Дикая мята 2022
1 пост
1 пост
2 поста
3 поста
2 поста
После ретро-обзора Бессонницы 2023 захотелось погрузиться в главный музыкальный фест образца 2022 года. Это был первый фестиваль после 2 лет переноса, до конца никто не верил, что он состоится. Много артистов, чтобы поддержать организатора Клюкина согласились выступать за символическую цену в 1 рубль. Артистов было так много, что музыкальный лайнап занял целых 2 уикэнда: 17-19 июня 2022 и 24-26 июня 2022. Сегодня мы сделаем обзор группы Комсомольск.








Фото из официального тг-канала Дикой мяты
Группа "Комсомольск" состоит из Даши Дерюгиной (вокал, гитара, тексты), Арины Андреевой (вокал, клавишные, тексты), Ивана Рябова (бас-гитара, тексты), Павла Кочетова (ударные). Я узнал о группе после альбома "Дорогие москвичи" 2018 года. Название группы адресует в прошлое во время оптимистичных коммунистических 60-х, когда юные люди рифмовали свою молодость с жизнью страны и были уверены, что страна изменяется к лучшему, с масштабной стройкой БАМа, с городом Комсомольск-на-Амуре, с оптимистичными картинами Виктора Попкова, в которых юные идейные люди строят новую реальность, новые города, новый быт.
В текстах группы живет картина мира молодых влюбленных людей на фоне Москвы 10-х. Их жизнь течет на фоне вечно изменяющегося и неспящего города. В тексте "Фестиваль" прямо проговариваются разные изменения к лучшему (парк Зарядье, велодорожки, бары с крафтовым пивом) и город представляется, мифологизируется таким вечно обновляющимся фестивалем, открытым, всегда новым, всегда увлекательным. В клипе на песню "Где мы сейчас?" есть карнавальная разница между Москвой обычной, в которой зарабатывают деньги (работницы обычной рюмочной с ретро уклоном в советскую эстетику) и внутренним ощущением молодости. Это ни с чем не сравнимое и индивидуальное, в котором можно послать "в жопу здоровье" ради мимолетных искр впечатлений. Эта молодость яркая, в которой влюбленность смешана с ароматом революционного искусства. В ней "захлебываясь, шумит оркестр наших с тобой горящих труб". В качестве референсов, ориентиров, "настоящих буйных", разбросанных в тексте, называются Владимир Маяковский, Егор Летов, Жан-Поль Сартр. Город-столица - это место, в котором создаются новые смыслы и это очень важно для героя текста.
В этом городе конечно же есть место влюбленности. В песне "Орфей" с первого мини-альбома группы "Комсомольск-1" показаны обычные будни влюбленных. У них конечно же нет денег, но они вместе. Картина жизни молодых людей продолжается в песне "Азбука плохого вкуса". Здесь мы проникаем внутрь отношений: от совместного просмотра порно до знакового и тогда кажущегося безобидным увлечением в 0-х и 10-х темой русского национализма, книжками Дугина, запрещённой ультраправой партией РНЕ. Баланс в отношениях, жизни и политических предпочтениях на грани между разрешенным и запрещённым. Здесь называется участие в "Маршах несогласных" Лимонова, опасность первых посадок за оскорбление чувств верующих, "война" с системой и за свои права - все это увлекает и дает огонь жизни. Референсы на правую субкультуру разбросаны в тексте "Русская школа курения". Знаковая цитата Жана-Поля Сартра, французского левого писателя в названии песни "Ад - это другие" предельно показывает границу личных чувств героини текстов и политических. Здесь все смешано, но другие - это и "анархисты", и "демократы", и "ты".
Тема личного и общественного продолжается в альбоме "Касса свободы" 2017 года. В песне "Звезды" общественные холивары старых левых и новых правых, споры о наличии бога, "кто станет президентом", "какого размера грудь" - меркнет по сравнению с личным счастьем, близостью, симпатией, живущей между двумя людьми. В песне "Свободная касса" впервые возникает формальная точка включения себя в контекст Москвы, которая дальше будет повторена в видео на песню "Где мы сейчас?". Противопоставляется типичное место работы 20-летних (кассир в условном Макдаке) и желание мечтать.
В текстах группы "Все исчезло", "Мозги и деньги", "Черные очки", "Все, что я умею" присутствует какая-то панковская искренность и революционность по отношению к открываемому подростками миру взрослых. Героиня текста "Все, что я умею" прямо разграничивает свою обычную жизнь и взрослую жизнь политиков, управляющих социальными организмами. Она задумывается, как "помирить" Израиль и Палестину, но уже "пора ложиться спать". Здесь подсвечивается риторика традиционных новостных медиа и мир обычного человека. В другой песне "Все исчезло" героиня просто пытается в чем-то новом разобраться и "что-то нажимает". Здесь подсвечивается восприятие обычной реальности, в которой кое-что нажимаешь и ожидаешь ответа. Но мем превращается в зловещую ядерную красную кнопку и получается ядерная война. Герои песен остаются такими новыми маленькими людьми без "мозгов и денег" в мире, в котором Россия ассоциируется с Путиным. Обычным людям остается только скрываться за черными очками от "ментов", хранить внутри "огонь", "молодость" и "храбрость", ждать, когда тобой заинтересуются "новые вожди".
В альбоме "День психа", как мне кажется, тексты сделаны по сложившимся канонам старых альбомов. Они как конструктор состоят из референсов на знаковые произведения зарубежной литературы 20 века (Беккет "В ожидании Годо", Борхес "Сад расходящихся тропок", Маяковский "Облако в штанах", Гарсия Лорка, Ерофеев "Москва-Петушки", "Пена дней" Бориса Виана), классические тексты (книга Экклезиаста, Цицерон в "Камень, ножницы, бумага"), знаковые художественные произведения ("Черный квадрат" Малевича), знаковый перформанс философа Диогена из античного мира, когда он днём с фонарем искал человека, акт обращения привычного события (полет пакета на ветру) в произведение искусства в знаковом фильме "Красота по-американски". Это разбавлено референсами из совсем другой сферы: на знакомые многим из детства дворовые игры в "камень, ножницы, бумагу", "что спрятано у меня в карманах". Или элементами современной культуры повседневности: чек из "Магнолии", сигареты и ключи, такси, которое везет Улугбек, перекрытая Москва во время инаугурации президента. Плюс ссылки на музыкальные группы: Фейс (теперь иноагент), СПБЧ, группу Pulp. Именно сочетание высокого и низкого, вечного и обыденного создаёт неповторимую магию, неповторимый стиль группы. На все это накладывается внутренний мир взрослеющих героев, прекрасная музыка и женский вокал.
В следующем альбоме "Ближний свет" группа решила поэкспериментировать со звуком и подачей треков. В delux-версии перед каждым треком Даша Дерюгина читает атмосферную прозаическую вставку, подводку к дальнейшей композиции. Мне лично это напоминает вставочные тексты на втором альбоме "Сказки о прыгуне и скользящем" группы Пилот. В альбоме не так много мемов и признаков времени, но больше про глубинные вопросы. В композиции "Вавилон" вслед за каноническим текстом БГ описывается город, в котором душно и нет души. "Самурай" музыкально отсылает к жанровым фильмам про самураев с восточной музыкой. Текстовое наполнение - это картина одинокого мужчины, путь которого через 8 бокалов пива лежит в метафорический дом, представляющийся сном, в котором есть Она. Феминистскую тему продолжает "Мужчина", который плачет в ванной после того, как побил жену. Строчки "ты можешь быть хоть тысячу раз права, но какой в этом толк, если твой мужчина плачет" - отсылка к мему из пацанских пабликов про маскулинность. В тексте переворачивается традиционные роли в отношениях, традиционный посыл, традиционный актор указывает на женщину, а не на мужчину. Похожий феминистский ход есть в клипе на песню "Не Париж" группы Ленинград, в котором жена спасает мир, пока муж моет посуду. В текстах "За моею спиной", "Папины дочки", "Ночь" и "Близнец" мы имеем яркое, удивленное путешествие по ассоциативному ряду безбрежной фантазии, присутствующее в лучших текстах группы. В композиции "За моею спиной" текст вырастает из надуманных страхов и фобий, динамика построена на создании "самолетов, врезающихся в асфальт" и умозрительные предположения, "тревоги" - "бум - взрываются бетонной пылью". В другой композиции-референсе сериал "Папины дочки" вырастает в образ, метафору детского уюта и комфорта, мира, в котором не хватает только объекта влюбленности из взрослого сегодня. Текст "Ночь" вместе с подводкой вплетаются корнями в фрейдистское бессознательное сна, сексуальное, переживания и тревожность. Мажорная песня "Близнец" повествует о злом двойнике, линчевском доппельгантере, живущем в каждом из нас. Песня "Весенний вальс" с приглашением слушателей выходить и танцевать напоминает переложение "Dancing in the streets" Дэвида Боуи и Мика Джаггера. Песня "Иванова" опять указывает на БГ. И в песне Комсомольска, и в песне Гребенщикова собирательный образ - это альтер-эго самого автора. В песне "Иванов" герой читает Сартра на фоне советского Ленинграда и платит контроллерам штраф. В песне "Иванова" героиня идет по "вздутым венам покрасневших проспектов" среди медленно ползущих такси в современном Питере или Москве, одевается не по погоде и попадает под дождь. Герои молоды и понимают, что им не "слиться с согражданами своими", но каждый из прохожих тайно шепчет "Вот бы мне стать похожим на Иванову".
Следующий альбом "Ретро" у группы получился каким-то неожиданно минорным. Тон задают композиции "Sodade", "Последнее метро", "Мы - ретро", "Ваше море", "Пятиэтажечка". Однако здесь есть прямо мажорный сингл в духе первых альбомов - "Глаза (прилипли)" про влюбленность, освещающую и освежающую все вокруг. Здесь проговаривается важное прощание с 10-ми, в которые состоялась группа. Это прощание есть в заглавной песне альбома "Мы - ретро". Группа в тесте прямо заявляет о своем месте в поп-культуре: "мы останемся приметами времени", "мы - ретро". Они пытаются пробить 5 стену: "нас не приняли в мы, не записали в они". В композициях героиня текста метафорически перевоплощается в элементы дня обычной московской жизни. В композиции "Последнее метро" московский метрополитен представляется туннелем времени, жизни конкретного героя текста, по которому несется судьба пассажира "из ниоткуда в никуда" "к себе самой" мимо остановки "молодость". В композиции "Ваше море" героиня текста видит себя вечным морем, которое "промывает солью ваши раны", к которому приходят "послушать шептание", "пожалеть моряков не вернувшихся надежд" (отсылка к "Девушка пела в церковном хоре" Блока). В композиции "Пятиэтажечка" старое здание из советского прошлого становится альтер-эго героини, за которой "хищными, влажными окнами следят новостройки", "если вдруг поймают, разорвут на кусочки, наверное, съедят". Здесь что-то есть от "Товарищу Нетте, человеку и пароходу" Маяковского, в котором автор разговаривал с живым пароходом. В "Верном спутнике" героиня разговаривает с луной.
Последний альбом группы, имеющий символический номер в названии "Комсомольск-0" (на фоне исторически первого альбома "Комсомольск-1"), означающий стирание, обнуление всех предыдущих высказываний группы. Этот альбом должен содержать прописные истины, лежащие до других художественных текстов. Альбом передает настроение 22 года после начала войны, состояние растерянности, состояние, в котором в мгновение все представления о сложном социальном организме были разрушены, разрушены нормы морали, установленные личные границы, свободы гражданина в стране, причем разрушены самим государством. Текст "Из нашего окна" работает с знакомым всем из детства детским стихотворением Сергея Михалкова, в котором между детьми строится свободный ассоциативный диалог о впечатлениях о жизни в советской Москве. Когда один из ребят говорит, что из его окна "площадь Красная видна" (скорее всего, это сын кого-то из пищущей интеллигенции, кому давали квартиры в доме недалеко от Красной площади со стороны Васильевского спуска), в этих словах звучит гордость от близости к главной площади страны. В противовес в тексте композиции героиня видит из своего окна только "черную площадь", "черные кубики-дома" и школу, и церковь. Здесь нет гордости из-за близости к "ночной" площади, только констатация факта, что "черная ночь" настигла и площадь, и дома, и даже школу с церковью. Героиня чувствует свою ответственность, что она дала "ночи" опуститься на любимый город. Здесь референс еще к одному классическому произведению - песне "Забавы" Мумий Тролля, который хочет "твои пули переправить в струны". Это песня Мумий Тролля про 90-е написана от лица жертвы случайной стрельбы, в ней нет киллера и романтизации бандитизма. В тексте Комсомольска лирическая героиня слышит, как "дребезжит от ветра переплавленная в пулю струна". Ветер времени, подувший 24 февраля, снова вернул звук непреднамеренных, неосознанных, случайных убийств. Такую Москву, конечно, тяжело видеть героям, воспевшим ее изменения к лучшему. Велодорожки и парк Зарядье, представляющиеся в раннем тексте "Фестиваль" изменениями к лучшему в вечно обновляющемся городе, в тексте "Ave Maria" ведут "мимо парка Зарядье" "нас прямо в ад", "по шершавому асфальту мой самокат несется и нет пути назад". Сам текст молитвы обращен, я думаю, не только к Марии, но и ко всему миру, и к Украине с просьбой простить за все. Больно видеть, как теперь "свободное слово в петле качается свободно". И конечно же теперь свободная "гниющая, цветущая дыра" лучше, чем "замолчавший город". Происходящее убивает надежду на будущее и здесь нет места для влюбленности, здесь "в животах бабочки в червей превращаются обратно". На альбоме есть гротескная песня "Журавли" про массовую эмиграцию, в которой вместе с птицами улетели "автобусы, деревья, целые квартиры, одеяло, подушка, мысли, надежды, идеи", "улетела Волга, улетел Байкал". Здесь есть отсылка к тексту Чуковского ("одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня") с языковыми нелепицами. Все в тексте Комсомольска наполнено движением, как во всех текстах поэта для детей (что вызвано особенностями детской психологии до 5 лет - "От двух до пяти" Чуковского), и гротескным абсурдизмом, так как нельзя всей стране "свалить" вместе с реками и полями. В тексте нет обвинения уехавших, только констатация факта и личный выбор лирического героя - "осталась только я, Родина, менты". В символическом тексте "Оттепель" для группы Комсомольск, название которой устремляет в оттепельные хрущевские 60-е, лирический герой верит, что когда-нибудь холод войны и отсутствия гражданских свобод обязательно сменит весенняя оттепель.
Если вам заходят композиции с перегруженными гитарными партиями, с заряженными эмоциями текстами и вокал, часто переходящий на крик, то вам нравится стиль эмо-панк и его жанр скримо. Я побывал на мини-фесте под названием Summertime Sadness (в честь одноименной композиции Lana del Ray) в московском клубе Китайский летчик Джао-Да 24.08.25. Я не успел на выступление групп shoom, свинья, аура текстур, но зато застал выступление группы сирень
Кавер на песню "Parking Lot" американской эмо-панк группы Mineral
В прошлый раз мы остановились на сцене с психоделической музыкой Шамбала №3. Сегодня пойдем в правую часть поляны (если стоять спиной к реке Ресса) через низ. Первая локация, которая нам встретится - это кафе "Ништячная" в виде цепеллина (дирижабля).



Рядом с кафешкой выступал балалаечник, который играл каверы на Prodigy, Леннона, Radiohead
John Lennon - Imagine cover by Балалайка Party
The Prodigy - Breathe by Балалайка Party
Radiohead - Creep cover by Балалайка Party
Двигаясь дальше, мы пройдем Речной экран, кальянную "Пилигрим" и окажемся в центральной кафешке Бессонницы - кафе "Эль-стейко"



Рядом с кафе располагался диджейский пульт и с лазерными лучами, видными издалека. Здесь играл хороший jungle
Пройдем дальше мимо Чудакциона и Выставки "А" и окажемся у главной музыкальной сцены. У меня осталась только фотка со списком выступающих артистов
Идем дальше и доходим до локации с настолками "Junk Town"



Junk Town c референсом на Fallout днем и ночью
Карусели в это раз не было. Зато пройдя чуть дальше мы выходим на атмосферный золотой унитаз



Вот такое художественное высказывание
И в виде видоса:
Расписанные дверцы туалетов - это отдельный вид искусства


Эти дверцы всегда в разной эстетике и с разными сюжетами
Двигаясь дальше вдоль Рессы ночью, мы видим малую луну (или игрушку) в траве
Дальше нас ждет кафешка в виде скелета динозавра


Археологическое кафе
Всей остальной части, включая Детский экран, всю детскую часть, Полевой экран, - у меня нет.



И несколько фоток бесконечно красивых ночных гирлянд вдоль дорог
Только что закончился фестиваль авторской анимации "Бессонница" 25 года. Я написал 3 поста с текстовым гидом-путешествием по магической поляне, окруженной рекой Рессой. Мы были на предыдущих фестивалях. Я, пожалуй, сделаю здесь текстовое виртуальное путешествие в предыдущие годы фестиваля: сначала в Бессонницу 2023, а потом в 2024.
Фестиваль начинается с заезда на нижнюю парковку. Обычно прямо на трассе стоит очередь из машин в верхний пропускной пункт: так было в 23 и в 24 году, а в 25 организаторы сделали несколько параллельных въездов и очереди на трассе не было, она была на въезде в среднюю парковку, а в нижней места уже закончились.
Мы достали вещи из машины, донесли их до лагеря. Возвратились еще за вещами, отнесли их. Поставили, наконец, палатку со столиком и стульями. Пошли еще раз и на парковке наступает вечер. На поле нас приветствует кафе "Улей".


Концептуальное кафе "Улей"
На следующий день отправимся сначала в левую часть поляны. Пройдем пока мимо сцен "Шамбала №3" и "Витражи". Перед нами предстает локация "Арт-станция"


Этот арт-объект, мне кажется, про творческую свободу. А сама локация представляет из себя объекты-примитивы, из которых художник создает
Проходим дальше и встречаем локацию "Kinobar" с дизайном египетской пирамиды, украшенной вырезанными фигурками из "Звездных воин" Джорджа Лукаса


Симбиоз электронной музыки, египетской эстетики и "Звездных воин"
Идем чуть в сторону леса и попадаем в место с индийскими артами.





Тут разная тканевая живопись: и индийский слон на велосипеде, и лев, и современные арты с точечной техникой, и классический "ом", и трансовая эстетика
Рядом находится локация "Жук в муравейнике" с референсом к роману-детективу братьев Стругацких и Нора старейшины



В нору можно было слазить, а в палатку можно было зайти
Теперь отправимся в локацию "Витражи". На сцене здесь выступают от читающих свои стихи поэтов до хора, руководительница которого занимается с посетителями фестиваля.
Выступление пока неизвестной мне исполнительницы
Хор исполняет "Happy" Pharrell Williams
Хор исполняет английскую народную песню 19 века Drunken Sailor
Дойдем до стоящей рядом с локацией "Витражи" сценой с психоделической музыкой "Шамбала №3", которую организовало арт-пространство Склад №3
Так выглядит сцена вблизи



Музыканты, их инструменты и чуть размытая фотка всей локации, отсылающей к мифической тибетской стране, которую рисовал и пытался найти Николай Рерих
В программе музыкальные сеты от Шаййм, дуучимээ, группы ил, severnee, Sky, KissLiar, Sober head, July in January, а в остальное время — джемы с приглашенными музыкантами.
Меня поразило выступление группы KissLiar. Музыканты, внешне напоминающие Jefferson Airplane или Mamas&Papas из 60-х, играют отличный психоделический рок




KissLiar, Сахарный человек (не Gone.Fludd)
Психоделический джем с электроскрипкой от участника группы Vespero на сцене Шамбала №3
Пока остановимся на локации Шамбала №3. В следующий раз пойдем в другую часть поляны.
Фонарь с hand-made-люстрой вдоль дороги от правой верхней части поляны (локация "Закоулки разума") до нижней правой
В прошлом посте мы остановились рядом с Душевой и Чайной по пути от верхней правой части поляны к нижней.
Мы идем дальше и оказываемся в локации "Вимана". В названии башни есть референс к небесному дворцу, который упоминается в буддистских и индуистских мифологических текстах.
Вимана в "Махабхарате" является небесной колесницей, которая способна быстро перемешать хозяина в пространстве
По круговой лестнице можно было подняться наверх и увидеть люстры из травы


Травяные люстры и деревянный основа конструкции
Двигаемся дальше от локации "Вимана" к реке Ресса и оказываемся в локации "OneLab", в которой днём читают лекции научпоп-тематики
Ночью эта локация выглядит и звучит так. Там ещё был фонтан, который я не сфоткал
Идём дальше направо от локации "Вимана", проходим музыкальную сцену. Чуть внутрь поля заходим и встречаем Рыбу-удильщик, во рту которой находится кафешка
Идём дальше и попадаем в локацию "Чудаукцион", в котором на сетке из сбитых деревяшек сделаны картины-инсталляции
Проходим мимо мастерской аниматоров, проходим мимо главной кафешки "Эль-Стейко" с большим глазом и попадаем в локацию "Harmony Stan" с ambient-музыкой на железных трубах
Внутри локации
Рядом кафешка с различными видами какао "Cacao Temple"
Если углубиться внутрь поля мы подходим к телефонной будке в духе "Доктора кто", из которой можно поговорить со случайным человеком на другом конце провода
Update к первому посту про Бессонницу 2025. Между сценой Либертариум и сценой Пайтити находится арт-кафе "Лоскутное поле", которая у меня есть (в отличии от фоток самого "лоскутного поля" с вышитыми одеялами людьми из разных районов России или, например, бани братьев Лимонов)
Больше видосов и фоток с Бессонницы 2025 можно найти в тг-канале Дениса, с которым мы вместе ездим на фест уже второй год https://t.me/DaDa_1978
В прошлом посте мы дошли до локации Kinobar, которая в этом году находилась в самой левой части поляны (впрочем, как и в прошлом). Сейчас мы направимся от локации Кинобар направо через верхний край поляны, если стоять к реке Рессе спиной.
Нас встречает локация Тятр. Меня потряс последний спектакль "Сирены", но я его не фоткал.
Проходим мимо инфоцентра и точки сборки и идём направо по верхней части поляны и оказываемся рядом с кафе "Обитель шамана"
Двигаясь дальше мы оказываемся в игротеки "Junk Town" с настройками и красным двигателем от ракеты.


Локация "Junk Town" с кучей настолок, столами для игр и постоянными играми в Dungeons and Dragons 5
Идём дальше и попадаем в локацию "Диафильминариум" с люминесцентными картинами и ретро-играми на проекторе



Люминисценентные картины
Ambient-музыка и картины в ультрафиолетовом свете в локации Диафильминариум
Ninja Turtles на эмуляторе Dendy
Идём дальше и попадаем в локацию "Закоулки разума" с лабиринтом и научпоп-заданиями по разным областям мозга
Спуск к реке Рессе рядом с локацией "Закоулки разума"
Если идти дальше вдоль реки Ресса от "Закоулков разума" к нижней правой части поляны фестиваля, мы попадаем в Душевую и Чайную
В следующем посте мы дойдем до основных арт-объектов правой части поляны Бессонницы 2025
Мы несколько лет ездим на Бессонницу, фестиваль анимации под открытым небом, который выделился из другого фестиваля Пустые холмы. В этом году он проходил с 17 по 21 июля в Калужской области. Это место, в котором низовая самоорганизация и атмосфера творчества каждого единичного человека, присутствующая в каждом необходимость самореализации делают поляну фестиваля оригинальной, яркой и не повторяющейся каждый новый год.
Два года назад книжное антикафе Locus Solus сделало локацию Маяк с таинственной музыкой и настоящей капающей водой. В этом году по полю Бессонницы передвигался настоящий корабль с палубой, мачтой и командой. По разбитым дождем дорогам фестиваля машина-парусник ехала, опасно раскачиваясь из стороны в сторону.



В ночном свете парусник на колесах становится референсом на "Алые паруса" Грина
Если встать спиной к реке Рессе и направиться налево от локации Locus Solus мы попадаем на сцену-локацию Либертариум.



Выступление Умки на сцене Либертариум
Выступление Умки
Down by the Riverside by Умка
Я ненавижу девочек by Умка
Джем на сцене Либертариум
Самсон - гитара, Алексей - труба, Вероника - кахон, ? - гитара
Если пройти дальше влево мы попадаем на сцену Пайтити
Джем из бас-гитары и барабанов, который превращается в транс
Двигаясь дальше мимо сцены Пайтити мы проходим мимо сцены с ambient- и dub-музыкой SteamTemple к Kinobar
К Кинобару
И, наконец, мы добрались до конца поляны до локации Кинобар
Drum and Bass в локации Кинобар
В следующем посте мы пройдемся в правую часть поляны, если стоять спиной к реке Ресса
Ещё одно видео со сцены Пайтити https://youtu.be/t_68SCo05fs?si=IMIJ4Atu6VGlVMFf
Облака и палатки лагеря Маяк рядом c инсталляцией двух голов с референсом на обложку альбома Division Bell группы Pink Floyd
людмил огурченко
Это супергруппа из обладателя идеального для фанка голоса Евгения Кубынина ("ЗимаВсегда") и гитариста Ильи Погребняка ("Заточка", "Anacondaz"). Это ироночные истории из повседневности, например, как главный герой стоял в очереди за кофейком, а женщина его спросила: "Вы стоите?" Магическим образом этот вопрос превращается в "Вы с Таити?" и под фанк мы проникаем в перевернутый мир героя. Постмодернистская ирония начинается с названия группы и проявляется почти в каждой песне игрой через двойное восприятие. Например, в песне "Покров" "один чудной олигарх" построил ради прикола рядом с городом Покров поселок Волосяной, чтобы на Яндекс.Картах получился волосяной покров. В песне "Кузнецы" про людей, проводящих в качалке каждый день, мы слышим в припеве императив "куй". Первый альбом "Людмил Огурченко" начинается с мифологии главного героя (одноименная песня): мама с папой вечно шутили и придумали сыну странное имя Людмил. Песня повествует о сложной жизни "бедного мальчика" с таким именем в школе. Героями песен выбираются современные обыватели города: бухгалтер, которая "зафиналила годовой отчет", ее начальник Глеб Сергеевич, который "выбил дотации, сексуальной не сменив ориентации" ("Диско-сосиска"), водитель фуры, который любит выпить ("Мой краш"), пожарный Игнат ("По машинам"), дед Аркадий, который супругу Веру Павловну уговаривает станцевать тверк ("Тверк"), тот же чудной олигарх ("Покров"). Перед нами обычные люди, поведение которых необычно. Песня "Ретроградный Меркурий" - это музыкально отсылка к советской эстраде образца Валерия Леонтьева про героиню, которая не успевает работу сделать к дедлайну с "правками в общем чате" и винит в этом ретроградный Меркурий и магнитные бури на Солнце. Песня "Мой краш" музыкально сделана, как любовная баллада, но только главный герой здесь водитель фуры и его пассия - это "рюмашка, пивко, беляш". Во всех песнях раскиданы признаки текущего времени, настолько, что узнаешь этих героев: водителя фуры, олигарха-приколиста, бухгалтера в тигровой материи. Самоироничная формула родилась ещё в совместном треке ЗимаВсегда и Заточки "Миллиарда четыре". Сторителлинг песни начинается с того, что один друг успокаивает другого, который расстался с девушкой, но по мере действия мы узнаем сначала скромные требования к девушке, а потом они постепенно переходят все возможные пределы - мы понимаем, что дело здесь в запросах героя - и это тоже типичная ситуация.
TMNV
После старта на политической тематике группа TMNV изобрела свой рецепт русского рейва: смесь электронного европейского звучания и славянской эстетики в текстах, оформлении и звуке. В составе группы есть Маша (Murava), отвечающая за народный женский вокал.
В тексте песни "Заря" красный цвет зари рифмуется с молодостью. В песне "Речушечка" типичная для фольклора сравнение образа реки и жизненного пути. Песня "Калинка" сделала фольклорный музыкальный текст фоном для истории про девицу, которую "дед под сосной обижал", но, не найдя помощи, она находит дома "топор кованый". Пожалуй, лучшей рейв-композицией с музыкальным цитированием The Prodigy (в клипе на стене висит фотография солиста группы Кита Флинта) является песня "Кума". Рейв-вечеринка приходит в древнерусскую избу. "Пойду плясать, шоболы да растрясать" (шоболы - это диалектное обозначение ветхой одежды).
Надо отметить, что до TMNV свой славянский рейв стал делать Нейромонах Феофан. Например, у него в песне "Притоптать" слились воедино "место пахоты", славянская балалайка и европейский drum and bass. Он выработал эту формулу. Звучание TMNV вдохновлено его примером.
Группа TMNV стала известна после песни "Аквадискотека", которая звучала в фильме Навального про дворец Путина в Геленжике. В песне "По хаслу" хорошо отражается состояние общества после 22 года. "Для кого-то правда - перебор\ Для кого-то правда - приговор\ <...>Ты перепиши законы\ Освети свой путь иконой\ <...> Да, невиновных в оковы\ Честным быть стало позорно\ Да, сейчас время такое\ Что даже дэнсить стало опасно", но "никто не запретит мне танцы".
