966

Будни оперных певцов, часть 2

Как справедливо заметил один из комментаторов, с удивлением осознаешь, что твоя привычная повседневная деятельность может выглядеть...несколько странно в глазах людей других профессий)) Поэтому непросто даётся решить, о чём писать, а о чём - нет, потому что для меня всё нижеперечисленное в равной степени норма:

1. Часто мы покупаем билеты на собственные концерты. Когда организатор выделяет, например, два пригласительных, а к тебе на концерт хотят прийти 4 гостя.

2. Девушкам петь во время месячных опасно. Да, это не миф) в силу изменений, которые претерпевает организм в этот период, голосовой аппарат становится более уязвимым и немного отекает. Голос звучит менее звонко, особенно это ощутимо в верхнем регистре, да и велик риск травм (кровоизлияний в связки, например). Поэтому свои выступления мы планируем с календарем месячных в руках. Конечно, случается, что дни сдвигаются и концерт приходится на опасный период - приходится выкручиваться противоотечными и сосудоукрепляющими средствами, а иногда и фармой посерьезнее. Отсюда третий пункт -

3. Профессиональный вокал во многом сродни спорту. И допинг у нас тоже есть. Это и гормональные препараты, и всякие заливки (лекарства, которые фониатр заливает тебе специальным шприцем прямо на связки), многие певицы сидят на мочегонных препаратах (снимают отек, и как следствие голос звучит звонче). Но в отличие от спорта, в пении допинг не наказуем официально - за него наказывает только природа. Люди, слишком сильно полагающиеся на тяжёлую фарму, поют хорошо, но недолго.

4. Как и в спорте, в вокале важны регулярные тренировки. Здесь нельзя осилить годовой объём голосового развития интенсивным курсом за две недели. Голос не терпит насилия - как в спорте можно порвать связку или мышцу, так и в вокале можно нанести себе травму, которая поставит крест на карьере. Любое произведение мало выучить, его ещё надо впеть - отработать, довести до определённой степени автоматизма. И отвечаю на вопросы в комментариях: научиться петь по книжкам/записям/видеокурсам невозможно. Никак. Если вас убеждают в обратном - не верьте. Только занятия с квалифицированным, подходящим Вам педагогом (обязательно выполнение обоих условий). Есть даже выражение: «Вокалист поёт ушами педагога.»

5. Мы можем без содрогания слушать «обычную человеческую» музыку) Если к Вам в машину сел оперный певец - не нужно лихорадочно искать радио классической музыки (99,2 FM - на всякий случай). Более того, многие певцы настолько сыты по горло музыкой, которую приходится слушать по долгу службы, что в свободное время слушают всё что угодно кроме оперы. Или не слушают ничего, как я, например. Симона Кермес как-то призналась, что слушает только панк рок. А мне до сих пор нравятся песни Андрея Губина (боже, не верится, что я это сказала...)

6. Не правда, что рожавшие певицы поют лучше, чем не рожавшие (такой вопрос был в комментах). Но правда, что иначе. Голос крепнет и обретает другие краски в силу гормональной перестройки организма. Что касается меццо-сопрано - да, часто говорят, что ты не настоящее меццо, пока не родила (кто-то добавляет «второго»).

7. Многие оперные певцы курят. Прям реально многие. И студенты консерваторий, и солисты театров. Для меня это тоже было открытием. Но на качество голоса всё равно влияет, особенно у высоких голосов.

Дубликаты не найдены

Лига Оперы

92 поста492 подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Давайте будем вежливы по отношению друг к другу. Критикуем конструктивно.

2. Не делаем то, что запрещено правилами Пикабу.

3. Без оффтопа. Если пост про Баскова, то из оперной тематики.

Подробнее
+37

О. Давно хотела спросить.  А что будет, если забудешь слова? Или если захочется кашлять? Сама в филармонию регулярно хожу,  каждый раз за певцов переживаю.

раскрыть ветку 36
+46

Как ни странно, в опере слова забыть сложнее, чем при исполнении каких-то популярных эстрадных песен. В опере слова обычно учатся не отдельно, а как часть музыкального полотна (не нарочно - так получается), и после энного количества репетиций слоги уже чётко воспринимаются как дополнение к нотам. Но если всё-таки на сцене вылетел из памяти какой-то кусок, то исполнители стараются подобрать что-то похожее по смыслу или, если эта музыкальная тема повторяется, просто берут текст из предыдущего или следующего подобного фрагмента. Чаще всего проблемы с текстом возникают у тех, у кого этого текста меньше всех. Хористы, например, вообще могут захлыздить и не выучить, а потом талдычить "сорок восемь, сорок восемь, сорок восемь" на ту же музыку.


Про кашель. Ну, обычно правильная постановка дыхания решает многие подобные проблемы: кашель, чихание, заикание. Но если всё же что-то мешается, то солист старается побыстрее закончить фразу и тихонечко прочистить горло.

раскрыть ветку 4
+32

Будет «Тролололо» как у Эдуарда Хиля 😉

раскрыть ветку 5
+26

Повторяешь слова того куплета, который помнишь - если форма куплетная. Сочиняешь, если других вариантов нет) Может «подхватить» концертмейстер, подсказать слова или дать побольше паузу, чтобы расхотелось кашлять)

раскрыть ветку 3
+23

Я тоже оперная певица, поэтому позволю себе ответить на ваши вопросы :)

Я как то забыла 3 из 4 куплетов в русской народной песне, выкручивалась и придумывала текст на ходу. Так мои щёки и уши никогда ещё не горели :D и мой фейл почти никто не заметил.

Когда забываешь слова на иностранных языках намного проще: поешь выдуманную хрень в стиле языка и самое сложное здесь  - не заржать.

Кашлять, почему-то, никогда не хотелось,но может першить, сохнуть, или чего хуже, вообще не звучать  

раскрыть ветку 5
+7
А если пчихнуть? Чих он же непредсказуем.
раскрыть ветку 5
+4
В оперном театре за сценой сидит "суфлер" с партитурой и следит за действием, выкрикивает начало каждой фразы чуть раньше, чем она наступает и вокалист подхватывает. Так возможно не на всех спектаклях делают, но на особо сложных для исполнителей.
раскрыть ветку 7
+3

Придётся переходить на псевдоитальянский и на ходу лепить слова)))

+54

интересно) в очередной раз убеждаюсь, что каждая профессия по своему интересна и в каждой профессии есть свои нюансы)

+27

В училище на парах вокала можно были прийти и сказать: «Я сегодня не поющая». И непоющей я была чаще раза в месяц (никто ж не полезет проверять). Вокал не был профильным предметом. А посещать я его не хотела из-за преподавательницы. Она была прокуренная, как пепельница. Причём смолили они вместе с концертмейстером вдвоём, прямо в аудитории, не всех переменах. Вонь отвратная. И пела она, «как будто кто-то мочится в медный таз». Моя куратор, которая по совместительству Мама моей лучшей подруги, рассказывала, что в молодости у этой преподавательницы было удивительное сопрано. Как «хрустальный ручей». Чистое, звонкое, неземное. Видать все же прокурила.

раскрыть ветку 9
+12

Хрустальный ручей спустила в медный таз.

+8

Курение и пение, конечно так себе сочетаются. У той же Пугачевой в молодости был голос, а сейчас хриплое кваканье

раскрыть ветку 7
+14

Всегда интересно почитать про другие профессии.

Спасибо.

+11
Я тоже пою и преподаю, но современный вокал, то есть эстрадный.И частично народный.У нас преобладает грудной регистр, то есть основной голос.Вопрос- как оперном пении или академическом петь так громко высокие ноты головным регистром? У нас переходы используют как украшение, или микст еще Есть, но он все равно не такой как в академе.
в институте 5 лет был академический вокал, но с ним так и не сложилось.
раскрыть ветку 15
+5

Ох, у нас скорее другая проблема - как спеть верхние ноты на пиано...это как раз сложнее)

раскрыть ветку 3
0
Конечно я могу быть не прав, но, по крайней мере у мужских голосов, в любой тесситуре работает и грудь и голова. Разница только в соотношении голова-грудь. Чем выше, тем больше подключается голова, но грудные обертона не убираются. А связывает всё это, как мой преподаватель говорил, продых. Т.е. правильный выдох.
раскрыть ветку 10
+9

а вот пара джазовых певиц, которых я знал и все поголовно ведущие на радио курят. чтоб голос пониже и для хрипотцы

раскрыть ветку 18
+12

В академическом вокале ещё важна чистота тембра, поэтому для нас курение всё-таки нежелательно. Именно из-за хрипотцы)

раскрыть ветку 16
-1

вроде как зависимость практически минимальна.

+56

Я служитель баптистской церкви и у нас на собраниях приоритет проповеди а не пению как в православии. Но в семинарии уроки музыки были обязательными. Хотя учился я лаже не на служителя а на теолога.  Вела уроки музыки замечательная сестра, выпускница одной из московских консерваторий и участница хора этой консерватории. Так она нам, богословам, которым медведь на ушах устроил пляски, умудрилась за время обучения привить такую любовь к высокой музыке, да и к пению в принципе, что мы, книжные черви даже стали перед каким то семинарским концертом носить шарфы что бы горло сберечь от холода, семечки не ели, и даже в движениях появилась какая то степенность. Что уж и говорить - довольно часто обсуждали мы тогда тему классической музыки. А после того, как она провела нас на концерт со своим участием, мы вообще опылились этой темой.

Вот так, один человек высокого искусства, сумел растопить сердца суховатых мыслителей и по вечерам, на студенческой кухне, звучали не только богословские споры, но и радио Classik.

раскрыть ветку 14
+44
Мил человек, напиши каково это на теолога учиться, тем более у баптистов. Интересно
раскрыть ветку 4
+29

Вела уроки музыки замечательная сестра,

Иллюстрация к комментарию
+10
служитель баптистской церкви и у нас на собраниях приоритет проповеди а не пению как в православии

чо за нафиг? я всегда считал что из всех ответвлений христианства, баптисты самые крутые, ибо у них госпел, спиричуэл и вот это всё. я атеист 99 левела, но госпел послушать в церковь ходил.

https://www.youtube.com/watch?v=SwElG8p8W0o

раскрыть ветку 3
-7

Ну с мыслителями-то это уж перебор. Какие в жопу вы мыслители?

раскрыть ветку 3
ещё комментарии
+8

Меня волнует вопрос, КАК люди понимают, что умеют петь именно оперным голосом? Как это происходит, с утра встал, распелся и случайно получилось?

раскрыть ветку 1
+14

Эмм...сложно сказать, как понимают другие - я с детства любила именно это и старалась подражать оперным певицам. Да, не смейтесь, лет с трёх. И другого пения для себя не представляла, и жизни без него - тоже

+31
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 7
+30

Но Маликов круче, правда?? =')))

раскрыть ветку 5
-1

Был.

Двадцать лет назад.

+6
А расскажите пож-та про музыкальный слух и музыкальную память? Я вот очень точно умею запоминать мелодию и воспроизводить, даже классическую. Много мелодий могу напеть по памяти. Но ведь это не слух)) это бесполезная суперспособность?
раскрыть ветку 8
+8

Это музыкальная память и слух в том числе. А если Вы их напеваете, попадая в ноты - то это уже слух в чистом виде и его координация с голосом

раскрыть ветку 7
+5

Подскажите, пожалуйста, по каким критериям можно искать преподавателя по вокалу для того, кто этим никогда не занимался?

Чтобы с самого начала учил правильно.

раскрыть ветку 11
+11

Скорее я могу сказать Вам, что «правильный» преподаватель НЕ должен делать. Он не должен обещать Вам быстрого успеха и звездной карьеры, он не должен Вам сразу давать сложные произведения. Скорее всего Вы начнёте с элементарных распевок, на которых посидите какое-то время, потом перейдёте к вокализам, потом к старинным итальянским ариям и русским народным песням. НО Вы должны чувствовать постоянный прогресс. Он будет медленным, приготовьтесь к этому, но он должен случиться не через год-два-три. Понятно, что постоянный прогресс не подразумевает спеть арию Нормы на третьем занятии - но движение вперёд должно быть. Если педагог Вас унижает, если не может объяснить, что-то Вас хочет, а говорит «пой как я» - это всё сразу нет.

раскрыть ветку 10
+8
Но в отличие от спорта, в пении допинг не наказуем официально - за него наказывает только природа. Люди, слишком сильно полагающиеся на тяжёлую фарму, поют хорошо, но недолго.

Можно поподробнее?) Ну в том плане "передвинуть девушкам месячные" - это ..хм...понятно скажем так. Но, судя по контексту "тяжелую фарму" принимают и мужчины) Зачем тогда она им?)


з.ы. заранее извините, я просто ооооочень далеко в своей профессии от музыки, да и в принципе от творчества) Но мне правда интересно) Я думала только проф.спорт самый "калечащий" в плане допинга)

раскрыть ветку 23
+40

О нееет, в пении можно тоже покалечиться нехило) ну например, был у нас случай: девушка, которая давно уже сидела на мочегонных (на это ох как подсаживаются, потому что без них голос ведь звучит по-другому. Это как косметика или пластическая хирургия: когда женщина привыкает к своему лицу с накачанными губами, ей кажется, что этого мало, и добавляет ещё, а потом ещё..), чуть не упала в обморок на сцене во время концерта. Мочегонные повышают нагрузку на сердце, а когда к этому добавляется ещё и стресс - результат налицо. Ещё в качестве экстренной меры заливают на связки адреналин. Этот спектакль ты споёшь здорово, только потом молчать будешь месяц

раскрыть ветку 11
+5
Но, судя по контексту "тяжелую фарму" принимают и мужчины)

Про мужчин и тяжёлую фарму впервые слышу. Знаю, что у кого-то бывает настолько сильный страх сцены, что просто необходимы успокоительные (чаще этим страдают инструменталисты). Или просто человек паникует и успокаивает себя каким-нибудь чудом гомеопатии, которое "плацебным" способом улучшает состояние голосового аппарата. Лично я считаю, что решать подобные проблемы симптоматически не следует. Если проблемы с нервами, значит, надо заниматься тренингами, лечить нервы, постигать дзен в конце концов) если проблемы с голосом - брать перерыв, лечить связки, горло, нос, желудок или что там в данном случае является причиной. Ну и режим стараться соблюдать в любом случае.

-1

Я бы сказал, что самый калечащий в плане допинга - это любительский спорт. Бездумный подход с отсутствием знаний, анализов, препараты сомнительного качества и тд и тп.

раскрыть ветку 9
+3

А что так мало? :)
Продолжайте, очень интересно ;)

+2
Вот это да, написали очень интересно. Про допинг впервые слышу, не подумала бы никогда. Вроде голос есть голос пой да и все а оказывается все не так то и просто! Пишите ещё очень интересно!
раскрыть ветку 1
0

Спасибо)

+2

> научиться петь по книжкам/записям/видеокурсам невозможно


А есть то, чему можно?

раскрыть ветку 7
+6

Теории музыки, сольфеджио, истории музыки - и другим теоретическим составляющим музыкальной грамотности

ещё комментарии
+2

Очень интересно!) Почти как "10 глупых вопросов", только текстом)

+4

ТС, расскажите нам, пожалуйста, о весе певиц. Великолепная Вишневская была стройна, а Нетребко - явно тяжелее 80 кг.

Что даёт вес и почему говорят, что оперная певица должна быть курпулентной?

И, если сравнивать вышеуказанных прим, какие различия в их голосах, какой богаче и пр?

раскрыть ветку 23
+14

Ответ простой - не должна) вес с голосом никак не связан, вес - особенность индивидуальная, но никак не профессиональная. Более того, сейчас многие театры проводят политику «похудения» своих певцов. Худ рук одного из московских театров открыто отдаёт предпочтение при прослушивании более стройным певцам и певицам (при одинаковом уровне вокальных данных) и настоятельно рекомендует худеть уже состоящим в штате певцам с избыточным весом. Сравнивать Вишневскую и Нетребко невозможно и ненужно: в их голосах и их сценической индивидуальности различно многое и каждая по-своему прекрасна - но от веса это никак не зависит)

раскрыть ветку 8
+5

Посмотрите на А.Нетребко в 20-25 лет, худышка. А голос уже был так же хорош.

+3

Большинство людей пропорциональны. Соответственно, у большинства БОЛЬШИХ людей (не жирных, не накаченных, а именно больших), голосовой аппарат будет больше. Ну типа сравни например ладони чувака ростом 2 метра, и чувака ростом 1.70 - у кого лапа больше? Скорее всего у первого. Тут то же самое.

раскрыть ветку 6
0

Я подписана на инсту Анны Нетребко, очень она мне нравится. Нет, у нее около 70 кг вес, не такая уж она и толстая. Просто упитанная слегка. И в одном из своих интервью она признавалась, что очень ее устраивает, что она поправилась и теперь может петь более глубокий репертуар, а не только арию Джудитты. Вес с голосом связан. Ну, может быть только для певцов мировой оперы). Я Нетребко верю больше.

раскрыть ветку 5
+5

люди, которые для меня не люди, а какие-то мифические герои и нимфы: мужчины - те, которые занимаются скоростным спуском на горных лыжах, женщины - которые поют в опере.

Балерины и арфистки тоже конечно крутые, но заниматься оперным пением - это прям что-то не от нашего мира.

раскрыть ветку 14
+9

А мужчины-оперники уже не так ценны?)) сопран как раз много, а вот тенора в театрах подотчётны. Как и в драматических - есть традиция брать мужиков в театр "за штаны".

раскрыть ветку 12
0

хули минус? Я просто занимался немного и тем и другим, а сейчас работаю планктониной. Вот и радуюсь, что кто-то может чем-то более творческим заниматься, чем мы смертные

+1

пункт 4 все же яб уровень категоричности подубрал. фишка в том, что сейчас массам стала доступна домашняя звукозапись очень даже приличного уровня: нормальный конденсаторный мик с широкой диафрагмой можно купить тыщ за 5-6, плюс звуковуху тыщи за 3. для дома, для начала - уже прекрасно. если нет особых проблем с сольфеджио и ты слышишь свои косяки, то заниматься самостоятельно вполне можно. другое дело, если беда со слухом и надо сольфеджио качать - но тут тоже момент, вроде как на андроиде/iOS достаточно дохрена обучающего софта, который вполне себе может сольфеджио прокачать, при достаточном упорстве.


но при этом энное количество уроков у преподавателя все же необходимы на старте, чтобы понять, в чем основные проблемы и чем именно надо заниматься.

раскрыть ветку 3
+3

Речь идёт об академическом вокале изначально, и только о нём

раскрыть ветку 1
+1

Зависит от целей. Про академ уже сказали. Петь русский рок, поп-рок, романсы, баллады, нашу эстраду, рэп - да можно научиться. Если пойти в более сложные жанры, там есть свои ньюансы, изучение которых без учителя может занять года. Джаз, соул, блюз, рнб - ритмика, ну не знающий человек не будут обращать внимание на это, зачастую здешние вокалисты поют с оттяжкой, поют триолями, поют специально мимо ритма, разные техники, иногда и экстрим, сложная подача. Рок, метал - экстрим техники, высокие ноты, микст с которым даже у занимающихся с преподавателем проблемы. Даже поп если посмотреть современный западный, это сейчас тоже сплошной микст, переключение регистров и даже, иногда, экстрим техники. Тут уже важна не только интонация и слова... А еще есть проблема называемая русский язык, к сожалению язык не очень вокальный и приучает нас некоторые звуки не очень в правильной для пения позции извлекать, что влияет как на звук, так и не умение брать высокие ноты. Самоучка скорей всего будет просто петь, не обращая на то правильно он делает упражнения (или вообще не будет их делать), он не будет понимать почему у него что то не получается в плане техники, а педагог, часто, понимает и исправляет это..
Учитель позволит это освоить быстрее в 5-10 раз, а сам можешь еще и не правильно обучиться, убив свой голос через пару лет такого пения... Но да у 1 из 100 может получится и самостоятельно, есть уникумы, но учитель все-равно дает ускорение, а жизнь не вечна )

Серьезный вокал оооочень, прям ооочень тонка штука.. Так что все действительно зависит от целей.

+1
Спасибо! Интересно, но вы вроде 6игде писали какой у вас тембр вроде ?
Только вчера перед сном смотрел на ютубе живой концерт Джесси Джей, крутая чувиха! У неё вроде меццо-сопрано?
раскрыть ветку 5
+9

Вы, видимо, тип голоса имеете в виду. У меня лирическое сопрано

раскрыть ветку 4
0

Автор, а вы вокал преподаете? Моя почта kljukovskaja@yandex.ru

0

А где первая часть?

раскрыть ветку 1
0

У меня же в профиле, чуть раньше)

0

Как ухаживаете за голосом? Есть ли регулярные полоскания, физические нагрузки (или отказ от них), ингаляции? Что не делаете за 1-2 для до важного выступления? От разных вокалистов слышу всегда разные штуки и не уверен, что это не плацебо, хотя у самого есть особые ритуалы. Всегда интересно услышать других, особенно оперных певцов, так как бытует мнение, что академисты лучше ухаживают за своим голосом )

раскрыть ветку 1
+2

Если голос здоров, ничего специально не делаем. Ни полосканий, ни медикаментов. Для подпитки можно витамины группы В (нейромультивит, берокка), бромелайн, кальций - но всё индивидуально, кому что помогает. Я не принимаю ничего. Вот физические нагрузки как раз нежелательны. В рамках физкультуры, легкого фитнеса - да. Но если позанимаешься до боли в мышцах, голос не будет звучать, пока болеть не перестанут, прям тонуса у связок нет. И пресс качать категорически нельзя. Ну и за 1-2 дня...да ничего особенного, если Вы и так придерживаетесь режима. Для голоса главное хорошо покушать, хорошо поспать, не нервничать))) мой педагог говорил: нельзя становиться рабом собственного голоса. Так что по-хорошему: чем меньше «паришься», тем меньше имеешь проблем. Реальных и надуманных)

0
В первой части Вы говорили про стереотипы, связанные с характерами людей - обладателей разных голосов. Например, басы много пьют. Расскажите, пожалуйста, ещё об этом и поподробнее. В Гугле не нашел, но это очень забавная тема. Спасибо!
0

извините что сюда пишу, но возможно вы поможете.
Занимаюсь вокалом с преподавателем и дома, примерно несколько месяцев.
Когда занимался дома - заметил такую особенность, что если беру высокую ноту - например, соль второй октавы - то голос как будто сразу прочищается и звучит более чисто и звонко. Как будто зажимы снимаются.
Я взял это на вооружение и за вечер много раз брал эти самые высокие ноты, даже доходил до ДО третьей октавы, но там уже чисто звучание фальцетом было.

Как итог - проснулся и чувствую першение в горле. Я ещё недельку занимался дома, пел потихоньку, думал что пройдёт.
Не прошло.
Тогда я вообще на вокал забил, всю неделю молчал как рыба.
Першение пропало. но осталось какая-то зажатость, я когда говорю - чувствую что в горле всё зажато. И сам голос по звучанию какой-то плоский и зажатый.
Пробовал снова петь потихоньку - зажатость не убирается, а утром опять ухудшение в горле чувствую....

Я так понимаю, всё плохо, да?
Типа угробил голос, порвал связки и ничего не восстановится?
Или ещё пару недель помолчать и может быть голос восстановится?

Сорри что сюда пишу, просто у нас врача-фониатра нигде нет((

0

По пятому пункту https://vk.com/video1737370_140191802

-17

А теперь вам, уважаемые оперные певцы. <