Феномен Римских Мозаик. Как их создавали

Мозаики были широко распространены как украшение как частных домов, так и общественных зданий по всей Римской империи с 1 века до н.э. до 5 века н.э. от Африки до Антиохии. Они не только служили украшением, но и представляли собой ценный источник информации о повседневной жизни: одежде, пище, инструментах, оружии, растениях и животных. Мозаики также часто отображали различные аспекты римской культуры и деятельности, включая гладиаторские бои, спорт, сельское хозяйство, охоту, а иногда даже изображали реалистичные портреты самих римлян.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Заяц, Римская мозаика

Техника исполнения

В период с 3-го века до н.э. по 6-й век н.э. мозаичные композиции создавались из множества маленьких квадратных кусочков - тессер, обычно диаметром от 0,5 до 1,5 см. Однако для передачи мелких деталей часто использовались еще более мелкие кусочки, размером всего 1 мм. Эти тессеры вырезались из различных материалов, включая мрамор, керамику, стекло, смальту (стеклянную пасту), камень и даже ракушки.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Смальта

Процесс создания мозаики начинался с подготовки основания, которое покрывалось свежим строительным раствором. Затем мозаичные тессеры размещались как можно ближе друг к другу с небольшими зазорами между ними. После чего промежутки заполнялись жидким строительным раствором. После этого всё было тщательно очищено и отполировано, чтобы создать гладкую и блестящую поверхность мозаики.

Происхождение и влияние

В течение различных периодов истории использование галечных полов было распространено как во времена Минойской цивилизации на Крите, так и в микенской цивилизации на материковой части Греции еще в бронзовую эпоху. На Ближнем Востоке подобная концепция с использованием узоров стала популярной к VIII веку до нашей эры. В Греции первые эксперименты с галечными полами с декоративными узорами относятся к V веку до нашей эры, примеры таких полов можно обнаружить в Коринфе и Олимпии. Эти полы часто были двухцветными, с яркими геометрическими узорами и простыми фигурами на темном фоне. По мере приближения к концу IV века до нашей эры, появились полы с цветными рисунками, в Пелле было найдено множество прекрасных образцов. Эти мозаики часто украшались полосами терракоты или свинца, которые служили для выделения контуров. В эллинистический период, в III веке до нашей эры, мозаика стала искусством, а узорчатые полы начали дополняться детальными панелями, созданными с использованием мозаичной техники, а не гальки.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Пелла, Греция

К концу II века до нашей эры использовались все более мелкие и точные мозаичные элементы, иногда размером всего 4 мм или меньше, и в композициях использовались разнообразные оттенки с использованием цветной затирки, чтобы соответствовать окружающим мозаикам. Этот тип мозаики использовал сложные цвета и переходы, чтобы создать эффект, напоминающий живопись. Один из величайших мастеров этого стиля - Сосус Пергамский (150-100 гг. до н.э.), чьи работы были широко копированы спустя века. Особенно выдающиеся образцы эллинистической эпохи были найдены в Александрии и на острове Делос в Кикладах.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Мозаика Сосуса Пергамского

Из-за сложности создания таких работ они часто были представлены в виде небольших мозаичных плиток размером 40 х 40 см, которые затем устанавливались на мраморные основания или подносы. Эти фрагменты часто использовались в качестве центральных элементов в более простых мозаичных композициях на тротуарах. Они были столь ценными, что их часто снимали и переносили для использования в других местах, передавая из поколения в поколение. Несколько эмблем могли соединяться в единую композицию, постепенно эти композиции становились более крупными и напоминали окружающие рисунки, а также начали называться панно.

Эволюция дизайна

В истории мозаики также как существует множество факторов, делающих строгую линейную эволюцию этого вида искусства затруднительной, таких как трудности с датировкой, различия в художественных стилях и региональные особенности. Однако можно выделить несколько ключевых моментов изменений и региональных отличий.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Напольная мозаика

В начальный период римляне в значительной степени следовали эллинистическому подходу к мозаике, подвергаясь сильному влиянию греческих художников и мотивов, таких как морские сюжеты и сцены из греческой мифологии. Многие римские мозаики, часто подписанные греческими именами, являются ярким примером сохранения греческого влияния в римском мире. Например, известной является мозаика "Битва при Иссе", копия оригинальной эллинистической картины, которая изображает Александра Македонского в битве при Иссе.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Мозаика "Битва при Иссе"

Римские мозаики часто копировали ранние цветные образцы, но со временем развили собственные стили. По всей империи были созданы производственные школы, каждая из которых культивировала свои особенные предпочтения. Например, в африканских провинциях были популярны крупные сцены охоты и эксперименты с перспективой, в то время как в Антиохии преобладали мозаики с импрессионистской растительностью и фигурами на переднем плане.

В Италии характерен черно-белый стиль мозаик, который сохранялся до III века н.э., преимущественно для изображения морских мотивов. Особенностью этого стиля являлись двумерные изображения и акцент на геометрические узоры. Однако уже в 115 году н.э. в банях в Остии был обнаружен самый ранний образец человеческой фигуры в мозаике, а во II веке н.э. стали распространены силуэтные фигуры. Со временем мозаики становились все более реалистичными в изображении человеческих фигур, а точные и детализированные портреты становились все более популярными.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Черно-белая римская мозаика

В восточной части империи, особенно в Антиохии, в IV веке н.э. стал распространен стиль мозаики, в котором использовались двумерные и повторяющиеся мотивы для создания эффекта "ковра". Этот стиль оказал значительное влияние на более поздние христианские церкви и еврейские синагоги.

Другие дизайны полов

Массивные узоры на полах также можно было создавать с помощью укладки крупных кусков материала. Один из таких методов, называемый Opus signinum, предполагал использование цветного строительного раствора (чаще всего красного цвета), в который вкладывались белые мозаичные камни, создавая широкие узоры или разбросанные случайным образом фрагменты. В Италии этот метод был особенно популярен в I веке до н.э. и продолжал использоваться и в I веке н.э., хотя чаще всего употреблялись только черные камни, часто образующие кресты с пятью красными камнями и одним центральным черным камнем.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Opus signinum

Вторым типом напольного покрытия был Opus sectile, где для укладки использовались большие каменные или мраморные плиты, вырезанные в определенные формы. Этот метод также имел греческие корни, но римляне начали применять его не только для полов, но и для отделки стен. Впервые Opus sectile был широко использован в общественных зданиях, но к IV веку н.э. стал распространен на частных виллах. В этот период также под влиянием египетской культуры в качестве материала стали использовать непрозрачное стекло.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Opus sectile

Другие виды использования мозаики

Мозаика не ограничивалась только полами. Своды, колонны и фонтаны часто украшались мозаикой, особенно в банях. Один из ранних примеров такого использования датируется серединой I века до н.э. в нимфеях "Виллы Цицерона" в Формии, где применялись кусочки мрамора, пемзы и ракушек. В других местах также использовались куски мрамора и стекла, чтобы создать эффект естественного грота. К I веку н.э. более детальные мозаичные панно также использовались для украшения нимфеев и фонтанов. В Помпеях и Геркулануме эта техника также применялась для покрытия ниш, стен и фронтонов, и часто эти мозаичные композиции имитировали оригинальные картины. Стены и своды более поздних императорских римских бань также были украшены мозаикой с использованием стекла, которое отражало солнечный свет, падающий на бассейны, и создавало эффект мерцания. Полы самих бассейнов, подобно полам мавзолеев, часто были выложены мозаикой, иногда даже с изображением портрета умершего. Это использование мозаики для украшения стен и сводов римлянами оказало влияние на декораторов интерьеров христианских церквей, начиная с IV века нашей эры.

Феномен Римских Мозаик. Как их создавали Археология, Научпоп, Древние артефакты, Наука, История (наука), Искусство, Архитектура, Древний Рим, Ученые, НаукаPRO, Строительство, История искусств, Италия, Рим, Мозаика, Цивилизация, История города, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Мозаика с изображением Нептуна и Амфитриты, Геркуланум

Больше интересных фактов об истории на нашем Дзене!