«Был бы ты осторожнее, если бы забеременеть мог ты?»
Постер, созданный агентством Saatchi & Saatchi по заказу Совета по санитарному просвещению Великобритании. Был призван повысить осведомленность о противозачаточных средствах, меняя мужчин и женщин ролями и задавая обществу неожиданный вопрос. 1980-е
«Ты записался добровольцем?» — плакат советского художника Дмитрия Моора, созданный в 1920 году для Красной армии, стал эталоном агитационного искусства. Но мало кто знает, что сама идея этого изображения возникла в Великобритании шестью годами ранее: суровый, пронзительный взгляд с указательным пальцем, направленным прямо на тебя. И понеслась! Концепцию подхватили художники других стран, вдохновляясь на создание аналогичных плакатов.
Кстати, не все использовали такую агитацию для пополнения армейских рядов. Итальянцы, например, призывали добропорядочных граждан вкладывать свои деньги в один из банков.
Обратите внимание на плакат белогвардейцев 1919 года с вопросом «Отчего вы не в армии?». Он единственный из всех представленных в этом ряду оказался провальным. Сравнивая его с советским «красным» плакатом, дизайнер Артемий Лебедев отмечал: «Сложно избавиться от ощущения, что белые проиграли войну только из-за дизайнерской беспомощности — все их плакаты блёкнут на фоне красной агитации». Пожалуй, можно согласиться, что из всех плакатов (из этого поста) белогвардейский наименее выразительный. Хотя бы потому что текст читается слабо, да и формулировка «отчего вы...» вряд ли способна пронзить сердца людей.
Дмитрий Моор, автор агитации «Ты записался добровольцем?» говорил о своем плакате: «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами».
Больше об истории графдизайна и рекламы в нашем телеграм-канале. Кому интересно, присоединяйтесь!
В 1960-х годах американцы предпочитали крупные отечественные автомобили, и никто не ожидал, что маленький немецкий Volkswagen Beetle, который часто называли "Жуком", сможет завоевать автомобильный рынок.
Однако, рекламная компания Билла Бернбаха — легенды американской рекламы — смогла изменить представление американцев о том, каким должен быть автомобиль.
В основу стратегии легла простота. Людям нужно было показать, что машина дает базовую функциональность, без излишеств. В то время, когда практически все автомобильные производители в США использовали образы мачо-супергероев в своей рекламе, Бернбах использовал совершенно иной подход и создал имидж "народного" автомобиля.
С черно-белого баннера к потребителям как бы "обращался" маленький немецкий автомобиль с вопросом "Вы думаете, что я маленький? Да, я такой! Но это же и хорошо!". А далее следовал список, что же хорошего в нём есть от экономии бензина до компактного размера.
Это была серия фото-плакатов с текстовым описанием. Очень колоритным решением выглядит образ высоченного баскетболиста в сравнении с маленьким автомобилем.
Результат превзошёл ожидания всех. В течение первых шести месяцев после запуска продаж Фольксваген Жук стал самым продаваемым импортным автомобилем в США (500 тыс. машин в год). Бернбаху удалось изменить представление американцев не только о том, какой должен быть автомобиль, но и о том, какой должна быть реклама. В то время большинство объявлений пестрели яркими красками, а "Жук" предстал людям в черно-белом формате и в очень минималистичном стиле. Это было, мягко говоря, смело.
Кстати, эта кампания, действительно, считается лучшей в 20 веке.
Больше об истории графдизайна и рекламы в нашем телеграм-канале. Кому интересно, присоединяйтесь!
Психоделический стиль — направление искусства и целый пласт американской культуры, вдохновлённый переживаниями или галлюцинациями, вызванными от приема психоактивных препаратов. Наибольшую популярность получило в 1960-х, в пик расцвета хиппи, и почти полностью ушло на обочину истории вместе с закатом этого движения.
Точкой вдохновения этого направления была музыка. The Beatles, Jefferson Airplane, Pink Floyd и прочие группы в тот период активно экспериментировали со звуком. И именно обложки альбомов и афиши концертов стали главными полотнами художников и дизайнеров, работающих в психоделическом стиле.
Характерные черты стиля включают причудливые узоры, сложные детали, фантастические образы, чрезвычайно яркие и контрастные цвета и необычную типографику. Есть мнение, что в его основе лежит, по сути, инфантильное стремление — раскрасить скучный взрослый мир в броские цвета и заселить его сказочными, нереалистическими персонажами.
В психоделическом стиле делали дизайн обложек пластинок, плакаты с кумирами, афиши концертов, подпольные журналы. Его быстро переняли профессиональные дизайнеры и уже в конце 60-х даже бытовая реклама использовала элементы этого направления, а типографии выпустили набор психоделических шрифтов.
1/7
Больше об истории графдизайна и рекламы в нашем телеграм-канале. Кому интересно, присоединяйтесь!
Модерн (в переводе с франц. "современный") ― великая эпоха в культуре, искусстве и дизайне рубежа XIX–XX веков. У него разные имена: «ар-нуво», «югендстиль», «сецессион», «либерти», стиль венских мастерских.
Направление зародилось в Великобритании в ответ на рост массового машинного производства и развитие городов. Рефлексирующие художники восприняли промышленную революцию как нечто убивающее красоту, индивидуальность и человечность. Они считали, что товары, произведенные машинным способом — это бездушные копии, лишённые тепла человеческих рук. И именно модерн был призван противостоять веку машин, вернув миру красоту, уникальность и эстетику.
Характерные особенности изображений, в том числе рекламных, в стиле модерн:
▪ обилие природных мотивов (стилизованные растения, животные, насекомые)
▪ изогнутые четкие линии, отсутствие прямых углов
▪ плоскостной рисунок
▪ асимметрия, нестандартные пропорции, абстрактные формы
▪ равноценность изображения и фона
Плакаты и афиши в этом стиле почти всегда изображают женщин, олицетворяющих красоту и изящество. Они предстают в чувственных и грациозных позах, окруженные природой или стихией. Изображения мужчин встречаются крайне редко.
Основными художниками, создававшими работы в этой области, были: Обри Бердсли (Англия), Альфонс Муха (Чехия), Анри Приват-Ливемон (Бельгия), Анри де Тулуз-Лотрек (Франция), Уильям Генри Брэдли (США). Считается, что основу стиля модерн в плакатном искусстве заложил Жюль Шере, которого называют "отцом современного плаката".
Больше об истории графдизайна и рекламы в нашем телеграм-канале. Кому интересно, присоединяйтесь!
«Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы» — так говорил Владимир Маяковский — всем известный поэт, писатель, художник и, внезапно (лично для меня), талантливый рекламист своего времени.
Как-то раз в далеком 1919 году он прогуливался по Москве и увидел двухметровый плакат от РОСТА (Российское телеграфное агентство). Тут Маяковский понял, чем хочет заниматься, и немедленно устроился работать в плакатный отдел агентства.
Российское телеграфное агентство (РОСТА) — центральный информационный орган советского государства в 1918-1925 годах. Помимо распространения информации по телеграфным каналам РОСТА печатало собственные газеты, журналы и отвечало за наглядную агитацию. Они известны своими сатирическими плакатами «Окнами РОСТА».
«Окна сатиры РОСТА» со слоганом Маяковского
Мало кто знает, что у известного поэта было художественное образование, поэтому он мог не только сочинять слоганы к агитпродукции, но и рисовать иллюстрации. Несколько лет он активно создавал агитационные плакаты на военную, социальную, производственную темы и очень быстро стал идейным вдохновителем РОСТА.
«Окна сатиры РОСТА» со слоганом Маяковского
Рекламное агентство в тандеме с Родченко
Ну а в 1923 году, в разгар НЭП, Маяковский занялся уже коммерческой рекламой – в паре с художником Александром Родченко. Можно смело сказать, что его способности маркетолога по-особенному раскрылись именно в этом тандеме. По сути, они создали неофициальное рекламное агентство, в котором Маяковский был копирайтером, а Родченко дизайнером. Назвали его "реклам-конструкторы" и начали творить для советских предприятий.
- Родченко оформляет материалы в конструктивистском стиле.
Плакат Родченко-Маяковский
Забавная ситуация из рабочего процесса «реклам-конструкторов»:
в одной из записок Маяковский пишет художнику: «Милый Родченко! «С дач» пишется без мягкого знака, а «аккуратный» — два К. Исправь, пожалуйста. В. Маяковский. Часам к 9 зайду».
Плакат Родченко-Маяковский
«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи», – говорил Маяковский в 1923 году.
Плакат Родченко-Маяковский
За свои плакаты и вывески «реклам-конструкторы» брали немало по советским меркам (до 200 рублей за плакат), но слишком мало, если бы речь шла о рекламе в капиталистическом обществе. Маяковский признавался: «За «Нигде, кроме» [слоган для товаров треста Моссельпром] я получил три рубля. Это в Америке за такие строчки платят сотни и тысячи долларов. У нас все должны честно получать за свой труд».
Плакат Родченко-Маяковский
А вот одна из самых нашумевших и скандальных работ дуэта Маяковский-Родченко ⬇
Поэт вспоминал: «Против этого были возражения, а я говорю, что если до сих пор в деревнях кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру». И оказался прав. Продажи сосок «Резинотреста» выросли вдвое.
Больше об истории графдизайна и рекламы в нашем телеграм-канале. Кому интересно, присоединяйтесь!