AVSm

AVSm

Пикабушник
Дата рождения: 7 декабря
8180 рейтинг 301 подписчик 1 подписка 26 постов 10 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
21

WoT Halloween, Фрэнки и Штейн

Кампания WarGaming ввела временный развлекательный режим в связи с, вроде как, праздником.

Рис.1: плакат к игровому событиюю
Игровое событие примечательно тем, что в нём проходит тестирование сразу двух новых для "мира танков" игровых механик. Но начать я бы хотел с танков Фрэнки и Штейн.
Наверное, никто из нынешних игроков и не задумается о том, что эти танки были на самом деле.

Рис.2: Фрэнки "в ангаре".
Фрэнки (FCM F1) разрабатывался в конце 30-х годов, одновременно с СМК и Т-100.

По бронированию F1, в случае его реализации в металле, превзошел бы все танки того времени – его бортовая броня имела толщину 100 мм, а лобовая – 120 мм. Похожее по толщине бронирование имели только КВ-220 и КВ-3, которые в 1941 году в металле воплощены частично, но это совсем другая история.

От F1 был построен только деревянный полноразмерный макет. Комиссия одобрила "Фрэнки" и заказала построить 12 таких. Но все работы были прекращены, а заготовки уничтожены техническим персоналом летом 1940-го года по понятным причинам.

Рис.3: деревянный макет Фрэнки F1

Рис.4: Фрэнки в игре "Мир Танков". экранный снимок 2015 года.

Да в 2015 году и FCM F1, и Т-35, и другие появлялись на "супер-тесте", но далеко не ушли из-за отсутствия возможности управлять всеми пушками.

Второй танк развлекательного игрового режима - это Штейн (Char 2C, FCM 2C) разрабатываться начал раньше - ещё в первую мировую, для прорыва обороны в позиционной войне. К ней он не успел, однако состоял на вооружении Франции до начала второй мировой, где все эти танки были брошены и захвачены немцами.

Рис.5: Штейн в игре.
Это самый большой танк из всех, когда-либо принятых на вооружение.
По размерам этот танк обходит даже Мауса, уступая лишь Царь-танку.

Рис.6: экипаж рядом со своим танком

Рис.7: Char 2C на испытаниях у немцев.

Рис.8: Char 2C bis (уровень 5) на супер-тесте в 2015 году

Но самое интересное в хэллоуинском событии - это тестирование игровых механик, новых для "мира танков".

Первая из них - это ИИ (искусственный интеллект) в виде Левиафана - огромного многопушечного монстра, и команды его приспешников.
Для "грома войны" ИИ уже давно является частью игры - это и боты в совместных боях, и знаменитые ПВО на аэродромах. Не сказать, чтобы они были особо эффективны, но в качестве массовки они подходят идеально, увеличивая масштаб боевых действий. Будет интересно посмотреть, какую роль WG отведут искусственному интеллекту в своих проектах.

Вторя новинка для "мира танков" - это многопушечность.
Я, если честно, не понимал, как игра с таким названием может обходиться без многопушесности и многобашенности? эта вещь позволит сделать игру разнообразнее и, возможно, вдохнуть вторую жизнь в Char B1, Churchill Mk1 и другие эксперименты 30-х годов, в числе которых Т-35, СМК, Т-100, КВ-7, СТ-2, M6, M3 Lee/Grant, Wirbelwind, Maus и многие другие.
На данный момент в "мире танков", в этом режиме сделана многопушечность, мягкоговоря, не красиво, не привлекательно. Но потенциал у этих наработок, определённо, есть.
Надеюсь, что игровой режим "вторжение" является развлекательным только для игроков, а разработчики опробуют новые вещи, доработают их и введут в игру. Так однажды случилось в "Громе Войны" - на первое апреля дали игрокам попробовать Т-90 и Леопард2, а в сентябре ввели Т-64 - первый ОБТ.

Показать полностью 7
163

М24, М41, Т37, Т49, Т42, М47, Type 61

Новая часть истории истории о танках, прошу прощения у подписчиков за долгое ожидание.
Истории пишутся мною только после нахождения достаточного количества материала и наступления вдохновения до уровня эпилептического припадка.
Постараюсь кратко.
После бесконечных модернизаций М3 Стюарт до М5 и М8, американцы решили, что им нужен принципиально новый танк. Именно так появился танк с двигателем от М5 и 75 мм пушкой от Boeing B-25G.

Рис.1: М24 Chaffee (1944)
Этот танк производился серийно с 1944 по 1945 и воевал за американцев  до середины 1950-х годов, после чего 4400 штук из 4700 произведённых были проданы во французам, которые эти устаревшие танки пытались модернизировать. Так появился М24 с башней FL-10 от танка АМХ-13.

Рис.2: М24 с башней FL-10 (1952)
Идея была заманчивой, ведь французская 75 мм пушка была создана на базе немецкой PaK-40, да ещё и обладала барабанной автоматической системой.
был построен 1 экземпляр. Подобная модификация места в жизни не нашла. Причин было две - необходимость в противопехотной, а не противотанковой машине, а так же необходимость подобной машины выхода из боя на время перезарядки барабанов. Поэтому массовой стала обратная модификация - АМХ-13 с башней М24

Рис.3: АМХ-13 с башней от М24 (1959)
Фотографий много, а вот информации мало. Встречается под обозначением AMX-13 DTT. Была произведена 1 серийная партия для участия в Алжирской войне, после этого работали в качестве учебных до полного физического износа. Но это совсем другая история.
На замену проданным М24 у американцев на вооружение встали М41 Walker Bulldog, но не сразу. Сначала был опытный образец Т37, который разительно отличался от "оригинала".

Рис.4: Т37 (1949)
Полностью переработанный танк, произведено три единицы - "первой" фазы, а также "второй" и "третьей".
На рисунках четвёртом (выше) и пятом (ниже) представлен именно первой фазы, его отличительная черта - пулемёты по бокам башни. "Т37 второй фазы" был позже переименован в Т41, отличался от оригинала переработанной уменьшенной башней без боковых пулемётов и более мощной пушкой, а "Т37 третьей фазы" отличался от второго образца автоматом заряжания, образец которого даже не был построен.
Из-за начала войны в Корее, все работы были свёрнуты, а на вооружение принят танк наиболее близкий к завершению - Т41, он же М41.

Рис.5. Т37 в музее.

Что же касается следующего танка в моём повествовании? Этот танк, как блоха, разлетелся по миру, по двадцати восьми странам, имевших и имеющих его на вооружении до сих пор, самые известные из которых - это Германия, Великобритания, Дания, Франция, Япония и Китай.

Рис.6: М41 (1951)
Главный герой сегодняшнего повествования, рассказать о котором особо и нечего - такова уж история его применения. Во время вьетнамской войны был признан "не очень удачным": не умел плавать относительно ПТ-76 и был почти полностью бессильным, относительно советского Т-54.

Рис.7: подбитый М41 во Вьетнаме
Эти танки до сих пор встречаются, и не только в музеях.

Произведённые 3700 штук были оперативно распроданы всем, кому попало. А то, что продать не удалось, использовалось для создания САУ и ЗСУ.

Одной из таких стала ЗСУ М42 Duster.

Рис.8: ЗСУ М42 Duster (1951)
Установка спаренных автоматических пушек 40 мм на шасси М41 разрабатывалась на замену М19 - аналогичной установки на шасси М24. История её не такая печальная, и закончилась аж в 1991 году.
Как и АМХ-13 DTT, ещё одним ответвлением в истории будет Тип 64.

Рис.9: Type 64 (1975)
Всего было построено 39 машин, пушка тайваньская 76 мм с современной электроникой в башне от М18 Hellcat на корпусе от вышеупомянутой М42.
Возвращаясь к истории развития событий - американцам захотелось построить свой плавающий танк в ответ на ПТ-76. И был разработан принципиально новый М551 Sheridan.

Рис.10: М551 (1963)

Танк этот задумывался как авиадесантный плавающий, поэтому был максимально облегчён: алюминиевый корпус, широкое применение пластмасс. Вооружение - с оглядкой на будущее 152 мм гладкоствольное орудие.
До сих пор остаётся в небольшом количестве на вооружении США, так как замены ему, авиадесантному, разработано не было.
Однако перед этим были попытки увеличения огневой мощи М41. Поэтому был разработан Т49.

Рис.11: Т49Е5 (1955)
Корпус - от М41, башня от экспериментального ХМ551. Один экземпляр, который использовался в основном для тестирования орудия и башни. На вооружение не принимался.
Был ещё и более интересный Т49Е1.

Рис.11: Т49Е1 (1955)

По своей сути - это М41 с увеличенной башней и втиснутой туда 90 мм пушкой. Интереса к нему военные не проявили, хотя в целом танк отвечал требованиям. Как это? отвечал требованиям и принят на вооружение не был? До этого всё казалось более и менее логичным. Мы прошли с 1944 по 1963 год и наблюдали постепенное увеличение огневой мощи, которой всё время не хватало. А тут всё устраивает и мимо.
Этому однако, есть свои причины. Почти сразу после принятия М41, на его базе был разработан Т42.

Рис.12: Т42 (1952)
Т42 трёхлетней давности был таким же проектом, как и Т49Е1: корпус от М41 с новой башней и орудием 90 мм. Идея Т42 была признана удачной, а вот исполнение - нет. В целом, проект Т42 повторил судьбу КВ-13: новое орудие потребовало новой башни, которая потребовала новый корпус, которые потребовали усиления ходовой и более мощного двигателя с итоговым переходом в более тяжёлый класс. Только вот КВ-13 перешёл из класса средних в класс тяжёлых (ИС-1), а Т42 перешёл из класса лёгких в класс средних (М47).
Из-за спешки с корейской войной, конструкторы решили поставить башню Т42 на уже готовый корпус от М46 с пушкой 90 мм от него же в качестве временной меры.

Рис.13: М46Е1 (1952)
Экранный снимок из игры "World of Tanks". Пилотная серия называлась именно так, возможно из-за того, что нового здесь только башня.

Рис.13: М47.
Корпус по сути старый, но увеличены углы наклона лобовой брони. Пушка новая 90 мм М36 вместо 90 мм М3.
Т42 являлся первой модификацией танка Т41 (М41) и единственной более-менее удачной.
Танков М47 было произведено почти 9 тысяч штук - это много, это на 1000 меньше, чем "чафиков", "бульдогов" и "шериданов" вместе взятых.
М47 как и бульдог оставил след в истории. Числился на вооружении 22-х стран и до сих пор остаётся на вооружении некоторых из них. Имеет множество модификаций, в том числе перевооружение на 90 мм пушку М41 (как у танка М48) и 105 мм пушку L7.

Рис.14: М47 со 105 мм пушкой L7.


М47 стал последним в линии развития от М4 до М46.

М47 стал последним гвоздём в крышку гроба АМХ-50В.

М47 стал последним американским танком в Японии.
Первые две темы очень долгие и стоят отдельных постов, а вот третью можно затронуть.
Восставшие из пепла нищенствующие и недоедающие в детстве японцы, получались намного меньше ростом и физически слабее американцев, поэтому все их танки были неудобны в использовании. К тому же тяжёлые М4А3Е8 и М47 вязли в мягком грунте, не могли проехать по местным мостам и не помещались в железнодорожные туннели. Именно поэтому, на основе М47 японцами был разработан свой танк с учётом перечисленных факторов.

Рис.15: ST-A1.
Первый прототип. Гусеницы стандартные НАТОвские, пушка американская 90 мм М3, остальное своё. Трансмиссия почему-то спереди. 7 опорных катков. Отправился на доработку.

Рис.16: ST-A2
Башня и пушка прежние, корпус полностью переработан и укорочен на полметра. 6 опорных катков. В целом одобрен, отправлен на доработку.

Рис.17: ST-A3 (1962).
Много мелких доработок, в том числе замена пушки на 90 мм М41 (как на поздних танках М47 и М48). Состоял на вооружении японской императорской армии под обозначением Тип 61 с 1962 по 2000 год.

Рис.18: Type 61.
На смену ST-A3 пришёл ST-B1, который был полностью переработан и принят на вооружение японской армии под обозначением Type 74. Эти танки применялись в качестве бульдозеров для расчистки территории вокруг Фукусимы, в прочем, это уже совсем другая история.
Таким образом хочу завершить рассказ о танке М41 Walker Bulldog и обо всех танках, с ним хоть как-то связанных.

Показать полностью 23
395

Все виды КВ. Часть вторая: от КВ-8 до КВ-13.

Первая часть завершилась на танке с орудием ЗиС-5. Наверное, это самый привычный образ советского тяжёлого танка первой половины Великой Отечественной войны.

Рис.1: КВ-1 с дополнительными топливными баками на Пушкинской площади. Москва, 11.1941

В немецкой армии первые танки, способные противостоять КВ на равных появятся только через год. Но всё же конструкторы пытались и увеличить огневую мощь, и найти новые области применения.

Рис.2: опытный КВ-1 с длинноствольной 57 мм пушкой "проект 413" (1941)
Вариантом увеличения огневой мощи стала установка 57 мм орудия в старую башню, на лафет пушки Ф-32. Длина ствола такая же, как у пушки ЗиС-2.
Денег на разработку не выделили, проект ушёл в архив.
Не воевал.
Вариантом увеличения области применения стал огнемётный КВ-8.

Рис.3: КВ-8 вид спереди (1941)
В орудийной маске устанавливалась спарка огнемёта и 45 мм пушки 20-К в кожухе, имитирующем 76 мм пушку.  В отличие от ОТ-34 этот танк имел почти в пять раз большую ёмкость баков с огнесмесью. Выпущенные 102 штуки воевали в роте огнемётных танков.
Эти танки также получили "редизайн" крыши МТО.

Рис.4: КВ-8 №43 захваченный немцами.
Вместо полукруглой ВКД (верхней кормовой детали) стали выпускать прямую.

Кроме борьбы с пехотой, с помощью огня, конструкторы хотели направить КВ-1 на штурм ДОТов и ДЗОТов. Получился КВ-9

Рис.5 опытный образец КВ-9 (апрель 1942)
У танка была переработана крыша корпуса в основании башни. Танк был перевооружён 122 мм гаубицей У-11, которая должна была использовать снаряды от М-30. Гаубица устанавливалась в увеличенную башню с бронёй 110 мм. В отличие от КВ-2, машина этого типа должна была бороться не  только с укреплениями, но и с танками. Да и КВ-2 к этому моменту были почти все потеряны. Дошёл до принятия на вооружение: заказано 10 штук, но что-то пошло не так. Заказ не выполнен. Сведений о дальнейшей судьбе прототипа не имеется. Однако наработки по этому прототипу использовались.

Рис.6: КВ-1 модификации 1942 года, посадка десанта. Калининский фронт.
Сразу же запущена в серийное производство модификация, которая по сути являлась танком КВ-9 со стандартной пушкой ЗиС-5. Но всё же было небольшое отличие.

Рис.7: танковый полк прорыва на исходных позициях.
На фотографии 7 заметен "клин" в основании башни - дополнительная защита башенного погона. На этой же фотографии заметны танки с квадратной башней - это уже ветераны, вернувшиеся на ремонт, прошедшие модернизацию и снова готовые к бою.
Равных по броне противников у этих машин до сих пор не было.

Рис.8: Немецкая фотография подбитого КВ-1 с подписью.

Ein T-34 bei Karpowka [f.d. Q.Bosgaspeppe],  /  Т-34 из Карповки [неразборчиво]

bisher immer noch der beste Panzer der Wolf.  /  до сих пор лучший танк-волк (танк-охотник)

Если присмотреться, то можно заметить несколько крупных попаданий:
Четыре по лбу башни - два сквозных и два без пробития
одно между пулемётом и окном водителя с пробитием, с отрывом куска лобового экрана
одно непробитие в люк водителя, при этом люк оторвало.
Дырки в броне крупные относительно среза ствола. Вероятно, это работа зенитки 8,8 см.

Рис.9: Ремонт ходовой части.
Да, модификация 1942 года позволила этим танкам ещё долго оставаться ценными на поле боя. Но у танка до сих пор оставались нерешённые детские болезни с трансмиссией и двигателем.
В кратчайшие сроки была разработана новая глобальная переделка КВ-1. Разработчики двинулись срезали броню в корпусе с 75 до 60 в бортах и корме, установили новую трансмиссию, облегчённые катки (круглыми или треугольными с вырезами), облегчённые суженные гусеницы, а также новую башню.

Рис.10: боковые проекции танков КВ-1 с орудиями ЗиС-5.
Башня была не просто увеличена или утолщена в броне, она была полностью перекомпонована.

Рис.11: башни КВ-1 и КВ-1С вид сверху.
У КВ-1 командир (К) сидел справа от пушки, а заряжающий (З) - в задней части башни.
Командир был оборудован одним перископом на крыше башни. Такая компоновка имела смысл только для гаубичных САУ, чтобы дать больше места двум заряжающим (например, в СУ-152).
У КВ-1С командир был посажен назад, за наводчиком. На новом месте его ждала командирская башенка. Заряжающий занял правую половину башни, для него был сделан второй отдельный люк.
Бронирование башни составило 82/75/75. При этом не было уязвимых "уголков" в лобовой проекции.
Водитель тоже получил новые перископы.

Рис.12: КВ-1С с десантом. март 1944.
Новая коробка передач, узкие гусеницы и уменьшение брони позволили танку разгоняться до 42 км/ч вместо 35 у КВ-1. Перекомпоновка башни и новые приборы наблюдения сильно повысили обзор танка. Без получения нового вооружения и с ухудшением брони, эффективность применения танка многократно возросла, потому что возросла надёжность и удобность. Выпуск КВ-1 при этом сразу прекратился. С 1939 по 1942 их было выпущено 3200 штук на заводах в Сталинграде, Челябинске и Ленинграде.
Танков КВ-1С было выпущено 1100 штук с 1942 по 1943. С производства их сняли по причине устаревшего вооружения относительно брони Тигров и Пантер. Но это будет потом. 1943-й год для Жосефа Яковлевича Котина тоже выдался насыщенным на разработки.

Рис.13: КВ-8С
Сразу же был разработан на замену КВ-8 по понятным причинам. Было произведено 25 штук.

На новой базе тоже пытались построить штурмовой танк.
КВ-122Г (в честь Грабина) с гаубицей 122 мм С-41

Рис.14: КВ с гаубицей С-41 на испытаниях (лето 1943)
Был признан не перспективным. Проект закрыт.

По индексам КВ-10, КВ-11 информации не нашёл. И совершенно ни к месту. КВ-12.

В 1942 году на базе устаревшего КВ-1 был разработан химический танк КВ-12, который немного превосходил КВ-8 по показателям.

Рис.15: КВ-12 на испытаниях во дворе завода.
Не был принят на вооружение, чтобы не срывать темп производства КВ-8 и КВ-8С.

А теперь изюминка. Развитие идеи облегчённого до максимума тяжёлого танка.
Средний танк тяжёлого бронирования. Да, речь идёт о КВ-13.

Рис.16: опытный образец танка Т-50 кировского завода.
Фотография танка, известного широкой публике под именем Т-50-2 здесь не случайна. Это разработка Котина 1940-го года, которая так и не была принята на вооружение. Но Котин решил взять отсюда форму лба корпуса.

Рис.17: Первый образец танка КВ-13.
Отличительные черты: ходовая часть от Т-34, "своя" башня, очень гладкий переход верхней лобовой детали в среднюю.

Рис.18: Второй опытный образец КВ-13.
Отличительные черты: ходовая часть новая, хотя и разработанная на базе ходовой КВ, башня от КВ-1С с увеличенной командирской башенкой, более резкий переход ВЛД в СЛД

Рис.19: Третий опытный образец КВ-13 с башней от КВ-9.
Отличался от второго только башней.

Рис.20: первый опытный образец КВ-13 с новой ходовой частью.
Ходовая часть этого образца отличается от образцов №2 и №3. Впоследствии именно она станет применяться на танках ИС.
На заднем плане стоит второй опытный образец КВ-13 с башней КВ-1С.

Танк был крайне плотной компоновки. В длину он был на один опорный каток меньше, чем КВ-1С (пять опорных катков против шести). Он был короче, ниже, уже, легче и лучше бронирован, чем КВ-1С. Пока танк находился в доработке, на поле боя появились Тигры. Пушку потребовалось срочно менять на 85 мм Д-5Т. Тут то и сыграла свою роль плотная компоновка.
Для замены пушки танку КВ-13 нужно было расширить башню. Для этого нужно было расширить башенный погон. Для этого нужно было расширить корпус. Танк быстро набирал массу и терял подвижность, поэтому нужно было поставить более мощный двигатель, а для этого нужно было удлинить корпус. Эти все проблемы нужно было теоретически рассчитывать перед тем, как строить танк в металле.

Поэтому был предложен временный вариант. КВ-85Г (тоже в честь Грабина)

Рис.21: КВ-85Г в Кубинке (лето 1943)
Пушку С-31 калибром 85 мм производства Грабина предложили установить в стандартную башню КВ-1С. Оказалось как всегда - в башне слишком тесно. Единственный образец остался в музее. До сих пор на ходу.

Рис.22: КВ-85Г в Кубинке во время выступления.

Стоит вернуться к нашему последнему танку из серии КВ.
На поздних стадиях разработки он был уже ближе к ИС-1, чем к КВ-1С.
За основу была взята башня от КВ-1С и просто увеличена в размерах.
Но от корпуса почти ничего не осталось, он был полностью переработан.
Двигатель был установлен новый, трансмиссия досталась в наследство от КВ-1С, ходовая часть переработана. Даже гусеницы новые.

Рис.23: Вид сверху танков КВ-1С, КВ-13, ИС-1.

Новый танк был готов и планировался к запуску в серийное производство сразу же, летом 1943. Но не тут то было. Жизнь внесла свои коррективы.
Более подробно расскажу в третьей части.
Там вы найдёте информацию о КВ-85, КВ-100, КВ-122, ИС-2 и ИС-3.

Показать полностью 24
328

Все виды КВ. Часть первая: от КВ-1 до КВ-7.

Решил, "не отходя от кассы" создать второй пост.
Изначально получалась гегемония, распухшая от текста. Которую я позже решил поудалять всю, выдерживая формат "больше картинок, меньше текста"
Информация здесь есть о мало известных танках и их тонкостях а также есть и информация, исковерканная всем знаменитой игрой про танки.
На замену Т-35
История эта началась в 1937 году, когда появилось поручение разработать новый многобашенный или многопушечный танк на замену Т-35.
Вариантов Т-100 и СМК было много, в том числе трёх башенные вооружённые разными пушками и гаубицами. Подробно об этом я писать здесь не буду.
Заданием было построить танк с круговым бронированием 60 мм и основной пушкой Л-10.

Сразу стоит отметить, что оба танка не выполнили требование ограничения по массе в 50 тонн. Т-100 набрал 58 тонн, а СМК - 55 тонн.
Забавно - более бронированный танк с более мощной пушкой весит меньше. Котин решил развивать идею маленького бронированного танка. Новый образец был назван в честь Клима Ворошилова.
Укороченный СМК

Рис.3: КВ опытный.
Первым делом у СМК отняли дополнительную семитонную башню с 45 мм пушкой. Это позволило сократить длину корпуса. Чтобы уменьшить высоту моторного отсека, было решено использовать более слабый мотор: М-17Т на 500 л.с. вместо М-34 на 850.
У КВ было две соосные пушки 45 мм 20-К и 76 мм Л-11. Танк весил 45 тонн и уже укладывался в требование по массе, при этом удовлетворял требование по орудию и перевыполнял требование по бронированию.
Опытные образцы Т-100, СМК и КВ воевали в 1939 году в русско-финской войне.

Судьба этих машин печальна. СМК подорвался на фугасе, а после пяти часов попыток ремонта и эвакуации, был взорван и брошен. Об истории Т-100 и КВ информации нет, кроме того, что у Т-100 были постоянные проблемы с двигателем, тормозами и трансмиссией, а у КВ был один раз прострелен ствол, и кто-то из них получил 14 попаданий без урона. Но в итоге посчитали нецелесообразным принимать на вооружение большие, неповоротливые и слабо бронированные (относительно КВ) Т-100 и СМК. Создатели Т-100 пытались отстоять свой танк, в том числе, разработав проекты Т-100X, Т-100Y, Т-100Z. Второй из них дожил в музее до наших дней и более известен под именем СУ-100Y, но это уже совсем другая история.
Возвращаемся к КВ.
Чуть ли не сразу запущен в серийное производство и первое время воевал в своём первозданном виде, только с одной пушкой.
КВ ранних выпусков. Отличительные черты: круглая башня с вертикальным швом заклёпок, как у опытного КВ и СМК, а также отсутствие пулемёта у радиста.

Рис.6: КВ-1 брошенный в деревне (1941)
Бронирование этой башни составляло 60 мм. Пушка Л-11. Двигатель В-2К.
На фотографии ниже заметны полукруглые кожухи воздухозаборников, защищающих от осколков. Позже их перестали ставить из-за бесполезности. На танке уже установлена новая пушка Ф-32, ствол которой был укорочен из-за опасения утыкания в грунт. Новая пушка была удобнее в обращении и обслуживании, при сборке/разборке.

Рис.7: осмотр брошенного КВ-1.

В 1941 году уцелевшие танки проходили ремонт и модернизацию на ЛКЗ.

Рис.8: Ленинградский Кировский Завод
На заднем плане танк ещё с круглой башней, двое на переднем плане уже получили новые квадратные башни с бронированием, усиленным до 75 мм по всем сторонам. Из-за нехватки В-2К, стали устанавливать М-17Т.
Но это было далеко не последнее утолщение КВ-1. Война с финнами продолжалась, немцы подходили к Ленинграду.
Уничтожитель дотов. КВ с большой башней

Изобретался специально для уничтожения ДОТов в русско-финской войне, на которую не попал. Зато сыграл важную (особенно психологическую) роль во время ВОв.

Изначально на танке предполагалось использовать закрывашку для ствола (чтобы грязь не попадала).

Танк дважды рекордсмен.

1) сконструирован за две недели (а не за 3-4 года). Корпус взят готовый от КВ-1, гаубица М-10Т готовая от Т-100Z.
2) Единственный в мире серийно выпускавшийся танк с 152 мм гаубицей во вращающейся башне.
На фото ниже основная башня от опытного Т-100Z с гаубицей М-10Т

На фотографии ниже КВ-2 с пониженой башней (МТ-2), захваченный американцами у немцев во Франции.

Больше брони. Т-150

Работы по модернизации КВ начались сразу, в 1939 году. Многие из них были закрыты в 1941 году из-за начала войны, когда все силы были брошены на выпуск уже имеющегося.

Т-150 стал единственным проектом, который удалось завершить до начала ВОв.

Пушка Ф-32, броня увеличена с 75 до 90 мм по кругу за счёт уменьшения внутреннего пространства. Единственное внешнее отличие от КВ-1 - это командирская башенка. Был отдан в армию, воевал. От увеличения массы проблем с поломкой трансмиссии и перегревом двигателя стало ещё больше. Проект развитие получил, но в другую сторону - стали утолщать броню обычным КВ.
КВ-1Э

Утолщение брони, но не такое радикальное, как у КВ-150/Т-150.
Это были и танки прошедшие модернизацию, и изначально построенные экранированными.

На фото ниже танк после модернизации, так как нет экранов на борту корпуса.

Рис.9: КВ-1Э "Победа будет за нами!"
Экраны толщиной 25 мм приваривались к ВЛД и НЛД, а также с помощью болтов крепились на расстоянии от бортов башни и корпуса.

Рис.10: кадр из игры WarThunder.
Передние экраны  имеют вырезы под буксировочные петли, окно водителя, пулемёт и смотровой перископ водителя. Экраны на борту башни имеют вырез под смотровое окно и бойницу для пистолета.
Экраны на борту корпуса (снизу) крепятся между поддерживающими катками.
КВ-1Э использовались ограниченно вплоть до 1943 года. Оказали большое влияние на оборону Ленинграда, где являлись неуязвимыми крепостями.
Ещё больше брони. Т-220, КВ-3
Два почти законченых похожих проекта проекта. Корпуса одинаковые, с разным бронированием. Двигатель В-2СН на 850 л.с турбированный.

на фото выше КВ-220, форма которого башни напоминает башню КВ-2.
Бронирование корпуса и башни вкруговую 100 мм.  Пушка 85 мм Ф-30.

Во время испытаний (брезент в целях маскировки) была сломана пушка (низкая надёжность). Замены пушки так и не дождался. Родная башня была заменена на башню от КВ-1.

Обратите внимание на 7 опорных катков. В таком виде, с надписью "За Родину!" танк был отправлен на фронт, где был уничтожен прямым попаданием 150 мм снаряда.
По танку КВ-3 дела шли хуже. Был изготовлен только деревянный макет.

Пока не началась война, его собирались строить в железе. Бронирование корпуса 120/90/90. 107 мм пушку ЗиС-6 испытывали специально для него, только в башне КВ-2

Проект КВ-3 был закрыт из-за начала ВОв.
По проекту КВ-4 нет даже единого чертежа, рассматривать не буду.
Проект КВ-5 - еще одна глобальная модернизация КВ-1 с пушкой ЗиС-6

Башня похожа на раннюю башню КВ-2 (МТ-1), пушка 107 мм ЗиС-6, две башенки с пулемётами, башенки для водителя и командира, два двигателя В-2К.
Лобовая броня, ориентировочно 170 мм. Был только на бумаге.
КВ-6

Модификация КВ-1, отличающаяся установкой огнемёта рядом водителем.
Чаще всего экипаж убирал огнмёт и заваривал отверстие во лбу (опасаясь взрыва), как на фотографии ниже. Место огнемёта закрывает пластина.

В интернете чаще всего указывается как "огнемётный КВ-1". К сожалению, ни одной фотографии КВ-6 в руках советских солдат не нашёл - либо подбитый, либо трофейный. Тяжёлым был год 41-ый, не до фотографий нашим было.

Новый длинный ствол. Ф-34 и ЗиС-5
Вместо башни установлена неподвижная рубка с более мощной 76 мм пушкой Ф-34 и двумя 45 мм пушками 20-К - САУ КВ-7

Обслуживание трёх пушек посчитали затруднительным, а 45 мм пушки - слабыми, поэтому был предложен второй вариант - с двумя пушками Ф-34

САУ осталась на заводе. Пушку Ф-34 решили установить в башню обычного КВ-1. Наработки по этой САУ использовались при создании КВ-14/СУ-152.
Впервые в мире на танк установлено длинноствольное орудие (выступающее за пределы корпуса). Это спровоцировало создание PzKpfw IV ausf F2

Помимо орудия ЗиС-5 на танки была продолжена установка экранов на ВЛД и НЛД.
У Тигра лобовая броня была 100 мм под углом 8 градусов к вертикали, что давало примерно 105 мм приведённой брони. У КВ-1 было 75 + 25 = 100 мм  под углом 30 градусов к вертикали, что давало примерно 130 мм "приведёнки".
Таким образом лобовая броня КВ-1 была толще, чем у знаменитого тигра, до появления которого оставалось почти два года.
Проблемы с трансмиссией никуда не делись,

На этом первая часть кончается, потому что опять картинки не влезают. Во второй части расскажу про модернизацию КВ-1 1942 года, КВ-8, КВ-9, КВ-12, КВ-1К, КВ-1С, КВ-122Г. Возможно, задену КВ-13, КВ-85, КВ-100, КВ-122

Показать полностью 25
422

Все виды Т-34. Часть 2: с 1944 до 1945

Первая часть завершилась на опытном Т-34-85 с 85 мм пушкой ЛБ-1, в которой комиссию не устроил затвор. Поэтому её заменили на С-53 с более компактным казёнником - это позволило поместить внутрь башни ещё одного долгожданного пятого танкиста, чтобы разделить обязанности командира и наводчика. Жизнь заряжающему облегчило расположение боекопмлекта первой очереди в башне, а не под полом (как раньше). У самой башни появился полик, который вращался вместе с башней, что тоже сильно упростило жизнь вечно стоящему заряжающему. Под пушкой появился гильзоулавливатель. Вентиляция была значительно улучшена.
С-53 принималась на вооружение в такой спешке, что полигонные испытания продолжались даже после запуска серийного производства.
И вскоре обнаружились дефекты в противооткатных устройствах. Поэтому пушка была сразу же модернизирована и получила новое обозначение ЗиС-С-53.

Рис.26: Орудийные маски - одна из отличительных особенностей Т-34-85


Помимо новой башни, был переделан и корпус. Изменения вносились и после войны. Установлены расширительные рёбра на корпусе под башней, убрана передняя рейка на стыке ВЛД и НЛД, изменена трансмиссия и ведущее колесо, танк получил гусеницы с новыми грунтозацепами.

Рис.27: Т-34-85 Польской армии
В таком виде танк воевал до конца войны, но на этом его жизнь не остановилась.
Изначально конструкторы хотели вернуться к усилению бронирования ВЛД до 75 мм.
Так появился Т-34-85М в 1944 году.

Рис.28: Т-34-85М (1944)
Внешне он отличался и формой кормы. Это "Жжж" неспроста! Топливные баки были убраны из боевого отделения и собраны сзади в одном месте, что и обуславливает новую форму корпуса. Такая модернизация очень сильно бы повысила выживаемость танков Т-34. Этот образец до последнего пытался конкурировать со всеми, даже с Т-44. От Т-34-85М  отказывались со слезами на глазах. А всё из-за одной детской болезни Т-34, о которой я расскажу в конце, после этих самых конкурентов.


Т-34-100 - новые танцы с бубнами. (1945)

Весной 1945 года, не дожидаясь конца войны продолжают появляться проекты увеличения огневой мощи легендарного танка. Да, да. Танк опять получил расширенную башню на увеличенном уже за пределы корпуса башенном погоне и опять получил более мощную пушку.

Рис.30: Т-34-100 с пушкой ЛБ-1 (не путать с 85 мм пушкой ЛБ-1) в серийной башне.
Испытания показали удовлетворительную работу пушки, но тесноту стандартной башни.

Рис.31: Т-34-100 с 100 мм пушкой ЛБ-1 в расширенной башне. (1945)
Видны закругления на бортах и лбу корпуса, чтобы вместить новый башенный погон.
От стрелка-радиста отказались, чтобы хоть как-то сэкономить безобразно возросшую массу.

Рис.32: Т-34-100 с 100 мм пушкой ЛБ-1 в расширенной башне.
Этот танк несколько дней проходил испытания с пушкой ЛБ-1, а потом с пушкой Д-10Т.
Не воевал.

Теперь к зарубежу:
Vozilo A

Рис.33: схема югославской модернизации.
Изменена форма корпуса и башни. Броня корпуса увеличена с 45 до 50 мм. Броня лба башни увеличена с 90 до 100 мм. Пушка родная, но с новым дульным тормозом.

М636

Рис.44: деревянный макет югославского танка М636
Заметны знакомые всем гусеницы и гнездо пулемёта - это всё, что осталось от Т-34.
Бронирование хорошенько усилено, установлена новая 90 мм пушка и новый двигатель.
Не принят на вооружение из-за морального устаревания, относительно Т-54.

Египетские Т-34-100 и Т-34-122

Рис.45: Т-34-100 (слева) и Т-34-122 (справа)
Кустовая модернизация по установке 100 мм пушки БС-3 и 122 мм гаубицы Д-30 (Д-30А) в башню Т-34-85. Да, предварительно из башни удаляются 85 мм пушка, крыша и другое.
Устанавливаются эти пушки гаубицы вместе "со всем мясом".

Рис.46: Т-34-122
Были перестроены египтянами специально для шестидневной войны, в которой и участвовали против еврейских Паттонов.

Т-44 и итоги

Рис.47: Т-44 вид сбоку
Неожиданно найти решение проблемы перегруженной "передницы" удалось в "заднице". Древние пружины наконец-то были заменены на торсионы, Двигатель был поставлен поперёк корпуса - это стало возможно из-за установки новой трансмиссии, как у переднеприводного автомобиля. Моторно-трансмиссионная группа стала кучнее - это позволило освободить место в середине танка и сдвинуть назад башню. Именно сдвиг башни назад разгрузил передние катки и позволил усилить бронирование корпуса с 45 до 90 мм и башни с 90 до 120 мм. Высота корпуса уменьшилась из-за увеличения угла развала блоков цилиндров.
Т-44 стал точкой в истории Т-34.

И всё же, чем после всего этого является Т-34? Мне кажется ,что сейчас уже для большинства из нас "Т-34-85" - это просто слова, за которыми ничего не стоит, кроме силуэта танка. Большинство даже не представляет внутренностей танка, что там сидят люди. Я бы сказал, что это хорошо - не знать войн и орудий убийств.

Но мы живём не в то время, поэтому я констатирую, что мы забываем историю.
Т-34 был инструментом, но он не был боксёрской перчаткой, он не был ножом, он был камнем.
Камнем, который подняли с земли в самый разгар драки. Камень, который причинял боль и атакуемому, и атакующему.

Начиная с 1942 года башня увеличивалась дважды, броню ВЛД пытались утолщить, пушку много раз меняли, нового члена экипажа посадили. И всё равно Т-34 оставался недоработанным и неудобным:


Из-за перегрузки передней части  были отменены множество проектов, но танк был уже морально устаревшим, как и PzKpfw IV.


Наспех налаженный в серийное производство в тяжёлом 1941 году, после смерти своего создателя Михаила Кошкина, Т-34 так и оставался без множества "тонкостей":  он был с тесной башней, с плохим качеством сборки, с плохой вентиляцией, с боеукладкой под полом башни (!) - заряжающему во время боя приходилось шагать через лежащие стреляные гильзы по открытым ящикам со снарядами, в танковой тесноте нагинаться, брать снаряд, выпрямляться и вставлять его в пушку. Изначальная 4-х ступенчатая КПП была хуже, чем плохой, командирской башенки не было, подвеска до конца оставалась архаичной (изобретённой ещё в 1918 году), расположение топливных баков внутри боевого отделения.

И только в 1944 Т-34 получил базовый набор комфорта - и гильзоулавливатель, и нормальную вентиляцию, и полик башни, и боеукладку в башне, и надёжную трансмиссию.
Только Т-34-85 стал идеальным крейсерским танком второй мировой войны. Идеальным - не значит "без проблем", просто у остальных проблем было ещё больше.
Я хотел бы лишний раз обратить Ваше внимание, дорогой читатель: сколько труда было вложено в танк, как много сил было потрачено на него. Не стоит этого забывать.

Показать полностью 11
964

Все виды Т-34. Часть 1: с 1935 до 1944.

Идея создать пост возникла спонтанно после мысли, что Т-34 - это танк с наибольшим количество устанавливаемых пушек. Невероятный длиннопост.
Заранее хотелось бы вспомнить, что истоярия начиналась с танка Кристи М1918, затем были БТ, в том числе БТ-ИС, БТ-СВ и БТ-20 (А-20). Последний танк достался на доработку Михаилу Ильичу Кошкину после ареста Николая Фёдоровича Цыганова (разработчика танка БТ-СВ).

Рис.1: БТ-СВ - первая попытка применения наклонной брони. 1935
БТ-СВ назван в честь Сталина и Ворошилова. разрабатывался с 1935 года. Отличался от БТ-7 только формой Брони и ходовой частью как у БТ-ИС (испытательный, с "полным приводом")

Рис.2: БТ-20 (А-20) идея наклонной брони, доведённая до ума (1938)
Корпус разработал Михаил Иванович Таршинов после того, как рассчитал теоретическую базу наклонной брони. Броня противоснарядная, толщиной до 20 мм. Ходовая часть осталась с четыремя катками и "полным приводом", пушка осталась 45 мм 20-К. Появились широкие гусеницы из-за увеличения веса.

Рис.3: А-32 - улучшение брони и вооружения (1939)
Броня увеличена с 20 до 35 мм путём уменьшения внутреннего пространства. Вместо 45 мм пушки установлена 76,2 мм пушка Л-10. На испытаниях было отмечено, что башня тесна для такой пушки. Изначально установку такой мощной пушки считали невозможной. Из-за выросшей массы пришлось добавить по одному катку на борт. А-32 из-за упрощения трансмиссии лишился возможности ездить без гусениц (на колёсах) и потерял "полный привод", вернувшись к классике.
Танк было решено взять на вооружение после доработок. Не воевал.

Рис.4: Т-34 - развитие во все стороны (1939)
Над этим танком работал уже Морозов Александр Александрович, так как Кошкин скончался. Броня увеличена с 35 до 45 мм. Башня увеличена в размерах, изменена трансмиссия, все смотровые приборы на башне, вентиляция. Ширина гусениц увеличилась из-за возросшей массы. Пушка заменена на Л-11 (более длинную). Башня такой формы получила прозвище "пирожок" из-за своей формы и всё равно оставалось тесной, а также имела один тяжёлый люк на двоих танкистов. Принимал участие в боях.

Рис.5: с пушкой Ф-34 (1940)
Отличался только новой пушкой с большей длиной ствола и казёнником, рассчитанным на бОльшую гильзу (с бОльшим пороховым зарядом)

Лирическое отступление. Все знают, что Т-34 производился на разных заводах, которые вносили в конструкцию свою лепту. Поэтому и катки, и башни были разными.

Рис.6: разные катки на одном танке.

Рис.7: варианты "пирожков"
верхний ряд: литой, сварной (1941) и сварной (1942)
нижний ряд: литой экранированный, сварной экранированный.
сварной "пирожок" 1942 года отличался скошенными "щёками" и наклоном лобовой части маски орудия.
Не стоит забывать, что были и немецкие модификации с установкой командирской башенки и инструментального ящика от PzKpfw III/IV

На этом возвращаемся к модификациям Т-34. Говоря о башнях я забежал немного вперёд.
В 1942 броня Т-34 перестала быть неуязвимой. Появились экранированные варианты.

Рис.8: Т-34Э - первый вариант утолщения.
Дополнительная броня 15 мм крепилась вокруг башни и на ВЛД с помощью болтов.
Не прошёл испытания из-за низкой прочности болтового крепления.

Рис.9: Т-34Э - круговой вариант экранирования
Дополнительная разнесённая броня 15 мм крепилась болтами по бокам корпуса и вокруг башни. Маска орудия тоже была прикрыта дополнительным щитом.
Не воевал, потому что был слишком тяжёлым при незначительном увеличении защищённости.
Экраны на ВЛД не добавлены из-за перегруженности передних пружин.

Рис.10: Т-34Э минимально-необходимый вариант
Лоб корпуса и вся башня усилены 15 мм деталями.
Рабочий, боевой вариант.

Но помимо этого в 1942 году Т-34 прошёл крупную модернизацию.

Рис.11: Т-34 (1942)
Новая расширенная башня с усиленным бронированием (с 45 до 60 мм), которая получила прозвище "гайка" из-за шестигранной формы и "Микки Маус" у немцев - из-за двух круглых люков, в открытом положении напоминающих уши Микки.
Новый люк и смотровые приборы водителя, новые люки доступа к МТО, новая трансмиссия (5 передач впредё, вместо 4), новые гусеницы (улучшены грунтозацепы), улучшена вентиляция, дополнительный щит курсового пулемёта, новые коробки инструментов, поручни для десанта.
Вариант рабочий, боевой.

Рис.12: башни 1942 года расширенные
Слева литая, справа штампованная.
Обе эти башни снабжались командирскими башенками, как немецкими, так и отечественными.
Оба варианта боевые, но был ещё один, экспериментальный.

Рис.13: первая попытка трёхместной башни. Остался на заводе.

В этом же году впервые задумались об увеличении огневой мощи танка. Было множество проектов, какие-то с мелкими переделками, какие-то глобальные. Какие-то обдуманные, какие-то - абсурдные.

Рис.14: Т-34Ш (штурмовой)
Увеличенная башня и 122 мм гаубица У-11. Был только на бумаге.

Рис.15: Т-34-3
Расширенная башня, основная пушка Ф-34 и две дополнительные 20-К. Было только на бумаге.

Рис.16: Т-34-57
76,2 мм пушка Ф-34 заменена на 57 мм пушку ЗиС-4.

Рис.17: Т-34-57.
57 мм пушка устанавливалась в оба варианта башен. Выпускался небольшой серией.
Воевал под Москвой, был в резерве на Курске.

Рис.18: Т-34-85 - первая попытка.
В башню 1942 года установлена 85 мм пушка С-53. Остался на заводе и был забыт.

Рис.19: А-34 (Т-34М) вариант глобальной переделки.
Переделок много, броня и пушка те же. Остался деревянным макетом.

А теперь о глобальном, но серьёзно. Т-43, который вдохнул новую жизнь в Т-34.

Рис.20: Т-43 первый вариант (1943)
Полная перекомпоновка: торсионная подвеска вместо пружинной, расположение топливных баков внутри МТО, новая трансмиссия, усиление брони с 45 до 60 мм. Отказ от радиста, новый люк водителя, скосы на корпусе. Компоновка башни по образцу опытного Т-34 (рис.13), который стоит рядом.

Рис.21: Т-43 второй вариант. Лобовая броня переделана для большей унификации с Т-34 и усилена до 70 мм. Башня полностью перекомпонована и ещё больше расширена, но в ней до сих пор сидят только два человека. Её бронирование было усилено до 90 мм в лобовой части.

Рис.22: Т-43 третий и последний вариант. (1944)
Установлена 85 мм пушка Д-5Т. Новая трансмиссия Т-43 принесла новые проблемы. Поэтому башню от Т-43 было решено поставить на Т-34.

Рис.24: Т-34-85 (1944)
Так появился на свет знаменитый Т-34-85. Производился серийно, воевал. Позже, пушку Д-5Т решили заменить на более компактную.

Пушка ЛБ-1 с дульным тормозом позволила посадить пятого танкиста, но военных не устроила работа затвора пушки.  Не воевал.

Больше картинок не влезает, поэтому неожиданно кончается первая часть, а вторая начнётся отдельным постом и затронет парочку оставшихся модификаций, включая первый Т-44 и их проблемы, коих было не мало, ведь они накапливались с 1942 года, как снежный ком.

Показать полностью 25
156

Враждующие сыновья

Речь здесь пойдёт о пушках. Упомянуты будут английская 47 мм 3 фунтовая пушка Гочкиса, советские 45 мм пушки 19-К и 20-К, а также немецкие 3,7 cm PaK 35/36 и KwK 36.

Рис.1: 47 мм английская противолодочная трёхфунтовая пушка Гочкиса образца 1885 года

Рис.2: 45 мм советская противотанковая пушка 19-К

Рис.3: 37 мм немецкая противотанковая пушка PaK 35.

Начинается моя история с того, что Российская Империя закупает у Великобритании для своего флота много оборудования, в том числе и производства для пушек/винтовок/пулемётов.
Никогда же не задумывались, почему у советских пушек калибр странный, не "круглый"?
А ноги калибров советских пушек растут из Англии, точнее из закупленного тогда английского оборудования.
Например, калибр 152,42 мм (гаубицы МЛ-20, Д-30) - это 6 дюймов.
калибр 203,2 мм (Б-4) - это 8 дюймов
калибр 76,2 мм - это 3 дюйма,
калибр 7,62 мм - 0,3 дюйма. 3/10 дюйма - это 3 линии, отсюда и "трёхлинейка".
Трёхлинейка - это не название конкретной винтовки, это название калибра. Таким образом СВД и ПКП тоже можно назвать трёхлинейками.


Хотя эту тему размусоливали не раз.

Кроме оборудования были закуплены и готовые пушки со снарядами, среди которых была 47 мм трёхфунтовая пушка Гочкиса.

Рис.4: российские солдаты с пушкой Гочкиса. Елисаветградский полк, октябрь 1916

На момент становления Советского Союза осталось большое количество этих 47 мм снарядов, с повреждённой внешней оболочкой - вмятины и сколы, которые нарушают баллистику. Русская смекалочка: эту самую внешнюю оболочку со всех 47 мм снарядов и было решено сточить на станке, а под этот "новый" 45 мм снаряд - создать ствол.


Ближе к телу.


45 мм противотанковая пушка 19-К является наложением нового 45 мм ствола на лафет немецкой 37 мм противотанковой пушки фирмы Rheinmetall, производство которых, было развёрнуто немцами по договору с нашими на территории СССР (так как на территории Германии по Версальскому договору было нельзя). Немцы получили свои пушки PaK 35, наши получили технологию.


Оттуда, ствол с лафетом пошли сначала в противотанковую артиллерию (19-К), а потом и в танки (20-К).


Пушка эта была рождена в муках, но ценилась и нашими и немцами, особенно в 1936 году во время гражданской войны в Испании.

Рис.5: БТ-5 в Испании сил мятежников франкистов (Франсиско Франко)

Рис.6: опознавательная раскраска танков франкистов
За каждый захваченный у республиканцев танк БТ-5 или Т-26 солдаты получали солидную денежную премию.

Рис.7: испанский бронеавтобус Hispano-Suiza T69 с башней от Т-26 вместо родной.

Рис.8: БА-6 "Viva Espana" сил республиканцев


Вернёмся к нашим баранам.

На основе своей 3,7 cm PaK 35/36 немцы создали KwK 36 для "третьего пазика".

Рис.9: PzKpfw III ausf E с пушкой 3,7 cm KwK 36


Таким образом, на основе общих корней, можно объявлять KwK 36 и 20-К чуть ли не родными братьями, впервые встретившимися лоб в лоб в 1941 году.


В прочем 37 мм пушку, из-за полной неэффективности, немцы вскоре заменили на 50 мм длиной ствола 42 калибра, которую из-за малой эффективности заменили на такие же пушки  с длиной ствола в 60 калибров с более мощным пороховым зарядом. Но и те были далеко не пределом мечтаний. Однако это уже совсем другая история.

Рис.10: PzKpfw III ausf N с усиленным лобовым бронированием,
с разнесённой бронёй и пушкой KwK 39 L/60. 1944 год
В начальный период войны противотанковые пушки 19-К, 53-К (с увеличенной прочностью) и М-42 (с удлинённым стволом), а также танковая 20-К оказали огромное влияние.
Пушка 20-К устанавливалась на Т-26, БТ-5, БТ-7, Т-35, Т-70, Т-80, Т-50, БА-3, БА-5, БА-6, БА-10, БА-11, МС-1 (после модернизации).

Немецкая пушка PaK 36 из-за своей удачной конструкции оказала большое влияние на противотанковую артиллерию, но на ход войны оказала не столь великое влияние, так как не могла бороться с танками Somua S35, B1, КВ-1, Т-34.


Напоследок, небольшая куча фотографий.

Рис.11: немецкие пушки PaK 35, раздавленные советским танком КВ-1.

Рис.12: немецкие пушки 3,7 cm PaK 35 и 8,8 cm PaK 43

Рис.13: пушка PaK 35 на трофейном тягаче Renault UE 67

Рис.14: американцы осматривают пушку М-42, захваченную у корейцев. 1951 год

Рис.15: УАЗ-469 тащит за собой 53-К

Рис.16: советские солдаты идут в атаку с пушкой М-42

Рис.17: Изображение танка Т-35, идущего в атаку

Рис.18: Финский Т-26Е, представлявший из себя английский Vickers Mk E type B
с пушкой 20-К вместо родной 37 мм

Рис.18: два танка Пантера, подбитые Пеговым с танка Т-70

Показать полностью 19
92

АК-74, ВСК-94 и СВ-98 против рельсы, вещает СОБР

Сравнение пробивной способности АК-74 (5,45х39), ВСК-94 (9х39) и СВ-98 (7,62х54) против рельсы (18 мм)

Очень старый спор.
Сначала расстроился, потому что здесь не участвовал АК-47 (7,62х39). Но потом подумал: если патрон 7,62х54 не пробил рельсу, даже при стрельбе "пуля в пулю", то 7,62х39 точно не пробил бы.
С другой стороны в таких спорах конфигурирует "в упор", и насколько я понимаю, выражения "в упор" и "с 50-ти метров" имеют разницу, хотя вроде как падением скорости и пробивной способности пули на расстоянии до 100 метров можно пренебречь. Ну или нельзя.
Я бы оставил спор открытым.
Просьба не повторять это дома!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!