Мифы психотерапии и их маркетинг

Рерайтинг статьи семилетней давности с новыми статистическими данными, о трендах и психологии.


© О.В. Бермант-Полякова Мифы психотерапии и их маркетинг // Психотерапия 2009 № 8(80) с. 26-30


Маркетинг – одна из операциональных картин мира в сознании психолога-практика или психотерапевта, особенность которой в предельной конкретности: как по количеству, так и по срокам. По мере развития и институализации пси-отрасли исследования целевой аудитории, анализ трендов и маркетинговое мышление в психотерапии становятся всё более востребованными, особенно в предпринимательском сегменте. В докладе ведётся речь о пути в профессии, о профессионализме и такой его составляющей, как признание потребителей, маркетинге психологических услуг как продукта, а также о новейших инструментах интернет-аналитики спроса и об основных трендах пси-отрасли за последнее пятилетие. Слова «психотерапия» и «практическая психология» используются как взаимозаменяемые понятия, поскольку маркетинговый ракурс рассмотрения пси-услуг не учитывает различия между поставщиками, в отличие от законодательного ракурса, разграничивающего психотерапевта и психолога.


ВЗГЛЯД НА ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ КАК НА ИНДУСТРИЮ


С момента опубликования неординарной работы М.В. Огинской и М.В. Розина, парафразом к заголовку которой звучит название настоящей статьи, минуло восемнадцать лет. Специально сформулированные для клиента психологические знания, объясняющие суть проблемы и процесс лечения (формирование внутреннего локуса контроля, отстранение, принятие, появление надежды на возможность изменений, появление в жизни ценных событий, переключение внимания), обозначенные как мифы психотерапии [8], за прошедшее время стали частью массового сознания. Литература на психологическую тематику расходится многотысячными тиражами, книги лидеров - психологов и психиатра А. Курпатова, В. Зеланда и Д. Еникеевой - насчитывают десятки переизданий. Профессиональное сообщество дискутирует тему «засилья» психологов в СМИ. Психолог сегодня – частый гость на журнальных страницах, в радио-эфире, в телевизионном ток-шоу. На заре перестройки главным героем массового сознания был историк, его сменил экономист, затем центральной фигурой стал политтехнолог и вот теперь психолог, констатирует известный публицист Д. Быков [1].


Спрос на услуги психолога имеется, хотя бы потому, что есть профессионалы, оказывающие такие услуги. Парадокс заключается в том, что официально в экономике РФ психологические консультации не выделяются в отдельную категорию услуг, общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) числит практическую психологию либо по статье «прочие услуги», либо как предоставление социальной помощи без предоставления проживания, с подпунктом «семейные консультации». Таким образом, статистика не принимает в расчёт экономический эффект от деятельности тех, кто занимается частной психологической практикой [4].


Среди основных тенденций жизни профессионального сообщества: институализация различных направлений психотерапии и утверждение правил сертификации специалистов; структурирование деятельности общественных организаций, ежегодное проведение декадников и фестивалей в столице и регионах; историографическое и биографическое исследование пройденного западными направлениями психотерапии на российском пространстве пути и его осмысление; радикальное изменение представлений об успешной профессиональной карьере. До перехода к рыночной экономике карьерный рост был возможен только в стенах учреждения – научно-исследовательского или медицинского, сегодня в профессии психолога-практика можно добиться успеха как самозанятый.


ПУТЬ В ПРОФЕССИИ


Число вузов, ежегодно выпускающих специалистов-психологов, достаточно велико, однако из тысяч выпускников подавляющее большинство не работает по полученной специальности.


Upd 175 факультетов психологии и психолого-педагогического образования на одной карте, данные ноября 2015 года.


Меньшинство психологов трудится за скромную плату и постоянно повышает свою квалификацию в рамках дополнительного образования. Реестр Действительных членов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги на 31 декабря 2008 года насчитывает 1343 человека, что может быть представлено как усреднённый прирост по 70 пси-профи в год на протяжении последних 20 лет.


Upd На 1 декабря 2016 года реестр включает в себя 1021 человек.


С точки зрения автора, психологи-практики, получившие статус действительных членов лиги, проходят путь Героя с его инициациями и испытаниями. Для молодых специалистов стать героем - значит преодолеть нищету и безвестность. По завершении данного этапа у них появляется своя клиентура. У профессионалов с большой практикой стать героем - значит преодолеть безликость. Это часть профессионального пути, где патентуются методы, пишутся книги и обретается слава. У именитых профессионалов с большой практикой стать героем - значит преодолеть конечность. Это этап собирания единомышленников, учеников и коллег, разделяющих идеи героя, в социальную сеть, время организации новых сообществ, профессиональных учебных заведений, основания журналов, обретение власти и влияния.


Образ антигероя – оставшегося в плену собственных комплексов, нищенствующего, не состоявшегося как личность, неавторитетного психолога-практика – характеризует неудачника в профессии.


Дискуссия с коллегами в группе «Альянс психологов» социальной сети Одноклассники.ру помогла автору выделить путь Партизана, Попутчика и Пленника. Партизан это герой, который таит свой успех по разным причинам, Попутчик приходит в психотерапию работать не на всю жизнь, а на какую-то важную её часть, а затем ищет новых попутчиков. На пути Пленника учёба в вузе не рассматривается как этап профессиональной подготовки, участие в тренингах и семинарах имеет скорее личностный смысл. Немалое число тех, кто имеет диплом психолога и работает по другой специальности, по мнению автора, шли путём пленника, обрели личностную свободу, реализовали потребность разобраться в себе, освободиться от власти невротических иллюзий, неадекватности, безволия, и ступили на путь Героя в другой профессии.


Современное понятие об удачной карьере психолога неотделимо от понятия о профессионализме, который понимается как идентификация тройного порядка, по схеме Я в своих глазах - Я в глазах коллег - Я в глазах заинтересованной публики. Вслед за И. Задориным [6] автор видит в идентичности «профессионал» три составляющих, где первая – самоопределение (я – психотерапевт, учился психотерапии, посвящаю ей львиную долю рабочего времени, обеспечиваю этим занятием материальное существование своей семьи, принимаю на себя нормы профессионального поведения, соблюдаю профессиональную этику), вторая – признание со стороны профессионального сообщества (мы – коллеги и сотрудники, вместе работаем над общими проектами, оцениваем вклад, актуальность и новизну предлагаемых подходов и идей, устанавливаем профессиональные стандарты с одной стороны и популяризируем психотерапию, с другой), и третья – признание тех, кто заказывает, оплачивает, покупает или потребляет психотерапию, потенциальных клиентов (он – специалист, нас устраивают результаты его работы, востребованный психотерапевт). Последний аспект, признание среди клиентов, из сокрытого и неявного стремительно становится публичным, и специалисты связывают это с выходом на свет нового поколения потребителей [2] и широким распространением интернет-технологий. «Сарафанное радио» прошлого века ныне дополнено «клавиатурной трансляцией», распространяющейся по социальным интернет-сетям [9, 10].


МАРКЕТИНГОВОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПСИ-ОТРАСЛИ


Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли [7]. Особенность маркетинговой картины мира - в предельной счетности и измеримости. Планы в маркетинге всегда конкретны и количественно выражены. Маркетинг включает в себя не только этап продаж, но и этапы анализа рынка, разработки товара (или услуги), а также ценовой стратегии и рекламы. Бытует представление, что частно практикующие психологи, как правило, не имеют возможности оплачивать услуги профессиональных маркетологов, и действия по продвижению своих услуг предпринимают спонтанно, без должной квалификации, системности и представлений о рынке [5]. Указанное представление не видит парадокса в том, что профессионализм маркетолога состоит в выводе на рынок услуги, которая удовлетворяла бы потребность клиента и при этом продавалась часто, долго и недешево. Лояльность клиентов и вал повторных продаж и для маркетолога означает успех, тогда как для психотерапевта отсутствие изменений в жизни пациентов и повторные обращения с тем же запросом означают провал.


Задачи настоящей работы конкретны – сориентировать психологов-практиков в рыночной ситуации конца 2000-х годов и продемонстрировать возможности интернет-аналитики в исследовании тенденций спроса.


Upd Графики 2008-2009 годов в статье я заменю на графики 2015-2016 годов.


НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ В АНАЛИТИКЕ СПРОСА


Работать с аналитическими технологиями просто: нужно зайти на сайт, напечатать в строке ключевые слова, и выбрать из предлагаемого списка период времени, который должен охватить поиск. Построение графика занимает считанные секунды.


(продолжение в следующих постах)

Дубликаты не найдены

Лига психотерапии

4K постов21.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Подробнее
0

Ольга Викторовна, можно тут больше не будет древодолбящих птиц и животных с ветвистым костным наростом на голове?

раскрыть ветку 2
0
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Специально сформулированные для клиента психологические знания, объясняющие суть проблемы и процесс лечения (.. отстранение..)

Не слышал о таком мифе.

0
"Лояльность клиентов и вал повторных продаж и для маркетолога означает успех, тогда как для психотерапевта отсутствие изменений в жизни пациентов и повторные обращения с тем же запросом означают провал."
:)) Есть такое. Повторные продажи здесь не супер.

Если взять разнообразие маркетинга, то есть маркетинг услуг/товаров, которые продаются один раз, расчет на разовую покупку. Например, "продажа квартир в элитной новостройке" или " операция в клинике по зрению".
Маркетинг здесь работает на :
1. Широту запускания сетей, информационный охват новых потребителей.
2.1. Создание образа, репутацию, элитность, реноме, (гудвилл, как ни назови) ( для оправдания высокой цены)
2.2. Лояльность клиентов, которая здесь проявится в том, что они посоветуют своему кругу общения товар/услугу.
раскрыть ветку 1
+1

Самое интересное, что никто маркетингом психологии и психотерапии не занимается. Пришлось Ф. Котлера цитировать, "классика на все времена", потому что своих, психологических гуру в теме, не нашлось.


Так что написала "про интересные аналитические инструменты" и на этом ограничилась.

-4

кусочки сканированного распознанного текста всем известной книги.


Без тега "мое" здесь, конечно, не обойтись блять. время потратил, ждал комментариев, хуяирев, хоть чего-то.

раскрыть ветку 3
+4

Так автор статьи - Бермант-Полякова О.В. это я :)

раскрыть ветку 2
Похожие посты
43

Антимаркетинг

44

Один день педагога-психолога

Показать полностью
73

Чем занимается педагог-психолог?


Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее
Показать полностью
1077

Случаи из практики 58

53

Как нас дурят маркетологи. Хитрости и уловки в рекламе

Для ЛЛ есть видео:
"Тут особенно важно, что каждый из них делает то же, что и другие, каждый топает так же, как и другой, каждый машет руками, каждый совершает одни и те же движения головой. Эта равноценность участников как бы разветвляется на равноценность членов каждого. Всё, что только в человеке подвижно, обретает особую жизнь — каждая нога, каждая рука живет сама по себе. Отдельные члены сводятся к общему знаменателю".
Первый: чувствуют ли они себя ответственными за судьбу своей страны?
Второй: готовы ли они явиться на выборы?
Показать полностью
963

Неблагодарная профессия


62

Психология покупателя глазами бывшего главы Ford и Chrysler

249

What is ЙОГА и почему не вся она полезна. Часть I. Распространенные мифы и реальные факты.

What is ЙОГА и почему не вся она полезна. Часть I. Распространенные мифы и реальные факты. Йога, Статья, Физкультура, Здоровье, Профессия, Саморазвитие, Индия, Психология, Длиннопост
What is ЙОГА и почему не вся она полезна. Часть I. Распространенные мифы и реальные факты. Йога, Статья, Физкультура, Здоровье, Профессия, Саморазвитие, Индия, Психология, Длиннопост
Показать полностью 1
226

Влияние среды на выбор профессии.

1132

Как не упасть духом и делать то, что нравится

Показать полностью
2603

Как Uber эксплуатирует психологические уязвимости людей

Как Uber эксплуатирует психологические уязвимости людей Иллюминаты, Факты, Деньги, Бизнес, Маркетинг, Психология, Длиннопост, Uber
Показать полностью
25

Хроники семейной смуты

Хроники семейной смуты Бермант-Полякова, Павлик Морозов, Психология, Мысли, Конфликт лояльностей, Хроника, Длиннопост
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: