irina.ivanova

irina.ivanova

пикабушница
624 рейтинг 14 подписчиков 11 комментариев 8 постов 5 в горячем
141

«Лексикон циника» или «Словарь Сатаны» Амброза Бирса

Американский журналист Амброз Бирс (Ambrose Bierce), который написал растащенный на цитаты словарь под названием «Лексикон циника». Позднее, этот же самый словарь был переиздан под новым названием «Словарь Сатаны».

«Лексикон циника» или «Словарь Сатаны» Амброза Бирса Длиннопост, История, Сарказм, Черный юмор, Амброз Бирс, Старая книга, Словарь, Юмор

Но ничего связанного с Сатаной там на самом деле нет, по сути – это смешные объяснения совершенно обычных слов. Например,  по мнению Бирса «абсурд» – это суждение или мнение, совершенно не совпадающее с чьим-либо собственным.

В оригинале словарь, естественно, на английском (журналист-то американский), и этот самый оригинал можно полнстью и безвозмезндо полистать на The Public Domain Review: https://publicdomainreview.org/collections/the-cynics-word-book-1906/.

«Лексикон циника» или «Словарь Сатаны» Амброза Бирса Длиннопост, История, Сарказм, Черный юмор, Амброз Бирс, Старая книга, Словарь, Юмор

А для тех, кто не хочет иметь дело с английским, привожу несколько переведенных примеров. Некоторые из них, правда, вроде как уже мелькали здесь на Пикабу, но в довольно разрозненном виде.

Абсурд – Суждение или мнение, совершенно не совпадающее с чьим-либо собственным.


Амнистия – Великодушие властей к тем преступникам, наказывать которых было бы слишком дорого.


Аплодисменты – Эхо отзвучавшей банальности.


Аппетит – Инстинкт, предусмотренный Провидением для разрешения трудовых споров.


Безразличный – Не в полной мере осознающий разницу между вещами.


Беспристрастный – Человек, которому невдомек, что можно извлечь выгоду, приняв сторону кого-то из спорящих или поддержав любое из конфликтующих мнений.


Будущее – Та часть Времени, когда дела наши идут прекрасно, друзья нам верны и благоденствие нам обеспечено.


Вежливость – Наиболее приемлемая форма лицемерия.


Возможность – Удобный случай разочароваться.


Воображение – Оптовый склад фактов, находящийся в совместном владении поэта и лжеца.


Восхищение – Деликатный способ признать чье-то сходство с нами самими.


Доказательство – Свидетельство, имеющее оттенок скорее вероятия, чем невероятия. Показания двух заслуживающих доверия очевидцев, противопоставленные свидетельству лишь одного.


Дорога – Полоса земли, по которой мы можем пройти от того места, которое нам наскучило, до того, где нам нечего делать.


Дружба – Корабль, на котором в хорошую погоду достаточно места для двоих, в бурю же – лишь для одного.


Ерунда – Критические замечания в адрес этого прекрасного словаря.


Знакомство – Степень близости, которую называют поверхностной, когда объект ее неизвестен и беден, и тесной, когда тот богат и знатен.


Знаток – Специалист, который знает решительно все в своей области и ровно ничего во всех остальных.


Извиняться – Закладывать фундамент для будущего проступка.


Иначе – Не лучше.


История – Описание, чаще всего лживое, действий, чаще всего маловажных, совершенных правителями, чаще всего плутами, и солдатами, чаще всего глупцами.


Коммерция – Сделки, в ходе которых А отбирает у Б товары, принадлежащие В, а Б в возмещение потери вытаскивает из кармана у Г деньги, принадлежащие Д.


Корпорация – Хитроумное изобретение для получения личной прибыли без личной ответственности.


Красноречие – Искусство убеждать глупцов, что белое есть белое. Включает и способность представлять любой цвет в виде белого.


Мозг – 1) Орган, посредством которого мы думаем, будто мы думаем. 2) То, что отличает человека, которому достаточно чем-то быть, от человека, который стремится что-то делать.


Моральный – Соответствующий местному и изменчивому представлению о том, что хорошо и что плохо. Отвечающий всеобщему понятию о выгоде.


Обвинять – Утверждать вину или порочность другого человека, как правило — с целью оправдать зло, которое мы ему причинили.


Обдумывать – Искать оправдания для уже принятого решения.


Образование – То, что мудрому открывает, а от глупого скрывает недостаточность его знаний.


Поздравление – Вежливое проявление зависти.


Преданность – Добродетель, присущая тем, кого вот-вот должны предать.


Самоочевидный – Очевидный для тебя самого и ни для кого больше.


Скрипка – Инструмент для щекотания человеческих ушей при помощи трения лошадиного хвоста о внутренности кошки.


Спина – Та часть тела вашего друга, которую вы можете созерцать, очутившись в беде.


Счастье – Приятное ощущение, вызываемое созерцанием чужих страданий.


Телефон – Дьявольская выдумка, которая уничтожила некоторую возможность держать в отдалении нежелательное вам лицо.


Успех – Единственный непростительный грех по отношению к своему ближнему.


Цена – Стоимость плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены.


Цирк – Место, где слоны, лошади и пони имеют возможность любоваться тем, как мужчины, женщины и дети валяют дурака.


Эгоист – Человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной.

P.S.

Для любителей подобных фактов и всего, что связано с книгой (как физическим объектом) есть блог Cognitio Liber

Показать полностью 1
37

Реставрация песенника 1903 года

Очередная практика в реставрации книг. На этот раз – песенник на эстонском языке 1903 года, изданный в Таллинне.


Когда-то я купила эту книгу за копейки только за одну эту надпись на первом листе. Один ассессор Барон Ферзен чего стоит:

Эстляндская Евангелическо-Лютеранская Консистория сим удостоверяет, что к печатанию этой книги со стороны сей Консистории препятствий не имеется.

Ревель, Вышгород, 15 февраля 1903 г.

№ 256.

Ассессор: Барон Ферзен

за Секретаря: К. Зигель

Дозволено Цензурою – Юрьев, 5 Марта 1903 г.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Книга не то чтобы рассыпалась в руках, но передняя крышка почти отваливалась от блока. А корешок немного оторван с одного бока, где просматривался ветхий переплет, который при использовании, скорее всего, распадется (хотя, использовать эту книгу врядли будут, от чего она становилась привлекательнее и привлекательнее для практики).

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Начинаем, как обычно, с отделения блока страниц от обложки. Как правило, у таких книг форзацы хрупкие, поэтому на этой стадии никаких трудностей нет. Затем с помощью скальпеля и ножниц обрезаем старые нитки и соскребаем клей. Здесь уже сложнее, потому что страницы тоже хрупкие, и вместе с клеем отходит и часть листа, что означает много подклеиваний впереди.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Начинаем подклеивать страницы клейстером. Важно не увлекаться и подклеивать только очень порванные, потому что любые вклейки утолщают блок, который может потом не влезть в родной корешок. Так как я планировала делать новую обложку, то для меня эта проблема была не актуальной, но я все равно старалась не перебарщивать.


Как правило, в подклейке нуждаются только внешние страницы тетрадки – внутренние остаются в целости. Если страницы хоть чуть-чуть скреплены друг с другом, то проблем нет. А если они полностью разделены, то по другим страницам и линейке вымеряем расстояние, на которое они должны быть склеены между собой. Ну и убеждаемся, что они склеены ровно и при сгибании не будут одна выше другой. Важно также приклеивать полоску реставрационной бумаги именно во внутрь тетрадки, тогда у неё будет более логичный сгиб.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

После высыхания под прессом обрезаем лишние кончики, перебираем еще раз все страницы, убеждаемся, что больше ничего не нуждается в подклейке и, заодно, разглаживаем все загнутые и помятые углы. После чего складываем страницы по тетрадочкам.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Тут я заметила еще одну интересную особенность вёрстки: пронумерованы не только страницы (сверху справа), но и тетрадки (снизу). То есть у каждой тетрадки на первом листе есть её порядковый номер – впервые такое видела.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Начинаем заниматься новыми форзацами. Выбор бумаги у меня был небольшой, а тратиться на не очень-то нужную книгу не хотелось, поэтому взяла, что было. Стиль не подходит для религиозных книг, но если абстрагироваться от содержания, то выглядит красиво.


Проверяем направление волокон бумаги и режем так, чтобы сгиб был параллельно этим самым волокнам. Измеряем ширину и высоту страниц, отрезаем два форзаца так, чтобы они были в два раза шире страниц и сгибаем их пополам..

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Так как бумага для форзаца тонковатая, то её надо было укрепить. Отрезаем небольшую полоску из плотной бумаги (у меня это обои, но лучше использовать коленкор), шириной 3-4 см. Прочерчиваем на форзаце полоску, которая на 0.5 см уже, чем обойная полоска и приклеиваем туда её так, что у сгиба она чуть-чуть вылезает.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Потом вырезаем из обычной конторской бумаги оставшуюся часть и тоже приклеиваем. Она уже не должна никуда вылезать.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Затем намазываем клейстером вылезающие части полосок, приклеиваем их к первой и последней тетрадкам и сушим под прессом.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

После высыхания обрезаем всё ненужное со всех сторон.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

После чего у нас получается аккуратный блок, готовый к сшиванию.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

От предыдущего переплёта осталось 4 дырки, которые я и буду использовать. Но у новых форзацев отверстий нет, поэтому проделываем их шилом на тех же местах, где и отверстия у тетрадок.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Проверяем на всякий случай порядок страниц, сбиваем их в аккуратный блок, переворачиваем и начинаем сшивать последнюю и предпоследнюю тетрадочки.


Для сшивания я использую изогнутую иглу. Первые тетрадочки сшиваются на весу, начиная с третьей блок кладется на край стола и первые тетради прищемляются весом, чтобы не двигались.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

После того как всё сшито, блок оставляется на краю стола, прижимается весом и обильно промазывается клейстером. После полного высыхания получается аккуратный блок, для которого теперь надо подготовить крышки новой обложки.


Измеряем блок со всех сторон, прибавляем необходимые миллиметры, так как обложка всегда немного больше, чем страницы, отмечаем начало книги, просто на всякий случай, чтобы не вклеить её потом задом наперед. И вырезаем две крышки из переплётного картона по замерам.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Обрезаем все уголки, чтобы они не впивались потом в обёртку.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Немного шлифуем уголки и все края, чтобы, опять же, не было бы прямых углов.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Корешок лучше всего делать из ледерина, но у меня его не было, поэтому я взяла просто материал. Размечаем на полоске все необходимые линии и приклеиваем крышки, ориентируясь по этим линиям и линейке, чтобы они были на одном уровне друг с другом.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Пока крышки сушатся под прессом, занимаемся корешком блока и капталами. Зажимаю блок вертикально, приклеиваю марлю и капталы. Марля у меня в два слоя и волокна идут по диагонали, чтобы крепче держали.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

После того как всё высохнет примеряем обложку к блоку и делаем необходимые исправления, если нужно.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Затем начинаем обклеивать саму обложку. Вырезаем необходимые куски из бумаги или материала и приклеиваем их по очереди к крышкам, заворачивая края.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

После высыхания под прессом получается такая обложка, к которой теперь нужно приклеить блок.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

Намазываем форзацы клейстером и приклеиваем их к обложке. Под форзацы кладем промокашки и отправляем книгу под пресс.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

После высыхания приделываем металлические уголки, сжимая их плоскогубцами. Уголки, естественно, необязательный элемент, но так как 100 лет назад их обычно ставили на песенники и библии, то и я поставила. Но вообще они могут царапать полку, если книгу часто вытаскивать.

Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг
Реставрация песенника 1903 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Рукоделие с процессом, Реставрация книг

P.S.

Для заинтересовавшихся этой темой – подписывайтесь на мой канал в Телеграмме https://t.me/cognitio_liber! Там публикуются мои статьи про реставрацию книг и другие интересные материалы про печать, издательство и историю!

Показать полностью 24
136

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году

Недавно наткнулась на очаровательный архив Библиотеки Конгресса – в сентябре 1942 года военная фотографиня Марджери Коллинс навестила издательство Нью Йорк Таймс. Госпожа Коллинс запечатлила всё: новостной отдел, набор текста, обработку фотографий, «морг», печать, радио комнату и погрзку газет в грузовики. Итак, как издавалась газета 76 лет назад!

Брукс Аткинсон, драматический критик, пишет обзор на новую пьесу:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Копировальщик (по-английски copy boy) получает депеши:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Копировальщики копируют депеши с помощью мимеографии, которые потом направят в разные отделы для редактуры и набора. Депеши должны быть скопированы очень быстро, из-за чего многие копии просто падают на пол. Потом они сотрируются по тематикам: местные новости, иностранные, городские и т.д.

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Комната набора – операторы набирают строчки текста на линотипах:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Строчки, отлитые на линотипе, собирают по колонкам:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Колонки текста укладывают в страницу, вставляя картинки и другие декоративные элементы (например, таблицы):

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Набор ежедневных индексов осуществлялся частично в ручную – человек на фотографии занимался этим 15 лет:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

На доске отмечается время окончания набора каждой страницы:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Ретушь фотографии для раздела моды в воскресном выпуске:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Сортировка фотографий разных фотографов из разных стран. Человек на снимке обрезает края фотобумаги с помощью небольшой гильотины:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Томми Брэкен – заведующий «морга», который проработал в издательстве 51 год. «Морг» – это архив новостей, фотографий, материалов, которые проходили через газету Нью Йорк Таймс:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Новые и старые словари в «морге»:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

После того, как страница набрана, с неё делают цилиндрический оттиск. На фотографии  установка таких оттисков на печатный станок:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Транспортировка рулона бумаги. Каждый такой рулон весит 770 кг и из него получается примерно 1300 газет:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Собственно, печать

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Готовые газеты выходят по конвейерной ленте после обрезки и сгибания. Каждая 50-ая газета автоматически наклонена, чтобы облегчить подсчет:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

После появления первых готовых газет работники проверяют их на наличие дефектов печати:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Рабочие отдыхают в перерывах между изданиями:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Расходная бумага собирается с пола, упаковывается и продается правительству на макулатуру:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Между первым и вторым тиражом с 22:00 до 24:00 оператор слушает пропагандистский канал. Он уже ознакомился с первым тиражом и создает отчет по поводу свежих точек зрения. Сообщения записываются азбукой Морзе и падают на пол:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Газеты, доставленные из печати, связываются в пачки соответственно заказам торговцев:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Упакованные газеты загружаются в грузовики:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

Непроданные экземпляры отсылаются обратно в издательство, где их продают на макулатуру:

Печать Нью Йорк Таймс в 1942 году Старое фото, Длиннопост, История, Печать, Издательство, 1942, Нью-Йорк, Фотография

P.S.


Для заинтересовавшихся этой темой – подписывайтесь на мой канал в Телеграмме https://t.me/cognitio_liber! Там публикуются мои статьи про реставрацию книг и другие интересные материалы про печать, издательство и историю!

Показать полностью 22
7

Приготовление мучного клейстера для реставрационных работ

Мучной клейстер используется в реставрации и создании книги для подклеивания корешка, переплёта и обложки. Как и крахмальный клейстер, он обратимый (то есть, разводится водой, даже после окончательного высыхания) и сохнет долго (то есть, очень гибок в использовании и позволяет не торопиться с приклеиванием элементов). Но и насекомых тоже привлекает, так что не стоит с ним перебарщивать.

Приготовление мучного клейстера для реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Ингредиенты


* 1 часть пшеничной муки

* 1 часть рисовой муки

* 1 часть ячменной муки (очень мелкой, скорее ячменной пыли)

* вода на глаз

Приготовление мучного клейстера для реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Инструменты


* Чаша для смешивания

* Деревяная палочка

* Сито

* Чайник или кастрюля для кипечения воды

Приготовление мучного клейстера для реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Процесс приготовления


Смешать все сухие ингредиенты. Желательно просеить всё через сито, чтобы уменьшить количество комков.

Приготовление мучного клейстера для реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Залить их горячим кипятком и сразу же начать помешивать все палочкой, чтобы не было комков. Масса должна получиться сметанообразной.

Приготовление мучного клейстера для реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Мешать стоит все время в одном направлении – таким образом в структуре клейстера будут образовываться длинные связи, которые улучшают клейкость.

После того, как все размешано, оставить массу постоять на некоторое время. Затем клейстер сильно перемешивается еще раз до тех пор, пока он не станет однородным. Перед использованием или хранением его стоит остудить до комнатной температуры.

Приготовление мучного клейстера для реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Использование


Мучной клейстер сохнет долго, поэтому желательно наносить его умеренно и сушить под прессом. Наносится обычно большими жесткими кистями, так как используется для больших площадей.

Хранение


Хранится в холодильнике в закрытой посуде примерно 1 неделю, но желательно все же каждый раз приготавливать свежий, чтобы избежать плесени и плохой клейкости.

Приготовление мучного клейстера для реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом

P.S.


Для заинтересовавшихся этой темой – подписывайтесь на мой канал в Телеграмме https://t.me/cognitio_liber! Там публикуются мои статьи про реставрацию книг и другие интересные материалы про книгу, как физический объект!

Показать полностью 6
12

Варка крахмального клейстера для бумажно-реставрационных работ

Клейстер из пшеничного крахмала очень хорошо подходит для реставрации бумаги, подклеевания страниц, латания с помощью японских заплаток и всего такого. Для корешка и обложки он не подходит, так как слишком слабый – там нужно использовать мучной клейстер, о котором, возможно, как-нибудь сделаю отдельный пост.


Хорош он потому, что, во-первых, он обратимый, то есть при необходимости его можно снять с помощью воды. Во-вторых, он прозрачный – не оставляет никаких желтых пятен. В-третьих, он не высыхает слишком быстро, поэтому есть время что-то двигать и исправлять. Но есть и один минус – как и любой мучной клей, его любят насекомые, так что если переборщить, то книга может стать обедом для жуков.

Варка крахмального клейстера для бумажно-реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Рукоделие

Ингредиенты


* 4 части воды

* 1 часть пшеничного крахмала, который может не быть в продуктовом магазине – тогда его следует искать в хозяйственном

Варка крахмального клейстера для бумажно-реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Рукоделие

Инструменты


* Чаша или стакан

* Сито

* Кастрюля для водяной бани

* Ковш, черпак или поварешка – что-нибудь, что удобно ставить на водяную баню (эмалированное, из нержавейки или тефлоновое, но не алюминиевое)

* Лопатка или палочка для помешивания (селиконовая или деревянная, но не металическая)

Варка крахмального клейстера для бумажно-реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Рукоделие

Процесс приготовления


Крахмал просеить через сито (чтобы убрать залежавшиеся комочки), высыпать в стакан, залить холодной водой и дать постоять минут 20.


Вскипятить воду в кастрюле, сполоснуть черпак и поставить влажным на водяную баню. Крахмальную смесь вылить в черпак, постоянно помешивая. Сразу же уменьшить интенсивность кипения (не обращайте внимание на мою конструкцию – так как у меня не нашлось черпака с ручкой, то пришлось установить чашу на палочки).

Варка крахмального клейстера для бумажно-реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Рукоделие

Когда клейстер начнет уплотняться, снова уменьшить интенсивность кипения и продолжать помешивать.

Варка крахмального клейстера для бумажно-реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Рукоделие

Когда масса станет прозрачной, снять черпак с плиты и продолжать помешивать еще пару минут, уже без паровой бани.

Варка крахмального клейстера для бумажно-реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Рукоделие

Готовый клейстер должен остыть до комнатной температуры, после чего его можно сразу же использовать или отложить на хранение.

Использование


Клейстер должен быть равномерным и кремообразным. Если есть комки, то можно процедить его через сито или марлю. Если он слишком густой – разбавить водой. Иначе место на бумаге, куда попадут эти самые комки, будет сохнуть долго, неравномерно и, возможно, скукожит бумагу (если она тонкая).


Наносить его надо жесткой кисточкой, так как он довольно густой. Так как клейстер растворяется в воде даже после высыхания, то нет смысла мыть кисть так же часто, как и после использования PVA, но я все равно мою после каждого окончания работы.


Перед началом лучше всего отложить в отдельную чашку небольшое количество, а остальное сразу же убрать в холодильник.

Варка крахмального клейстера для бумажно-реставрационных работ Реставрация, Бумага, Клейстер, Своими руками, Длиннопост, Ручная работа, Рукоделие с процессом, Рукоделие

Хранение


Клейстер хранится в холодильнике в закрытой посуде 1-2 недели – за это время не появляется плесени, но клеящиеся свойства уменьшаются. Для того, чтобы продлить время хранения, можно использовать специальную посуду, которая предназначена только для клейстера и никогда не используется для пищевых продуктов. Чистить такой контейнер можно только водой, потому что мыло и другие моющиеся средства загрязняют клейстер. По некоторым рецептам воду, которая смешивается с крахмалом, советуют прокипятить и остудить до комнатной температуры, чтобы убить микроорганизмы и оттянуть появление плесени.

P.S.


Для заинтересовавшихся этой темой – подписывайтесь на мой канал в Телеграмме https://t.me/cognitio_liber! Там публикуются мои статьи про реставрацию книг и другие интересные материалы про книгу, как физический объект!

Показать полностью 6
104

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона

Небольшой фотоотчет о том, как я реставрировала книгу Томаса Мертона «The Seven Storey Mountain» (на русский, на сколько мне известно, она не переведан). Снова оговорюсь, что я не являюсь профессиональным реставратором, а делала это исключительно для удовольствия, так что данный фотоотчет ни в коем случае не является инструкцией по тому, как надо правильно делать.


Книга была изрядно потрепана: мягкий переплет, одинарные страницы держаться на склеенном корешке, блок распался на несколько частей.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Для начала разъединяю все страницы и очищаю их от клея с помощью скальпеля. Бумага очень тонкая и хрупкая, поэтому легко рвется, что в будущем прибавило лишней работы. Безнадежным корешком пришлось пожертвовать.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

По самому здоровому листку вырезаю будущую твёрдую обложку из переплётного картона толщиной в 3 мм. Две штуки, соответственно. Вырезаю с помощью линейки и строительного ножа. Так как картон очень толстый, то приходится проводить ножом примерно по 40 раз по каждому шву.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

По картонкам замеряю и вырезаю ткань, которой будет обшита обложка. Ткань у меня плотная и не тянущаяся, так что работать с ней одно удовольствие. Её я тоже резала ножом по линейке, но в принципе можно и ножницами, так как все края будут скрыты и идеальная ровность здесь не очень важна. Позднее поверх ткани приклеила оригинальную обложку, которая осталась от прежнего переплета.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Начинаю варить клейстер из пшеничного крахмала, который буду использовать для латания страниц японской бумагой. Вообще, этот клейстер отлично подходит для белой бумаги, так как он сам белый, а у меня она желтая. Но так как японская реставрационная бумага тоже белая (не знаю, бывает ли она вообще других оттенков или можно ли её красить), то я не стала заморачиваться на счет незаметности заплаток.


Зато пришлось заморочиться с варкой, так как у меня не нашлось подходящей посуды. Клейстер надо варить на пару, поэтому я установила металлическую миску на двух азиатских палочках для еды, которые, в свою очередь, держаться на краях кастрюли. Не самая стабильная конструкция, но если все делать аккуратно, то справиться можно.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Развожу крахмал с водой в кружке и выливаю его в миску, постоянно помешивая деревянной палочкой (все той же азиатской для еды). В какой-то момент вся эта масса начинает затвердевать и становиться прозрачной. В итоге должно получиться что-то типа такого, и это должно быть липким.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Пока клейстер остывает, отбираю страницы, которые нужно залатать и нарываю полоски японской бумаги (её важно именно рвать, а не резать, так как неровный край лучше приклеивается).

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Жесткой кисточкой наношу клейстер на край страницы. Прикладываю полоску и приглаживаю её той же кисточкой, при необходимости нанося еще немного клея. Страницы очень тонкие, поэтому быстро скукоживаются от большого количества влаги. Потом это выровняется под прессом, но все равно надо работать быстро и использовать как можно меньше клейстера.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

После того как все необходимые листы подклеены и высушены под прессом, нужно отрезать излишки. Самое легкое, отрезать хвостики сверху и снизу.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Немного посложнее, отрезать со стороны переплёта. Для этого прикладываем цельную страницу «эталон» и по ней обрезаем край по линейке.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Теперь собираем все страницы по порядку. И начинается самое сложное – сбить весь блок так, как он был, чтобы ни одна страница не выпирала. У меня так и не получилось сделать это полностью правильно – страницы на столько тонкие, что цепляются друг за друга и никак не хотят вставать ровно. А еще у меня нет подходящих зажимов, так что пришлось обходится прессом, что совсем неудобно. Я удовлетворилась более-менее ровным блоком, после чего зажала его, и на корешке выпилила перпендикулярные полоски.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Потом проклеила корешок и положила все это под пресс, предварительно защитив блок пекарской бумагой, чтобы страницы не замазались клеем.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Относительно размеров блока нарезаю нити, которые будут вставляться в пропиленные бороздки корешка, кусок марли, для дополнительной прочности, два куска материала, которые будут склеивать блок с обложкой и два форзаца (из оставшихся обой, которые подошли идеально по стилю, плотности, и фактуре бумаги).

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Вставляю в бороздки корешка нити, обильно промазываю все клеем, сверху кладу марлю, и все это опять под пресс.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

После высыхания распушаю кончики нитей – чем пушистее они будут, тем прочнее будет приклеен блок к обложке.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

В это время под прессом сохнет корешок, приклеенный к обложке.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Когда все сухое и пушистое, прикладываю блок к обложке и обильно приклеиваю нити и марлю к краям (корешок идет к картонке, а нити приклеиваются к обоям). В этом процессе важно держать все части в виде готовой книги: обложка не должна быть полностью раскрыта на 180 градусов, так как готовая книга никогда так не делает.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Сразу же поверх нитей приклеила материал (это может быть и бумага), который прячет соединение блока с обложкой. И все это делается с обеих сторон одновременно. Закрываю книгу, под обложку кладу пекарскую бумагу, чтобы опять не запачкать страницы и еще тоненькие картонки, которые придают упор швам, чтобы они максимально прилегали к задней части корешка.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

После полного высыхания под прессом обрезаю ножом обои, которые просто некрасиво вылезают из под материала.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

И наклеиваю на все это дело форзац. Все это опять под пресс, после чего получилась такая вот книга.

Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом
Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом
Реставрация книги «The Seven Storey Mountain» Томаса Мертона Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Для заинтересовавшихся этой темой – в моем блоге можно найти больше подробностей конкретно об этой реставрации и о других книжных темах: http://book.irina-ivanova.eu

Показать полностью 21
14

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония

В эстонском городе Тарту есть очаровательный музей печати, в котором экспонаты не просто пылятся, но реально работают и используются. Скорее это даже типография, чем музей, которая ориентируется на ручные работы, с использованием древних машин.


Если окажетесь вдруг в Тарту – обязательное место для посещения!

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

У входа стоят оранжевые контейнеры с макулатурой, которую музей собирает и сдает различным фабрикам по переработке бумаги. Периодически организовываются вечера для добровольцев по подготовке макулатуры из старых списанных книг.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

В музее есть коллекция пишущих машинок, которые, при необходимости, можно брать в аренду (работающие, ествественно).

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Это печатный пресс Динглера середины XIX века, который до сих пор активно используется, например, при печатании обложек для тетрадей, плакатов или открыток.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Станок для сшивания тетрадей Brehmer 1964 года – в рабочем состоянии, но не используется. Массово музей ничего не производит и все тетради сшиваются в ручную.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Станок для сшивания. При желании у музея можно заказать различные семинары, в том числе и по созданию тетрадей.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Наборочная машина Ленинградского завода полиграфических машин, 1972 год. Советская копия Линотайпа. До сих пор используется.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Бумажная гильотина Chn. Mansfeld конца XIX века, в использовании.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Печатный пресс 1927 года, в рабочем состоянии. Изначально этот пресс был привезен из Германии для печатания самой популярной эстонской газеты Постимеес (Postimees).

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Печатный пресс Monopol середины XX века, тоже рабочий.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Ящики с различными типографскими литерами (шрифтами). Русские есть тоже.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Некоторые из них металлические.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

А некоторые деревянные, плакатные. Зеркало используется при наборе, который нужно делать в зеркальном отражении.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Есть множество картинок – они чаще всего используются новичками при создании первой открытки или тетрадки.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Оттиск для открыток, закрепленный на печатном прессе.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Собранный макет для плаката – все буквы и пробелы плотно скрепляются зажимами таким образом, что всю эту конструкцию можно поднять, перенести и ничего не выпадет.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Типографские краски.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Еще парочка примеров набранных текстов.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия
Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Ну и несколько фоток для атмосферы.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия
Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия
Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия
Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия
Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

А еще в музее живет кот по имени Гутенберг.

Музей печати и типографии в Тарту, Эстония Тарту, Эстония, Типография, Музей, Печать, Длиннопост, Путешествия

Для заинтересовавшихся – в моем блоге можно найти больше статей о других (около)книжных темах: http://book.irina-ivanova.eu

Показать полностью 24
213

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года

Небольшой фотоотчет о том, как я реставрировала книгу 1893 года издания. Сразу оговорюсь, что я не являюсь профессиональным реставратором, а делала это все в рамках семинара для начинающих под предвадительством опытных музейных работников.


Книга была в печальном состоянии: переплет полностью отклеен от корешка, многие страницы порваны, обложка более-менее в хорошем состоянии, но тоже порвана в некоторых местах.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Для начала сварили клейстер из пшеничного крахмала. Клейстер не засыхает слишком быстро (в отличие от какого-нибудь PVA), благодаря чему процесс починки более гибкий и размеренный. Но самое главное, он обратимый, то есть позднее, при необходимости, его можно легко удалить, без каких либо намертво въевшихся желтых следов.


Потом нужно было отделить все листы от корешка, перебрать каждую тетрадку (в одной тетрадке 4 листа), разделить слипшиеся страницы и почистить их со стороны корешков (по сути убрать старый клей).

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Единственный инструмент, который я использовала – это ножницы для обрезания ниток, оставшихся от старого переплета. И все это дело заняло где-то 1,5 часа (в процессе я стала подозревать отсутствие некоторых страниц).

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

А потом надо было снова перебрать все страницы-тетрадочки и подклеивать сильно рваные из них. А рваных было много. Для подклеевания использовалась тонкая японская реставрационная бумага. Нужно нарвать тонкие полоски шириной 1,5-2 см, которыми будут склеиваться швы. Полоски нужно именно рвать, а не резать, так как неровный край приклеится более равномерно и не будет так заметен, как ровный.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Когда претендент на залатывание обнаружен, нужно уже более основательно почистить его скальпелем от старого клея (во время чего очень легко порвать страницу еще больше, чем прежде). Здесь удобнее использовать не очень острый скальпель, чтобы можно было посильнее нажимать и при этом не царапать бумагу.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Потом надо смазать край бумаги крахмальным клейстером – кисточка должна двигаться от цельного края к рваному, то есть слева направо на фотке, чтобы рваный край не завернулся. Слишком много клея не надо – потом это все равно пойдет под пресс. И после этого сверху кладется полоска японской бумаги.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом
Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

И разглаживается той же кисточкой, уже в обратном направлении (то есть ёлочкой, как обои), чтобы не завернулись края самой полоски. При необходимости можно нанести сверху еще немного клея, если какая-то часть осталась ненамазаной.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Потом лист переворачивается и проверяется с другой стороны. Там может завернуться какой-нибудь край, который надо разгладить инструментом зубных врачей (незаменимая вещь).

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

И потом каждый подклеенный лист кладется под пресс между мягкими тряпками, где держится минут 10-20 до полного высыхания.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Мы в этом месте сделали перерыв, поэтому положили все оставшиеся страницы под пресс, в произвольном порядке. Проблема в том, что если вынуть страницы из обложки и перебрать их, то они существенно увеличатся в объеме. Поэтому их надо спрессовывать обратно.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

После подклеевания страниц можно заняться обложкой. Для начала отодрать ленточки, к которым крепится переплет. Здесь самое сложное – не порвать белую декоративную бумагу форзаца, так как она очень хрупкая (и я все-таки немного порвала).

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Потом подклеила порванный корешок. С обратной стороны немного отодрала кожу, склеила слои картона PVA, наклеила сверху кусочек японской бумаги и приклеила кожу обратно PVA.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

И все это, естественно, под маленький пресс.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Пока обложка сушится можно заняться подклеенными листами, которые уже высохли. Нужно просто обрезать ножницами японскую бумагу, чтобы она не выпирала за границы листов.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

После чего началось одно из самых страшных заданий – собрать все листы по порядку. В книге больше 700 страниц и на данный момент они совершенно в разном порядке. Но, подумав, я решила применить алгоритм блочной сортировки и это оказалось не такой уж и страшной проблемой. Некоторые места все же остались в своих родных тетрадочках, которые я сперва разгруппировала по сотням: все листы с номерами страниц 0-99 в одной стопке, с 100-199 в другой и тд.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

И потом следующую необходимую стопку раскладывала по тетрадочкам так, чтобы были видны номера каждой.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

В книге было несколько картинок в полную страницу, которые были вклеены позже (то есть они не являются частью переплета) и к которым была приклеена калька (чтобы картинки не пачкали основной текст). И эта калька была почти у всех порвана. Так как это не очень ценное издание, то мы решили не реставрировать её, а просто вырвать и приклеить новую. Тем более, вырывание кальки еще и помогало решить проблему объема (чем меньше страниц, тем больше вероятность, что они влезут обратно в родной переплет).

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Здесь у нас был снова перерыв, так что мы положили все страницы снова под пресс (уже в правильном порядке).


Следующий этап – сшивание страниц. Для этого используется такой пыточный агрегат. Нити (или бинты) вставили в бороздки, оставшиеся от старого переплета и начали все это дело сшивать, начиная с конца блока.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

К первой и последней тетрадочке приклеиваются и пришиваются прочные и широкие ленточки, которые потом будут вклеиваться под обложку (на место тех, которые мы вырвали из под форзаца). После сшивания верёвки обрезаются, оставляя небольшие хвостики.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Потом кончики верёвок надо распушить – чем пушистее они будут, тем крепче будет переплет. А потом весь корешок обильно проклеивается смесью мучного клея с PVA.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

И все это дело кладется, есвественно, под пресс.


Когда корешок немного подсохнет, его делают полукруглым (так книга будет естественнее открываться). Его формируют прямо под прессом, используя молоток.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

После формирования гриба корешок снова обильно промазывается клеем и приклеивается плотная бумага. Когда это все дело снова немного подсохнет, оставшиеся ушки бумаги склеиваются снаружи, чтобы внутри осталась полая несклееная трубка из бумаги. И потом приклеили каптал. Здесь он играет декоративную функцию, а в некоторых переплетах его пришивают к корешку, поэтому он еще и укрепляет конструкцию.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

После того, как корешок совсем подсох, вклеиваем его в обложку. Ленту с распушенными верёвками вклеиваем под отодранную декоративную бумагу.


Ну и все это под пресс.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

Через некоторое время проверили, как там все склеивается. Заодно подклеили уголки корешка. Кожи, к сожалению, не было, поэтому пришлось временно подклеить бумагой.

Реставрация книги «Жизнь животных» Альфреда Брема 1893 года Переплет, Реставрация, Старая книга, Длиннопост, Своими руками, Ручная работа, Рукоделие с процессом

И снова под пресс до полного высыхания.



Для заинтересовавшихся этой темой – в моем блоге можно найти больше подробностей конкретно об этой реставрации и о других книжных темах: http://book.irina-ivanova.eu

Показать полностью 24
Отличная работа, все прочитано!