Серия «Пленочная фотография»

9

Корейская весна

Весна текущего года, разная пленка. В основном снимал портреты, но местной природе от моих кривоватых рук тоже досталось :)

Камера - Ricoh KR-30SP.

Конец марта. На улице еще прохладно (а в этом году были и порядочные метели, даже в апреле), но некоторые деревья уже цветут

Конец марта. На улице еще прохладно (а в этом году были и порядочные метели, даже в апреле), но некоторые деревья уже цветут

Конец марта, дворец Токсугун

Конец марта, дворец Токсугун

Тогда же, там же

Тогда же, там же

Кёнбоккун

Кёнбоккун

Там же

Там же

В конце марта или начале апреля в Сеуле начинает цвести сакура (на юге начинает цвести раньше, в Инчхоне - чуть позже). Один из парков Инчхона

В конце марта или начале апреля в Сеуле начинает цвести сакура (на юге начинает цвести раньше, в Инчхоне - чуть позже). Один из парков Инчхона

Другой парк Инчхона

Другой парк Инчхона

Типичный пейзаж для не самых центральных районов Сеула: застройка 70-х соседствует с современным зданиями

Типичный пейзаж для не самых центральных районов Сеула: застройка 70-х соседствует с современным зданиями

Район Синчона

Район Синчона

Ромашки :)

Ромашки :)

Вид на Ёыйдо и, в частности, на Национальное Собрание

Вид на Ёыйдо и, в частности, на Национальное Собрание

Парк Сонюдо. Интересный факт: парк, являющийся островом на реке Хан, представляет собой бывшие очистные, которые были преобразованы в культурное пространство

Парк Сонюдо. Интересный факт: парк, являющийся островом на реке Хан, представляет собой бывшие очистные, которые были преобразованы в культурное пространство

Еще один вид на Ёыйдо

Еще один вид на Ёыйдо

Показать полностью 18
73

О радиоактивных объективах

Радиометр рядом с парочкой радиоактивных объективов: слева Canon FD, справа CZJ Pancolar 50/1.8

Радиометр рядом с парочкой радиоактивных объективов: слева Canon FD, справа CZJ Pancolar 50/1.8

Полагаю, многие слышали о том, что объективы бывают радиоактивными, а некоторые, возможно, держали такие в руках или имеют в своих коллекциях, даже не подозревая об этом :)

Причина радиоактивности - оптическое стекло с содержанием тория, который добавляли для достижения лучших оптических качеств где-то до 70-х или, возможно, до начала 80-х годов прошлого века. Занимались таким, надо сказать, и на востоке (Pentax, Canon) и на западе (CZ) - список неисчерпывающий, просто для примера. Позднее, с одной стороны, отпала необходимость (появились лучшие сорта стекла, а ближе к настоящему времени получили широкое распространение еще и продвинутые методы полировки), с другой - существенно ужесточились требования радиационной безопасности.

Тем не менее, объективы по-прежнему продаются на вторичном рынке и некоторые из них даже пользуются спросом. Опасны ли они? В целом, при обычном использовании, - нет. Несмотря на то, что они излучают альфа-, бета- и гамма-радиацию, ее уровень быстро снижается с расстоянием, и уже на дистанции в несколько десятков сантиметров превышения над фоном как правило не фиксируется. В то же время, подобные объективы не рекомендуется разбирать и царапать, так как попадание даже мелких частиц такого стекла внутрь может быть уже опасным.

Как понять, радиоактивное стекло, или нет?

Во-первых, подобные объективы известны: https://camera-wiki.org/wiki/radioactive_lenses

Во-вторых, ториевое стекло желтеет со временем, но этот признак не абсолютный, так как облучение ультрафиолетом как минимум отчасти способно вернуть оригинальный цвет.

В третьих, в современном мире радиометры достаточно доступны, и любые сомнительные образчики стоит просто померять.

Пара примеров из личной коллекции:

CZJ Pancolar 50/1.8

CZJ Pancolar 50/1.8 "зебра". Стекла весьма желтые, что видно даже на этой фотографии

Фонит достаточно прилично - природный фон обычно находится в пределах 0.2 мкЗв/ч. Правда, здесь вместе с гаммой ловится еще и бета - крышка у радиометра снята

Фонит достаточно прилично - природный фон обычно находится в пределах 0.2 мкЗв/ч. Правда, здесь вместе с гаммой ловится еще и бета - крышка у радиометра снята

Фон чисто по гамме с закрытой крышкой объектива

Фон чисто по гамме с закрытой крышкой объектива

SMC Takumar 50/1.4

SMC Takumar 50/1.4

Радиоактивный объектив слева, нерадиоактивный - справа. Пожелтение заметно, но только если сравнивать в лоб

Радиоактивный объектив слева, нерадиоактивный - справа. Пожелтение заметно, но только если сравнивать в лоб

Баланс белого был установлен одинаковый, при прямом сравнении заметен более теплый оттенок радиоактивного стекла

Гамма-фон вплотную к передней линзе

Гамма-фон вплотную к передней линзе

Задняя линза фонит заметно сильнее (а еще излучает бета- и альфа-частицы, которые данный прибор не видит)

Задняя линза фонит заметно сильнее (а еще излучает бета- и альфа-частицы, которые данный прибор не видит)

Такие дела :)

Показать полностью 10
18

Пленочная техника: Nikon 28Ti

Во-первых, это красиво, вне всякого сомнения :)

Во-первых, это красиво, вне всякого сомнения :)

Горячий привет из 90-х - отпускная камера богатого человека. С ценой около тысячи долларов в то время (сегодня это было бы $2200) камера, как и ее более популярная сестра (Nikon 35Ti) была мало кому доступна, и занимала нишу премиум-компактов наряду с Contax T2/T3 и некоторыми другими камерами. Все они и сейчас стоят дорого, с ценами от 800-1000 современных долларов и до бесконечности.

Аккуратный увесистый кирпичик сделан из титана и в целом дизайнерскими изысками не поражает, но зато на верхней панели есть аналоговый дисплей, и вот его вид завораживает.

Чем камера может похвастаться? Широкоугольный объектив (28/2.8), который в выключенном состоянии скрывается за шторкой, достаточно неплох и оснащен автофокусом. Видоискатель имеет параллактические рамки, которые подсвечиваются в зависимости от дистанции фокусировки. Поддерживаются программный режим и приоритет диафрагмы. Т - выдержка от руки. Фокусироваться можно и вручную по стрелочному индикатору, есть экспокоррекция. Затвор скромный - поддерживаются выдержки до 1/250 секунды (1/500 при f/16), что днем как правило не позволяет использовать открытые диафрагмы, быстрое движение заморозить тоже проблематично, так как для этого нужны более короткие выдержки. Есть кварцевые часы и датавпечатывающее устройство.

Отличительная черта камеры - уже упомянутый аналоговый дисплей.

Стрелочные индикаторы показывают основные параметры съемки: счетчик кадров (он также дублируется на миниатюрном ЖК дисплее), выбранную диафрагму, дистанцию фокусировки и введенную экспокоррекцию.

Кроме прочего, есть подсветка дисплея и видоискателя, а также совершенно дурацкий режим панорамы, в котором у стандартного кадра просто обрезаются верх и низ.

К сожалению, моя камера имеет некоторые проблемы с автофокусом, которые связаны, возможно, с пылью внутри камеры, но разбирать пока не хочется.

Зато результаты выходят вайбовыми, что называется, напоминая результаты съемки на пластиковые "Кодаки" из тех же времен (чего быть не должно - объектив-то в целом хороший).

Сэмплы (учитывайте, что автофокус часто промахивался, результаты с полностью исправной камеры будут лучше):

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Kodak Colorplus 200

Kodak Colorplus 200

Kodak Ektar 100

Kodak Ektar 100

Kodak Gold 200

Kodak Gold 200

Kodak Gold 200

Kodak Gold 200

Kodak Gold 200

Kodak Gold 200

Kodak Gold 200

Kodak Gold 200

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji Industrial 100 (просрочка)

Fuji 100

Fuji 100

Fuji 100

Fuji 100

Fuji 100

Fuji 100

Показать полностью 23
13

Пленочная техника: Ricoh KR-30SP

Во-первых, это красиво... Но к KR-30 это не очень относится :)

Во-первых, это красиво... Но к KR-30 это не очень относится :)

Сабж попал мне в руки в конце прошлого года по смешной цене. Что про него можно сказать? Да ничего особенного. Камера преимущественно пластиковая, достаточно простая, никаких заслуг и легендарного статуса не имеет и стоит от пары десятков до полутора-двух сотен долларов, если новая и в коробке.

Тем не менее, она неплоха: затвор позволяет делать выдержки от 4 до 1/2000 секунды, есть приоритет диафрагмы и экспокоррекция, камера легкая и компактная, а еще ее совсем не жалко, в случае чего :)

Кроме того, камера совместима с широким спектром оптики под байонет К, которая стоит копейки.

Вид сугубо утилитарный

Вид сугубо утилитарный

Rikenon P 50/2 - один из объективов, с которыми камера мне досталась. Два других - почти безымянные 28/2.8 и 70-210/4-5.6 (CPC PHASE 2 CCT и Promaster Spectrum7, что бы это ни значило)

Rikenon P 50/2 - один из объективов, с которыми камера мне досталась. Два других - почти безымянные 28/2.8 и 70-210/4-5.6 (CPC PHASE 2 CCT и Promaster Spectrum7, что бы это ни значило)

Диск управления выдержкой, кнопка спуска и курок для перемотки пленки

Диск управления выдержкой, кнопка спуска и курок для перемотки пленки

Из интересных особенностей: клинья в видоискателе расположены под углом, и это удобно, между нажатием на кнопку спуска и срабатыванием затвора есть ощутимая задержка, к которой нужно привыкать.

Камера побывала со мной в ряде интересных мест, с ней отснято порядка десятка пленок. Кое-какие сэмплы:

С просторов сеульской недели моды. Rikenon P 50/2, Fuji 200

С просторов сеульской недели моды. Rikenon P 50/2, Fuji 200

Тогда же, там же. Rikenon P 50/2, Fuji 200

Тогда же, там же. Rikenon P 50/2, Fuji 200

Летний дворец в Пекине. Rikenon P 50/2, Kodak Portra 160

Летний дворец в Пекине. Rikenon P 50/2, Kodak Portra 160

Гонконг. Rikenon P 50/2, Fuji Industrial 100 (просрочка)

Гонконг. Rikenon P 50/2, Fuji Industrial 100 (просрочка)

N-Seoul Tower в Сеуле. 70-210/4-5.6, Kodak Portra 160

N-Seoul Tower в Сеуле. 70-210/4-5.6, Kodak Portra 160

Сакура в Инчхоне. Rikenon P 50/2, Kodak Portra 160

Сакура в Инчхоне. Rikenon P 50/2, Kodak Portra 160

Одиночество. 70-210/4-5.6, Rollei RPX 25

Одиночество. 70-210/4-5.6, Rollei RPX 25

Зимний закат. 28/2.8, Cinestill 50D

Зимний закат. 28/2.8, Cinestill 50D

Весенний вечер в Сеуле. Rikenon P 50/2, Agfa Vista 400 (просрочка)

Весенний вечер в Сеуле. Rikenon P 50/2, Agfa Vista 400 (просрочка)

Снова Гонконг. Rikenon P 50/2, Fuji Industrial 100 (просрочка)

Снова Гонконг. Rikenon P 50/2, Fuji Industrial 100 (просрочка)

До турнира подкинешь? :) Rikenon P 50/2, Cyberpunk 800T

До турнира подкинешь? :) Rikenon P 50/2, Cyberpunk 800T

Показать полностью 14
33

Пленочная техника: Mamiya 645 Pro TL

Во-первых, это красиво

Во-первых, это красиво

В прошлом году, после более чем 15 лет съемки исключительно цифровыми камерами, я решил вернуться к истокам. Сначала Instax, потом Minolta X700, потом Bessaflex TM... Настал момент, когда захотелось попробовать что-то интереснее и были куплены сначала Bronica ETRSi, а потом и Mamiya 645 Pro TL, о которой и пойдет речь.

Отличный вариант попался в Гонконге во время одной из поездок: полный комплект из камеры в состоянии почти новой, задника, AE-видоискателя и пары объективов (55/2.8 и 80/2.8), и тут же сразу был куплен еще и 80/1.9, - самый светосильный среднеформатный объектив, 50/1.2 в координатах полного кадра.

Камера - относительно современная, и экстерьер преимущественно пластиковый. Тем не менее, камера надежная, и в свое время заслужила репутацию хорошей рабочей лошадки, став распространенным спутником свадебных и студийных фотографов. Но внешний слой за давностью лет потихоньку стирается :)

Что она может предложить?

Приличный по меркам СФ диапазон выдержек от 1 до 1/1000 секунды. До Contax 645 далеко, конечно, но набор достаточный. 1/500 на ETRS, для сравнения, являются достаточно серьезным ограничением.

Удобную и надежную конструкцию с достаточным количеством "защит от дурака", чтобы случайно не испортить дорогостоящую пленку :). Под дождем этой камерой тоже однажды снимал - обошлось без эксцессов, камера отработала штатно.

Модульность: доступны объективы (и большая их часть, за исключением шириков и светлых телевиков вроде 300/2.8, весьма доступны), виндеры, сменные видоискатели и шахты, задники. Я все свое покупал в оффлайн магазинах, и это был тот еще квест (включающий торг с продавцами в Шанхае, осмотр кучи задников в поисках минимально потертых и без трещин у винтов, а также предложение раздраконить витринную камеру в Сеуле, чтобы мне продали только виндер), но ebay нам в помощь :)

Задники, в отличие от ETRS, имеют диск для установки ISO, что при смене задника позволяет не забывать выставить корректную чувствительность, что у меня периодически случается при использовании ETRS/ETRSi, где чувствительность ставится на видоискателе.

Что по эксплуатации? Все довольно хорошо: к текущему моменту снято порядка 140 пленок, и если брак и был, то только из-за кривоватых рук :). Камера (точнее, ее AE-видоискатель) имеет достаточно точный замер, позволяющий снимать на слайд, и в работе весьма удобна. А еще я, на всякий случай, купил в начале весны кучу батареек, но одного комплекта (одной батарейки 4LR44 в камере и 6 AA в виндере) хватило на всю весну (порядка 120 пленок) и неизвестно, когда они кончились бы, если бы я не выкинул батарейки перед одним из перелетов.

Мой комплект, кроме вышеперечисленного, включает еще 150/2.8 (отличный портретный объектив!), виндер (от предыдущего поколения камер, "родной" для Pro TL более пластиковый и обтекаемый, и в оффлайн магазинах не встретился) и еще два задника.

И некоторые сэмплы :)

Один из первых кадров на эту камеру. 80/1.9, Kodak Gold 200

Один из первых кадров на эту камеру. 80/1.9, Kodak Gold 200

Весенние цветы в Шанхае. 80/1.9, Kodak Portra 160

Весенние цветы в Шанхае. 80/1.9, Kodak Portra 160

Весна! 55/2.8, Kodak Gold 200

Весна! 55/2.8, Kodak Gold 200

Фестиваль сакуры в Шанхае. 150/2.8, Kodak Gold 200

Фестиваль сакуры в Шанхае. 150/2.8, Kodak Gold 200

А из нашего окна... 80/1.9, Fuji Professional 160NS (просрочка)

А из нашего окна... 80/1.9, Fuji Professional 160NS (просрочка)

...некая гора видна. 150/2.8, Fuji Provia 100F

...некая гора видна. 150/2.8, Fuji Provia 100F

Гонконг. 35/2.8, Kodak Gold 200

Гонконг. 35/2.8, Kodak Gold 200

Портреты были основной целью покупки камеры. 150/2.8, Kodak Gold 200

Портреты были основной целью покупки камеры. 150/2.8, Kodak Gold 200

Пока как-то так, в дальнейшем планирую рассказать и про другие камеры в коллекции, которая стремительно растет, но с некоторых из них надо получить хоть какие-то сэмплы для начала :)

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!