Знаете, что общего между сказками и автомобильными объявлениями в интернете? И там, и там можно встретить удивительные истории, в которые сложно поверить. Но если сказки так и остаются сказками, то некоторые объявления так и просятся на проверку. Особенно когда речь идет о "невероятных скидках" и "уникальных предложениях".
Сегодня я расскажу вам историю своего "приключения" с попыткой купить новенький Haval Jolion 2024 года за 889 тысяч рублей! Да-да, именно такую цену я увидел в рекламе одного автосалона из Кемерово под названием "Карплаза". И знаете что? Это предложение настолько зацепило меня своей "выгодностью", что я решил проверить его лично.
Стоит отметить, что это уже не первое мое расследование подобных "выгодных предложений". За последнее время я успел детально изучить целую серию подозрительно привлекательных цен на новые автомобили. Ранее я проверял возможность покупки новой Лады Гранты за 331 тысячу и Весты за 705 тысяч рублей. В обоих случаях результат был предсказуемым - рекламные объявления не имели ничего общего с реальностью и официальными дилерами. Более того, эти предложения размещались исключительно "серыми" дилерами, которые обещали продать якобы "залежавшиеся" автомобили по каким-то космически низким ценам.
Но Haval Jolion за 889 тысяч... Согласитесь, звучит заманчиво? Особенно учитывая, что у официальных дилеров базовая комплектация этой модели начинается от 2 миллионов рублей. На сайте "Карплазы" красовалась впечатляющая скидка в 54% и информация о наличии аж 17 автомобилей. Срок действия акции — до 31 мая. Как тут не поддаться искушению и не проверить?
Признаюсь честно: я прекрасно понимал, что вероятность купить новый Haval Jolion 2024 года за 889 тысяч рублей примерно такая же, как встретить единорога на городской парковке. Но журналистское любопытство и желание разобраться в очередной схеме "выгодных предложений" взяли верх. К тому же, мне часто приходится бывать в Кемерово по рабочим делам, так почему бы не совместить полезное с познавательным?
Забегая вперед, скажу — эта история оказалась настолько показательной, что её обязательно нужно рассказать. Хотя бы для того, чтобы уберечь других автолюбителей от пустой траты времени и нервов. А может быть, и от более серьезных проблем... Но обо всем по порядку.
Прежде чем отправляться в путь, решил провести предварительную разведку. Всё-таки, хоть я и бываю в Кемерово регулярно по рабочим делам, но время – штука ценная. Да и любопытство разбирало: неужели по телефону тоже будут уверять в реальности этого фантастического предложения?
Захожу на сайт, заполняю форму обратной связи – и уже через пару минут (что характерно для подобных "автосалонов") мой телефон оживает звонком с незнакомого номера. На том конце провода – девушка с удивительно приятным, хорошо поставленным голосом. Такой голос, знаете, сразу внушает доверие и располагает к общению.
— Здравствуйте! Меня заинтересовал ваш Haval Jolion за 889 тысяч. Это точно новый автомобиль? — начинаю я разговор. — Да-да, автомобиль абсолютно новый, 2024 года выпуска, — уверенно отвечает девушка. — И правда можно приехать прямо сейчас и купить по такой цене? — Конечно! Правда, должна предупредить – на сайте указано 17 машин, но это немного устаревшая информация. Сейчас в наличии осталось около пяти автомобилей.
Интересный поворот – значит, информация на сайте "обновляется не каждый день". Классический прием создания ажиотажа: машин мало, разбирают как горячие пирожки, торопитесь!
Решаю проверить ещё один момент: — А можно сразу несколько автомобилей купить? Я бы взял штук пять. — К сожалению, нет, — следует моментальный ответ. — Из-за высокого спроса мы отдаем только один автомобиль в одни руки.
Ну конечно! Какой неожиданный поворот... А ведь это очень показательный момент: если бы салон действительно продавал машины по такой цене, они бы с радостью продали все пять штук одному клиенту. Но нет – только один в руки, как социальный хлеб в кризисные времена.
Делаю последнюю проверку: — Хорошо, тогда можно хотя бы предоплату внести? Я готов прямо сейчас перевести деньги, чтобы забронировать автомобиль. — Нет-нет, мы не принимаем платежи дистанционно. Все операции только в салоне: наличными или картой.
И тут всё понятно – никаких предоплат. Конечно, это логично: принимая деньги дистанционно, салон рискует попасть под более пристальное внимание правоохранительных органов в случае жалоб. Да и доказать факт мошенничества в таком случае будет гораздо проще.
Но самое интересное, что все ответы были настолько отточенными, настолько профессиональными, что неподготовленный человек вполне мог бы поверить. Никаких запинок, никаких сомнений – полная уверенность в своих словах. Что ж, пора переходить к следующему этапу проверки – личному визиту в салон. Всё-таки одно дело разговоры по телефону, и совсем другое – посмотреть этим людям в глаза.
Честно признаюсь: даже понимая всю очевидность ситуации, где-то в глубине души теплилась микроскопическая надежда на чудо. Ну а вдруг? Вдруг действительно какой-то невероятный стоковый распродаж, затерявшийся Haval или еще что-то в этом роде?
Подъезжаю к салону. Первое, что бросается в глаза – полное отсутствие клиентов и огромное количество автомобилей в салоне. Тишина такая, что слышно, как в дальнем углу работает кондиционер. При этом на рекламе уверяют, что автомобили чуть ли не с руками отрывают... Интересное совпадение, не правда ли?
В пустом помещении меня встречает одинокий менеджер. Движется неспешно, с какой-то ленивой грацией человека, который совершенно никуда не торопится. Ни тебе броска к клиенту, ни активного приветствия – всё максимально расслабленно.
— Здравствуйте! — начинаю я бодро. — Видел у вас рекламу Haval Jolion за 889 тысяч. Хочу купить, прямо сейчас.
И тут происходит метаморфоза: менеджер оживляется, глаза загораются, и он приглашает присесть за стол. Знаете, в этот момент даже мой внутренний скептик на секунду засомневался – настолько уверенно вел себя сотрудник салона.
Картина маслом: менеджер усаживается за ноутбук, начинает что-то сосредоточенно искать в своей базе данных. Щелкает клавишами с видом профессионала, вглядывается в экран... И выдает фразу, которую я ожидал услышать с самого начала:
— Да, автомобиль есть! Правда, он сейчас находится на нашем складе в другом конце города. Можете пока подождать в клиентской зоне.
Классика жанра! Дальше по сценарию: — Если вы готовы к покупке, я сейчас создам заявку, и машину привезут на эвакуаторе. Это займет буквально пару часов.
Вот оно – начало многочасового марафона, когда человека планируют удерживать в салоне до полного морального истощения. Схема, обкатанная годами: "вот-вот привезут", "уже грузят", "эвакуатор в пути", "еще немного подождите". А потом, когда клиент устанет и психологически вымотается, начнется вторая часть представления – с допами, накрутками и "выгодными предложениями".
В этот раз я решил отойти от привычного сценария. Вместо того чтобы начать томительное ожидание мифического автомобиля, я прямо спросил у менеджера о причинах размещения заведомо нереальных предложений. Реакция была показательной – он моментально сник, отвел глаза и пробормотал что-то невнятное про "маркетинговую политику" и "специальные условия". Примечательно, что даже не попытался доказать реальность предложения.
Пока мы разговаривали, в салон зашла пожилая пара – они проделали неблизкий путь из соседнего города, увидев рекламу Лады Гранты за 380 тысяч рублей. Глядя на этих людей, потративших время и деньги на дорогу ради несуществующего предложения, я не смог остаться в стороне. Подошел и рассказал, как обстоят дела на самом деле.
Схема работы таких салонов отточена годами. Сначала цепляют внимание рекламой с нереально низкой ценой. Затем в дело вступают профессиональные телефонные операторы, умеющие расположить к себе и внушить доверие. Предоплату, конечно, не берут – это слишком явный признак мошенничества. А дальше начинается самое интересное: несуществующий автомобиль "на складе" и долгое изматывающее ожидание.
К чему это приводит? В лучшем случае вам предложат тот же автомобиль по рыночной цене, но с внушительным списком "обязательных" допов и дополнительного оборудования. В худшем – попытаются навязать кредит с грабительскими условиями и кучей ненужных страховок.
Единственный способ не попасться на такую удочку – это знать реальные рыночные цены. Официальные дилеры никогда не дают скидки больше 15-20% без веских оснований. А если предложение выглядит слишком привлекательным – значит, здесь точно есть подвох. Услышали про "машину на складе"? Разворачивайтесь и уходите – это первый признак недобросовестного продавца.
Когда я уже выходил из салона, до моих ушей донеслись громкие возмущения того самого пожилого мужчины – он отчитывал менеджера за бесцельно потраченное время. И знаете что? В этом крике слышалась не только обида, но и надежда на то, что подобные "серые" схемы продаж скоро станут пережитком прошлого.
А пока они существуют – будьте бдительны и рассказывайте о таких случаях своим близким. Ведь порой одно вовремя сказанное предупреждение может уберечь человека от пустой траты времени, нервов и денег. И хотя чудес на автомобильном рынке не бывает, зато бывает здравый смысл и понимание реальной ситуации. Это куда полезнее веры в сказочные скидки.