11

Дворец в городе под защитой богов. Бали

Город Семарапура на острове Бали не часто посещают туристы, ведь он находится в стороне от стандартных туристических маршрутов, и, тем не менее, подлинные любители древности и изобразительного искусства непременно доберутся сюда. Те, кто бывал на Бали, знают, что на местном языке «пура» значит «город», и это слово часто входит в состав названия многих городов. «Семара» значит «находящийся под защитой богов».

Этот город является столицей района Клунгкунг, и знаменит великолепным архитектурным комплексом королевского дворца, построенного в XVII в.

Хотя королевство это было самым небольшим по площади на острове, оно дольше других держало сопротивление голландским колонизаторам и сдалось одним из последних в 1908 г.

Дворец стал свидетелем трагических событий 18 апреля 1908 г., когда король призвал своих подданных на бой, известный в военных традициях гордого острова под названием «пупутан» ( бой до победы или смерти). Когда сопротивление с помощью штыков и копий против голландского огнестрельного оружия было обречено на провал, король и его подданные, военные и слуги совершили коллективное самоубийство. Сейчас даже трудно поверить, зная дружелюбие, вежливость, жизнелюбие и спокойствие балийцев, что одно столетие назад здесь происходили такие события.

Архитектурный комплекс дворца состоит из двух основных частей: здания королевской резиденции и павильона правосудия (Кертха Госа). В той части, где находится здание королевской резиденции, особенно живописен в плане гармонии архитектуры и природы павильон на воде под названием Бале Кембанг.

Королевство Клунгкунг было одним из наиболее состоятельных в середине XVII в, став своего рода центром финансов, духовности и культуры, щедро спонсируемой королевским двором. Будучи преемником династии Гельгель, самой богатой династии времени «золотого века» Бали, когда большая часть острова находилась под властью одного королевского двора. В XVII в., Клунгкунг находился в более выгодном положении, чем другие королевства, возникшие после времен династии Гельгель (Карангасем, Сукавати, Булеленг, Бадунг и др).

Павильон Правосудия (Кертха Госа) в северо-восточной части комплекса был местом верховного королевского суда, здесь велись дела практически всех подданных и выносились окончательные приговоры. Во главе суда находилось три главных священника-брахмана. Судебные решения считались не только делом мирским, но и частью духовной жизни, ведь, согласно индуистским и буддийским представлениям, каждый поступок ведёт к следствию, и так осуществляется священный закон Кармы, одинаковый для каждого.

Подсудимые, ожидавшие приговора, имели возможность и поразмышлять не только о том, что ждёт их в этой жизни, но и о том, что ждёт их в следующем воплощении. Ужасающие сцены ада, а так же сцены битв, храмовых церемоний и сюжеты из древнего эпоса «Рамаяна» искусно и старательно изображены мастерами фресковой живописи на потолке и стенах павильона.

Это уникальные фрески стиля камасан, который так же называют «ваянг» (от названия традиционного кукольного театра теней, так как фигуры фресок изображены в форме фигур кукол). Развивался стиль камасан мастерами, жившими в деревне под этим названием, находящейся в регентстве Клунгкунг.

В деревне Камасан производились многие художественные и ремесленные изделия из золота, серебра, из поколения в поколение передавался секрет производства кукол для театра «ваянг». Музыканты, певцы и танцоры из этой деревни так же славились своими талантами. Именно здесь зародились и сформировались аутентичные художественные традиции, которые существуют на острове и по сей день и проявляются даже в самых простых сувенирных изделиях.

Главные ворота, ведущие на территорию архитектурного комплекса, датируются 1622 г. Это место является не только важной составляющей историко-художественного наследия, но и непосредственной частью повседневной жизни местного населения. Сюда приходят школьники и студенты для знакомства с прошлым своего народа, назначают встречи друзья и влюблённые, а молодожены проводят свадебные фото сессии.