1440

Что я узнал, когда изучал долгожителей5

Я врач-гериатр ("врач по пожилым"). В начале карьеры я подрабатывал врачом при огромном исследовании по долголетию (оно еще идет). В исследовании участвовали долгожители: согласно медицине — это люди 90+ лет. На практике же это было так: ездил я с личным водителем и большой анкетой по разным уголкам Московской и рядом расположенных областей. Города, деревни, села — заброшенные и не очень. Общался с долгожителями, заполнял огромную анкету, проводил всякие медицинские тесты, забирал анализы.

Делюсь тем, что объединяло тех, кто не выглядел на свой возраст:

1. Хорошее настроение. Один из тестов был скрининг на депрессию. И к моему удивлению плохие значения теста почти не встречались.

2. Наличие хобби. Долгожители читали книги, писали стихи, работали на даче, выступали в художественных коллективах. Даже у людей с ограниченными возможностями находились занятие по душе.

3. Хорошие отношения с семьёй. У здоровых долгожителей были ухоженные дома, родственники их ценили и уважали, поддерживали ежедневное общение.

4. Зарядка. Я видел столетнюю леди, которая на зарядке делает 15 отжиманий и "мостик": она мне их продемонстрировала. И практически все те, кто дожил до такого возраста в здравии были физически активные.

5. Скромность в пище. Нет, они любят себя и едят что хотят. Например, одна долгожительница очень любила бутерброды с красной икрой и была благодарна родственникам, что они могут ей дать возможность ими наслаждаться. Но сами порции обычно не очень большие, а еда нежирная.

6. Мало хронических болезней. Чаще всего среди "бодрых" долгожителей были те, кого миновали инфаркты и инсульты, сахарный диабет и стенокардия. Чаще были проблемы с суставами и зрением, этого не избежал никто почти. Но сердечных и сахароснижающих препаратов многие из них не принимали совсем! И по мне это самое классное, что ты не живёшь жизнь, в которой нужно пить таблетки каждый день.