Серия «Роршах-тест»

Серия Роршах-тест

Детство в провинции, университет в Европе, карьера в Москве

Размышления о психотерапии за рамками официальных дат и общепринятых периодизаций. Очень, очень длиннопост

© Бермант-Полякова О.В., 2024

Было это в стародавние времена, когда ни психотерапии, ни психологии, ни психиатрии как отдельных наук ещё не было, а существовала на свете одна лишь неврология, и все болезни были "от нервов".

Детство в провинции, университет в Европе, карьера в Москве Роршах, Буинск, Карл Густав Юнг, Цюрих, Российская империя, Психоанализ, Длиннопост

Марциновский, Я. (д-р). Борьба за здоровые нервы. (1913)

Языком передовой науки в те времена был немецкий, а столичные обеспеченные горожане поправляли здоровье лежанием в меховых мешках на свежем воздухе, водолечением и электро-машинами на дачах-санаториях.

Например в "Санатории "Крюково" Е.Н. Рукавишниковой и Н.А. Вырубова для нервных и переутомленных".

Константин Рукавишников - московский городской голова в 1893-97, крупный предприниматель. Жена его Евдокия масштабно занималась благотворительностью. Николай Алексеевич Вырубов родился в Якутии. Окончил медфакультет Московского университета в 1893, с мая 1900 по январь 1901 повышал квалификацию в Гейдельбергском университете. В течение каникул знакомился с клиниками и учреждениями для душевнобольных во Франции, Бельгии, Швейцарии, Австрии и Германии.

В 1909 году Н. А. Вырубов основал подмосковный санаторий «Крюково» для лечения психоневрозов с использованием методов психоанализа, которым он руководил до конца 1912 года. В 1910 году совместно с Н. Е. Осиповым и О. Б. Фельцманом начал издавать журнал «Психотерапия».

Лирическое отступление про самый старый город Европы

Как известно, самый древний город в мире (населённый людьми непрерывно с момента его основания) это Иерихон, появившийся девять тысяч лет назад.

Иерихон находится в 7 километрах к западу от реки Иордан, в 12 километрах к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 километрах к северо-востоку от Иерусалима.

Самый древний постоянно населённый город в Российской Федерации - это Дербент (был включён в состав России в 1813 году), ему почти пять тысяч лет.

Дербент расположен недалеко от устья реки Самур, на западном берегу Каспийского моря. Каспийский проход был известен ещё во время Великого Шёлкового пути

А древнейший город Европы, населённый людьми почти шесть тысяч лет, - Цюрих. Вот про Цюрихский университет и поговорим.

Детство в провинции, университет в Европе, карьера в Москве Роршах, Буинск, Карл Густав Юнг, Цюрих, Российская империя, Психоанализ, Длиннопост

Цюрихский университет, основан в 1833 году, расположен на реке Лиммат и Цюрихском озере

Женщина с университетским образованием

Первой женщиной из Российской Империи, получившей диплом доктора медицины, хирургии и акушерства в 1867 году, стала студентка Цюрихского медицинского факультета Надежда Суслова. После университета она вернулась на родину и проработала врачом всю жизнь.

Факты таковы: Волна прилива русских студентов в вузы Швейцарии началась в 1880 г. и длилась до 1913 г. Число студентов из России значительно возросло, в аудиториях и лабораториях не хватало мест. Чувствуя себя ущемленными, швейцарские студенты потребовали более строгих условий принятия в университет иностранцев. Действительно, условия приема российских студенток в высшие учебные заведения Швейцарии были в тот период наиболее либеральными. От российских абитуриенток требовался только аттестат зрелости и свидетельство о сдаче экзаменов по латинскому языку по программе полного курса мужской классической гимназии. Никаких вступительных экзаменов не проводилось.

В 1904 г. состоялось собрание всех университетов Швейцарии, на котором условия принятия в вуз были унифицированы. Увеличение в два раза стоимости университетских взносов в 1908 г. не отразилось на количестве поступающих, их число возрастало. Абсолютный максимум количества русских студентов в Швейцарии был достигнут в 1906/1907 гг., когда 36 % всех студентов в Швейцарии были русскими (из общего количества 6444 человек - 2322 человек русских, из которых 1507 женщин и 815 мужчин).

Состав русских студенток был разнообразным. С 1880 г. количество еврейских женщин в числе студенток, прибывших в Швейцарию, заметно увеличилось (они составляли около 60-80 % среди российских студенток). Если в 1870-е гг. количество евреек в Цюрихском университете составляло около 10 процентов, то в 1900-1908 гг. уже 60 процентов.

Любопытный статистический факт: самым популярным факультетом был медицинский.

Детство в провинции, университет в Европе, карьера в Москве Роршах, Буинск, Карл Густав Юнг, Цюрих, Российская империя, Психоанализ, Длиннопост

Скриншот статьи И.П. Шкуратовой "Сабина Шпильрейн как студентка Цюрихского университета"

Талантливый и небедный английский химик, оформивший 109 патентов, основатель Института Вайцмана в Реховоте и первый президент новосозданного государства Израиль, Хаим Вайцман, так писал о русской колонии студентов в Швейцарии (сам он учился химии в Берлине и писал докторат во Фрайбурге):

«Во Фрайбурге было очень мало студентов-евреев, но в соседнем Берне (в трех четвертях часа пути) находилась очень большая русско-еврейская студенческая колония. Положение там было нисколько не похоже на берлинское. В конце века Берн и Женева стали перекрестком европейских революционных течений: Ленин и Плеханов основали здесь свой центр, Троцкий (который был несколькими годами моложе меня) тоже часто там бывал», — вспоминал Вейцман.

Революционеры, прошедшие ссылки, Сибирь, владели еврейскими умами студенческой «русскоговорящей» молодёжи. Сионистов же было не больше дюжины, революционеры смотрели на них с презрением, не понимая, как можно выделять еврейские проблемы из общемировых. Вайцман вспоминал:

«Мое неприятие Ленина, Плеханова и высокомерного Троцкого было вызвано тем презрением, с каким они смотрели на любого еврея, которого волновала судьба его народа и воодушевляла еврейская история и традиции. Они не могли понять, как это русскому еврею может хотеться быть евреем, а не русским. Они считали недостойным, интеллектуально отсталым, шовинистическим и аморальным желание еврея посвятить себя решению еврейской проблемы.»

Вот в такую атмосферу швейцарских университетов конца 19 века и приехала учиться из казанской провинции героиня моего рассказа - Ольга Штемпелин.

Ольга Штемпелин: из Казани в Цюрих

Ольга Штемпелин родилась 27 мая 1878 года. Она была старшим ребенком в семье фармацевта Вильгельма Карловича Штемпелин и Елизаветы Матвеевой. Годы становления она провела в Буинске и Казани.

Свое формальное образование она начала в Казанском Родионовском институте благородных девиц, (его окончила также её младшая сестра Евгения), затем в Университете имени Фридриха Гумбольдта в Берлине и в качестве студентки-медика в Цюрихском университете, где она познакомилась со своим будущим мужем Германом Роршахом (родился в 1884 году).

Про её отца, провизора земской аптеки, есть данные в архиве:
РГИА Ф. 1297 Оп. 54 Д. 451
Название фонда МЕДИЦИНСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ МВД
Заголовок
Об увольнении по прошению от службы управляющего буинской земской аптекой провизора коллежского секретаря Вильгельма Штемпелина
Крайние даты 16 марта 1900 г. – 20 июня 1900 г.
Количество листов 12

Биограф Роршаха, Хенри Элленбергер, сообщает: «в студенческой юности Роршах дружил с русскими эмигрантами, был в России с визитом в 1906 году». Вероятно, идея посетить Россию, историческую ситуацию в которой 1905-1907 годов называют революционной, возникла под влиянием политизированных друзей. Социал-революционеры (эсеры) объединились в партию в 1901 году именно в Берлине (Роршах учился там на младших курсах университета) социал-демократы (Р.С.Д.Р.П.) создали единую партию в 1903, идеологи движения жили в Берне и Цюрихе (там он учился на старших курсах). «Уже после первого пребывания в России он пусть даже несколько медленно, но без ошибок и с отличным произношением говорил по-русски».

25 февраля 1909 г. Роршах выдержал заключительные экзамены и получил диплом врача. В это же время он обручился с русской коллегой Ольгой Штемпелин. После экзаменов он взял заслуженный двухмесячный отпуск, чтобы посетить семью жены в Казани. Это была его вторая поездка в Россию.

В 1910 году они зарегистрировали брак в мэрии Цюриха и обвенчались в Крестовоздвиженском православном соборе в Женеве. Вот здесь:

Детство в провинции, университет в Европе, карьера в Москве Роршах, Буинск, Карл Густав Юнг, Цюрих, Российская империя, Психоанализ, Длиннопост

Крестовоздвиженский православный храм в Женеве, Швейцария. Здесь была крещена и отпета первая дочь Ф. Достоевского и А. Сниткиной

В 1914 году супружеская чета Роршахов провела семь месяцев в России, - в подмосковном Крюково у коллеги доктора Вырубова, а также совершила поездки в столицу и по Волге к родственникам жены.

Ольга Штемпелин и Герман Роршах в 1914 году увидели Казань такой. Ей было 36, ему 30.

Буинск

Старинное 1902 года постройки здание Земской аптеки по адресу ул. Жореса, д. 65/41, которое до революции служило аптекой, находится на пересечении улиц Красноармейской и Жореса в Буинске. Поездка "к родственникам жены" была сюда, в этот дом.

В перестроечные годы в здании работал ресторан с названием "Земская аптека" (листайте галерею, чтобы рассмотреть).

Да и сейчас это, если верить Яндекс Картам, ГУП "Медицинская Техника и Фармация Татарстана "Центральная районная аптека № 151.

Здание Земской аптеки в Буинске. Вполне вероятно, что Роршах здесь гостил

Управляющий Буинской земской аптекой - Вильгельм Карлович Штемпелин, тесть Германа Роршаха.

Как сообщает сайт, Земская аптека в Буинске открылась в 1874 году, а с 1902 года она была размещена в специально выстроенном для неё здании. Кирпичные работы выполнил подрядчик Ф.С.Шамонов - крестьянин с.Танкеевки Спасского уезда. В 1918 году в здании аптеки находилось общежитие коммунаров - членов "Северной коммуны". 5.11.1969 года в связи с 50-летием со дня гибели героя гражданской войны И.С.Космовского (1895-1919) на здании установлена мемориальная доска с надписью: "Здесь в 1918 году жил Иван Сергеевич Космовский - организатор партийных ячеек большевиков в Буинском уезде. Погиб в 1919 году».

Может, и про Германа Роршаха что напишут.

Подмосковное Крюково

Анна Роршах писала биографу о брате: «Крюково было интересным местом, однако аристократические пациенты полностью отбирали у Германа его силу и его время, так что у него вовсе не оставалось времени на досуг или даже на то, чтобы собранный материал записать в свой дневник и реализовывать его. Герман как-то сказал мне, что он как художник, который стоит перед красивым ландшафтом без холста и красок. Я полагаю, что едва ли у Германа после его российского опыта позднее возникло серьезное намерение еще раз приехать работать в Россию. Это желание, однако, сохранялось у его жены».

Герман Роршах работал психиатром в санатории по новейшим стандартам и самой последней европейской моде при ст. «Крюково» Николаевской жел. дор. Е.Н. Рукавишниковой и д-ра мед. Н.А. Вырубова в Московской губернии, смею предположить, благодаря знакомству с Константином фон Монаковым. Вероятнее всего, именно Монаков Вырубову Роршаха и порекомендовал.

Открытки с видами санатория для нервных и переутомлённых "Крюково". Первые шаги психотерапии в Российской Империи

В 1914 Роршах с женой вернулись в Швейцарию - страна занимала нейтралитет в войне, а Россия была воюющей стороной.

Детство в провинции, университет в Европе, карьера в Москве Роршах, Буинск, Карл Густав Юнг, Цюрих, Российская империя, Психоанализ, Длиннопост

Ольга Штемпелин родила Герману Роршаху двух детей: дочь Елизавету и сына Вадима.

Санаторий «Крюково» в 1918 году был национализирован,  на его месте появилась коммуна «Освобождённый труд». Через несколько лет коммуну реорганизовали в колонию для малолетних правонарушителей, а в 1930-е — в детский дом имени Третьего Интернационала. С началом Великой Отечественной войны его эвакуировали на Урал, где он и остался. Земли бывшего санатория достались артистам театра имени Станиславского, а главное деревянное здание сгорело при пожаре. После войны, в 1947 году на этой территории открыли агробиостанцию Московского областного педагогического института (МОПИ), а уже в нашем веке землю продали под дачное строительство.

Детство в провинции - учёба в европейском университете в жизни Ольги Штемпелин случились, а вот карьера в Москве - увы, нет.

Бу́ргхёльцли Psychiatrische Universitätsklinik Zürich

Вполне возможно, что в Крюково многое было устроено по образцу Бюргхёльцли.

Психиатрическая клиника Цюрихского университета на холме Бургхёльцли была построена в 1870 году. С 1870 по 1879 год в больнице работали три директора: Бернхард фон Гудден, Густав Хугенин и Эдуард Гитциг. Все трое занимались, как бы мы сейчас сказали, нейропсихиатрией, причём общим направлением их исследований были патология и физиология головного мозга.

Огюст-Анри Форель был четвёртым директором Бургхёльцли. Он проработал на этом посту около двадцати лет. В 1898 году Эйген Блейлер стал директором Бургхёльцли, где работал до 1927 года. Эпоха Блейлера считается самым знаменитым периодом в деятельности клиники.

Выдающийся русский учёный Константин фон Монаков с 1885 по 1928 г. читал лекции по неврологии на медицинском факультете Цюрихского университета. Это была знаковая фигура для всех "русских" психоневрологов того времени.

Детство в провинции, университет в Европе, карьера в Москве Роршах, Буинск, Карл Густав Юнг, Цюрих, Российская империя, Психоанализ, Длиннопост

Константин фон Монаков, как и Герман Роршах, рано осиротел

Фон Монаков в 1888 г. организовал свою клинику для лечения больных с нервной патологией, а в 1891 г. - Институт анатомии мозга, директором которого он оставался до 1928 г. Также Константин фон Монаков был одним из организаторов в 1909 г. Цюрихского общества неврологов (и его председателем), основал ведущий научный журнал этой страны - «Швейцарский архив неврологии и психиатрии». Являлся почетным членом 22 иностранных обществ неврологов и психиатров, в т. ч. в Петербурге, Киеве, Риме и Париже.

Детство в провинции, учёба в европейском университете - Монаков всю жизнь прожил в Цюрихе. В Россию он не вернулся.

Признанный авторитет неврологии лечил Ульриха Роршаха, отца Германа Роршаха, хорошо знал членов его семьи и протежировал Германа, который рано осиротел. Монаков тоже когда-то тоже учился в Цюрихском университете, одновременно работая ассистентом в клинике Бургхельцли под руководством Эдуарда Хитцига.

В области медицинского образования Швейцария тех лет занимала лидирующие позиции в Европе. Как это было тогда принято, большинство студентов учились несколько семестров в различных университетах своей страны и за рубежом, однако к окончанию учебы снова возвращались в свой родной университет. До начала исследований молодой Герман провел некоторое время в Невшателе, затем первые 4 семестра, с зимы 1904 г. по октябрь 1906 г., в Цюрихе, при этом в течение одного семестра – в Берлине и Берне. Последние три семестра, требующие трудной и беспрерывной работы для получения докторского звания, Герман провел в Цюрихе.

В Швейцарии каждый студент-медик должен был в течение  минимум двух семестров посещать занятия по клинической и теоретической психиатрии и сдать заключительные экзамены по обоим предметам. Базой была университетская психиатрическая клиника Бургхёльцли (Burghölzli).

К.Г. Юнг работал в Университетской психиатрической клинике в Цюрихе ("Бургхельцли"), возглавляемой Эйгеном Блейлером, с 1900 по 1909 год.

С Юнгом Роршах был прекрасно знаком - они работали вместе.

Детство в провинции, университет в Европе, карьера в Москве Роршах, Буинск, Карл Густав Юнг, Цюрих, Российская империя, Психоанализ, Длиннопост

Карл Густав Юнг с семьёй. Девушку Сабину он, что называется, "поматросил да и бросил".

Профессор Эйген Блейлер в 1909 согласился с предложенной Роршахом темой диссертации: „О рефлекторных галлюцинациях и родственных им явлениях“. Более трех лет, медленно и тщательно, Роршах вел свою научную работу. Наконец, 12 ноября 1912 г., в университете Цюриха ему была присуждена степень доктора медицины.

В 1919 году Герман Роршах занял пост вице-президента Швейцарского общества психоанализа, в 1921 году увидела свет его труд про тест чернильных клякс, «Психодиагностика», а в 1922 его не стало.

Дочь купца 1-й гильдии

Внучка Екатеринославского раввина и дочь ростовского купца 1-й гильдии (иными словами, очень богатого человека) Сабина Шпильрейн поступила в клинику Бюргхельцли в августе 1904. Ей было 19, она только что выпустилась из Екатерининской ростовской гимназии. Юнг был её лечащим врачом, он был женат и на десять лет её старше.

Сначала Сабину повезли на приём к Константину фон Монакову, известному русско-швейцарскому невропатологу. Её мучили кошмарные сны, навязчивые идеи, острые головные боли, а настроение отличалось крайней неустойчивостью: девушка то плакала, то истерически смеялась. Опытный врач быстро понял, что пациентка не амбулаторная, и госпитализировал её в клинику.

В апреле 1905 г. Сабина была включена в списки студентов медицинского отделения. Во время учёбы она не просто стала студенткой Цюрихского университета. Во время учебы С. Шпильрейн интересовалась проблемами психотерапии, психоанализа и педологии. После сдачи выпускных экзаменов в 1909 г. она работала интерном в клинике Э. Блейлера.

Интересны воспоминания тех людей, которые в Женеве учились в одно время с С. Н. Шпильрейн и оставили воспоминания о ее круге: «...группа ростовских девушек... значительно отличалась от обычных студенток-евреек швейцарских университетов того времени по внешности, манерам, взглядам. Они были гораздо привлекательнее, чем их ровесницы из черты осёдлости... Студенческое общественное мнение было против ростовчанок, но те не обращали внимания на вражду. Община Ростова была сравнительно богата. Поэтому и составляли ростовские девушки контраст с большинством еврейских студенток Женевы, которые чаще всего выглядели нервными, разочарованными, чахлыми и голодными» [приводится по 39, с. 160].

Отец Сабины получил образование в Берлинском университете. Мать работала врачом-дантистом, она тоже в своё время выучилась медицине за границей. Сабина же увлеклась сначала лечащим врачом Юнгом, потом психоанализом, потом общением с Фрейдом и его учениками. Она написала работу "Деструкция как причина становления", благодаря которой её приняли в Венское психоаналитическое общество.

Позднее К. Юнг был научным руководителем ее диссертации «О психологическом содержании одного случая шизофрении». Диссертация была защищена в 1911, после чего С. Шпильрейн получила степень доктора медицины. Летом 1911 С. Шпильрейн ненадолго вернулась в Россию. В Ростове-на-Дону она прочитала свою первую лекцию по психоанализу. В октябре 1911 С. Шпильрейн снова выехала за границу, в Вену. 11 октября 1911 она была принята в Венское психоаналитическое общество.

В Вене Сабина познакомилась с З. Фрейдом и прожила до марта 1912. Одним словом, в Вене Сабина вращалась в тех же кругах, что и Троцкий, и Иоффе (оба - члены ЦК (!) партии большевиков в 1917 году (!)).

Троцкий и Ленин "сделали революцию". Вернее, Октябрьский переворот:

«Вдохновителем переворота с начала до конца был ЦК партии во главе с тов. Лениным… Вся работа по практической организации восстания проходила под непосредственным руководством председателя Петроградского Совета т. Троцкого. Можно с уверенностью сказать, что быстрым переходом гарнизона на сторону Совета и умелой постановкой работы Военно-Революционного Комитета [при Петроградском Совете] партия обязана прежде всего и главным образом тов. Троцкому. Товарищи Антонов и Подвойский [руководившие взятием Зимнего дворца и арестом членов Временного правительства] были главными помощниками товарища Троцкого».

В деталях о Вене 1913 года, Сталине, Троцком и Фрейде и их общении между собой в материале прошлой недели Ленинский психоанализ

(продолжение в следующем посте)

Показать полностью 36
Лига психотерапии
Серия Роршах-тест

Секрет компромисса с человеком - правильная подача информации

Подсказки на сайте Пикабу сообщили мне, что комментарий слишком длинный, поэтому лучше оформить его отдельным постом. Что ж, пишу.


В игре С Днём Рождения, Психология I Psychology!

мы разглядывали картинку в посте и писали ответ на вопрос Как это выглядит, что бы это могло быть?

Вы мне - несколько предложений, я - рассказываю, что психолог может узнать об отношении к себе, к миру и к другим людям, из такого ответа, как ваш.

Всего у нас было 55 ответов, и распределились они следующим образом:

Секрет компромисса с человеком - правильная подача информации Психология, Психодиагностика, Тест Роршаха, Длиннопост

Локализация (местоположение) ответа – ключ к процессам переработки информации.


Для ЛЛ - кто-то обращает внимание на целое, кто-то на часть, и чтобы договориться с другим человеком, надо уметь вскрывать закономерности, по которым он видит мир и рассуждает.

Дальше много букв.


Когда вы смотрите на кляксу Роршах-теста, вы решаете задачу по структурированию неопределённой информации. Любит-не любит, кстати, тоже пример на неопределённость, и вы точно так же "перерабатываете" информацию о ситуации своим привычным образом.


Психодиагностика пользуется тестом Роршаха сто лет, и за это время разработаны разные системы кодирования ответов. В конце двадцатого века общепризнанной была система Экснера (именно её  я преподаю всем желающим, и о ней главным образом пишу).


«Идеальный для кодирования по Экснеру» ответ, где чётко проговаривается каждое местоположение и детерминанта ответа, выглядит так:


«На переднем плане фотографии выделяется яркий доспех рыцаря, ориентировочно, периода позднего средневековья. Доспех украшен узорами жёлтого цвета "под золото" и чеканкой с преобладающей растительной темой, как минимум один наплечник грубо стилизован под львиную голову.


Шлем доспеха также стилизован под львиную голову, единственными отверстиями для обзора являются "глаза" львиной головы. Сами отверстия крайне малы, и практически не дают обзора, что позволяет предположить, что доспех задумывался как турнирный, либо парадный; забрало поднято. Изготовитель доспеха потрудился изобразить текстуру "шерсти" на шлеме, однако на нижней части забрала изображены растительные мотивы и фигура человека крайне низкого качества, что может говорить о том, что доспех - новодел.


(Доспех рыцаря это D1. Жёлтый цвет это детерминанта цвета FC, чеканка, если бы её увидели в размытой кляксе, была бы детерминантой трёхмерного изображения FV.

Шлем это D2. Рассуждения про ближе-дальше, то есть про смотрящего через отверстия шлема, это детерминанта FD, прямое указание на тактильное ощущение, мохнатость шерсти, это детерминанта текстуры FT.)


На заднем плане слева находится массивная деревянная полка, на которой в три ряда расположены шлемы рыцарских доспехов различных форм и предположительно, прочие части доспехов, большинство из которых оформлены проще, чем "львиный" доспех на переднем плане.


(полка – деталь, которую редко замечают, она была бы Dd в обозначении)


На фоне выделяется фигура лошадиной головы из темного материала в окружении прочих экспонатов или предметов хранения, укрытых тканью.


(фигура лошадиной головы у нас в схеме D3, а детерминанты ответа здесь ахроматическая детерминанта FC’ и снова FD за ближе-дальше ткани и скрытого под ним предмета)


В помещении полумрак, складывается впечатление, что перед нами склад или музейное хранилище».


(ответ про помещение в целом, склад или музейное хранилище – это ответ на пятно целиком W, если кодировать по Экснеру, а упоминание полумрака это снова детерминанта ахроматического цвета C'F).


Процесс переработки информации можно изобразить в виде последовательности:
D1 D2 Dd D3 W

А вот пример заключения «наоборот», «от общего к частному». На уровне мышления такой процесс переработки называется дедукцией. На уровне восприятия это выглядит так:


«Возможно, на фотографии запасник, какого-нибудь Испанского музея.

(Ответ на всю картинку целиком, W)


На переднем плане богато украшенный парадный доспех с необычным шлемом в форме льва, нахмурившего брови.

(D1+D2, в детерминантах у нас человеческая активность Ma)


От него в глубь уходит многоярусный стеллаж с аккуратно расставленными шлемами разных видов и эпох.

(Dd за стеллаж, и детерминанта перспективы ближе-дальше FD за ключевое слово «вглубь».


В дали у окна видим ростовой макет лошади, а это даёт возможность предположить, что под белой тканью находится седло.

(D3 за лошадь и Dd6 за окно, ключевое слово «в дали» это та же самая детерминанта перспективы, «под белой тканью седло» это тоже FD).

Процесс переработки информации можно изобразить в виде последовательности:
W D1+D2 Dd D3+D6

Смысл сего действа с обозначениями Whole или Detail? Процесс переработки информации - это в некотором роде привычка. Она не меняется с годами. Её нужно принимать в расчёт, как любую другую индивидуальную особенность.


Чтобы найти компромисс с человеком, нужно подавать ему информацию так, как ему легче всего её воспринимать.

Соответственно, ответившие распределились на две группы, на индуктивных и дедуктивных товарищей:


Примеры на «развитие» ответа от частного к общему:

«Женские праздничные доспехи. А находятся на складе музея».


«Сначала увидел изображение головы пумы ). Хотя возможно это другая большая кошка. Пума выглядит симпатично. Потом я увидел, что это часть доспеха. Первая ассоциация - терракотовые войны. Доспехи вызывают интерес. Потом увидел - лошадь на заднем фоне, правда не понял это доспех для лошади или макет лошади. Потом уже смотрел на полки с частями доспехов. Мне показалось, что это хранилище какого-то музея или реставрационной мастерской )».


«Выглядит как королевские доспехи, судя по золоту. По сюжету в орнаменте - Европа, Средиземноморье, скорее. 15-16 век. А в целом на картинке кладовая музея, или частной коллекции».


Примеры на «развитие» ответа от общего к частному:

«Это выглядит как мастерская реставратора, все доспехи и другая атрибутика принесены на реставрацию».


«Похоже на мастерскую кузнеца, но не саму кузню, а место, где он хранит свои изделия и инструменты. Тот конь, который стоит в углу, возможно нужен для того, чтобы на нем, как на манекене, примерять всякие изделия в процессе».


«Может быть подготовка к съемкам исторического фильма. Спереди статуя какого-то Бога, с левой стороны, на полках лежат шлемы рыцарей или воинов. На заднем плане статуя лошади. И позади статуи Бога ящики нераспечатанные, которые недавно привезли из аэропорта».


«Это склад для хранения всяких жестяных изделий. Справа стоят боевые доспехи. Сзади есть коробка для транспортировки. На полках шлемы. На заднем фоне металлическая лошадь».


«Запасники музея, на переднем плане - экземпляр либо предназначенный для транспортировки (в другой музей по обмену), либо только что поступивший. Сфотографирован, чтобы задокументировать внешний вид до (после) пересылки».


«Комната безумного коллекционера средневековых доспехов, где он хранит разные их виды на все случаи жизни) А на переднем плане - парадно-выходной доспех, который он приготовил, чтобы надеть».


«Это выглядит как склад для реквизита для комедийного фильма или спектакля. Крупным планом доспехи главного героя, который по сюжету амбициозный добряк с отличным чувством юмора».


Не знаю, приходила ли вам на ум мысль о существовании тем-"конфликтогенов". Даже если вы избегаете таких заряженных спорами и конфликтами тем, вы можете переругаться из-за пустяка, если ваши стратегии переработки информации радикально отличаются друг от друга.


Кто-то видит в ситуации только деталь, а кто-то только целое. Здесь трудной сойтись на компромиссном решении (стратегии переработки информации, изложенные выше, более адаптивные в этом плане).


Примеры на ОДНУ ГЛАВНУЮ ДЕТАЛЬ


«Это выглядит забавно. Судя по всему, чьи-то парадные доспехи. Наверное, их хозяин был богатым эксцентричным человеком, который любил котиков)»


«Это доспех рыцаря с забралом в виде львиной головы. Не уверен, что я правильно понял правила, т.к. всё комнату описывают».


«Это парадно-выходные, нарядные тигро-доспехи».


«Думаю, это выглядит как средневековый доспех, и, подозреваю, что это могло бы быть средневековым доспехом».


Примеры на ОДИН ОТВЕТ В ЦЕЛОМ


«Выглядит как хранилище музея, где всё на своих местах».


«Склад в мастерской кузнеца, который делает всё ради удовольствия, но покупателей пока не нашёл».


«Это шоу-рум для рыцарей. "Здравствуйте! Доспехи смотрим? Вам парадно-выходные или чтоб покрепче?" :)»


«Это выглядит как склад какого-нибудь музея с тематикой про рыцарей».


Ну и наконец, "люди-конфликтогены". Современная наука отрицает их существование, но мы-то знаем, что они есть ) А причина в том, что они видят мир "не как все" и либо отстаивают своё право видеть его именно так, либо уходят от социальных контактов, чтобы никому ничего не доказывать.


Примеры ответов, которые выходят за рамки "перцептивного консенсуса", то есть соглашения о том, что мы видим на картинке:

"Выглядит, будто девушка в стрингах присела на барный стул голой попой".


"Кувшин, с головой льва".


Искренне ваша,

Ольга Викторовна
админ Лиги психотерапии и сообщества Психология

Показать полностью 1

Сто лет со дня смерти Германа Роршаха

За новостными сводками о специальной военной операции (СВО) потерялась памятная дата - 2 апреля 2022 года исполнилось сто лет со дня смерти человека, который сделал психодиагностику мировым трендом, - Германа Роршаха.


О биографии швейцарского врача-психиатра, подробно и с фотографиями, я рассказывала в посте Герман Роршах был женат на русской и свободно говорил по-русски ,

о месяцах работы Роршаха в Российской Империи и основных научных интересах в швейцарской клинике - в посте Роршах, Фрейд, Юнг и сектанты

а о теме, которой Роршах занимался после тридцати, "Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия" (сейчас эта методика называется его именем, тест Роршаха), подробно рассказала в посте

Роршахиана: вчера и сегодня, в России и в мире


Сегодня я хочу устроить день памяти этого замечательного человека и отвечу на любые ваши вопросы по тесту Роршаха.
Сто лет со дня смерти Германа Роршаха Роршах, Тест Роршаха, Годовщина, Длиннопост

На этом фото Герману Роршаху и его жене, Ольге Штемпелин, едва за тридцать. В 36 лет талантливого доктора не станет. Разрыв аппендикса, перитонит. 2 апреля 2022 года.


Семья

В 1917 году у супругов родилась дочь Лиза, в 1919 году - сын Вадим. Лиза изучала английский и романские языки в Цюрихском университете и потом преподавала в бизнес колледже в Цюрихе. Она никогда не выходила замуж. Вадим изучал медицину в Цюрихе, практиковал как психиатр. Биограф сообщает, что детей у него никогда не было.


Вадим умер бездетным https://www.wikitree.com/wiki/Rorschach-8

Wadim Rorschach (1919 - 2010) Born 1 May 1919 in Herisau, Appenzell Ausserrhoden, Switzerlandmap. Son of Hermann Rorschach and Olga (Stempelin) Rorschach, Brother of Elisabeth Rorschach. Died 2010 at about age 90 in Buchs, Sankt Gallen, Switzerland.


Wadim studied medicine in Zurich, eventually had his own psychiatric practice, and died in 2010 at the age of ninety-one. He did not have any children.


Лиза тоже прожила всю жизнь одна https://www.wikitree.com/wiki/Rorschach-7

Elisabeth Rorschach (1917 - 2006) Elisabeth "Lisa" Rorschach born 18 Jun 1917 in Herisau, Appenzell Ausserrhoden, Switzerlandmap. Daughter of Hermann Rorschach and Olga (Stempelin) Rorschach, Sister of Wadim Rorschach. Died 15 Aug 2006 at age 89 in Appenzell, Appenzell, Appenzell Innerrhoden, Switzerland.


Known as Lisa, the only daughter of Hermann and Olga studied English and Romance languages at the University of Zurich and worked as a teacher at the Business College of the Commercial Association at Zurich. She remained single during her life, and died in 2006 at the age of eighty-nine.


Ольга Штемпелин больше никогда не вышла замуж и умерла в возрасте 82 лет. https://www.wikitree.com/wiki/Stempelin-1

Olga (Stempelin) Rorschach (1878 - 1961) Olga Rorschach formerly Stempelin born 27 May 1878 in Kazan, Tatarstan, Russia. Wife of Hermann Rorschach — married 21 Apr 1910 in Zürich, Switzerlandmap. Mother of Elisabeth Rorschach and Wadim Rorschach. Died 1961 at about age 82 in Zürich, Switzerland.


Роршах-тест вот уже сто лет остаётся одним из самых популярных в мире:
Сто лет со дня смерти Германа Роршаха Роршах, Тест Роршаха, Годовщина, Длиннопост

Гугл-трендс показывает, что интерес к теме Роршах-теста стабильно выше среднего и не зависит от сезона в течение года (подавляющее большинство психологических тем имеет два пика интереса в году, в зимнюю и летнюю студенческую сессию):

Сто лет со дня смерти Германа Роршаха Роршах, Тест Роршаха, Годовщина, Длиннопост

Сравнение теста Роршаха с тестом MMPI (СМИЛ) и тестами интеллекта (по данным Гугл Трендс) подтверждает, что методика была и остаётся королём психодиагностических инструментов, самым популярным тестом в мире:

Сто лет со дня смерти Германа Роршаха Роршах, Тест Роршаха, Годовщина, Длиннопост

Хотите узнать что-то о тесте Роршаха?
Спросите меня в комментариях.


Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Показать полностью 4

Машинка!

Как видят тест Роршаха члены одной семьи:

Машинка! Тест Роршаха, Юмор, Психология, Длиннопост

Как это выглядит, что бы это могло быть?

Машинка! Тест Роршаха, Юмор, Психология, Длиннопост

... и сын:

Машинка! Тест Роршаха, Юмор, Психология, Длиннопост
Показать полностью 3

Какое ружьё? Не было никакого ружья!

В известном проективном тесте ТАТ, где требуется составлять рассказы по картинкам, есть задание 8ВМ, где нарисовано ружьё. Его в упор не замечают и никак не включают в сюжет, игнорируют, не видят, - обследуемые, которые не в ладах со своим собственным отношением к агрессии. Виноватят себя за свою сильную злость, боятся возмездия за враждебные мысли, и всё, что обычно входит в невротический компот.


Соответственно, избегают называть ружьё - ружьём, выстрел - выстрелом, рану - раной, убийство - убийством.


Киндер, который выполнял задание, вряд ли что про взрослый ТАТ знал. Но, похоже, с темой агрессии не в ладах. Да и с темой кастрации, - отпиливанием прямостоящего дерева до пенька, тоже. Вот ожидаемый текст - ответ на школьное задание:


Охотник с ружьём ходил по лесу и присел отдохнуть на пенёк.

Вдруг затрещали сучья, и из леса появился лось.

Он осторожно вышел из кустов, а потом остановился.

Охотник залюбовался животным.

Он и не думал стрелять в лося.


А вот что написал киндер (картинка из ВК):

Какое ружьё? Не было никакого ружья! Тест ТАТ, Агрессия, Дети, Упражнения, Лига психотерапии, Текст, Длиннопост

Вполне логично, мы тоже не думали.

Думаете, это так просто, упражнения выполнять?


Хорошо, давайте проверим!

Сочините связный рассказ на 5-10 предложений по картинке, где речь идёт о прошлом, настоящем и будущем, и напишите свою версию в комментариях, а мы почитаем :)

Какое ружьё? Не было никакого ружья! Тест ТАТ, Агрессия, Дети, Упражнения, Лига психотерапии, Текст, Длиннопост

Баянометр ругался на картинки, что их уже ставили. Из уважения к правилам добавлю в пост Бонус про Тематический Апперцептивный Тест.


Рассказ по картинам ТАТ может отражать:

(1) актуально переживаемый клиентом конфликт, то, что волнует его сейчас,

(2) внутриличностный конфликт клиента, который он не осознаёт,

- в буквально-признательном, автобиографическом выражении,

- в проективном выражении, как приписанный персонажам другого, чем обследуемый, пола,

(3) отношение клиента к психологу, которое он не выражает прямо.


Протокол ТАТ можно сравнить с тортом. В основании – «тортница», картины стимульного материала, внутри каждой есть два-три провоцирующих стимула, на основании – «слоёный пирог», где слои популярных сюжетов – это общепринятые конфигурации совладания с агрессивными, сексуальными, нарциссическими, пугающими и искушающими импульсами, поверх – «крем», оригинальные сюжеты. Коржи сами по себе не составляют торта, и крем – это ещё не весь торт.

Все стимулы и все популярные сюжеты перечислены у психологов в таблице.


Вопросы, которые помогают при интерпретации проективного материала:

1) Имеется ли в наличии достаточно проективного материала? Больше пяти предложений,

2) Кто побуждает героя СНАЧАЛА действовать так, как он действует, Я (внутренние импульсы) или Другой (внешние стимулы)? Рассуждаем как киносценаристы, внешние наблюдатели,

3) Контролирует ли обследуемый свои эмоции? Судим по поступкам героя,

4) Принимает ли герой решения преимущественно зрелые, адекватные его интересам и нуждам других, или эгоцентричные, незрелые? Судим по соответствию поведения героя его возрасту,

5) Является ли мышление героя реалистичным или оно фантазийно/ абстрактно/ символично? Оцениваем происходящее с позиции правдоподобия, бывает ли так в жизни, социокультурная норма или сказка- небылица.


(кстати, по этим критериям можно оценить и рассказик школьника про лося в торговом центре)


Для картины 8ВМ "провоцирующие стимулы" это:

- страх агрессии

- агрессия

- поток света


Популярные сюжеты, покрывающие отклик на стимул (по Томкинс, 1947)

(1) операция на войне или в партизанском отряде,

(2) драма на охоте. Мальчик – сын раненого.


А у вас в комментарии какой сюжет? Популярный или оригинальный?

Показать полностью 2

Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор"

Режиссёр Юрий Мороз, полюбившийся зрителям ещё в 1990-е, когда он снял детективный сериал "Каменская", стал культовой для современной кинокультуры фигурой в 2007, когда спродюсировал сериал "Ликвидация".


Многосерийный детективный телевизионный художественный фильм "Инквизитор" он снял в 2014 году на украинском телеканале "Интер". В России премьерный показ идёт сейчас, с 1 по 9 августа 2018 года.


Бонусом для психологов в этом фильме выступает тест Роршаха.


Повеселить психологов решили двое. Художник-декоратор Константин Ляхов посчитал, что "доски" теста с кляксами психологи и психиатры не дают в руки клиенту, чтобы задать вопрос "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а развешивают на стенах.


Ну, а ассистент режиссёра по реквизиту Дениел Андерсон выполнил поставленную художником задачу и подыскал подходящие кляксы в интерьер.


Наслаждаемся, сериал "Инквизитор", 9 серия, сцена в кабинете главврача психиатрической клиники:

Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор" Тест Роршаха, Сериалы, Длиннопост

Использованы кляксы из тестового набора и экспериментальные кляксы Германа Роршаха, не вошедшие в итоговый набор стимульного материала теста.

Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор" Тест Роршаха, Сериалы, Длиннопост

Вторая и шестая таблицы Роршах-теста висят на стене вверх ногами.


Ещё вам в ленту скриншотов, украшенные проективными тестами и сертификатами интерьеры:


Сериал "Инквизитор", 11-я серия, сцена в кабинете главврача психиатрической клиники,

Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор" Тест Роршаха, Сериалы, Длиннопост
Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор" Тест Роршаха, Сериалы, Длиннопост

К сожалению, оператор фильма, Николай Васильевич Ивасив, ушёл из жизни в декабре 2016 года и не дожил до российской премьеры. Фильм снят им, не побоюсь этого слова, завораживающе.


Да и сама история захватывающая, смотреть однозначно стоит.


Источник https://rorschach-club.livejournal.com/269506.html

Показать полностью 4

Три секрета, как навести лоск на ваш психологический английский

Пост в Лигу психотерапии.


Слово лоск происходит от ремесла, - лощение это обработка натурального камня абразивами, промежуточный этап полировки.


В переносном смысле навести лоск на что-нибудь значит придать чему-нибудь блестящий или безукоризненный вид. Обычно так говорят о манерах или внешнем виде, однако навести лоск можно и на вашу речь.


Как отполировать ваш психологический английский? Здесь есть три секрета, и сегодня я о них расскажу.


Мне пришлось работать в одном коллективе с нью-йоркскими психоаналитиками и поддерживать отношения с англосаксами, с кем знакома по психологическим конференциям, поэтому ниже - только личный опыт человека, который учил английский в России в вузе, а потом стал работать за пределами России.


Задача кажется неподъёмной, но это только на первый взгляд.

Три секрета, как навести лоск на ваш психологический английский Роршах, Тест Роршаха, Английский язык, Психология, Длиннопост

Секрет первый. Зазубрите правильное произношение имён.


Да, так просто. Однако проверку на "свой - чужой" проходят именно по способности правильно называть великих психологов. Хорошо знакомый психологам Герман Роршах, автор всемирно известного теста, произносится вообще без "р" в середине своей фамилии. Он "рооошак", и только так. Или "ёман роошак", никаких "р" в середине имени и фамилии.


Фрейд произносится только "фройд", фрейдистская революция (никак не меньше) звучит как "фройдиан революшн". Цюрих это "зиюриг", Вена это "виена" и так со всеми ключевыми фигурами и местами, где работали отцы-основатели психологических направлений и движений, в том числе "кал юн".


Эйген Блейлер - человек, который ввёл термины "шизофрения" и "аутизм" в научный оборот, заведующий клиникой в Бургхёльцли в Швейцарии, никакой не "евгений", как нам хотелось бы думать по немецкому написанию его имени Eugen Bleuler, а "южин" "блюле" и работал он в "бёгоузли".


В общем, сначала придётся разбираться с "Федот, да не тот" в именах и произносить их так, как принято в англосаксонском мире.


Секрет второй. Научитесь тянуть гласные в словах.


В русском языке длительность гласной даёт комический эффект (ну оооочень большие), поэтому навык на полном серьёзе произносить "прииихожууу я тааакааая на прооошлогоооодний кооонгресс" в деловом разговоре приходится вырабатывать долгими и упорными тренировками.


Что делать, для англосаксов длительность гласной - это про чувство языка, в котором а,и,е,о бывают длинные и короткие.


Вот прекрасный материал, аудиоподкаст в спокойном темпе, от 24 марта 2017 года. "Гардиан" рассказывает о тесте Роршаха в течение 35 минут:


https://www.theguardian.com/news/audio/2017/mar/24/can-we-tr...


Это для нас "анатомический" с короткой "о" посередине норм, а в английском он "анатоооомикл" и никак иначе. Попробуйте прослушать хотя бы десять минут из этого рассказа, приподнимая руку каждый раз, когда слышите "длинный" гласный звук. Вы убедитесь, что они без этого вообще не могут. Устанете рукой дирижировать.


Главное, не забывать потом переключаться на нормальную русскую речь, а то после "передоза" общения с англосаксами начинаешь говорить с их интонациями русские слова, и приходится отбиваться от окружающих, которые уверены, что ты над ними стебёшься.


Секрет третий. Сайко! Сайко! Сайко!


Это тоже придётся зазубрить. Психолог, психиатр, психотерапевт, психологический, психиатрический, психотерапевтический, - во всех этих словах пишется ps, а произносить нужно s.


В русском языке греческая буква "пси" в корне "психо" произносится как "пс", про неё в Лиге был даже пост, ну а в английском ps пишется, а s слышится. Засада здесь в другом. Мы привыкли, что безударная "о" легко превращается в "а", например,


пишем "психОлогический", а слышим "психАлогический". И так во всех словах,

пишем "катастрОфический", а слышим "катастрАфический", нам это не мешает :)


А им мешает, и ещё как. Поэтому нет другого способа себя надрессировать, кроме как выучить сайкО - сайкО- сайкО и всегда говорить только так.


Перфекционисты могут прослушать все 35 минут подкаста и подсчитать, сколько раз за это время прозвучало сакраментальное сайкО в рассказе:


https://www.theguardian.com/news/audio/2017/mar/24/can-we-tr...


Бонус. Если вы студент-психолог и вам нужно сдавать прослушивание по английскому - вот текст про Роршаха, современный и актуальный. Выше была ссылка на аудио подкаст, это его текстовая версия от 21 февраля 2017 года


https://www.theguardian.com/science/2017/feb/21/rorschach-te...


Бонус. Если у вас есть желание потроллить кого-то, кто называет психологию "псевдонаукой", вспоминайте, что не так давно видели рецензию в авторитетном научном журнале Science на книгу про Роршах-тест:


Revealing Rorschach

Erin McKay

The Inkblots Hermann Rorschach, His Iconic Test, and the Power of Seeing Damion Searls Crown, 2017. 416 pp.


Science 10 Feb 2017: Vol. 355, Issue 6325, pp. 588 DOI: 10.1126/science.aal2877


Скриншот страницы из журнала:

Три секрета, как навести лоск на ваш психологический английский Роршах, Тест Роршаха, Английский язык, Психология, Длиннопост

Собственно, на волне этой публикации "Гардиан" и публиковала свою статью :)


Удачи!

Показать полностью 2

Шарите в мировой мифологии?

Проверьте себя, пройдя испытание мудрости. Самые достойные получат приз — награду в профиль на Пикабу.

Роршах-тест и отсебятина

К 132-й годовщине со дня рождения Германа Роршаха в телестудию пригласили психолога, чтобы он рассказал о тесте Роршаха.


Инструкция "Как это выглядит, что бы это могло быть?" в изложении гостя прозвучала как "Вот, например, вам нравится? Какие мысли вам приходят в голову, что вы видите?"


Третью таблицу показали ведущим кверх ногами :) Потом таблицу показали телезрителям, точно так же кверх ногами :) Промолчим про то, что вместо таблиц на твёрдом картоне, отчего на сленге психодиагностов они называются "доски", вот так они выглядят в реальной жизни,

Роршах-тест и отсебятина Психология, Психодиагностика, Тест Роршаха, Ляпы, Видео, Длиннопост
гость студии показывал распечатки с принтера. Дальше он показал перевёрнутой ещё и пятую кляксу :)


Ведущие оказались стойкими ребятами и дали популярный ответ, и про людей, и про бабочку, и про летучую мышь, несмотря на ненадлежащее исполнение гостем процедуры обследования.

https://youtu.be/Np3H2aRSan0

Интерпретация теста гостем - это подарок телепрограммы психологам, отличный юмористический скетч на тему Роршах-теста.


Имярек явно сэкономил 90 долларов на покупке первого издания книги "Принципы интерпретации Роршах-теста" или 240 долларов на втором издании, и 400-страничную монографию Ирвина Вайнера в глаза не видел. Иначе он бы знал, что после предъявления таблиц следует этап расспроса, что создаёт такое впечатление? Без расспроса невозможно закодировать ответ и подсчитать ту самую статистику, которая интерпетируется и про которую имярек всё же упомянул.

Роршах-тест и отсебятина Психология, Психодиагностика, Тест Роршаха, Ляпы, Видео, Длиннопост

Вот эта книга, проштудированная клиническими психологами во всём англоязычном мире и русскоговорящими психологами, которые учили Роршах-тест.


- Вы в своей практике пользуетесь этим тестом? - спрашивают психолога ведущие.

- Нет, - отвечает гость. - Чтобы этим тестом пользоваться, надо им активно заниматься.


И тут же показывает вторую таблицу кверх ногами :)  Притом ведущая снова даёт популярный ответ, а ведущий "поплыл" и даёт ответы похуже качеством формы.


День рождения Германа Роршаха - 8 ноября 1884 года. Спасибо, что так весело его отметили!

Показать полностью 2 1
Отличная работа, все прочитано!