Рецепты антиутопии
2 поста
2 поста
2 поста
Вот еще один рецепт антиутопии, построенный на социальной проблематике. Как и в предыдущей публикации, я стремлюсь упрощать сюжетные схемы до трех шагов, делается это умышленно, чтобы разработка была понятна читателю, глубоко не погруженному в теорию жанров.
Без долгих вступлений давайте посмотрим как создать антиутопию.
1) Берём социальную проблему (желательно актуальную) — бюрократия, преступность, отсутствие свободы слова, нарушение гражданских прав, безработица ИЛИ социальный страх перед войной, диктатурой, прогрессом и т.п. Часто использую сумму социальных страхов и проблем, но какая-то является основной. Типовыми источниками проблем и страхов являются прошлые известные диктатуры или мифы о новых технологиях.
2) Выкручиваем до предела, гиперболизируем — свобода слова → контролируются мысли, проблема преступности → полная анархия, диктатура → даже полового партнера выбирает государство, прогресс → компьютер управляет людьми или люди замещены роботами и т.д.
3) Организуем бунт против такого положения вещей — герои нарушают запреты и пытаются это скрыть, уходят в подполье, открыто идут против системы и гибнут, либо подвергаются насильственным изменениям и прекращают бунт.
Разберем схему на примерах:
ПРИМЕР 1. 1956 «1984»
1) Социальный страх / проблема — диктатура военного времени.
2) Гипербола — контролируют абсолютно все, поведение, обмен информацией, размножение, причем везде — дома, на работе, на улице.
3) Бунт — находятся люди не согласные с тем, что пару для гражданина определяет государство, они тайно завязывают отношения, но их ловят и пытают до тех пор, пока они не ломаются и не отказываются от своего протеста.
ПРИМЕР 2. 1966 Fahrenheit 451
1) Социальный страх / проблема — диктаторский режим прошлого борется с инакомыслием сжигая запрещенную литературу.
2) Гипербола — диктаторский режим будущего борется с мышлением граждан сжигая вообще всю литературу.
3) Бунт — граждане, которые хотят сохранить знания организуют тайное общество и заучивают книги наизусть. Герой, протестующий против уничтожения книг вынужден бежать из города и примыкает к тайному обществу.
ПРИМЕР 3. 1970 Colossus: The Forbin Project
1) Социальный страх / проблема — компьютеру нельзя доверять.
2) Гипербола — мощный компьютер, который управляет ядерной безопасностью, начинает запускать ракеты по собственной воле.
3) Бунт — ученые и военные пытаются отключить компьютер или обезвредить ракеты, но все попытки проваливаются, с помощью ядерного шантажа компьютер захватывает власть над миром и устанавливает диктатуру.
ПРИМЕР 4. 1985 Brazil
1) Социальный страх / проблема —диктатура и бюрократия.
2) Гипербола — бюрократическая система настолько громоздка, что добиться от нее решения вопроса граждане не в состоянии, при этом существует установка, что система не может ошибаться.
3) Бунт — героиня находит бюрократическую ошибку, а герой пытается ее прикрыть подделывая документы в результате они оба объявлены вне закона, их ловят и пытают до смерти.
ПРИМЕР Х. Давайте пофантазируем и создадим собственную антиутопию.
1) Социальный страх / проблема — в прошлом женщины не имели права голосовать на выборах.
2) Гипербола — в будущем женщин запрещено учить разговаривать и все они немые, а женщин которые заговорили сами убивают.
3) Бунт — существуют женщины, которые могут говорить, но они вынуждены это тщательно скрывать, антагонист узнаёт, что самая красивая женщина в городе разговаривает и склоняет ее к отношениям с помощью шантажа. Героиня предпочитает смерть и произносит речь на городской площади, другие женщины начинают ей отвечать и выясняется, что все умеют говорить в большей или меньшей степени. Если всех казнить, город останется без женщин и закон отменяют.
____________________
Подписаться на проект Эволюция Жанра: https://t.me/Gvolution
Другие материалы по жанровым преобразованиям:
https://youtu.be/w3LBnJIFNqM
https://youtu.be/uv1iApHagFQ
https://youtu.be/FRRnlhrV22Q
Тление комментариев под предыдущим постом этой серии вдохновили меня написать еще один. Продолжаем ходить кирзовыми сапогами по розовым очкам почтенной публики.
Тезис 1: кино в целом вторично, ведь, большинство фильмов имеют литературную основу.
Тезис 2: нет ничего плохого или преступного в том чтобы взять идею слабого произведения и сделать на ее базе шедевр.
Перейдем к сюжету.
В будущем тоталитарный режим запрещает свободу мысли.
Сопротивление отправляет в прошлое киборга, чтобы помешать ученому, благодаря которому контроль мыслей стал возможен, сделать открытие.
Чтобы не дать герою изменить будущее в погоню за ним отправляют двух других киборгов.
Эта идея фильма 1966 года — Cyborg 2087, очень напоминает франшизу Терминатор.
Будущее пытаются исправить отправляя героя в прошлое, а чтобы помешать герою за ним организуют погоню, причем героями и антагонистами являются киборги.
____________
Канал автора посвященый кино и созданию сюжетов - Эволюция Жанра.
P.S.
Жду в комментариях баттл на тему — пост фигня, оба произведения заимствуют идею из «Машины времени» Г. Уэллса, там в будущем общество разделено на элоев и морлоков, а в «Терминаторе» на людей и машин. Главный герой Уэллса тоже меняет будущее.
Иногда для довольно известных фильмов идеи, а то и сюжеты целиком заимствуют из фильмов малоизвестных, старых и/или иностранных.
Например, сюжет «Бегущего человека» является цельнотянутым с вышедшей ранее французской картины «Цена риска», авторов даже судили за плагиат и они выплатили небольшую компенсацию.
Безусловно, «Бегущий человек» как зрелище сделан куда лучше. Однако, в нем толком не объясняют откуда взялось это садистское телешоу, лишь упоминается, что оно призвано утолить жажду публики в насилии.
А вот в оригинале — «Цена риска» 1983, есть логическое объяснение. В будущем был принят закон, согласно которому каждый желающий покончить с собой может попросить помощи у другого гражданина. Фактически было легализовано убийство с письменного согласия жертвы. За это тут же уцепились телевизионщики и создали самое рейтинговое телешоу, которое заключалось в охоте на человека, а участник, стремясь получить денежный приз, играл роль жертвы.
Что в «Цене риска», что в «Бегущем человеке», шоу никто не мог выиграть, оно стабильно заканчивалось смертью участника, за исключением главного героя, который впервые побеждал.
____________
Канал автора посвященый кино и созданию сюжетов - Эволюция Жанра.
Перед Вами небольшой материал в рамках проекта Эволюция Жанра, который будет полезен всем кто сочиняет истории и интересен всем, кто хочет разбираться в кино.
Есть два принципиальных подхода к тому как создать антиутопию. Можно исходить из социальной проблемы / страха, причем проблема может быть как новой, актуальной, так и взятой из прошлого. Или можно оттолкнуться от изменений произошедших в мире антиутопии — от строения мира.
Рассмотрим первый, на мой взгляд, самый простой рецепт антиутопии.
1) Мир изменился.
Произошла война, эпидемия, катаклизм, смена власти или общественного устройства, мир изменился с течением времени.
2) Герой остался в стороне от изменений, остался прежним.
Был в открытом море, на острове, в шахте, криосне или другом закрытом и уединенном месте, когда произошли изменения или у героя иммунитет к изменениям.
3) Герой попадает в измененный мир.
Он один из немногих или единственный живой, мужчина / женщина, здоровый / больной, молодой / старый, обладает навыками и знаниями, которых больше ни у кого нет, etc. Дальше следует развилка, герой либо наследует мир, становясь подобием Робинзона, либо выживает во враждебной среде успешно или не очень.
Рассмотрим примеры:
ПРИМЕР 1. 1924 The Last Man on Earth
1) Мир изменился — Из-за эпидемии вымерли мужчины.
2) Герой остался в стороне — Самолет Героя незадолго до эпидемии потерпел крушение на острове.
3) Герой попадает в измененный мир — Героя разыскивают и возвращают на материк, где женщины решают, как его делить.
ПРИМЕР 2. 1959 On the Beach
1) Мир изменился — Из-за ядерной войны земной шар постепенно подвергается заражению.
2) Герой остался в стороне — Герои — экипаж подводной лодки находились под водой во время изменения.
3) Герой попадает в измененный мир — Теперь героям предстоит найти не зараженное место, но выясняется, что вся поверхность постепенно будет заражена и остается только выбирать между смертью от радиации и самоубийством.
ПРИМЕР 3. 1964 The Last Man on Earth
1) Мир изменился — Эпидемия делает людей вампирами.
2) Герой остался в стороне — Герой испытывая на себе сыворотку оказывается невосприимчив к заболеванию (его убежище - иммунитет).
3) Герой попадает в измененный мир — Теперь он единственный нормальный человек в мире населенном монстрами. Герой убивает вампиров днем и защищается от их атак ночью, теперь он чудовище в мире где вампиризм — нормальное явление.
ПРИМЕР 4. 1980 Death Watch
1) Мир изменился — В мире побеждены болезни.
2) Герой остался в стороне — Героиня оказывается смертельно больна.
3) Герой попадает в измененный мир — Ее преследуют журналисты, которые хотят снять реалити шоу, заканчивающееся смертью героини.
Подводя итог, следует сказать, что конструкция, представленная в данной статье переносима на другие классы произведений, как минимум частично. С развитием жанра подобные простые конструкции дополнятюся сюжетными схемами из других жанров, но об этом в дальнейших публикациях.