Долги по зарплате, авторитарный стиль управления, отсутствие заказов и банкротство как один из возможных вариантов развития событий - все это, по словам представителя миноритарных акционеров Рижской судоверфи Рейниса Берзиньша, сегодня характеризует Рижский судоремонтный и судостроительный завод. В интервью журналисту Ольге Князевой Берзиньш рассказал, что происходит на заводе и почему он доведен до такой критической ситуации.
По словам Берзиньша, серьезные проблемы на судоремонтном предприятии начались около пяти лет назад, когда между крупнейшим акционером судоверфи Василием Мельником и другими тремя акционерами начались разногласия. Это Игорь Комаров, Сергей Голицын и Анатолий Устинов.
- Это были те люди, которые в 90-х годах фактически спасли судоверфь от "прихватизации" и сохранили рабочий коллектив. Все они - старые заводчане, которые работали на заводе еще в 70-80-х годах. Они дружно жили вплоть до 2013 года, когда начались серьезные трения. Трудно понять, что стало причиной этих трений, но в один конкретный день Мельник вызвал их всех на ковер, обругал и с охраной вывел из территории завода.
Есть странные совпадения. В тот же период Мельник организовал крупнейшую сделку века - доставка нефтяных вышек в "Украинкрым", речь шла о 400 млн долларов. Там фигурировал Янукович, коррупционные деньги и большие скандалы. Деньги были переведены через судоверфь и буквально через пару минут большая часть этих денег была уведена в неизвестном направлении. Последний транш прошел в январе 2014 года. То есть из судоверфи сделали офшорную компанию. Возможно, в тот момент Мельник решил, что такие дела надо делать одному, без других акционеров.
Тогда же Василий Мельник ввел в состав правления завода свою дочь Екатерину Мельник. Это девушка с плохим характером и отвратительными манерами. Ничего не понимая в производстве, она начала управлять старыми заводчанами. Это неизбежно привело к трениям между существующим менеджментом и привело к тому, что старый менеджмент высшего правления был уволен.
В 2014 году, после всех этих событий миноритарии обиделись и тогда же начались войны акционеров, если это можно так назвать. Ведь, по сути, у миноритариев нет никаких прав по сравнению с главным акционером, несмотря на то, что компания котируется на бирже. Миноритарии только могут указывать на какие-то действия крупного акционера, которые они считают незаконными, и информировать об этом Комисию по надзору за рынками финансов и капитала.
- Но Мельник - известный предприниматель, зачем ему топить свой завод?
- Да, он человек неглупый, и конечно, он не мог отдать завод под управление только своей дочери Екатерины. Он поставил туда своего управленца Яниса Скварновича. Потом, кстати, его тоже выгнали с судоверфи. Но это уже не помогло. После этих событий завод сразу пережил падение оборота, оборот рухнул в 2 раза. Ситуация значительно ухудшилась только весной 2017 года. К этому времени завод потерял ту инерцию и ту наработанную базу, которая у него была. Плохое отношение к клиентам, плохое отношение к работникам - все это те факторы, которые играют в минус судоверфи.
К примеру, расскажу историю Геннадия Слезкина, человека, который руководил отделом судостроя. Он был тот человек, который общался со всеми заказчиками. Например, поступил заказ на ремонт судна, нужно выполнить к 1 числу. Но заказ не готов. Потому что не оплачена работа контрагентов, работникам, не закуплены материалы и пр. Он идет решать этот вопрос к правлению, его отсылают куда подальше - не лезь! Геннадий говорит, что в апреле 2017 года было переведено 1,5 млн евро за один голландский корабль, но через короткое время деньги просто исчезли. На что, куда - не известно. Одно дело - испортить отношение с клиентами, другое - просто украсть деньги с его счетов.
- Недавно Рижский судоремонтный прислал сообщение о том, что в проблемах завода виновата рыночная конъюнктура и проблемы с банковским сектором.
- Это глупости, шитые белыми нитками! Первые проблемы, когда уже были явные просрочки по всем платежам - это весна прошлого года. Какой банковский кризис! Налоговый долг стал нарастать с лета 2017 года. Посмотрите любую статистику по балтийском судоремонтному рынку. Там же все отлично. Все верфи в Таллинне и Клайпеде просто забиты вперед заказами. Сегодня судовладельцы просто не везут судна ремонтировать на Рижскую судоверфь, потому что они прекрасно знают, что заказ не будет выполнен в срок. А это ведь огромные убытки от простоя судна. Репутацию испортить было очень легко, а восстановить ее очень сложно.
Да что там говорить, вчера мне позвонил один работник судоверфи и сказал, что Latvenergo намерено отключить электричество за неуплату. Я знаю точно, что сегодня у завода просто нет денег на счетах. Некоторые работники, которые подали иск в суд по невыплаченной зарплате, получили судебные исполнительные листы. Судебный пристав ответил, что денег на счету предприятия нет.
Людям не платят зарплаты, а ведь на заводе работают более 400 человек. С ноября 2017 зарплаты не платятся вообще. Люди сидят и терпят, потому что им некуда идти. Что сделали с людьми? Сначала их рабочий день сократили до 4 часов, потом до 2 часов. То есть люди считают, что они вроде как там работают и получают зарплату за 2 часа в день. А если человек сегодня пойдет за пособием по безработице, то что он получит? Да ничего!
- И все же непонятно, зачем Мельнику, человеку рациональному, все это нужно?
- Мельник не обычный бизнесмен и привык зарабатывать не вполне традиционными методами. Когда в свое время он купил компанию "Огрский трикотаж", там работало 6 тысяч работников, позже он ее продал за 2 млн латов с отключенным электричеством. То же самое с судоверфью - купить дешево, отработать завод по полной, а потом избавиться от него. Он отдал крупный завод своей дочке как игрушку, как карточный домик. Мельник просто запустил ситуацию, перестав лично контролировать судоверфь.
- Какие варианты развития событий могут быть?
- Состояние завода уже критическое. Завод уже шагнул в пропасть, спасти его может только чудо. Мельнику надо вкладывать большие деньги, чтобы реанимировать завод. Или же продать его очень дешево. Есть еще вариант - продать завод по частям. Самая ценная его часть - три плавучих дока, причем один из них - самый большой в балтийском море. Есть много желающих эти доки купить. Без доков завода быть не может.
- Вы представляете интересы миноритариев завода. Какова их цель?
- Они видят, как тонет завод. Он уже стоит на пороге банкротства. И наша задача - просто честно и громко сказать об этом, потому что никаких других методов воздействия на ситуацию у нас нет. Финансовая отчетность, несмотря на биржевой статус предприятия, абсолютно непрозрачна.
Мы хотим достучаться до всех. До Службы госдоходов, например. Они накладывали запрет на продажу коммерческих залогов для судоверфи, но в этом нет никакого смысла. Потому что плавучие доки - это фактически корабли, и если накладывать запрет, но на судовой регистр. Но знают ли об этом в СГД?
Или например Комиссия по надзору за рынками финансов и капитала. Это же абсолютно беззубая организация, которая имеет рычаги воздействия на акционеров биржевых компаний, но не делает это. Почему у нас вообще случился банковкий кризис в Латвии? Потому что там действует принцип "солдат спит, служба идет". К сожалению, в нашей стране коллективная безответственность - это бич, ставший нормой.
- Сейчас Рижская судоверфь объявила о том, что собирается воспользоваться планом правовой защиты. Может это выход для компании?
- В прошлый вторник завод подал на правовую защиту. После подачи заявления о правовой защите, согласно закону с кредитором должен быть согласован план работы на ближайшие два года. Если кредиторы дают согласие на этот план, то предприятие, скорее всего, выживет. Но нужно экономически обосновать, как будут зарабатываться и возвращаться деньги в период правовой защиты. Этот процесс законен, прозрачен и понятен. Он может помочь заводу выбраться из той ямы, в которую он попал.
- А что делать работникам завода?
- Я советую ничего не ждать, а уже сейчас идти к руководству и требовать выплаты долгов по зарплате. Общая сумма долгов по зарплате примерно 100 тысяч евро. Это кажется невероятным, как можно в наше время по полгода не получать зарплату. И я сам в это не верил, пока лично не пообщался с работниками. На заводе, по их словам, царит атмосфера тотальной диктатуры и беззакония. Например, на заводе прослушиваются все разговоры, людей унижают и выводят с территории завода, если они вдруг заикаются о выплате зарплаты. Абсолютная вседозволенность, чувство безнаказанности и управление людьми с помощью страха. Я многое видел в своей жизни, и разных людей тоже. Они бывают плохие и жадные, но тут такое ощущение, что у девушки Кати просто плохое настроение и поэтому она все пытается развалить. Сам Мельник на заводе не появляется и не управляет им. Может, отсюда все проблемы...