Ответ на пост «Бесплатно помогаю пикабушникам учить программирование, часть 9: "Возможные варианты развития"»1
Если уровень аналитины и глубины знаний в основном курсе такой же, как и в этой статье, то мне жалко людей, которые тратят на это время.
Дополню по первым двум пунктам, т.к. с ними сталкивался на личном опыте. Ещё немного накину про фриланс, т.к. тоже имел дело.
Галеры
Продают товар в виде своих разработчиков под соусом своей деловой репутации. Если хотя бы одна из двух составляющих протухнет, впаривать будет труднее. Поэтому на галерах постоянно бдят, чтобы разрабы развивались в профессиональном плане, чтобы можно было продать его подороже. И если писать откровенную херню, то рано или поздно это всплывёт. Заказчик уйдёт. И следующий "жирный контракт" уже получить будет сложнее. При кажущейся бесконечности IT-моря, крупных рыб, готовых запариваться с аутсорсом, не так много. И многие из них друг друга знают.
не идите работать в галеры. Сидите на шее у родителей, пилите свои проекты, работайте на фрилансе, но только не в аутсорсе.
Совет офигенен в своей абсолютности. Интересно, каким образом предлагается учиться около-программисткой деятельности при работе над своим проектом/фрилансом. Своей проект / фриланс - это зачастую работа в одно жало, т.е. в графе "умение работать в команде" можно смело ставить прочерк. На галере всегда есть более опытные сотрудники, у которых есть чему поучиться. Кстати, про continious integration и все сопутствующие вещи на фрилансе я как-то тоже не слышал. Банальное умение проводить код ревью и то под большим вопросом.
Таким образом, через условных 3-4 года на галере на выходе имеется работник IT-индустрии, который в первом приближении понимает, как эта вся фигня работает с точки зрения бизнеса, умеет во взаимодействие со всеми необходимыми участниками. И в довесок имеет обширные компетенции в различных стеках технологий, за счёт участия в нескольких проектах. Умеет быстро переучиваться на нужный стек.
За тот же период из начинающего пильщика собственного "проекта" / фрилансера получится кодер. Весьма хорошо надроченный в своей конкретной области.
Ну и что касается своих проектов - "Где деньги, Зин?". Кто вам за это будет платить? Здоровый лоб, сидящий в своей комнате в квартире родителей и орущий: "Мам, какой съезжать. Ты не понимаешь. Я делаю будущее" - это довольно жалкое зрелище. Никто в целом не мешает устроится на галеру, получать опыт и деньги, развивая в параллель какой-нибудь пэт-проект.
Минусы: мало настоящего опыта и культуры разработки
Что значит настоящего опыта? Настоящего опыта чего?
Про культуру разработки тоже странно - с чего бы ей не быть? Культура заимствуется из проекта, над которым в данный момент идёт работа, т.к. аутсорсеры являются частью основной команды. И поэтому следят за ней в два раза внимательнее, как свои, так и заказчик.
учат писать говнокод лишь бы заказчик принял
Кто в здравом уме будет учить писать плохо. Зачем? Кому это выгодно? По моему опыту строго наоборот, коллеги и разрабы со стороны заказчика постоянно тыкают тебя мордой в твои продукты кододетяльности и спрашивают, что же тебя побудило к содому.
Если имеется в виду, что есть определённые, зачастую временные, рамки, в пределах которых ты должен работать - это да, есть. Как и везде. Никто не даст по 30 лет и 3 года дорабатывать всё напильником и доводить до кажущегося тебе совершенства.
Идею перелопачивать половину проекта, потому что вышла новая версия технологии / ты прочитал о новом подходе - тоже воспримут с заметным холодом. Если только это даст заметный рост по одному из важных бизнес параметров.
экономят на всём — например, заставляют приносить свои ноутбуки.
Работодатель не дурак, и понимает, что чем лучше работник гребёт, тем дороже его можно продать. Поэтому на галере, где я работал, и где работали знакомые, с разрабов готовы пылинки сдувать, и всячески содействуют росту и развитию. Постоянно проводятся всякие курсы английского, курсы повышения квалификации, есть возможность изучить что-то из смежной области, и тебе за это будут платить.
Ну и всякие соцпакеты, хорошие офисы, абонементы и прочие плюшки также в наличии. Т.к. деньги и условия - это по сути единственный реальный мотиватор для работы.
Т.е. подводя итоги:
Плюсы
> Участие во множестве проектов.
> > Возможность получить компетенции в различных технологиях / направлениях.
> > Не нужно по N лет копаться в одном и том же коде.
> > Не сошёлся характером с начальником / коллегами - можешь попытать счастье в соседнем проекте
> Понимание бизнес-процессов
> Разноплановые возможности по профессиональному развитию
> Профессиональный рост как в горизонталь, так и в вертикаль.
> Приличная ЗП, соцпакет и прочие "у нас есть печеньки"
> Низкий порог вхождения
> Постоянное расширение. Ухватили нового заказчика - срочно нанимаем ещё полсотни гребцов. Всегда есть вакансии.
> За счёт большой текучки - всегда есть вакансии
Основные минусы, как и полагаются, есть логичные продолжения имеющихся достоинств:
> Участие во множестве проектов. Иногда одновременно. Далеко не все понравятся и будут интересные.
> Оторванность от результатов труда. На аутсорс обычно делегируется определённая часть работы. Заказчик в любой момент может сказать: "Ну всё, спасибо, дальше мы сами". Т.е. ты стараешься, делаешь, а потом у тебя это просто отбирают, и ты хз, что там будет дальше. Если по началу это не особо напрягает, то на 3-4-5 проект начинает неплохо давить и лишать части мотивации
> Разная степень свободы. Есть проекты, где на откуп отдаётся сразу некое направление с почти полной свободой действий. А есть совсем наоборот, где архитектор со стороны заказчика, всё основное уже заимплементировано, а вы будьте любезны допилите сюда хрюкалку и пукалку, и чтобы ничё не сломалось.
> Почти всегда есть легаси. Много легаси. Библиотеки, кодобазы, проекты-доноры. Зоопарк причин, почему переход на технологию поновее невозможен.
> Есть шанс попасть на разгребание чужого говна maintenance (фикс чужих багов), либо же на проект по портированию чего-то усопшего и разлагающегося под что-то менее усопшее, и пока только попахивающее. Вот с такого и правда лучше бежать как можно быстрее.
> NDA. Много и повсеместно. Не можешь говорить ни на какого заказчика ты работаешь, ни что ты делаешь, вообще ничего. Захочешь написать статейку, какое крутое решение вы разработали - лучше подумай дважды, а потом всё-таки удали. Заказчику зачастую не нравится такое.
> Большая текучка. Рано или поздно тупо деньги (в объеме чуть-чуть выше среднего) перестанут быть достаточным мотиватором.
Продуктовые компании (B2C)
Плюсы: современные технологии, самоудовлетворение
Откуда в многолетних проектах большое количество современных технологий? Даже просто переход на новую версию языка / библиотеку - это боль, страдание и нервный тик в глазах проджект менеджера.
Куча прослоек для взаимодействия с легаси, архитектурные решения уровня "так исторически сложилось", и постоянное желание всё нахер удалить и переписать заново - твои верные и постоянные друзья. Но делать этого никто не даст, потому что скоро конец спринта и релиз, так что закопай блядь и забудь занеси в беклог, когда будет возможность - сделаем.
Да, продукты для пользователя чисто внешне обычно выглядят приятнее, чем результаты жизнедеятельности кровавого Prod'а. И иногда, действительно, имеется возможность оседлать очередную модную сейчас волну, почувствовав себя на пике. Но 80% времени - это ковыряния в бухте старости и отчаяния, в попытках хоть как-нибудь пришпандорить 13 по счёту палец на хлипкое тельце имеющегося Франкенштейна.
Карьерный и денежный рост возможен до определённого предела, потом потолок.
А где этого потолка нет? Именно у наёмного рабочего.
Из плюсов бы отметил:
> Приходишь в уже работающий механизм. Со своей отлаженной схемой взаимодействия, процессами, стеком технологий, системой интеграции. Просто садись да кодь.
> > Никто не прибежит со словами: "У нас тут новый продукт намечается, срочно учи Java"
> Наглядно видишь получающийся продукт, как он нужен людям, и какой ты со всех сторон герой и молодец.
> Порог вхождения выше, чем на галеру, но всё ещё терпим. Множество программ интернатуры и прочих сравнительно лёгких способов просочиться с улицы.
> Возможность заработать имя, и стать большим профессионалом.
Из минусов:
> Приходишь в уже работающий механизм. Отлаженная схема может кардинально отличаться от того, что хотелось бы тебе. Твои офигительно важные идеи конечно же выслушают, но ломать имеющееся никто не будет.
> Постоянная гонка со временем. Релиз уже во вторник, а фича не допилена. Подкладывать шпалы под мчащийся поезд - наше кредо
> Возможность заработать имя, и стать большим профессионалом. Если за прошедшее время тебя ещё в край не задрало то, что ты делаешь.
> Расширение продукта и выход на новые рынки - дело не частое, соответственно, вакансии появляются редко. Желающих больше, чем свободных мест.
Фриланс и удалёнка
Удалёнка - это просто способ организации трудового процесса. На удалёнке можно работать и в аутсорсе, и в B2C и в B2B. Зачем её сюда пихать - непонятно.
Фриланс зачастую касается именно веба. Где можно в одного сделать необходимый заказчику объём. Найти фриланс, касающийся чего-то помимо веб-разработки, по моему опыту, достаточно гемморное занятие. Потому что сразу начинаются всякие NDA и политики безопасности. Зачастую более-менее крупные компании стараются не связываться с частниками, т.к. найти и наказать в случае проблем очень сложно. Будь то утечка данных, либо серьёзный косяк в работе. Ну и даже если найдёшь такого заказчика, как и в случае с галерой, пополнить своё портфолио будет особо нечем. Т.к. заказчик не особо гордится, и не хочет, чтобы о вашей связи знал кто-нибудь третий.
Плюс фриланс весьма итеративный. Постоянно пилишь плюс-минус одно и то же. Сделал сайт - красавчик, делай следующий.
полная свобода передвижений по планете
Сколько же лет этой влажной мантре. Каждые полтора фрилансера ещё на момент регистрации на фриланс-бирже уже грезят, как будут лежать на пляже тайланда, попивать кокосовый сок, и спокойно пилить свои сайтики, поглядывая на лазурный берег. По туристической визе. На 30 дней. Умея изъясняться на ломаном английском таджик-стайл. Без возможности получить хоть какое-то вменяемую помощь со стороны соц. служб (скорая, полиция) при необходимости.
И меня ещё всегда интересовало, как свобода передвижений и связанные с этим неслабые расходы (не пешком же они топают, и не в хибарах живут), сочетается с нестабильностью и низким объёмом (на высоких уровняз) заработка, который даже тут упоминается.