В гостях у сказки
7 постов
В этой части мы рассмотрим интересный культурный феномен — образ солдата в русских сказках и его связь с историческими реформами Петра I, традициями рекрутских наборов и особым «солдатским культом», который сформировался в русской культуре.
Теперь поговорим о солдате, напишу не много, но даже этой информации будет достаточно.
Образ солдата в сказке довольно частый, но это уже волна сказок, которые появлялись ближе к нашему времени, скорее всего век 18-й будет, так как в это время Пётр Первый проводит военную реформу и пожизненный срок солдатской службы сокращается до 25 лет. Само собой, это тоже не мало, можно сказать, что самая продуктивная часть жизни мужчины. Поэтому начинает формироваться солдатский культ со своими традициями и обрядами. Солдат становится сакральной фигурой.
После реформы Петра, во все деревни отправлялась директива кто и сколько должен будет предоставить рекрутов, а дальше уже всё решали сами местные жители. Как правило, деревенский совет определял, какой дом какого сына должен будет отдать на службу, и чтобы такого человека было видно сразу, то он «помечался» определённым образом. На пиджак прикреплялась ленточка или на кепку цветок (помашем рукой Ивану Бровкину).
Эта традиция ещё очень долго жила в народе. Далее такой «избранный» жил обычной жизнью, как и все остальные в деревне, пока не приходило время жеребьёвки. Все кандидаты в рекруты отправлялись в ту деревню, где был так сказать военкомат и проходили там отбор по результатам которой выносилось окончательное решение, кому служить, а кто уже домой спокойно пойдёт. Вот кому выпало такое «счастье» как служба, возвращался домой, но начинал готовиться. Во-первых, он освобождался от всей работы, мог ни в чём никому не помогать, а вместо этого гулять по деревне и балагурить, им прощалось всё. Обязательно покупалась новая одежда, а перед уходом совершался ряд обрядов, которые были очень похожи на похоронные, так как человек менял свой статус. Он теперь не такой же житель деревни, как все, а переходил в другой статус и покидал свой род. Кстати частичка «крут» на этот переходной статус парня и указывал. Солдат становился частью другого мира, можно сказать, что из мира яви, где жили все обычные обитатели, переходил в мир нави, где общался со всеми теми персонажами, которых мы называем сказочными.
Музыкальный инструмент, попадающий в руки солдату, так же приобретает магический флёр. Обратите внимание, что гусли в царстве морского царя слушаются именно его.
Изучение традиционной одежды и головных уборов позволяет глубже понять мировоззрение наших предков, их представления о сакральном и обыденном, о связи человека с природой и высшими силами. Каждый элемент народного костюма — будь то вышивка на рубахе, узор на кокошнике или особый покрой одежды — несёт в себе глубокий символический смысл.
Рассмотренные образы и традиции показывают, как тесно переплетались в народной культуре повседневная жизнь и сакральные представления. Одежда выступала не просто средством защиты от непогоды, но и своеобразным оберегом, символом перехода из одного статуса в другой, отражением принадлежности к определённому социальному слою или возрастной группе.
Анализ фольклорных образов (например, солдата) в контексте исторических реформ демонстрирует, как реальные исторические события находили отражение в народной культуре и трансформировались в устойчивые культурные архетипы.
Таким образом, традиционная одежда и головные уборы — это не просто предметы материальной культуры, а важные символы, позволяющие лучше понять самобытность и глубину русской народной традиции.
Страна: КНДР
Год: 1993
Жанр: романтика, повседневность, идеи чучхе и в любви помогут
Сегодня хочу рассказать про свой сааамый любимый фильм из всех просмотренных у КНДР. Собственно, он также был и самым первым. Правда, путь к нему оказался длинным. Когда-то лет 10 назад я совершенно случайно наткнулась на песни исполнителей из КНДР, слушала их с огромным удовольствием и очень быстро среди них появилась самая любимая – это «Городская девушка выходит замуж». До сих пор могу слушать её на репите до посинения )))) А потом, совершенно случайно, узнала, что есть фильм с таким же названием и я отправилась его искать. Нашла ВК в группе сторонников идеи чучхе, посмотрела и ещё сильнее втрескалась в эту песню. А в скором времени узнала ещё и кое-что интересное про песню и фильм.
Оказалось, что песня в КНДР была просто супер-пупер-мега хитом, который звучал из каждого утюга. Ну, а раз песня стала такой популярной, то сверху была спущена директива «снять фильм на текст этой песни». Снизу сказали «Есть!» и в скором времени на экраны вышло кино с таким же названием, которое тоже стало популярным.
Я не знаю сколько раз его пересматривала, но, боже, как же мне нравится этот фильм. В нём нет никакого экшна и сюжет невероятно простой.
Городская девушка едет в деревню вместе с коллективом фабрики, где она работает дизайнером. Кто вырос во времена СССР помнит про трудовые лагеря, вот это что-то подобное. Они отправились помогать деревенским с посадкой риса. Там девушка встревает Сон Сика с которым у неё недавно в городе произошла стычка. У начальника Ри Хян Кван Хо возникает хитрый план, сделать так, чтобы Сон Сик влюбился в девушку, тогда он сможет увезти парня в город. В принципе, план срабатывает, но не совсем так как рассчитывал Кван Хо.
Фильм милый и наивный, очень сильно напоминает наши старые фильмы советского периода. Ну, само собой не обошёлся он и без пропаганды, она там имеется, но выведена на второй план.
Смотреть фильм:
Та самая песня
Разбор фильмов. В этот раз для разбора взят фильм «Марья-искусница»
В глубинах народной культуры и фольклора скрывается множество удивительных артефактов и образов, отражающих мировоззрение, традиции и верования наших предков. Одежда и головные уборы в традиционной культуре были не просто предметами быта — они несли глубокий сакральный смысл, отражали социальный статус человека и его место в системе мироустройства.
В данном материале мы погрузимся в мир старинных русских головных уборов и одежды, рассмотрим их символическое значение и связь с культурными традициями. На примере известных советских фильмов-сказок мы увидим, как элементы традиционной одежды воплощают древние представления о мире, семье и сакральных символах.
Особое внимание будет уделено таким знаковым предметам, как Каргопольский однорогий кокошник — один из самых сложных и архаичных женских головных уборов, а также традиционной русской одежде — косовороткам, портам и поясам, которые несли в себе обережную функцию.
Кроме того, мы рассмотрим интересный культурный феномен — образ солдата в русских сказках и его связь с историческими реформами Петра I, традициями рекрутских наборов и особым «солдатским культом», который сформировался в русской культуре.
Про девичьи головные уборы я уже упомянула в «Морозко», поэтому поговорим о женских уборах. Тем более что в этом фильме мы можем увидеть один из самых красивых и фантастических кокошников — Каргопольский однорогий кокошник. Кстати, он не бутафорский или имитация традиционного головного убора, а самый настоящий. Не знаю, где его нашла команда Роу, но факт, нашли.
Это один из древних архаичных головных уборов очень сложной формы. Кстати, именно по сложности конструкции убора можно определить его древность. Чем время ближе к нам, тем проще. В нашей экспозиции тоже есть такой головной убор, и я помню сколько раз его собирали и разбирали, чтобы, в конце концов, получился именно тот кокошник, какой должен быть. Косяки в нём всё равно остались, но видать то мы такие специалисты.
В этом головном уборе в вышивке всегда использовалось очень много речного жемчуга, практически все свободные места им расшивались. К этому ещё добавьте чёлку. В фильме у Марьи на кокошнике просто жемчужная сеточка, а были варианты убора именно с чёлкой, которая набиралась из самого мелкого жемчуга и состояла из 5 (!) рядов. По весу такой кокошник выходил в пару кило.
Носили его женщины, которые только-только вышли замуж и ещё не родили ребёнка. Вся вышивка по кокошнику носила сакральный характер и была направлена на выполнение первичной задачи женщины, кстати, её теперь все называли «молодуха» (так называлась женщина до рождения первого ребёнка и продолжала так зваться, если у неё рождался первым мальчик). Если вы ещё не посмотрели «Марью», то при просмотре обратите внимание, что в центральной части прямо по центру можно увидеть странный узор. Круг с жемчужиной в центре, это солярный символ солнца, к тому же сама молодуха, как и невеста, тоже была символом этого солнца, символом новой жизни, которая должна будет прийти в наш мир. Вокруг этого солярного символа непонятная аморфная форма и она символизирует собой лягушку. Лягушка была очень уважаема нашими предками и символизировала собой плодородие (снова передаём привет Царевне Лягушке). На подзатыльнике вышивались птицы, которые были символом семьи, это одно из значений (птицы самый распространённый символ не только на Руси, но и по всей планете и значения везде одинаковые).
В фильме Марья продолжает ходить в Каргопольском кокошнике, в реале такого бы не было, так как у неё уже есть ребёнок и при этом достаточно взрослый. Правда, если бы к Марье кто-нибудь решил обратиться, но, не знал её имени, мог бы назвать её молодухой.
Ещё хочу добавить «инфу» по мужской одежде, забыла об этом написать в «Морозко», напишу тут. Из-за того, что в основе своей она значительно проигрывает женской, то информация о ней стала теряться во времени и сейчас мы владеем только жалкими крохами. Если насчёт портов всё понятно — мужские штаны, очень удобные в носке с гарантией, что никогда не треснут в промежности, как современные. Это было благодаря вставке между штанин. То вот рубашка всё равно оставляет много вопросом, это я про узоры вышивки. Если и есть информация о ней, то пока у нас нет доступа к ней. Все современные источники либо за уши притянуты, либо вбросовые, не верю ни одному. Что же можно рассказать о мужской рубахе? В обоих фильмах они схожи, косой ворот (поэтому рубашка и называлась косоворотка) указывает на то, что на Руси уже есть христианство и функция у воротника была практичная, чтобы крестик не выпадал. Вышивка — и мужские и женские рубахи расшивались в одних и тех же местах: манжеты, плечи, воротник, подол и подпоясывались обязательно поясом. Вся вышивка и пояс несли в себе обережную функцию. Кстати, в «Морозко», учтите, что это чисто моё мнение и я могу ошибаться, Иван, когда из дому уходил, должен был быть в рубахе с красной вышивкой, так как он уходил в неизвестность и его могло ждать всё что угодно. И ещё, мужские рубахи ВСЕГДА вышивались только матерями, так как магию крови никто не отменял. Мать и ребёнок всегда были связаны общей кровью, жена, при всех совершённых обрядах и ритуалах всё равно оставалась посторонним человеком, но когда у жены появлялся ребёнок, она могла творить «обережную магию» для него.
Так, всё, уже много понаписала, а даже ещё не затронула тему солдата, она тоже не менее интересная и увлекательная, но об этом потом, а пока смотрим «Кащея» с той информацией, что у вас уже имеется. Кстати, вы посмотрели «Морозко» 20-го года? Если нет, то смотрите, очень интересно и там можно увидеть ещё два женских головных убора не менее интересных.
Страна: КНДР
Жанр: военный
Описание: сентябрь 1950 года, Корейская война. Войска США и ООН, участвующие в Инчхонской десантной операции, сталкиваются с ожесточённым и самоотверженным сопротивлением немногочисленных защитников острова Вольми — коммунистических артиллеристов.
От меня: Ну, само по себе событие действительно героическое. Стоит учесть, что маленький отряд с ограниченным количеством боеприпасов смог удерживать остров в течение трёх дней. К сожалению, в живых не осталось никого (((. Но вот то, как эта история показана.... Фильм "Спустя много лет" куда сильнее пробирает, чем этот. Слишком всё как-то театрально и не остров, а какой-то проходной двор. По нему ходят все кому не лень, начиная от солдат, которых отправили на подмогу и заканчивая американскими шпионами. Кстати, американский шпион чёт очень на азиата похож 😅, но это проблема всех фильмов от КНДР, так как им не где взять человека европейской внешности. Вот единственный персонаж из-за которого я переживала и плакала, это девочка связистка. Её поступок действительно героический и показан так, что сложно остаться равнодушным, остальные же... Хоть это и не красиво, но хочется сказать, что они сами виноваты, так как некоторые герои погибли по собственной глупости. Это же война, а не пикник на берегу моря.
В общем, сам момент с островом один из грустных, но сильных в истории КНДР, а вот тому кто сценарий писал, руки бы оторвала. Вот надо было так всё это показать (((
Смотреть фильм:
Продолжаем разбор фильмов. В этот раз для разбора взят фильм "Морозко"
Всегда любила этот фильм и костюмы главная причина этого.
Помним, что фильм художественный и для привлекательности картинки правила и традиции в костюме не соблюдаются, поэтому с моей стороны к этому претензий нет. Но мне хочется написать о том, как оно было в реальной жизни у наших предков. Поэтому сейчас будет «многабукафф». И начну с "Морозко" Роу.
Во-первых, стоит отдать ему должное, что он соблюдает каноны, хотя все костюмы относятся к сценическим. Я считаю, что это важно, так как зритель может представить, как одевались раньше.
Головные уборы: незамужние девушки ВСЕГДА носили незакрытые головные уборы: венцы, перевязки, повязки, ленты и всё в таком духе. В праздники это всегда были богато расшитые уборы, в быту — ленты, платки или просто в косу одну (!) заплетённые волосы. А вот закрытые, чтобы волос не было видно, носили только замужние и они носили КОКОШНИКИ. Как видите, у нас уже тут начинается расхождение с реальной информацией и тем, что нам в фильмах показывают. То, что мы привыкли называть кокошником, на самом деле называется венцом.
Не соответствие с реальностью, сцена, где Иванушка идёт по деревне и девушки заигрывают с ним, поют разные частушки и песни. У них на головах кокошники и выходит, что флиртовать с неженатым парнем они уже не могут, так как все замужем.
А вот старуха и женщина приходившая с сыном и свахой в дом старика и старухи, они в правильных головных уборах — это называется "сорока", будущий прототип банданы. Очень популярный и распространённый головной убор замужних женщин в быту. Кстати, он очень удобный и вполне актуален и в наше время.
Момент со свадьбой: Настенька одета по всем правилам традиций славян. На её голове венец, но с фатой, что обозначало её переходный статус из незамужней девушки в замужнюю. Так же ещё можно увидеть на ней рубаху, которая должна быть с длинными рукавами, которые фиксируются на запястьях зарукавьями. Раньше манжеты не было, но была такая деталь праздничного костюма, они были похожи на широкие браслеты и богато расшиты драгоценными и полудрагоценными камнями.
Длинные рукава тоже были не просто так, вспомним сказку о Царевне-Лягушке, где лягушка рукавами махала. Это была ритуальная рубаха, её надевали на праздники, чтобы после гуляний можно было приступить к выполнению ритуала на плодородие, чтобы урожаи были богатыми и обильными. Для этого в рукава укладывались разные предметы, которые должны были символизировать будущий урожай: косточки, вино и пр., а после этого замужние (!) женщины отправлялись танцевать, во время танца, они взмахивали рукавами в разные стороны так, чтобы содержимое рукавов разлеталось. Знакомая сцена? Вот так вот, а мы просто сказку читаем и смотрим.
На Настеньке надет красный сарафан. На Руси свадебный цвет — это красный. Он символизировал не только красоту, в свадебном ритуале, это означало формирование новой семейной ячейки, которая должна была дарить новую жизнь, весь фокус был направлен на невесту, так как именно она воплощала в себе богиню, благодаря которой будет продолжаться жизнь. После, с приходом на нашу землю европейской культуры, цвет свадебного сарафана, а в дальнейшем и платья, сменится на белый. На Руси белый символ похорон и, следовательно, сама суть свадьбы поменялась. Девушек уже не славили, как богинь, а хоронили. Она уходила из своей семьи и становилась для них мертва, чтобы в дальнейшем с ней не происходило, её родня не могла ей ничем помочь, так как она теперь для них чужая. Считаю, что это был трагический момент для нашей истории, тогда и Домострой появился.
Страна: КНДР
Жанр: мелодрама
Очень милая короткая зарисовка. На первый взгляд выглядит как-то слишком уж преувеличенно. Но потом я задумалась, а может и надо вот так к своей истории относиться?
Смотреть фильм:
Алёша Попович самый молодой из трёх классических богатырей, которые известны практически всем, спасибо серии мультиков об этой троице. Несмотря на то, что он появился в былинах значительно позднее Ильи и Добрыни, он оказался самой спорной личностью из троих.
Дело в том, что все три богатыря это реальные исторические личности и скажу даже больше, на Руси было очень много богатырей, просто имена не всех сохранила летопись.
Могила Ильи Муромца упоминается не только в наших хрониках, но и в мемуарах иностранцев, которые посещали нашу страну. Она находилась в одном из православных храмов и из-за неё даже шла драка между староверами и последователями нововведений в христианстве. Это несмотря на то, что Илья явно относится к периоду язычества, этот факт нисколько не мешал славянским христианам. Кстати, у нас в истории религии не один такой косяк можно встретить, когда из языческих известных личностей или святых староверов делали символы нового христианства после периода раскола. Но мы не о религии говорим, так что возвращаемся к нашим парням.
Про Добрыню я уже написала довольно подробно, так что просто напомню, что он тоже был реальным человеком. Алёша тоже не был выдуман, но в его биографии есть одна ма-а-аленькая проблемка. В исторических хрониках зафиксированы сразу три Алёши Поповича. Есть версия, что в былинах упоминали разных Алёш, а со временем они объединились в один общий образ, что было вполне нормальным для былин и эпоса.
Если сравнивать былинного Алёшу с его богатырями-побратимами, то он очень сильно от них отличается даже внешне, а не только по характеру. В былинах встречается описание, что он был худым и даже хромал на одну ногу. Кстати, он единственный, кто прибегал к хитрости, когда боролся с врагом, ни Илья, ни Добрыня в этом не были замечены. Так же Алёша единственный, кто активно вовлекался в княжескую политику, что для настоящего богатыря считалось зазорным, так как он всегда был воплощением народа и его гласом. Ни один князь не мог заставить ни Илью, ни Добрыню делать что-то в политических интересах, когда Алёша в основном только этим и занимался.
Если взять время ещё более близкое к нашему, то Алёшу не стесняются выставлять и подлецом. Хотя тут прослеживается целенаправленное искажение образа богатыря и даже знаем чьих это рук дело, кáлик – перехожих. Дело в том, что из-за популярности движения «кáличества», стали ползти слухи о том, что те не очень-то чисты на руку и не гнушаются воровством, хотя одним из обетов, который давали кáлики перед паломничеством, было «не укради». Чтобы обелить свою репутацию кáлики начали сочинять былины, где в не самом красивом свете выставляли княжон, князей не трогали, а Алёшу делали пособником в неблаговидных делах. Самый популярный сюжет, когда кáлики оставались с ночёвкой во дворе у князя, тот сам их приглашал, княгиня оказывала недвусмысленные знаки внимания вожаку кáлик, тот отказывался от выгодного предложения, и за это жена князя жестоко мстила ему. Либо сама, либо с помощью Алёши подкидывала в сумку вождя кáлик чашу серебряную, а после обвиняла того в краже.
Можно сказать, что все беды на голову Алёши сваливались только из-за того, что он иногда прибегал к хитростям. Многие исследователи русской былины смотрели на этот момент в негативном ключе, но согласитесь, если ты калека, то надо это как-то компенсировать. К тому же хитрости Алёши больше похожи на военные, которые не умаляли героичности богатыря. Он прибегал к этому не для того, чтобы боя избежать, а чтобы можно было оказаться на равных с врагом. Поэтому я скорее займу сторону защитников Поповича.
Ну и напоследок, хочу добавить, что в исторических летописях, что дошли до наших дней, встречается список с военным составом одной из сторожевых застав, где было написано, что там служили Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, вот так вот.
Страна: КНДР
Жанр: спорт, через не могу
Я бы девизом этого фильма сделала "Когда мой отец идиот". Почему? Чуть ниже будет объяснение, а пока...
Была волна фильмов в КНДР, когда партия дала задание популяризировать разные виды спорта. Как результат, было снято ооочень много фильмов на спортивную тематику. Из всех них мне больше всего зашёл "Ох, молодость!", но сейчас речь не об этом.
Главный герой Ен Хо, обычный лесоруб из небольшой горной деревушки, который решил в качестве хобби выбрать бег. Его тренер Мун Гю решает, что парень достоин участия в марафоне, но тот занимает 9 место из 100. И вот тут меня начинает бомбить 🤣
Когда он возвращается домой, то что его там ждёт? Отец, который воротит лицо от сына и говорит, что раз такой позорный результат, то пусть с вокзала до дома пешком идёт, а это 32км, между прочим. Председатель лесозаготовки, где работает ГГ, морально «поддерживает», что куда тебе рыпаться. Всё, что ты можешь это лес валить, вот и занимайся этим дальше. По началу Ен Хо опускает руки и забивает на дальнейшие тренировки, но в деревню возвращается Кым Чжу (будущая девушка главного героя) и на пару с тренером убеждают парня вернуться к бегу. Перед отбором в сборную у отца Кым Чжу случается приступ и надо срочно в близлежащий город за лекарствами, но машина сломалась. Ен Хо бежит к своему отцу, чтобы тот помог, но…. Папка Ен Хо это прям отдельный бесяк. Он останавливает свою машину и отвозит Ен Хо в город? Неее, он увеличивает скорость на своём тягаче, типа «ты чего такой слабак, что мою тачку догнать не можешь»? В общем, наш ГГ своим пехом туда-обратно на своих двоих 64 км отмотал. Что в ответ получает? Отец отфутболивает сына на отборочные соревнования. Само собой, Ен Хо их проваливает и падает без сознания в двух шагах до финиша, и его увозят на скорой. Отец в ответ заявляет, что его сын слабак и мог бы вообще не возвращаться. Спасибо мужику из комиссии по отбору в сборную команду.
Финальная сцена самая сильная, переживала вместе со всей деревней, добежит Ен Хо или нет и каким по счёту прибежит. Само собой, парень занял первое место. Само собой, это сказка, так как при таких тренировках, как у него, человек не первым к финалу прибежит, а пожизненным инвалидом будет. К этому если ещё прибавить такую вот поддержку от своих… Я бы там всех побила и бошки пооткручивала. Парня очень жалко, рада, что по сюжету он победил, но я бы хотела, чтобы в конце он остался в Пхеньяне и не возвращался домой. Никто из них не заслужил жить рядом с ним.
В целом фильм не плохой, сам Ен Хо мне понравился и его мама, которая искренне за сына переживала. Остальные персонажи так себе герои.
Смотреть фильм:
