Записки со съёмочной площадки1
«Профессий много, но
Прекрасней всех кино»
«Фильм, фильм, фильм»
Миллионы людей мечтают оказаться на съёмочной площадке. И желательно сразу в главной роли. Чтобы там софиты, стильные наряды, бутафорские «винчестеры». И по одну руку Брэд Питт уважительно и немного заискивающе смотрит на героя, а по другую, к примеру, Анжелина Джоли, смотрящая уже призывно. Кому что нравится, в общем. Мотор, камера, хлопушка, «Снято!» А в будущем не столь отдаленном маняще поблескивает первый «Оскар» из череды множества наград.
На самом деле работа на съёмочной площадке – это пиздец, Адъ и содомия. Но очень демократичные Адъ и содомия: честно распределенные на всех участников процесса. И пусть никто не уйдет обиженным!
Расскажу вам о своем опыте работы на съёмочной площадке «по другую сторону экрана». Поскольку все участники процесса живы и все ещё продолжают снимать, все события вымышленные, совпадения случайные, Вселенная голограмма, скупайте золото.
Место действия: одна из бывших союзных республик.
Съемка: «реалити»-шоу (спойлер: все ситуации прописаны сценаристами, все люди подставные)
В фильме снимались: режиссер, редактор, оператор-девочка и оператор-мальчик, и, к примеру, ассистент режиссера (это я), а также актеры (меняются от серии к серии, спойлер: в некоторых сериях они снимались по два раза, потому что это было очень реалистичное реалити-шоу). И, конечно, психолог, который решал проблему героев.
Бюджет: как у солдата, хрен да лопата.
Примечание: вообще-то все нижеописанное могло бы происходить совсем по-другому, если бы заказчик шоу не был таким жлобом, а продюсер не мечтал выиграть тендер любой ценой.
Итак, добро пожаловать на съёмочную площадку! Обычно для этих целей снималась квартира. Иногда нам везло, и кто-то из героев предоставлял в распоряжение свою (спойлер: второй раз такую ошибку не повторял НИКТО). Кстати, мы почти не врали хозяевам съемных квартир, обещая, что нас да всего-то три-четыре человека будет, чесслово. Больше 10 нас там собиралось очень редко.
Локации делились на три части:
- квартира героев для основного действия;
- студия психолога, где он встречает героев и вещает за жизнь;
- кафе, детские площадки, театры и т. д. – любые локации, куда нас соглашались пустить бесплатно и не выгнать ссаными тряпками (хотя бы не сразу).
Перед нами стоит задача: за час рассказать, как герои обратились «в телевизор» с семейной проблемой, очень сложной, прямо невыносимой. Психолог даёт им разные задания, в результате которых наступает ПРОСВЕТЛЕНИЕ, и едва ли не за день герои все осознают и очень благодарят. Очень правдоподобно.
Задача усложнялась тем, что при полном отсутствии бюджета на аренду помещений, каких-то вещей (бывало, что реквизит сумками каждый из дома тащил) и даже транспорта для перевозки героев с места на место, нужно было за два дня отснять весь час передачи. Это очень мало: одна минута экранного времени могла сниматься от 10 минут до часа в самых тяжёлых случаях. Иногда везло, и сцену снимали с одного дубля, но редко.
Итак, начинаем.
Группа прибывает в квартиру. Операторы, по совместительству работающие осветителями (бюджет), расставляют осветительные приборы и матерятся, когда кто-то спотыкается о провод. Если одна из ламп упадет и разобьётся, скидываться почками придется всей группе. Редактор курит и матерится, потому что герои не всегда читают сценарий перед съемками. Или они читают, но устаревшую версию, а сценарист прислал новую за цельный час до начала съёмок. Режиссер опаздывает и матерится. Герои сидят и очень волнуются, это их первый опыт съёмок.
Спустя примерно час после того, как надо было бы начать съёмки, операторы говорят, что у них почти все готово. Иногда к этому времени даже появляется режиссер. Герои начинают понимать, что, возможно, что-то они сделали не так, согласившись. Задача редактора/ассистента в свободное время – немного прорепетировать, чтобы они не были «деревянными в кадре». (Все равно будут).
Вообще в редких случаях у нас были начинающие актеры (узнаваемых, конечно, нельзя было брать, это же реалити). С ними было легко и приятно. С людьми «с улицы» чаще всего тяжело.
Кстати, иногда это реально люди с улицы – ассистенту периодически приходилось натурально бегать на улицу и притаскивать оттуда массовку.
Как правило, девушки были более выносливыми, большинству нравится работать с камерой, и они готовы терпеть любые неудобства, будучи в центре внимания. Но проблема была, когда им нужно было изображать некрасивых, глупых, злых – все равно каждой хотелось выставить свою героиню гламурной принцессой. С мужчинами проще, они без проблем играли подлецов и злодеев, но «расшевелить» их было труднее. Ни о каком кастинге речи не шло (бюджет), так что людей подбирали по принципу «кто смелый и неопытный, айда к нам!»
Отдельная картина – психолог. Импозантный мужчина с бородой, кажется, и без соответствующего образования, он умел нести полную, абсолютную, непревзойденную хуйню так вдохновенно и выразительно, что ему как-то хотелось верить. Он задавал стиль всей комнате передаче.
Но вот камеры и свет расставлены, подобраны более-менее приличные ракурсы. Честное слово, мы догадывались, что наш готовый продукт – некая коричневая субстанция, отнюдь не пахнущая шоколадом, но все, что было в наших силах, мы старались сделать хорошо. Операторы на позициях, режиссер и редактор щемятся по углам, чтобы все видеть и не попасть в кадр, герои пытаются играть. Если все хорошо, сцена снимается за два дубля (один основной, второй технический, чтобы, если в первом что-то идёт не так, можно было смонтировать со вторым дублем). Как правило, времени нужно намного больше.
В целом съёмки в первый день занимают около 12 часов подряд. Когда редактор в очередном закутке прижимается пышной грудью к оператору, чтобы контролировать процесс и не «засветиться», оба думают об одном: «Господи, скорее бы уже сесть и что-нибудь пожрать!» Ассистент в это время бдительно следит, чтобы герои, взяв в кадре с блюда печеньку, не смели ее кусать, а положили обратно, потому что реквизита на всех не напасёсси. И вообще важно следить за тем, чтобы герои не переставляли посуду, не меняли прическу, не снимали часы – чтобы не было ляпов. И реквизит, реквизит, говорю, не жрите!
Более-менее нормальный ритм начинался после первых пары часов съёмок. К концу смены все валятся с ног. Герои понимают, что лучше бы они курили за гаражами, а не пытались стать звёздами экрана. Психолог с тоской думает, что опять ему развозить хотя бы съёмочную группу, хотя бы до метро (потому что уже ночь, мороз, а съёмки за 50 километров от города, а у группы стопицот кило тяжёлого и дорогого оборудования). Редактор и режиссер шуршат в углу сценарием, а потом очень радостно сообщают, что забыли снять сцену из самого начала истории, поэтому герои переодеваются, камеры и свет перетаскиваются в другую комнату, все выставляется заново и снимаем.
Почему их так и не убили на съёмках, хороший вопрос.
Когда, наконец, все заканчивалось, все участники процесса обычно были вымотаны до состояния полного нестояния, даже есть уже не хотелось. И все же… все же было в этом что-то особенное, обаятельное, что заставляло нас оставаться в составе команды.
Когда весь материал отснят, наступает время монтажа. Но это уже совсем другая история…
#мое #длиннопост #кино #сьемки
Видеомонтаж
926 постов5.6K подписчиков
Правила сообщества
Критикуй, мамкин оператор.