395

Все виды КВ. Часть вторая: от КВ-8 до КВ-13.

Первая часть завершилась на танке с орудием ЗиС-5. Наверное, это самый привычный образ советского тяжёлого танка первой половины Великой Отечественной войны.

Рис.1: КВ-1 с дополнительными топливными баками на Пушкинской площади. Москва, 11.1941

В немецкой армии первые танки, способные противостоять КВ на равных появятся только через год. Но всё же конструкторы пытались и увеличить огневую мощь, и найти новые области применения.

Рис.2: опытный КВ-1 с длинноствольной 57 мм пушкой "проект 413" (1941)
Вариантом увеличения огневой мощи стала установка 57 мм орудия в старую башню, на лафет пушки Ф-32. Длина ствола такая же, как у пушки ЗиС-2.
Денег на разработку не выделили, проект ушёл в архив.
Не воевал.
Вариантом увеличения области применения стал огнемётный КВ-8.

Рис.3: КВ-8 вид спереди (1941)
В орудийной маске устанавливалась спарка огнемёта и 45 мм пушки 20-К в кожухе, имитирующем 76 мм пушку.  В отличие от ОТ-34 этот танк имел почти в пять раз большую ёмкость баков с огнесмесью. Выпущенные 102 штуки воевали в роте огнемётных танков.
Эти танки также получили "редизайн" крыши МТО.

Рис.4: КВ-8 №43 захваченный немцами.
Вместо полукруглой ВКД (верхней кормовой детали) стали выпускать прямую.

Кроме борьбы с пехотой, с помощью огня, конструкторы хотели направить КВ-1 на штурм ДОТов и ДЗОТов. Получился КВ-9

Рис.5 опытный образец КВ-9 (апрель 1942)
У танка была переработана крыша корпуса в основании башни. Танк был перевооружён 122 мм гаубицей У-11, которая должна была использовать снаряды от М-30. Гаубица устанавливалась в увеличенную башню с бронёй 110 мм. В отличие от КВ-2, машина этого типа должна была бороться не  только с укреплениями, но и с танками. Да и КВ-2 к этому моменту были почти все потеряны. Дошёл до принятия на вооружение: заказано 10 штук, но что-то пошло не так. Заказ не выполнен. Сведений о дальнейшей судьбе прототипа не имеется. Однако наработки по этому прототипу использовались.

Рис.6: КВ-1 модификации 1942 года, посадка десанта. Калининский фронт.
Сразу же запущена в серийное производство модификация, которая по сути являлась танком КВ-9 со стандартной пушкой ЗиС-5. Но всё же было небольшое отличие.

Рис.7: танковый полк прорыва на исходных позициях.
На фотографии 7 заметен "клин" в основании башни - дополнительная защита башенного погона. На этой же фотографии заметны танки с квадратной башней - это уже ветераны, вернувшиеся на ремонт, прошедшие модернизацию и снова готовые к бою.
Равных по броне противников у этих машин до сих пор не было.

Рис.8: Немецкая фотография подбитого КВ-1 с подписью.

Ein T-34 bei Karpowka [f.d. Q.Bosgaspeppe],  /  Т-34 из Карповки [неразборчиво]

bisher immer noch der beste Panzer der Wolf.  /  до сих пор лучший танк-волк (танк-охотник)

Если присмотреться, то можно заметить несколько крупных попаданий:
Четыре по лбу башни - два сквозных и два без пробития
одно между пулемётом и окном водителя с пробитием, с отрывом куска лобового экрана
одно непробитие в люк водителя, при этом люк оторвало.
Дырки в броне крупные относительно среза ствола. Вероятно, это работа зенитки 8,8 см.

Рис.9: Ремонт ходовой части.
Да, модификация 1942 года позволила этим танкам ещё долго оставаться ценными на поле боя. Но у танка до сих пор оставались нерешённые детские болезни с трансмиссией и двигателем.
В кратчайшие сроки была разработана новая глобальная переделка КВ-1. Разработчики двинулись срезали броню в корпусе с 75 до 60 в бортах и корме, установили новую трансмиссию, облегчённые катки (круглыми или треугольными с вырезами), облегчённые суженные гусеницы, а также новую башню.

Рис.10: боковые проекции танков КВ-1 с орудиями ЗиС-5.
Башня была не просто увеличена или утолщена в броне, она была полностью перекомпонована.

Рис.11: башни КВ-1 и КВ-1С вид сверху.
У КВ-1 командир (К) сидел справа от пушки, а заряжающий (З) - в задней части башни.
Командир был оборудован одним перископом на крыше башни. Такая компоновка имела смысл только для гаубичных САУ, чтобы дать больше места двум заряжающим (например, в СУ-152).
У КВ-1С командир был посажен назад, за наводчиком. На новом месте его ждала командирская башенка. Заряжающий занял правую половину башни, для него был сделан второй отдельный люк.
Бронирование башни составило 82/75/75. При этом не было уязвимых "уголков" в лобовой проекции.
Водитель тоже получил новые перископы.

Рис.12: КВ-1С с десантом. март 1944.
Новая коробка передач, узкие гусеницы и уменьшение брони позволили танку разгоняться до 42 км/ч вместо 35 у КВ-1. Перекомпоновка башни и новые приборы наблюдения сильно повысили обзор танка. Без получения нового вооружения и с ухудшением брони, эффективность применения танка многократно возросла, потому что возросла надёжность и удобность. Выпуск КВ-1 при этом сразу прекратился. С 1939 по 1942 их было выпущено 3200 штук на заводах в Сталинграде, Челябинске и Ленинграде.
Танков КВ-1С было выпущено 1100 штук с 1942 по 1943. С производства их сняли по причине устаревшего вооружения относительно брони Тигров и Пантер. Но это будет потом. 1943-й год для Жосефа Яковлевича Котина тоже выдался насыщенным на разработки.

Рис.13: КВ-8С
Сразу же был разработан на замену КВ-8 по понятным причинам. Было произведено 25 штук.

На новой базе тоже пытались построить штурмовой танк.
КВ-122Г (в честь Грабина) с гаубицей 122 мм С-41

Рис.14: КВ с гаубицей С-41 на испытаниях (лето 1943)
Был признан не перспективным. Проект закрыт.

По индексам КВ-10, КВ-11 информации не нашёл. И совершенно ни к месту. КВ-12.

В 1942 году на базе устаревшего КВ-1 был разработан химический танк КВ-12, который немного превосходил КВ-8 по показателям.

Рис.15: КВ-12 на испытаниях во дворе завода.
Не был принят на вооружение, чтобы не срывать темп производства КВ-8 и КВ-8С.

А теперь изюминка. Развитие идеи облегчённого до максимума тяжёлого танка.
Средний танк тяжёлого бронирования. Да, речь идёт о КВ-13.

Рис.16: опытный образец танка Т-50 кировского завода.
Фотография танка, известного широкой публике под именем Т-50-2 здесь не случайна. Это разработка Котина 1940-го года, которая так и не была принята на вооружение. Но Котин решил взять отсюда форму лба корпуса.

Рис.17: Первый образец танка КВ-13.
Отличительные черты: ходовая часть от Т-34, "своя" башня, очень гладкий переход верхней лобовой детали в среднюю.

Рис.18: Второй опытный образец КВ-13.
Отличительные черты: ходовая часть новая, хотя и разработанная на базе ходовой КВ, башня от КВ-1С с увеличенной командирской башенкой, более резкий переход ВЛД в СЛД

Рис.19: Третий опытный образец КВ-13 с башней от КВ-9.
Отличался от второго только башней.

Рис.20: первый опытный образец КВ-13 с новой ходовой частью.
Ходовая часть этого образца отличается от образцов №2 и №3. Впоследствии именно она станет применяться на танках ИС.
На заднем плане стоит второй опытный образец КВ-13 с башней КВ-1С.

Танк был крайне плотной компоновки. В длину он был на один опорный каток меньше, чем КВ-1С (пять опорных катков против шести). Он был короче, ниже, уже, легче и лучше бронирован, чем КВ-1С. Пока танк находился в доработке, на поле боя появились Тигры. Пушку потребовалось срочно менять на 85 мм Д-5Т. Тут то и сыграла свою роль плотная компоновка.
Для замены пушки танку КВ-13 нужно было расширить башню. Для этого нужно было расширить башенный погон. Для этого нужно было расширить корпус. Танк быстро набирал массу и терял подвижность, поэтому нужно было поставить более мощный двигатель, а для этого нужно было удлинить корпус. Эти все проблемы нужно было теоретически рассчитывать перед тем, как строить танк в металле.

Поэтому был предложен временный вариант. КВ-85Г (тоже в честь Грабина)

Рис.21: КВ-85Г в Кубинке (лето 1943)
Пушку С-31 калибром 85 мм производства Грабина предложили установить в стандартную башню КВ-1С. Оказалось как всегда - в башне слишком тесно. Единственный образец остался в музее. До сих пор на ходу.

Рис.22: КВ-85Г в Кубинке во время выступления.

Стоит вернуться к нашему последнему танку из серии КВ.
На поздних стадиях разработки он был уже ближе к ИС-1, чем к КВ-1С.
За основу была взята башня от КВ-1С и просто увеличена в размерах.
Но от корпуса почти ничего не осталось, он был полностью переработан.
Двигатель был установлен новый, трансмиссия досталась в наследство от КВ-1С, ходовая часть переработана. Даже гусеницы новые.

Рис.23: Вид сверху танков КВ-1С, КВ-13, ИС-1.

Новый танк был готов и планировался к запуску в серийное производство сразу же, летом 1943. Но не тут то было. Жизнь внесла свои коррективы.
Более подробно расскажу в третьей части.
Там вы найдёте информацию о КВ-85, КВ-100, КВ-122, ИС-2 и ИС-3.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества