Типы кораблей Древнего Рима

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост

Неприятным сюрпризом для всех стали корабли Рима, перенёсшие тактику легионов в море, где они использовали онагры и скорпионы, засыпали противника зажигательными снарядами, стрелами и пилумами, а потом вламывались при помощи боевого трапа-ворона на абордаж. Или просто разбивая тараном квинквиремы любое судно, поскольку оно было меньше в несколько раз.

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост

То, что теперь называют галеры, римляне назывались монеры (moneris) или униремы. Самая простая, мало отличающаяся от греческой унирема имела 12 пар вёсел, по два гребца на каждое. Водоизмещение не более 50 тонн (нормальный торпедный катер). Основным оружием был таран (ростр), а ему нужен хороший ход, поэтому появился второй и третий ряд вёсел. Условно можно сказать сторожевые катера

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост

Бирема или диера, либурны


Уже более серьёзные корабли с двухярусным расположением вёсел. Длина 30-38 м, водоизмещение от 60 до 100 т. Почти основной тип судов, применялись во множестве, условно сторожевики. Имели таран и даже иногда боевую башню, гребцов могло быть до 80, морпехов до 50 чел. Либурны (подтип) могли быть с одним рядом вёсел, зато с закрытой палубой для придания большей мореходности.

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост

Триремы


Водоизмещение 80 - 100 т. (нормальный тральщик), длина 30-40 метров, ширина 4-6 метров. Экипаж типовой триремы состоял из 150 гребцов, 12 моряков, приблизительно 80 морских пехотинцев и нескольких офицеров. Транспортная вместимость составляла при необходимости 200-250 легионеров. Вооружалась уже метательными машинами и может считаться корветом или лёгким крейсером, беспрерывно рыскающим в поисках кого бы из вражин утопить. Могла развивать скорость до 12 узлов и была самым распространённым боевым судном.

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост

Квадриремы


Водоизмещение квадрирем составляло более 250 тонн, а экипаж — 260 человек, носовая часть оборудовалась тараном, на вооружении квадрирем состояли абордажные вороны и разнообразные метательные машины. Это уже бронепалубные крейсеры, их тоже было довольно много, они успели повоевать.

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост

Квинкверемы


Это боевой корабль с тремя рядами вёсел, на двух вёслах сидело по два гребца, на одном – один, всего пять. Расположение в пять рядов никто уже просто в здравом уме не рассматривает. Число весел в одном ряду доходило до 25, водоизмещение свыше 200 т, длина 45 м, ширина 6 м, осадка 2,5 м, экипаж около 250 чел. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка. Вооружались восемью камнемётами, имели по 300 морпехов и их построили в разных модификациях 500 шт.

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост

Гексеры


Сведений об этих супердредноутах мало, точно назывались не от шести рядов вёсел, скорее всего, это был боевой корабль с тремя рядами вёсел, по два гребца на весло. Размеры и водоизмещение неизвестно, понятно, что рядов вёсел было не менее 30, водоизмещение не менее 250 т. (нормальный ракетно-артиллерийский корабль), длина свыше 50 м, а морпехов под полтысячи. Массово не строились, но известно по 10 шт. держали на флоте.

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост
Но и они не были самыми большими кораблями Рима, изредка единично строились суперлинкоры: септеры, эннеры и децимремы. Их использовали для защиты берегов как плавучие батареи или для осады морских крепостей, эскадренный бой они не тянули вовсе, их сжигали. Могли нести до 12 боевых машин.


Эннера

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост

Онерария


Торговые римские суда известны с II в. до н. э., онерарии в основном возили товары из захваченных провинций. Общий облик этих кораблей передают рельефы и мозаики из раскопок в Остии и Помпеях. Библия сообщает нам о морском путешествии апостола Павла в Рим на корабле, который вёз большой груз зерна и 276 пассажиров. Простенькие римские торговые суда имели водоизмещение около 150 тонн, 20 метров в длину, 6 в ширину, с осадкой 3 метра. Самые крупные из римских торговых судов ходили регулярно на линии Александрия — Остия и перевозили в основном зерно (в их трюмах помещалось от 300 до 700 тонн зерна). Из греческих источников нам известны размеры одного из знаменитых кораблей, длина которого составляла 55 метров, ширина 15 метров, а высота от киля до верхней палубы — 13 метров. Это судно перевезло обелиск весом в 500 тонн от Гелиополиса до Рима. Водоизмещение составляло около 1300 тонн, потому что, помимо обелиска, оно было загружено ещё и 800 тоннами чечевицы, были суда и крупнее.

Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост
Онерария оснащали прямоугольным парусом на грот-мачте, треугольным парусом (топсель пурпурного цвета) и маленьким парусом прямоугольной формы на короткой мачте, наклонённой вперёд (фок-мачта), которая служила одновременно кран-балкой. Это было единственное римское изобретение в области торгового кораблестроения. Передний парус облегчал маневренность и плавание при боковом ветре. Весла на римских торговых судах выполняли всего лишь вспомогательную функцию, хотя получали важную роль при безветрии. Характерная для этих судов приподнятая корма несла голову лебедя на длинной шее, вместо рулевого весла — румпель, два весла с расширенными лопастями расположены позади. Если верить Плутарху, самым крупным судном античности был корабль Гиерона Сиракузского: водоизмещение 4200 тонн, длина 150 метров, но этот огромный по тем временам корабль совершил только одно плавание — из Сиракуз в Александрию, его не мог принять ни один тогдашний порт (Аврора для сравнения 6731 т.).
Типы кораблей Древнего Рима Флот, Древний Рим, Галера, Трирема, Легион, Война, История, Судостроение, Видео, Длиннопост