Давайте я немножко с другой стороны подсвечу эту ситуацию. Я женщина, но больше 20 лет не занимаюсь домашним трудом: не готовлю, не убираюсь, не собираю детей в лагерь и т.д., это работа домашнего персонала. И знаете, что я вам скажу…
Вот полезешь, к примеру, в холодильник за сметаной, уронишь банку, разольешь, захочешь по-быстрому убрать следы преступления.
- Нет, эту тряпку не берите, у меня для холодильника другая! Нет, ее надо не так полоскать, я сама ее постираю, чтобы не пахла! И зачем вы эту сметану взяли, надо было ту брать, лучше сказали бы, что вам сметану надо, я бы сама дала! И вообще, давайте-ка я сама все протру (подразумевается: не лезь своими кривыми руками в мой идеально вылизанный холодильник).
Для многих женщин не допускать никого в свою домашнюю работу – это НОРМА. За много лет все подолгу работавшие хозяйки (я не называю их домработницами, там совершенно другой функционал) вели себя в подобных вопросах совершенно одинаково. И нет, я не беспомощное чмо, я обычная советская девочка, много чего умею, всех своих сотрудниц обучала сама, все требования по организации домашнего труда прописаны мной. Но за годы работы люди выстраивают свои собственные процессы, в которые категорически не желают допускать кого бы то ни было со стороны. Да и цели такой они себе не ставят: у них все хорошо, есть зарплата, куча всяческих доп. плюшек и главное – регулярная положительная оценка их работы.
Но если представить, что подобную работу для меня выполнял бы не наемный сотрудник за деньги, а кто-то из членов семьи... Представляю, как они крыли бы нас с мужем в глаза и за глаза:
- Мои-то, косорукие, сметану себе в борщ положить не могут так, чтобы полкухни не засрать!
Почему так?
1. Делегировать – сложно. Нужен отработанный навык. Во-первых, надо снять невротический страх и поверить в то, что от неидеально протертого холодильника еще никто не умер; опоздавший на экскурсию ребенок – выживет; человек, отправленный в командировку без запасных носков, тоже выживет, и тд.
Почему так трудно преодолеть психологический барьер и отдать кому-то то, что ты делаешь на 100%, зная, что он потянет только 65%? Потому что снижение требований влияет на самооценку: приятно ощущать себя хозяйкой дома с идеально белыми половиками, крахмальными рубашками и ароматными ботинками всех членов семьи. А если это у тебя отняли, то как бы степень твоего совершенства уменьшилась, и ты теперь мама/няня ребенка с пятнами на футболке... Подстава!
2. Учить - сложно, надо тратить на это время и силы, при этом быть толерантной к ошибкам. Сделать самой в сто раз быстрее, чем научить новичка. А тут еще надо пять раз показать, как правильно загружать посудомойку, а на шестой найти в себе душевные силы не наорать, а четко разобрать недочеты, перед этим еще и отметив достижения. Вообще, положительная обратная связь – это базово штука для нашего менталитета не свойственная и поэтому энергозатратная. Наорать проще, но кто захочет помогать в следующий раз, рискуя нарваться на ор?
А дома условная "мама" чувствует себя в безопасности: это на работе она будет корректно и терпеливо учить начинающего бухгалтера или технолога, а дома можно позволить себе и выпустить пар, тем более что накопилось... Но если стратегически важно воспитать адекватных помощников, то этого делать нельзя. Опять подстава.
3. Если в доме все относительно компетентны в поддержании порядка, приготовлении еды, уходе за вещами и т.д., то зависимость членов семьи от хозяйки падает. Хорошо, если та самая условная "мама", уменьшив домашнюю нагрузку, может спокойно уйти в работу, получая там достаточно славы и денег. Но что, если кроме домашнего хозяйства у нее ничего нет? Кто и за что ее тогда будет ценить? А что, если эта "мама" в качестве компенсации за свое домашнее служение позволяла себе немножечко абьюза? Когда примерно поровну работают все, то агрессивно выступающего быстро поставят на место. Но это же власть отняли - опять подстава!
Короче, если "мама" погибает на домашней работе, а остальные, сволочи, не помогают, то у этой проблемы есть две стороны: и остальные - сволочи, и у "мамы" рыльце в пушку. Что делать? Выявлять у себя белое пальто и снимать его к чертям; находить иные способы повышения самооценки, кроме крахмальных рубашек; учиться корректно обучать и давать положительную обратную связь; выплескивать негатив, если так приперло, на заслуживающих этого чужих, а не на безопасных своих.
Ну или второй вариант - найти себе умного и ответственного наемного сотрудника. Но даже если убрать финансовый аспект, то это тоже для многих проблема, только уже психологическая и управленческая. Однако, решаемая, технологии - отработаны.