bstrv

bstrv

Пикабушник
796 рейтинг 3 подписчика 18 подписок 21 пост 1 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
7

Шарль Де Голль в Ленинграде

Шарль Де Голль в Ленинграде, Июнь 1966 года

Шарль Де Голль в Ленинграде, Июнь 1966 года

В Ленинграде де Голль провёл 26–27 июня: возложил венок на Пискарёвском мемориальном кладбище, проехал в открытом автомобиле по Исаакиевской площади, а затем принял участие в католической мессе в костёле Лурдской Божией Матери.

Шарль де Голль был в СССР с 20 июня по 1 июля 1966 года. Он ездил не только в Ленинград, но и в Москву, Новосибирск, Киев, Волгоград, побывал даже на космодроме Байконур.

Итогом визита стала два соглашения о сотрудничестве в области науки, техники и экономики, а также по космическим исследованиям. Отдельно была опубликована совместная декларация по вопросам европейской безопасности и кризису во Вьетнаме. Это был важный шаг в его концепции «Европы от Атлантики до Урала» и на фоне решения Франции о выходе из объединённого военного командования НАТО.


Канал в Telegram. История Петербурга и Ленинграда в фотографиях: дореволюционные виды и кадры советской эпохи.

Показать полностью
6

Парк построили на месте крематория

Санкт-Петербург. Парк Победы, 1970-е годы

Санкт-Петербург. Парк Победы, 1970-е годы

«Московский парк Победы» стоит на месте блокадного крематория. Его разбили на территории кирпично-пемзового завода № 1. В 1942–1943 годах его туннельные печи использовали как крематорий для жертв блокады. Пепел вывозили в карьеры и котлованы, часть которых позже превратили в пруды (Адмиралтейский и др.). Сегодня здесь целая мемориальная зона: ротонда-памятник, крест, памятник «Вагонетке», Аллея Памяти.

Фонтан «Венок славы» на переднем плане. Это один из самых крупных фонтанов Петербурга: гранитная чаша диаметром 25 м, центральная струя бьёт примерно на 12 метров вверх, 36 форсунок-«тюльпанов». Композиция в виде бронзового лаврового венка задумана как гимн Победе и «торжеству жизни над смертью». Сейчас фонтан «Венок славы» это объект культурного наследия федерального значения.


Канал в Telegram. История Петербурга и Ленинграда в фотографиях: дореволюционные виды и кадры советской эпохи.

Показать полностью 1
5

Трамваи на Невском. Когда убрали и почему?

Демонтаж трамвайных путей на Невском проспекте, 1950 год. Фото: Иван Баранов

Демонтаж трамвайных путей на Невском проспекте, 1950 год. Фото: Иван Баранов

22 июля 1863 года на Невском прошло первое испытание пассажирской конно-железной дороги. В августе того же года конку пустили в линию. За год перевезли около миллиона пассажиров.

В 1884 году от Знаменской площади (сейчас пл. Восстания) по Старо-Невскому к Стеклянному заводу пошёл паровой трамвай. В конце 1907 года по маршруту «Знаменская площадь - Невский проспект - Адмиралтейский проспект» пустили электрический трамвай.

Конка постепенно вытеснялась, и 8 сентября 1917 года была окончательно закрыта, в городе остался только электрический трамвай.

В декабре 1941 трамвай по Невскому встал из-за блокады. 15 апреля 1942, после огромной работы энергетиков и трамвайщиков, пассажирское движение восстановили. Первый вагон по Невскому стал символом, люди поверили, что город выстоит.

Трамвай ходил по Невскому почти век. В конце 1946 года руководство Ленинграда поручило трамвайно-троллейбусному управлению «проработать вопрос» о снятии линий с проспекта и организации интенсивного троллейбусного движения вместо них. Работы по полной разборке путей и благоустройству шли до 1952-го.


Канал в Telegram. История Петербурга и Ленинграда в фотографиях: дореволюционные виды и кадры советской эпохи.

Показать полностью
6

Улица Ушинского, двор дома №31

Улица Ушинского, двор дома №31, 1977 год

Улица Ушинского, двор дома №31, 1977 год

Улица Ушинского появилась в 1970 году, в проекте она шла как улица Шаляпина. Название дали в честь педагога К. Д. Ушинского, в связке с соседними улицами Учительской, Просвещения и Луначарского, получился «педагогический» район.

Дом № 31 — типовой панельный девятиэтажный дом серии 1-ЛГ606М, построенный в 1972 году, то есть в числе первых домов на нечётной стороне улицы, когда вокруг ещё были пустыри и только формировался массив Гражданки.

В наши дни дом 31 прогремел на городском ТВ: в 2017 году вышел сюжет «Управдом: почему в доме на Ушинского вдруг стало холодно».

Жильцы жаловались, что несколько лет мучались с обратной тягой в вентиляции. Зимой через шахты шёл морозный воздух, а летом — запах газа. При этом проверки упорно показывали, что «всё исправно». Историю прилично осветили журналисты телеканала «Санкт-Петербург».


Больше фото и занимательных историй о Петербурге в моём телеграм-канале.

Показать полностью
7

Где появился первый искусственный скалодром в Петербурге?

Примерно 1960 г. Фото: архив Евгения Крахмалёва <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/gde_poyavilsya_pervyiy_iskusstvennyiy_skalodrom_v_peterburge_13457595?u=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fkrahmaleve&t=vk.com%2Fkrahmaleve&h=db6bc3e8e29433194f7234ab1b68a9759c4633c5" title="http://vk.com/krahmaleve" target="_blank" rel="nofollow noopener">vk.com/krahmaleve</a><!--/noindex-->

Примерно 1960 г. Фото: архив Евгения Крахмалёва vk.com/krahmaleve

Малоохтинский проспект, 98. Главный корпус РГГМУ (бывший ЛГМИ, Ленинградский гидрометеорологический институт).

Здание проектировал Лазарь Хидекель в 1935–1937 годах. Изначально это должен был быть Дом культуры. Стройку прервала война (в 1941-м в недострое размещали госпиталь), завершили в 1953-м. В 1953–1957 здесь располагался юридический институт при ЛГУ. С 1957-го — ЛГМИ (ныне РГГМУ).

Панорама с Яндекс Карт

Панорама с Яндекс Карт

По материалам «Альпинистов Северной столицы» у Гидромета есть редкая для города веха: в 1975 году во дворе главного корпуса на Малоохтинском, 98 смонтировали первый в Петербурге искусственный скалодром. Это была угловая конструкция из трёх железобетонных плит облицованных булыжником. К сожалению, найти фотографии этого "скалодрома" не удалось.

До этого ленинградцы тренировались в основном на «Светлановской стенке» — гранитном цоколе НПО «Светлана» на пр. Мориса Тореза. Для тренировок приспособили уличный рельеф.


Больше фото и занимательных историй о Петербурге в моём телеграм-канале.

Показать полностью 1
10

3-я школа Выборгского района

3-я школа Выборгского района, Кантемировская ул.1930-е годы

3-я школа Выборгского района, Кантемировская ул.1930-е годы

Ныне школа № 104 им. М. С. Харченко, угол Кантемировской, 30 и ул. Харченко, 27. В кадре ранняя постройка ленинградского авангарда. Здание возводили в 1930–1932 годах по проекту архитектора Владимира Оскаровича Мунца. Стиль — конструктивизм. Сегодня это действующая школа № 104 им. М. С. Харченко.

У объекта есть охранный статус: в материалах КГИОП он проходит как выявленный объект культурного наследия «Здание школы» по адресу ул. Харченко, 27 (лит. А) — с проектами работ по сохранению.

Два корпуса расположенных под прямым углом соединяет параболический выступ. В нём располагаются вестибюль и актовый зал. Этот элемент стал «визитной карточкой» здания.

Главный корпус трёхэтажный, протяжённостью около 120 м, во втором младшие классы, библиотека, столовая. Когда строительство близилось к завершению, требования к архитектуре изменились — проект срочно дополнили декором в «сталинском» стиле. Это контрастировало с изначальным конструктивистским замыслом.

На фасаде установлена мемориальная доска в честь пулемётчика Харченко, в честь которого названа одна из улиц.

В 2008-м прошла реконструкция. Убрали «сталинский» декор, но добавили новый, спорный декор (например, композицию с кораблём под андреевскими флагами вместо предполагаемого серпа и молота). Облицовка пилонов современными материалами также вызвала критику.

Адресная история важна для точной подписи старых фото: нынешняя ул. Харченко до 1969 года была Антоновским переулком; переименование дано в честь Героя Советского Союза Михаила С. Харченко. Поэтому в довоенной прессе и справочниках встречается привязка «Антоновский пер. / Флюгаров пер. (с 1956 г. — Кантемировская ул.)»


Больше фото и занимательных историй о Петербурге в моём тг-канале.

Показать полностью 1
6

Площадь Ленина, Финляндский вокзал

На фото новый павильон Финляндского вокзала и станции метро Площадь Ленина, уже с часовой башней и шпилем. В 1968-м он был одним из главных символов северной стороны Невы.

Площадь Ленина, Финляндский вокзал

В 1867–1870 годах строили линию Петербург — Рийхимяки как продолжение первой финляндской дороги (Гельсингфорс — Тавастгус, 1862). Терминал требовался на Выборгской стороне у начала линии на северо-запад и рядом с Невой для стыковки с грузовой пристанью.

Открылся вокзал 13 февраля 1870. Первое здание было одноэтажным, с двухэтажными павильонами. Спроектировал Пётр Станиславович Купинский, интерьеры — шведско-финские архитекторы В. Вестлинг и П. Дегенер.

До 1917 рельсы доходили до Невы.

Новое здание (то, что на фото): комплексная реконструкция 1944–1960. При формировании Площади Ленина главный фасад «развернули» к Неве. центральный ризалит старого вокзала включили в новое объёмное решение. Павильон получил 17 витрин-окон, часовую башню со шпилем, высота около 30 метров. Открыт 4 июня 1960 (архитекторы Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, П. А. Ашастин, инж. И. А. Рыбин).

3 (16) апреля 1917 сюда прибыл вернувшийся из эмиграции В. И. Ленин, на площади в 1926 установили памятник, а на перроне стоит подаренный Финляндией «паровоз Ленина» № H2-293 (дар 1957; с 1964 — в стеклянном павильоне).

Во время войны это был единственный действовавший вокзал осаждённого города. 7 февраля 1943 на Финляндский пришёл первый поезд с «Большой земли» по линии «Дорога Победы» (сухопутная замена «Дороги жизни»).


Больше фото и занимательных историй о Петербурге в моём тг-канале.

Показать полностью 1
12

Кронверкский проспект 1956 год

Кронверкский проспект 1956 год

В 1932–1991 годах он официально назывался проспектом Максима Горького, в память о писателе, жившем неподалёку, в доме № 23. В 1991 году историческое название «Кронверкский проспект» вернули.

В правой части фотографии видно дом с башней, это 2-й Дом городских учреждений, Кронверкский 49. Построен в 1912 году. архитектор Мариан Перетяткович при участии Мариана Лялевича. Позднее здесь размещались Биржа труда, затем — ЛИТМО. Ныне главный корпус Университета ИТМО.

После Февральской революции 1917 года на верхнем этаже Дома городских учреждений временно размещался первый легальный Петербургский комитет РСДРП(б); вскоре большевики переехали в особняк Кшесинской (Кронверкский 1/ул. Куйбышева 2–4), где сегодня располагается Музей политической истории.

Прямо напротив — Сытный рынок. Старейший рынок Петербурга, основан в 1711 году, его каменное здание построено в 1912–1913 годах по проекту М. С. Лялевича. В различных источниках подчёркивается «связка» рынка и Дома городских учреждений: оба объекта формируют пространство Сытнинской площади.


Больше фото и занимательных историй о Петербурге в моём тг-канале.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!