Серия «Гитара без мифологии»

1

Гитарные эксперты из мезозоя-2

А не почитать ли нам статью с весьма самоуверенным названием... Па-бам!!!

Великие дебаты о тоне электрогитары из дерева: решены!

Статья расположена на сайте без названия, автор анонимен. На фиг ненужное двоеточие в заголовке служит предупредительным знаком: осторожно, автор - дебил!

Но... к тексту!

Тему статьи автор определяет так: о важности дерева для электрогитар.

Постановка вопроса безграмотна сразу в нескольких планах. Первое: есть дерево, растение, и есть древесина, материал. В английском языке, например, эти понятия обозначаются даже не однокоренными словами. Автору следовало так же эти понятия разделить, а то в тексте получилось такое:

По мнению некоторых музыкантов и экспертов, инструменты, изготовленные из одного и того же дерева, взятые из одного дерева, будут различаться по своему тональному характеру или голосу,

Причём слово "древесина" автор знает. Вот цитата:

Война из-за древесины электрогитары, как и битва на мечах принцессы-невесты, разрослась повсюду, оставляя после себя хаос всякий раз, когда речь идет о разговоре. Конечно, это довело слишком много гитаристов до грани безумия. Тем не менее, у всех есть свое мнение по этому поводу, и когда в игру вступает Интернет, мир тоже имеет значение.

М-да, нейросети пишут несравнимо грамотнее. Но вот ещё:

Более тонкая древесина удерживает сустейн нот (способность ноты продолжаться после игры) дольше и богаче, чем более дешевая древесина, и дополняет ноту более богатыми, иногда более глубокими обертонами и характером.

Толщина противопоставляется цене, а цена наделяется способностью влиять на сустейн!

Одна из глав начинается словами:

Это все связано с этим. А именно из-за точки домой поехал сам Лес Пол.

А вот это вершина многогранной безграмотности:

Струны воздействуют на звукосниматели с помощью магнитного поля, а затем более или менее направляются прямо в усилитель для создания звука. Дерево никогда не вступает в игру, и вот оно.

Нет, я не оборвал цитату на полуслове, так заканчивается одна из глав "шедевра".

А вот ещё лучше:

Влияет ли тон на тон электрогитары на тон? Нет простите. Когда объект, улавливающий звук, находится непосредственно под объектом, генерирующим звук, и для дерева, которое вторично вибрирует, нет смысла оказывать какое-либо влияние на тон, который уже покинул гитару. Подумайте об этом слоями.

И конечно же, этот альтернативно одарённый товарищ приходит к однозначному выводу: дерево, а под этим словом он понимает несущую конструкцию электрогитары в целом, никак не влияет на звучание электрогитары.

Что сказать, невежественный графоман. Только вот вопрос: каким местом думают админы сайтов, публикуя подобные откровения?

Показать полностью
2

Гитарные эксперты из мезозоя

Данный пост был опубликован на Дзене в декабре. За прошедшее с тех пор время Дзен щедро дал аж целых 268 показов. Интересно, сколько просмотров будет на Пикабу?

Гитарные эксперты из мезозоя Критическое мышление, Физика, Гитара

Скачать книгу можно здесь

***

Почитаем сайт Павла Старкошевского. Статья "Дерево для гитары. Из каких материалов выбрать гитару".

Материал нижней деки, обечайки и грифа в гораздо меньшей степени влияет на исходный звук. Зная это, производители удешевляют гитары, изготавливая эти части из палисандра. В дорогих инструментах, как правило, весь корпус из массива.

Итак, палисандр - дешёвый материал, и массивом не является. Очень мощное утверждение.

***

Посмотрим на сайт музыкальной школы "Красный химик". Статья "Материал для гитар и его влияние на звук.

Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное "окно" гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.

Дальше можно не читать, автор - невежественный балабол. Как раз у электрогитары-боди сустейн в разы длительней, нежели у акустической, а особенности звучания зависят от класса гитары, а не от типа. И звук "акустики" не столько попадает в корпус через резонаторное отверстие, сколько выходит из него. А попадает он туда благодаря принудительным колебаниям деки.

А уж каким образом он усиливается без источника дополнительной энергии, полагаю, сам анонимный автор объяснить не сможет. Закон сохранения энергии пока что действует.

***

А вот Хабр, статья "Дерево и звук… электрогитары, а также оргстекло и упаковочный картон". Автор - Sound_cULT. Здесь есть великолепная фраза, которую следовало бы выучить наизусть всем пишущим о музыкальной акустике:

Послушав несколько гитар, я невольно задумался, возможно, мои скудные познания в физике являются причиной моего непонимания влияния древесины на звук.

Истинная правда! Ещё бы не засорял интернет своим невежеством! Но он силится доказать, что... да, что не влияет. Приводит нашумевший эксперимент Пола Грехема, совершенно не понимая его смысла, и толкуя в свою пользу. При этом в специфических выражениях сообщает, что когда-то сам Пол верил, что влияет... Применение прошедшего времени должно дать нам понять, что теперь не верит.

Научный разбор этого эксперимента содержится в моей книге. Скачивайте, читайте.

***

Да, 99% интернет-материалов по музыкальной акустике написаны людьми, имеющими в теме предельно смутные представления. Читайте мою книгу, там всё по науке.

Показать полностью 1
4

Лекция Великого гитарного Мастера - 2

– Я собирался говорить про дерево, тем более, что оно упомянуто в вопросе «как конструкция гитары воздействует на тембр?»

М-да... Люди технически грамотные разделяют понятия «материал» и «конструкция». А для безграмотных разницы нет. И что же на этот вопрос ответит наш герой? А ничего! Он ныряет в мутный поток казуистики, стремясь осознать, что такое хорошая древесина, постыдно называя древесину деревом, подобно тому, как Остап Бендер, играя в шахматы, назвал ладью турой.

И вдруг он показывается из этого потока, и высмеивает распространённое мнение, что склейки портят звучание.Единственный момент в лекции, с которым я, с некоторыми уточнениями, согласен. Да, толковым выпиливанием лучших кусочков и грамотным их склеиванием можно добиться лучших результатов, чем делая детали из цельных поленьев.

Затем он задаётся вопросом, почему для изготовления гитар используется весьма ограниченный набор древесин, и оказывается не в состоянии на него ответить.

В конечном итоге он приходит к выводу, что «дерево» никак ни на что не влияет, и заявляет, что «современную электрогитару» конструировали, по его выражению, не задумываясь, как она будет звучать неподключенная. В переводе с оленьего на человеческий: никого не заботила АЧХ несущей конструкции. Закономерно приходит к утверждению, что «Конструкция электрогитары чудовищно примитивна».

Лекция Великого гитарного Мастера - 2 Критическое мышление, Физика, Логика, Гитара, Техническая грамотность, Длиннопост

Картинка нарисована сервисом artgeneration.me

Что тут сказать... ремесло, с которым мы знакомы поверхностно, очень часто кажется нам простым, без заморочек, то же самое с девайсами: поверхностное знание рисует упрощённое представление. Этим своим заявлением ВГМ расписывается в своём лютом дилетантизме.

О трёх гармонических формантах я рассказал в первой части, но там речь только о частотах, у резонансов есть еще такой параметр, как добротность. И если частоту можно подстраивать изменяя некоторые размеры деталей, то добротность почти всецело зависит от такого свойства материала, как логарифмический декремент затухания (ЛДЗ). А добротность резонанса несущей должна быть в некоторых оптимальных пределах: если выше – гитара будет гулкой, если ниже – звучание будет невыразительным.

Таким образом, для хорошего звучания на резонансные детали надо брать материалы с оптимальным значением ЛДЗ. Вот вам и ответ, почему одни материалы используются в гитаростроении очень активно, другие, вполне доступные, почти не используются.

Да, конструкция электрогитары действительно проста, но следует уточнить: она гениально проста.

Тут же он вспоминает о людях, которые уверяют, что настраивают в гитаре каждый резонанс. Выражает непонимание, как они это делают, ещё раз подчёркивая своё невежество, и резюмирует, что «Почему-то эти гитары получаются пугающе похожи [по звучанию] на Телекастер и Стратокастер»

А на что они должны быть похожи? На арфу? А зачем нужны настройки резонансов, мы разберёмся чуть позже, ВГМ ещё даст повод.

Вот теперь вы можете понять, что если на двух гитарах одна и та же деталь сделана из разных материалов, имеющих примерно одинаковый ЛДЗ, и настроена на один и тот же тон, отличить по звучанию где какой материал невозможно. Как у электрух, так и у акустик. Да, звучание формируется не названиями пород, а параметрами резонансов.

Далее он рассказывает о гитарах Данэлектро, у которых корпуса делаются «из прессованной бумаги», и даже бридж деревянный. Что может быть хорошего? А вот мой опыт показывает, что у ДВП некоторых артикулов ЛДЗ бывает в тех самых оптимальных пределах, а что касается деревянного бриджа, так я их делал, и получал серьёзное улучшение звучания.

Фокус в том, что в АЧХ многих-многих моделей гитар очень пусто в районе 1500гц, вот эту пустоту я и заполнял резонансом бриджа. Деревянного. Позже я набрёл на замеры АЧХ скрипок, и в выводах, сделанных исследователями, конкретно отмечалось, что у всех скрипок, которые музыканты относили к очень хорошим, такой резонанс обязательно присутствовал. Потом на форуме «Гитарные теории» набрёл на пост со спектрограммами нескольких электрогитар. Вот спектрограмма гитары, которую автор поста обозначил как самую лучшую.

Лекция Великого гитарного Мастера - 2 Критическое мышление, Физика, Логика, Гитара, Техническая грамотность, Длиннопост

Вот резонанс на 200, это гриф, первая форманта, на 400 – голова грифа, вторая форманта, на 700 пусто, на 1500 – ого! Или корпус говно, и 1500 получены бриджем, или эту частоту корпус и выдаёт.

А ВГМ тем временем выдаёт: «Я считаю, что любое дерево достаточно хорошее...» потом спохватывается: «По крайней мере, их тех, которые мы используем».

А используете вы древесину тех пород, которые отобрали понимающие люди.

Вот так час этого потока сознания мы одолели. Надо сделать перерыв.

Показать полностью 2

Лекция великого гитарного мастера

Однажды Великий Гитарный Мастер прочитал лекцию о своих домыслах, и поместил ролик с её записью на Ю-тубе. Посмотрев этот ролик минуты до 20-й, я кроме брезгливости ничего не испытал, прекратил просмотр, и решил не придавать значения. Думал, никто не придаст.

Как же я ошибся. Прошло 5 лет, а мне до сих пор обделённые умом кидают ссыль на этот ролик, мол, послушай, что знающий человек говорит. С чего вы решили, что он знающий? Может, у него есть соответствующий диплом? Хрен там. Может, у вас такой уровень познаний, что можете аттестовать других специалистов? Ещё один хрен. Что ещё? Складно лопочет. И не более того. А ролик, между прочим, расползся по множеству ресурсов, и набрал какое-то офигенное количество просмотров, явно неадекватное его качеству. Речь пора вести о секте Великого Мастера.

Приступим к просмотру. Теперь придётся смотреть от начала до финала. Сразу оговорюсь: личность Великого Мастера меня не интересует ни в малейшей мере. Интересно, что в головах у людей, принимающих его домыслы за истину в последней инстанции.

Лекция великого гитарного мастера Логика, Критическое мышление, Идиотизм, Неадекват, Физика, Длиннопост

– Здравствуйте, я гитарный мастер, я сделал примерно две… я даже не могу точно посчитать, примерно две…

Сотни? Тысячи?

Обломайтесь!

– Примерно две гитары я сделал от начала до конца.

Один комментатор высказал по этому поводу: «Детей у него, наверное, тоже примерно двое».

– Меня крайне занимал вопрос, как древесина инструмента влияет на звук…

Как он «разобрался» с этим вопросом, станет ясно из дальнейшего текста.

– Зачем я это делаю? – предугадывает вопрос из зала ВГМ, имея ввиду, зачем он читает эту лекцию, и отвечает: – Мне хотелось бы, чтобы у меня были умные клиенты, и мне приятнее, когда ко мне приходят люди, которые мыслят здраво.

Где-то в другом ролике ВГМ пожаловался, что «разговариваешь с клиентом, и вдруг понимаешь, что разговариваешь не с ним, а с неким субъектом из интернета, который срёт ему в мозги». С этим тоже разберёмся, проанализировав лекцию.

Затем ВГМ задался вопросом, есть ли что-то такое, о чём у гитаристов не возникает споров, все согласны, что вот так, и не иначе. И оказалось, что это масса сустейн-блока. Он должен быть как можно тяжелее. В свете того, что большинство гитар вообще не имеет никакого сустейн-блока, утверждение… как бы сказать… ну, вы поняли.

Далее он высмеивает мнение, что безголовые электрогитары звучат хуже традиционных, и сетует, что у человека, высказавшего такое, ничего не ёкнуло.

Вот тут-то мы и подошли к вопросу, что в разных электрогитарах есть общего, традиционного, конвенционального. Гитаристы эту фишку не знают, не знают её и производители калибра ВГМ, знают только производители высокого полёта, и знали Лео Фендер и Тед Мак-Карти.

Спросим у любого гитариста: зачем у электрогитары гриф делается длиннее, чем у классики. Для удобства игры в высоких позициях – будет единодушный ответ. Нет, не для этого. Удобство лишь приятный бонус. Веками сформировалось понятие о гитарном звучании, отличающемся от лютневого, балалаечного, мандолинного… И сформировалось оно не только на уровне субъективного восприятия, но и на уровне числовых значений параметров резонансов.

Мне на днях один сектант Великого Гитарного Мастера высказал, что «все гитары звучат одинаково», и сделал из этого вывод, что несущая электрогитары не влияет на звучание.

Нет, мальчонка, они звучат одинаково потому, что все маломальски серьёзные производители стремятся к одному и тому же. Кто пытался креативить в данном направлении, или вылетели в трубу, или взялись за ум, и делают как люди. Что вы можете сказать о гитарах фирмы Гручинелли? А была такая.

Так вот, было выявлено три частоты, формирующие гитарный характер звучания. Это не значит, что у гитары должно быть только три форманты, конечно, больше, но эти три должны присутствовать в спектре обязательно.

Возьмём детские гитары. Они звучат не по-гитарному именно из-за смещения резонансов с нужных частот.

Итак, наиболее сильная и характерозадающая форманта получила название первой гармонической. В классической гитаре она живёт на передней деке. Как разместить её на толстенном боди, не додумался ни Лео Фендер, и никто после него.

Зато Лео нашёл гениальное решение: «повесить» Первую гармоническую на гриф. Вот для этого гриф и делается длиннее, для понижения частоты до Первой ГФ. А дальше пошло-поехало: вторую ГФ он навесил на голову грифа, третью – на корпус. И это классическая схема для электрогитар-боди, так делаются все достойные внимания модели всех фирм.

А теперь вернёмся к гитарам –ампутантам. Голова нормального грифа не только вносит в звучание вторую ГФ, но и понижает своим весом частоту грифа в целом. До какой частоты? Правильно, до Первой гармонической.  А какая частота будет у безголового грифа? Хорошо, покорпев над этим обрубком, подгоним его под частоту второй форманты, а где расположим Первую? А негде…

И что? С потерей Первой форманты звучание не обеднеет? То есть, если взять классическую гитару профессионального уровня, и поменять переднюю деку на буковую фанеру, звучание останется прежним? Ну-ну.

Продолжение следует.

Показать полностью 1
5

Гитарные датчики

Мнения об индуктивных датчиках резко расходятся: одни неучи уверяют, что датчик всецело формирует звучание электрогитары, другие, надо сказать, редкие экземпляры, с пеной у рта вещают, что звучание формируется "деревом", а датчик только "снимает" колебания. Разберёмся, как оно и что.

Масса креативных юношей, конструируя струнный электроинструмент, обращают взор к различным типам датчиков, надеясь получить нечто лучшее, чем могли бы, применяя старые добрые индукционные системы. Только пока никому не удалось это лучшее получить. В чём же прелесть индукционки? Разберёмся.

Нередко датчики своими техническими параметрами искажают величину измеряемых параметров. Причём искажение бывает двух видов. Первое – датчик врёт, передаваемые им данные не соответствуют реальным параметрам на измеряемом объекте. Второе – датчик сам меняет измеряемые параметры объекта, и снимает уже изменённые. Пример?

Некая экзотермическая химическая реакция должна проходить при строгом контроле за температурой. Если масса термодатчика немала по сравнению с массой контролируемого вещества, он поглотит немало тепла, снизив температуру. Или привнесёт своего, повысив температуру. Датчик напряжения при невысоком собственном сопротивлении (а по настоящему высокое в данном случае - бесконечность), шунтирует измеряемую цепь, снижая тем самым напряжение в ней, и передаёт уже пониженное напряжение...

У конструкторов мерительной техники постоянная, в принципе окончательно нерешаемая задача – борьба с этими явлениями. Вот и разберём, какие искажения вносит индукционный датчик, и как с ними бороться (и надо ли?).

Самый простой нюанс работы индукционного датчика обусловлен самой конструкцией системы датчик-струна. Дело в том, что траектория любой точки струны представляет не прямую линию,по которой струна совершает возвратно-поступательные движения, а многоконечную звезду. Датчик же лучше всего воспринимает колебания перпендикулярные его полюсу, а параллельные почти не воспринимает. В результате в снятом сигнале присутствует явная амплитудная модуляция, придающая звучанию узнаваемый «электронный» характер.

Чтобы разобраться с другими вносимыми искажениями, представим себе стальную пластину, закреплённую с одного конца в некоем зажиме, расположенную параллельно плоскости столешни. Представим так же, что эта пластина оснащена неким идеальным датчиком, снимающим её колебания без искажений, никак не влияющим на колебательный процесс. Этот датчик подключен к компьютеру, на экране которого мы наблюдаем форму сигнала, временну́ю огибающую, видим значение основной частоты. Колеблется пластина благодаря тому, что мы имитируем на ней щипок струны. В таком виде колебания у нас строго синусоидальные. Помещаем под пластиной магнит. Форма колебаний заметно изменяется. Удаляясь от магнита пластина должна преодолевать притяжение, скорость удаления снижается, пластина движется как бы против течения. Зато в обратном направлении скорость возрастает. Форма колебания скорее похожа на пилу для продольной распиловки, нежели на синусоиду. Колебание обогатилось обертонами, причём строго гармоничными. Основная частота понизилась.

Это значит, что в сигнале, снимаемом со струны, присутствуют две линии обертонов разного типа. Первый тип – обертоны, возникающие в струне и без магнитного поля. Они по определению имеют некоторую негармоничность, и в магнитном поле она возрастает. Второй – обертоны, сформированные искажением основной гармоники, они строго кратны ей. Между обертонами двух типов возникают биения, так же способствующие специфической окраске звука.

Надеваем на магнит обмотку – ничего не меняется. Вот если мы замкнём выводы накоротко, у нас резко изменятся временны́е характеристики. Пластина будет словно задемпфирована. Если включить между выводами реостат, можно быстро заметить, что сила демпфирования находится в обратной зависимости от его сопротивления.

Так мы столкнулись с таким явлением, как сопротивление магнитного поля. Не путать с силой притяжения! Система датчик-струна является генератором электротока, струна выполняет работу по приведению в движение электронов в катушке, и встречает при этом определённое сопротивление. Возьмём самый обычный велотренажёр в спортзале – там увеличение нагрузки создаётся на том же принципе: в колесе смонтирован электрогенератор, переключателем меняем сопротивление, называемое сопротивлением нагрузки, и подбираем нагрузку для себя. Чем меньше сопротивление нагрузки, тем труднее крутить педали. А система струна-датчик представляет собой тот же генератор переменного электрического тока. Вот и струнам становится тяжелее совершать колебания, понижается частота, возрастает негармоничность обертонов первого типа, слабеет атака, сокращается сустейн.

Но по старому опыту возникает вопрос: если есть сопротивление, оно частотозависимо?

Рассмотрим повнимательнее катушку с точки зрения электротехники. Что она является индуктивностью, это понятно. Резистивное сопротивление – тоже. Но между витками возникает ещё и ёмкость. А индуктивность и ёмкость – знакомый нам из школьного курса физики колебательный контур. И он имеет собственную резонансную частоту. Вот и магнитное поле датчика имеет минимум по сопротивлению на этой частоте.

Отсюда и девиации гармоник, и разные скорость и время их нарастания в зависимости от их частот… Знакомая нам динамическая эквализация.

И добротность этого резонанса находится в обратной зависимости от сопротивления нагрузки. Тут мы можем объяснить и разницу в звучании гитары на ламповых и транзисторных усилителях – вход усилителя имеет сопротивление, и оно является сопротивлением нагрузки датчика. Сопротивление ламповых входов обычно намного выше, чем транзисторных. При малом входном добротность резонанса повышается до нежелательного уровня. Для электрогитары в усилителе главное не элементная база, а входное сопротивление. На транзисторах его тоже можно сделать очень высоким.

Вдобавок, колебательный контур – это ещё и частотный фильтр. Частоты ниже своей резонансной он преобразует в ЭДС вполне покладисто, а вот более высокие нещадно срезает. Спад 12 децибелл на октаву. И если на деревянных частях есть более высокие резонансы, то их можно послушать только на неподключенной гитаре, что стало поводом для сетований немалого числа гитаристов, и мотивом для поиска способов повысить частоту не теряя в чувствительности, что не очень получается. Поэтому глуховатое по сравнению с акустическими струнными звучание так же очень характерно для электрогитар.

Таким образом, главное преимущество индукционного датчика состоит в том, что он добавляет в спектр инструмента свой полноценный резонанс, чем обогащает звучание,  а качество датчика определяется в первую очередь не чувствительностью (выхлопом), а параметрами резонанса. И нелепость вопроса «что формирует звучание в электрогитаре, дерево или датчики?» очевидна. В одной упряжке работают, разделительный союз неуместен.

Иногда в интернете попадается вопрос: «Я хочу поставить на гитару (балалайку, скрипку, мандолину) индукционный датчик и пьезу. Как мне их смикшировать?» Никак не надо, это ничего не даст. Гораздо продуктивнее хорошо разбираться в индукционных датчиках, и чётко подбирать лучшие системы и параметры в каждом конкретном случае.

Да, существует несколько разных систем индукционных датчиков. Самая первая система получила название сингл . Он появился на несколько лет раньше электрогитар, и предназначался для установки на акустические инструменты. Полный примитив: магнит, обмотка, ничего больше. Несмотря на это синглы применяются на гитарах до сих пор, по ряду показателей конструкция оказалась удачной.

Гитарные датчики Физика, Датчик, Инженер, Длиннопост

Но есть у синглов и недостаток: они слишком хорошо улавливают различные электромагнитные колебания в окружающем пространстве. В выходном сигнале обычно присутствует масса посторонних призвуков. При игре на чистом звуке (клине, как выражаются гитаристы) они ещё терпимы, но на перегрузе невыносимы. Поэтому вскоре были изобретены хамбакеры.

Гитарные датчики Физика, Датчик, Инженер, Длиннопост

Шумоподавление в хамбакере основано на том, что фаза наводки от электромагнитного колебания не зависит от полярности магнита, а фаза наводки от колебаний струн зависит. Если мы возьмём два одинаковых сингла, разместим на деке вплотную друг к другу, и подключим в противофазе, неважно параллельно или последовательно, а затем перевернём магнит в одном из синглов, чем изменим его полярность, то наводки от колебаний струн окажутся в фазе, а помехи так и останутся в противофазе. В итоге получаем в разы меньший уровень шумов.

Однако многим гитаристам не понравилось звучание хамбакеров на чистом звуке. Оказалось, что если взять два сингла, и подключить параллельно, резонансная частота повысится, а если подключить последовательно, она понизится. Как же так!? Резонансная частота контура обратно пропорциональна произведению ёмкости на индуктивность. При параллельном соединении двух одинаковых контуров ёмкость должна удвоиться, индуктивность вдвое уменьшиться, при последовательном – наоборот. Частота меняться не должна.

Похоже, мы что-то упустили… И это «что-то» –  резистивное сопротивление. Если подключить резистор последовательно с катушкой, её частота не понизится, а вот когда сопротивление равномерно распределено в катушке, частота понижается.

Ещё большую разницу в звучании создаёт разное расположение магнитных полей. Во многих статьях утверждается, что сингл снимает колебания с одной точки, а хамбакер с двух. В реале наоборот,

Гитарные датчики Физика, Датчик, Инженер, Длиннопост

но от этого не легче.

И если одних гитаристов хамбакеры во всём устраивают, то другие, и их немало, на клине (необработанном звучании) обожают сингловый звук. Для таких была придумана конструкция, получившая название хамкенселлер.

Мысль в том, чтобы к синглу подключить в противофазе катушку, которая будет улавливать только шумы. А расположить её придумали прямо под синглом, поэтому хамкенселлер ещё называют вертикальным хамбакером.

Но наилучшее решение (по моему скромному мнению) это сплит. Снова две катушки, подключенные в противофазе, одна снимает с одной половины струн, первой-второй-третьей в шестиструнном варианте, другая – с четвёртой-пятой-шестой.

Гитарные датчики Физика, Датчик, Инженер, Длиннопост

Расположение магнитных полей как у сингла, звучание практически такое же, при хамбакерном подавлении помех… И есть у данной системы одна добродетель, какой нет ни у одной другой. Это практически стопроцентная устойчивость от «заводок». ЭДС от колебаний деки в двух катушках оказывается в противофазе, генерация не возникает. И это делает сплит наиболее предпочтительным вариантом для полуакустических электрогитар, и адаптеризации акустических.

Показать полностью 4
12

Как же несущая конструкция струнных инструментов влияет на звучание?

После публикации моей предыдущей статьи, большинство комментариев написали неадекваты. Эти комментарии могут представлять интерес для психологов, к ком я не отношусь, и помочь этим ребятам ничем не могу.

Но были и комменты от адекватных людей, просивших объяснить вопрос подробнее. Для них я размещаю ознакомительные главы своей книги "Гитара без мифологии".

1.1 Атака и сустейн

Звучание струны состоит из двух фаз – атака и затухание. Обе фазы протекают по графику логарифмической функции, иначе говоря, по экспоненте. Длительность затухания называют сустейном, и характеризуют временем, в течение которого амплитуда колебаний струны понижается на 30 децибел.

Наиболее важна для восприятия характера звучания фаза атаки. В давние времена проводился эксперимент: из магнитофонной записи звучания разных инструментов удалили фазу атаки, так при прослушивании таких фонограмм профессиональные музыканты саксофон от рояля не могли отличить. Вывод: характер звучания инструмента формируется на стадии атаки.

Сустейн зависит от многих факторов, как в струне, так и в несущей конструкции.

Чем выше добротность струны, сильнее натяжение, тем сустейн будет длительней, а атака ярче.

Чем выше упругое сопротивление несущей конструкции, и больше длина рабочей части струны, тем сустейн длительней, а атака мягче.

Поскольку затухание протекает по экспоненте, его можно характеризовать через основание логарифмической функции, взяв шаг во времени, равный периоду колебания. Эта величина получила название логарифмический декремент затухания.

Логарифмическим декрементом затухания «λ» называется натуральный логарифм отношения двух последовательных амплитуд, взятых через период.

Обозначается «λ», но в тексте буду использовать аббревиатуру ЛДЗ.

1.2. Резонансы и обертоны

Со школьных лет, а кто и раньше, мы помним притчу про солдат, что по мосту шли строем в ногу, и рухнул мост… Ну как же так!

В дискуссиях по музыкальным инструментам в интернете мне не единожды советовали учить физику, высказывая уверенность, что в школе я её не учил. На таких «советчиков» быстро нашёлся приём: определение резонанса помните? Хорошо, а почему такое происходит? Что с неким физическим телом на некоторой частоте не так, как на любой другой? Почему при воздействии сравнительно небольших усилий с некой частотой рухнул мост, способный выдерживать в разы бо́льшие статичные нагрузки?

Ни один из самонадеянных оппонентов ответить не смог. Да, друзья, пятёрка по физике в школьном аттестате не делает вас экспертами в технических областях знаний, в том числе в музыкальной акустике. Резонанс в школе не изучают, а именно проходят.

Чтобы найти ответ на этот каверзный вопрос, снова вспомним про колебательный контур, который в школе так же проходили. КК имеет собственную частоту, и может использоваться в электронном генераторе колебаний в качестве частотозадающего узла. А ещё, если через него пропустить несколько сигналов различных частот, мы можем обнаружить, что лучше всего, с наименьшими потерями по амплитуде, будет проходить сигнал с той самой частотой, которую КК задаёт в генераторе.

И что это значит? А это значит, что на резонансной частоте КК имеет минимальное электрическое сопротивление. И если правильно сформулировать причинно-следственную связь, получим определение: резонансная частота колебательного конура это такая частота, на которой его электрическое сопротивление минимально.

От электроники перейдём к механике. Многие физические тела имеют заметный резонанс на определённых частотах. И теперь нам несложно догадаться, откуда он берётся. Да, механическое (упругое) сопротивление физического тела неодинаково на разных частотах, и его резонансная частота  – это частота, на которой упругое сопротивление минимально.

Вспомним школьную шутку про электрический ток: он похож на лентяя, поскольку стремится идти по пути наименьшего сопротивления. Вот и свободное колебание тоже норовит сформироваться на частоте, встречающей наименьшее сопротивление, хоть электрическое, хоть механическое.

Сопротивление на резонансной частоте обязательно ниже, чем при статичной нагрузке, в некоторых случаях во много раз. А упругое сопротивление чётко связано с пределом прочности. Разумеется, музыкальные инструменты делаются с достаточным запасом прочности, чтобы не рассыпались от собственного звучания, это для лучшего понимания явления. Например, почему же развалился мост из легенды.

Если руководствоваться параллелью с колебательным контуром, резонанс у физического тела может быть только один. Выходит, у струны может быть только один тон, у несущей только один резонанс.

К счастью, это не так. У колебательного контура электронный резонанс действительно один, а вот у физических тел график частота-упругое сопротивление зачастую имеет весьма замысловатую форму, в которой помимо глобального минимума присутствуют ещё и локальные. Такие точки на этом графике, из которых что вверх по частоте, что вниз, сопротивление увеличивается, и соответствуют частотам резонансов. При этом, чем выше абсолютное значение сопротивления в точке некоторого локального минимума, тем слабее резонанс на данной частоте.

Вот так в струнах возникают линейки обертонов, а несущая часть обычно имеет несколько резонансов. Взаимодействие гармоник струн и резонансов несущей части почти всецело определяет звучание инструмента.

1.3. Взаимодействие резонансов

Проведём лабораторную работу. Для неё нам потребуются:

Гитарный тюнер и тюнер для настройки ударных инструментов, скачанные и установленные в компьютере, струна, лучше всего нейлоновая (даже не карбоновая), колок, кое-какие дощечки и брусочки.

Сделаем вот такой «стенд»:

Как же несущая конструкция струнных инструментов влияет на звучание? Гитара, Электрогитара, Физика, Акустика, Электронная музыка, Длиннопост

Для начала нам надо добиться унисона между струной и резонатором. Когда вы его добьётесь, поймёте это по ужасному звучанию. Запомните его, это «волчок», о нём ещё поговорим. А теперь понемногу будем сдвигать брусочки, понижая или повышая тон резонатора, при этом каждый раз замеряя тюнером тон струны.

И что обнаружим? Тон струны изменяется вслед за изменением тона резонатора! Но чем дальше мы смещаем тон резонатора, тем отклонение тона струны от первоначального становится меньше.

Объясняется это просто: струна и резонатор образуют единую колебательную систему, и их графики частота-упругое сопротивление складываются. При этом минимумы находятся не на одной и той же частоте, суммарный минимум оказывается где-то между исходными. Несколько сложнее понять, почему этот минимум всегда находится ближе к частоте струны, причём разница может быть во много раз. Для этого надо изучить такой параметр, как добротность (обозначается «Q»).

Добротность пропорциональна числу колебаний, совершаемых системой за время, в течение которого амплитуда уменьшается в е раз. Таким образом, добротность и ЛДЗ являются обратно пропорциональными величинами.

Q=π/λ

Понятно, что чем выше добротность, например, струны, тем длительней сустейн. А ещё чем выше добротность, тем у́же и острее будет диаграмма частота-упругое сопротивление. В результате, при одинаковом отклонении от частоты резонанса, упругое сопротивление у более добротного тела возрастёт больше. Поэтому относительно низкодобротная дека нормально воспринимает колебания в широком диапазоне частот, а высокодобротные струны допускают очень небольшие отклонения.

Девиациям подвергается не только основной тон, но и обертоны. В спектре одной ноты или аккорда одни обертоны завышаются, другие занижаются.

1.4. Динамическая эквализация

Мы знаем, что чем меньше упругое сопротивление несущей конструкции, тем сильнее атака, и короче сустейн в струне. Знаем так же, что резонанс представляет собой перепад упругого сопротивления на частотной шкале.

Логично предположить, что различные гармоники отдельно взятой ноты, встречая разное значение упругого сопротивления, так же будут отличаться по скорости нарастания и последующего убывания амплитуды. И даже переход из фазы нарастания в фазу убывания будет происходить не одновременно.

Да, чем меньше упругое сопротивление несущей на некоторой частоте, тем гармоника с данной частотой будет быстрее нарастать и убывать по амплитуде, и тем переход из нарастания в убывание произойдёт раньше. При этом характер звучания в нашем восприятии формируют главным образом, гармоники с наибольшей скоростью нарастания.

Резонансы несущей конструкции гитары, как и многих других струнных инструментов, создают в струне девиации частот и различные для разных гармоник параметры нарастания и убывания амплитуды. Когда-то первые музыкальные синтезаторы, а затем и компьютеры не могли моделировать эти факторы, и звучание получалось лишь отдалённо похожим на звучание реальных инструментов. И лишь появление высокопроизводительных компьютеров и соответствующего софта позволило моделировать звучания практически неотличимо от оригинала.

Однако, несмотря на большую значимость для формирования звучания, совокупность этих факторов не удостоилась специального термина. Я предлагаю назвать это динамической эквализацией. Соответственно, эквализацию, получаемую, например, с помощью электронных формирователей тембра, называть статичной эквализацией.

И теперь мы можем ответить на целый ряд вопросов.

Первое: почему ничего не дал эксперимент с пропусканием звука через деревянную мембрану?

Всё просто: широко распространено мнение, что проходя через древесину, звук непостижимым, почти волшебным образом улучшается-насыщается-обогащается, а это не так. Создаётся некоторая статичная эквализация, не более того. Без динамической эквализации класс звучания остаётся прежним, плохой звук остаётся плохим.

Второе: влияет ли несущая конструкция электрогитары на звучание?

Однозначно, ДА. И в акустических и в электрических струнных инструментах звучание формируется в струне, и качество и характер этого звучания в огромной мере зависит от качества динамической эквализации, создаваемой резонансами несущей конструкции. При этом индукционные датчики так же создают динамическую эквализацию своими резонансами.

Третий вопрос более изощрённый: влияет ли гриф гитары на звучание?

Влияет, причём у электрогитары-боди резонанс грифа самый сильный. Статичное упругое сопротивление грифа ниже, чем у корпуса, соответственно, при практически одинаковой добротности, резонанс сильнее. В акустической гитаре резонанс грифа заметно слабее резонанса деки, но он так же создаёт динамическую эквализацию, которой может не только улучшать, но и портить звучание.

Четвёртый: можно ли статичной эквализацией исправить недостатки динамической?

В очень ограниченных пределах. Если динамическая эквализация некой гитары такова, что она звучит как консервная банка, с помощью статичной эквализации электронного эквалайзера вы сможете получить звучание другой консервной банки, и даже жестяного ведра, но никак не хорошей гитары.

Означает ли это, что статичная эквализация совсем бесполезна? Вовсе нет, наилучшее звучание получается благодаря грамотному сочетанию обоих видов эквализации.

Далеко не праздный вопрос: сколько резонансов нужно для хорошего звучания? Чем больше, тем лучше? Разумеется, это не так. Если частоты хотя бы двух резонансов при некоторой добротности сблизятся настолько, что уменьшится разница между минимумами и максимумами АЧХ в диапазоне этих резонансов, то оба они потеряют выразительность, что ухудшит звучание  инструмента в целом. Схождение резонансов, очень распространенная ошибка, как плохих мастеров, так и неграмотных разработчиков в серийном производстве.

Желательно, чтобы диаграмма частота-упругое сопротивление состояла сплошь из наклонных линий.

Получается, увеличивая количество резонансов, мы должны повышать их добротность. И насколько же мы можем их повысить? До каких пределов?

Загвоздка в том, что детали несущей конструкции при игре совершают не только вынужденные колебания на частотах колебаний струн (почти), но и свободные на своих собственных частотах, воруя для этого энергию у струн. И чем выше добротность резонансов этих деталей, тем больше амплитуда и длительней сустейн их собственных колебаний.

При оптимальных значениях добротности эти колебания очень толково прикидываются реверберацией, но при значениях выше оптимальных образуют неприятный гул. Он тем более неприятен, что не вписывается ни в одну тональность, поскольку детали несущей настраиваются в четверть тона от хроматических ступеней.

Так мы попадаем в жёсткие рамки: низкая добротность резонансов приводит к невыразительному звучанию, а слишком высокая к гулу.

Для достижения хорошего звучания добротность резонансов несущей конструкции должна находиться в узких оптимальных пределах.

Поэтому не имеет смысла располагать резонансы ближе 9-ти полутонов, а чаще всего их располагают в интервалы в 11 или 13 полутонов. Не рекомендуется располагать в 12 полутонов (чистую октаву). 6-7 резонансов при правильной расстановке по частотам и оптимальных значениях добротности дают отличное профессиональное звучание, дальнейшее наращивание количества резонансов заметного улучшения звучания не даёт.

1.5. Декремент затухания как удельное свойство материала

А есть у материала свойство, влияющее на добротность резонанса физического тела?  У металлических струн, особенно у дискантов, сустейн заметно длительней, чем у нейлоновых. У металлофона он в разы длительней, чем у ксилофона. Несомненно, материал обладает как минимум, одним свойством, определяющим декремент затухания тела. И называется оно так же: логарифмический декремент затухания. Учёные мужи не удосужились придумать для этого свойства собственное название. Поэтому приходится различать ЛДЗ как характеристику тела или конструкции, и ЛДЗ как удельное свойство материала.

В общих чертах, ЛДЗ как свойство материала – это ЛДЗ некого стандартного образца из этого материала при некоторых стандартных условиях. И это очень важная характеристика материала для музыкальных инструментов. В первую очередь, оно оказывает сильное влияние на добротность резонансов физических тел.

Как мы помним, для хорошего звучания добротность резонансных тел должна находиться в некоторых оптимальных пределах. Соответственно, эти тела, проще говоря, детали инструментов очень желательно изготавливать из материалов с оптимальными показателями по ЛЗД.

Да, друзья, пригодность материала в качестве резонансного определяется не принадлежностью к древесинам, не способом просушки, не фактурой, не ценой, не плотностью, не страной произрастания, а в первую очередь показателем логарифмического декремента затухания.

Остаётся неясным, как нейлоновые струны умудряются сохранять строй, ведь декремент нейлона даже выше, причём намного, чем у древесины. Почему же нейлоновые струны не подвергаются сильным девиациям? Чтобы с этим разобраться, нужно ознакомиться с таким явлением, как

1.6. Механическое напряжение (σ)

Про электрическое напряжение нам рассказывали в школе, а про механическое (обозначается строчной греческой буквой сигма σ), забыли рассказать. А оно гораздо проще для понимания.

Если вы сожмете рукой обычный кистевой эспандер, почувствуете силу, стремящуюся распрямить эспандер, и чем дольше будете его удерживать, тем лучше будете её чувствовать. Когда же вы его отпустите, он примет обычную свою форму.

При сжатии в нем возникло то самое механическое напряжение, а потом снялось.

Когда вы натягивание струну на гитаре, так явственно возникающее в ней напряжение не чувствуете, а оно возникает, и нарастает. И если вы перетянете струну, она лопнет. Напряжение превысит предел прочности, и разрешится в разрыв струны.

Величина механического напряжения выражается как сила делённая на площадь, к которой она приложена. Для струны совсем просто: сила натяжения на площадь поперечного сечения керна.

Оно-то и понижает декремент затухания материала, и повышает добротность струны. Теперь нам понятно, почему карбоновые струны дают больше сустейна и обертонов, чем нейлоновые, а металлические больше, чем карбоновые. Сечение струны обратно пропорционально плотности материала, следовательно, напряжение ей прямо пропорционально.

Вот так струны из материала с высоким декрементом затухания обретают приемлемую добротность. Но всё же приходится слышать жалобы гитаристов-классиков на фальшь ля-большого на 6-й струне. На 5-й нет, а на 6-й есть! Дело в том, что 5-я и 6-я струны навиваются на одинаковый керн, чуть ли не с одной бобины, а 6-я обычно делается на меньшую силу натяжения. Соответственно, у неё ниже добротность, и она подвергается девиации от резонанса задней деки.

Вы могли заметить, что с ростом напряжения повышается собственная частота тела, в данном случае струны, но при этом ещё и понижается декремент затухания. И в нейлоновых струнах он достигает вполне приемлемых величин.

Напряжение в струне  повышает не только добротность, но и склонность к образованию обертонов. До некоторого уровня оно улучшает звучание, однако при чрезмерно высоких значениях звук становится надсадным, неприятным.

Усилие натяжения струн передаётся и несущей конструкции, так же создавая в ней напряжение, и повышая добротность её резонансов. Особенно это заметно на передних деках акустических инструментов. И если добротность деки ниже оптимального значения, её можно повысить, создав дополнительные напряжения при помощи пружин. Пружина сгибается так же, как выгибаются обечайки, и приклеивается к деке внатяг. Так же небольшое напряжение создают некоторые лакокрасочные материалы, особенно нитроцеллюлозные.

1.7. Акустическая константа (К)

Вторым по значимости акустическим свойством материалов является акустическая константа. Почему её называют константой, совершенно непонятно, это скорее имя собственное данного свойства. И даже названия у единиц её измерения нет. И даже выражают её по-разному: в одних источниках К ели =12, в других =1200. Хорошо, что в 100 раз, легко пересчитывать, и не перепутаешь.

Чем же она полезна? Во-первых, она отражает излучательную способность материала, что важно для дек акустических струнных инструментов. Выше К материала деки, громче звучание. Во-вторых, частота резонансного тела прямо пропорциональна К материала (с незначительными отклонениями). Поэтому формирование частоты резонанса той или иной детали инструмента начинается с подбора материала с нужной К.

Самая простая формула К=скорость звука/плотность. Однако замер скорости звука дело сложное, поэтому более практична формула

К=(Е/р3) -2

1.8. Микрофонный эффект (заводка)

Свидетели невлияния несущей конструкции на звучание электрогитары аргументируют своё невежественное утверждение тем, что индукционный датчик не может преобразовывать в ЭДС колебания немагнитных предметов. Деревянная дека немагнитна, следовательно…

Ах, если бы и правда было так, одной проблемой было бы меньше.

Суть её в том, что система датчик-усилитель-динамик при некоторых условиях образует автоколебательную систему с обратной связью. Эксперименты показывают, что «завести» отдельный датчик очень непросто, а вот когда он установлен на деке, заводится охотно.

Площадь деки во много раз больше площади датчика, поэтому она воспринимает в разы бо́льшую энергию колебаний воздуха, а уж с неё колебания снимает датчик, и пошёл процесс… Поэтому деку тоже следует включить в перечень элементов автоколебательной системы, как элемент, обеспечивающий обратную связь, и задающий частоту, ибо «заводка» происходит именно на частоте её основного резонанса.

Как такое получается? Дело в том, что на датчик, вопреки утверждениям «великих физиков», действует вибрация корпуса, а поскольку обмотка и магнит имеют различные акустические свойства, возникает разница амплитуд, и смещение фаз. Этого хватает для возникновения в обмотке переменной ЭДС. Да, одно дело, когда в магнитном поле датчика колеблется немагнитное тело, другое, когда сам датчик подвергается вибрации.

Частотозадающим элементом стихийного генератора колебаний может послужить и металлическая крышка датчика. Зачастую их штампуют из латуни, приписывая ей особое влияние на магнитное поле. Декремент затухания латуни и так невысок, а при штамповке в ней возникают внутренние напряжения, понижающие декремент. Поэтому крышка весьма чувствительна к внешним колебаниям, и всегда готова засвистеть на собственной частоте.

Гитарные мастера, да и сами гитаристы борются с этим явлением путём акустической изоляции датчика от деки при помощи резиновых или поролоновых прокладок, но радикальным решением является высокодобротный электронный фильтр, вырезающий из сигнала резонансные частоты деки и крышек. Хорошо противостоят «заводке» датчики системы «сплит», где в двух обмотках наводки от колебаний деки оказываются в противофазе. Такие датчики гитаристы называют «шашечками» из-за их формы.

Разные конструкции гитар проявляют различную склонность к заводкам. Наиболее склонны адаптеризованные акустики, поскольку высокая излучательная способность дек оборачивается высокой чувствительностью к внешним колебаниям. Несколько менее склонны полуакустики. Их деки обычно делаются из материалов с гораздо меньшей акустической константой, именно для того, чтобы снизить склонность к заводкам, а излучение от них не требуется. Наименее склонны цельнокорпусные, так же сделанные из материалов с относительно низкой К.

Показать полностью 1

Почему я считаю себя экспертом в музакустике?

Дело в том, что самые интересные и изящные научные результаты сплошь и рядом обладают свойством казаться непосвящённым заумными и тоскливо-непонятными.

Братья Стругацкие.

Э-э, скажет читатель, да в интернете «экспертов» по гитарам – чуть не каждый, кто научился на клаву давить. И чем ты лучше любого из этих самозванцев?

Что тут ответить? Что считаю себя хорошим? Они все считают себя хорошими. Что создал сайт «Старый гриф», и наполнил его своими статьями? Таких сайтов и статей в интернете не счесть.

Чтобы разобраться с этим вопросом, надо изучить эффект Даннинга-Крюгера. В интернете немало статей об этом эффекте, но описан он как-то куце. Не знаю, авторы эффекта сами описали его так неполно, или уже авторы статей описывают только самую сердцевинку, я изучал это явление по реальной жизни, задолго до его описания в литературе. С моими наблюдениями можно ознакомиться здесь.

Если кто ещё не знает, в чём состоит тот эффект, можете почитать здесь, на Пикабу. А здесь, в статье, займёмся эксклюзивными подробностями. Вот особь с предельно поверхностными познаниями в теме стоит на вершине самомнения. Она мнит себя экспертом Hi-End. Вот и назовём её Верхоглядом, и рассмотрим его взаимоотношения с окружением.

Самый неинтересный вектор – это отношение к нему реальных спецов. Они видят его насквозь, и знают его точную цену. Впрочем, как и свою.

Вот его отношение к ним уже интереснее. Они для него старпёры, говорящие порой вещи непонятные, а иногда и вызывающие протест. Бывает, правда, и так, что верхогляд сам старпёр, а реальные спецы моложе него, тут ещё проще: он считает их тупым молодняком, а себя искушённым бойцом.

В обоих случаях бывает, что в идиллию вмешивается грубая реальность, подкидывающая задачки, с которыми они справляются в штатном режиме, а он нет, но крепкого верхогляда этим не проймёшь, он всё равно лучший. В собственном воображении, разумеется.

С другими верхоглядами в той же профессии он легко заводит дружбу, несмотря на порой непримиримые противоречия. Ничего страшного, каждый надеется в скором времени обратить другого в свою веру. Найти действительно верное решение уровень познаний не позволяет, остаётся терпеть и надеяться.

Но самое интересное – это фан-группа верхогляда. Разумеется, она состоит исключительно из особей, вообще ничего в теме не смыслящих, и как правило, позорно глупых, но их восхищение им усугубляет течение болезни, он навсегда застывает в сочетании невежества и самолюбования. И конечно же, эта фан-группа ненавидит реальных специалистов, которых ненавидит их идол, и которые порой плохо о нём отзываются.

* * *

И вот брожу я по интернету, собираю свидетельства вопиющей глупости «экспертов» типа

Материал нижней деки, обечайки и грифа в гораздо меньшей степени влияет на исходный звук. Зная это, производители удешевляют гитары, изготавливая эти части из палисандра. В дорогих инструментах, как правило, весь корпус из массива.

или

Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное "окно" гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.

И набредаю на статью, где автор утверждает, не больше и не меньше, что несущая конструкция электрогитары никак не влияет на её звучание. В одном комменте была ещё и ссылка на совершенно невежественную лекцию некого Тиунова. Подобной невежественной чуши в инете полно, и если для комментирования нужна регистрация, просто прохожу мимо, но на Пикабу можно зайти через соцсеть, так что я написал даже не комментарий, а целую статью.

Что тут началось! Да ничего выдающегося: фан-группа встала на защиту своего верхогляда, демонстрируя тупость, невежество, и бескультурье.

Некоторых особенно возмутило, что я назвал Мишу подмастерьем. «Да ты знаешь, как качественно он меняет лады!?» Представьте себе, что вы принесли свою гитарёшку в мастерскую какого-нибудь Гомеса или Мюллера в западной Европе. И что? Мастер займется вашим заказом лично? Обломайтесь, это именно подмастерья и будут выполнять. Мастер к ней даже не прикоснётся. Вот если вы принесёте гитару с «волчком», он точно подержит её в руках, решая, поручить ремонт продвинутому ученику, или сделать самому.

А вот с «волчками» Миша не работает, инфа из первых рук. И очевидно, никогда не научится из-за своего самомнения. «Волчок», грубо говоря, это экстремальное проявление якобы несуществующего влияния. Своими невежественными представлениями парень перекрыл себе путь к развитию, а банда поклонников делает ситуацию безнадёжной.

А на меня гав-гав-гав, всё остальное ещё глупее.

Не забыл ли я о теме статьи? Сейчас подойдем к главному. Когда-то я обладал такими же познаниями, и придерживался тех же заблуждений, ибо вырос в этой же среде. И статью о невлиянии несущей на звучание писал, и публиковал. И фан-клуб у меня был человек на 300.

Но вот беда, одновременно занимался изучением научных трудов по общей и музыкальной акустике, читал книги, проводил эксперименты... В результате удалил коронную статью, написал противоположное, фан-клуб отвернулся. Взамен получил уважение от действительно образованных людей, которых немного.

И вот ответ на вопрос, вынесенный в заголовок: гавканье невежественных придурков является для меня бесспорным доказательством моей экспертности.

Почему я считаю себя экспертом в музакустике? Эффект Даннинга-Крюгера, Критическое мышление, Логика, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!