4

Ответ на пост «Почему "Гиперион" считается одной из лучших научно-фантастических книг всех времен»

31

Ответ на пост «Почему "Гиперион" считается одной из лучших научно-фантастических книг всех времен»

Первую часть всей этой истории действительно можно назвать крепкой выдержанной фантастикой, в частности претендующей на жанр "научная фантастика", если такое звание вообще дозволительно присуждать фантастике, но вот остальные четыре книжки по вселенной - графоманская душнина.

Напомню, что каноничный Гиперион в классическом представлении, представляет собой не одну книгу, а целый цикл романов, которые по хроно-повествованию идут в таком порядке:

  1. Гиперион

  2. Падение Гипериона

  3. Эндимион

  4. Восход Эндимиона

А ещё за авторством демиурга имеется дополнительный рассказ, нечто вроде DLC сюжетно не связанного с основной линией, однако продолжающее всё ту же космическую эпопею. Называется "Сироты Спирали". Данный рассказ был написан значительно позже оригинала, опубликован через 10 лет после него, а ещё позже был расширен, но считать это произведение отдельной книгой все равно не выйдет, ибо итоговая продолжительность чтива всего 57 страниц.

Как по мне, с продолжениями серии автор напрасно начал наращивать масштаб действий, потому как суммарность восприятия от того только пострадала. Почему? Да потому что в сиквелах Симмонс посягнул на слишком широкое информационное пространство, попытавшись обхватить априори необъятное, а по факту весь космос.

Если оригинал методично ведет читающего по сюжетной вселенной, описывая истории через субъективные воспоминания каждого участника паломничества, как это и должно делаться, а само произведение цельно выдержано в атмосфере саспиенса, приятном тумане неведения, то остальные книги резко принимают буквальный характер, продолжая рассказывать о тех же событиях, но будто бы на манер звездных войн.

Я имею ввиду, что происходящее в оригинале, аля "космическое братство кольца идёт на загадочный поклон к неведомому НЁХ", в продолжениях неожиданно и без смазки переходит к эпосу галактических масштабов, закидывая меня в самую гущу событий, причем крайне широкую по охвату. И все бы хорошо, только вот эти масштабы напрочь забывают приземляться до персональных историй, оставляя в повествовании сие космического Властелина Планет, лишь маршалов, генералов, консулов и немного линий о главных героях первой книги, но остальные 200 миллиардов многократно упоминаемых недействующих лиц, благополучно забываются.

Вот и получается, будто бы ты начинаешь читать ламповое космическое приключение, где основных персонажей всего 7 и все они интересно описываются, интересно раскрываются, а в продолжениях навязывают уже всех 70, которые и описываются скудно, отрывочно, так ещё и между знакомством с ними, постоянные тирады графоманщины (это когда автором подробнейшим образом смакуется то, на что тебе срать абсолютно), ну а полюбившихся персонажей из оригинала, автор либо хоронит, либо благополучно завершает их линии чисто для галочки, чтобы перенести сюжет с персональных приключений на масштаб подобный Вархаммеру.

Это напоминает мне легендарные войнушки из эпосов или летописей, на манер - "сражаются двестимилльоновтысяч дружинников государства А и тристамилльонов вражеских всадников государства Б", но из всей этой заварухи, с деталями, дай бог, опишется лишь пара локальных столкновений, а остальное просто поверь было.

Жаль что Симмонс пошел по этому пути, я считаю что эта затея была заочно обречена, потому что проработать настолько громадный охватываемый ЛОР может быть под силу только десятку авторов, но никак ни одному, и никак в рамках 4 книг. Было бы хорошо, если бы во второй книге о падении Гипериона, концентрация внимания продолжалась держаться ну хотя бы в пределах этой самой планеты, не уходя дальше того, и уже потом постепенно бы переходило от места к месту, от книги к книге, расширяя пространство постепенно, но увы...

А на счёт первой книги, то я подозреваю, что дописывая Гиперион Симмонсу уже хотелось навалить хардбаса, как можно быстрее, вот поэтому он видимо и задумал создать эту бредовейшую ветку с Ламией Бронс/Джоном Кидсом (репликантом). И обрывается первая часть тоже как-то несуразно, будто анонсируя надежное продолжение в духе оригинала, но и в продолжении сова только тянется на глобус, доводя дело не до того ожидаемого финала, а вообще до другого. Look like a Dune.

Таким образом, первая книга является хорошим примером научной фантастики (по большей части), а вот продолжения ожиданий не оправдало - через чур масштабно, не проработано, с лишней водой.

Показать полностью
91

Ответ на пост «Почему "Гиперион" считается одной из лучших научно-фантастических книг всех времен»

Сам «Гиперион» (первая книга серии), если опустить нудные описания выдуманных красот, — прекрасная книга. Такое переосмысление «Кентерберийских рассказов», семь путников собрались в одном космическом корабле каждый со своей историей. Заканчивается просто идеально — всё переплетено, закручено, и ты такой ждёшь, как же автор из всей этой ситуации выкрутится.

А ответ — никак. Он и не собирается. Во второй книге он к херам проигнорирует все ружья на стене из первой, в третьей попросту начнёт с нуля, ну а четвёртая — явная прохристианская пропаганда, в которой на содержание первых трёх книг с размаху болт положен.

И нет, это не придирки уровня «в первой книге герой был левша а во второй правша». Самые что ни на есть ключевые идеи напрочь проигнорированы. Чтобы не спойлерить, пара примеров будет в комментах.

Причём за первую книгу Симмонс отхватил охапку премий (Хьюго и Локус, в частности), а вторую критики встретили с некоторым недоумением. Третья вообще проходная, четвёртой, видимо, по старой памяти отвесили ещё одного Локуса.

Ответ на пост «Почему "Гиперион" считается одной из лучших научно-фантастических книг всех времен»

Меня сильно пробомбило от этого поста, поэтому позволю себе высказаться.
Про "Гиперион" впервые услышал от первого проректора Донецкого национального университета во время приёмной комиссии - он сильно хвалил все 4 книги, и с тех пор я мало слышал об этом произведении. И вот сейчас, ознакомившись вкратце с сюжетом, хочу отметить своё негодование.
Да, можете заранее считать меня необразованным быдлом, ничего не понимающим в искусстве - так мой комментарий будет проще воспринимать или не воспринимать вовсе.

Сверхсветовые скорости, сильные искины, переселение в другие галактики... Нуль-переходы, зачем-то даже терминологически позаимствованные у мира полудня Стругацких. И священники с войнами, солдатами и частными детективами. Приехали, б****...
Как всерьез можно воспринимать книгу, где всё это может ютиться в одном мире? Как цивилизация, где не изжита религия и войны, в принципе может выйти на описанный технологический уровень? Где есть преступления (а значит, и детективы) - там не будет прогресса. Где есть религиозные проповедники, рано или поздно начинающие призывать к религиозным войнам - там не будет прогресса. Невозможно верить в здравом уме в тот пересказ, который я прочитал в посте. И именно поэтому меня от него воротит.
Ну, зато мне теперь понятно, откуда заимствован сюжет "Мечта на поражение" из вселенной Сталкер. Но там он хотя бы честнее. А исполнитель желаний один хрен взят из "Пикник на обочине".

8 типажей, чтобы каждый нашёл что-то своё. Типовая попса, пустая по определению.

Я не хочу такого будущего и не  хочу о таком будущем читать.

Показать полностью
3156

Почему "Гиперион" считается одной из лучших научно-фантастических книг всех времен

Я очень давно хотел прочитать "Гиперион" Дэна Симмонса, но все время не доходили руки. Я знал, что это шедевр научной фантастики, одна из лучших книг в жанре за все время.

Я смотрел видео про "Гиперион", читал статьи и примерно даже представлял, о чем эта книга. Однако прочесть все никак не решался — наверное , культовый статус романа несколько пугал: а вдруг не понравится , а вдруг я не смогу оценить по достоинству.

Но недавно в очередной раз столкнулся с выбором, что бы почитать, и спросил совета своих подписчиков. И практически единогласно все сошлись в мнении, что стоит прочесть "Гиперион".

Было много комментов из разряда "Как же я тебе завидую - будешь читать Гиперион впервые!", "Я бы хотел стереть себе память и прочесть ещё раз!"

Забегая вперёд,скажу, что теперь я понимаю этих людей :)

"Гиперион" действительно — отличная книга. В этой статье хочу кратко поделиться своими впечатлениями - возможно, так смогу убедить прочесть книгу тех, кто тоже давно откладывал, как и я.

Обычно я начинаю рецензии с завязки сюжета, однако в этот раз сначала хочу немного обрисовать мир романа.

Мир "Гипериона"

Действие разворачивается в далёком будущем. Наша планета уже погибла — из-за неудачного эксперимента ее поглотила черная дыра.

Но большинство людей спаслись, так как ещё до трагедии отправились в Хиджру — колонизацию далёких пригодных для жизни планет. Это стало возможным благодаря изобретению двигателя Хокинга, который позволил путешествовать на сверхсветовых скоростях.

Но колонизированные миры так и оставались бы разрозненными, если бы не помощь ИскИнов — фактически новой расы разумных созданий, эволюционировавших из созданного людьми искусственного интеллекта. ИскИны стали независимы, однако продолжили поддерживать связь с людьми и помогать им.

ИскИны изобрели технологию Нуль-порталов, с помощью которых можно телепортироваться в любую точку вселенной. Достаточно установить два портала в разных местах, и между ними появляется мгновенная связь.

Благодаря порталам люди объединились в Гегемонию человечества — Сеть, которая связала многие миры.

Но в галактике существует ещё одна раса — Бродяги. Когда-то они были людьми, однако за долгие годы пребывания в космосе из-за отсутствия гравитации эволюционировали в новую расу. У них свои технологии и цели, и Бродяги вот-вот развяжут войну с Гегемонией.

Это лишь общий контур показанного в книге мира, и далее в каждой истории "Гипериона" этот мир раскрывается все глубже.

О чем "Гиперион"?

Сюжетно роман похож на классику литературы — роман Чосера "Кентерберийские рассказы" (эх, помню проходил его на парах литературы, будучи студентом). Суть в том, что несколько персонажей путешествуют в паломничестве и, чтобы скрасить путь, рассказывают истории своей жизни.

В книге 6 персонажей, которые летят на планету "Гиперион". Там находятся таинственные Гробницы Времени , которые по легенде вот-вот раскроют свою тайну, потому что близится конец света. И там же живёт удивительное создание Шрайк, который связан с Гробницами.

Считается, что Шрайк способен исполнить желание одного паломника, и по официальной версии наши герои отправляются в гробницы, чтобы осуществить свою мечту. Компания там собралась необычная.

  • Священник, чей старший товарищ когда-то обнаружил на Гиперионе таинственное племя разумных бесполых гуманоидов, основавших религиозный культ, а затем сгинул, но перед этим сделал страшное открытие.

  • Полковник, который прошел много войн, стал героем Гегемонии, но всю жизнь видит странные видения, связанные со Шрайком.

  • Поэт, который застал ещё гибель Земли, успел прославиться и впасть в забвение и больше всего хочет закончить главный труд своей жизни — поэму "Песни Гипериона".

  • Учёный, чья дочь больна страшной болезнью и который готов на все, лишь бы ее вылечить.

  • Частный детектив, которая потеряла возлюбленного, но хранит память о нем.

  • Консул — дипломат, который всю жизнь посвятил службе Гегемонии, но имеет к ней свои счёты.

  • Также в отряде есть тамплиер Хет Мастин, но его история так и не раскрывается.

Каждый из героев по очереди рассказывает свою историю до тех пор, пока паломники не добираются до Гробниц Времени.

Что ставит книгу в ряд лучших образцов жанра?

У книги много достоинств, и ее вполне справделиво многие называют лучшие произведением жанра. И вот, почему.

Впечатляет, как автор владеет словом. Стиль повествования сильно меняется от рассказчика к рассказчику, каждый раз создавая уникальную атмосферу. Сначала был священник, который то и дело задавался философскими и религиозными вопросами, и его история полна веры и религиозных сомнений.

Потом солдат, и повествование вмиг стало боевиком — отрывистым, малоэмоциональным, но при этом четким и богатым на детали.

Потом слово взял циничный поэт, и язык сразу стал велеречивым, образным, с действительно интересными рассуждениями о сути искусства. В истории ученого много размышлений об устройстве мира, а история частного детектива и вовсе написана в жанре нуара.

Дэн Симмонс виртуозно играет жанрами и делает язык своим инструментом, чтобы подчеркнуть особенности каждого персонажа.

Интеллектуальное развлечение для мозга, которому приятно примерять на себя философские вопросы, поднимаемые в сюжете. "Гиперион" сложно назвать развлекательной книгой в том смысле, который обычно в него вкладывают. Тут мало экшена, саспенса и сюжетных поворотов. Чем-то по атмосфере напомнило "Дюну". И немного — "Дарвинию".

Но роман развлекает вас по-другому, то и дело подкидывая спорные, но интересные мысли, которые ты начинаешь раскручивать у себя в голове даже после того, как отложил книгу.

Также понравились многочисленные отсылки к мировому культурному достоянию: поэтам, учёным, философам, произведениями. Например, чтобы лучше понимать сюжет, я даже изучил биографию английского поэта Джона Китса и познакомился с его стихами, так как эта личность играет важную роль в истории сразу нескольких персонажей.

Богатейший мир, которые раскрывается с разных сторон. Дэн Симмонс довольно подробно продумал лор истории — как существует человеческое общество, чем оно живет, какие сложности перед ним стоят и так далее.

Каждый герой помимо своей личной истории также фоном раскрывает тот или иной аспект мира. Полковник — военное дело, Консул — экологию и проблемы колонизации, Ученый — научные изыскания, священник — эволюцию религий и их роль в обществе, поэт — индустрию развлечений, частный детектив — взаимоотношения с ИскИнами и внешнюю политику Гегемонии.

Но главный плюс, на мой взгляд, в том, что "Гиперион" — больше, чем просто фантастика. Здесь целая смесь жанров: это и притча, и миф, а иногда и поэзия. Порой кажется, что космос и технологии будущего — лишь фон для настоящих смыслов, заложенных автором.

При детальном погружении нетрудно открыть для себя второй, третий и так далее — слои произведения. Но при этом делать это необязательно — если хотите просто узнать, что же произойдет дальше, вам необязательно гуглить причины смерти английского поэта Джона Китса — достаточно просто следить за сюжетом, и уже от одного этого получать удовольствие.

А вы читали "Гиперион"? Какое впечатление он на вас произвел?

Пишу о фантастике и фэнтези в своем авторском канале. Буду рад всем заглянувшим, там еще больше рекомендаций для любителей жанра!

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!