Взлёты и падения (4)
Продолжаем читать "Взлёты и падения государств"
В очередной главе Ручир обращается к теме государства в экономике. В традиционном споре экономистов, касательно роли государства (Левиафан или Король-Философ), он явно стоит на стороне короля, или "ночного сторожа". То есть государство должно по возможности меньше вмешиваться в экономику, "разумно инвестируя и двигаясь в направлении создания предсказуемых и устойчивых правил". Иллюстрируется этот вывод большим количеством злоупотреблений, как то принуждение государственных банков и компаний к низкоприбыльной деятельности себе во вред, наращивание государственных расходов после кризиса 2008 года (обвиняются в основном развивающиеся страны, про развитые - молчок), а также слишком щедрой социалкой в таких странах, как Франция или Греция. Примеры успешной политики государства не приводятся, что, конечно, не говорит о том, что их нет.
Насколько я могу судить, "предсказуемые и устойчивые правила" должны подразумевать свободную куплю-продажу всего, в первую очередь земли, но также капитали и труда, ну и, конечно, защиту прав собственности. То есть, должен работать принцип "один доллар - один голос". Очень удобно для господ - денежных мешков, вроде работодателей Ручира, но, увы, недемократично.
Мне нравится тезис о том, что государство должно жить по средствам. Хорошо было сказано и о том, что не следует субсидировать населению энергоносители (в том числе бензин), чтобы во-первых, не поощрять расточительное использование, во-вторых, разгрузить бюджет для более важных целей, и в-третьих, не усугублять неравенство в стране (ведь бедняки и машин-то не имеют). Но с исключительной ролью "ночного сторожа" я согласиться не могу. Большинство историй успешного экономического развития было связано с активной ролью государства в экономике, и Ручиру это известно, как известно ему и о том, что до сих пор недостаточно обоснован тезис о предпочтительности снижения роли государства в экономике (замаскированной тезисом "экономическая реформа"). Но он, тем не менее, верит в то, что чем меньше госконтроля, тем лучше (ну, за исключением тех случаев, когда государство настолько слабо, что не способно поддерживать порядок в стране).
Исходя из вышеизложенной точки зрения, для оценки перспектив страны Ручир советует нам смотреть на госрасходы и их долю в ВВП, особенно куда они идут: на продуктивные инвестиции или на халявную раздачу материальных благ. Сверх того важно наблюдать на политику в отношении госпредприятий - не заставляют ли их работать себе во вред ради каких-либо далёких от экономики или показушных целей. Что ж, разумно. Всё должно быть в меру, вот только меру это трудно найти. И усложняется это тем, что времена бывают разные, и когда-то больше нужны ночные сторожа, а когда-то - левиафаны.
Читаем дальше.