Продолжаю рассказывать о неизвестном Гонконге. В этот раз – о чуде техники, которым Гонконг может по праву гордиться, - центральном эскалаторе. Если точнее – это система эскалаторов и движущихся дорожек, всего 21. Это самая длинная система крытых уличных эскалаторов в мире. Ее длина примерно 800 метров.
Изначально этот эскалатор задумывался как средство улучшить сообщение между районами Сентрал и Мид-левелс и разгрузить общественный транспорт. Традиционно Мидлевелс (в переводе с английского – «средний уровень») – это район, где проживают, главным образом, экспаты и «белые воротнички» или, как сейчас говорят, «офисный планктон», которые работают в офисах, расположенных на Сентрал. Об эскалаторе как туристической достопримечательности тогда никто не думал.
Эскалатор начали строить в 1991 году и открыли в 6 утра 15 октября 1993 года. Строительство обошлось в 30 миллионов долларов (американских), что оказалось почти в полтора раза больше начального бюджета… Вообще-то, если откровенно, такой перерасход средств – довольно обычное дело в Гонконге… Обслуживание эскалатора обходится казне Гонконга ежегодно примерно в полтора миллиона американских долларов.
Интересно, что некоторое время после введения в эксплуатацию, эскалатор называли «белым слоном», подразумевая этим, что он оказался просто дорогой игрушкой, не оправдавшей первоначальных расчетов. Однако затем мнение поменялось, поскольку загруженность эскалатора стабильно росла. В настоящее время ежедневно им пользуются около 80 тысяч человек. Более того, правительство рассматривает план строительства еще одной подобной системы с началом в районе Шенван, что западнее района Сентрал.
На своем пути эскалатор пересекает 14 улиц. Весь путь от начала до конца занимает 20-25 минут.
Поскольку вдоль эскалатора находятся много исторических достопримечательностей, он быстро стал популярным туристическим аттракционом. Это, в свою очередь, дало импульс появлению множества ресторанов, кафе, баров и разнообразных мелких бизнесов в районах, примыкающих к эскалатору.