В прошлом посте я уже рассказывал, как купил первый мотоцикл в 30+, после 15 лет мечтаний. Но с опытом пришло одно забавное открытие: кататься в компании мне почти перестало нравиться. А вот соло — зашло так, что теперь это мой основной формат.
Почему так? Сейчас расскажу.
«Купил мот? Поздравляю, вот ваш билет в комьюнити»
Если спросить любого рандомного человека, что ассоциируется с мотоциклом, то ответ будет стандартный набор: скорость, романтика, бунт, риск, СВОБОДА.
Ага, щас.
На деле оно так работает: купил мот → автоматически вступил в мини-стаю. У меня тоже была своя группка. Все вместе: первые выезды, первые падения (куда без этого), первый город, первый за город, первые поломки — короче, всё как у людей.
1/2
Но очень быстро я понял, что свободы в этом… как бы сказать помягче… меньше, чем в маршрутке.
Групповые выезды: чек-лист того, что будет не так
Если вы ездили в группе, вы знаете этот ритуал:
Ждём Васю
Ждём Васю, который забыл перчатки
Ждём Васю, который поехал на заправку
Ищем, где пить кофе
Ищем, где фоткаться
Ищем, куда ехать
Находим мото-точку, где стоим два часа и просто п***дим
И всё, что мы делаем — только бы НЕ КАТАТЬ.
И это я ещё молчу про людей, которым кровь из носу надо: поиграть в шашки в потоке, оторвать ручку газа, устроить мини-стант на перекрёстке.
Я — человек неконфликтный. Пару раз предложил альтернативы, меня культурно проигнорировали — я культурно ушёл в соло.
И вот тут мотоцикл, наконец, открылся
Как только я поехал один — я внезапно понял: вот оно!
Пробег пошёл вверх, я поездил по соседним городам, начал катать мини-дальняки… И впервые за 15 лет ожиданий словил ту самую свободу, которую мне обещали рекламные ролики Harley и мемы с дорогой в закат.
Что я чувствую, когда еду один?
дорогу, каждую неровность
удовольствие от управления
кайф от поворотов (я вдруг понял, что прямые — это не интересно)
шум ветра
звук мотора
и, чёрт побери… запахи
Да-да, самый недооценённый кайф. На мото мир пахнет сильнее, ярче и вкуснее, чем из машины с открытым окном.
И главное: это единственное место, где я остаюсь наедине с собой. Телефон не отвлекает, тикток не листается, сообщений не пишу — и в этот момент я действительно чувствую, что живой
(По традиции можете в комментах написать, сколько мне осталось жить.)
Но группа тоже неплохая… иногда
Поддержка, чувство стаи, возможность сразу обсудить эмоции — всё это есть.
Но блин… моих желаний там нет. Темп решается коллективно, маршрут — коллективно, остановки — тоже.
И когда ты хочешь катать, а тебя увлекает цикл квестов «заправка — кофе — фотка»… ну тут рано или поздно кто-то скажет: «Пацаны, я пас».
Нет, я не мизантроп
Иногда я тоже катаю с кем-то — особенно после работы, короткие прохваты. И, конечно, есть вторая половинка, которая иногда едет вторым номером, но с этим человеком мне не может быть не комфортно(это наверное тема для отдельного поста).
Но в целом за 4 года я понял простую вещь: один на один с мотоциклом мне лучше. Эмоциональнее. Честнее. И кайфовее.
И да, я не чураюсь групповых выездов — просто теперь это выбор, а не обязанность «потому что так принято».
Тяжело отследить, откуда берется мечта о мотоцикле. Фильмы? Воспоминания? Детство! Оказалось, они меня окружали всё детство, а всё детство я провёл на велосипеде. А мотоцикл — это, как по мне, его логическое продолжение.
И вот тебе 30+, ты сидишь и думаешь: «Если не сейчас, то когда?»
Путь к решению
Желание купить мотоцикл было у меня с 14 лет. Работал постоянно, накопления были. Я всегда за свои деньги покупал себе свои «хотелки» (телефоны, ноутбуки и пр.), но с мотоциклом всегда говорил себе: «Не сейчас, надо подождать, поднакопить, подождать лучшего варианта».
И вот мне 30+, а мотоцикла всё нет. И пришло понимание, что я что-то делаю не так.
А счастье где то рядом
Выбор железного коня
Тут всё просто и сложно одновременно. При всём желании, в голове сидела мысль: «А вдруг это ненадолго? Вдруг не моё?»
Я изучил тонны видео о покупке первого мотоцикла. Собраны тысячи мнений, и все были кардинально противоположны — от «бери сразу литровый спорт» до «не больше 150 кубов на первый сезон». Я решил бить в середину и, как оказалось, не прогадал.
Мне всегда нравился Suzuki Bandit. Просто внешне. Кубатуру я определил в 600, и, к сожалению, по моему бюджету это были «лохматые» японцы. Но мифическая надежность японских мотоциклов внушала доверие.
Я сел за доски объявлений и пришёл в ужас. По 95% объявлений было понятно, что ехать не стоит. Мотоциклы битые, кривые, неухоженные, «стоящие на коленках». Как я потом понял, их покупают пацанчики, выжимают все соки и продают, когда обслуживание становится не по карману.
Я начал изучать всё похожее на Bandit (спорты, круизеры и эндуро не рассматривал — просто не нравятся). Ситуация та же: популярные модели либо убиты, либо цены космические. Я очень расстроился и был готов брать что угодно, даже на восстановление. Благо, тогда хватило мозгов этого не делать.
И тут я смотрю обзор одного известного в узких кругах блогера (Иисуса) на Yamaha XJ900. Итог обзора: мотоцикл супер-надежный, «спокойный», экономичный и супер-непопулярный в наших широтах, а потому с приятным ценником.
Захожу на доски объявлений, вбиваю эту модель и удивляюсь. Цены действительно адекватные, большинство мотоциклов в неплохом состоянии, откровенного хлама намного меньше. Я углубился в изучение модели и понял — это то, что надо. А после того, как я увидел XJ600N с круглой фарой, то был окончательно очарован этой моделью.
Нашёл несколько объявлений, обзвонил и поехал с друзьями на удачу. Первый мотоцикл выкатывают из гаража. Любовь с первого взгляда? Нет. Состояние достойное. Узнали, что его пригнали из Германии, откатали 2 сезона и продают из-за ненадобности. Все документы были на руках.
Из видимых проблем — падение на левый бок: немного загнут глушитель и погнута подножка. Заводим... Звук ровный, двигатель гремит, как трактор (по итогу оказалось, что это особенность модели), но работает ровно. Потом я сажусь на него... И тут я понимаю — всё, мы приехали за ним. Каков был шанс, что мы купим первый же просмотренный мотоцикл? Как оказалось, 100%.
Скинули цену на $300 (продавец торговался охотно, сейчас думаю, можно было сбросить и больше, так как модель непопулярна). Договорились о покупке.
Одно из первых фото МОЕГО мота
Мотоцикл был в другом городе, ранней весной. Забирать пришлось на микроавтобусе. Почему я не оседлал его сразу? Очень просто — прав у меня не было. А в моём окружении никто не решился ехать по слегка растаявшему асфальту снегу. И вот мотоцикл стоит в гараже, а катать нельзя.
Путь воина: обучение и права
Я задался этим вопросом года за 3 до покупки мота. И вы спросите: «Стоп, а прав-то почему нет?» Расскажу подробнее.
Я решил идти на категорию А до покупки мотоцикла. В нашем городе было только 2 мотошколы. Выбрал ту, что ближе и удобнее. Как я понял, разницы нет, всё зависит от инструктора.
Категория B у меня была давно, поэтому меня не надо было учить работе с газом и сцеплением. Прихожу на площадку в назначенное время. Меня встречает инструктор, знакомимся, он показывает мотоцикл, спрашивает, ездил ли раньше, ногами "показывает" и объясняет элементы и начинает учить ездить... НЕТ! Говорит: «Езжай, тренируйся».
Что делать — сел и начал пробовать. Изредка мастер подходил и давал советы. Всё остальное время я его мало интересовал. Как потом узнал, это типичная ситуация для мотошкол в маленьких городах. Просто накатывается площадка, лишь бы сдал. Навыков не было, но элементы я делал.
После откатки уроков назначили экзамен. Мы сдавали на той же площадке, где учились. Перед экзаменами у меня всегда жуткое волнение, но когда начинаю сдавать — его нет.
Прохожу все элементы уверенно. Последний — остановиться на стоп-линии и поднять руки. Подъезжаю, останавливаюсь за 10 см до линии, поднимаю руки и слышу: «Не сдал». Надо было остановиться именно на линии. Мастер говорил, что допускается недолёт или перелёт на 20 см. Расстроился знатно.
Записался на пересдачу. Проходит время, прихожу, делаю два проезда — всё хорошо. Приезжает гаишник, начинаю сдавать и на «восьмёрке» ставлю ногу. Получаю «не сдал». Расстроился меньше. Была ещё одна неудачная попытка, а потом я забросил это дело с мыслью: «Куплю мотоцикл — тогда и сдам».
Вернулся к этому, когда уже выбирал мотоцикл. Нашёл контакты своего мастера, а он уже только на авто учит. Дал контакты брата, который сейчас преподаёт. Связался с ним, договорился о занятиях. Обучение было такое же — никакого. Но надо отдать должное — человек идейный. За занятия я не платил, только за бензин. Всё было в обход мотошколы. Он считал, что мотобратьев должно быть больше.
Настало время сдачи экзамена. Нужно было уже сдавать вождение на площадке в ГАИ. Приезжаем, подходит инспектор, и я узнаю в нём того самого, который «завалил» меня на первой попытке. Но переживаний не было, так как все сотрудники ГАИ, что мне попадались за время моей водительской практики, были адекватными и приличными людьми.
Приступаю к экзамену. Всё идёт хорошо. Один из элементов — скоростное маневрирование (маневрирование в ограниченном пространстве на время). На выполнение даётся не более 7 секунд. Замер производится секундомером, а результат выполнения становится известен уже после завершения экзамена, на той самой стоп-линии.
Выполняю остановку. Подходит гаишник, показывает секундомер: 8 секунд 56 миллисекунд. Внутри всё падает. Гаишник протягивает мне документы, а там стоит печать «СДАЛ». Улыбаюсь, киваю.
Подаю документы на изготовление прав, сажусь в машину, покупаю «благодарность» инструктору и везу ему на площадку. Он был слегка удивлён, но был рад, что его вечер не будет томным. Через время забираю права и первым делом еду к мотоциклу. Совершаю свой первый выезд с правами ;) И тут приходит осознание: это — навсегда.
Заключение
Для чего я писал этот пост? Я закрыл уже свой 4-й сезон и многое для себя понял. Мне есть чем поделиться. Плюс это помогает устаканить свои мысли.
О чём я жалею? — О том, что не сделал этого раньше. Какое удачное время для покупки первого мотоцикла? — Оно было вчера.
P.S. Всем, кто осилил, — большое спасибо! А какой был ваш первый мотоцикл?