту.
Партия https://lichess.org/bJoQjGkC#3

В предыдущем обзоре я рассматривал один из плохих дебютов, который играется новичками, чтобы озадачить соперника. Сегодня еще один пример для любителей и новичков, как НЕ надо играть в дебюте. Теория - перед нами Защита Домиана. Дебют впервые упоминается в книге испанского шахматиста Лусены «Повторение любви и искусство игры в шахматы», опубликованной в конце XV века. В качестве продолжения был рекомендован ход 3. Кe5, который и сегодня является самым популярным и точным ответом.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

Защита Домиана - некорректный дебют для чёрных фигур


Защита Домиана - некорректный дебют для чёрных фигур из-за ослабления поля f7 и блестящей жертвы белого коня. Относится к открытым началам. Не рекомендуется использовать чёрными и тем более принимать гамбит. В 1512 году Педро Домиано в своём шахматном учебнике провёл более глубокий анализ данного начала, при этом ход 2. …f7-f6 он назвал худшей защитой пешки е5 и рекомендовал продолжать игру путём 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 f7-f6 3. Кf3:e5.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

И если соперник принимает жертву, то как видно по бланку, следует 4.Фh5+ и далее черные теряют ладью и получают проигрышную партию еще с первых ходов.
Так что как видите еще 500 лет назад шахматисты ни в коем случае не рекомендовали такое играть.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

Обратите внимание, что после 2 хода, того самого 2...f6 - движок сразу показывает +2 у белых. Но в партии последовало нескольким по-другому. Не было жертвы коня, а был развит белопольный слон. И почему на 3... d5 последовало взятие пешкой, а не слоном, мой ученик достаточно уверенно обосновал свое видение позиции. Пешка d5 теперь мешает выйти коню на с6, а слон берет по контроль диагональ а6-g8 и с прицелом на будущее развитие в случае рокировки найти выгоду во вскрытом шахе движением пешки d6. Я про себя очень порадовался, т.к. стратегическое планирование течения партии - это отличное умение шахматиста.

Я наверное уже надоел повторять одно и тоже, особенно, что касается дебютов, вероятнее всего сказывается, что я тренирую детей и для того, чтобы у них закрепились в голове основные теоретические моменты, на каждом занятии повторяешь одно и тоже.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост


Но тем не менее, давайте все таки рассмотри к чему к 7 ходу привела попытка черных озадачить соперника. Итак белые - Кс3 контролирует центральное поле е4, 3 легкие фигуры в игре, король под защитой, перевес по движку +3. Черные - да, центр под пешечным контролем, но король в центре, без возможности рокироваться, развиты всего 2 фигуры, сложности в выходе коня с b8, да и к тому же следует 7... Сf3 - черные меняют свою развитую фигуру.

Как мне кажется, мысль черных была в том, чтобы построить пешечную цепь и установить коня в центре на d4, чтобы он мешал движению белых фигур. Да, правильно построенные пешечные цепи очень сложно подрывать, уничтожается же такое построение пешек как правило от основания.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

После размена на f3 у белых появлялась интересная комбинация, как видно по стрелкам можно было связав пешку, забрать бесплатного коня, но в партии после коня на d4 было сыграно 8.Фd1 - ход нескольким пассивный, но самое интересное движок ведет его по второй линии.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

К 13 ходу черным удалось развить легкие фигуры, наладить контригру, даже создавать некоторые угрозы, но застрявший король в центре свел эти усилия черных на нет. 12.... Кb6 - мысль черных понятна - разменять коня на белопольного слона. который держит отличную диагональ и мешает рокироваться. Белые отошли Са2, не желая отдавать такого превосходного слона.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

14. Ле1 - создается угроза потери коня, да конь пока защищен слоном, но потенциальная связка очень сильно усложняет черным игру, т.к. вместо того, чтобы постараться развить контригру, они вынуждены думать о безопасности своего короля, которого очень сложно убрать с центра.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

14... Крf8 - черные вынуждены отойти королем с опасной для них линии е, 15. Ке4 - белые усиливают давление и высвобождают поля для движения пешки с. И оказывается, что у коня нет хорошего поля для отхода.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

Если последует 16... Кf5, то как видно из бланка далее Фh5 после комбинации с двойным ударом белые еще больше упрочат своё преимущество - 2 слона против 2 коней и сдвоенные пешки у черных по линии с и h - явно не в пользу черных. Поэтому соперник выбрал другой путь защиты своей фигуры - конратаку на фигуру белых.

Учебный анализ шахматных партий-10 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Развитие, Длиннопост

Но как видно по позиции ,все таки вариант с 16... Кf5 был лучше, т.к. 16...f5 - и после 16. схd4 - черные теряют фигуру и соперник сдался.

В принципе резюмировать в данной партии особо нечего - черные хотели с самого начала ошеломить соперника редким "хитромудрым" дебютом, а в итоге белые сыграв четко и правильно - не дали черным ни единого шанса. И получается, что игрок черными ощадачил сам себя.

За сим всё. Следующий обзор уже лежит здесь в черновиках

Показать полностью 10
1477

Про родственников и не дележ дома

Навеяно волной постов про дележ квартир между родственниками.
Есть, скажем так, семейное гнездо. Когда-то очень давно его купил мой блудный дед и когда он ушел за второй женой от моей бабушки, его первой жены, дом он оставил ей и двум дочерям.
В 18-19 лет старшая сестра, моя тетка собрала чумаданы и уехала в Ленинград, там вышла замуж, родила дочь, мою двоюродную сестру, получила квартиру и с тех пор живет там и наслаждается северной столицей.
В свою очередь младшая сестра, моя мама, так же вышла замуж, родила нас с братом - я старший и жили мы с отцом, мамой, бабушкой и братом в доме. Тетка с сестрой летом приезжали к нам. Сестра проводила у нас все лето, ибо у нас тепло, а в Ленинграде таки солнце летом не увидишь. И как-то, когда мы: я, сестра, младший брат - уже будучи вьюношами, даже не знаю, с чего у нас тогда это появилось, но в один момент решили, что дом, по наследству останется младшему брату, сестра в Питере, а я старший как-то справлюсь. Но с одним условием, что младший брат будет нас в любой момент с сестрой принимать в доме, в любой момент и с тогда еще потенциальными мужьями/женами, детьми... За давностью лет уже даже и не помню, почему мы молодежь этот вопрос решали, когда и бабушка была еще деятельна, да и родители живы и моложавы, а может домашнее вино из погреба, которое мы тогда в тихоря таскали сделало свое дело - ну вот не помню. За сим и порешили.
Сестра после этого лета уехала обратно, как обычно, в Питер.
А я в свою очередь в 19 лет я собрал чемодан и с красавицей (будущей супругой) умотал на КрСевер.
Прошло много лет. Я женился у нас сначала народился один сын, а потом, правда с большой разнице в возрасте, средний и младшие двойняшки. Я с супругой и детьми хорошо устроились на КрСевере, 4-х комнатная квартира, правда в ипотеку, но тем не менее своя. Сестра в свою очередь вышла замуж, с супругом взяли однокомнатную квартиру в долевом строительстве, родила сына. А вот младший брат так и остался старым холостяком.
Мы каждый год с КрСевера приезжаем в дом в отпуск, все таки не море, но тем не менее юг. Сестра иногда так же приезжает летом, не каждый год, но пару-тройку раз там пересекались. Отдыхаем вместе, большой семейной компанией, благо дом хоть и 60-х годов постройки, но кирпичный и 5 комнат на всех летом хватает. Как отец всегда говорил "есть хоть с кем потолкаться".
Бабушка конечно правнуков увидела, но в середине 10-х годов инсульт, потом еще один и она к сожалению уходит в мир иной. Завещания нет. Наследниц две: сестры, - моя мама и тетка. Тетка отказывается от наследства и дом переходит моей маме. Бабушка ушла, но жизнь таки продолжается. Мы так же продолжаем приезжать каждый год в отпуск, сестра и тетка иногда показываются. Всё так же хорошо, но к сожалению без бабушки...
В 2018 году достаточно моложавым 62 года (сердце) уходит отец. Не буду описывать эмоции, текст не об этом, скажу одно, у отца машина. Через месяц после похорон, приезжаю в отпуск и отказываюсь от наследства - машины в пользу брата. У меня есть машина, а эта пусть брату останется.
Наступает 2020 - ковид, мой старший учится в институте, живет на съемке и на мой вопрос к брату, не известно сколько это продлится, зачем нам платить за съемку к другом городе, учится он будет всё равно по удалёнке, пусть он прыгнет в машину и к тебе приедет. Так брат на меня всех собак спустил, что значит "можно" - на колёса и вперед к нам! Летом, когда уже стало попроще с выездами, опять же в доме собираемся: брат с мамой, тетка, сестра с сыном (её муж не смог приехать), я с супругой, четверо наших сыновей и уже девушка старшего сына. "Есть с кем потолкаться")
И самое, что интересно, за рюмкой домашнего вина, мы с сестрой и братом вспомнили наш тот договор и порадовались, что так и получается, как мы договаривались.
А в этом году произошел еще один интересный разговор с братом, правда не у меня, а у моей супруги (с братом моим они хорошо дружат). У брата вроде какой-то там лямур получается, ну хоть и старый холостяк, а к дамам тянет ведь, а мама там уже чуть ли не женить его собралась... наивная ( но разговор не об этом). Так вот супруга моя брату сказала, мол если у него появится жена, она, вероятно перестанет в дом приезжать, т.к. и так две хозяйки летом на кухне получается - она и мама, а вот если еще и третья хозяйка появится, то всем будет не комфортно... На что мой брат вспылил, и сказал, что пусть только попробует летом не приехать, он супругу мою с детьми найдет и силой в дом привезет)...

Мораль.... да вот х.з. решайте сами, но как мну кажется, если родственники любят и уважают друг друга, если они понимают друг друга и с любовью друг к другу относятся, то всё можно решить нормально, без судов, драк и прочих неприятностей.

Показать полностью
15

Шахматный плюсарий

Ну вот 2 поста про шахматы в черновиках лежат, отплюсуйте, они правда отличные

56

Грязные шахматы-2

Грязные шахматы-2 Шахматы, Развитие, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост, Негатив

Доброго времени суток! Очень рад, что предыдущий пост вызвал столько интереса и обсуждений. Как уже писал, у меня, как и у многих судей, особенно детских турниров подобных ситуаций в багаже, к сожалению, хватает. Думается, что, осветив здесь большинство ухищрений, помогу родителям, начинающим тренерам, как стараться противостоять подобным хитростям или хотя бы к чему подготавливать детей и как стараться противостоять «грязным шахматам».

Печально, то, что согласно правилам, не всегда удается «призвать к ответу хитреца». Как уже рассказывал в предыдущем посте хитрости с часами и что самое главное после моего сообщения про «нависание над часами» уловка «по часам» получила продолжение. Подогрею ваш интерес и опишу её в конце поста, а сначала, пару ситуаций, с которыми на достаточно серьезных соревнованиях пришлось столкнуться моим ученикам-сыновьям.

Первенство Н-ского региона до 9 лет, к слову, мой сын 4 года подряд занимал 3 место, первый раз в 5,5 лет, так что опытный боец. Итак, п. 5.1.2. Партию выигрывает игрок, соперник которого заявляет, что он сдается. Это немедленно заканчивает игру. Мой сын совершает тактический прием «вскрытое нападение» слон ставит шах и открывает нападение ферзя на незащищенного ферзя. Соперник говорит, что сдается и мой сын останавливает часы (! это важно) и начинает расставлять фигуры. Тут соперник подзывает судью и говорит, что мой сын сдался, т.к. он остановил часы и начал расставлять фигуры. Мой сын говорит, что всё было наоборот. Начинается разбирательство, но соперник на «голубом глазу» утверждает, что он не сдавался, а остановил часы мой сын, а это как раз и правда, значит сдался мой сын. Мой сын в слезы, ему в тот момент 7,5 лет. Но хорошо, что, находилась в дверях комнаты игр моя супруга, а в большинстве случаев она детвору возит (сейчас как раз на мемориале Нежеметдинова в Казани) она всё видит, подходит к судьям и чуть ли не скандал устраивает, угрожает апелляцией. Судьи берут бланки, благо играли классику, восстанавливают партию и конечно видно, что сдаваться моему сыну ну никакого резона не было. Как итог к моему сыну применили п. 6.11.4. … у игрока нет обоснованной причины для постановки часов на паузу, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9. Арбитр может применять следующие виды наказаний: 12.9.1. Предупреждение; - благо, как правило на турнирах для проигрыша устанавливается от 3 до 5 предупреждений, партию устанавливают на последнюю позицию по записи и мой сын уверенно доводит партию до победного конца и по итогам занимает 3 место.

Ситуация следующая. Мы в Ростове-на-Дону в их местном клубе проводится какой-то турнир-мемориал по классике – опен, это когда играют взрослые, дети, мужчины, женщины все вместе без раздела на возрастные категории. Очень популярный формат. Наградка может быть разделена по возрастам, но игры все против всех. Как правило на турнирах зрителей в игровую зону не пускают. Выходи мой сын 9 лет из клуба, зовет. Подходим к главному судье, рядом стоит лоб лет 18 метра под 2 ростом. Идем в отдельную комнату разбираться, запись есть партию восстанавливаем. Но бланк уже подписан, как результат ничья – это уже не хорошо. П. 8.7. По окончании партии оба игрока должны подписать оба бланка, указав результат игры... Даже если результат указан неправильно, он остается в силе, если арбитр не решит иначе. Тут еще момент, если игроки неправильно поставили результат, вы не поверите, но такое бывает и среди гроссов, а судья уже внес результат в программу и провел жеребьевку, то результат уже не изменить.

И так, восстанавливаем позицию, сын говорит, что соперник взялся за короля, собираясь им взять пешку и уже прикоснулся к пешке, но потом увидел, что он теряет слона и проигрывает эндшпиль – поставил короля на место и сходил слоном. П. 4.3.3. … он должен взять первую тронутую фигуру соперника своей первой тронутой фигурой или, если это невозможно, сделать ход первой тронутой фигурой, которой возможно ходить... Если нельзя установить, тронул ли игрок первой свою фигуру или фигуру соперника, считается, что свою фигуру игрок тронул раньше фигуры соперника. И вот стоит передо мной и перед главным судье двухметровый лоб и смотрит прямо в глаза и говорит, нет он так не делал, он хотел сходить слоном и сходил слоном. И при этом бланки у них подписаны. Ничья так и осталась. Единственное главный судья сказал «что пусть это останется на совести игроков». Здесь работает презумпция невиновности – игрок, обвиняющей другого должен доказать свою правоту, а судья не верит ни одну из игроков без доказательств. К данному аспекту «презумпция невиновности» я еще не раз буду обращаться.

Ну и возвращаюсь к уловке «по часам», мы так с другой судьей стали называть данную хитрость. На следующем турнире достаточное количество учеников нечистоплотного тренера нескольким модифицировали данную уловку и стали после своего хода просто убирать руку на колени не пережимая часы. Еще раз подчеркиваю – это детские турниры и много детей не имеют достаточного опыта игры на более серьезных уровнях. Те из мой учеников, которые поездили по многим турнирам, те будут ждать до последнего, когда соперник переключит часы, мало того, они даже на часы смотреть не будут, а будут сидеть, обхватив голову руками и «усиленно думать». Но большинство моих учеников, да и просто детей, играющих на наших местечковых турнирах подобной практики, не имеют и у них нет тренера, который учит их как вести себя на турнирах за доской.

Так вот дети не смотря на то, что соперник не пережимает на часы, делают свой ход и как в прошлом посте писал – «часы на паузу, вызов судьи – «я еще ход не завершил, часы не пережал»… возвращаемся к правилам п. 6.2.1. Во время партии каждый игрок, закончив свой ход на шахматной доске, должен остановить свои часы и пустить часы своего соперника (то есть, он должен «нажать» свои часы). Это «завершает» ход. В последнем предложении как раз и заключается основа данного пункта, т.е. ход считается не завершенным, пока игрок не пережал часы. Я опять отзываю тренера-судью в сторону, указываю ему на неприемлемое поведение его учеников, на что получаю ответ «они просто забывают, ведь нигде в правилах не написано, что игрок не может забыть нажать на часы, а вот что их соперники нарушают правила, то они по правилам должны получить предупреждение…» Меня аж взбесило, я к сожалению повел себя не лучшим образом, вспылил на глазах детей и зрителей. Человек учащий детей выискивать хитрости в правилах говорит мне о соблюдении правил. Но что самое обидное и досадное, что в данной ситуации умысел со стороны хитреца доказать нельзя, и конечно же никто не сознается – я забыл… только от детей я и слышал.

Я, конечно, после турнира жестко поговорил с данным тренером, но он мне в глаза говорил, что он этому детей не учит, дети просто забывают и ведь доказать здесь умысел я не могу. Самое интересное, данный тренер работает на 0,5 ставки в спорт-школе и периодически выкладывает в паблике школы видео тренировок, их обязывают, так вот пару недель назад я неожиданно из такого видео получил доказательство, что именно тренер учит детей подобному и никак не препятствует использовать подобную хитрость даже на тренировках, а наоборот закрепляет ее легитимность. Он сам не ожидая дал мне у руки некоторый козырь, да и к тому же я вчера сдал тестирование на 2 судейскую категорию и смогу уже нескольким жёстче быть как главный судья.

Простынь получилась не маленькая. У меня есть еще ни один пример, поэтому серия «грязные шахматы» будет продолжена. Жду ваших комментариев. Постараюсь ответить всем.

Показать полностью
452

Грязные шахматы

Грязные шахматы Шахматы, Развитие, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Самое сложно в судейской практике, на мой взгляд – это соблюдение арбитром статьи 12 правил: Роль арбитра. С одной стороны, как гласит п. 12.1 Арбитр должен наблюдать, чтобы Правила игры в шахматы соблюдались – абсолютно непререкаемый пункт, где нет двойного толкования. Вроде всё просто и понятно, но, с другой стороны, если мы обратимся к предисловию правил, то «Правила игры в шахматы не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают во время игры, не предусматривают и решение всех организационных вопросов». «В Правилах предполагается, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым суждением и абсолютно объективны. Слишком подробные Правила могут лишить арбитра свободы суждения, и таким образом помешать ему найти решение проблемы, продиктованное справедливостью, логикой и конкретными условиями».

И вот здесь уже возникают некоторые спорные моменты, к тому же в шахматы играют люди, которые, к сожалению, не всегда честны, так же встречаются тренеры, которые учат детей «выигрывать любыми способами» находя лазейки в правилах, да и судьи от ошибок не застрахованы, по разным объективным и не объективным причинам.

Случай из практики, где на мой взгляд игроки следовали п. 11.1 Игроки не должны предпринимать никаких действий, создающих плохую репутацию шахматной игре. Рапид; детский турнир; партии никто не записывает; видеосъемка не ведется – данные условия применимы ко всем последующим приведенным примерам. Между игроками возникает спор, они подзывают судью, судья ситуацию не видел. Играющий белыми утверждает, и позиция на это указывает, что он ставит мат ферзем рокированному королю черных на h7, ферзь защищен слоном, ладья на f8 не дает королю уйти – на доске мат. Но второй игрок утверждает, что его черный конь стоит на g5 и он забирает ферзя и мата нет. Играющий белыми в свою очередь утверждает, что черный конь стоял на f5. Предлагаю начать восстанавливать предшествующие ходы, во всех ходах предыдущих игроки согласны, но этот «злосчастный» конь у каждого ходит по-разному. Отходим на отдельную доску, предлагаю восстановить партию с самого начала, но как дело доходит до коня, он опять «ходит» по-разному. В итоге руководствуясь п. 12.2.2 действовать наилучшим образом в интересах соревнования; и п. 7.6 … Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть определена, партия продолжается с последней, восстановленной до этого нарушения, позиции. А восстановить возможно только 1. е4 е5 – предлагаю игрокам начать с этой позиции. Оба соглашаются. Самое интересное в данном случае, что играющий белыми партию проиграл, но ни на судью, ни на соперника зла не держал, т.к. считал, что решение было принято верное и справедливое, хотя и первоначально он мат то поставил.

Но, к сожалению, не всегда получается так идеально и «здравый смысл» преобладает. Как я уже указал выше, присутствуют спорные моменты и так называемые «грязные шахматы», как со стороны игроков, так и со стороны тренеров, которые их этому учат. Хуже, если тренер в данный момент еще и является судьей на линии.

Случай из практики. Игрок подзывает судью, он сделал ход фигурой, не пережал часы, а соперник уже делает свой ход на его время, а он ход еще не закончил. Понятно, соперник получает предупреждение. По итогу 4 предупреждения и соперник получает поражение «по часам». Проигравший мой ученик, но в данной ситуации разбирался другой судья, я же в свою очередь был удивлен, т.к. мой ученик достаточно опытен, не один ДКР отыграл, а тут на местном турнире подобные ошибки. Но правила - есть правила. А через месяц в первом же туре получаю вал подобных вызовов и что, не мало важно, идет от учеников одного тренера-судьи. Начинаю пристально наблюдать. Игрок делает ход убирает руку от фигуры, проводит рукой над часами, но не пережимает их и кладет руки на стол. Соперник, еще раз обращаю внимание, что это дети, не смотря на часы, он ведь видел, что рука над часами прошла, делает свой ход и тут же часы на паузу, вызов судьи – «я еще ход не завершил, часы не пережал»… Подозреваю, хотя и доказать не могу, что дети массово сами до такого не додумались бы, отзываю в сторону тренера и судью на линии по совместительству, говорю, что так поступать нельзя, на что получаю ответ «в правилах не указано, что так делать нельзя, значит для победы – можно». С трудом тур заканчиваю и перед следующим делаю объявление, что согласно п. 6.2.3… Игрокам запрещено держать палец на часах или «нависать» над ними. И что подобное проведение рукой над часами буду трактовать, как «нависание» над часами. А по итогу, получается, что судья на линии, он же тренер полностью нарушил п. 12.2 Правил. Да вот только доказать умысел с его стороны не представляется возможным, к сожалению.

Случай из практики. П. 12.2.1 обеспечить честную игру. Особенно тяжело бывает судье, когда в турнире участвуют не просто ученики, а сыновья-ученики, но репутация честного, непредвзятого судьи намного дороже ошибок детей. Игрок подзывает судью и указывает, что соперник положил на игровой стол телефон (!). Правила однозначно трактуют данное поведение п. 11.3.2.1 Во время игры игроку запрещается иметь в игровой зоне любые электронные устройства. Соперник указывает на то, что телефон выключен, но данный пункт Правил однозначен, да вот только соперник — это мой сын и за плечами у него уже и ДКР и первенства региона, а тут такая недопустимая расслабленность и к тому же следующим ходом мой сын ставил мат. Но опять возвращаемся к вступлению к Правилам «… арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым суждением и абсолютно объективны». Мой сын получил поражение – судья должен быть объективным!

Это конечно же только малая часть ситуаций, которые касаются роли арбитра в шахматах и думается, что каждый из судий имеет в своем «багаже» не мало подобных ситуаций, где Роль арбитра, объективность, репутация и «…действовать наилучшим образом…» преобладали над многими прочими факторами, но на мой взгляд именно данные аспекты являются самыми сложными в работе судьи.

Спасибо за внимание!

Есть еще не один момент "грязных шахматы", которыми я обязательно поделюсь

Показать полностью 1
212

Ответ на пост «Глава Совета по правам человека при президенте РФ заявил, что не понимает почему падает рождаемость в России»

Ух, ну подержите мой сервиз!

Чукча конечно писатель, но уж реально сцуки, когда вы нажретесь!

Я никогда не ныл, никогда ни кого не просил, всегда только на свои силы надеялся и надеюсь. Так получилось, что долгое время у нас с супругой был один мальчишка и мы уже даже не надеялись на продолжение и тут сначала средний, а потом двойняшки и живем мы на Кр.Севере и я в IT с 2004 года, но... даже так НО!

Но обо всем по порядку. Когда у нас родился старший, совсем никаких денег ни за что не давали, конец 90-х, да и мы как-то справлялись. Потом я вошел в IT завел параллельно аутсорсинговый бизнес по обслуживанию ЛВС - жили вполне себе на хлеб с маслом, а порой и с икрой хватало, по морям ездили на месяц и более, ипотеку взяли и даже не напрягало.
И тут совершенно неожиданно (разница у старшего и среднего 12 лет) супруга забеременела, прикинули всё что можно к носу - справимся, з/п у меня выше среднего по городу, бизнес дает еще столько же. порядок. Начали ремонт. И как вдруг всё и всё сразу - обвал 2012 года, накрылись 5 фирм, которые я обслуживал сразу и самых вкусных, ремонт не закончен, стройматериалы существенно подорожали, а их доставка на Кр.Север тем более и как ананас сверху - нас будет двойня!

Не буду описывать как мы выкручивались из данной финансовой ямы, то, что у меня бизнес, а я так таксую для души и такое было. Из того получили - мат капитал за среднего и региональный за одного из двойняшек, за второго не положено было - фигнули в ипотеку. 3000 руб. на коммуналку с учетом, что коммуналка у нас 12000, ну ладно и на том спасибо, бесплатно в баню раз месяц можно сходить и детвору в начальной школе бесплатно кормят обедом, но только в началке. Да есть еще момент - это в музей раз в месяц в определенные дни можно сходить бесплатно. И за сим все - у вас средний доход выше прожиточного минимума - не положено вам более ничего (теща заставила сходить, долго упирался, но потом злорадно сказал "Я же говорил, не хрена нам не положено..."). А то, как уже писалось, что синеботка сидит в другого специалист за соседним столом ,так там... ну шоб я так жил. Да и хрен с ними, мы для себя рожали, сам за них и отвечаем. И да, я против того, чтобы плодить нищету - я смог, я справился. Да вот только вопрос - много ли таких упорных и упертых, не сломавшихся от первых трудностей...

Я не для нытья, я всё делал и делаю для своих мальчишек, да все четверо мальчишки. Я смог, я всё вытащил, выгрыз, заработал, что они у меня по шахматным соревнованиям сейча раз в 2 месяца ездят втроем за наш счет (почему муниципалы денег не дают - это другая история, как нибудь расскажу). Я вот сейчас жду отпуска через 20 дней, а они уже с двадцатых мая 2 турнира проехали и ждут меня ближе к центральной России в ожидании большого третьего турнира. И есссно мы на это сами заработали.

Это я всё к чему написал, что я прекрасно понимаю, почему падает демография, не все живут на Кр.Севере, не все работают в IT и денег на себя не хватает, а тут на ребенка, а на него ох как много надо.

Звиняйте за сумбур, как-то накатило, да и на работе я сегодня. Но думаю мысль донес.

Да еще подредактировать захотелось, вернее вставить картинку...

Ответ на пост «Глава Совета по правам человека при президенте РФ заявил, что не понимает почему падает рождаемость в России» Политика, Новости, Рождаемость, Россия, Ответ на пост, Текст
Показать полностью 1
12

Учебный анализ шахматных партий-9

Доброго времени суток! Уважаемые подписчики, и те кто хоть чуть-чуть заинтересовался моими разборами партий. Извините, что долго ничего не постил, много навалилось и турниров и судейства и занятий, добавились 2 ученика - совсем не хватало времени, да иногда и сил.

Но сейчас начинается отпускной период, у нас это нескольким по другому на Кр.Севере происходит, чем на "земле" и детвора бОльшей частью разъезжается, поэтому постараюсь в ближайший месяц исправится.

Я взял за правило показывать в своих разборах для любителей и начинающих, как не надо делать, чтобы они старались запоминать ошибки игроков и сами их не повторяли. Как видно из моих анализов партий именно рассмотренные ошибки и приводят к поражениям.

Приступим. Партии в инете нет, т.к. сыграна была мною на небольшом местечковом турнире на 19 человек, который даже не пошел на обсчет рейтинга, и где я занял 3 место.

Учебный анализ шахматных партий-9 Шахматы, Игры, Помощь, Шахматные задачи, Длиннопост

Как видно по нотации партия получилась очень короткая и в тоже время очень познавательная.

Я задумывал сыграть Шотландскую партию, как соперник сходил 2... Сс5, я аж оторопел, дело в том что это уж очень любительский ход и очень любительский дебют за черных, он даже в списке основных дебютов не присутствует. Немного теории. Это гамбит Буша-Гасса, черные жертвуют пешку е5 за очень небольшую и очень сомнительную компенсацию якобы в развитии. Это ход либо настолько любителя, либо попытка ввести в ступор соперника. На какое-то мгновение моему сопернику это сделать удалось, а вот как я его наказал, мы рассмотрим в дальнейшем течении партии. Ну и конечно же 3. Кхе5 - беззащитную пешку я забрал. Наиболее важными линиями являются 3.... Фe7, попытка вернуть пешку, или 3... Сxf2, идущий ва-банк. И если Фе7 как-то еще оправдано, то жертва слона не несет никаких преимуществ черным.
И тут соперник мне преподнес еще один сюрприз. Я ждал Фе7, а последовало...

Учебный анализ шахматных партий-9 Шахматы, Игры, Помощь, Шахматные задачи, Длиннопост

3... Фh4?? - с одно стороны как бы хороший ход - создается угроза "детского мата" со стороны черных и нападение на е4 с идеей отыграть пешку - никогда так не играйте, т.к. следующим ходом данная идея опровергается полностью

Учебный анализ шахматных партий-9 Шахматы, Игры, Помощь, Шахматные задачи, Длиннопост

Я заостряю Ваше внимание диаграммами именно на первых ходах, чтобы стало понятно, что пренебрежение основными правилами дебюта и все возможные сомнительные кривые дебюты приводят зачастую к краху именно в самом начале. 4. d4 - перекрытие нападения на f2, защита коня и открытие пути для чернопольного слона. Конечно же следует 4... Фе4 - но радость черных за отыгранную пешку. преждевременна. Во-первых под боем слон, во-вторых ферзь в центре доски в начале партии очень уязвим для нападений, а в-третьих смотрим на следующую диаграмму.

Учебный анализ шахматных партий-9 Шахматы, Игры, Помощь, Шахматные задачи, Длиннопост

Белые развиваются с темпами, постоянно нападая на ферзя, выводя все (!) свои легкие фигуры, готовя рокировку, в то время как ферзь черных вынужден бегать от клетки к клетке, чтобы его не забрали.

Учебный анализ шахматных партий-9 Шахматы, Игры, Помощь, Шахматные задачи, Длиннопост

8. Кf3 - у белых все легкие фигуры в игре, и не просто в игре, а забрали под контроль центр, угрожают пешке f7, нападают на ферзя, рокировка будет следующим ходом, в данном случае сложно было играть как-то по другому. В тоже время у черных, обратите внимание на последовавший 8... Фе7 - это четвертый (!) ход ферзя с начала партии, конь на краю доски и под угрозой взятия из-за которого раскрывается "пешечный щит", чернопольный слон "плохой" и в защите короля никак помочь не может, да и угроз никаких создать тоже, и еще 2 легкие фигуры даже не сдвинулись с места. И далее конечно следует рокировка...

Учебный анализ шахматных партий-9 Шахматы, Игры, Помощь, Шахматные задачи, Длиннопост

... 10. Схh6 - взятие коня 10... gh - и конечно же жертва коня 11. Кf7 - хочу сразу предупредить любителей и начинающих, каждая жертва должна быть полностью просчитана с учетом, что соперник будет делать самый сильный ход, но именно ваша жертва несмотря на сильнейшие ходы соперника все равно приводит к победному результату. Если в ваших расчетах подобного нет и/или вы надеетесь ,что соперник будет делать только те ходы, которые вы от него ждете или у него есть такой ход, который полностью перечеркивает выгоды от отданной фигуры - но вдруг он его не заметит, то откажитесь от жертвы и ищите другие варианты ходов. Ведь если вы видите сильнейшие ходы соперника, то и соперник их обязательно увидит... А вот если в совершении ходов соперник допустит ошибку, то вы выиграете просто быстрее. Я не думал, что соперник возьмет коня 11... Лf7 - я считал что последует 11... Кс6 попытка развития и на двойной шах, он спрячет короля в угол на h8 и попробует как-то начать оборонятся, но взятие последовало

Учебный анализ шахматных партий-9 Шахматы, Игры, Помощь, Шахматные задачи, Длиннопост

Я понимаю, что черные похоже надеялись на разменять ладью на две легкие снять напряжение и уже потом как-то наладить контригру, да только меня связка ладьи более чем устраивала, т.к. 12. Ле1 - опять нападение на ферзя, угроза вывода ладьи на вскрытую линию g (вот поэтому зачастую очень плохо выводить коня на h6), как видно из нотации после ухода ферзя 13. Ке5 - нападение на связанную ладью и ответ черных 13... Кс6 - поздно, черные стали развивать фигуры уже тогда, когда форсированной атаке белых невозможно было помешать.

Учебный анализ шахматных партий-9 Шахматы, Игры, Помощь, Шахматные задачи, Длиннопост

вот теперь последовало взятие связанной ладьи на f7, соперник конечно ферзя отдавать не стал, увел короля из-под шаха, на последовавший потом 15. Фg4+ Крh8 - далее идет мат в 4 хода.

Мат прекрасно виден по нотации и вы можете спокойно его воспроизвести, как на доске, так и в голове используя диаграмму.

Итак, резюмирую.... Хотя прежде всего попробую предвосхитить мысли читающих данный пост, мол ТС играл уж с каким-то совсем ребенком. Нет, не с ребенком, но играл правда с любителем, который правда во время перекуров между турами говорил, что у него рейтинг на личессе за 1600 - не проверял, возможно.
Но в данной партии мой соперник в старании удивить противника хитрым дебютом переиграл сам себя, т.к. я используя ошибки соперника провел действительно безупречную партию (сам был рад себе) после проверки по движку - ошибки со стороны белых 0,05 - ну здесь правда было трудно сыграть белым плохо, т.к. соперник полностью мне помогал себя обыгрывать.

За сим всё. Следующий обзор уже лежит здесь в черновиках

Показать полностью 8
18

Учебный анализ шахматных партий-8

Доброго времени суток!
Календарный год мои ученики начали урожайно. О выезде в начале января и одном местном турнире я уже говорил в предыдущем посте. К началу февраля на еще одном из местных турниров в 3-х возрастных категориях 1 место, 2 место и 3 место; двое изменили 3 юношеский разряд на 2ю и еще один выполнил 3ю и это с учетом, что мои сильнейшие игроки, по совместительству мои сыновья в этом турнире не участвовали, а ездили на этап Детского кубка России, здесь результат похуже, лучший 18 место из 48, по играм +4=2-3 и это при том, что по разбору партий должно было быть +6=2-1, а это по итогам того турнира гарантированный пьедестал... ну если бы да кабы...
Вот, к сожалению, не получается, хотя бы раз в неделю пилить пост, то турниры местные их подготовка и судейство, то поездка детей на Детский кубок России и надо работать с ними по ходу турнира - разбирать сыгранные партии, стараться находить игры соперников в инете и пытаться подготовиться под соперника (попасть в дебют, постараться бороться с наигранными заготовками соперника...) и прочая подобная работа по ходу турнира.
Но вот сегодня ночная смена, есть вдохновение и есть материал.
Партии в инете нет, т.к. взял одну из партий с бланка с Детского кубка России. Партия ничейная, достаточно крепкая. Почему я ее выбрал, расскажу по ходу разбора диаграмм и ходов.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Кому интересно, можете самостоятельно полностью просмотреть партию по бланку. Мой сын 10 лет играл черными. Результат +3=2-4.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Перед нами Испанская партия. Про теорию испанки я уже в предыдущих постах упоминал, так что только чуть коснусь данного вариант, где белые не берут коня 5. Сс6, - а отходя 5. Са4.
Это - открытый вариант в Испанской партии, который имеет устойчивую репутацию очень активного начала. С угрозой черных отъесть пешку на e4, тем самым освободить центральное пространство для действия своих фигур. Недостатком такого варинта для черных - становится нестабильная пешечная структура на ферзевом фланге. Слабости, образуемые в построении черных, могут самым непосредственным образом сказаться на их шансах в игре.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

до 10 хода с обоих сторон дебют разыгран четко по теории. Следует размен пешек в центре и 11.сd - белые приглашают черных забрать 11.... Ке4 12. Сd5 - пешку бить нельзя, ибо следует вилка и дальше могло быть следующее 11...Кxe4 12.Сd5 Фe8 13.b4± Сb6 - слон уходить с диагонали а5-е1 и ладья беспрепятственно выходит 14. Ле1

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Получилась бы в итоге следующая позиция и у черных всё плохо, связанные оба коня, и если рассматривать данный вариант дальше, то уже здесь черным бы следовало сдаваться, т.к. ситуация безнадежна. Но вот здесь я порадовался за сына, т.к. при разборе партии, на мой вопрос, почему нельзя было бить 11... Ке4 - он мне, данный вариант просчитал, говоря, что полностью видел проигрышный момент. И в партии был сделан ход 11... d5
Далее последовала серия разменов, не буду тут приводить всю партию, белые стремились создать атаку на ферзевом фланге по линии с, черные отдали пешку на а6, но постарались организовать контригру на королевском фланге и на 30 ходу возникает очень интересная позиция, в которой я опять был рад и горд сыном, потому что его расчет позиции и дальнейших ходов показал, что мастерство растет.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

30.Кg6 - вилка, угроза для черных - потеря "качества" и сильная атака белых на линии с. Но здесь сказались занятия, где мы решали задачи как на тактику, так и на защиту от вилок, связок и прочих угроз. Искушённым шахматистам, думаю не составит труда просчитать выход черных из такой неприятной ситуации. А для начинающих и любителей немного теории. Двойной удар (в простонародье вилка) – один из самый распространенных тактических приемов в шахматах. Возникает при одновременном нападении на два или более пунктов. Эффективность данного приема заключается в том, что спасти удается только одну фигуру (пешку) и лишь в редких случаях избежать материальных потерь. Но существует и несколько вариантов, как выйти из под вилки без потерь, да бывают вилки от которых нет спасения и приходится отдавать фигуру, но есть и возможности благополучно выйти из данной ситуации.
Атаковать более ценную фигуру противника, если есть защита своей атакующей фигуры.
Дать шах одной из атакованных фигуру, тем самым выводя его из под удара, а следующим ходом вывести из под удара и вторую атакованную фигуры.
Разменять одну фигуру, иногда позиция позволяет сделать полноценный размен без ущерба, или потерять "качество" (разменять ладью на легкую фигуру), что уже не очень хорошо и в данной позиции именно такая угроза нависла над черными. Но последующая комбинация меня очень порадовала.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Прокомментирую серию последующих ходов, постарайтесь представить их 30...Фxd4+ - выводится одна фигура из-под удара с шахом и нападением на беззащитного ферзя. 31.Фxd4 белым ничего не остается, как менять ферзей 31...Кxd4 32.Кxf8 белые все таки забирают атакованную ладью конем, но тут уже черные 32... Кe2+ при помощи вилки на короля и ладью достигают равенства 33.Крf2? 33...Кxc1 = 34.Лxc1 И так на доске возникает равный эндшпиль при достаточно равных шансах... вернее мог возникнуть, если бы не ошибка черных

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

34... Лf8 - то ли после достаточно хорошо просчитанной комбинации на ход 34... Крf8 - сил уже не хватило, то ли это детский импульс сработал, сначала схватиться за фигуру, а потом думать, не знаю и детеныш так же объяснить данное взятие не смог. Потому как последовало 35. Лс6 - черные теряют важную пешку на с6 и после нескольких ходов партия из равной превращается в +3 у белых. Вот она цена ошибки, вот к чему приводит недосчет и излишняя торопливость. Поэтому, обращаясь к любителям и начинающим, когда у вас проходит сложный размен, не идите в него до конца, даже, если вам кажется, что вы всё досконально просчитали. Разменяли первую пару фигур - остановитесь, пересчитайте вариант, не возникло ли ответвлений, угроз, отскоков соперника. Если нет - меняйте следующую и опять останавливайтесь - и так до конца размена, тогда вы точно будете уверены, что не допустили просчета.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

37. а4 - у белых преимущество +3 и черным приходится приложить максимум усилий, чтобы спасти партию. Конечно на уровне гроссов, а даже и 1 разрядов черные бы сдались, т.к. перспектив вытащить партию - нет, я бы тоже сдался, но дети играют до конца. И, опять же, обращаясь к любителям и начинающим, пока не научитесь хорошо оценивать позицию на доске - не сдавайтесь. играйте до тех пор, пока уже не будете точно видеть угрозу мата. А вот тогда не тяните со сдачей, уважайте соперника, не стоит тратить его время и свое - шахматная этика.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

но на уровне возрастных категорий до 13 лет черные на сдались, партия продолжилась и благодаря одной ошибки белых к 50 ходу черные выравнивали партию и после 50. g4 hg 51. fg - партия становится полностью ничейной. Правда соперники доиграли ее почти до конца, т.е. до пата.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

57. Крf4 - план черных разменять ладьи с условием, чтобы у белых возникла теоретическая позиция "король с пешкой против короля - ничья". Мы одно время усиленно сидели на эндшпилях, ибо именно решение эндшпильных задач лучше всего учит просчитывать варианты дальнейшего развития событий. В принципе уже здесь черным можно было 57... Лf5 и если 58. Крf5 то черные захватывают оппозицию 58... Крf7 и пешка не проходит. Если же 58. gf - то Крf6 и король сзади пешки - ничья. Я в этом разборе не буду рассматривать данную теорию эндшпилей, итак разбор длинный получился, но точно к теории эндшпилей еще вернусь.

Учебный анализ шахматных партий-8 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

55.Kрf4 Kрg6 56.Kрe5 Лxf5+ 57.gxf5+ Kрf7 58.f6 Kf8 59.Kрe6 Ке8 60.Ке5 Ке6 Kf8= и соперники согласились на ничью - черные правда сделали лишний ход 55... Kрg6, но тем не менее разменяли ладьи и на диаграмме как раз 57 ход белых, как видите черные ответили 57... Kрf7 - и получается теоретическая позиция король рядом с пешкой на одной горизонтали - всегда ничья. Есть правда одно исключение, но но работает на 6 горизонтали (как сказал - углубляться не буду).
Что можно сказать по итогу, согласно движку "Белые в действительности могли выиграть". Взвешенное значение ошибки: Белые=0.48/Черные=0.55
На самом деле для возраста до 13 лет точность ходов - очень даже мощная, т.к. в основном данный коэффициент составляет около 1 - 1,2.

Партия порадовала, угрозы видел, считать умеет, основную теорию эндшпилей знает. Хорошая ничья.

Да я помню свое обещание в комментах рассказать о "грязных шахматах", тем более, что на прошедшем турнире, мне как судье пришлось опять столкнуться с подобным явлением. Пост зреет.

За сим - всё. Спасибо за внимание.

Показать полностью 11
16

Учебный анализ шахматных партий-7

По горячим следам "Большой турнир Пикабу, рапид".
Оговорюсь сразу. Дело в том, что рапид 10 минут нигде на официальных турнирах не играют. Стандартный формат 10+5, а привыкши такому - сложно перестраиваться. UDP - это я промухал, не на тот турнир заскочил, как раз сейчас идет многодневный 10+5.
И так мой результат 29 место +5-4. В двух последних партиях откровенно поплыл и если предпоследнюю вытащил чудом, там соперник легко меня оставлял без фигуры, но что-то просчитался и в итоге сдался видя неминуемый мат. То в последней в моей любимой голландской защите, которую я разыгрываю как по движку, ибо наиграна годами - зевнул откровенную вилку, там летела ладья без компенсации, ну и сдался.

Но в этом разборе будет другая партия. Мы очень неплохо общались в чате и вот одну партию из собеседников разберу.
Партия. https://lichess.org/2DBed3sd/black

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Перед нами Ферзевый гамбит – дебют, который возникает на доске после ходов 1.d4 d5 2.c4. - и является одним из основных закрытых дебютов и самым популярным за белых. В зависимости от того, примут чёрные жертву пешки или нет, различают: Принятый ферзевый гамбит и не принятый ферзевый гамбит. В начале и середине ХХ века принятый ферзевый гамбит считался теоретиками, например Таррашем, как сомнительный, ибо черные сдают центр «просто так». Но когда в середине ХХ века его с успехом играли Смыслов, Петросян, которые, как известно, были чемпионами мира, дебют был принят многими гроссмейстерами.

Но, я считаю, что ферзевый гамбит существует, чтобы его не принимать и в большинстве партий отвечаю 1... f5 - голландская защита излюбленная и наигранная мною. Существуют несколько вариантов - каменная стена, ленинградский вариант и др. Мною наиграны и стена и ленинградка. Суть за черных в ответе - не против вскрыть линию f и организовать атаку. Еще одна цель – пункт е4, одно из ключевых центральных полей. Взоры белых в голландской  защите устремлены чаще всего в центр и на ферзевый фланг.

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

В партии же последовало 2. е4 - Гамбит Стаунтона самый острый вариант данного дебюта. Во-первых, белые за жертву пешки получают весьма опасную инициативу, и черным не так то и просто защищаться. Во-вторых, белые «сбивают с настроя» черных: как правило, игрок играющий черными Голландскую защиту предпочитает закрытые позиции и имеет позиционный стиль игры. Я действительно предпочитаю закрытые позиционные партии "маханию шашками" в центре доски).

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Первые 7 ходов с обоих сторон разыграны четко по теории и 7... е6 - надежнее, чем сыгранное мною g6? потому как есть потенциальный выход коня Кс6 и мешает двинуться пешке на d5. Но мною было сыграно 7... g6 - помарка, которая на данном этапе стоила мне преимущества.

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

8... е6 - я так конечно сходил, но как видно если бы последовало 9. Сс4, то у белых появляется движение на d5, но здесь соперник пытаясь развиться с темпом сходил 9. Сb5+ - что позволило мне выйти на приемлемый для меня вариант.

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Вот здесь я задумался на 1,5 минуты. Всё таки безопасность короля никто не отменял, но в тоже время особого давления белые в центре не наращивали и как видно по моим ходам, я решил не рокироваться в длинную сторону, хотя и рассматривал это вариант. В нотации он представлен, а сходил 14... Kbd7 Давайте оценим позицию. Со стороны белых - всё сделано четко. Фигуры развиты, рокировка сделана, уничтожен опасный для них чернопольный слон, но в тоже время сложности в центре, очень "плохие" кони и белополный слон контролирует диагональ, которая в данной позиции черных не представляет никакой угрозы. Черные, да король не рокирован, хотя и есть потенциально 0-0-0, но пространственное преимущество на лицо, и давление на пешку d, которую белым необходимо контролировать.

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Да следовало забрать пешку на d4, но времени 5 минут на часах, а т.к. нет добавления, но нужно действовать нескольким быстрее и мысль моя была следующим ходом Кd5 с идеей если соперник берет на d5, то ed - подготовить изолированную защищенную проходную по линии е и форсированно двинуться в эндшпиль, т.к. времени оставалось немного. Как последовал подарок от соперника.

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Такой подарок, что я даже опешил. Соперник пошел на размен и уничтожение моей пешки на е4, отдавал мне пешку на d4 и после 18.Кf2 Кd5 19.g4 - мне было бы достаточно сложно сохранить равенство, т.к. при лучшем раскладе я оказывался 2 ладьи и 2 лишних пешки - против коня, слона и ладьи - очень сложный предстоял бы эндшпиль, с учетом, что время на ход не добавляется, а считать пришлось бы очень много.

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

И как видно из диаграммы, соперник потратил всего лишь 24 секунды на раздумье, хотя преимущество его во времени было почти 3 минуты. Маленькое отступление для любителей и начинающих - за временем надо внимательно следить и если время соперника меньше, чем у вас, то потратьте больше своего времени на расчет вариантов, но так, чтобы когда будете делать ход, запас оставался около 30 секунд - это даст вам преимущество, как во времени, так и в продуманности дальнейших вариантов.
18. Лf2?? - подарок, абсолютно не ожидаемый. Соперник закрывается от шаха ладьей и на ровном месте отдает коня, а так как я точно выигрываю фигуру, то надо не давая сопернику опомниться лететь в эндшпиль на всех парах - меняя "всё на всё" 18... Фе4

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Я вот смотрю сейчас на партию и на время соперника и прекрасно понимаю, почему он проиграв коня, пошел на размен ферзей, а потом на размен и слонов - это импульс, это не продуманный размен, это хватание за фигуры - это то от чего я годами отучаю своих учеников. Даже если вы идете в размен и вроде точно его рассчитали, то всё равно, после взятия-взятия не спешите продолжать размен, а остановитесь и посчитайте, посмотрите, может появились другие варианты.

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Маленькое отступление для начинающих и любителей. Мне один из знакомых тренеров КМС в свое время рассказывал про свою игру с гроссмейстером, мы как-то обсуждали образ мышления гроссов. Так вот он говорит, играли классику, сижу и понимаю, что мне стоит неминуемый мат в 4 хода, и конечно же понимаю ,что соперник-гросс тоже это видит, так тот минут 15 считал, потом сделал 2 хода и еще минут 10 пересчитывал, проверял, а не появилась там какое-то ответвление на "дереве вариантов".

Вернемся к партии. А здесь я уже был полностью уверен, что выиграю - лишний конь и поэтому предлагал сопернику размен, и он на него соглашался.

Учебный анализ шахматных партий-7 Шахматы, Игры, Шахматные задачи, Длиннопост

Соперник был не против размена и в итоге с лишним конем я спокойно довел партию до победы. Сэкономлю ваше время, уважаемые подписчики, не буду показывать дальнейшее продолжение. Тем, кто будет смотреть партию до конца и задастся вопросом, почему пешки проводились в коней, а лишь последняя стала ферзем - пусть это останется между мной и соперником) И да, еще момент, немного побахвалюсь мат королем и ферзем одинокому королю на реальной доске с реальными часами из худшей позиции я ставлю за 14 секунд, с ладьей за 27. Для чего мне это было надо - а для того, чтобы в эндшпиле я не дергался на часы и точно знал, что мат я успею поставить. И еще для того, чтобы когда с детьми идет отработка основных матов, а я в начале обучения, когда проходим маты, то 3 основных мата (королем и ферзем одинокому королю, королем и ладьей одинокому королю, линейный мат) довожу до автоматизма, как правило это отрабатывается за 5-6 занятий, но детям становится к третьему занятию скучно и нудно повторять мат и чтобы всколыхнуть их интерес, я показываю эти маты на скорость)

Резюмирую. Партия достаточно крепкая с моей стороны. Да с небольшими неточностями, да присутствует зевок - не взятая пешка 18... Фd4 но точно по движку - 90%, что очень даже отлично.

За сим всё! Спасибо за внимание!

Показать полностью 11
18

Учебный анализ шахматных партий-6

Прошли новогодние праздники, мы с учениками не просто прохлаждались, а провели их с пользой. Съездили в соседний северный город, сыграли опен-турнир. Результаты достаточно крепкие 5 место и 0,5 не хватило до пьедестала, другой ученик замкнул десятку и еще один обыграл, занявшего по итогу второе место с рейтингом за 1900. В зачете девочек моя восьмилетняя ученица заняла 3 место.
А на минувших выходных сыграли местный турнир нашего города. 60 участников в возрастных категориях до 11, 13 и 15 лет, моих учеников 10. Как результат отлично проведенный турнир 6 медалей, 5 учеников выполнили разрядные нормы. При этом в возрастной категории до 15 лет 5 моих учеников забрали первые 5 мест, а мой 10 летний сын в этой группе за 2 тура до конца турнира был недосягаем на 1 месте. До 13 лет - второе место, а до 11 лет 2 и 3 места. Подтверждаем свое реноме сильнейших в городе. Конечно все таки уровень нашего города достаточно низкий, но тем не менее и играть здесь надо с позиции силы - пришел - уверенно всех обыграл - забрал медаль и мотивировано ушел готовиться к выезду на этап детского кубка России в конце января.
Так что похвастался, а теперь разбор коротенькой партии, в которой для начинающих будет откровенно видно, чем плохо "пешкоедство" и как один неправильный ход может полностью погубить партию.
Партия. https://lichess.org/8aq7Xobk#5

Учебный анализ шахматных партий-6 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Задача, Длиннопост

Итак, перед нами опять Скандинавская защита со стороны черных, о ней я уже рассказывал в предыдущих постах этой серии и современный вариант уход ферзя обратно на d8. Во многих учебных пособиях по шахматам утверждается, что скандинавская защита, не самый лучший дебют за черных. Дело в том, что после взятием ферзём пешки d5, белые выводят с темпом коня на с3. Ферзь вынужден уходить. Для желающих глубже изучить партию Александра Костенюк — Ромэйн Эдуард. Достаточно познавательная игра.

Учебный анализ шахматных партий-6 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Задача, Длиннопост

до 8 хода, как мы видим и белые и черные играют четко по теории, делая правильные ходы. Как уже известно из минусов "скандинавки" для черных - они нескольким отстают в развитии, поэтому движок дает преимущество для белых +1,9. Но тем не менее положение черных достаточно крепкое, необходимо сделать рокировку и постараться выравнять позицию...

Учебный анализ шахматных партий-6 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Задача, Длиннопост

А вот на 8 ходу черные допускают грубейшую ошибку 8... Кd4 - типичное "пешкоедство" с потерей фигуры за пешку - и это будет для них лучший вариант. Как говорят в видеороликах - "поставьте видео на паузу"....

Учебный анализ шахматных партий-6 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Задача, Длиннопост

... и найдите, почему черным сейчас нельзя брать коня ферзем и почему взятие пешки на d4 и последующее взятие коня привели черных к гибели...

Учебный анализ шахматных партий-6 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Задача, Длиннопост

как видите всё достаточно просто - следует вскрытое нападение и лучшее, что сейчас могут сделать черные - это закрыться от шаха ферзем, отдав его тем самым за слона и по большому счету, черным даже при таком раскладе следовало бы сдаться.

Учебный анализ шахматных партий-6 Шахматы, Шахматные задачи, Игры, Задача, Длиннопост

и как мы видим, черные полностью просчитываются в размене, т.к. следует 10... Сd7 - т.е. закрываются от шаха не ферзем, а слоном, теряют ферзя 11. Фd4 Cc3 - зачем то еще бьют коня и после 12. Сd7 Кd7 - сдаются.

Партия конечно коротенькая, белые легко ее выиграли. По сути это не белые выиграли, а черные проиграли погнавшись за "отравленной" пешкой.
Думаю меня простят мои подписчики за такую вроде как короткую и простую партию, но я с самого начала декларировал, что разбор и подбор партий буду ориентировать на начинающих и любителей. А здесь как раз показаны самые свойственные ошибки для начинающих, ну и конечно тактический прием "вскрытое нападение" - а этот обязательно и знать и применять.
За сим всё. Спасибо за внимание!

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!