Серия «Гештальт VS КПТ»

Зачем вообще противопоставлять гештальт и КПТ?

Зачем вообще противопоставлять гештальт и КПТ? Мозг, Психолог, Психотерапия, Психология, Гештальт, Когнитивно-поведенческая терапия, Картинка с текстом

И вот тут я встаю в тупик. Потому что для меня эти два подхода абсолютно гармонично сочетаются друг с другом. И могут прекрасно друг друга дополнять, а где-то полностью пересекаются. (Говорили об этом с Аней, КПТ-терапевтом, пару месяцев назад)

Работа с убеждениями, чтобы появился осознанный выбор в поведении, а не автоматизмы? Гештальт делает это в той же степени, что и КПТ.

Подращивание адаптивности к текущим обстоятельствам и отношениям, без ущерба для личности, а даже и с укреплением её целостности? Гештальт делает это даже лучше, чем КПТ 🙂

Цитата с форума психологов b17:

«Цель гештальт терапии это не изменения и коррекция, а осознанность. Ну, то есть лучше понимать себя, свой способ жизни. Что в принципе и ведет к изменениям и коррекции.

Цель КПТ это изменения и конкретные коррекции. Что достигается путем лучшего понимания себя и своего способа жизни и изменением их.»

Круг замкнулся, хе-хе.

Если там ветку дальше почитать, то видно, что и психологи сами путаются в отличиях.

Я бы сформулировала так:

КПТ – это конкретные изменения, точечная работа с тем, что не устраивает/мешает. Поиск триггера и работа с ним. Ведётся через лучшее понимание того, как там у меня что работает (осознать), и какими ресурсами я это буду делать и под это приспосабливаться (адаптироваться). Часто носит краткосрочный характер «под задачу». Но может работать и со всей психической системой человека. Здесь больше зависит от терапевта, чем от подхода.

Гештальт – про изменения через понимание, как и что у человека устроено (осознать), как работает здесь и сейчас, и какими ресурсами он будет производить необходимые ему изменения (адаптироваться). Осознавая и собирая свою целостность, я возвращаю ресурсы в систему, сил становится больше, изменения тащить проще. Творческая адаптация к актуальным и меняющимся условиям жизни и отношений.

А, если учесть, что в КПТ третьей волны многие техники и упражнения заимствованы из Гештальта, а гештальтисты часто обращаются к упражнениям из КПТ, радикальное противопоставление Гештальта и КПТ для большинства популярных клиентских запросов, по моему мнению, теряет смысл.

А вы что об этом думаете? Противопоставляете? Как сами выбирали/выбираете себе психотерапевта?

Показать полностью 1

Такие разные подходы (нет)

Горячий спор «про подходы», который периодически пытаются со мной завести друзья и подписчики, уже поднадоел, если честно.

Я во многом считаю его надуманным, как спорить о том, какой сорт яблок – лучший (они ж все – яблоки, Кэп! Кушоть! Кусьна!).
Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе. Обычно хотя бы в виде упражнеий, но что-то берут из других модальностей. А, если учитывать, что все без исключения подходы эволюционировали из психоанализа – так и вообще смысл рисовать границы теряется.

Психоанализ пытался изучать «душу», работу психики, как единой системы, как до этого было с другими системами: кровеносной, нервной (Фрейд был неврологом) и другими.
Но быстро стало понятно, что система настолько большая и сложная, что имеющихся инструментов и одного подхода маловато.
Не получилось свести всё ни к биологии, ни к природе божественной. Тёмный лес! Сложна!

Поэтому и сам психоанализ за время своего существования претерпел немало изменений, и от него отпочковались всякие разные «подходы». (Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях и направлениях ПА с кем-то, кто сейчас практикует именно его, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней практики. Под запись, в канал ЧТП, подкаст, ютуб, whatever.)

Но особенно бесят те, кто берёт какой-то ИНСТРУМЕНТ, и лепит из него ПОДХОД, с какими-то искусственными условно жёсткими рамками, но при этом их как-то сложно определить (парадокс!). Примеры предлагаю в комментариях.

За коучинг здесь особенно обидно: если до каких-то пор отделение этого вполне рабочего и эффективного инструмента для лучшего понимания его потенциальными клиентами ещё имело смысл, то, чем дальше, тем больше грязи на него налипает. Дебри мракобесия, куда завели этот процесс инфоцыгане, поистине обширны и непознаваемы. И теперь любой, кто вещает про выдыхание денег из матки и «денежное мышление»(хе-хе), гордо называет себя коучем, что является прямой дискредитацией коучинга (правда, теперь они себя и психологами стали называть. Штош. Делаем вывод, что психология теперь на хайпе!).

К чему это я вообще?

Биологическая база у человека – одна. Психика происходит из деятельности нервной системы. Она очень вариативна, но принципиально познаваема, и много чего там уже исследовано и проверено. Подходы к работе с ней могут быть разными, но лишь по форме. А по сути они будут похожи, так как обращаются к одним и тем же биологическим механизмам.

Пример:
Терапия травмы:

Травмирующее событие как бы отщепляет от психики кусочек, который впечатывается в мозг и остаётся сцепленным с переживанием того события. Биологически это нужно для того, чтобы человек избегал похожих ситуаций, и выжил в итоге.

Тогда мне было 3 года, я вела себя так-то и так-то, чувствовала вот это, и в момент шока происходило то-то и то-то. Воспоминание, благодаря особенностям работы мозга, «отпечаталось в памяти», и слепилось с ужасом события (воспоминание+эмоция+ощущения+состояние), осталось актуальным. И теперь, попадая в похожую ситуацию, но уже взрослой, я выпадаю в ту, трёхлетнюю девочку, пугаюсь и убегаю.

Проработка травмы в данном случае нацелена на то, чтобы разлепить то воспоминание с эмоциями, пережитыми тогда, давно, интегрировать напуганную девочку обратно в себя, и вернуться в себя реальную, сейчас. И это может быть сделано кучей разных способов, но суть от этого не поменяется.

Поэтому я настаиваю на том, чтобы больше копать в суть вещей, и того, как они работают, чем упарываться по форме. Главное, чтобы работало. И имело под собой научно-доказательную базу, конечно же.

Показать полностью

Все ли гештальтисты одинаково полезны?

Все ли гештальтисты одинаково полезны? Мозг, Психотерапия, Гештальт, Психология

Конечно, нет. Как и специалисты любой другой профессии.

Все ли хирурги одинаково круты? А учителя? А парикмахеры? Да те же грузчики бывают бережными и вежливыми, а бывают и полупьяными придурками, которые расхерачат половину мебели при переезде и сами в процессе поубиваются.

Так же и с гештальтистами.

Подход к обучению и уровень ответственности у каждого свой. И база тоже может сильно отличаться.

А ещё они — люди, прежде всего. И, как и все люди — разные.

В нашей учебной группе, например, есть и психологи с двадцати- и более -летней практикой в разных подходах, и психиатр, и клиницист, и юристы с экономистами, и даже таролог. И всем нам даётся одинаковая база по гештальту, и мы выполняем одинаковые упражнения, проходим практики и супервизии, отрабатываем потом это всё в тройках.

Естественно, и результаты у всех выходят разные, и практический процесс идёт по-разному. Но, на мой взгляд, в этом и кайф. Это помогает собрать более полную картинку, более объёмную. Посмотреть, как один и тот же процесс может развернуться на разной базе.

Кто-то больше погружается в теорию, у кого-то лучше получается практика, а уж с контактом, на границе которого и происходит основная работа, у всех вообще всё очень по-разному. Всё сильно зависит от уже имеющихся навыков и знаний, на которые это всё ложится. И на личностные качества.

У кого-то лучше получается оставаться в терапевтической (или мета-) позиции, у кого-то — хуже. Выбрать подходящую интервенцию, предложить эксперимент, который сработает. Всё это — навыки, опирающиеся на личностные особенности терапевта. И, как и любые другие навыки, они развиваются.

Кого-то может унести в личное, кто-то может встать в позицию доминирующего партнёра, а кто-то вообще в истерику впадёт.

Понятно, что это — непрофессионально, и так не должно быть (и это повод для смены терапевта), но в этом и выражается человеческий фактор в профессии.

О том, как происходит обучение гештальт-терапевтов в России, но по международным стандартам, писала в прошлом посте.

О том, по каким критериям можно проверить работу альянса клиент-терапевт на адекватность писала в посте про критерии, на которые имеет смысл обращать внимание в терапии (любой).

Приходите обсуждать человеческий фактор в профессии психолога в комментарии! Мне тоже есть, чем там поделиться =)

Показать полностью 1

Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ

Московский Гештальт Институт, если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть.

То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, а лучше расскажу, как эта учёба работает, изнутри, исходя из моего опыта обучения с 2020 года и по сей день. Уменьшу пространство для домыслов.

Учебная программа МГИ строится на практике, в формате встреч-трёхдневок, с периодичностью примерно раз в месяц, между которыми идёт самостоятельная работа в рабочих тройках, и другие учебные активности/супервизии и тд. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами (сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия).

Первая ступень

Практика начинается с первых же дней первой ступени, сама ступень длится около года. Сроки зависят от того, как часто расставят трёхдневки в расписании. Первая ступень — «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии (посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого).

Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно.

После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться терапевтом, и сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, учатся практиковать. И, в идеале, за клиентский год должны разобраться с собственными тараканами, чтобы не тащить их в работу. Не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и научиться «выносить за скобки» при работе с клиентом.

Вторая ступень

Здесь сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Читают лекции, мы тут же это на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок.

Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики.

Есть список литературы, который помогает эту базу понять более полно и глубоко.

Я люблю пропускать теорию через фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их.

Плюс, мне нравится принятое в гештальте целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве.

Очень творческий процесс получается. Красивый, и при этом эффективный.

Приглашённые звёзды

Иногда приглашают специальных тематических тренеров, под тему трёхдневки. Такой тренер обычно крут в этой теме, с десятками лет стажа и своими наработками. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы.

Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой, и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП (дохрена), пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу.

Специализация

А ещё есть «Специализация». Например, я сейчас прохожу специализацию по Травме у Аллы Вишневской (посмотрите её лекцию по гештальт-терапии травмы, интересновое).

Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Преимущество гештальта-обучения тут в том, что этих специализаций можно брать сколько угодно, и поучиться/набраться опыта у кучи разных крутых специалистов. Г - Гибкость! (Обожаю!)

Интенсивы

2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Интенсивно. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки.

Например, после интенсива в 2022, где я участвовала терапевтом, я вживую убедилась, что могу помочь клиенту с тяжёлой пост-травматикой, несмотря на столь короткий срок терапии (прогресс всегда можно измерить). И на каждую сессию получала супервизию (такие правила), где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях (синдром самозванца, куда без него).

Коллеги

Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться профессиональной реальности, сверяясь с другими.

Вывод:

Не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу. Какие-то элементы встречаются, но здесь есть система, где каждый модуль ведёт к результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться.

Например, вторая ступень посвящена выращиванию из студента полноценного психотерапевта, и все активности внутри неё, теоретические и практические, направлены на это. Третья ступень уже про то, чтобы стать супервизором, и там всё про это. У каждого модуля — чёткие цели и задачи.

Есть чёткие требования по сертификации. Так просто дипломы не раздают. И взяток не берут. Вымученный годами учёбы сертификат можно подтвердить в Европе, опять же плюс.

«Вам шашечки или ехать?» (см. картинку к посту).

Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Психолог, Личный опыт, Психотерапия, Обучение, Гештальт, Длиннопост
Показать полностью 1

Проблемы понимания работы психолога, и вариант решения для клиента. Чек-лист

Проблемы понимания работы психолога, и вариант решения для клиента. Чек-лист Мозг, Психолог, Психотерапия, Гештальт, Психология

Основная проблема гештальт-подхода — в том, что он происходит напрямую от психоанализа, и во многом опирается на его богатую теоретическую базу. Без знания этой базы разобраться в том, что делает специалист, довольно сложно. Точно так же работает с любой другой сложной профессией, от инженера до врача.

То есть, терапевт что-то делает, опираясь на эту базу, но снаружи это выглядит непонятно. Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы.

Но так ли нужно клиенту вообще разбираться в тонкостях психологических наук, чтобы работа шла безопасно и качественно? И возможно ли обучить всех клиентов разбираться в них на том же уровне, на котором разбирается обученный в течение нескольких лет специалист? И это что же тогда? И врачебное дело надо изучить? И инженерное? Чтобы и других специалистов контролировать. Очевидно, что это невозможно даже технически.

Соломку можно подстелить и более простым способом.

У психотерапевта, как и у любого другого специалиста, есть критерии оценки качества работы. Есть структура работы, задачи, и результаты. И не обязательно углубляться в научные дебри, чтобы понять, а не бракодел ли он/она.

Понятные критерии оценки психотерапевта:

Пять пунктов, на которые стоит обратить внимание клиенту в терапии (любой):

  1. Соблюдает ли терапевт Этический кодекс (у гештальтистов есть свой, отдельный, по стандартам Европейской ассоциации)?

    Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. При нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет.

  2. Определён ли запрос, над которым вы работаете?

    Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются.

  3. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем?

    Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем?»

  4. Как вы измеряете прогресс по тем задачам, которые поставили? Выстроен ли процесс «присваивания результата»?

  5. Субъективное тоже имеет значение:

Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то такое на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения.

Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода (любого). Здесь фокус на самой работе и её результатах. На контакте и терапевтическом альянсе.

Часто основной замес непонимания идёт из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод (при этом имеет искажённое понимание), и причисляет неудачи в работе именно методу (не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит»). В то время как вышеупомянутые критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность.

В конце цикла я опубликую расширенную и более подробную версию этого чек-листа отдельным постом: перед встречей, первая встреча, процесс работы.

И помните, опросник придуман не для того, чтобы “вывести этих шарлатанов-психологов на чистую воду”, а чтобы сориентироваться в процессе и получить адекватную запросу помощь.

Любые замечания и вопросы к опроснику приглашаю обсудить в комментарии и в личку.

Показать полностью

Холистический подход и эмерджентность

А ещё гештальт — это про холистический подход. Человек там воспринимается как целостная система, которая больше, чем сумма её частей. Да ещё и находится эта система во взаимосвязи со средой (и с ней вместе тоже образует целостную систему, хе-хе). Здесь же можно вспомнить про Эмерджентность — когда у целой системы есть какие-то новые свойства, которых нет у её отдельных частей.

И именно поэтому подход целиком и полностью опирается на эксперименты, собственный опыт клиента, и его чувства/ощущения/реакции/проявления — aka феномены. Представьте, какое количество вариантов систем может сложиться в каждой отдельно взятой психике!

Парадокс, но не обязательно для работы с ними, как попугай, спрашивать каждые 5 минут «Чито ви чувствуити?», особенно у человека, у которого чувства заморожены, но об этом разверну чуть позже.

То есть, гештальт, по сути, работает над восстановлением целостности человека, его личности, над изучением и интеграцией его уникальной системы. И над устранением противоречий (или внутренних конфликтов, как хотите), которые там накопились за жизнь. Травмы, ошибки воспитания, социально-навязанные установки, какой-то неудачный опыт, выученные реакции — всё это может формировать в нас так называемые «интроекты» (убеждения, установки), которые могут вступать между собой в конфликт (хочу, но не делаю, например).

Травма может отщепить кусок личности, который в моменте защитил и помог выжить, а теперь мешает, как гипс, который давно пора бы снять (Почитайте «Мои разные я» Ричарда Шварца на эту тему, интересно. И «Тело помнит всё», конечно, там тоже есть часть про терапию травмы при помощи работы с внутренними «субличностями», со ссылками на того же Шварца.).

Всё это создаёт «точки напряжения», с которыми ведётся работа. И после проработки это напряжение расслабляется, и часть энергии, которая вертелась там, возвращается в общую систему. Появляется способность действовать в соответствии со сделанным выбором, чему раньше мешал внутренний конфликт. Система становится более гармоничной и сонаправленной. Кайф же!

Вопросы? Можно писать сюда, отвечу быстрее

Показать полностью

Что это такое вообще — гештальт?

Что это такое вообще — гештальт? Мозг, Психотерапия, Гештальт, Когнитивно-поведенческая терапия

«Направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение начиная с 1960-х. В отличие от психоаналитика, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает клиенту развить самосознание и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом, как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход.» (Вики)

Но что это значит?

Проще говоря, — это означает то, что терапевт работает в тесном контакте с клиентом, и обращает внимание на ВСЁ, что происходит. Вообще на всё. Включая подёргивание правой мочки уха, если таковое присутствует. И возвращает это клиенту, побуждая того на проявление к себе большего внимания.

Помогает развивать самопонимание, осознанность, и навык интерпретации его собственных сигналов. Это служит развитию адаптации человека к актуальным (и меняющимся) условиям жизни и отношений.

Каждый человек уникален, и на одну и ту же ситуацию даже один и тот же человек может выдать разную реакцию, чего уж говорить о других. И лучше него самого эти сигналы не почувствует, и вместе с терапевтом он учится их внимательнее слушать, правильно понимать, и использовать для лучшей адаптации к реальности.

Взаимодействие происходит «на равных», и это тоже часто ставит клиента в тупик. Он ждал, что его будут водит за ручку, увещевать, тыкать, как несмышлёного котёнка, в его какули, а тут — хоп! И ему предлагают самому разобраться с тем, что у него есть, с чем он пришёл.

При активном присутствии терапевта, как напарника и проводника с фонариком: «Давай так посмотрим! Давай вот это попробуем! А если так повернуть, что ты видишь? А что внутри происходит в ответ на то, что видишь?»

Именно поэтому я не представляю формирования созависимых отношений в этом подходе. Когда клиент находит в терапевте какой-то костыль для себя и ходит его укреплять.

И тут, наоборот, отрастает самостоятельность. Навыки определять проблемные ситуации, понимать их и справляться с ними, опираясь на свои собственные психофизиологические механизмы. Это кайф. И видеть формирование этого — двойной кайф, лично для меня, как для терапевта.

Я часто слышу возражения про «на равных», и каково это для терапии вообще, и для гуманистического подхода в частности, поэтому давайте поспорим об этом в чате ЧТП ;)

Про холистический и гуманистический подход, эмерджентность, и прочие «закрытия гештальтов» расскажу в следующих постах. Stay tuned!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!