История развития и забвения Римского Гражданства
В большинстве древних империй гражданству не придавалось значения. Обычно люди не имели возможности влиять на решения своего правительства, которое часто было либо теократическим, либо находилось под контролем неизбранного суверена, отвечающего только перед собой. В римском обществе не существовало представительства или выборных должностных лиц, пока не пришла на смену новая система управления, созданная римлянами, в которой каждый гражданин, за исключением женщин, имел право участвовать в государственной деятельности с соответствующими правами, привилегиями и обязанностями. Афиняне, в свою очередь, были одними из первых, кто внедрил отдаленно сходную с современной концепцией гражданства систему. Несмотря на то что римские женщины считались гражданками, их права были ограничены, если не отсутствовали вовсе.
"Сенат и люди Рима воздвигли эту арку божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана", надпись на Триумфальной арке Тита, Рим
Гражданство в Ранней Республике
После свержения старой монархии и установления Республики в Риме, власть в государстве оказалась в руках ограниченного числа знатных семей, известных как патриции, производное от слова "patres", что означает "отцы". Остальное население, известное как плебеи, состояло из бедняков и многих состоятельных горожан, лишенных политических прав. Однако вскоре плебеи восстали против своего второсортного положения, требуя участия в управлении государством и осуществления своих прав как полноправных граждан Рима. Для урегулирования конфликта и обеспечения продолжения работы государственных институтов был заключен компромисс, известный как "Борьба патрициев и плебеев", в результате которого был создан Плебейский совет. Этот представительный орган выступал от имени плебеев через выбранных трибунов и принимал законы, которые изначально касались плебеев, но впоследствии стали обязательными для всех граждан, включая патрициев.
Двенадцать таблиц
Получение гражданства означало, что человек жил в условиях "верховенства закона" и имел личный интерес в своем правительстве. В первые дни Республики, основанной с целью предотвратить возвращение монархии, власть концентрировалась в руках избранных магистратов, Сената и других органов. Однако различия между патрициями и плебеями сохранялись. В 450 году до н.э. были созданы Двенадцать таблиц - первый кодекс римского права, регулирующий отношения между различными классами общества. Получение гражданства означало лишь признание гражданином своей принадлежности к "верховенству закона" и проявление личного интереса к своему правительству.
SPQR
Понятие римского гражданства можно проследить через символ, который часто встречается на документах, памятниках и стандартах римских легионов - SPQR, что означает Senatus Populus Quiritium Romanus, то есть "Сенат и римский народ". В своей книге "Рубикон", историк Том Холланд отмечает, что право голоса было признаком преуспевающего человека. Для того чтобы стать римским гражданином, необходимо было научиться подавлять свои собственные интересы в пользу общества. Для среднестатистического римлянина гражданство означало не только участие в управлении государством, но и сопереживание его радостям и страданиям. Даже самые бедные граждане, пролетарии, хоть и имели ограниченное влияние, все же имели представителей в центуриатных комиссиях.
Мозаика в Милане
Кроме того, несмотря на то что женщины, будучи гражданками, не участвовали в политической жизни Рима, существовала еще одна значительная группа населения, лишенная гражданских прав - это рабы. Рабство было распространено во многих древних цивилизациях и существовало задолго до Римской Республики. В Риме рабы были привезены из разных мест. Они занимались различными видами работы, от сельского хозяйства до домашнего обслуживания, и даже могли иметь возможность купить свою свободу, став гражданином. Римский раб имел больше возможностей для социальной и экономической мобильности, чем рабы в других античных обществах, и их дети могли даже занимать государственные должности.
Империя
С увеличением влияния Рима и его стремлением расширить свои границы за пределы стен города, концепция римского гражданства претерпела изменения. Этот рост вызвал вопрос о том, как относиться к новым народам, завоеванным Римом. Должны ли они получить статус римских граждан? Должны ли они быть признаны равными? Хотя Рим всегда был городом иммигрантов, получение гражданства для жителя Рима отличалось от положения человека за пределами города. Как отмечал один историк, существовала разница между предоставлением гражданства индивидуальному лицу и целому народу. После завоевания латинян и самнитов возникли вопросы о "правах" и "привилегиях".
Самниты
Хотя новые союзники оставались гражданами своих собственных общин, они жаждали тех же свобод, что и римляне. Хотя они получали ряд преимуществ от своего статуса союзника, таких как защита от вторжений и доля в военных трофеях, а также возможность заключать экономические соглашения, их не признавали полноправными гражданами Республики. У них были обязанности, такие как уплата даней и предоставление солдат для римской армии. Они жили в неопределенном статусе. Хотя у них было множество преимуществ, как и у
граждан, они не имели права голоса на городских собраниях. Для того чтобы стать полноправным и равноправным гражданином, то есть римлянином, человек должен был использовать свое избирательное право.
К концу Второй Пунической войны (218–201 гг. до н.э.) ситуация начала меняться. Жители этих союзных общин получили право заключать браки между римлянами и жителями провинций, и их дети уже не считались незаконнорожденными. Провинциалы могли приобрести гражданство за лояльность или государственную службу. К 150 г. до н.э. магистраты латинских городов стали обладателями римского гражданства, а любой латинянин, осевший в Риме, мог получить гражданство.
По мере того, как Рим приобретал земли по всему полуострову, возросли требования к изменению статуса многих общин за пределами города. Новые завоеванные народы требовали большего. Они хотели полного гражданства с правом голоса. Трибун Гай Гракх (122-121 гг. до н.э.) предложил предоставить полное гражданство всем союзникам Италии, но его инициатива столкнулась с сопротивлением знати и плебеев. Предложения Гая о реформах нашли поддержку у одних, но вызвали протесты других, включая сенат. Его гибель и смерть его сторонников поставили конец этому предложению.
Союзническая война
Однако на горизонте начали маячить перемены. Гражданские войны потрясли устоявшийся порядок. Трибун Марк Ливий Друзас выступал за предоставление им полного и равноправного гражданства, пока его коллеги-римляне в Сенате стремились ограничить гражданство союзных общин. Его предложение столкнулось с сопротивлением, и в 91 году до н.э. его убийство стало началом Союзнической войны (91-89 годы до н.э.) - одного из наиболее кровопролитных конфликтов в истории Рима. Военные действия угрожали распадом союзов, этруски и умбрийцы готовились к отделению. Вскоре начались беспорядки, затронувшие не только Италию, но и другие области.
Гай Юлий Цезарь
Сенат предостерегал, что предоставление гражданства этим народам приведет к их захвату городов. Однако, благоразумие в итоге победило, и всем людям (кроме рабов) на итальянском полуострове в конечном итоге было предоставлено полное гражданство (по крайней мере, изначально) тем, кто не поднимал оружия против Рима. Впоследствии Юлий Цезарь, ставший пожизненным диктатором, расширил гражданство за пределы Италии, предоставив его жителям Испании и Галлии.
Гражданство: господство богатых
Идея о том, что значит быть римлянином, начала меняться со временем; по сути, понятие "латинский" стало менее этническим и более политическим, как отметил один из историков. В Риме возникли многочисленные вопросы относительно того, каким образом существующие институты должны взаимодействовать с этими новыми гражданами. Этим новым гражданам предстояло осознать, что означает принадлежать к римлянам. Историк Том Холланд писал, что быть гражданином Рима означало осознание своей реальной свободы. Однако приобретение этого нового гражданства сопровождалось определенными условиями. Римлянин, будь то в городе или за его пределами, должен был отказаться от своей индивидуальности и сосредоточиться на благе общества.
Получение права голоса для жителей за пределами города было не так важно для всех, кроме состоятельных граждан. Членство в римских ассамблеях не определялось выборами, так как они функционировали как прямая демократия. Голосование проводилось племенами, и каждый гражданин был отнесен к определенному племени (чаще всего в зависимости от своего богатства), и каждое племя голосовало едино. Однако чтобы принять участие в голосовании, гражданин должен был присутствовать лично, что могли себе позволить только богатые. Однако гражданство не было вечным. При необходимости гражданство могло быть аннулировано; это в основном касалось преступников.
Динарий Фонтея Капитона в 55 г. до н.э. На реверсе изображена Вилла Публика
Каждые пять лет гражданин обязан был регистрироваться на Вилла Публика для переписи населения, указывая имя супруги, количество детей и всю свою собственность (включая одежду и драгоценности супруги). Все эти данные проходили проверку и оценку городскими магистратами (цензорами), которые могли продвигать или понижать должности каждого гражданина в соответствии с его заслугами. Перепись играла значимую роль.
Марк Аврелий Антонин
К 212 году н.э. император Марк Аврелий Антонин, известный как Каракалла, предпринял меры по предоставлению всем мужчинам в империи полноправного гражданства (женщины в этих областях имели те же права, что и римские женщины). Многие историки сомневаются в мотивах этого внезапного акта благодеяния. Некоторые полагают, что за ним стояла необходимость в дополнительных налоговых поступлениях, поскольку налог на наследство платили только римские граждане. Тем не менее, к началу III века н.э. идея гражданства и "права голоса" была в основном утрачена. Функции императора заменили роль Сената и ассамблей, а избирательные права практически прекратили существование. Вместо этого Рим стал разделенным между двумя группами - элитой и низшим классом, и практически не было юридической разницы между ними. Гражданство все еще предполагало определенную роль в государственных делах, но после убийства Цезаря и вступления его приемного сына Августа на престол, которому Сенат присвоил титул первого гражданина или принцепса, политическая система Рима изменилась навсегда, и гражданство уже не было таким ценным достоянием, каким оно когда-то было.
Больше интересных фактов об истории на нашем Дзене!