3

Ответ на пост «Почему ГАЗ-52 и ГАЗ-53 путали даже опытные шофёры: чем на самом деле отличались советские грузовики»

Вообще, уникальный для СССР случай, когда больше 10 лет выпускали грузовики одной грузоподъёмности, да ещё и на одном заводе! ГАЗ-51 сняли с производства в 1975 - 30 лет на конвейере стоял! И до того времени с ним параллельно делали ГАЗ-52, который в ту пору от "старшего брата" отличался, по сути, только кабиной. "Мелочи" вроде другой "головы" двигателя, генератора постоянного тока и тэпэ можно не учитывать. Это потом 52 и 53 унифицировали, например, по задним мостам - поставили цельный вместо разрезного, но с другой главной парой.

По сравнению с 51-м 52-й был шиком для водителя и кошмаром для механика. Если на 53 все настроечные и регулировочные узлы сверху, и самый геморрой - менять стартёр, то на 52, "благодаря" большой кабине от 53 все узлы и агрегаты оказываются глубоко под капотом. Для регулировки клапанов на 51 достаточно открыть капот, открутить 5 болтов для снятия бокового закрытия с выштамповкой "Горьковский автозавод" (ранее - "Автозавод имени Молотова") - и вся правая сторона двигателя перед тобой. За полчаса с перекурами всё можно сделать. А на 52 надо вставать на табуретку, перегибаться через правое крыло и в позе буквы "зю" лезть в глубины подкапотного пространства. Попутно жалея, что ты не индийский бог Шива, у которого 6 рук: в двух держишь гаечные ключи, в третьей щуп, в четвертой фонарь или лампу-переноску, пятой отводишь провода и шланги... Шестая в резерве.

779

Почему ГАЗ-52 и ГАЗ-53 путали даже опытные шофёры: чем на самом деле отличались советские грузовики

Отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 издалека - задача не из простых. Внешне машины похожи, особенно если их перекрасили. Но стоит присмотреться - и становится ясно, что это две разные модели с собственными задачами и характеристиками.

ГАЗ-53 запустили в серию в 1961 году на заводе в Горьком. Младший собрат ГАЗ-52 вышел на конвейер тремя годами позже, в 1964-м. Конструкции похожие, но назначение у грузовиков отличалось принципиально. Пятьдесят второй создавали под сельскую местность и городскую развозку. В колхозах и совхозах он таскал зерно, корма, молоко, удобрения.

Короткие расстояния, убитые дороги, простота конструкции - вот его стихия. Машину активно эксплуатировали коммунальщики. На базе пятьдесят второго собирали мусоровозы, поливомойки, передвижные мастерские, хлебные фургоны и автолавки.

Пятьдесят третий - совсем другая история. Мощный универсальный среднетоннажник, способный везти до 4 т груза по любым дорогам. Массовость этой модели в СССР зашкаливала - грузовик полюбили за универсальность. Промышленность, стройки, сельское хозяйство - везде работал ГАЗ-53.

На его шасси делали самосвалы, зерновозы, топливозаправщики, пожарные машины, автокраны, цистерны, передвижные лаборатории. Мощность, тяговитость, живучесть в тяжёлых условиях - качества, за которые ценили пятьдесят третий. Стройматериалы, топливо, вода, тяжёлые грузы - всё это его профиль.

Кабины у обоих семейств унифицированные. Но облицовка радиатора и мелкие детали разные . С 1964 по 1984 год ставили первую версию облицовки, с 1984 по 1993-й - вторую.

Бытует мнение, что вторую облицовку на ГАЗ-52 не монтировали. Чушь. Такие экземпляры существовали, хотя и редко попадались. У пятьдесят третьего решётка радиатора белая, кроме машин защитного цвета. У пятьдесят второго облицовку красили в тон кабине. "Улыбку" - характерно изогнутую решётку - на обеих моделях всегда красили в цвет кузова, никаких исключений.

Размеры радиатора тоже выдают модель. У ГАЗ-52 он мельче, поэтому на решётке четыре незанятых прорези. У ГАЗ-53 всего две.

Подфарники менялись со временем. До 1986 года на обе машины ставили одноламповые ПФ-101. Потом пятьдесят третий получил аварийку и новые двухсекционные подфарники ПФ-130. На ГАЗ-52 такие фонари с завода не ставились никогда - там до конца выпуска использовали старые ПФ-101.

В 1973 году ГАЗ-53 наградили знаком качества - металлическим значком на решётке радиатора. ГАЗ-52 довольствовался только отверстиями под этот знак, но без самого значка. Водители и механики метко прозвали эти три крепёжные дырки "дырками от ордена". В 1982-м и знак, и отверстия упразднили.

Ещё один способ различить модели - посмотреть, с какой стороны расположен глушитель. У ГАЗ-52 он находится справа, у ГАЗ-53 - слева. Хотя известны случаи, когда владельцы переделывали выхлопную систему пятьдесят второго и переносили глушитель на левую сторону.

ГАЗ-52 берёт 2,5 т, ГАЗ-53 - 4 т. Чтобы выдерживать возросшие нагрузки, конструкцию пятьдесят третьего усилили комплексно. Колёсные диски трёхтонные против шеститонных у пятьдесят второго, подвеска жёстче, рама крепче. Повышенная грузоподъёмность потребовала замены шин. На ГАЗ-52 использовали размер 8,25-20, унаследованный от ГАЗ-51. ГАЗ-53 оснащался более широкой резиной 9,00-20.

Задняя оптика тоже эволюционировала. Фонари ФП-101 ставили на все грузовики до 1986 года. После этого на ГАЗ-53 начали монтировать новые ФП-130, которые продержались до 1992-го. ГАЗ-52 выпускался со старой оптикой до конца производства.

Вот где разница принципиальная. На ГАЗ-52 стоял рядный шестицилиндровый двигатель от ГАЗ-51, но с новой головкой блока. Степень сжатия подняли с 6,2 до 6,7, что позволило выжать 75 л.с.

На ГАЗ-53 установили совершенно другой агрегат - V-образную восьмёрку ЗМЗ-53 объёмом 4,25 л мощностью 115 л.с. Разница в мощности и тяге колоссальная. Именно поэтому пятьдесят третий стал основной рабочей лошадкой в сельском хозяйстве и промышленности.

Трансмиссии тоже различались. Задний мост и коробка передач имели разные передаточные числа, рассчитанные под характеристики конкретных двигателей. Даже интерьер отличался деталями.

В ранних ГАЗ-53 примерно до 1973 года на приборной панели стояли часы, потом на их месте появилась обычная выштамповка. На ГАЗ-52 часов не ставили вообще.

ГАЗ-52 выпустили чуть больше миллиона экземпляров. ГАЗ-53 с модификациями произвели свыше 4 млн штук, что сделало его самым массовым грузовиком на территории СССР. Разница в четыре раза объясняется универсальностью и большей грузоподъёмностью пятьдесят третьего.

Обе модели активно экспортировались - от социалистических стран Восточной Европы до Кубы и Африки. В Болгарии работал Шуменский завод, где собирали "Газоны" из советских машинокомплектов с 1967 по 1991 год.

После распада СССР оба грузовика стали редкостью. ГАЗ-52 почти исчез с дорог, а вот пятьдесят третий до сих пор можно встретить у дорожных служб, коммунальщиков и фермеров.

Две похожие внешне машины на деле оказываются совершенно разными грузовиками. Один - простой работяга для коротких расстояний и небольших грузов, другой - мощный универсал, способный решать серьёзные задачи. Каждый хорош на своём месте, и каждый заслужил статус легенды советского автопрома.

Источник - https://dzen.ru/a/Yx9RtLMfj2H536q9

Показать полностью 19
Отличная работа, все прочитано!