Як-40.

Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация

Когда речь заходит о самолетах гражданской авиации, обычно представляются огромные воздушные корабли, летающие по тысячекилометровым трассам. Между тем, более 40% авиапассажиров перевозится по местным воздушным линиям небольшой протяженности: 500, 300, 200, а порой и всего в несколько десятков километров. Именно для них и был создан Як-40. Як-40 - первый в России и в мире реактивный самолет МВЛ и первый пассажирский самолет ОКБ им. Яковлева. Он стал первым российским самолетом, получившим сертификат летной годности в развитых капиталистических странах. На его проектирование и постройку понадобился всего один год. 21 октября 1966 года летчик-испытатель Арсений Колосов впервые поднял самолет в воздух. Проектируя Як-40, ОКБ заложило в его конструкцию избыточный запас прочности и приспособило самолет к полетам с грунтовых аэродромов.

Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация

Як-40 - максимально простая машина, рассчитанная на наземный и летный персонал средней квалификации. За самолетом закрепились два прозвища - за "малый размер" и обильное дымление двигателей его прозвали железным окурком, а из-за высокого расхода топлива - истребителем керосина). Самолет отличается высокой надежностью и безопасностью в эксплуатации. Он может взлететь при отказе любого из трех двигателей, совершать горизонтальный полет даже на одном двигателе. На неподготовленных аэродромах работу экипажа облегчают откидной трап для пассажиров, автономное пусковое устройство, хорошая управляемость на рулежке. Размещение силовой установки в хвостовой части фюзеляжа значительно снизило уровень шума и вибраций.

Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация

Всего советская авиационная промышленность выпустила 1011 самолетов Як-40. В 1981 году прекратился их выпуск, но жизнь минилайнера на этом не закончена. 25 лет на трассах воздушного океана - это ли не подтверждение надежности конструкции, правильности технического решения сложных проблем, возникших при создании Як-40. А конструкторы и технологи Минского авиаремонтного завода ╧ 407 ГА не только вдохнули вторую жизнь в самолет, но и совместно со специалистами ОКБ создали новые модификации Як-40 - летающие лаборатории для народного хозяйства, которые в последнее время приобретают все большее значение. В нашей стране самолет Як-40 нашел самое широкое применение. К середине 70-х годов самолет полностью вытеснил с местных воздушных линий ветеранов Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Освоив полеты более чем в 300 населенных пунктов, самолеты Як-40 к 1988 году перевезли более 80 миллионов пассажиров. История самолета еще не закончена. Опыт эксплуатации Як-40 в СССР и 18 зарубежных странах показал ошибочность принятия решения о снятии его с производства.

Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация

Самолет предназначен для полетов на местных воздушных линиях протяженностью до 1500 км. Вмещает он от 27 до 32 пассажиров. Крейсерская скорость истинная - 510 км/ч. Основная идея, заложенная в конструкцию машины, - простота. Крыло имеет большую площадь - 70 м2. Это позволило отказаться от сложных многощелевых предкрылков и закрылков. В то же время сочетание такого крыла с тремя реактивными двигателями АИ-25 (тяга каждого - полторы тонны) обеспечивает высокие взлетно-посадочные характеристики. Есть и еще одно достоинство силовой установки Як-40. Средний двигатель, размещенный в фюзеляже, имеет реверс тяги - специальное устройство, изменяющее при торможении самолета направление струи выхлопных газов. Поэтому пробег машины при посадке - всего лишь 400 м. Причем реверсивные щитки - принадлежность самолета, а не двигателя. Это очень важно для унификации всех двигателей и упрощения замены среднего двигателя, если возникнет необходимость его отремонтировать. Шасси самолета оснащено мягкой амортизацией и колесами необычно большого диаметра, что уменьшает удельное давление на поверхность взлетного поля. Поэтому Як-40 спокойно взлетает и садится на грунтовых аэродромах.

Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация
Як-40. Венгрия, Як-40, Длиннопост, Самолет, Авиация

ЛТХ:

Модификация Як-40

Размах крыла, м 25.00

Длина самолета,м 20.36

Высота самолета,м 6.50

Площадь крыла,м2 70.00

Масса, кг

пустого самолета 9400

нормальная взлетная 16100

Внутреннее топливо, кг 3000

Тип двигателя 3 ТРДД Прогресс (Ивченко) АИ-25

Тяга, кН 3 х 14.71

Максимальная скорость, км/ч 600

Крейсерская скорость, км/ч 475-510

Практическая дальность, км 2000

Дальность при полной загрузке, км 800

Практический потолок, м 12300

Экипаж, чел 2-3

Полезная нагрузка: 32 пассажира или 2720 кг груза

На моих фото Як-40 из будапештского аэропарка.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу