aeroplane

aeroplane

пикабушник
поставил 18811 плюсов и 343 минуса
отредактировал 32 поста
проголосовал за 38 редактирований
25К рейтинг 102 подписчика 1077 комментариев 55 постов 31 в горячем
1 награда
5 лет на Пикабу
88

Ту-73/78

В конце декабря 1947 года летчик-испытатель Ф.Ф.Опадчий благополучно завершил полет на опытном реактивном фронтовом бомбардировщике, проектирование которого в ОКБ, руководимом А.Н.Туполевым, проходило под номером "73". Одна из особенностей этого самолета состояла в необычном размещении силовой установки и её составе.

Ту-73/78 Авиация, Самолет, Самолетостроение, Длиннопост
Ту-73/78 Авиация, Самолет, Самолетостроение, Длиннопост
Ту-73/78 Авиация, Самолет, Самолетостроение, Длиннопост

Ту-73

______________________________________________________________________________________________________


Когда расчеты, проведённые после предварительного определения размеров и веса самолета, показали, что с двумя двигателями (РД-45) тягой по 2200 кг самолет не сможет развить заданную скорость (840 км/ч), А.Н.Туполев предложил установить в хвостовой части фюзеляжа дополнительный двигатель. Его назначение - обеспечить повышение общей тяги на взлете и прирост скорости в бою. Для этих целей подходил двигатель двигатель РД-500, имевший небольшой мидель (площадь поперечного сечения) и довольно значительную тягу (1590 кг). Предложение было практически реализовано в опытном экземпляре самолета.

Ту-73/78 Авиация, Самолет, Самолетостроение, Длиннопост

РД-45

______________________________________________________________________________________________________

Ту-73/78 Авиация, Самолет, Самолетостроение, Длиннопост

РД-500

______________________________________________________________________________________________________

Бомбардировщик "73" - цельнометаллический моноплан. Его длина 20,32 м. Размах прямого крыла кессонного типа 21,7 м (кессон — силовая часть крыла), площадь 67,36 м². Стреловидное горизонтальное оперение конструкторы значительно подняли над фюзеляжем, чтобы избежать влияния на него крыла и выхлопных газов основных двигателей, расположенных в гондолах на крыле самолета (гондола - элемент конструкции самолёта или вертолёта, имеющий обтекаемую форму и предназначенный для размещения двигателя, шасси и других устройств). Шасси  - трехопорное с передней стойкой. Основные стойки убирались в мотогондолы, передняя в фюзеляж.

Ту-73/78 Авиация, Самолет, Самолетостроение, Длиннопост

Третий Дополнительный двигатель разместили в хвостовой части фюзеляжа. Воздух к нему подавался по специальному каналу, идущему от воздухозаборника, устроенного в нижней части киля. Когда РД-500 не работал, воздухозаборник для уменьшения аэродинамического сопротивления прикрывался специальным поворотным обтекателем. Нормальный взлетный вес самолета 20 100 кг, максимальный - 24 200 кг.


Бомбардировщик "73", как и последующие его варианты, мог брать от одной до трёх тонн бомб. Оборонительное вооружение состояло из шести пушек НР-23 (калибра 23 мм). Четыре из них - в двух подвижных спаренных дистанционно управляемых установках, две, неподвижных - по бокам носовой части фюзеляжа. Экипаж из четырех человек размещался в двух герметических кабинах.

Ту-73/78 Авиация, Самолет, Самолетостроение, Длиннопост

В ходе заводских и государственных испытаний самолёт "73" на высоте 5 км показал максимальную скорость 872 км/ч. Его практический потолок (максимальная высота реального применения самолёта, вертолёта) достигал 11 500 м, а дальность полета 2810 км. Для сокращения разбега на самолет под крылом между фюзеляжем и мотогондолами ставились пороховые ускорители. Они помогали сократить длину разбега до 740 м. Длина пробега была 1170 м. (Длиной разбега называется путь, проходимый самолетом от старта до точки отрыва от земли. Длиной пробега называется расстояние, проходимое самолетом по земле от момента приземления до полной остановки.)


Практически одновременно с бомбардировщиком "73" коллектив ОКБ разрабатывал и разведывательный вариант этого самолета, получивший номер "78".


От бомбардировщика он отличался увеличенной ёмкостью топливных баков, немного удлинённой носовой частью фюзеляжа. Несколько измененный фонарь кабины обеспечил летчику улучшенный обзор. В бомбоотсеке устанавливалось различное фотооборудование.


В мае 1948 г. лётчик-испытатель Ф.Ф.Опадчий выполнил на разведчике первый полет. Государственные испытания самолет "78" проходил под обозначением Ту-16 (позднее присвоенном другому самолету). Проверялась, главным образом, работоспособность фотооборудования и вооружения. Кроме того, разведчик в это же время использовался и в качестве летающего стенда для определения возможностей бескатапультного покидания самолета, так как катапультные кресла на самолетах "73" и "78" не устанавливались. Сначала эти испытания проходили с манекеном, затем в них приняли участие мастера парашютного спорта. В результате были выработаны соответствующие рекомендации для членов экипажей, определены диапазоны высот и скоростей безопасного покидания самолета.


В серийное производство бомбардировщик "73" и разведчик "78" не передавали. В конце 1948 года промышленность начала осваивать отечественный двигатель ВК-1, доработанный РД-45, обладавший большей тягой. Таким образом необходимость в третьем дополнительном двигателе отпадала. К тому же военные специалисты считали установку на самолете разнотипных двигателей существенным недостатком. В том же 1948 году коллектив ОКБ начал разработку варианта реактивного бомбардировщика под двигатели ВК-1.

Показать полностью 4
85

(Самолеты оригинальных схем) И-12 (АНТ-23) "Бауманский комсомолец"

Первый пост из новой рубрики "Самолеты оригинальных схем".


Самолеты одного назначения, например истребители, созданные одновременно разными конструкторскими коллективами, порой так походят друг на друга, что различить их в полете трудно даже авиаспециалисту. Такое сходство объясняется совпадением предъявляемых к ним тактико-технических требований, которые исходят из достигнутого в этот период уровня развития авиационной науки и техники. Но иногда появляется эдакий "гадкий утенок", всем своим видом и существом ломающий привычные представления о летающих двойниках.

______________________________________________________________________________________________________

(Самолеты оригинальных схем) И-12 (АНТ-23) "Бауманский комсомолец" Авиация, Самолет, История, Длиннопост

И-12 (АНТ-23)

______________________________________________________________________________________________________


Самолеты оригинальных схем - это результат поиска их авторами новых возможностей получить наивысшие летно-технические характеристики, которые невозможны при использовании обычной компоновки. Благородное стремление внести свой вклад в усиление советской авиации лежало в основе предложения группы сотрудников конструкторского бюро А.Н.Туполева создать истребитель с самым мощным в мире бортовым вооружением. Вместо обычных  в начале тридцатых годов пулеметов винтовочного калибра решили оснастить самолет двумя 76-миллиметровыми динамо-реактивными пушками АПК-4.

(Самолеты оригинальных схем) И-12 (АНТ-23) "Бауманский комсомолец" Авиация, Самолет, История, Длиннопост

76,2-мм авиационная пушка Курчевского АПК-4

________________________________________________________________________________________________________


Проектирование и постройку истребителя возглавил молодой инженер В.Н.Чернышев.

(Самолеты оригинальных схем) И-12 (АНТ-23) "Бауманский комсомолец" Авиация, Самолет, История, Длиннопост

Чернышов Виктор Николаевич (1900-1937) - авиаконструктор.

________________________________________________________________________________________________________


После обсуждения принципиальной схемы конструкторы решили разместить безоткатные орудия на крыле самолета с разносом в 3,7 м. Их специфическую особенность - выход газов из казённой части назад (казённая часть (казённик) - задняя часть орудийного ствола, в которой расположен затвор) - использовать так, чтобы она сыграла свою роль в общей компоновке машины. На казённики пушек надели длинные отводные трубы, которые остроумно ввели в силовую схему самолёта как несущие балки для хвостового оперения.

(Самолеты оригинальных схем) И-12 (АНТ-23) "Бауманский комсомолец" Авиация, Самолет, История, Длиннопост

Схема И-12 (АНТ-23)

________________________________________________________________________________________________________


Но пушки пушками, а боевая эффективность любого истребителя состоит из комплекса качеств. Она не мыслима без высокой скорости, хорошей маневренности. Соответственно потребовалась силовая установка значительно более мощная, чем её имели истребители обычной схемы того времени. По расчетам нужен мотор мощностью в 800-900 л.с., а таких в 1931 году, когда разрабатывался самолет, еще не было. Нашли выход - оснастить двумя двигателями по 420 л.с., установить их в тандем по системе, которую с улыбкой называли "тяни-толкай", то есть с тянущим и толкающим винтами. Двигатели разместили в торцах короткого фюзеляжа.


Для придания безопасного клиренса (расстояние от нижнего края лопасти до земли) заднему винту диаметром 2.9 м необычным пришлось делать и шасси самолета, с высокими пирамидными "ногами", одетыми в огромные пневматики. На концах трубчатых балок снизу закрепили два высоких костыля с резиновой (как и основных стоек) амортизацией. Сами балки-газоотводы были сделаны из стальных водопроводных труб, обточенных снаружи до диаметра 170 мм, а внутри  расточенных до толщены стенок 3, 2 и 1 мм. В трех отдельных частях, последовательно  (от крыла к хвосту) они свинчивались на мелкой резьбе.


Истребитель, получивший вначале обозначение И-12 (АНТ-23), - цельнометаллический моноплан с двумя двигателями Bristol Jupiter VI. Крыло двухлонжеронное, неразъёмное. Кусочно-гладкая обшивка с наружными Л.образными рифтами, вытянутыми по потоку и разбитыми шагом 150 мм по размаху, придавало ему необходимую жесткость, позволившее уменьшить число нервюр и поставить их редким шагом - 1,5 м (из расчета одного шага между нервюрами на десять гладких пролетов обшивки). Это был как бы промежуточный вариант конструкции обшивки между гофрированной и гладкой. Лонжероны и нервюры крыла - фирменные из дюралевых труб. Конструкция хвостового оперения аналогична крылу.


В создании машины активно участвовала молодежь конструкторского бюро и опытного завода. Перед началом опытных испытаний весной 1932 года ему дали собственное наименование - "Бауманский комсомолец". Проверял самолет в воздухе летчик-испытатель Козлов Иван Фролович. Несмотря на обычность схемы и конструкции, И-12 вел себя в воздухе нормально, показав хорошую для начала 30-х годов скорость - 300 км/ч у земли и 280 км/ч на высоте 5000 м.


Для перспективного самолета этого было маловато. Надежда его создателей, что два мотора Bristol Jupiter VI вместе разовьют мощность до 1000 л.с. не оправдалась. КПД (Коэффициент полезного действия) заднего винта оказался низким. Неубираемое шасси, ребристое крыло и оперение, большой взлетный вес "съедали" не один десяток километров скорости. Ко всему этому размещение двигателя в задней части фюзеляжа практически не позволяло летчику покинуть самолет, выбросившись с парашютом. Он обязательно попал бы под задний винт даже при выключенном моторе. Не учли молодые конструкторы важного психологического элемента. При выбранной ими схеме и компоновке истребителя летчик сразу попадал в весьма, мягко говоря, неуютную обстановку. Его кабина размещалась между передним и задним моторами, как бы между двух огней. За спиной находился бензобак, а справа и слева два огнедышащих орудия. Ни колпака, ни фонаря кабина не имела.


Хотя надежд на доводку И-12 до серийного производства почти не было, И.Ф. Козлов продолжал его испытания в воздухе. Но при проверке оружия 19 мая 1932 года произошло совсем непредвиденное. После того, как летчик нажал гашетку левого орудия, в его стволе произошел взрыв снаряда. Трубчатая балка, не рассчитанная на такой случай, разорвалась на половину диаметра у самого корня. Мобилизируя весь свой опыт и мастерство, И.Ф. Козлов все же посадил изуродованный самолет на аэродром. Левая балка от вибрации лопнула, едва колеса коснулись земли. За посадку поврежденного опытного самолета И.Ф. Козлов был награжден орденом Красной Звезды.

(Самолеты оригинальных схем) И-12 (АНТ-23) "Бауманский комсомолец" Авиация, Самолет, История, Длиннопост

Козлов Иван Фролович (1895-1973) - Летчик-испытатель

________________________________________________________________________________________________________


Разорвавшаяся пушка была доставлена специалистам. Причина взрыва была найдена и устранена. Больше таких случаев с пушками АПК-4, опробованными на других истребителях, не было. Однако достраивать второй опытный экземпляр И-12 (АНТ-23 бис), оснащенный уже системой отстрела заднего винта при возникновении в полете необходимости покинуть самолет, было признано нецелесообразным.

______________________________________________________________________________________________________


ВСЕМ УДАЧИ И ЧИСТОГО НЕБА НАД ГОЛОВОЙ!

(Самолеты оригинальных схем) И-12 (АНТ-23) "Бауманский комсомолец" Авиация, Самолет, История, Длиннопост
Показать полностью 6
31

Крушение самолета Ан-2 в Магадане

Самолет, перевозивший вахтовиков золотодобывающей компании, неожиданно потерял высоту при взлете и упал на территории аэродрома. Одной из причин жесткой посадки Ан-2 могло стать неправильное расположение груза. Все 14 человек, находившихся на борту, получили травмы.

335

На трофейном реактивном...

...В марте 1945 на аэродроме военно-воздушной базы Кольберга, - где еще не так давно располагалась гитлеровская школа высшего пилотажа, советские танкисты захватили ангар. Среди других самолетов там находился и новенький одноместный реактивный истребитель Messerschmitt 262.

На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост

Ме-262

________________________________________________________________________________________________________

Танкисты показали трофей авиаспециалистам. Осмотрев машину, те пришли к выводу, что перед ними экземпляр так называемого "секретного оружия" врага. На самолете стояли два реактивных двигателя системы "Jumo-004". Пленные летчики рассказали, что Me-262 построен фирмой после реактивного истребителя Me-163 Komet, который при вынужденных посадках капотировал и взрывался, пилот погибал.

На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост

Me-163 Komet (После взлёта самолёт сбрасывал шасси, а приземлялся на выдвижную лыжу)

________________________________________________________________________________________________________

Me 262, как утверждали фашистские пилоты, при полётах на больших скоростях затягивало в пикирование, из которого он редко выходил.

Поручили испытать машину подполковнику А.Кочеткову, возглавлявшему тогда отдел испытаний истребительных самолетов НИИ ВВС. Кочетков изучил конструкцию, ознакомился с его необычными двигателями, вмонтированными в крыло, разобрался и в специальном оборудовании, особенно кабины.

На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост

Герой Советского Союза, полковник Андрей Григорьевич Кочетков. Первым в СССР выполнил полёт на реактивном самолёте Ме-262 и провёл его испытания.

________________________________________________________________________________________________________

..."Мессер" тягачом вывели на взлетную полосу. Запустив движки, Кочетков начал рулить по бетонке, постепенно увеличивая скорость. Наконец, рулежка закончена. Выйдя из кабины, летчик доложил старшему начальнику о готовности подняться в воздух. В назначенный час он запустил двигатели, техники убрали колодки из-под колес. Машина сдвинулась с места и немного приподняв нос, оторвалась от земли. Вот она уже на высоте 200 метров. Кочетков делает плавный с набором высоты разворот "блинчиком".

Высота 600 метров. С пронзительным свистом "Мессер" проносится над КП. Выполнив полет по малому кругу, Кочетков заходит на посадку, планирует. Уменьшая скорость, легко касается бетонки основными колесами, потом плавно опускает и носовое. Притормаживая, останавливается и, свернув с посадочной в сторону, выключает движки.

К самолету подъезжает машина. Генерал поздравляет летчика с успешным первым испытательным полетом.

-- Ну что же, конец "секрету" противника положен, - сказал он и крепко обнял Кочеткова.

__________________________________________________


Несколько фотографий на которых Андрей Кочетков проводит испытания самолета Me-262...

На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост
На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост
На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост
На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост
На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост
На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост

________________________________________________________________________________________________________


ВСЕМ УДАЧИ И ЧИСТОГО НЕБА НАД ГОЛОВОЙ!

На трофейном реактивном... История, Авиация, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Самолет, Длиннопост
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!