Серия «Девяностые. День за днём. Год 1990»

Продолжение поста «22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково»

Многим было интересно, какое наказание понес дежурный электрик, по вине которого и произошла катастрофа. В тот момент, мне не удалось найти ничего об этом. Но когда я читал газеты, готовя следующие материалы, нашёл вот такую статью в Известиях:

О железнодорожной катастрофе год спустя

Продолжение поста «22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково» СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Суд, Приговор, Газета Известия, Ответ на пост
В белгородском областном суде завершилось слушание дела о железнодорожной катастрофе на станции Ельниково Южной железной дороги, произошедшей на исходе декабря прошлого года.
В те трагические дни «Известия» подробно рассказывали об этой катастрофе. Тогда погибло 11 человек, свыше 60 пассажиров получили ожоги и другие телесные повреждения. Материальный ущерб превысил 2 миллиона 350 тысяч рублей.
Причиной катастрофы, как доказано судом, стали грубейшие нарушения инструкций и нормативных актов Министерства путей сообщения дежурными службами станции и Белгородского отделения дороги. Суд приговорил: начальника станции Ельниково, в те роковые часы исполнявшего и обязанности дежурного, Д. Труфанова к 5 годам, электромеханика С. Фирсова — к 4 годам лишения свободы с пребыванием в колонии-поселении для лиц совершивших преступление по неосторожности, дежурного по станции С. Шепиля — к 3 годам лишения свободы условно, дежурного диспетчера Белгородского отделения Южной железной дороги Н. Клавкину — к 3 годам условно с двухгодичным испытательным сроком.
"Известия" 18 ноября 1991 года.

Как по мне, так слишком мягкое наказание. А вы как считаете?

Материал проекта "30 лет назад", в котором я ежедневно рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 30 лет назад.

Показать полностью 1

30 декабря 1990 года. Снос палаточного городка у Кремля

Сейчас это покажется неправдоподобным, но в 90-е в самом сердце Москвы стоял палаточный городок, заселенный довольно своеобразным контингентом. В течение шести месяцев власти не только не предпринимали попыток снести лагерь, но и даже вели с его обитателями диалог.

В июле 1990 года на Красной площади недалеко от Васильевского спуска в считанные дни вырос несанкционированный властями палаточный городок. Здесь уже на постоянной основе разместились недовольные происходящим в стране. Место было выбрано неслучайно. В расположенной рядом гостинице "Россия" жили депутаты съезда Верховного Совета, которые ходили на заседания в Кремль как раз через территорию лагеря, что позволяло бастующим лицом к лицу пообщаться с народными избранниками

30 декабря 1990 года. Снос палаточного городка у Кремля 90-е, СССР, Кремль, Длиннопост
30 декабря 1990 года. Снос палаточного городка у Кремля 90-е, СССР, Кремль, Длиннопост

В палаточном городке проживала «сборная солянка» — беженцы из Карабаха, граждане без жилья, всякие колдуны, пророки и непризнанные изобретатели, а также «диссиденты и ходоки к Горбачеву». У обитателей городка не было единых требований, каждый жил под своим собственным лозунгом. Там можно было увидеть плакаты наподобие: «Требуем гласного расследования и гласного суда над теми, кто творил беззаконие над нами и покрывал должностных преступников» или «Депутат Моссовета Осетров С. И. Кому продался?». Сам проход между палатками получил громкое название «проспект террора КПСС». Постепенно лагерь стал обрастать стихийным рынком. Там можно было купить всякую всячину: от тапок и сумок до водки и бананов. В итоге рынок разросся настолько, что кооперативные ларьки стали выстраиваться вдоль стен ГУМА.

30 декабря 1990 года. Снос палаточного городка у Кремля 90-е, СССР, Кремль, Длиннопост

В конце сентября власти решили вступить в диалог с жителями палаточного городка. Моссовет заверил митингующих, что их права будут защищены законом, а жалобы, коих накопилось аж 144, рассмотрят в самое ближайшее время. Пик популярности бастующего городка пришелся на октябрь 1990-го года, эта тема усиленно муссировалась в прессе, на телевидении, а также эксплуатировалась разного рода политическими популистами. Жители лагеря осмелели настолько, что решили основать фонд «Союз гонимых» с валютным счетом в Гамбурге. На Западе сразу нашлись желающие перевести туда круглые суммы. До властей все чаще стали доходить сведения о участившихся случаях попрошайничества в лагере, немалых валютных доходах «притесняемых» и их активном стремлении войти в большую политику. В ноябре комиссией Верховного Совета СССР были рассмотрены все жалобы, однако обоснованными из них признали лишь три. Требование «предать КПСС Нюрнбергскому суду» и ему подобные были отклонены. Ближе к зиме в Моссовет пришло письмо Председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова, который выступил с инициативой принять решение о судьбе палаточного городка. В итоге депутаты приняли резолюцию: жителей незаконно выстроенного платочного лагеря сначала предупредить, затем выселить, а саму территорию очистить.

30 декабря 1990 года. Снос палаточного городка у Кремля 90-е, СССР, Кремль, Длиннопост
30 декабря 1990 года. Снос палаточного городка у Кремля 90-е, СССР, Кремль, Длиннопост

Ночью 30 декабря подъехал ОМОН и в считанные минуты зачистил территорию, скрутив и посадив в машины всех бастующих. При этом не было ни драк, ни побоев. За силами правопорядка прибыли грузовики, погрузили все содержимое лагеря в кузова и увезли на свалку. В докладной записке начальника РУВД Пролетарского района Москвы подполковника Заваюра сообщалось, что ходоки категорически отказывались покинуть территорию лагеря, после чего насильно были посажены в автобус и доставлены в спецприемники ГУВД. Всего было вывезено 43 человека: 21 мужчина, 15 женщин и 7 детей. Женщин доставили в Новослободский спецприемник, мужчин — в Матросскую Тишину. Всего, согласно документу, на территории, прилегающей к гостинице «Россия», было ликвидировано 52 палатки и вывезено 60 грузовых машин мусора и строительных материалов. К 6 часам утра от незаконного поселения не осталось и следа.

30 декабря 1990 года. Снос палаточного городка у Кремля 90-е, СССР, Кремль, Длиннопост

«Общественный фонд помощи обитателям палаточного городка» какое-то время пытался судиться с властями на основании материального ущерба, якобы нанесенного жителям лагеря (в частности, были разбиты дорогостоящие импортные термосы), однако все тщетно. Большинство депутатов Моссовета и членов комиссии по законности не скрывало своего удовлетворения тем, что ситуацию удалось разрешить быстро и безболезненно, не нарушив чьих-либо прав. Эксперты тогда справедливо заметили, что ликвидация платочного городка ознаменовала окончание перестройки с ее свободой и гласностью.

По материалам Rambler, Коммерсант, varlamov.ru

Материал проекта "30 лет назад", в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 30 лет назад.

Показать полностью 6

27 декабря 1990 года

👨🏻‍🚒 27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР". Корпус возглавил Сергей Шойгу.

В 1995 году указом президента РФ 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

27 декабря 1990 года СССР, 90-е, Политика, МЧС, Сергей Шойгу, Видео, Длиннопост

👨‍⚖️ На IV Съезде народных депутатов СССР первым и последним вице-президентом СССР избран член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС, председатель ВЦСПС Геннадий Иванович Янаев.

Избрание Г.И. Янаева на пост вице-президента СССР сопровождалось скандалом. При первом голосовании его кандидатура не набрала необходимого числа голосов, в том числе из-за противодействия депутатов из Межрегиональной депутатской группы. Кандидатура Г.И. Янаева была вынесена на повторное голосование. Чтобы сорвать его избрание, многие депутаты просто унесли выданные бюллетени, но Счетная комиссия Съезда засчитала все эти бюллетени как поданные за Г.И. Янаева.
27 декабря 1990 года СССР, 90-е, Политика, МЧС, Сергей Шойгу, Видео, Длиннопост

🎄 Постановлением Верховного Совета РСФСР 7 января (Рождество Христово по православному календарю), по ходатайству Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, объявлено выходным днем.

🛒 Репортаж о первых частных магазинах. Выпуск программы Время, от 27 декабря

Материал проекта "30 лет назад", в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 30 лет назад.

Показать полностью 2 1

26 декабря 1990 года. New Ghostbusters 2

В Японии, на платформе Famicom (а позднее и в Европе, на NES), а также на GameBoy, выходит игра "New Ghostbusters 2".

26 декабря 1990 года. New Ghostbusters 2 Dendy, Охотники за привидениями, 90-е, Видео, Длиннопост

Вообще на NES было несколько частей «Охотников», однако New Ghostbusters II была самой интересной и увлекательной из них. Обычная Ghostbusters разлива 1984 года огорчала довольно рутинным игровым процессом, а культовый автомобиль Cadillac Miller-Meteor, он же «Экто-1», был сам на себя не похож. Ghostbusters II была уже повеселее и «Экто-1» стала похожей на свой прототип, но по-настоящему засияла именно New Ghostbusters II, игровой процесс которой был вовсе не про покатушки.

Здесь мы могли выбрать одного из пяти героев оригинальной истории — Питера Венкмана, Игона Спенглера, Рэя Стэнца, Уинстона Зеддмора и Луиса Тулли. Да-да, скромняга - бухгалтер и соседушка Даны Баррет, героини Сигурни Уивер, тоже стал игровым персонажем и охотником. Бонусным, так сказать. И доступен он в качестве такового только в версии игры для NES. Ещё New Ghostbusters II выходила для Game Boy, но это была отдельная разработка, а не порт.

26 декабря 1990 года. New Ghostbusters 2 Dendy, Охотники за привидениями, 90-е, Видео, Длиннопост
26 декабря 1990 года. New Ghostbusters 2 Dendy, Охотники за привидениями, 90-е, Видео, Длиннопост

В New Ghostbusters II для NES был занимательный, но преимущественно бессмысленный функционал для второго игрока — нажатием кнопки на втором контроллере он мог выпускать ловушку для ловли призраков. Собственно, в этом и заключалась главная цель всей игры: ловить призраков на уровнях. С каждым следующим уровнем нечисть становится всё больше и злее, не говоря уже о боссах, поджидающих в конце каждого из уровней.

Впрочем, нельзя сказать, что игра снискала любовь критиков и игроков. Да, она была самой классной из Ghostbusters на NES, в неё было интересно поиграть несколько вечеров, особенно после просмотра замечательных кинолент об «Охотниках», но не более того. Поэтому картридж с данным проектом очень часто можно было найти в кустарных обменных пунктах, ведь на руках она не задерживалась. Добавь разработчики полноценный 2P-режим, приключение могло и преобразиться.

Материал проекта "30 лет назад", в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 30 лет назад.

Показать полностью 3 1

23 декабря 1990 года. Конверсия ВПК

Сюжет о производстве, по конверсии, персональных ЭВМ научно-акционерным центром "Сунгуль", организованном на базе ВНИИ технической физики в городе Челябинск-70. Программа "Время", эфир 23.12.1990 г

Слово «конверсия», ныне подзабытое, было одним из самых популярных в конце 80-х — начале 90-х. Актуальность конверсии была тогда самоочевидной. Военно-промышленный комплекс занимал в промышленности Советского Союза центральное место, под грузом оборонных затрат экономика не выдерживала, ее перевод на мирные рельсы был безусловным приоритетом для любого правительства в то время. «Верхняя Вольта с ракетами» — стандартное определение СССР, конечно, страдало пропагандистским перехлестом, но отчасти было верным. Научившись строить космические ракеты и атомные подводные лодки, Советы так и не научились выращивать достаточно хлеба или шить джинсы.

КОНВЕ́РСИЯ ВОЕ́ННОГО ПРОИЗВО́ДСТВА, частичная или полная переориентация научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, предприятий, разрабатывающих и выпускающих продукцию военного назначения, на производство гражданской продукции или продукции двойного назначения. В современных условиях К. в. п. – важнейшая составная часть процесса разоружения. Она позволяет избежать экономических и социальных издержек, связанных с закрытием военно-промышленных предприятий, использовать высококвалифицированные кадры и передовую техническую базу этих предприятий в интересах экономического развития государства. К. в. п. реализуется, как правило, в рамках гос. программ и гос. финансирования и является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности.

Но даже самым ярым антисоветчикам было ясно, что проблема так просто не решается: в ВПК были заняты десятки миллионов людей. Вопрос о том, как их трудоустроить, вставал сам собой. Многие военно-промышленные предприятия были градообразующими и, по сути, единственными работодателями в некоторых районах страны. Предложенный тогда же властью и «прорабами перестройки» ответ — конверсия — привлекал общество своей простотой и убедительностью. О невозможности для оборонного завода, делающего ракеты, перейти на производство мясорубок как-то не задумывались.

Оказалось, что конверсия — всего лишь лозунг, за которым ничего не стоит. Правительство не давало на нее денег, а сами предприятия не имели собственных средств для демонтажа старого оборудования и закупки нового, для гражданской продукции. При этом они должны были поддерживать мобилизационные мощности на случай войны.

Но дело заключалось не только в технических проблемах. Россия стремительно входила на мировой рынок и открывала свой внутренний для импортеров, завозивших товар более качественный и/или дешевый, чем продукция отечественного ВПК. Его мясорубки или телевизоры потребители покупали только в условиях отсутствия конкуренции.

Выяснилась и другая, более интересная вещь. Предприятия ВПК выживали именно за счет производства профильной продукции. Никакие утюги, кастрюли и бетономешалки не могли заменить автоматы, радары и самолеты. Оружие стало важной статьей экспорта, и Россия заняла прочное второе место на мировом рынке в данном сегменте. Составляя от 3 до 5% всего экспорта, оружие является тем более важным, что цены на военную продукцию куда более устойчивы, чем на нефть. Более того, если брать в целом, то устойчивость оборонных предприятий оказалась выше, чем у таких, казалось бы, мирных и должных пользоваться устойчивым спросом предприятий, как фабрики пищевой и легкой промышленности. Им дешевый импорт из Китая нанес куда более сильный удар.

Все же надежды, связанные с технологическим обновлением страны, следовало возлагать не на ВПК, а на иные секторы экономики, поскольку его производственная и интеллектуальная база мало подходили для такой задачи.

Источник: Forbes

Материал проекта "30 лет назад", в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 30 лет назад.

Показать полностью

22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково

Поздним вечером 22 декабря 1990 года жители небольшой деревни Пригорки Прохоровского района Белгородской области были встревожены необычным явлением. В комнатах, окна которых выходили на восток, стало светло почти как днем, а через несколько секунд донеслись громовые раскаты.

Решив что горят дома хутора за железной дорогой, несколько человек поспешили туда. Но по пути они увидели совсем иное - маленькая, всего в четыре пути, станция Ельниково была завалена горящими вагонами - грузовыми, пассажирскими. На снегу темнели клочья матрасов, одежды, вещей. В шоке бродили пассажиры двух поездов, чей дорожный уют прервался столь страшным образом...

Станция Ельниково в Белгородской области по размерам была относительно небольшой, а её путевое развитие состояло из двух главных и двух боковых путей. В ночь на день трагедии в 02:10 на пульте у дежурного по станции начала гореть лампочка занятости участка второго главного пути между стрелочными переводами № 4 и 8 (участок «4-8 СП»), что в чётной горловине станции. Дежурным по станции (ДСП) Ельниково в тот день был Шепиль С. В., который опознал ложную занятость этого участка и направил туда для исправления электромеханика СЦБ (ШН СЦБ) Фирсова. При этом Шепиль не записал в Журнале о данном случае.

Когда электромеханик Фирсов прибыл на участок 4-8 СП, то в потёмках он, с его слов, не смог найти причину неисправности. Есть однако вероятность, что на допросах Фирсов лукавил, так как он уже ранее ремонтировал стрелочный перевод № 8, когда оборвался один из электрических медных соединителей в переходной кривой. Выполняя ремонт в тот раз, Фирсов не стал восстанавливать соединитель, что довольно утомительно, а просто прикрутил оторвавшийся соединитель к штепсельному болту посредством обычной скрутки. В этот раз из-за такого ненадёжного ремонта произошла потеря контакта между соединителем и штепсельным болтом, что и стало одной из причин сбоя в работе сигнализации занятости пути. Другой причиной стало то, что оборвался уже другой трёхметровый (3,3 метра) соединитель. Фирсов мог знать, что во втором случае причина неисправности такая же, как и ранее, но не стал заморачиваться в определении фактической причины и тем более устранять её. Кроме того он знал, что на этой станции боковой 4-й путь используется редко, поэтому просто взял электрическую перемычку и замкнул контакты 21 и 22 на дополнительном путевом реле участка между стрелками № 4 и 8. Сигнализация участка стала работать нормально, но электромеханик не стал сообщать дежурному по станции о том, как он устранил проблему путём грубого нарушения инструкций, так как это как минимум грозило депремированием. Между тем такое действие привело к тому, что теперь не работала сигнализация занятости бокового ответвления на стрелочном переводе № 8, отключив этот небольшой участок пути из электрической сигнализации станции

22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост

После «устранения» неисправности станция нормально проработала до 9 вечера, пока в 21:15 на неё не прибыл грузовой поезд № 3062, состоящий из 57 вагонов, ведомых электровозом ВЛ11-524. За ним следовал пассажирский поезд № 22 «Донецк — Москва» (по другим данным - Кисловодск - Ленинград) из 21 вагона, населённостью более 500 человек, ведомый пассажирским электровозом ЧС2-474. Так как пассажирский поезд из-за грузового выбивался из расписания, то дежурный по станции Ельниково, обязанности которого выполнял уже Трифонов, принял решение выполнить обгон пассажирским поездом грузового, для чего последний направил на боковой путь. Когда по данным сигнализации на пульте грузовой поезд полностью оказался на боковом пути, дежурный Трифонов (по другим данным — Труфанов Д. И.) сразу перевёл стрелочный перевод № 8 с «минусового» положения (на ответвление) на «плюсовое» (прямо), после чего открыл входной светофор пассажирскому поезду на проследование станции по 2-му главному пути.

Переводя стрелку, дежурный не убедился, что она действительно свободна, тогда как находящийся в хвосте грузового поезда полувагон ещё следовал по боковому отклонению. Ситуацию усугубило то обстоятельство, что данный стрелочный перевод был оборудован и подвижным сердечником крестовины, поэтому часть колёсных пар сошла с пути и направилась в прямом направлении. Вагон отцепило от состава и развернуло поперёк пути. Через несколько минут в 21:20 под зелёный сигнал входного светофора на станцию на высокой скорости въехал пассажирский поезд № 22. В условиях ночи и так как перед станцией была кривая, локомотивная бригада заметила опасность и применила экстренное торможение лишь за 300 метров до препятствия, тогда как расчётный тормозной путь в данной ситуации составил бы 622 метра. На скорости 90 км/ч электровоз ЧС2 протаранил грузовой вагон, из-за чего тот отлетел в сторону и врезался в три других грузовых вагона — цистерны с изопентаном, повредив их. Взрывоопасный груз загорелся и детонировал, после чего ударная волна, врезавшись в пассажирский локомотив весом 120 тонн, оторвала его от состава и отбросила на 1-й главный путь, а крыша и вовсе была обнаружена в полусотне метров на 3-м боковом пути. Также сбросило с пути 8 первых пассажирских вагонов, тогда как остальные 13, продолжая двигаться по инерции, въехали в пламя горящих грузовых вагонов. В панике пассажиры стали выбивать стёкла и пытались открыть двери, а когда вагоны остановились, то начали прыгать в снег.

22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост

Через несколько минут (по некоторым данным — около 21:36) на станцию с другой стороны по 1-му главному пути на высокой скорости въехал пассажирский поезд № 237 «Москва — Новороссийск» (по другим данным: «Москва — Харьков») населённостью более 200 человек и ведомый пассажирским электровозом ЧС2-672. Его локомотивная бригада применила экстренное торможение, что подтверждается технической экспертизой, но ввиду малого расстояния столкновение также произошло на скорости 90 км/ч. ЧС2-672 врезался в ЧС2-474, а затем пламя пожара перекинулось и на этот пассажирский поезд, в результате чего загорелись 7 пассажирских вагонов.

22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост
22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост

В результате крушения и пожара были разбиты до степени исключения из инвентаря 5 грузовых и 17 пассажирских вагонов (3 пассажирских вагона сгорели дотла), оба пассажирских электровоза, разрушены 600 метров пути (в том числе стрелочный перевод) и 600 метров контактной сети (в том числе 12 опор), а пожаром повредило лесополосу вдоль путей и даже здание вокзала станции. Общий ущерб по разным оценкам составил от 1,5 до 2,3 миллиона советских рублей, движение на направлении Москва — Крым было парализовано на 35 часов, а общий перерыв в движении составил более двух суток. На поезде № 22 на месте погибли машинист Герасимов и 7 пассажиров, ещё 53 человека были госпитализированы. Позже в больнице от полученных травм умерли ещё 3 человека, в том числе помощник машиниста Сергеев. Локомотивная бригада поезда № 237 успела покинуть электровоз и выжила, потерь среди пассажиров этого поезда также удалось избежать. Всего официально в катастрофе погибли 11 человек — локомотивная бригада и 9 пассажиров поезда № 22.

22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост
22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост
22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост

Из воспоминаний очевидцев:

Сергей Масловский, в то время начальник железнодорожной станции Прохоровка:

"В этот день я был на охоте. Вернулся домой поздно. Только уснул – звонок. Дежурная по станции Валентина Кулабухова сообщила об аварии в Ельниково. Я дал команду срочно подать к перрону маневровый. Наспех оделся – и к вокзалу. Маневровый уже стоял на втором пути. К Ельниково мчались по запрещающим сигналам – не до раздумий было.
У предвыходного маневровый притормозил, и я метров 700 бежал к полыхающей станции. Узнав обстановку, по рации приказал машинисту маневрового подходить. А состав горел так, что трудно было к нему подступиться. Кинулись к хвосту поезда и начали расцеплять последние семь вагонов. Затем стали собирать людей для отправки их с места аварии".

Валерий Иванов, тогда – заместитель начальника Прохоровского РОВД:

«Когда я по телефону узнал о трагедии, то сразу же отправил на место происшествия оперативную группу, поднял по тревоге весь райотдел, и мы по заметённой снегом дороге через Думное помчались в Ельниково. Расставили оцепление, помогали вытаскивать из вагонов людей, их вещи».

Евгений Погорелов:

«Я тогда возглавлял Прохоровскую пожарную часть № 26. 22 декабря был дома. Об аварии мне сообщили сразу же. Пока одевался, дежурный караула не стал меня ожидать и помчался к месту происшествия. Мы со старшим инспектором ГПН Сергеем Труфановым прибыли на место аварии на полчаса позже. Горели 16 вагонов, их тушила наша «пожарка». Ещё горели-полыхали две цистерны, а ещё две, пока не тронутые огнём, пришлось спасать охлаждённым поливом. Слава Богу, это нам удалось.
Перед Ельниково были беспорядочно порваны рельсы, это недалеко от стрелок. Где‑то посередине состава, в нескольких метрах от вагонов, мы нашли труп проводницы. Ещё мы обнаружили место от трупа – этакий жирный силуэт и остаток бедренной кости, а рядом – связка ключей. Уже потом, на другой день к вечеру, узнали, что из цистерн пролилась изопентановая фракция. Оказывается, эта неизвестная нам жидкость могла преподносить неожиданные сюрпризы. Например, когда бульдозеры начинали выравнивать поверхность около железнодорожных путей, то невольно выбивали из щебня искру, и мгновенно вспыхивал огненный очаг диаметром 2–3 м. Пожарные расчёты на станции Ельниково находились трое суток».

Леонид Мищенко, в то время главный врач Прохоровской ЦРБ:

«Услышав о трагедии, я тотчас прибыл в больницу, вызвал хирургов, усилил пункт скорой помощи. После этого со вторым секретарём Прохоровского РК КПСС Николаем Левшиным и председателем райисполкома Николаем Гуделенковым выехали в Ельниково. В нашу больницу прибыли врачи из области, министр здравоохранения России Калинин, представители Красного Креста из области и из Москвы. Много людей пришло в поликлинику для безвозмездной сдачи крови. Областная больница помогла медикаментами».

Анатолий Лукьянович Филюк, в то время заведующий хирургическим отделением, и Николай Викторович Пушкарный, хирург:

«Первые пострадавшие в Прохоровскую центральную районную больницу начали поступать в тёмное время суток. Запомнилась медикам одна женщина с глубокими ожогами ступней ног. Её потом отправили на лечение в Москву. А всего лечебное учреждение приняло девять человек с самыми различными травмами и ожогами.
Самым тяжёлым больным был помощник машиниста Сергей Сергеев, который долго не приходил в себя. Он потерял ногу и получил черепно-мозговую травму, не считая множества ушибов. Оказывается, когда они увидели препятствие на пути своего поезда, машинист тут же дал ему команду бежать в заднее отделение локомотива, что, кстати, положено по инструкции. Но помощник машиниста в нужное отделение тепловоза не попал: раздался страшный удар, в результате которого Сергеев вылетел наружу и кувыркался в воздухе еще метров 200, прежде чем упасть на снег.
Три дня Сергеев был в коме, ему медики обрабатывали культю, а затем – умер. Правда, перед смертью он ненадолго пришёл в себя, и к нему подступили с вопросами работники КГБ, которые пытались выяснить, не в случае ли террористического акта произошло крушение поездов. Эта версия после разговора с помощником машиниста исчезла. А машинист погиб сразу».
22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост
22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост
22 декабря 1990 года. Трагедия на станции Ельниково СССР, Негатив, 90-е, Катастрофа, Длиннопост

Электромеханик Фирсов, который стал основным виновником катастрофы, был приговорён к суровому наказанию. Также нарушения были в работе дежурных по станции и поездного диспетчера, да и вообще вся организация движения поездов на Белгородском направлении была названа неудовлетворительной. Впоследствии Белгородское направление перешло к Юго-Восточной железной дороге.

Сейчас о трагедии напоминает только монумент, поставленный в память о локомотивной бригаде и пассажирах поезда №22. Станция Ельниково не пережила перестроечного времени и спада перевозок, боковые пути в середине 1990-х были сняты и теперь это простой остановочный пункт, на котором останавливаются даже не все электрички. Украшенный орнаментом вокзал заброшен и постепенно скрывается в зарослях. Но 22 декабря каждого года те немногие машинисты, что помнят о событиях двадцатилетней давности, при проезде этого места дают короткий гудок...

Источники: Геокэшинг, Wikipedia, trainpix.org, Белпресса

P.S. Для одного из будущих материалов мне нужно перевести трёхминутный видеоролик, с чешского на русский язык. С помощью онлайн-переводчика я сделал корявенький перевод, но некоторые моменты, перевелись некорректно. Если кто-нибудь может помочь с грамотным переводом, напишите, пожалуйста

Материал проекта "30 лет назад", в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 30 лет назад.

Показать полностью 10

21 декабря 1990 года

Сегодня будет небольшой новостной дайджест

📰 Выходит первый номер "Независимой газеты"

21 декабря 1990 года Ту-154, Политика, СССР, 90-е, Независимая газета, Хоккей, Длиннопост

Газета заявляет о себе как «общенациональное политическое издание, свободное от контроля со стороны каких-либо партий, движений, государственных учреждений и отдельных лиц». В выходных данных указан учредитель — Московский городской Совет народных депутатов, тираж — 150 тысяч экземпляров. При участии французского еженедельника «Курьер Интернасьональ» этот же номер выходит тиражом в 90 тысяч экземпляров в Париже. Распространяется поначалу только в розницу — через киоски «Союзпечати». Реклама существует уже в первых номерах — бизнес-школы «Эконика» (преподают английский), вычислительной и оргтехники.

В первом номере — «шапка», подписанная Виталием Марсовым, – «Они управляют нами. Но что мы знаем о них, самых могущественных людях страны: Почти ничего…» Говорится, что прежде система управления была понятной, а сейчас все время появляются новые должности: «Ранее все решало Политбюро: плохо ли, хорошо ли, но ясно было, где центр власти реальной, кто может принять решение и кто может его отменить. Теперь же возникающие и исчезающие полупризрачные структуры — Президентский совет, Совет федерации, Совет безопасности — то ли укрепляют, то ли разрушают власть Верховного Совета страны: понять невозможно». Говорится, что благодаря утечкам известны бытовые подробности, характеры, «но все-таки не их политика, потому что политика по-прежнему — и от этого ощущения трудно отделаться – «варится» в каком-то ином котле, нежели тот, что нарисован перед нами, советскими буратино, на холсте телетрансляций с сессий Верховного Совета СССР и съездов народных депутатов». Газета дает обещание исследовать реальные структуры власти, в том числе и личную жизнь самых влиятельных фигур советской политики – «там, где эта личная жизнь с политикой соприкасается». «Они нами управляют — и в этом смысле нам интересны», — заключается в статье.

21 декабря 1990 года Ту-154, Политика, СССР, 90-е, Независимая газета, Хоккей, Длиннопост

🏒 Москва. ДC Лужники.

Хоккеисты сборной СССР в заключительном матче сыграв вничью с командой Чехословакии, стали победителями международного турнира на приз газеты Известия.

21 декабря 1990 года Ту-154, Политика, СССР, 90-е, Независимая газета, Хоккей, Длиннопост

✈️ Ту-154 выполнял рейс Ростов-на-Дону — Волгоград — Нижневартовск, когда на стоянке в Волгограде женщина (Жировская), утверждая, что в багаже спрятана бомба, потребовала следовать в США. Преступницу задержали, а проверка показала, что она находилась в самолёте без билета

P.S. Для одного из будущих материалов мне нужно перевести трёхминутный видеоролик, с чешского на русский язык. С помощью онлайн-переводчика я сделал корявенький перевод, но некоторые моменты, перевелись некорректно. Если кто-нибудь может помочь с грамотным переводом, напишите, пожалуйста

Материал проекта "30 лет назад", в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 30 лет назад.

Показать полностью 2

Как подготовить машину к долгой поездке

Взять с собой побольше вкусняшек, запасное колесо и знак аварийной остановки. А что сделать еще — посмотрите в нашем чек-листе. Бонусом — маршруты для отдыха, которые можно проехать даже в плохую погоду.

ЧИТАТЬ

17 декабря 1990 года. Предложение отставки Горбачева

💼 17 декабря 1990 года начался IV съезд народных депутатов СССР.

Главное решение, которое приняли депутаты – сохранение СССР, как союзного государства. Решениями съезда было сохранено его название, объявлено о проведении референдума о сохранении самого государства, как «обновленной федерации равноправных суверенных республик». С этой целью был принят закон о всенародном голосовании (референдуме) СССР. Съезд утвердил пост вице-президента, на который был избран Геннадий Янаев, избран председатель Высшего арбитражного суда, утвержден Генеральный прокурор.

На съезде была предпринята попытка поставить вопрос об отставке Президента СССР.

В частности, депутат от Чечено-Ингушской АССР Сажи Зайндиновна Умалатова в своем выступлении обвинила Президента СССР М.С. Горбачева в развале страны и потребовала включить в повестку дня съезда вопроса о доверии Президенту СССР.

Однако большинство делегатов Съезда народных депутатов СССР проголосовали против отставки М.С. Горбачева.

Анатолий Черняев, в своём "Дневнике помощника президента СССР", поздне напишет:

"Предательство Умалатовой, которую Горбачев сам лично вписал в «красную сотню» народных депутатов. Его выдвиженка, именно она открыла съезд истерикой, требуя отставки Горбачева, который «развалил страну и пустил народ по миру». «Работа полководцев», – заметил по этому поводу М. С. Нам вскоре стало известно, что Лукьянов, председательствовавший на съезде, специально выпустил ее первой, зная, что она предложит." (А. Черняев «1991 г. Дневник помощника президента», М., «Терра», 1997)

Материал проекта "30 лет назад", в котором я рассказываю о событиях, произошедших в этот день, ровно 30 лет назад.

P.S. Возможно, кто-то уже знает, что я веду два подобных канала, 30 и 50 лет назад. Здесь, приоритетно, выкладываю посты про случившееся 30 лет назад. Но, когда нет особо интересного, выкладываю и про 70-й год. В связи с этим, у меня возник вопрос, может стоить выкладывать вообще всё? Буду благодарен, если ответите здесь. Спасибо! :-)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!