Мое увлечение компьютерными играми началось с появления у меня 286 компьютера и игр Paratrooper и Mouse, потом были Пентиумы и Warcraft с C&C, и все это продолжается до сих пор. Сейчас у меня современное железо, но любовь к старым играм лишь крепнет. Но это мое времяпрепровождение омрачено одной проблемой о которой почти никто не говорит, кроме очень малого числа игрофанов - игры бесследно исчезают. Я где-то прочитал, что на земле каждый час вымирает по три вида животных, в мире олдгейма происходит ровно то же самое, только цифры никто не считал.
Статью эту я хотел бы посвятить тем альтруистам, которые тратят свое время на сохранение цифровой истории и создании баз игр, которые уже невозможно купить или найти. Они проделывают огромную работу по поиску дискет, CD и жестких дисков с копиями редких или утерянных игр, восстанавливают их и выкладывают образы в интернет для всеобщего пользования. И, хотя формально эти люди являются пиратами, для меня они стали цифровыми археологами, с мышкой вместо щетки и молотка. Они ходят по барахолкам, мониторят онлайн аукционы, скупают старые жесткие диски и другие носители и все ради общей цели - сохранить как можно больше цифровой истории. Для кого-то эти люди странные гики над которыми можно посмеяться, а лично для меня - фактически ученые-историки нашей электронной эпохи.
Так как и почему может пропасть какая-либо игра в современном цифровом мире? На самом деле - способов много:
Conflict: Europe - 1989 год
1. Она была выпущена малым тиражом и только на физическом носителе. Это самое простое, как со старыми книгами или фильмами. Любые физические носители информации имеют свойство изнашиваться или устаревать, уже сейчас компьютер с CD-ROM`ом кажется жутким атавизмом, а уж дисковод 5.25 это вообще почти музейная редкость. Метрополис Фрица Ланга и видео высадки американцев на Луну были потеряны потому, что оригиналы записей были просто напросто уничтожены и их пришлось восстанавливать всем миром в течение долгих лет. Так же и с играми - часто CD, кассеты, дискеты и перфокарты просто портились от времени или использовались повторно, уничтожая при этом редкие и ценные цифровые артефакты. Ну ведь правда, зачем мне уже взрослому и состоявшемуся человеку хранить какие-то старые компьютерные игры.
Такая судьба постигла в свое время и Conflict: Europe - варгейм 1989 года для DOS, основанный на произведении Тома Кленси. Тут большое спасибо нужно сказать участникам проекта old-games.ru, которые проделали просто титаническую работу по поиску и восстановлению работоспособности этой игры - не буду пересказывать всю эту историю, заинтересовавшиеся могут прочитать её здесь.
2. Игра может быть привязана к интернету, будь то ММО, необходимость постоянного подключения к сети для одиночного прохождения или же сугубо цифровая дистрибуция. Они устаревают, их популярность падает или же истекает какая-нибудь лицензия и издатели просто отключают сервера как отключают больного от аппарата искусственной вентиляции легких. Такая участь постигла Need for Speed World, Tabula Rasa, Star Wars: Galaxies, Vanguard: Saga of Heroes, Battlefield Heroes, Battlefield Free4play и еще не один десяток игр. Они теряли игроков, приносили меньше прибыли и их просто закрывали, отправляя в небытие и оставляя лишь скриншоты в интернете, да обзоры. Darkspore теперь можно пройти только на ютубе. Какие-то из них были хороши, какие-то не очень, но все равно очень и очень обидно за них и их фанатов. Нет, вы, например, можете найти на MODDB мод для BF 1942 по мотивам Heroes, но, согласитесь, это не то же самое.
Для меня самыми обидными потерями такого рода стали Blitz 1941 - аркадная танковая MMO и Battlefield Free4play и если о второй вы могли слышать, то людей, которые играли в Блитц в русскоязычном интернете крайне мало. А ведь эта была очень интересная командная игра, посвященная танковым боям на восточном фронте - предтеча World of tanks и War thunder.
Сибирский конфликт - Война миров - 2006 год
3. Наличие заковыристой системы защиты или же привязки к определенному железу. Тут наверное даже и рассказывать особо нечего, все мы сталкивались со Starforce и её аналогами (хотя защита игр использовалась чуть ли не с конца 80-х, именно старфорс стал ярчайшим примером). Так Сибирский конфликт - Война миров, о которой я писал уже давно мертва именно из-за используемой системы проверки диска. Игра хоть и лютый треш, но была безумно прикольной и фановой. К сожалению, запустить её на современной системе невероятно сложно, а найти с работающим кряком в сети ещё сложнее. Еще 5-7 лет и последние диски с ней будут выброшены вместе с компьютерами, на которой её можно было бы запустить.
Поймите правильно - автор имеет право защищать свою интеллектуальную собственность любыми способами и это правильно, но иногда это идет во вред самому произведению.
4. Ну и последняя, но, наверное, самая главная причина - малая популярность. Есть мастодонты типа Starcraft`а, Dune, Akalabeth: World of Doom и другие старые и не очень проекты, которые живут за счет любви многочисленных фанатов. Так например для старой Urban assault выходил аддон, который сейчас можно нарыть всего на 2-3 сайтах в интернете, но зато с тучей фанатских патчей. А есть малоизвестные или непопулярные, но при этом крайне интересные и достойные нишевые проекты типа Dogfight: Battle in the skies или донельзя аркадная Не тормози, которые скоро совсем могут исчезнуть, так и не найдя достаточного числа фанатов для своего существования.
Вы можете сказать, что раз игра непопулярна, то никому не нужна и нет ничего страшного в том, что она пропадет. Возможно вы правы, но ведь то, что для одного человека мусор для другого может стать настоящим сокровищем.
Почти у каждого геймера в памяти сидит какая-то игра из далекого или не такого далекого прошлого в которой он проводил часы, но теперь не может вспомнить её или найти. Если вы наткнетесь дома на старую дискету, кассету или жесткий диск - не спешите от них избавиться, возможно именно сейчас игру с этого носителя кто-то безуспешно пытается найти.
P.S.: Обычно тут я извиняюсь за свою грамотность и стыренные из интернета картинки, но сегодня прошу прощения у подписчиков за уход от паршивеньких обзоров в олдфажное нытье - дальше опять вспомним старые и интересные игры которые ещё можно найти.