Игра го и буддизм для чайников
Некоторые пытаются свести игру го к такой тривиальной штуке, как спорт. Порой и того хуже, приходят в го-клуб, чисто чтобы развлечься и потусить с друзьями (что это вы на меня так смотрите?).
Как бы там ни было, мы-то с вами знаем, что на самом деле го – это универсальный ключ, открывающий двери тайн мироздания. Сакральное знание, доступное посвященным гуру, которые с его помощью научат и правильно жить и преуспеть в бизнесе. Шутка.
Или нет?
Японский религиозный и литературный памятник 12-го века «Кондзяку моногатари-сю» («Собрание стародавних повестей») сохранил до наших дней следующую легенду.
В давние времена достопочтенный патриарх Бодхидхарма странствовал по Индии и изучал
духовные практики, дабы делиться ими с последователями. Как-то в заброшенной келье он обнаружил двух стариков-монахов, играющих в го. Так они провели всю жизнь. Ни священных книг, ни почитания Будды, только эта игра. Никто в обители не относился иначе как с презрением к этим монахам и их бесполезному, в глазах прочих, занятию.
Бодхидхарма же, чей взгляд простирался намного глубже, поставил их всем в пример как святых, достойных безмерного почитания. Мудрейший заметил, что во время игры монахи то исчезают, словно растворяясь в воздухе, то возникают вновь, и попросил объяснить, как же им удалось достичь просветления.
«Мы полагаем, что всякий раз когда черные побеждают, страсти преумножаются в наших телах, а когда белые побеждают, "бодхи" [понимание, пробуждение] возрастает в наших сердцах, и белый цвет "бодхи" подчиняет себе черный цвет страсти. Таким образом мы созерцаем Непостоянство», - ответили старцы.
Нет оснований не верить столь древнему и авторитетному источнику. Как видим, го является отличным наглядным пособием для желающих просветлиться. Кстати, любопытно, что вплоть до конца 19 века в Японии самыми сильными игроками были буддийские монахи. А самый древний японский источник, где упоминается эта игра, – это «Кодекс для буддистских монахов и монахинь»/«Сонирё» (701 г.)
Давайте же рассмотрим, какие ключевые буддистские понятия го иллюстрирует особенно удачно. Это такие понятия, как «пустота» (шуньята), «отсутствие самости» (анатман), уже упомянутое «непостоянство» (анитья) и, наконец, «привязанность» (упадана).
Начнем с пустоты. Пустота пустоте рознь. Шуньята – это не об отсутствии чего-то. Шуньята – это о том, что значимы не сами вещи и феномены, а их взаимосвязь, взаимообусловленность, соотнесенность. Поясним. Каждый поставленный на доску камень важен не сам по себе, а в связи с остальными камнями. В одной позиции ваш ход приносит кучу очков, в другой позиции тот же самый ход совершенно бесполезен. В начале партии камень стоял идеально, но по мере развития игры оказался расположен совсем неудачно.
«Пустота» тесно связана с понятием «анатман». Анатман означает отсутствие абсолютной, неизменной, автономной ценности любых феноменов бытия. Наш глаз видит в первую очередь камни, а их взаимное расположение, соотнесенность воспринимает как пустоту. На самом же деле пусты и бессущностны именно камни.
Отсутствие самостоятельной ценности приводит к такому явлению, как «непостоянство» (анитья). Представьте, только что у вас была сильная, бодрая группа камней, и вот она уже принесена в жертву. Только что у вас вот тут была территория, а теперь она в другом месте. Те, кто хорошо усвоили принцип непостоянства, как правило, быстро развиваются в го. Истинный буддист понимает, что непостоянство – это не баг, а фича нашего мира, открывающая перед нами бесчисленные возможности.
Неспособность осознать, что в мире нет ни постоянства, ни самоценности вещей, ведет к так называемой «привязанности» (упадана). Привязанность здесь следует понимать как «зависимость», «цепляние». Порой игрок (особенно начинающий) вполне чётко видит, что группа камней мертва без шансов, но в силу каких-то иррациональных причин он отчаянно продолжает её спасать, подставляя тем самым уже и сильные, перспективные группы, и в конце концов теряет их все.
Ещё один пример. Бывает, что сильнейшее желание победить настолько овладевает игроком, что именно оно-то и мешает победе. Отвлекает от самого процесса игры, давит, сковывает, не дает развернуться творчеству и вдохновению.
Что это всё, если не «привязанность»? Без избавления от привязанностей невозможно обретение внутренней гармонии.
Итак, мы с вами сделали первые скромные шажки на пути к просветлению. Лет через 100 оно у нас в кармане. Ну не в этой жизни, так в следующей. Я гарантирую это.


Духовные практики Востока
2.4K пост1.7K подписчика
Правила сообщества
Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.