Вы знаете, я альтруист, с повышенным чувством ответственности и синдромом отличницы. Около года назад мой муж провёл со мной воспитательную беседу на тему «Полезность умения говорить «Нет». Я действительно начала работу над собой. Сначала было трудно вплоть до «ломки». В голове: «А вдруг люди подумают что я злая? А вдруг меня перестанут любить?» и прочая белиберда... Кому-то покажется странным, но мне было очень сложно ограничивать людей, потребляющих мои жизненные ресурсы. Я не говорю о близких людях, для них я также готова сорваться в любой момент и помогать. Я говорю о рабочих моментах.
Так как я работаю в сфере услуг - преподаю английский в частном центре - я всегда ориентируюсь на правило: сколько отработал - столько получил. Но раньше (а зачастую и сейчас) у меня «висела» невидимая сноска, что я могу иногда переступить через свои личные планы и безвозмездно потратить своё личное время на то или иное занятие в угоду интересам других людей. «Ребёнок не понял что-то в школе, но я не хочу платить за дополнительное время с учителем - лучше попрошу Марию Ивановну за «спасибо» помочь» - это норма.
Муж всегда ругается на меня, говорит о зонах ответственности и о примитивном праве на отдых, о том, что иногда можно отложить подготовку к занятию и провести все без дополнительных «изюминок» урока, а просто сухо по учебнику. Чувствую себя неловко и как-то не так, если следую этому совету.
Ближе к сути: была у меня очень интересная ситуация, когда я поняла, что хоть ты костьми ляг и выложись на 100%, будет такой человек, рассматривающий твои старания как должное и даже (внимание!) НЕДОСТАТОЧНОЕ выполнение твоих обязанностей. Это был настоящий шок!
Ситуация вот в следующем: взяв на себя нагрузку на новом месте работы, я настроилась на подготовку детей к международным экзаменам. Нет, ребят, это не ЕГЭ или что-то серьезное, это всего лишь Кэмбриджские экзамены для Young Learner-ов. Однако судьба так распорядилась, что я узнала о своей долгожданной и не менее неожиданной беременности. Поговорив с начальством, мы заключили нечто вроде «договора по совести» и я пообещала по максимуму провести все занятия даже в свой законный больничный, лишь бы не подвести клиентов. Конечно же в первую очередь я обговорила ситуацию с группой, которая должна была сдавать один из экзаменов, и на родительском собрании предложила им два варианта: чтобы оставшиеся (около 5 занятий - пздц как много) отвёл другой препод, либо же я, но заранее с дополнительно задействованным временем, то есть вместо двух занятий в неделю, раз в две недели проводить по три.
Группа небольшая - четверо детей. Казалось бы легко. Трое понимающе кивают и говорят, что мне нечего извиняться, они все понимают. И тут встаёт ОНА. ОНА, между прочим, тоже преподаватель! ОНА вообще-то клиент! ОНИ сюда ходят только из-за меня, им не нужен другой препод! Но и дополнительно ОНИ не хотят заниматься, то бишь рано закончат и к экзамену все забудут! И вообще зачем менять преподавателя, он же будет другому английскому учить! -
По всей видимости, она хотела, чтоб рожать я начала при детях и травмировала их психику. Что я и озвучила, заткнув её в первый раз.
Далее эта женщина начинает говорить, что они уже туеву хучу времени ходят на английский, и толку нет (а там, действительно, ребёнок без мотивации), и они только деньги тратят.
Я напомнила, что именно в этот центр-то они всего первый год ходят, и почему она ответственность других преподавателей перекладывает на меня. Так я заткнула её во второй раз.
Её третьим приемом было запугать меня как молодую соплю путём угроз бросить английский. Я объяснила ей, что насчёт экзамена им не стоит волноваться: её чадо к нему даже не допустят, и что смена преподавателя есть самое прекрасное для практики языка, что и практикуется в этом центре даже без беременеющих училок. Третий раз я доказала, что не сопля.
Итог: дёрнув плечами она пошла домой и внушила ребёнку, что я отказалась вести у неё занятия. Что я редиска.
Как такое может быть? Я же объяснила обстоятельства, попросила о понимании и в свою очередь о подобной помощи мне и получила не просто отказ, а отказ с негативным посылом.
«Клиент всегда прав» - чушь собачья господа! Мы вступаем с клиентом в юридические отношения с примерно одинаковым набором требований и условий к каждой из сторон. Это правило в сфере услуг стоит переводить как «наглый и ограниченный клиент всегда прав у себя в голове» (или же «он всегда говно», простите за мой английский).
Возможно, я бы даже не стала ничего писать, если бы не тот факт, что на каждую из претензий этого клиента я привела аргумент, доказывающий его архиабсурдность. Но главный посыл: всегда помните о карме, ее скорость равна тому, насколько быстро вы хотите, чтобы ваш ребёнок заговорил на английском)