Shoshannamovie

На Пикабу
7912 рейтинг 242 подписчика 1 подписка 4 поста 4 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
197

О восприятии последовательных кадров в кино.

Иногда монтаж, казалось бы, почти одинаковых кадров может кардинально поменять наше восприятие картинки. Сегодня я расскажу об "Эффекте Кулешова" - эффект появления нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.


Был такой русский режиссер-теоретик Кулешов, который решил провести эксперимент: он взял один и тот же крупный план с актером Мозжухиным и попарно смонтировал его с тарелкой супа, с ребенком в гробу и кадром девушки на диване.


То самое видео:

Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что на первом фрагменте герой хочет поесть и привлечён хорошим обедом, во втором — опечален смертью ребёнка, в третьем — очарован лежащей на диване девушкой. При этом, повторюсь, кадры с "реакцией" актера абсолютно одинаковые.


Таким образом наш мозг соотносит кадры

и автоматически отбирает нужные детали исходя из контекста.

Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Визуальная информация с первого кадра прочитывалась в момент демонстрации на экране второго кадра. В результате такого наложения смыслов мы и составляем свое мнение о сцене из двух последовательных кадров.


Вот хороший образец эффекта Кулешова:

Ещё один пример:

Второй эксперимент Кулешова - географический. Кулешов снял следующую последовательность кадров (сама пленка не сохранилась):

1) Актриса Хохлова идет по Петровке мимо «Мосторга».

2) Артист Оболенский идет по набережной Москвы-реки (оба улыбаются и словно идут навстречу).

3) Они встречаются у памятника Гоголю, жмут руки.

4) Кадр, показывающий Капитолий в Вашингтоне.

5) Кадр на Пречистенском бульваре, Оболенский и Хохлова уходят.

6) Пара идет по ступеням храма Христа Спасителя.


Затем эти кадры продемонстрировали публике. Зрители были уверены, что Хохлова и Оболенский вместе зашли в Белый Дом.


Не буду томить сухим текстом, вот пример применения географического эффекта:

Такая организация кадров создает иллюзию общего пространства. Мозг отбрасывает в сторону фактическую составляющую каждого кадра и складывает из отдельных кубиков единую картину, наполняя ее смыслом.

Географический эксперимент доказал, что при правильной организации действий актёров в соседних кадрах зритель будет воспринимать действия как продолжающиеся непрерывно в едином пространстве.


Подготовлено телеграм каналом Au Revoir Shoshanna

Показать полностью 3 3
6311

Цвет в кино как способ ориентации во времени и пространстве.

Цветовые решения в кино появляются не просто так. Режиссер в тесном сотрудничестве с главным оператором, художником-постановщиком и директором по костюмам проделывает огромную работу, чтобы создать цветовую палитру, которая будет соответствовать истории фильма.


Именно поэтому в кадре мы видим не это:

А вот это:

Потенциал цвета в кино огромен, но сегодня мы посмотрим на примеры того, как цвет может делить историю на составные части, хотя мы часто этого и не замечаем.


Шпионские игры (2001)


Действие фильма происходит в разных временных отрезках. Для каждого времени подобрана своя цветовая схема.

Вьетнам 1975 г. Обратите внимание приглушенные оттенки серого и коричневого цветов.

Такие цвета вызывают ассоциацию с пылью и грязью.

Германия 80-ых. Спокойная Европа показана с помощью "стерильных" оттенков.

А вот в Бейруте 1985 г. совсем не спокойно. Появляются вкрапления ярких цветов.

Авиатор (2004)


Здесь жизнь Говарда Хьюза до и после кругосветного путешествия разделена на два ключевых периода, которые выделены переходом с двухцветной на трехцветную цветовую схему. Вот период жизни "до" в двухцветном решении:

А вот период "после". Теперь схема трехцветная:

Картинка с помощью цвета зафиксировала происходящие в фильме изменения.


Матрица (1999)


Чтобы зритель меньше путался между местом действия, реальный мир представлен в синих оттенках, а матрица - в зеленом.


Матрица:

Реальный мир:

А теперь по очереди:

Таким образом, с помощью цвета в "Авиаторе" мы перемещались во времени, в "Мартице" - в пространстве, а в "Шпионских играх" в обоих измерениях. Зафиксировав определенную цветовую схему посредством сюжета режиссеру нет необходимости каждый раз объяснять место или время действия истории, ведь мы уже запомнили их визуально.


И, естественно, это далеко не единственный способ использования цветовых решений в кино.


Подготовлено телеграм каналом Au Revoir Shoshanna

Показать полностью 23
1107

Использование движения для привлечения зрительского фокуса

Если вы снимаете экшн-фильм с резким монтажом, постоянным движением и взрывами, а большинство кадров не длятся дольше 2 секунд, то становится очень важным привлечь внимание зрителя к нужной точке. В противном случае режиссер рискует превратить свое творение в бессмысленное месиво.


Посмотрите следующий отрывок и обратите внимание на движение вашего взгляда кадр за кадром.

Перемещался ли взгляд хаотично по экрану или же он был прикован к одной точке? На самом деле он должен был быть прикован к самому центру кадра.

Лицо Макса, кран подачи топлива, руль, машина с бойцом - всё это расположено в самой середине кадра.


Хорошо, здесь всё слишком просто, но что делать, если объекты движутся по самому кадру и центр фокуса находится за центром? Посмотрим следующий отрывок:

В замедленной виде фокус нашего взгляда будет перемещаться примерно так:

А теперь рассмотрим подробно. Байкер A перемещается из левой части кадра в правую:

С правой стороны наше внимание перехватывает грузовик, который движется влево:

Грузовик движется влево, откуда появляется байкер B:

Байкер B прыгает из левой части кадра в центр.

Кадр обрывается и...Мы видим этого же байкера по центру:

Он перемещается в левую часть кадра:

В левой части кадра появляется Фуриоса, которая стреляет в байкера:

В следующем кадре взгляд остается на подстреленном байкере:

Его место занимает грузовик:

Грузовик уходит из кадра, направляя наш фокус на байкера C справа:

В следующем кадре байкер C появляется с той же стороны:

И выезжает в центр экрана:

Переход на кадр с Максом, пистолет которого находится в центре кадра:

Теперь, думаю, понятно, что Миллер использует движение для привлечения зрительского фокуса к нужной точке. Каждое движение направляет взгляд туда, где ему следует быть в следующем кадре, благодаря чему достигается визуальная ясность происходящего.


Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna

Показать полностью 14 3
288

Почему нам нравится слоу-мо?

Слоу-мошен штука красивая и завораживающая. Давайте попробуем разобраться почему же так происходит.


I) Слоу-мо и дополнительные ощущения

Практически каждый из нас замечал, что эмоционально насыщенные моменты нашей жизни субъективно длятся дольше, чем есть на самом деле.

Встреча с гопниками в подворотне, выступление на экзамене, собеседование на работу - во всех этих ситуациях время длится дольше обычного. А происходит это по причине перегрузки мозга поступающей информацией.

В таких ситуациях начинает активно работать амигдала - участок мозга, который накапливает второстепенный набор впечатлений. В результате такой работы мы запоминаем куда больше информации о стрессовых ситуациях, в следствие чего они становятся более глубокими и сильными. Да и длятся по ощущениям дольше.

Таким образом, слоу-мо сцена помогает нам запомнить большее количество деталей точно так же, как и в моменты стресса в реальной жизни.


II) Слоу-мо и улучшение зрительных способностей

Замедленная съемка позволяет акцентировать внимание на деталях, которые мы не сможем заметить в нормальной скорости. Движение лицевых мышц, мельчайшая мимика, быстрый и краткий взгляд - все эти моменты становятся куда более очевидными в слоу-моушен эффекте.


Вот, к примеру, пренебрежительное отношение:

III) Слоу-мо щекочет наши нервы

Наш мозг любит угадывать, что же произойдет дальше. И слоу-мо отлично играется с этим желанием. К примеру, в сцене из "Матрицы" Тринити подпрыгивает к потолку:

Что делает наш мозг, привыкший к элементарным законам физики? Верно, он уже выстраивает траекторию приземления обтянутой в латекс девушки. Но не тут-то было! Персонаж остался висеть в воздухе.


Такая несостыковка удерживает наше внимание и заставляет максимально сосредоточиться на моменте.


Похожий принцип работает в саспенс-сценах. В момент наивысшего напряжения наше сознание начинает гадать, какой же будет исход, однако, сразу же ответа не получает.

Вместо этого момент максимально тянется, дабы приковать нас к экрану.

IV) Слоу-мо это красиво

Но ведь не всегда существует какой-то сюжетный подтекст, верно? Вот такие видео собирают миллионы просмотров:

В таком случае для нас это просто непривычно. Замедлить время мы не можем, а вот хорошая камера с большой частотой кадров в секунду может помочь нам увидеть то, что мы прежде не видели.


Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!