EvgenyStepanov

EvgenyStepanov

Основатель паблика «GameDev по-русски» в ВК. Немного UI/UX-дизайнер и SMM-маркетолог. Люблю играть в игры, а также помогать их разрабатывать и продвигать.
Пикабушник
Дата рождения: 17 января 1985
поставил 34 плюса и 0 минусов
118 рейтинг 4 подписчика 20 подписок 1 пост 0 в горячем

Как развивался паблик «GameDev по-русски» в VK: от 0 до 9,5 тысяч подписчиков за 3,5 года

Меня зовут Евгений Степанов и я основатель паблика «GameDev по-русски» во ВКонтакте. А это небольшой рассказ о том, как появилась и развивалась эта тихая гавань для отечественного геймдева.

Предыстория

Когда-то давно в одной из бесед на игровом форуме при моём участии разгорелся жаркий спор о том, мёртв ли отечественный геймдев или ещё дышит. Многие говорили, что давно не слышали о новых играх от русскоязычных разработчиков, кроме пресловутых танков. Тогда я решил, что запущу какой-то доступный ресурс, на котором будут публиковаться новости только об отечественных играх и разработчиках. Первым выбор пал на «старый» Яндекс.Дзен, так как это была популярная площадка для публикации статей. Главное — там оказался простой и удобный редактор. Канал получил имя «GameDev по-русски».

Поначалу всё шло отлично. Статьи писались, читатели подписывались и тема явно интересовала сообщество. Но спустя некоторое время Яндекс довёл сервис до состояния, когда одни лично написанные статьи удалялись без объяснения причин, а у других принудительно останавливались показы. После очередной потери текстового интервью с разработчиком я решил, что пришла пора подыскивать замену. В итоге переместился на игровой сайт 4buttonz. ru (бывший wiiu. pro), где под отечественный геймдев выделили отдельную рубрику. Но там посещаемость и активность к тому времени стали низкими и пришлось искать новую площадку.

Как развивался паблик «GameDev по-русски» в VK: от 0 до 9,5 тысяч подписчиков за 3,5 года Разработка, Gamedev, Инди игра, Инди, Длиннопост

Писал про Atomic Heart, когда в него ещё никто не верил

После этих проб пришёл к идее организовать сообщество по интересам, а не просто информационный ресурс, и площадкой выбрал сеть ВКонтакте, так как она содержала наиболее полный необходимый инструментарий. Так 28 апреля 2020 года появился паблик «GameDev по-русски» — что-то вроде дайджеста событий геймдева с обучающими материалами, взаимопомощью разработчиков, обзорами игр, интервью и тому подобным.

Как всё начиналось

Для первоначального наполнения группы я использовал архив статей из канала в Дзене и сайта. Не пропадать же трудам. Также начал подписываться на разные сообщества разработчиков и делать репосты полезных материалов в свой паблик. В то время я обнаружил, что не всё так уж и плохо с информационной поддержкой нашего геймдева — встретил много новостных пабликов, где упоминались, в том числе, и отечественные инди проекты. Но почти не встречал сообществ только про русскоязычные игры, поэтому решил не бросать свою идею и развивать дальше.

Первыми подписчиками «GameDev по-русски» (здесь и далее речь про паблик в ВК) стали мои друзья в ВК благодаря репостам на свою личную страницу. Следующим этапом стал запуск рекламы, чтобы скорее преодолеть критичную по моим расчётам планку в 1 тысячу подписчиков. После этого количество виральных подписчиков должно было увеличиться и обеспечить стабильный рост аудитории. К сожалению (или к счастью) мой прогноз почти не оправдался и позже я ещё не раз прибегал к платной рекламе от ВК, но достаточно редко.

Благодаря тому, что реклама не сильно помогала, пришлось придумывать какие-то интересные активности и публиковать по возможности уникальный контент. Вспомнил, что у меня остались связи с некоторыми игровыми издателями и пошёл по миру с протянутой рукой, точнее с предложением написать обзоры наших игр за ключи. Это потребовало от меня уделять больше времени на данное хобби, но так о паблике чаще стали узнавать люди и не только разработчики, но и обычные игроки.

Далее появилась идея проводить опрос издателей игр, которые активно сотрудничают с разработчиками из СНГ. Для этого подготовил опросник в Google Forms с вопросами, которые интересуют именно разработчиков (предварительно опросил некоторую группу), а не просто взятые с потолка. На данных момент в опросе приняло участие 14 издателей от небольших до крупнейших в СНГ: 10k Riders, Alawar, Buka Entertainment, Crytivo, Ellada Games, GameXP. com (ex. Nikitaonline), HypeTrain Digital, META Publishing, OverGamez, Playcore, Redblack Spade, Skytec Games, Sometimes You, tinyBuild. С каждым издателем связывался лично и договаривался об участии.

Как развивался паблик «GameDev по-русски» в VK: от 0 до 9,5 тысяч подписчиков за 3,5 года Разработка, Gamedev, Инди игра, Инди, Длиннопост

Опрос издателей игр

Знакомство с издателями расширило перечень доступных для обзоров игр. Это, в свою очередь, натолкнуло меня на мысль о поиске помощников, которые могли бы тоже писать обзоры и различные статьи на тему разработки игр. В разное время состав условной редакции варьировался от 1 до 10 человек. Кто-то уходил после первого поста, а кто-то задерживался на долго и помогал, например, с проведением игровых джемов — мероприятий, на которых разработчики за короткий срок с нуля создают игры. У нас их, кстати, уже два проходило. Это также дало ощутимый прирост подписчиков и повысило рейтинг доверия у разработчиков. Планируем на этом не останавливаться.

Тут хочу отдельно сказать спасибо разработчику Михаилу Филиппову за поддержку на начальных этапах, помощь в организации гем джемов и возможность немного поучаствовать в разработке его игры, видео блогеру Виктору Ермолову за дружеские беседы, введение в китайский язык (только, чтобы мне понять, что это не для меня) и кучу хороших видосов для паблика, автору постов Кириллу Миленчуку за интересные новости о геймдеве и полезные советы по продвижению игр, текстовому обзорщику Александру Ганиеву за усердие и ответственность и автору статей Андрею Якименко за сборку множества полезных материалов для разработчиков.

Примерно через год пришла идея собрать базу разработчиков игр из СНГ. Всякие гугл таблицы, эксели не хотелось городить, и после недолгих поисков открыл для себя очень полезный в хозяйстве инструмент — Notion. В нём большой и удобный функционал, который к тому же прост в изучении. По каждому проекту, помимо разработчика, в базе указывается статус разработки, теги, жанр, ссылки на страницы магазинов, сайт разработчика и его социальные сети. Где-то на первую сотню игр собирал данные сам, а потом и разработчики подтянулись и стали сами присылать информацию о проектах. На данный момент база насчитывает 330 проектов, но последний год скорость заполнения значительно упала из-за нехватки времени, но проект точно не заморожен. Есть планы реализовать базу в виде отдельного сайта, но тут нужно больше временных и человеческих ресурсов.

Как развивался паблик «GameDev по-русски» в VK: от 0 до 9,5 тысяч подписчиков за 3,5 года Разработка, Gamedev, Инди игра, Инди, Длиннопост

База разработчиков игр из СНГ и их проектов

Параллельно с предыдущими способами популяризировать паблик, а соответственно и нашу индустрию игр, я использовал и более стандартные приёмы:

  • Проводил еженедельные скриншотные субботы, как и в других подобны пабликах. С той лишь разницей, что для поднятия активности вокруг данного мероприятия я придумал голосование лайками за понравившийся комментарий, а в воскресенье публиковал комментарии с наибольшим количеством лайков в отдельном посте, который закреплялся на сутки. Таким образом работа, которая оказалась наиболее интересной подписчикам, получала больший охват и приносила пользу её создателю.

  • В разделе «Товары» организовывал интернет витрину игр, где свободно размещались готовые проекты от разработчиков, чтобы посетители паблика моги их купить или скачать на соответствующих площадках. Как оказалось позднее, правила ВК запрещают размещать в этом разделе цифровые товары, и через некоторое время все карточки игр были заблокированы.

  • Проводил розыгрыши совместно с разработчиками и издателями. Иногда и от себя полезные книги разыгрывал.

Отдельно отмечу так называемый рекламный пакет для разработчиков, который состоял из написания текстового обзора игры, записи видео с первым взглядом и стрима с розыгрышем ключей. Все эти мероприятия в обязательном порядке поддерживались соответствующими информационными постами с репостами в дружественные паблики. На текущий момент сюда ещё входит анализ группы игры в ВК и рекомендации по её улучшению с точки зрения продвижения. Для этих целей даже писал отдельную статью на основе десятка проанализированных групп. Сюда же можно добавить стримы с участием разработчиков, на которых они рассказывают о своих играх, а стример играет и задаёт вопросы от себя и зрителей. Это мы назвали «Дело в игре». И всё это бесплатно ради основной идеи паблика — популяризации русскоязычного геймдева.

Как развивался паблик «GameDev по-русски» в VK: от 0 до 9,5 тысяч подписчиков за 3,5 года Разработка, Gamedev, Инди игра, Инди, Длиннопост

Записи стримов, обзоры и интервью из раздела «Видео»

Но были и неудачные идеи, которые не дали какого-то выигрыша для паблика или разработчиков. Например, «Стенд издателя» — отдельное мероприятие внутри паблика, оформленное под определённого издателя и которое мониторит представитель издателя. Подразумевалось, что разработчики будут выкладывать там свои проекты и питчить их издателю. Но из-за низкого отклика от аудитории издатели предпочли не тратить на это время и проект пришлось ликвидировать. Практически тоже самое произошло и с «Группой тестеров БыстроТест» ещё одним мероприятием, внутри основного паблика, для тестирования игр от подписчиков сообщества. Разработчики по определённой форме размещали свои билды, а тестеры давали им обратную связь прямо в данном разделе или заполняли опросник от разработчика. Странно, но и это не пошло в народ. Возможно, формат был не тот, а возможно, нужно было привлечь ещё больше тестировщиков.

Разделы с обсуждениями тоже не особо работают, хоть там и до сих пор кто-то размещает вакансии или резюме. Одна из основных проблем этого устаревшего функционала ВК в том, что на обсуждения нельзя подписаться, чтобы получать уведомления о новых сообщениях. Приходится каждый раз заходить и проверять обновления. К сожалению, не удаётся собрать какой-то конкретной статистики о пользе этих обсуждений для тех, кто размещает там сообщения. Просто надеюсь, что это кому-то подарило работу мечты или отличного сотрудника. А вот чаты вполне себе рабочий инструмент для взаимодействия с аудиторией. Причём наиболее активной и лояльной её частью. Так что не забывайте о включении этого раздела на ваших страницах. И обязательно подключайте чат-боты, чтобы бороться со спамом и легче регулировать градус общения участников.

Как развивался паблик «GameDev по-русски» в VK: от 0 до 9,5 тысяч подписчиков за 3,5 года Разработка, Gamedev, Инди игра, Инди, Длиннопост

График участников за последний год

Так примерно за три с половиной года «GameDev по-русски» перевалил за 9 тысяч участников, обзавёлся связями в индустрии и помог не одному десятку разработчиков заявить о своём проекте на более широкую аудиторию. Я же за это время, помимо обретения новых друзей, знакомых и партнёров, сам успел побывать разработчиком интерфейсов, бета-тестером, SMM-специалистом и PR-менеджером, что позволило мне взглянуть на геймдев изнутри и лучше понять его и тех, кто в нём трудится. А главное — это не конец истории, а лишь её начало...

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!