Серия «Быт Древнего Рима»

32

Зубные протезы в Древнем мире

В Египте был обнаружен череп с искусственным зубом из твердой древесины - такие протезы были крайней редкостью. Возраст находки оценивают в 4,5 тыс. лет. Где-то в этот же период при дворе фараонов работал дантист Хеси-Ре.

В Гондурасе была найдена челюсть человека, жившего в VI в. до н. э., с зубными протезами, сделанными из раковин морских мидий.

На европейском континенте, в основном, для фиксации протезов (и для укрепления подвижных зубов) применялась золотая проволока. Её использовали и финикийцы в IV-III вв. до н. э. У этрусков эта технология была более технологична - они даже делали полные съёмные протезы, с помощью которых можно было даже пережёвывать грубую пищу. Для восстановления жевательной функции использовались мосты и коронки.

Знания и опыт этрусков в стоматологии и, в частности, протезировании переняли греческие и римские врачеватели, которые также широко использовали золотую проволоку. Более того, эта методика была прописана в Законах 12 таблиц (V век до н.э.) «А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.».

Зубные протезы в Древнем мире
Показать полностью 1
3

Один из видов рекламы в Древнем Риме

"Свежая рыба", "червивые яблоки" - такие настенные надписи находили на стенах в Помпеи во время раскопок торговых рядов. Этакие пользовательские отзывы эпохи Античности... И как реклама использовалась, и как метод борьбы с конкурентами.
Кстати, никогда фраза "отмыться от клеветы" не была ещё так буквальна...

17

Про некоторые фрукты в Древнем Риме

Persicum - он же персик.
Родом из Китая, но потом был завезён в Персию, а оттуда - в Европу. От Персии он своё имя и получил. В Египте посвящался богу молчания Гарпократу. Благодаря Александру Македонскому распространился по всему Средизимноморью. По словам римского писателя Рутилия Тавра Эмилиана Палладия, похоже, он был очарован бархатистыми плодами, когда впервые увидел их в садах царя Дария III во время экспедиции против Персии.

Рима персик достиг к 1 веку н.э. и изначально был фруктом редким - для состоятельных граждан, но со временем его распространённость расширилась. В Edictum Diocletiani (Эдикт императора Диоклетиана о максимальных ценах 301 года н.э.) персик тоже упоминается.

Ficus sycomorus, Ficus aegyptia - Сикомор.

В египетской мифологии сикомор был деревом, посвященным богине Хатхор, также известной как «Госпожа сикоморы». Его считали символом бессмертия, и его древесину использовали для изготовления саркофагов. Плод, съедобный и ценимый, на самом деле представляет собой большое мясистое грушевидное соцветие, внутри которого заключены цветки растения. Первоначально широко распространенный в Африке и на Ближнем Востоке, он вскоре был перенесен на римские просторы.

Prunus. Он же абрикос.

Родом из северо-восточного Китая на границе с Россией, он затем распространился на запад через Центральную Азию, пока не достиг Армении. Однако именно римляне привезли его не только в Италию, но и в Грецию, около 70-60 гг. до н.э. Его часто сушили на солнце, чтобы наслаждаться им в течение длительного периода, когда он не производился.

Байка про Ананас.

На картинке ниже - мозаика, найденная в Помпеях. Утверждалось, что на ней - ананас. Который вообще-то в Риме не рос - Колумб его к тому времени ещё не успел подвезти. Рядом с предполагаемым ананасом на мозаике - гранат, явно равный по размеру. Учёные сходятся на мысли, что тут изображена шишка итальянской сосны пинии, которая римлянам была известна - они любили её орехи.

Показать полностью 2
63

Брак в Древнем Риме

Продолжаем серию постов про античное государство.

Знаете, откуда пошло выражение "прошу руки Вашей дочери"? Из Древнего Рима. Словом manus (рука) первоначально обозначали абсолютную власть главы семейства над всеми домочадцами и их имуществом; позднее - власть над супругой, включая право казнить жену и распоряжаться её имуществом. Т.е. "просить руки" означает "просить власти над девушкой". А ведь её можно было и не получить

Дело в том, что в имперский (и позднереспубликанский) период существовало уже несколько видов брака.

Cum manu - власть над девушкой переходит от отца к мужу. Это традиционный для Рима брак. Развода в нашем понимании нет, но можно, например, прогнать жену.

Sine manu - власть над девушкой остаётся за отцом (как правило). Т.е. муж уже не мог распоряжаться жизнью и имуществом жена на своё усмотрение. И разорвать такой брак было проще, причём по инициативе любого из супругов. [Тлетворное влияние Египта, наверное].

В Древнем Риме закон устанавливался возраст для вступления в брак для девушек - 12 лет, для парней - 14 лет. Но известны случаи, когда брак заключался и в более раннем возрасте. В среднем возраст невесты колебался от 12 до 14 лет, жениха - от 15 до 17 лет. Были случаи и замужества с сильной возрастной разницей. В Августовскую эпоху действовал закон, в рамках возрождения традиционных ценностей, обязывающий вступать в брак мужчин (от 25 до 60 лет) и женщин (от 20 до 50 лет). Если люди были незамужние - там были предусмотрены санкции.

Ритуал. Проведение брачной церемонии в аристократических семьях описан многими авторами, ритуалы оставались фактически неизменными с течением времени.

Известно, что вечер перед "dies nuptialis" (день замужества) невеста спит в отцовском доме в белой, символизирующей невинность; тунике без подола, подвязанной поясом из овечьей шерсти (cingillum), завязанным на геркулесов узел.

На следующее утро pronuba - почётная матрона - готовит невесту к брачному ритуалу (её участие должно было гарантировать удачу замужеству). Невеста поверх уже упомянутой туники надевала palla (накидка, плащ). Волосы невесты укладывали с помощью caelibari hasta (наконечник копья) в 6 прядей (seni crines). Затем волосы скреплялись шерстяными нитями, а сверху надевался миртовый венец и flammeum - покрывало огненного цвета, которые покрывало и часть тела.

Сама свадебная церемония состояла также из жертвоприношения (чаще всего свиньи или барана) Юпитеру и Юноне, совершаемого авгуром (ауспиком). Он также проверял согласие богов на брак, исследуя внутренности принесённого в жертву животного.

После чего, в присутствии 10 свидетелей, выбранных из присутствовавших родственников, подписывался брачный контракт - tabulae nuptiales.

Затем пронуба соединяла правые руки супругов в знак взаимной верности. И произносились ритуальные фразы.

Жених: "Qui es?" (Кто ты?)

Невеста: "Ubi tu Gaius, ego Gaia" (Где ты Гай я - Гая)

Это отдельно подчеркивало переход в семью мужа. Девушки в Древнем Риме не имели своих имён - им её служил лишь женский вариант фамилии с разными приставками. Например, если род Корнелиев, то девушки (все рождающиеся тут) - Корнелии. А далее следовали разные приставки типа minor (младшая) и т.д.

Церемония продолжалась банкетом (cena nuptialis - брачный ужин) с музыкой и песнями, организованный отцом невесты.

Затем жених отправлялся к себе домой, а оставшиеся гости похищали невесту, вырывая её из рук матери - это отсылка к легендарному похищению сабинянок.

"Похищение сабинянок" — Никола Пуссен

"Похищение сабинянок" — Никола Пуссен

После чего три юноши сопровождают невесту, у одного из них в руках факел из боярышника - от злых духов.

И всё праздничное шествие идёт также к дому жениха. Во время пути поются песни и отпускаются пикантные шуточки.

Прибыв к дому жениха, невеста должна совершить другой ритуал. Двери украшены гирляндами цветов и она обвязывает дверные косяки бинтами из шерсти и смазывает их оливковым маслом (в более древние времена использовался волчий жир). Считалось, что это оградит молодых в первую ночь от злых духов.

Частички факела из боярышника (уже погашенного) раздаются как талисманы удачи, но они не должны касаться жениха и невеста.

Пришло время невесте попасть в дом жениха, но на не должна касаться его порога, иначе будут несчастья. Таким образом двое друзей или сам жених поднимали невесту и заносили её в дом. Отголосок этого ритуала сохранился и теперь. После этого жена получает от мужа воду и огонь - символы его домашней власти. А от двух подруг невесте вручаются прялка и веретено - прямой намек на её будущие обязанности.

Пронуба тем временем занимается подготовкой брачного ложа и посыпает его цветками крокуса, а потом проводит молодожёнов в комнату.

Показать полностью 3
873

Древнеримский Фастфуд

Продолжаем серию постов про быт античного государства.

Помимо высокоэтажек под 30 метров, водопроводов и прочего обладал Древний Рим и ещё одним символом современной цивилизации - фастфудом. Местами, где продавалась готовая еда.

Thermopolium в Помеях

Thermopolium в Помеях

Причём ассортимент часто изображался в виде рисунков на стенах заведения и снаружи. Термополий представлял собой комнату, оборудованную каменной стойкой, украшенной мраморными плитами, в которую была помещена большая терракотовая амфора (dolia). На картинке выше - именно она, а не печь.

В одних только Помпеях было найдено 89 термополий. В некоторых из них на первом этаже продавали горячую еду и напитки и прочее, а на втором - было что-то вроде мест для встреч, наподобие наших кафе или ресторанов.

Продавались бобовые, яйца, подобие шашлыков из мяса, сыры, рыба, фрукты, в т.ч. и сушёные, выпивка (в т.ч. пиво) и др. Вот ещё кое-что из ассортимента:

Pane Artolaganus - особый хлеб из муки, масла, изюма, очищенного миндаля, меда, поджаренного сусла, перца и соли. Оно было очень вкусное, немного сладкое и продавалось кусочками.

Savillum - смесь муки, рикотты, мёда и мака, с соусом из анчоусов и пропитанная mulsum (римское медовое вино). Запекалось и продавалось ломтиками.

Ofellae - кусочки курицы, обваленные в муке и приготовленная в масле, после чего приправленные куркумой.

Заместо наших семечек у них продавались люпины (ниже на картинке).

Помимо термополий были ещё popinae (что-то вроде таверны)

Показать полностью 2
110

Domus - дома богатых римлян

Продолжаем серию постов про быт античного государства.

Domus - одно- или двухэтажное здание, изнутри окрашенное в разные краски или даже настенными рисунками - целыми картинами. Занимал приличную площадь - иногда сравнимую с инсулой. Вот только в домусе жила одна семья. Известны даже случаи, когда хозяин одного домуса покупал другой по соседству и получал в своё владение очень даже приличную территорию.

Окна в домусах были маленькие, распологались, как правило, высоко и на некоторых были даже решётки - система защиты от воров, скорее всего.

Надпись cave canem, мозаика в одном из домов

Надпись cave canem, мозаика в одном из домов

Через вход мы попадаем в узкий коридор, называемый fauces. Данное пространство может быть украшено мозаикой. На полу у входа попадались даже приветственные надписи типа "have" ("добро пожаловать") или же "cave canem" ("осторожно - собака").

Двери в доме были двустворчатыми и имели замок, закрывавшийся на ключ, и для пущей наджности - деревянная горизонтальная балка, блокировавшая обе створки двери. Иногда двери изнутри ещё и палочкой подпирали - чтобы наверняка.

Atrium

Atrium

Из коридора мы попадаем в важную часть дома - Atrium - закрытый внутренний двор в средней части жилища. Сюда выходили остальные помещения. В центре атрия был бассейн - impluvium - над которым оставлялось отверстие - compluvium - для стока дождевой воды. Но не только - ещё через неё попадал свет. Вода же в имплувие играла ещё и роль зеркала, отражая солнечные лучи и увеличивая освещение.

В атриуме стоит маленький столик - tavulum - с разными дорогими вещами на нём. А немного вдали, под контролем раба - сундук, внутри которого мы бы увидели контракты, документы, а в некоторых случаях - деньги и драгоценности. Зачем это всё выставлять так на показ? А чтобы все видели, насколько семья зажиточна и что занимает не последнее место в обществе.

larario

larario

Домашний алтарь - larario - находящийся, в основном, тоже внутри атриума, с помощью которого члены семьи почитали lari и penati. Lari - божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные lari были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами в их честь. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью.

Penati - боги хранители и покровители домашнего очага и государства.

Tabilinium

Tabilinium

Из атриума мы пойдём в tablinium - рабочий кабинет, в который хозяин дома приглашает своих гостей, чтобы поговорить о делах и политике. Говорить о политике при женщинах в определённый период считалось даже пошлостью.

triclinium

triclinium

В некоторых семьях в таблиниумах и принимали пищу. Но в домах побогаче приём пищи происходил в отдельной комнате - triclinium. Тут стоял стол, а вокруг него, в форме подковы, стояли три диванчика - не стулья, прошу заметить. Кстати, благодаря вот этим трём диванчикам комната и называлась triclinium.

Известно также кто где сидел во время трапезы. На левом диванчике располагались хозяева дома, на центральном - высокие гости, а на правом - все остальные приглашённые.

Ещё одна часть домуса - perestilio - открытый внутренний двор для личной жизни семьи. Окружён колоннами, поддерживающими крышу.

cubiculum

cubiculum

Также из атриума мы видим спальни - cubiculum - они были маленького размера, ибо спальня нужна была просто чтобы поспать ночью и главное, чтобы кровать влезла. Супруги, кстати, спали на разных кроватях в приличных семьях - на одной кровати они объединялись лишь для "супружеского долга". Также было (с определёнными оговорками) и в Древнем Египте, и в Викторианской Англии.

Что ещё нас удивляет в типичной римской спальне? Ни тебе шкафов, ни шкафчиков для одежды. Вообще подобные предметы интерьера в Древнем Риме встречались, но использовались для хранения более ценных и хрупких вещей. Одежду же складывали в сундуки.

Кстати, ещё недавно так часто делали и у нас - каких-то лет сто назад по хуторам одежду хранили именно в сундуках.

Теперь переходим на кухню - culina - помещение скромного размера, в котором есть печь и столешница. Ни гости, ни хозяева на кухне старались не появляться - тут орудовали слуги и рабы.

Рядом с кухней находится, как правило, уборная. Т.е. в отличие от обитателей многоквартирок, о которых мы уже говорили, обитатели домуса не должны бежать сломя голову в общественный туалет когда прижмёт.

Почему уборная близко к кухне? Она использовала ту же систему водопровода что и кухня для слива воды.

Показать полностью 6
24

Сладенькое в Древнем Риме: 2 рецепта и не только

Сладкое любят все. Вот и жители Древнего Рима - не исключение.


Например из мёда делали такие блюда как:

1) Dulcia domestica* (фаршированные финики):
берём финик, вынимаем косточку, а на её место помещаем покрошеный грецкий орех (или кедровый - на выбор), сверху поливаем мёдом, посыпаем молотым чёрным перцем и солью;

2) Ova sfongia ex lacte*: 4 куриных яйца взбиваем до однородной массы, добавляем 250 мл молока и 3 столовых ложки оливкового масла. Перемешиваем и запекаем в духовке полчаса. Как лепёшка остынет - поливаем сверху мёдом и посыпаем чёрным молотым перцем.

Тут следует отметить, что чёрный перец - приправа в те времена очень дорогая и нередко подделывалась (в молотом состоянии). Мёд же применялся довольно широко, в том числе и как консервант.

Но также как подсластитель в Древнем Риме применялся и ацетат свинца или свинцовый сахар — ядовитое соединение, которое при отравлении вызывает тошноту, нарушение мышления, потерю сил и аппетита. Кроме того оно способно вызвать выкидыш. Но тогда об этом не знали.

*о рецептах мы знаем по книге De re coquinaria, куда вносили рецепты (предположительно) на протяжении 1-4 веков нашей эры.

Показать полностью
57

Древнеримские небоскрёбы

Продолжаем серию постов про быт в античном государстве.

Многоэтажка в Древнем Риме называлась Insulae - здание, достигавшие 30 метров в высоту и окруженное со всех сторон дорогами. В принципе, отсюда и происходит название "insulae" - по-русски "остров". В инсулах мог быть и внутренний дворик, украшенный садом или даже фонтанчиком для пользования жильцов.

Как вы понимаете, прочность такой огромной высотки в те времена обеспечить получалось не всегда, поэтому, дабы избежать лишних разрушений, император Август установил максимальную высоту здания - 21 метр. Император Троян данную норму понизил ещё больше до 18 метров. Но, скажем так, это остановило далеко не всех застройщиков.

Самые роскошные квартиры располагались на нижних этажах, построенных, как правило, из кирпича. Первый этаж часто занимали разного рода торговые точки. Днём прилавки выходили прямо из здания на дорогу. Сами же торговцы, как правило, также жили на первом этаже.

Верхние этажи, зачастую, возводились из дерева. Поэтому, помимо крушений, нередкими были и пожары. Зимой, знаете ли, особенно ночью, достаточно холодно было и все согревались как могли. Глядишь, кто-то и костёр разведёт. Да и освещение в те времена было от огня.

Меньше всего в этих случаях везло тем, под кем горело. Пожарных лестниц не было, знаете ли.

Также нужно понимать, что бОльшая часть домов водопроводом оснащена не была воду таскали ручками на себе. На пятый этаж или выше без лифта. А даже если водопровод и был, то лишь на нижних этажах - у богатых людей. Соответственно верхние квартиры были самые грязные - полы помыть воды не натаскаешься. Плюс копоть от освещения и обогрева.

Нужду справить - либо в общественные туалеты бежать, либо в ёмкость какую, а потом это ночью из окон выкидывать. Почему ночью? Потому что существовал закон, строго карающий людей, которые какие-либо вещи либо отходы выкидывали из окон.

Ещё одна проблема - в бОльшей степени верхних этажей - хреновая звукоизоляция. Точнее - её отсутствие. Марк Валерий Марцеал, например, писал, обращаясь к свою другу, что "в Риме бедняк не может ни думать, ни спать - тебе не дают жить. Утром - учителя, ночью - пекари. А все дневные часы - котельщики, стучащие молотком". Жаловался на шум и Сенека.

Но был ещё один источник шума. По закону, продвинутому Юлием Цезарем, телеги в Риме не могли ездить днём. Поэтому они вынуждены были делать это ночью, чтобы все необходимые товары привезти. А дороги были каменные - стук стоял ещё тот. Плюс ещё громкие разговоры от прохожих и пьяных.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!