PyirnPG

PyirnPG

Мы мирные люди, но наш бронепоезд ...
Пикабушник
DeadIIuxto
DeadIIuxto оставил первый донат
поставил 3618 плюсов и 368 минусов
отредактировал 5 постов
проголосовал за 6 редактирований
Награды:
За неравнодушие к судьбе Пикабу5 лет на ПикабуС Днем рождения, Пикабу!
272К рейтинг 718 подписчиков 138 подписок 326 постов 200 в горячем

О, сколько нам открытий чудных ...

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель …

А.С. Пушкин

Многие открытия «витают в воздухе» и делаются одновременно или с небольшим интервалом. В 18 веке начался бум изучения электричества. Развитие новых областей знаний часто основано на интуиции, как неоформленном ощущении близкого открытия.

Северное сияние и интуиция

Так Михаил Ломоносов часто видел в Холмогорах северное сияние и слышал его. СпОлохи или пАзори, как их называют поморы, издают характерный шум. Именно это и вспомнил Ломоносов, когда стал стал экспериментировать с разрядами в разряженном воздухе. В своем труде он писал: «Возбужденная электрическая сила в шаре, из которого воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые во мгновение ока исчезают и в то же почти время новые на их места выскакивают, так что бесперерывное блистание быть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи хотя не так скоропостижно происходят по мере пространства всего сияния, однако вид подобный имеют.»

О, сколько нам открытий чудных ... Майкл Фарадей, Индукция, История (наука), Техника, Интуиция, Длиннопост

Рисунки видов северных сияний, сделанных Ломоносовым и удивление официальной науки от его выводов :)

Интуитивно ученый предположил, что северное сияние имеет электрическую природу по виду и звукам.

Хлам на столе

Схожая интуиция руководила учеными, пытавшимися увязать электричество и магнетизм. В 1820 году Эрстед открывает воздействие тока на магнитную стрелку.

О, сколько нам открытий чудных ... Майкл Фарадей, Индукция, История (наука), Техника, Интуиция, Длиннопост

Опыт Эрстеда и Ханс Кристиан Эрстед

Легенда говорит, что открытие было сделано случайно. При демонстрации нагрева проводника от вольтова столба, на захламленном лабораторном столе лежал морской компас. Студент (помощник или вовсе любопытный швейцар) заметил, что при подключении проводов стрелка компаса отклонилась. Позже ученый отрицал случайность открытия. «У победы много родителей, лишь поражение сирота»

Затем физикам стало интересно, а можно ли получить электрический ток при помощи магнита. За задачу взялись сразу несколько ученых.

Неудача Колладона

«Петька и Василий Иванович Чапаев решили изучить где находятся органы слуха у таракана. Оторвали ему ноги и хлопнули в ладоши. Таракан остался на месте. «Петька! пиши: «органы слуха у таракана находятся в ногах!»

Следующий ученый не смог открыть дверь, за которой его ждало открытие. В 1825 году швейцарский физик Жан-Даниэль Колладон подошел к постановке опытов с немецкой основательностью. Гальванометры в то время были капризными в настройке и работе. Для исключения ошибок Колладон поместил гальванометр в соседнюю комнату и стал экспериментировать с катушкой и магнитом. Погрузив магнит в катушку Колладон шел в соседнюю комнату и убеждался, что прибор ничего не показывает. Возвращался, вынимал магнит из катушки. Шел смотреть показания гальванометра и опять никакого результата.

О, сколько нам открытий чудных ... Майкл Фарадей, Индукция, История (наука), Техника, Интуиция, Длиннопост

Опыт Колладона, проклятая стена и Жан-Даниэль Колладон взирает на свою неудачу

Победа Фарадея

«Победа достигается тогда, когда исчерпаны все возможности поражения»
Сунь-цзы

Выиграл эту гонку английский ученый Майкл Фарадей в 1831 году. Как и поражение, победа создает мифы, где трудно отличить правду от вымысла. Легенда гласит, что отклонение стрелки при погружении магнита в катушку заметил ассистент в соседней комнате. Другой вариант, что «устав бегать к гальванометру», Фарадей поместил его в той же комнате, что и катушка. Но это уже не важно. Имя Фарадея вошло в историю, как первооткрывателя.

О, сколько нам открытий чудных ... Майкл Фарадей, Индукция, История (наука), Техника, Интуиция, Длиннопост

Опыт Фарадея и Майкл Фарадей.

Может возникнуть впечатление, что случайность открытия обесценивает достижение ученого. Но это не так. Каждое открытие это результат большого труда и доли везения. Ломоносов, Эрстед, Колладон и Фарадей вошли в историю как авторы многих исследований и открытий.

Оригинал статьи О, сколько нам открытий чудных - Интернет-журнал Стройка века (stroikaveka.org)

заметка написана для сетевого журнала "Стройка века". Редактор статьи Илья Брус

Спасибо за поддержку

@Balu829 - человек имеющий свое мнение обо всем на свете

@WarhammerWasea - плюс один пример прекрасного творчества

@Mauop.KomoB - человек творческий

они и я рекомендуем

@MorGott - любители юмора и лора всевозможных вселеных - вам сюда. "Звёздные войны" - отдельное спасибо

@kotofeichkotofej - качественные переводы комиксов с сохранением шутеек

@ZaTaS - авторские рисунки, шаржи и просто отличные образы. Несерьёзно о серьезном

@Erepb.Ky3bMu4 - Кузьмич, что ещё сказать.

@ZaTaS - Герой - сатирик. Рисует оригинальные комиксы.
.......................................................................................................................................................

@MamaLada - скоровские истории. У неё телеграмм. Заходите в телеграмм.

@volchek1024 - Писатель с разнообразным сильным материалом

@VasilyGrust - писатель , женщины в истории.

Показать полностью 4

Памяти солиста Markscheider Kunst Сергей Ефременко

"С.-ПЕТЕРБУРГ, 23 янв – РИА Новости. Вокалист, гитарист и автор текстов группы Markscheider Kunst Сергей Ефременко скончался в Санкт-Петербурге, сообщает группа."

Памяти солиста Markscheider Kunst Сергей Ефременко Музыканты, Солист, Группа, Память, Видео, YouTube

Фото с официального паблика группы

Земля пухом. Есть группы, легкие и воздушные, с внутренней свободой в душе. Они не претендуют на "краеугольные камни" или "соль русской земли". Они просто идут в танце жизни. И, если, твоя душа откликается на их мотив, - ты идешь вместе с ними, наполняясь радостью.

Стаканчик доброй кашасы, не чокаясь ...

Показать полностью 1 1

50 или 60 герц?

В славные времена Римской империи стандартизация обитаемого мира достигла невиданных высот. Достаточно сказать, что детали водоотливных колес, найденных на рудниках в современной Румынии, подходят к колесам с испанских рудников. Потом Рим пал и варвары не смогли договориться с какой стороны у самобеглой повозки будет руль. Наплодили больше двух десятков электрических розеток и две основные частоты переменного тока – 50 и 60 герц.

Нет единой причины разделения мира на тупоконечников и остроконечников разные частоты переменного тока. В дипломатии, для таких случаев, есть формула: «исторически сложившиеся границы». Важную роль в этом разделении сыграла конкуренция производителей и защита рынков сбыта.

За рынки сбыта бились американская Вестингауз с 60 герцами и немецкие фирмы с 50 герцами. На непаханном поле электрификации побеждали те, кто успевал первыми поставить свое оборудование и ввести свой стандарт «де факто». Метрополии активно внедряли свои стандарты в колониях.

В результате картина мира переменного тока выглядит так:

50 или 60 герц? Частота, Герц, Энергетика (производство энергии), История (наука), Техника, Длиннопост

«Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно»

В. И. Ульянов (Ленин)

План ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) и 50 герц в России

Россия в теоретических исследованиях электричества была на передних рубежах. Первый электрический взрыватель был создан 1812 году Павлом Львовичем Шиллингом, затем последовал двигатель Якоби, лампочки Лодыгина и Яблочкова. Но значительная часть электрического оборудования дореволюционной России была американской и немецкой. К началу Первой мировой войны Россия занимала 5 место в мире по производству электроэнергии уступая США, Германии, Англии и Италии. Первая мировая война, гражданская война и интервенция привели энергетическую отрасль в упадок. Использовать электрификацию как драйвер экономики решили большевики после Революции 1917 года.

50 или 60 герц? Частота, Герц, Энергетика (производство энергии), История (наука), Техника, Длиннопост

План ГОЭЛРО

План ГОЭЛРО возник не на пустом месте. До революции инженеры неоднократно предлагали свои планы электрификации, но они не были столь масштабными. Электрификация в России была точечная и местечковая. Свои электростанции имели даже некоторые доходные дома. Не было единой частоты и напряжения. Кроме переменного тока использовался и постоянный.

Существовали огромные трудности при прокладке линий электропередач через частные владения. Перед Первой мировой войной в Подмосковье была построена линия электропередачи длиной в 107 км. Самая большая в стране.

Фактически масштабную электрификацию предстояло производить с нуля. Иногда проще построить заново, чем перестраивать. Нашей стране повезло. В своё время мы также благополучно миновали витую пару 3-й категории.

Ряд причин повлиял на выбор переменного тока с частотой 50 герц для электрификации нашей страны. Во-первых, многие русские инженеры обучались и работали в Германии, были хорошо знакомы с оборудованием для частоты 50 герц. Во-вторых, после Версальского мира, Германия сотрудничала с СССР по ряду вопросов.

На это решение мог повлиять председатель Комиссии ГОЭЛРО Глеб Кржижановский, бывший сотрудник немецкой фирмы «Siemens», и нарком промышленности Леонид Красин, бывший глава представительства «Siemens» в России.

Америка же установила дипломатические отношения только в 1933 году и торговля с ней находилась в постоянной зоне риска.

Точного ответа на вопрос «почему решили в ГОЭЛРО использовать 50 герц?» в литературе найти не удалось, но упомянутые факторы, несомненно, сыграли свою роль.

Первоначальный план ГОЭЛРО был многократно перекрыт по мощности и количеству станций. Но задача оказалась очень масштабной. Только к середине 1980-х СССР построил Единую Энергетическую Систему (ЕЭС), охватившую большую часть территории страны.

50 или 60 герц? Частота, Герц, Энергетика (производство энергии), История (наука), Техника, Длиннопост

Энергетическая система СССР в 1980 году.

Говорят, что «история не знает сослагательного наклонения», но представим, что плана ГОЭЛРО не было и Россия развивалась в электроэнергетике бы при помощи «невидимой руки рынка». Скорее всего мы бы не увидели Единой энергосистемы, а имели бы архипелаг из островов разного напряжения и частоты.

«Есть ли у вас план мистер Фикс? – У мистера Фикса всегда есть план!»

«80 дней вокруг света» (мультфильм)

Японская электрификация.

У японцев плана и мистера Фикса не было. В конце 19 века для Токио закупили генераторы немецкой фирмы AEG на 50 Герц, а для Осаки у General Electriс на 60 Герц. Когда спохватились, то менять было уже поздно и очень дорого.

50 или 60 герц? Частота, Герц, Энергетика (производство энергии), История (наука), Техника, Длиннопост

Разделенная японская энергосистема.

Когда возникла необходимость сделать единую энергосистему, то пришлось ставить специальные конвертеры, обеспечивающие преобразование одной частоты в другую.

50 или 60 герц? Частота, Герц, Энергетика (производство энергии), История (наука), Техника, Длиннопост

Схема конвертеров японской энергосистемы.

Яркий пример, что для системообразующих вещей необходимо активное участие государства.

оригинал 50 или 60? - Научно-популярный Интернет-журнал Стройка века (stroikaveka.org)

заметка написана для сетевого журнала "Стройка века". Редактор статьи Илья Брус

Спасибо за поддержку

@Balu829 - человек имеющий свое мнение обо всем на свете

@WarhammerWasea - плюс один пример прекрасного творчества

@Mauop.KomoB - человек творческий

они и я рекомендуем

@MorGott - любители юмора и лора всевозможных вселеных - вам сюда. "Звёздные войны" - отдельное спасибо

@kotofeichkotofej - качественные переводы комиксов с сохранением шутеек

@ZaTaS - авторские рисунки, шаржи и просто отличные образы. Несерьёзно о серьезном

@Erepb.Ky3bMu4 - Кузьмич, что ещё сказать.

@ZaTaS - Герой - сатирик. Рисует оригинальные комиксы.
.......................................................................................................................................................

@MamaLada - скоровские истории. У неё телеграмм. Заходите в телеграмм.

@volchek1024 - Писатель с разнообразным сильным материалом

@VasilyGrust - писатель , женщины в истории.

Показать полностью 5

AC/DC прадеда или как появились электрические счетчики

Гремя огнем и потрясая пассатижами,
Уходят в ночь континентальные электрики

Олег Медведев

По легенде, Уильям Гладстон спросил Фарадея: «Какая польза от вашего электричества?» - «Когда-нибудь вы сможете обложить его налогом!»

Но для обложения налогом необходимо вести учет и контроль. Промышленное внедрение электричества началось с изобретения приборов учета. В 1881 году Эдисон запатентовал электрохимический счетчик постоянного тока.

В 1882 году была запущена первая электростанция в Лондоне и Нью-Йорке. К 1887 году в США существовало более сотни электростанций постоянного тока системы Эдисона.

AC/DC прадеда или как появились электрические счетчики Джордж Вестингауз, Томас Эдисон, Счетчик электроэнергии, История (наука), AC DC, Длиннопост

Внешний вид счетчика Эдисона

В водный раствор сульфата цинка помещались две цинковые пластинки. При прохождении тока цинк переносился с одной пластинки на другую. По изменению массы пластинок определяли количество использованной электроэнергии.

AC/DC прадеда или как появились электрические счетчики Джордж Вестингауз, Томас Эдисон, Счетчик электроэнергии, История (наука), AC DC, Длиннопост

Схема счетчика Эдисона

Электрохимическая ячейка шунтировалась для уменьшения расхода анода, большая часть тока проходила через медный шунт. Для подогрева ячейки в холодное время использовалась лампа накаливания. Включение происходило при помощи биметаллической пластинки.

Раз в месяц электрик заменял пластинки ежемесячного счетчика на новые. Отработанные пластинки взвешивались в компании и пользователям выставлялся счет. Годовой счетчик служил для контроля правильности ежемесячных измерений.

AC/DC прадеда или как появились электрические счетчики Джордж Вестингауз, Томас Эдисон, Счетчик электроэнергии, История (наука), AC DC, Длиннопост

Нью-Йорк 1888 год.

В 1888 г. около 800 счетчиков электрической компании "Бостон Эдисон" обслуживали два электрика и три мальчика курьера. Расхождение между счетчиками электрической станции и счетчиками потребителей не превышало 3%.

AC/DC батл

В 80-х годах XIX века началась «битва токов» (Battle of the currents)

AC/DC прадеда или как появились электрические счетчики Джордж Вестингауз, Томас Эдисон, Счетчик электроэнергии, История (наука), AC DC, Длиннопост

Эдисон слушает AC/DC на фонографе

Компания Эдисона была ориентирована на освещение домов, тогда как улицы освещались дуговыми лампами переменного тока.

Эдисон против Вестингауза

Распространение переменного тока сдерживалось отсутствием приборов учета. Все удобства использования переменного тока меркли перед этой проблемой.

Освещение города можно было сделать по договору с властями, но для частного потребления это не подходило.

В «битве токов» использовались любые средства. Эдисон предложил использовать электрический стул на переменном токе. Кроме «заботы» о безболезненной казни это был удар по Вестингаузу. Чтобы спасти первых приговоренных, Вестингауз нанял адвокатов, но это не помогло. Казнь на электрическом стуле состоялась.

Эдисон казнил слона, доказывая опасность переменного тока.

AC/DC прадеда или как появились электрические счетчики Джордж Вестингауз, Томас Эдисон, Счетчик электроэнергии, История (наука), AC DC, Длиннопост

Казнь слона при помощи переменного тока

Каждый несчастный случай с переменным током раздувался в газетах.

AC/DC прадеда или как появились электрические счетчики Джордж Вестингауз, Томас Эдисон, Счетчик электроэнергии, История (наука), AC DC, Длиннопост

Гибель электрика Джона Фикса от переменного тока

Но выиграв несколько битв, Эдисон проиграл решающее сражение. Инженерам удалось изобрести счетчик переменного тока.

Счетчик переменного тока

Прорыв совершил американский инженер Оливер Шелленбергер в 1888 г. Он заметил, как упавшая в дуговую лампу пружинка начала вращаться. Дальнейшие опыты привели к появлению счетчика переменного тока.

AC/DC прадеда или как появились электрические счетчики Джордж Вестингауз, Томас Эдисон, Счетчик электроэнергии, История (наука), AC DC, Длиннопост

Счетчик Шелленбергера с воздушным тормозом.

С появлением счетчиков переменного тока участь электрических компаний постоянного тока была предрешена. За 10 лет было продано около 120 тысяч счетчиков.

Но постоянный ток не сразу сдал свои позиции. Хельсинки перешел на переменный ток в 40-х годах, Стокгольм в 60-х. В 2007 году в Нью-Йорке был отключен последний потребитель постоянного тока. А в Сан-Франциско еще имеются потребители постоянного тока, линии обслуживают раритетные лифты.

San Francisco’s Secret DC Grid - IEEE Spectrum

«На земле весь род людской Чтит один кумир священный, Он царит над всей вселенной, Тот кумир — телец златой!» - пел Мефистофель, но надо добавить еще учет и контроль.

заметка написана для сетевого журнала "Стройка века". Редактор статьи Илья Брус

AC/DC прадеда - Интернет-журнал Стройка века (stroikaveka.org)

Спасибо за поддержку

@Balu829 - человек имеющий свое мнение обо всем на свете

@WarhammerWasea - плюс один пример прекрасного творчества

@Mauop.KomoB - человек творческий

они и я рекомендуем

@MorGott - любители юмора и лора всевозможных вселеных - вам сюда. "Звёздные войны" - отдельное спасибо

@kotofeichkotofej - качественные переводы комиксов с сохранением шутеек

@ZaTaS - авторские рисунки, шаржи и просто отличные образы. Несерьёзно о серьезном

@Erepb.Ky3bMu4 - Кузьмич, что ещё сказать.

@ZaTaS - Герой - сатирик. Рисует оригинальные комиксы.
.......................................................................................................................................................

@MamaLada - скоровские истории. У неё телеграмм. Заходите в телеграмм.

@volchek1024 - Писатель с разнообразным сильным материалом

@VasilyGrust - писатель , женщины в истории.

Показать полностью 7

История первых спецэффектов

Статья написана к тематическому дню кино сетевого журнала "Стройка века"

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

«Мели её, эту смесь из иллюзии, небыли, снов и были,

Чтоб, в клочья порвав экран, чернее сажи и черта злей

Лихой паровоз Люмьеров ворвался в зал и пошел навылет,

Разбрызгивая по стенам мусьёв, мадамов и мамзелей.»

«Амазарский ястреб» Олег Медведев

Современные фильмы сложно представить без спецэффектов. Их количество зависит от качества сценария, фантазии автора и бюджета. Но так было не всегда, к уровню «Титаника» и «Аватара» кино шло сотню лет.
Изобретателей кинематографа не меньше чем изобретателей радио. Каждая уважающая себя страна должна была изобрести радио, аэроплан и кинематограф. Братья Люмьеры не изобрели киносъемку, они лишь удачно её монетизировали, подобно Маркони. Из одиночного просмотра в кинетоскопе Эдисона они создали коллективный.

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Зритель у кинетоскопа (слева) и внутреннее устройство кинетоскопа (справа). Источник: Film Bioskop Pertama di Dunia: Muncul Karena Penemuan Brilian (sediksi.com)

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Первая киноафиша. 1896 год (автор Henri Brispot). Источник Википедия

Первые короткометражки были «чукотскими» – что вижу, то пою. Но довольно быстро в них стал появляться сюжет. И от документальных зарисовок кино перешло к игровым фильмам. «Политый поливальщик» стал первой постановочной комедией.

Успех кинематографа у публики был огромен. Кино стали снимать множество людей. И здесь возникла проблема современных блогеров: «Как выделиться на фоне десятков и сотен однотипных картин? Как поймать хайп?». Есть два верных пути – обратиться к низменным или высоким чувствам.

Фильмы «для взрослых» появились незамедлительно. В России они именовались «парижскими сценками». Самые первые фильмы не тянут даже на эротику. К ужасу блюстителей нравов дама показывала голую лодыжку или купалась в бронекостюме. А поцелуй на экране был верхом разврата.
Но с этими фильмами нам не по пути, и мы обратимся к высоким чувствам.

Первые трюки

В фильмах появились трюки и первые спецэффекты. Редко, когда изобретение появляется как «бог из машины» в греческом театре, чаще всего изобретатель стоит на плечах гигантов.

Предком киномонтажа был фотомонтаж. Первым его применил Оскар Рейландер, сумевший объединить в 1857 на своей знаменитой фотографии 32 студийных снимка.

Сейчас мы бы поставили этих людей и сделали снимок. Но в середине 19 века экспозиция фотографий достигала 15 минут, за время которых нельзя было шевелиться. Для одиночных и парных портретов применялись держатели головы и тела. При многофигурных композициях движение одного человека портило весь снимок.

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Шмельков Петр Михайлович «Купец перед фотографом». Виден держатель головы. (источник Каменев Анатолий Иванович, «Выводное знание и избранные умы» )

Шесть недель Редлайнер с женой создали аллегорическую фотографию «Два пути жизни».

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Оскар Густав Рейландер. Два пути жизни, 1857, 80х40 см. Источник Википедия

И люди, знакомые с фотомонтажом, творчески применили его в кино. Первый кинотрюк использовали в фильме «Казнь Марии Шотландской». Для кинетоскопа его сняла в 1895 году компания Эдисона.

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Кадр из фильма. Источник Википедия

Для отрубания головы применили стоп-кадр. Камеру остановили. Все участники съемки замерли. Актрису заменили манекеном и отрубили ему голову. Народ был не искушен и долго верил, что на дубли ушло несколько актрис. Фильм может служить образцом для тик-токеров. «Собрались» - «Отрубили голову» - «Разошлись». На все про все – 21 секунда.

Но подлинную революцию в спецэффектах совершил француз

Жорж Мельес

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Жорж Мельес (1861 – 1938). Источник Википедия

Прорывом в кинематографе стали фильмы Жоржа Мельеса. Третий сын богатого обувщика, он начинал работать в техническом отделе знаменитой фабрики «Мельес». Но Жоржа влекло искусство, он изучает фокусы, посещает мюзик холлы и рисует карикатуры. Отец тщетно пытался направить его энергию в семейный бизнес. Видя бесперспективность своих усилий, отец покупает ему в 1888 году парижский театр иллюзий «Удэн». Папе театр показался дешевле рисования карикатур на правительство.

Здесь Жорж чувствует себя, как рыба в воде. Ставит трюки и фокусы. Здесь ему пригодилось знание техники. Применяет «волшебный фонарь» для создания иллюзий (это предок диапроектора и Power Point’а).

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Спиритический сеанс в театре «Робер Удэн». Худ. Жорж Мельес. 1907 ©  Éditions de la Martiniére / La Cinémathèque Française

Жорж ищет свой путь в театральном мире. Он ставит сюжетные сценки с трюками и организует тематические вечера, обыгрывая сценические фокусы. Звезды для Мельеса сошлись 28 декабря 1895 года. Первый этаж театра «Удэн» снимал фабрикант фотопластинок Антуан Люмьер, отец братьев Люмьер. Он и пригласил Жоржа на первый сеанс «движущихся фотографий».

После первого показа Мельес понял, что нашел «изюминку» для своего театра. Но Люмьеры отказались продать ему своё изобретение. Они считали, что публике быстро надоест новая игрушка. Для получения быстрых денег проекторы сдавали только в аренду.

В марте 1896 Мельес покупает в Англии «театрограф» и коллекцию короткометражек. Вскоре комплект фильмов наскучил публике. «Будем снимать свое кино!» – решил Мельес. С помощью механика Люсьена Корстена он создает свою съемочную камеру. Один из первых его фильмов – «Политый поливальщик» :)

Сломанная камера

Легенда гласит, что на съемках фильма «Площадь Оперы» (Place de l’Opéra, 1896) камера в очередной раз сломалась. Фильм досняли. Жорж смотрел материал и внезапно вместо трамвая и мужчин он увидел катафалк и женщин. Стоп-кадр стал первым трюком Мельеса.

Фильм не сохранился. Историки нашли, что «Казнь Марии Стюарт» была снята раньше. Но заслуг Мельеса это не умаляет. Там, где один человек использовал удачно найденное решение и пошел дальше, Жорж нашел для себя золотую жилу.

Первым фильмом Мельеса с использование стоп-кадра стал «Исчезновение дамы» 1896 год

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

За одну минуту дама исчезает, становится скелетом и вновь появляется.

Мельес в фильмах видел возможность усовершенствовать свой театр. Его подход к съемкам был для того времени революционным.

«Пересматривая сейчас даже эти ранние фильмы Мельеса, можно лишь поражаться тому, насколько тщательно в них создана иллюзия театрального представления. Мельес учитывает абсолютно все: мизансцены, актерскую игру, условность макетов и костюмов, единство времени, места и действия. Уже тогда, осмыслив параллель между объективом кинокамеры и зрительским глазом, Мельес понимает, что действие нужно снимать только фронтально статично и на общем плане, имитируя взгляд человека, сидящего в первом ряду партера. Секрет мастерства Мельеса был чрезвычайно прост: он не пытался приблизить кинозрелище к театру, а видел театр в самом кинозрелище.» пишет Андрей Андреев в своей статье «Белая магия Жоржа Мельеса».

Для съемок он строит стеклянный павильон, ставший первой во Франции киностудией.

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Первая киностудия. Источник Википедия

В киностудии у Мельеса было все: театральные механизмы, гримерки, проявочная, костюмерный цех и мастерская по раскрашиванию пленки.

Кроме стоп-кадра Мельес использует многократную экспозицию и закрашивание пластинки перед объективом. Применялась ускоренная и замедленная съемка. Счетчика кадров не было, Мельес ориентировался по количеству оборотов ручки камеры.

Положение актеров расписывалось, меловые метки на полу показывали границы передвижения. Это был титанический труд. Для синхронизации действий актеров применялся метроном. Многократными репетициями Мельес добивался, чтобы съемки фильма были подобны отлаженному механизму часов.

Он был первым, кто расписывал раскадровку фильма. Трудно поверить, но первые фильмы Мельес снимал без склейки пленки.

Примерами многократных экспозиций могут служить фильмы: «Четырёхголовый человек» (фр. Un homme de têtes) и «Человек с резиновой головой».

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

«Четырёхголовый человек». Худ. и реж. Жорж Мельес. 1898. Первый в мире фильм с двойной экспозицией (точнее многократной). Источник Википедия

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

«Человек с резиновой головой». Худ. и реж. Жорж Мельес. 1901 © Éditions de la Martiniére / La Cinémathèque Française

Мельес постоянно экспериментирует. Он подвешивает камеру и направляет объектив вниз для съемок фильма «Человек-муха». Актер «бегал по стенам».

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Человек-муха (в верхней части кадра). Реж. Жорж Мельес. 1902 Источник Википедия

Для съемок «Путешествий Гулливера» он экспериментирует с дальним и ближним планом. Эти методы творчески развил и дополнил советский режиссер Александ Птушко. В 1935 году он снял кукольно-игровой фильм "Новый Гулливер".

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

«Путешествие Гулливера в страну лилипутов и в страну гигантов», Реж. Жорж Мельес. 1902 ©  Éditions de la Martiniére / La Cinémathèque Française

Мельес снимает первый научно-фантастический фильм «Путешествие на Луну».

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

«Путешествие на Луну». Худ. и реж. Жорж Мельес. 1902 ©  Éditions de la Martiniére / La Cinémathèque Française

Раскрашенная цветная версия считалась утраченной, но в 1993 анонимный коллекционер передал фильм в дар фильмотеке Барселоны.

Шло время и фильмы Мельеса стали терять популярность. Он был сторонником театральности в фильмах. Но кинематограф стремительно вырывался за рамки павильонов. Натурные съемки и для Мельеса были неприемлемы. Он изображал грозу дуговыми лампами, но отказывался снять ее на природе. Публика хотела новизны.

Попытка продать фильмы для проката провалилась, в Америке широко использовали пиратские копии, не приносившие ощутимого дохода.

Наступила эра «мануфактурного кино» и Жорж не мог угнаться за лидерами. В 1909 году он начинает работать на киностудию «Патэ», но фильмы уже не пользовались спросом.

Последний фильм «Путешествие семьи Бурришон» 1913 так и не вышел на экран и был случайно обнаружен в начале 2000-х годов.
В 1912 г., после банкротства американского филиала своей студии, Мельес был вынужден прекратить производство своих фильмов.
С 1896 по 1913 Жорж Мельес снял по разным оценкам от 500 до 600 фильмов. Точное количество подсчитать уже невозможно.

Закат

«Смейся, паяц, над своей разбитой любовью.
Смейся над скорбью, отравляющей твоё сердце.»
«Паяцы» Руджеро Леонкавалло

В 1913 году умирает его первая жена Эжени Женен. С начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. закрылся его театр «Робер Уден». В 1915 г. Мельес создал в Монтрёе театр «Варьете артистик», которым руководил до 1923 г. Но и этот театр разорился. Имущество пошло с молотка. Подобно Гоголю он сжег негативы своих произведений.

В 1925 году он женился на актрисе Жанне д’Альси (1865-1956), снимавшейся в его фильмах. Один из них упомянут в статье – «Исчезновение женщины». Они открывают лавку сладостей и театрального реквизита на вокзале Монпарнас.

История первых спецэффектов История кино, Спецэффекты, Франция, Видео, YouTube, Длиннопост

Жанна и Жорж Мельес в своей лавке на вокзале Монпарнас. 1930 ©  Éditions de la Martiniére / La Cinémathèque Française

Жорж рисует шаржи и карикатуры на прохожих. Его бывший театр снесли при прокладке бульвара Осман. Но судьба преподнесла Мельесу неожиданный подарок.

В 1929 году директор авангардного кинотеатра «Studio 28» Жан Моклер обнаружил в фильмотеках восемь сохранившихся фильмов Мельеса.

16 декабря 1929 года на сцену концертного зала Плейель поднялся элегантно одетый старик. Имя Жоржа Мельеса было уже забыто, но этот вечер сделал из него легенду кино. В конце своей речи он сказал: «Я категорически отказываюсь считать нас, первых кинематографистов, примитивными. Мы дали дорогу кино в художественном и зрелищном смысле».

В 1931 году Жорж Мельес был награжден орденом Почетного Легиона. С 1932 года он с женой проживал в доме для престарелых актеров. Умер в 1938 году.

И сегодня, когда мы смотрим фильмы, полные трюков и спецэффектов, то в каждом из них есть частичка труда Жоржа Мельеса. Сумевшего сломанной камерой вдохнуть волшебства в искусство кино.

Примечание:

Биография Жоржа Мельеса положена в основу снятого в 2011 году фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени»

В честь Жоржа Мельеса учрежден ряд наград:

The Méliès d'Or – Золотой Мельес. Награда, ежегодно вручаемая Международной федерацией фестивалей Мельеса (ММКФ), международной сетью фестивалей жанрового кино из Европы.

Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов (Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса (Melies Award)

В нашей стране была учреждена независимая награда за спецэффекты «Жорж», но в 2016 году она закончила свое существование

История первых спецэффектов - (stroikaveka.org)

Источники

  1. Андрей Андреев. Белая магия Жоржа Мельеса – Журнал «Сеанс (seance.ru)

  2. Садуль Жорж Том 1. Изобретение кино, 1832-1897; Пионеры кино, 1897-1909

  3. Chronicle of the Cinema Georges Méliès | Chronicle of the Cinema (wordpress.com)

  4. Википедия (наше всё :) )

Спасибо за поддержку

@Balu829 - человек имеющий свое мнение обо всем на свете

@WarhammerWasea - плюс один пример прекрасного творчества

@Mauop.KomoB - человек творческий

они и я рекомендуем

@MorGott - любители юмора и лора всевозможных вселеных - вам сюда. "Звёздные войны" - отдельное спасибо

@kotofeichkotofej - качественные переводы комиксов с сохранением шутеек

@ZaTaS - авторские рисунки, шаржи и просто отличные образы. Несерьёзно о серьезном

@Erepb.Ky3bMu4 - Кузьмич, что ещё сказать.

@ZaTaS - Герой - сатирик. Рисует оригинальные комиксы.
.......................................................................................................................................................

@MamaLada - скоровские истории. У неё телеграмм. Заходите в телеграмм.

@volchek1024 - Писатель с разнообразным сильным материалом


@VasilyGrust - писатель , женщины в истории.

Показать полностью 15 7

Продолжение поста «"Страшный сон инженера по ТБ, за секунду до пробуждения"»

Фраза: "Художник так видит" родилась не случайно. Редко бывает, что рисующий "Леонардо да Винчи" и является знатоком всех областей. Картина Дейнеки "Мирные стройки" - явное тому подтверждение. Эти времена стоят не так далеко от нас и мы с легкостью обнаруживаем явные "косяки". А представьте, что в руки историка попала только эта картина из 20 века и на основании ее он делает выводы от том "что и как на Руси построено было". Смешно?

А ведь многие адепты сект "ядерной войны 1812 года" или "Петербург откопали" основываются в том числе и на картинах "художник так видел"

Вот один из примеров. На медали времен Екатерины вместо Невы - "Озера Невские"

Продолжение поста «"Страшный сон инженера по ТБ, за секунду до пробуждения"» Юмор, Картина, Александр Дейнека, История (наука), Ответ на пост

Медаль "В память властвования над двумя", 1796 год

Продолжение поста «"Страшный сон инженера по ТБ, за секунду до пробуждения"» Юмор, Картина, Александр Дейнека, История (наука), Ответ на пост

Настоящая это медаль или фейк, не имеет большого значения. Важно, что делать глубокомысленные выводы опираясь на возможную фантазию художника не корректно :)

Показать полностью 2

"Страшный сон инженера по ТБ, за секунду до пробуждения"

Вчера в тележном канале увидел картину Александра Дейнеки "Мирные стройки". Красивое

В свое время Визбору сказали что "лыжи у печки не ставят". На что Визбор возразил: "Я не инструкцию по хранению лыж писал ...". Дейнека с техникой безопасности на стройке знаком не был :)

Вопрос к знатокам - сколько пунктов по ТБ нарушено?

"Страшный сон инженера по ТБ, за секунду до пробуждения" Юмор, Картина, Александр Дейнека

Александр Дейнека "Мирные стройки"

Показать полностью 1

Сила Пикабу

Не могу найти два рассказа. Автор использовал двойную концовку. Первый рассказ про капитана который повел баржу по Ладожскому озеру в шторм и баржа стала тонуть в одном варианте он тонет вместе с кораблем, во втором спасется и его судят. Второй рассказ про мальчика которого отдали клоуну и вот он показывает фокусы в ресторане и кто-то шепчет что это заслуженный артист. во второй концовке страый человек показывает фокусы в пивной и над ним смеются. Мне казалось это Веллер, но у него не нашел, у Конецкого тоже.

Отличная работа, все прочитано!