Типы кораблей Древнего Рима
Неприятным сюрпризом для всех стали корабли Рима, перенёсшие тактику легионов в море, где они использовали онагры и скорпионы, засыпали противника зажигательными снарядами, стрелами и пилумами, а потом вламывались при помощи боевого трапа-ворона на абордаж. Или просто разбивая тараном квинквиремы любое судно, поскольку оно было меньше в несколько раз.
То, что теперь называют галеры, римляне назывались монеры (moneris) или униремы. Самая простая, мало отличающаяся от греческой унирема имела 12 пар вёсел, по два гребца на каждое. Водоизмещение не более 50 тонн (нормальный торпедный катер). Основным оружием был таран (ростр), а ему нужен хороший ход, поэтому появился второй и третий ряд вёсел. Условно можно сказать сторожевые катера
Бирема или диера, либурны
Уже более серьёзные корабли с двухярусным расположением вёсел. Длина 30-38 м, водоизмещение от 60 до 100 т. Почти основной тип судов, применялись во множестве, условно сторожевики. Имели таран и даже иногда боевую башню, гребцов могло быть до 80, морпехов до 50 чел. Либурны (подтип) могли быть с одним рядом вёсел, зато с закрытой палубой для придания большей мореходности.
Триремы
Водоизмещение 80 - 100 т. (нормальный тральщик), длина 30-40 метров, ширина 4-6 метров. Экипаж типовой триремы состоял из 150 гребцов, 12 моряков, приблизительно 80 морских пехотинцев и нескольких офицеров. Транспортная вместимость составляла при необходимости 200-250 легионеров. Вооружалась уже метательными машинами и может считаться корветом или лёгким крейсером, беспрерывно рыскающим в поисках кого бы из вражин утопить. Могла развивать скорость до 12 узлов и была самым распространённым боевым судном.
Квадриремы
Водоизмещение квадрирем составляло более 250 тонн, а экипаж — 260 человек, носовая часть оборудовалась тараном, на вооружении квадрирем состояли абордажные вороны и разнообразные метательные машины. Это уже бронепалубные крейсеры, их тоже было довольно много, они успели повоевать.
Квинкверемы
Это боевой корабль с тремя рядами вёсел, на двух вёслах сидело по два гребца, на одном – один, всего пять. Расположение в пять рядов никто уже просто в здравом уме не рассматривает. Число весел в одном ряду доходило до 25, водоизмещение свыше 200 т, длина 45 м, ширина 6 м, осадка 2,5 м, экипаж около 250 чел. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка. Вооружались восемью камнемётами, имели по 300 морпехов и их построили в разных модификациях 500 шт.
Гексеры
Сведений об этих супердредноутах мало, точно назывались не от шести рядов вёсел, скорее всего, это был боевой корабль с тремя рядами вёсел, по два гребца на весло. Размеры и водоизмещение неизвестно, понятно, что рядов вёсел было не менее 30, водоизмещение не менее 250 т. (нормальный ракетно-артиллерийский корабль), длина свыше 50 м, а морпехов под полтысячи. Массово не строились, но известно по 10 шт. держали на флоте.
Эннера
Онерария
Торговые римские суда известны с II в. до н. э., онерарии в основном возили товары из захваченных провинций. Общий облик этих кораблей передают рельефы и мозаики из раскопок в Остии и Помпеях. Библия сообщает нам о морском путешествии апостола Павла в Рим на корабле, который вёз большой груз зерна и 276 пассажиров. Простенькие римские торговые суда имели водоизмещение около 150 тонн, 20 метров в длину, 6 в ширину, с осадкой 3 метра. Самые крупные из римских торговых судов ходили регулярно на линии Александрия — Остия и перевозили в основном зерно (в их трюмах помещалось от 300 до 700 тонн зерна). Из греческих источников нам известны размеры одного из знаменитых кораблей, длина которого составляла 55 метров, ширина 15 метров, а высота от киля до верхней палубы — 13 метров. Это судно перевезло обелиск весом в 500 тонн от Гелиополиса до Рима. Водоизмещение составляло около 1300 тонн, потому что, помимо обелиска, оно было загружено ещё и 800 тоннами чечевицы, были суда и крупнее.