Какое ружьё? Не было никакого ружья!
В известном проективном тесте ТАТ, где требуется составлять рассказы по картинкам, есть задание 8ВМ, где нарисовано ружьё. Его в упор не замечают и никак не включают в сюжет, игнорируют, не видят, - обследуемые, которые не в ладах со своим собственным отношением к агрессии. Виноватят себя за свою сильную злость, боятся возмездия за враждебные мысли, и всё, что обычно входит в невротический компот.
Соответственно, избегают называть ружьё - ружьём, выстрел - выстрелом, рану - раной, убийство - убийством.
Киндер, который выполнял задание, вряд ли что про взрослый ТАТ знал. Но, похоже, с темой агрессии не в ладах. Да и с темой кастрации, - отпиливанием прямостоящего дерева до пенька, тоже. Вот ожидаемый текст - ответ на школьное задание:
Охотник с ружьём ходил по лесу и присел отдохнуть на пенёк.
Вдруг затрещали сучья, и из леса появился лось.
Он осторожно вышел из кустов, а потом остановился.
Охотник залюбовался животным.
Он и не думал стрелять в лося.
А вот что написал киндер (картинка из ВК):
Вполне логично, мы тоже не думали.
Думаете, это так просто, упражнения выполнять?
Хорошо, давайте проверим!
Сочините связный рассказ на 5-10 предложений по картинке, где речь идёт о прошлом, настоящем и будущем, и напишите свою версию в комментариях, а мы почитаем :)
Баянометр ругался на картинки, что их уже ставили. Из уважения к правилам добавлю в пост Бонус про Тематический Апперцептивный Тест.
Рассказ по картинам ТАТ может отражать:
(1) актуально переживаемый клиентом конфликт, то, что волнует его сейчас,
(2) внутриличностный конфликт клиента, который он не осознаёт,
- в буквально-признательном, автобиографическом выражении,
- в проективном выражении, как приписанный персонажам другого, чем обследуемый, пола,
(3) отношение клиента к психологу, которое он не выражает прямо.
Протокол ТАТ можно сравнить с тортом. В основании – «тортница», картины стимульного материала, внутри каждой есть два-три провоцирующих стимула, на основании – «слоёный пирог», где слои популярных сюжетов – это общепринятые конфигурации совладания с агрессивными, сексуальными, нарциссическими, пугающими и искушающими импульсами, поверх – «крем», оригинальные сюжеты. Коржи сами по себе не составляют торта, и крем – это ещё не весь торт.
Все стимулы и все популярные сюжеты перечислены у психологов в таблице.
Вопросы, которые помогают при интерпретации проективного материала:
1) Имеется ли в наличии достаточно проективного материала? Больше пяти предложений,
2) Кто побуждает героя СНАЧАЛА действовать так, как он действует, Я (внутренние импульсы) или Другой (внешние стимулы)? Рассуждаем как киносценаристы, внешние наблюдатели,
3) Контролирует ли обследуемый свои эмоции? Судим по поступкам героя,
4) Принимает ли герой решения преимущественно зрелые, адекватные его интересам и нуждам других, или эгоцентричные, незрелые? Судим по соответствию поведения героя его возрасту,
5) Является ли мышление героя реалистичным или оно фантазийно/ абстрактно/ символично? Оцениваем происходящее с позиции правдоподобия, бывает ли так в жизни, социокультурная норма или сказка- небылица.
(кстати, по этим критериям можно оценить и рассказик школьника про лося в торговом центре)
Для картины 8ВМ "провоцирующие стимулы" это:
- страх агрессии
- агрессия
- поток света
Популярные сюжеты, покрывающие отклик на стимул (по Томкинс, 1947)
(1) операция на войне или в партизанском отряде,
(2) драма на охоте. Мальчик – сын раненого.
А у вас в комментарии какой сюжет? Популярный или оригинальный?
Лига психотерапии
5.3K постов25.9K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.