BaltijosSapnaiLT

BaltijosSapnaiLT

Изучая литовский, делюсь материалами обо всем, связанном с Литвой: история, культура, архитектура, литература, фильмы, известные личности и деятели и многое другое. Максимум познавательных фактов, но без современной политики. На моем канале все статьи переведены на литовский: https://t.me/BaltijosSapnaiLT
На Пикабу
169 рейтинг 5 подписчиков 1 подписка 10 постов 0 в горячем
6

Адольфас Шапока (1906–1961) – как была написана «История Литвы»... [2 из 3]

⏳ В 1935 г Шапока был редактором основательного научного труда «Йогайла», который писал кружок молодых историков. Но самой важной работой его жизни и настоящим вызовом стала последовавшая «История Литвы», которая до сих пор не утратила своей ценности как важный памятник историографии.

🔦 По заказу Мин. образования группа молодых историков начала писать коллективную монографию от древнейших времен до установления Независимой Литвы. Это было первое профессионально подготовленное литовскими историками исследование такого масштаба.

🔦 Особое внимание ему уделял зам. министра Казимиерас Масилюнас (Kazimieras Masiliūnas, см. [3]), который сам отобрал коллектив авторов, который составляло 5 историков: Йозас Якштас (Juozas Jakštas, [4a] слева), Зянонас Ивинскис (Zenonas Ivinskis, [4b] справа), Паулюс Шляжас , (Paulius Šležas [4c]), Петрас Климас (Petras Klimas [4d]). Пятый, Адольфас Шапока [4e], кроме того что отвечал за период 1569–1795 гг., также выполнял функции редактора. Ему было вверено руководство группой, из-за его исследований в области социальной политики и культуры, а также потому, что он развивал идею Ивана Лаппо, что нельзя считать Люблинскую унию концом литовского государства.

🔦 Главной проблемой для редактора было то, что работа нескольких авторов не образовывала единое и согласованное произведение, так как историки принадлежали к разным школам и имели разные взгляды. Поэтому ему пришлось согласовывать тексты, связывать материалы хронологически и выполнять большую часть подготовительных работ.

🔦 При написании книги учитывалось два аспекта: потребности литовского общества и литовской школы. Выполнить их одновременно было нелегко. Содержание книги предназначалось для отечественного читателя, а разбивка и распределение материалов — на нужды школы: предполагалось, что под руководством учителя книгой легко смогут пользоваться и ученики.

⏳ В 1936 г после издания «История Литвы» (см. [1]) широко распространилась не только в школах, но и стала самой читаемой литовцами книгой. Это был рекордный по тем временам тираж (17 тыс. экз.) — так много печатались только молитвенники.

💡 Благодаря большой популярности этого произведения в разговорной речи даже укоренилось название «История (от) Шапоки».

🔦 Исследование было настолько важным и новаторским для историографии страны, что правительство наградило Шапоку орденом Гедимина 4 степени (см. [5]). В книге представлена модель политической истории, объективно рассмотрено создание, утверждение и развитие литовской государственности и ВКЛ, а также интеграция в западноевропейскую цивилизацию.

💡 См. отрывок из книги [6] – карта проживания литовских племена в древности до начала 13 века.

🔦 С одной стороны, руководствуясь принципом «найдем литовцев в истории Литвы», он писал независимо от русской, польской и немецкой историографий. С другой стороны, обладая аналитическим и логическим мышлением, он использовал архивные первоисточники, критически оценивая их.

🔦 Хотя сегодня эта книга подверглась бы критике за свою концепцию. Она не стала полноценным учебником для школы, так как много чего не хватало, прежде всего методических указаний: вопросов, заданий, подходящих иллюстраций, карт, которые были бы адаптированы для понимания учащимися.

⏳ В 1940 году была подготовлена исправленная и дополненная вторая редакция (во время восстановления литовского государства книга издавалась еще три раза).

💡 Поскольку «История Литвы» стала символом независимости и воспитывала гражданское сознание и национальное самосознание, в советское время она попала в запрещенный список. Тем не менее ее тайно читали, обсуждали и распространяли, даже переписывали вручную.

(продолжение следует)

P.S. Эта статья переведенная на литовский и многое другое есть на моем канале ТГ.

(здесь часть 1 из 3)

Показать полностью 9
4

Адольфас Шапока (1906–1961): историк и педагог (1 из 3)

Адольфас Шапока (Adolfas Šapoka) – плодовитый историк и педагог, наиболее известный благодаря «Истории Литвы» выпущенной в 1936 г. под его редакцией.

⏳ В 1906 г. родился в деревне недалеко от Утяна, в семье фермера (см. [1]). Его отец Йозапас в одиночку воспитывал детей, которые помогали ему с разными работами на земле. Отец, хотя был строгим и требовательным, но также пресвященным человеком, расглядел способности младшего Адольфаса и дал возможность ему получить образование. Сначала он учился в русской народной школе в Утяне, позже уже посещал литовскую среднюю школу. См. [2] в первом ряду – отец Йозас, а во втором ряду, крайний справа, среди родственников и соседей, сам Адольфас.

⏳ В 1925 г. окончив Паневежскую гимназию (см. [3a] – гимназия , [3b] – его барельеф на стене во внутреннем дворике), в Каунасе поступил на факультет гуманитарных наук Литовского университета (см. [4a] – 1-ый корпус Литовского университета, сравните с современным видом [4b], [4c] – урок черчения того времени).

⏳ В 1929 г. получил квалификацию историка, защитив дипломную работу «Гражданские ("Домашние") войны в Литве конца 17 в. и начала 18 в.».

⏳ В 1930 г. отслужив военную службу будучи аспирантом, ушел в запас в звании младшего лейтенанта.

⏳ В 1930–31 гг., получив стипендию Министерства образования, он продолжить углублять знания по истории в Праге, в университете им. Карла IV. Там он познакомился с Иваном Лаппо, российским историком, специалистом по истории Великого княжества Литовского (ВКЛ). В Праге Шапока одновременно собирал материалы по истории политики и культуры Литвы до Люблинской унии*, ее связям с Чехией.

* В 1569 г. был заключена "уния" - союз, в результате которого ВКЛ и Королевство Польское объединились в Речь Посполитую, см. [5] – Акт Люблинской унии.

⏳ В 1932–1940 гг., после обучения за границей, он стал преподавателем кафедры истории, а вскоре начал исполнять обязанности ассистента и докторанта: читал курсы по истории, проводил семинары, писал статьи для различных изданий, руководил курсовыми работами.

⏳ В 1933 г. отправился на курсы для иностранных историков, организованные Стокгольмским университетом, работал в Балтийском институте, одновременно собирая архивные материалы о Кядайнском договоре*.

* Соглашение между ВКЛ и Шведской империей, подписанное во время 2ой Северной войны в 1655 г.

🔦 Шапока был чрезвычайно трудолюбив. Публиковал научные работы, исторические исследования, статьи, рецензии на книги в журналах «Praeitis», «Senovė», «Vairas», «Židinys» ("Прошлое", "Старина, древность", "Руль, кормило", "Очаг, камин") и др. Писал статьи для "Литовской энциклопедии"*. По словам Антанаса Тила, научные труды Шапоки о Витаутасе Великом, Ягайле и политических деятелях ВКЛ конца 18 века заложили основу для их научной оценки.

* что-то вроде литовской вариации Британской энциклопедии или БСЭ.

⏳ С 1934 года активно участвовал в деятельности Литовского исторического общества (ЛИО).

🔦 ЛИО – научная организация, ядро которой составляли профессиональные историки, действовавшая в Каунасе в 1929–1940 гг., она организовывала лекции, дискуссии, налаживала международные связи, публиковала научные статьи в издании «Praeitis» и др.

💡 В то время позитивизм был самым прогрессивным направлением в европейской философии и историографии. Его представители считают историю наукой, основанной на фактах, эмпирических данных и научном методе, а не на метафизике. Они считали, что источник научного знания это опыт, а научное знание — единственная возможная форма знания, обеспечивающая прогресс человечества.

P.S. Эта статья переведенная на литовский и многое другое есть на моем канале ТГ.

Показать полностью 8
8

Антанас Грицевичюс (1877–1949): процветание в межвоенный период (2 из 2)

(здесь часть 1 из 2)

⏳ До 1922 года производственные помещения „Rūta“ были совсем небольшими, но фабрика быстро встала на ноги. Антанас был не только талантлив как кондитер, но и умел продвигать продукцию. Он уделял особое внимание рекламе, а именно: продукция часто и креативно рекламировалась в газетах Шяуляя (см. [1]) и других литовских СМИ. Вскоре ему представилась отличная возможность для пиара.

Вход на выставку с.-х. и пром-ти Литвы в Каунасе, фото со стороны нынешней Parodos g.

Вход на выставку с.-х. и пром-ти Литвы в Каунасе, фото со стороны нынешней Parodos g.

⏳ В 1922 году в Каунасе прошла первая выставка сельского хозяйства и промышленности Литвы (после чего она стала проводиться ежегодно), см. [2] – вход на выставку в Каунасе. Естественно Грицевичюс не упустил шанса принять участие, и так „Рута“ завоевала свою первую золотую медаль. На последующей выставке „Рута“ уже имела собственный павильон, см. [3]. Позже „Рута“» была награждена еще 4 золотыми медалями на отечественных выставках. Более того, ее кондитерские изделия были отмечены высшими международными наградами: в 1929 г. в Италии, в 1931 г. в Великобритании и др.

🔦 Производство быстро расширялось и росло по экспоненте, см. [4] – отдел завертки и упаковки конфет, [5] – фабрикант со своей командой руководителей. Большую часть сырья фабрика получала из-за рубежа: сахар поставлялся из Кубы и Англии, эссенции и красители – из Германии и Англии. Сироп, ягоды, масло, а позже и сахар использовались местные. Молоко предприятию продавали жители окрестностей Шяуляя. Примечательно, что Грицевичюс был вынужден закупать сахар за границей: еврейская община, видимо, желая устранить нежелательного конкурента, сговорилась не продавать ему основной ингредиент – сахар, поэтому его даже приходилось везти с самой Кубы.

⏳ В 1925 году на месте деревянного дома было построено небольшое кирпичное здание. Кондитерская мастерская превратилась в настоящую фабрику: появились два одноэтажных производственных здания с оборудованными цехами по производству шоколада, мармелада, карамели и конфет, а также были построены склады и фирменный магазинчик.

⏳ В 1928-29 годах по проекту архитектора К. Рейсона было построено новое производственное здание с помещением для магазина, см. [6a]. Именно это главное здание частично сохранилось до наших дней, см. [6b]. В проекте для производственных цехов и складов отводился второй этаж, а на первом была оборудована лавка.

🔦 Антанас был настроен патриотично в ведении бизнеса: например, в честь 20-летия Независимости Литвы были выпущены специальные одноименные конфеты, были выпуски, посвященные Йонасу Басанавичюсу (*), летчикам Дарюсу и Гиренасу (**), см. [7] и мн.др.
(*) общественный деятель конца 19 начала 20 вв, ратовавший за литовское национальное возрождение;
(**) национальные герои Литвы, выполнявшие трансатлантический перелет на самолете "Литуаника" в 1933 г. и разбившиеся при невыясненных обстоятельствах.

⏳ В 1940 году, во время Второй мировой войны, фабрика была национализирована. Грицевичюс был обвинен в растрате имущества предприятия и предстал перед судом. К счастью, после того как работников фабрики дали показания, владелец был оправдан.

🔦 В семье фабриканта было четверо детей: Антанас, Мария, Владас и Янина. Янина и Владас, уже будучи взрослыми, эмигрировали в США и Германию. Владас сделал успешную карьеру химика. Жена Юзефа и младший сын Антанас не смогли уехать на Запад и были сосланы в Сибирь, через 15 лет сын вернулся и обосновался в Каунасе. Самому Грицевичюсу и дочери Марии удалось избежать ссылки.

⏳ В 1945 году фабрика возобновила производство, но уже без владельца.

⏳ Во время Второй мировой войны город Шяуляй сильно пострадал, и история вновь повторилась: бомбы и пожар почти полностью разрушили здания кондитерской фабрики. Говорят, что во время пожара сгорело 80 тонн сахара, и горожане потом еще долго приносили домой обугленные куски сахара.

⏳ В 1993 году старые здания и права собственности были возвращены наследникам – сыну Антанасу и внучкам.

💡 Интересно, что в каждом поколении хотя бы одного мальчика называют Антанасом. Насколько известно из документов, такой традиции придерживаются уже как минимум шесть поколений. В династии сейчас даже используется такой условный код: Антанас (сам фабрикант), Антанелис (сын) и Антанюкас (внук).

P.S. Про символизм растения рута в литовской культуре

P.S. Эта статья переведенная на литовский и многое другое есть на моем канале ТГ.

Показать полностью 9
10

Антанас Грицевичюс (1877–1949): кондитер и предприниматель (1 из 2)

🍀 "Рута" (Rūta) — старейшее кондитерское предприятие в Литве, семейный бизнес, штаб-квартира которого с производственными зданиями, складами и т.п. расположены в Шяуляе, где она существует уже более ста лет. Успешную судьбу предприятия определил ее основатель, человек исключительного характера. Познакомьтесь с Антанасом Грицевичюсом (Antanas Gricevičius, см. 1а слева), которому было не занимать изобретательности и упорства.

Антанас с дочерью Марией

Антанас с дочерью Марией

Юзефа (жена) вероятно с Марией

Юзефа (жена) вероятно с Марией

⏳ А. Грицевичюс происходил из когда-то известной, но обедневшей аристократической семьи. Родословная бояр Грицевичей прослеживается с 17 в.

⏳ В 1885 году Антанас, молодой житель Шауляя приехал в Вильнюс и устроился подмастерьем на шоколадно-конфетную фабрику "Виктория" Бунемовичей, вскоре став мастером-кондитером.

🔮 В конце 19 — начале 20 века в Вильнюсе создавались и быстро развивались промышленные предприятия. В 1897 году Тобиус Бунемович (Tobijus Bunimovičius) вместе с отцом Израэлем (Izraelis) на пересечении улиц Mindaugo и Šaltinių возвели двухэтажную шоколадно-конфетную фабрику (см. 2а), куда перенесли производство из старой фабрики c улицы Plačiaja. Производимый здесь шоколад и карамель поставлялись по всей Российской империи. Поскольку у Бунемовича не было права торговать за границей, рынок сбыта был внутренним. Фабрика постоянно расширялась, завоевала 25 золотых медалей на европейских выставках, на ней трудилось около 800 наёмных работников. Это было действительно большое предприятие, а запах шоколада и карамели распространялся по улицам довольно далеко.

💡 В Вильнюсе, по адресу Gedemino pr. 2, можно увидеть сохранившийся элемент экстерьера фирменного магазина "Виктория" — поедающих шоколад медвежат (см. 2b).

⏳ В 1902 году за примерную службу А. Грицевичюс был награждён именным подарком от владельцев фабрики –серебряными, а позже и золотыми часами. В общей сложности своей первой работе он посвятил шестнадцать лет.

⏳ Работая во Вильнюсе, Грицевичюс полюбил и женился на работнице фабрики Юзефе Пяткявичюте (Juzefa Petkevičiūtė, см. 1b справа), после чего они вернулись в Шяуляй.

"Первая литовская паровая шоколадно-конфетная фабрика Бируте в Шауляе"

"Первая литовская паровая шоколадно-конфетная фабрика Бируте в Шауляе"

⏳ В 1911 году Антанас Грицевичюс вместе с Владом Вайткусом в подвале дома по адресу Dvaro g. 83 (ныне здание Шяуляйского окружного суда) основали конфетную мастерскую "Бируте" (Birutė), которая через несколько лет переросла в полноценную конфетную и шоколадную фабрику (см. 3).

Реклама, приуроченная к приближающимся новогодним праздникам: "Единственное наше стремление в том, чтобы ув. публика попробовала конфеты нашей работы. Прейскурант высылается бесплатно по требованию."

Реклама, приуроченная к приближающимся новогодним праздникам: "Единственное наше стремление в том, чтобы ув. публика попробовала конфеты нашей работы. Прейскурант высылается бесплатно по требованию."

⏳ В 1913 году Грицевичюс отделился и открыл "Руту", что потребовало много смелости и упорства, не говоря уже о вложениях. В центре Шяуляй, по адресу Tilžės g. 133, он приобрёл большой участок с деревянным домом, где появилась небольшая конфетная мастерская. По рассказам его потомков, он лично очень любил создавать рецептуры конфет: если попадалась новая конфета, он подробно изучал, из чего и как она была сделана. Появились первые рекламные объявления в газетах о новой фабрике (см. 5).

🔦 По мере расширения производства и роста спроса на конфеты появились и наёмные рабочие. Для ручного труда чаще всего нанимали женщин (см. 6a, 6b), иногда подростков. Механизации ещё не было, а зарплата была невысокой. "Рута" постепенно расширяла ассортимент сладостей — сначала мармеладные конфеты, позже появились карамельные. Производство сладостей совершенствовалось и расширялось. Косвенным подтверждением качества продукции было то, что даже встречались поддельные конфеты.

⏳ В 1915 году, по мере того как к Шяуляю приближались бои Первой мировой войны, "Рута", как и другие фабрики, приостановила деятельность, а затем всё было вовсе разрушено и разграблено.

⏳ А. Грицевичюс с семьёй уехал в Россию, хотя эвакуация с профессиональной точки зрения даже пошла ему на пользу. В городе Старая Русса, А. Грицевичюс вместе с Йонасам Бачанскисом (Jonas Bačanskis, в будущем управляющий на "Руте") и парой русских предпринимателей сумели основать временную конфетную фабрику. Позже в Санкт-Петербурге Грицевичюс окончил курсы кондитеров.

⏳ В 1917 году А. Грицевичюс с женой и первенцами Владом и Марией вернулись в Шяуляй, поселились у родственников на улице Rūdės и начали восстанавливать почти полностью разрушенную фабрику, на том же месте, где она и была. Благодаря усилиям трудолюбивого и энергичного основателя фабрика постепенно росла и расширялась. В первые годы Литовской Республики конфетная мастерская "Рута" стала одним из самых быстро восстанавливаемых городских предприятий.

(продолжение следует)

P.S. Про символизм растения рута в литовской культуре

P.S. Эта статья переведенная на литовский и многое другое есть на моем канале ТГ.

UPD:

(здесь часть 2 из 2)

Показать полностью 9
6

Рута – растение-символ для литовцев

В 1913 году Антанас Грицевичюс, опытный кондитер и будущий магнат, купил в центре Шяуляя большой участок с садом и деревянным домом, где открыл мастерскую по производству конфет. Его первым шагом было установка в небольшом деревянном здании котла для варки карамели. Сначала ему вместе с женой приходилось самим изготавливать конфеты. Уже попозже, с расширением производства и ростом спроса, появились наёмные рабочие. Спустя почти 25 лет его предприятие "Rūta" станет самым успешным кондитерским заводом в независимой Литве.

Основатель фабрики "Rūta" Антанас Грицявичус и его жена Юзефа Пяткявичуте

Основатель фабрики "Rūta" Антанас Грицявичус и его жена Юзефа Пяткявичуте

В начале 20 века в Литве много предприятий принадлежало иностранцам, но деятельный и упорный Грицявичюс, желая подчеркнуть литовскость своего производства, специально выбрал для него имя национального растения. Но почему именно рута стала особым растением для литовцев?

Как менялся логотип "Rūta" со временем

Как менялся логотип "Rūta" со временем

Рута (лат. ruta graveolens) появилась в Литве в 16 в. и изначально выращивалась в монастырях и усадьбах, только позже ее стали сажать в деревенских садах. В 18–19 вв. она стала одним важным растением в цветниках. Это многолетняя трава или вечнозелёный полукустарник имеет специфический запах, и при надлежащем уходе может радовать глаз около 20 лет. В руте содержится много эфирных масел и алкалоидов, и её лечебные свойства нашли применение в традиционной медицине.

Рута глубоко укоренилась в литовских песнях и устном народном творчестве, где она стала более популярной, чем в соседних странах. Её многочисленные упоминания встречаются в народных песнях, сутартинесах (sutartinės –разновидность лит. многоголосых песен), считалках, сказках, преданиях, загадках. В мотивах песен рута символизирует жизненную силу, беззаботность молодости и чистоту, которые сливаются в единое целое. В поэзии 20 в. рута также была популярна. Рута даже используется в качестве женского имени.

Рута была неотъемлемым символом свадеб. Она пришла на смену другим используемым на свадьбах вечнозелёным растениям, которые придавали невесте свежесть, украшали, отражали молодость, здоровье, жизненные силы. Венок из руты имел несколько символических значений: это и знак девичьей молодости, и атрибут её добродетели, чести. На свадебных обрядах невеста символически отождествлялась с этим растением – даря венок из руты, она обещала себя жениху.

С распространением христианских ценностей венок из руты приобрёл особое значение – символ чистоты и добродетели. В народных легендах появилась христианская интерпретация происхождения руты. Одна легенда гласит, что рута выросла из крови и слёз Христа, пролитых на землю во время молитвы на Элеонской (Масляничной) горе (в Иерусалиме), другая – что Иисус превратился в руту, когда его с Матерью преследовал Понтий Пилат.

Стоит отметить, что согласно древним славянским верованиям (особенно в Прикарпатье), цветок руты в ночь Ивана Купалы на несколько минут становился красным. Его называли "червона рута", и он очень похож на цветок папоротника: считалось, что девушка, сорвавшая красную руту в ночь Ивана Купалы, будет счастлива в любви.

P.S. Эта статья переведенная на литовский и многое другое есть на моем канале ТГ.

Показать полностью 4
15

Строительство оборонительной стены Вильнюса

Поскольку в начале 15 в, после исчезновения угрозы со стороны Тевтонского ордена, для Вильнюса долгое время никто не представлял большой опасности, столица Великого княжества Литовского (ВКЛ) не была окружена каменной стеной. Считалось, что для её защиты достаточно Верхнего и Нижнего замков.

Ситуация кардинально изменилась в начале 16 в, когда всё большую угрозу стали представлять соседи — усиливающийся Крымское ханство и превращающееся в новый центр восточных славян Великое княжество Московское.

💡На илл. 1а изображена реконструкция обеих крепостей. Их внешний вид можно сравнить с современным центром старого города на илл. 1б. Например, из Верхнего замка сохранилась башня Гедимина с фундаментами прилегающих стен, а одна из башен Нижнего замка стала современной колокольней кафедрального собора, кроме того, легко узнаваем дворец правителей ВКЛ.

⏳В 1503 году набег татар, достигший глубин страны за пределами Вильнюса, настолько напугал горожан, что они попросили магистрата обратиться к литовскому правителю Александру (гравюра 2) с просьбой разрешить строительство оборонительных укреплений. Великий князь Александр предоставил Вильнюсу эту привилегию в том же году. Быстрота этого решения обусловлена тем, что он уже воевал с татарами. Для ускорения работ король даже освободил горожан на один год от военной повинности.

⏳Столицу предстояло окружить стеной за счёт горожан и обустроить в ней пять ворот у важных дорог, а также там, где стена соединялась бы с Нижним замком, где располагался двор великого князя. Строить стену обязаны были все жители города. В привилегии отдельно объявлялось, что те, кто не желает участвовать в укреплении города, будут выселены за пределы стен, а их участки и дома в городе конфискованы. Те, кто из-за нехватки средств не мог строить каменные укрепления, должны были временно укрепить участок стены бревенчатыми заграждениями — частоколом. Но всё равно постоянно была нехватка денег. Строительство своими средствами поддерживал вильнюсский епископ Альберт I Табор (Albertas I Taboras), он же освятил начало строительства стены.

Черным отмечены сохранившиеся стены, ворота и башни, красным – точно известные археологами месторасположения, красным пунктиром – предполагаемые месторасположения

Черным отмечены сохранившиеся стены, ворота и башни, красным – точно известные археологами месторасположения, красным пунктиром – предполагаемые месторасположения

⏳Одним из архитекторов-строителей стены называют Миколаса Энкингера (Mykolas Enkingeris). В скорости за год был построен первый вариант стены, но окончательно все работы завершились в 1522 году. Стена (фото 4), сложенная из кирпича, на самом деле была внушительной: длина — около 3,5 км, средняя высота — около 6,5 м (местами достигала до 12 м), толщина у основания — до 1,5 м. Сверху были устроены крытые галереи для обхода часовых, в самой стене — бойницы. Стену окружали глубокие рвы, наполненные водой из ближайшего речки. Охватываемая ими площадь около 100 га — основная часть сохранившегося до сих пор Старого города. В стене было пять ворот (со временем их число удвоилось), несколько башен. На севере стена соединялась с Нижним замком, который надёжно защищал северные подступы к городу.

💡Оборонительная стена не только защищала от врагов, но и помогала поддерживать порядок, останавливая волны эпидемий, бушевавшие за городом. Если в стране начиналась чума, магистрат объявлял карантин и ограничивал контакты горожан с внешним миром.

⏳В 1648 году картограф Фридрих Гедкант (Frydrichas Gedkantas) составил план города и пригородов (фото 3), по которому мы более менее точно знаем расположение отдельных частей стены. Скорее всего, именно Гедкант спроектировал бастион, сохранившийся до наших дней, предназначенный для усиления города с восточной стороны (фото 5). Этот бастион служил средством обороны против пороховых пушек.

💡К сожалению, до наших дней сохранились только Медининкские ворота, ныне называемые воротами Аушрос / Зари (фото 6). Считается, что это произошло благодаря почитаемой католиками иконе Девы Марии. Её особый религиозный статус заставлял городскую администрацию заботиться о башне и своевременно её ремонтировать.

P.S. Эта статья переведенная на литовский и многое другое есть на моем канале ТГ.

Показать полностью 7
9

Цемах Шабад 1) Врач-гуманист, ставший прототипом Айболита

Цемах Шабад (1864–1935 гг., также Тимовей Осипович, лит. Cemachas Šabadas, пол. Cemach Szabad) — врач еврейского происхождения из Вильнюса, активный общественный деятель. Считается прототипом литературного доктора Айболита (правда высказывают сомнения по поводу правдивости этой безусловно красивой версии).

Первый раз прогуливаясь по Старому городу Вильнюса, не ожидаешь встретить уютный памятник, изображающий Шабада, разговаривающего с девочкой, которая держит в руках кота. Работа скульптора Ромуалдаса Квинтаса (лит. Romualdas Kvintas) излучает тепло и дружелюбие, и это не случайно.

⭐️ В 1930-ых годах Шабад работал в больнице, где оказывалась бесплатная помощь всем бедным и детям Вильнюса. Он понимал, что многие болезни жителей города обусловлены плохими условиями жизни и несоблюдением санитарных норм. Бедных просвещали и призывали соблюдать чистоту — проводились лекции, печатались и распространялись различные печатные издания.

⭐️ Благодаря Шабаду и возглавляемым им организациям был создан приют для сирот. Также содержались десятки школьных столовых, где питались дети из малоимущих семей.

⭐️ Успешно реализовал проект «Капля молока», предназначенный для малообеспеченных женщин с младенцами, которым бесплатно предоставлялись молоко, одежда и продукты.

Основные вехи биографии:

⏳ в 1889 г. окончил медицинский факультет Московского университета, участвовал в кружках еврейских социалистов;

⏳ в 1891 г. вместе с другими литовскими врачами отправился бороться с холерой в Тамбовской и Астраханской губерниях;

⏳ с 1894 г. жил в Вильнюсе; вернувшись, присоединился к деятельности «Bunda» (*) (идиш "Единство, союз");

(*) Всеобщий союз еврейских рабочих-социал-демократов;

⏳ в 1905 г. был арестован за политическую деятельность, полгода провёл в Лукишкской тюрьме (*), а затем был сослан за границу;

(*) Lukiškių kalėjimas - бывшая тюрьма Вильнюса, знаковое место подобно Крестам в СПб;

⏳ в 1906-1911 гг., обучаясь в университетах Вены, Гейдельберга и Берлина, продолжал заниматься медициной в Германии;

⏳ в 1912 г. получил разрешение вернуться в Литву;

⏳ в 1915 г. служил военным врачом во время Первой мировой войны;

⏳ с 1919 года был членом городской думы Вильнюса; одновременно участвовал в десятках еврейских и литвакских организаций;

⏳ В 1928-1930 годах избирался депутатом Сейма Польши (*) от Народной партии; после раскола партии был избран председателем её «литовской» части;

(*) во время Второй Польской Республики / Речи Посполитой

🪦 В 1935 году умер после того как случайно порезался во время операции и получил заражение крови; похоронен на еврейском кладбище в Ужуписе ("Заречье", район Вильнюса рядом со Старым городом).

Об уважении и любови горожан говорит тот факт, что в день похорон не работали не только еврейские магазины и организации, но и городские коммунальные службы, банки, а проститься с доктором пришло около 35 тысяч человек (при том что тогда в Вильнюсе проживало всего примерно 200 тысяч жителей).

Корней Чуковский в мемуарах вспоминал один характерный случай: «Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных…Как-то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора.»

Возможно, отсылка на похожий случай и увековечена в памятнике.

P.S. Эта статья переведенная на литовский и многое другое есть на моем канале ТГ.

P.S. Еще пару статей про этот памятник:
Памятник Айболиту в Вильнюсе
Он существует!

Показать полностью 2
7

Литовники, литвины (lietuvninkai)

Литовники – самобытная этническая группа западных литовцев, сформировавшаяся в 16 в и проживавшая в одной из провинций Восточной Пруссии.

Рис. 1 – земли проживания литовников отмечены полосками в окрестности Кёнигсберга (ныне Калининград)

Рис. 1 – земли проживания литовников отмечены полосками в окрестности Кёнигсберга (ныне Калининград)

Рис. 2 – (гравюра 1870 г.) литовники торгуют картошкой на берегу реки Преголя в Кёнигсберге;

Рис. 2 – (гравюра 1870 г.) литовники торгуют картошкой на берегу реки Преголя в Кёнигсберге;

Рис. 3 – большой герб этнографического региона Малой Литвы;

Рис. 3 – большой герб этнографического региона Малой Литвы;

Территория, на которой они проживали, называлась Прусская Литва. Затем, на рубеже 19–20 вв., распространилось название Малая Литва. Поэтому с 16 в. их еще называют прусскими литовцами, а с 19 в. – литовцами Малой Литвы, сокращенно малолитовцами (чтобы отличать от литовцев проживавших на "основных" территориях бывшего Великого княжества Литовского).

Кстати, слова литовник, литвин и литовец долгое время были синонимами. Еще в Псковских летописях 13–14 вв. для обозначения одних и тех же соседей литовцев использовалось литовники и литвины. В 1547 году в «Катехизисе» (первой книге на литовском) Мартинас Мажвидас обращается к литовникам и жямайтийцам. Здесь везде литовники – просто вариант этнонима литовцы.

P.S. Эта статья переведенная на литовский и многое другое есть на моем канале ТГ.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!