Senmuth

Senmuth

пикабушник
поставил 1224 плюса и 72 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
48К рейтинг 449 подписчиков 2457 комментариев 319 постов 245 в горячем
1 награда
5 лет на Пикабу
253

История погребённой пирамиды

Как выглядит первая пирамида Египта знают многие: ее видели в фильмах, на фотографиях или лично посетив древнейший некрополь в Саккаре. Вторая по счету пирамида мало кому известна, не все смогут ее найти на карте. Потому что строение преемника Джосера оказалось незавершенным: о возможных причинах, я расскажу далее. Сейчас же руины пирамиды почти полностью поглотили пески. Чтобы постичь, почему египтяне смогли построить такие сооружения, как пирамиды и храмы, которые будоражат умы уже столько веков, необходимо рассмотреть историю египетской цивилизации, как единое целое. Многие сферы жизни еще додинастического Египта появились и развились благодаря ежегодному разливу Нила, жесткие условия которого позволили жителям Долины не только выживать и существовать, но и развиваться и процветать. К началу династического периода мы имеем почти сформированное древнее государство.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

История империи начинается с того момента, когда лидер объединяет весь Египет и полностью централизует власть, которая управляется и контролируется религиозными механизмами. Разрозненные отрасли начинают функционировать в слаженной системе, что неизбежно ведет к становлению могущественной империи, которая позднее достигнет небывалого развития. Правители будут выражать свою мощь в монументальных сооружениях, писать о своих деяниях на стенах храмов и памятных стелах, увековечивать свои имя в веках и прославляя богов, которым они поклонялись. Религия — это мощное орудие. Сильнейшая идеология, благодаря которой он и стал в каком-то смысле бессмертным, раз в 21 веке спустя тысячи лет мы воскрешаем из забвения руины и имена. Поэтому не стоит удивляться, что древние зодчие смогли построить такие сооружения как пирамиды.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Саккарский некрополь был значимым местом для египетских царей и вельмож: здесь находятся погребальные комплексы первых династий, пирамиды, в том числе и самая первая, и множество разнообразных гробниц до самых поздних периодов египетской истории. Пирамида Джосера грозно возвышается над песками западного берега, а в тени ее величия притаились пирамиды поменьше и несметное количество погребений. Строение Джосера хорошо видно со снимков из космоса, но найти вторую пирамиду не так то просто.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Сехемхет — третий правитель III-й династии Древнего царства, правивший на протяжении около шести лет. Преемник Джосера, и возможно его сын. Один из царей о котором известно немного. Исходя из археологических находок, мы узнаём, что Сехемхет продолжил экспедиции в Вади-Магара на Синайском полуострове, начатой Джосером, за медью и бирюзой. Скальные надписи на скале над долиной показывают царя, поражающего пленного врага. Печать, носящая имя Сехемхета и его титулы «надзиратель столицы» и «Печатник золота», была обнаружена в городе Элефантине.


Немного реконструирую прошлое, как его вижу я. Сехемхет, как и многие цари позднее, тоже был вдохновлен творением Джосера, и поэтому вступив на трон, приступил к строительству своей пирамиды. Египет был на подъеме и возможности того периода позволяли ему возвести пирамиду повыше. Имхотеп, правая рука Джосера и главный архитектор комплекса ступенчатой пирамиды, пережив правителя, также приложил руку к комплексу второй пирамиды. Сехемхет, отдав распоряжение о постройке, двинулся на обход своих земель, ведь египетские цари не правили из центра, а передвигались по своей необъятной отчизне. Владыка был обязан контролировать рудники и карьеры, культовые и торговые центры, значимые города и святыни, всё то, что развивало и укрепляло государство. Источники указывают на короткий срок правления: 6-7 лет это очень мало для царя, чтобы оставить архитектурный след в истории...

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Закария Гонейм окончил Каирский университет в 1934 году, где он занимался на кафедре египтологии, основанной русским египтологом В. Голенищевым, который был первым руководителем этой кафедры несколькими годами ранее. В благородном деле подготовки египетских научных кадров именно В. Голенищев сыграл важную роль. После окончания университета Гонейм работал сначала хранителем, а затем и инспектором Главного Департамента древностей в Саккаре и всего южного Египта. Он работал в Асуане, в Эдфу, в фиванском некрополе и на многих других археологических объектах. Позднее египтолог сосредоточился на раскопках в Саккаре. И в январе 1952-го года Гонейм сделал открытие, принёсшее ему мировую известность: обнаружил остатки незавершённой пирамиды, засыпанной песками пустыни. После долгих лет работ по изучению данного памятника, он написал об этом книгу, которая была переведена на многие языки мира, в том числе и на русский и была издана в СССР. Именно на нее и опираюсь, когда рассказываю о пирамиде Сехемхета. Автор в своей книге признается, что не на все вопросы есть ответы; что последующие исследования могут многое изменить в его предположениях и даже полностью их опровергнуть, и что до окончания работ очень далеко.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Закария Гонейм был одержим мыслью о поиске неизвестных памятников царей III-ей династии в Саккаре. После подробного изучения некрополя египтолог остановился на участке, расположенном сразу за оградой пирамиды Джосера. Особенностью участка является большая терраса, которая на всех картах была обозначена как естественное плато. Однако ее очертания и то, что она была покрыта осколками обработанного известняка, гранита и алебастра, а так же имела фрагменты разрушенной каменной кладки — заинтересовали египтолога. Гонейм приступил к длительным раскопкам, которые требовали колоссальной выдержки, усердия и терпения. В ходе работ были обнаружены части ограды, подобной той, которая окружает комплекс Ступенчатой пирамиды. Размеры Белой Стены, ее месторасположение, особенности кладки, метки строителей — всё указывало на то, что ограда могла принадлежать царскому строению и одному из потомков Джосера. Гонейм был уверен, что он на правильном пути.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Археологи продолжали откапывать Белую Стену, очищая ее до самого основания по всей длине, пока не нашли южный угол погребенного под песком сооружения. Теперь было нетрудно определить остальные три угла и общие контуры всей постройки. Становилось понятно, что это пирамида, нижние ее ряды имеют кладку и блоки, схожие со строением Джосера. В ходе раскопок этой территории было обнаружено не мало захоронений самых разных эпох. Гонейм все больше убеждался в том, что пирамида не была разобрана в более поздние времена, а была не достроена. команда имела дело только с верхней частью пирамиды. Гонейм уже чувствовал, что под нею должны находиться подземные проходы и помещения. Зная особенности пирамид III-VI династий, не сложно было определить, где мог начинаться вход в пирамиду. Как пишет автор, на поиски скрытого входа в подземелье ушло много времени. И вскоре археологи добрались по раскопанной траншее ко входу, который был замурован. Совершенно не тронутая каменная кладка не только закрывала наглухо вход в подземелье, но и заполняла значительную часть находящегося за ней внутреннего коридора. Она состояла из двух частей: одна сторона была сложена из обтесанных правильных блоков, другая — из необработанных глыб.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

9 марта 1954-го года собрались представители египетской и иностранной печати, включая корреспондентов и фотографов с Ближнего Востока, Европы, Америки, Бразилии и Аргентины, представителей американских и европейских радио-компаний. В присутствии министра образования, генерального директора Департамента древностей и других официальных лиц египтологи вскрыли пирамиду. Министр сам сделал первый пролом в стене, закрывающей вход, и после того как рабочие расширили отверстие и обрушили вниз правый верхний угол кладки, археологи оказались в коридоре пирамиды, который уходил в темноту. Когда исследования продолжились на расстоянии тридцати одного метра от входа в подземелье, археологи наткнулись на вертикальную шахту, где в последствии, после длительных работ по расчистке в каменной трухе и обломках были найдены кости и рога животных, несколько деревянных фигурок и амулетов из обожженной глины, десятки демотических папирусов, которые относятся к Саисской эпохе. Возможно, подобная шахта служила для вентиляции во время подземных работ в пирамиде, а позже за сотни лет стала пристанищем для разных погребений и пожертвований. В противном случае, если это был грабительский лаз, пирамида могла быть осквернена еще в древности. Во время расчистки шахты произошел обвал, падающие обломки увлекли в недра пирамиды трех человек. Пока завал пытались расчистить, чтобы спасти пострадавших, слухи о катастрофе уже облетели селения, и вскоре у раскопок плакали и вопили женщины; собралась толпа зевак, некоторые говорили уже о десятках погибших. Пошел слух, что египтологи разгневали фараона, построившего гробницу, что в пирамиде сидит злой дух, который погубит и поглотит всех. Вскоре, рабочие были извлечены из-под обвала. Двое отделались легкими повреждениями, но третий, к несчастью, погиб от удушья.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Когда пространство у шахты была расчищено, в западной стене главной галереи, на высоте одного метра от ее пола, был обнаружен проход шириной почти полтора метра. За ним шел низкий боковой коридор длиной более пяти метров, где были найдены несколько каменных и глиняных сосудов. Коридор вел к U-образной галерее, в которой было более сотни помещений. Это подземное хранилище напоминает многочисленные подземные камеры, которые окружали погребения царей первых двух династий в Абидосе и Саккаре, и галереи под пирамидой Хаба, который правил позднее Сехемхета. Продвигаясь все ниже и ниже рабочие расчищали галерею, на что уходили недели. Большая часть скального массива была в очень скверном состоянии. Галерея изрезана продольными трещинами, в которых гнездятся кристаллики гипса, поблескивающие при свете ламп. Что-то подобное я видел в складских помещениях пирамиды Усеркафа. Здесь под пирамидой стояла удушливая жара. Работать приходилось в трудных условиях. Пол галереи был устлан обломками камней, которые падали с потолка и отрывались от стен. Когда-то это была грубо вырубленная прямоугольная в сечении галерея с наклонным полом и сводчатым потолком. Но с тех пор пролетело много столетий, после стабильного и медленного разрушения галерея сейчас больше походит на естественный ход в какой-нибудь пещере.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Галерея уходила все ниже и ниже и ней были сделаны потрясающие находки: двадцать один золотой браслет, наручные обручи и серпообразный золотой жезл, деревянная сердцевина которого совершенно истлела, пара иголок и щипчики-пинцеты из электрума, а также большое количество сердоликовых и глиняных бусин, кусочки золота и прямоугольные золотые пластинки. Жемчужиной этой коллекции была маленькая коробочка для притираний из чеканного золота, которая имеет форму двустворчатой раковины (на фото). Многие вещи очевидно, лежали в деревянном ларце, от которого осталось лишь несколько кусков золотой обшивки. А неподалеку от этого клада лежал большой диоритовый сосуд с ручками. Все эти предметы, вероятно, никто не тревожил с момента их захоронения. Найденные золотые украшения – единственные известные образцы ювелирного искусства времен Третьей династии. Вообще от всего Древнего Царства осталось так мало золотых ювелирных изделий, что эту коллекцию можно по праву считать уникальной. Кроме всего прочего, были найдены несколько печатей с оттисками от цилиндрической печатки. На всех стояло имя доселе не известного фараона. Иероглифы давали значение «Могучий Телом» – Сехемхет, и в дальнейшем Гонейм доказал, что обнаруженное в пирамиде имя, принадлежит неизвестному до тех пор наследнику Джосера.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

В 72 метрах от входа в галерею, по сути почти в центре пирамиды перед археологами возникла непреодолимая, как им казалась тогда, преграда: кусок скалы в окружении массивных камней. Гонейм с грустью подумал, что древние строители бросили работу по вырубке помещения. Когда глыба спустя недели была, наконец, убрана, за ней показались очертания высеченного в каменной толще дверного входа, а затем массивная стена сухой кладки, наглухо закрывавшая дальнейший путь. В верхней части стены, было проделано отверстие и толщина преграды оказалось три метра! Каменные блоки вскоре частично разобрали, чтобы можно было пролезть, и первым полез Гонейм, сжимая в руке электрический фонарь. Проделанный в стене лаз выходил почти под самый обрез обширного сводчатого потолка. Закария Гонейм нырнул в черную пустоту и скатился на пол подземного покоя...

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Итак, перед археологами предстало великолепное зрелище: в середине грубо вырубленного помещения сиял бледно-золотистый полупрозрачный алебастровый саркофаг. Вход в него находился не сверху, а с торца, обращенного к северу, ко входу в усыпальницу и был закрыт опущенной сверху алебастровой панелью. Верхняя часть саркофага была покрыта темным слоем пыли и мелких камешков, свалившихся с потолка. Ближе к северному концу лежали истлевшие и обуглившиеся остатки каких-то трав или веток кустарника, уложенные приблизительно в форме латинской буквы V. Они походили на остатки погребального венка. Наверное, его возложил более четырех тысяч лет назад тот, кто поставил здесь саркофаг. Кругом валялись гораздо более крупные камни; каждый из них мог бы при падении разбить или сильно повредить последнее пристанище царя, однако каким-то чудом саркофаг остался невредим. Он был высечен из одной алебастровой глыбы; на панели сохранились косые следы пиления. Мастера отшлифовали все остальные стороны, но эти следы убрать им не удалось. Алебастр добывался во многих районах Египта. Самые известные каменоломни расположены в Хатнубе, в восточной пустыне Среднего Египта. Поскольку алебастр мягок, его было сравнительно нетрудно добывать. Однако выбор лучших кусков камня, его обработка и полировка наверняка требовали высокого технического мастерства и настоящего таланта. Сравнив его саркофаг с другими, которые нашли ранее в пирамиде Джосера, Гонейм обнаружил ряд сходных черт; основное различие заключалось только в том, что на тех саркофагах были крышки, а здесь поднимающаяся панель. Как выяснилось позже, ее вес был более 200 килограмм.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Усыпальница грубо вырублена в толще материковой скалы, имеет приблизительно прямоугольную форму, со сторонами девять на пять метров и высотой около пяти метров. Пол покрыт толстым слоем рыхлой глины, которая, вероятно, изначально была тем раствором, при помощи которого египтяне спускали по наклонному коридору саркофаг. В восточной и западной стенах грубо высечены ниши, одна напротив другой от пола до потолка глубиной около двух метров. Вероятно, предназначались для даров, статуй или личных вещей умершего. В том, что усыпальница осталась недостроенной, не было никаких сомнений. Стены не отделаны, хотя кое-где были подштукатурены, чтобы скрыть выбоины.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

На некоторых участках видны следы кайла каменотесов. Очевидно, строители намеревались сгладить стены, а затем облицевать их глазурованной плиткой, как это сделано галереях пирамиды Джосера. Усыпальницу окружает ансамбль недостроенных коридоров, напоминающих в плане трезубец. Пол в этих коридорах засыпан мелкими осколками известняка. Рабочие потратили немало дней на исследование этих темных проходов, но, несмотря на самые тщательные поиски, им не удалось отыскать даже намека на лаз, который мог быть прорыт грабителями. Единственным путем внутрь пирамиды оставалась входная галерея, замурованная в трех местах. Исследователи дали волю своим чувствам, понимая, что они сделали невероятное открытие. Они обнаружили неосквернённую грабителями пирамиду преемника Джосера.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

С того момента, как команда Гонейма проникла в подземелье, были приняты особые меры предосторожности против хищений. Раскопки охраняли надежные и неподкупные суданцы из египетских пограничных войск, а вход в пирамиду запирался прочной железной решеткой. И все кто работал, в конце смены подвергались обыску, и даже сам Закария настоял на том, чтобы его тоже обыскивали. Прежде чем открыть саркофаг, нужно было провести дополнительную крепежную работу, без которой обеспечить доступ в пирамиду посетителям и представителям прессы было бы просто опасно. Кроме того, необходимо было сфотографировать и замерить помещения, задокументировать находки и провести ряд анализов.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Эти четыре долгие недели сопровождались громкой шумихой в печати. Полчища репортеров и журналистов пытались заполучить для своих читателей самые свежие новости из уст Гонейма; неотступно ходили по его пятам. Несмотря на то что Это мешало работе, и ложилось буквально непосильным бременем на археологов, как это было с открытием гробницы Тутанхамона, все же Закария считал, что подобную заинтересованность надо приветствовать и поощрять. Газеты пестрили заголовками вроде «Сияние Золота из Гробницы Фараона» или «Золотые Россыпи Недостроенной Пирамиды». А некоторые издательства жертвовали немалые суммы на раскопки.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

За несколько дней до открытия саркофага в пирамиду впервые были допущены представители печати. Вокруг глубокого прямоугольного колодца, от которого начиналась входная галерея, собралось более сотни человек. В пирамиду допускали ненадолго и небольшими группами. И вот 26 июня в погребальных покоях собрались Гонейм со своими рабочими и важные чиновники из Департамента древностей. Все было готово к открытию саркофага: помосты, веревки, крюки, освещение и необходимые для сохранения содержимого саркофага химические препараты. По сигналу Гонейма двое рабочих начали тянуть веревку, а четверо других поддевали панель ломами, стараясь просунуть их в щель между нижней частью панели и саркофагом. Но задвижка намертво засела в пазах: она довольно тяжелая и была крепко зацементирована смесью гипсового раствора. Лишь спустя несколько попыток, когда она приподнялась на сантиметр, тотчас были вставлены рычаги. Понадобилось почти два часа, прежде чем ее полностью подняли наверх... Гонейм встал на колени и заглянул внутрь саркофага. К его удивлению он был пуст...

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Гонейм не верил своим глазам и продолжал светить внутрь яркой лампой. Саркофаг был пуст и чист – ни обломка, ни пятнышка. Изнутри он не был отполирован, как снаружи: здесь сохранились даже следы цилиндрических сверл, при помощи которых его изготовляли. Если бы в нем когда-либо хранился гроб, наверняка остались бы хоть какие-то следы. О том, что саркофаг оказался пуст и что никаких сокровищ не обнаружено, разумеется, сообщили премьер-министру Египта, Гамаль Абдель Насеру. Поддержка Насера смягчила горечь пережитого разочарования и придала всем новые силы для продолжения работы. Вскоре кричащие заголовки газет типа «Фиаско фараона» или «Они копали Три Года и не нашли Ничего», разнесли грустную новость по всему миру. Когда выяснилось, что никаких «золотых сокровищ фараона» в саркофаге нет, пресса утратила к пирамиде всякий интерес. Что касается Гонейма, то для него было тяжелым ударом.


Но я вижу такую картину, почему саркофаг Сехемхета оказался пустым, строительство остановлено, а пирамида запечатана. Как мы знаем, цари не сидели на одном месте, тем более, сложа руки. Они любили охоту, отправлялись в экспедиции и военные походы. Будь например царь убит в бою, скорее всего, его тело доставили в столицу и похоронили бы с почестями. Но с Сехемхетом случилось, вероятно, что-то иное. Может быть, его задрал лев во время охоты или крокодил утащил на дно реки. Узнав о такой трагедии, жрецы остановили строительство комплекса и позднее устроили похороны без тела погибшего. Народ оплакивал ушедшего в Дуат правителя, но только приближенные знали, что саркофаг пуст. Жрецы, а среди них мог быть и сам Имхотеп, утаили от общественности подробности смерти владыки. Поэтому в пустом запечатанном саркофаге нет ничего сверхъестественного.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Через некоторое время Закария Гонейм вернулся исследовать пирамиду. Был более детально изучен нижний подземный тупиковый проход: вероятно, это была попытка древних зодчих вырубить в скальном массиве погребальную камеру. В ходе расчистки и реставрации комплекса было найдено еще много разных артефактов. Проходы пирамиды усеивали сотни ваз, кувшинов, блюд, сосудов, подносов и чаш, выполненных из меди, алебастра, диорита, порфира и сланцевых пород. Одни были разбиты на куски, другие – совершенно целые. В этих сосудах не было никакого содержимого.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Большинство из них явно относилось к чисто погребальной утвари. Среди них были кувшины с глиняными печатями, на которых стояло имя Сехемхета, на других сохранились надписи краской. Гонейм разобрал имя некоего чиновника, который служил еще при фараоне Джосере и имя которого упоминается в связи с «Празднеством Сед». Были найдены маленькие золотые бусины и соединявшие их трубочки от широкого браслета, а так же необычайно красивая пластина из слоновой кости с перечнем кусков льняной ткани. Была обнаружена целая коллекция медных инструментов – ножей, долот, шил и мотыг, а так же большой кремневый нож. На одном из бастионов Белой Стены археологи нашли начертанное красными чернилами имя Имхотепа, который вероятно являлся архитектором пирамиды Сехемхета.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

К великой печали, спустя несколько лет после открытия, Закария Гонейм был безосновательно обвинён в нелегальной контрабанде древностей. Египтолог, внесший ценный вклад в изучение Древней цивилизации, не смог этого пережить и бросился в Нил, Нил, благодаря которому возникла такая могущественная и загадочная империя, стал последним пристанищем для ученого. Его мраморный бюст выставлен в мемориале великих египтологов мира в саду Египетского музея в Каире.

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост

Пруфы (к более подробному фильму):

История погребённой пирамиды Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Пирамида, Видео, Длиннопост
Показать полностью 21
4180

Александрийский саркофаг

Летом 2018 года в Александрии был обнаружен крупный саркофаг из чёрного камня  и эта находка привлекла внимание всего мира. Он был обнаружен в ходе строительных работ на одной из улиц города в районе Сиди-Габер, когда рабочие наткнулись на небольшую узкую гробницу.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Саркофаг на первый взгляд достаточно типовой и по своей форме относится к 26-30 династиям.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Подобные мы можем наблюдать в музеях и даже нечто похожее находится в Серапеуме.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Тем не менее, он сразу привлек к себе внимание журналистов и средств массовой информации. С одной стороны, это и неплохо, ведь от этого зависит финансирование исследований. Новостные ленты запестрели сообщениями, что это самый большой саркофаг, обнаруженный в Александрии. Его длина 270 сантиметров, а высота 180. Стали высказываться предположения, что захоронение могло принадлежать Александру Македонскому, ведь его гробница до сих пор не найдена. Другие стали связывать находку с проклятием фараонов и даже хотели запретить археологам открывать саркофаг. Насколько мы помним, нет никакого проклятия фараонов

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Решение открыть массивный саркофаг и посмотреть что в нем находится было принято прямо на месте обнаружения. Находка довольно тяжелая, вес оценивается в 30 тонн, а стены гробницы хрупкие, к тому же всё это находится среди городских зданий. Наличие слоя раствора между крышкой и саркофагом указывает на то, что он не был осквернен грабителями, и это только подогревало интерес. Крышку подняли на несколько сантиметров, но работы тут же на время остановили из-за ядовитых газов. Конспирологи тут же стали потирать руки: все-таки проклятие фараонов! Но давайте посмотрим где нашли саркофаг.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Часть древней Александрии скрыта под водами Средиземного моря, другая часть, поверх которой стоит современный город, раньше была некрополем. Поэтому не редко в ходе строительных или ремонтных работ, или в результате проседания почвы, когда проваливаются улицы и рушатся современные дома, взору египтян открываются древние гробницы или артефакты. Уровень грунтовых вод в Александрии высокий, почва илистая, поэтому из-за высокой сырости процесс гниения органики достаточно высок, так же как и уровень эрозии камня. Поэтому шансы найти памятники в хорошем состоянии очень невелики.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост
Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Теперь посмотрим на саркофаг. Его, вероятно, готовили для знатного лица, учитывая подобные саркофаги времен 25-30 династии. Но по какой-то причине надписи не нанесли.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

На подобном саркофаге некоего Урешнефера мы видим рисунки и надписи, как и на ряде других типовых пожирателей тел.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Позже данный саркофаг могли использовать для погребения более скромного лица. А спустя века еще и для коллективного захоронения нескольких человек, возможно, воинов. В найденном погребении не было найдено ни амулета, ни иного артефакта, что позволило бы хоть как-то идентифицировать имена или социальный статус, но кое-какие находки все же были обнаружены. Алебастровая голова статуи, по всей вероятности принадлежащая владельцу гробницы.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Среди костей скелетов были обнаружены четыре предмета из золота, среди которых - три пластины с рисунками, выполненными в технике низкого рельефа и предмет неопределенного типа. Как предполагают египтологи, на одной пластине изображен стручок мака, на второй - пальмовая ветка или колос пшеницы, а на третьей — извивающаяся змея.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Найденные скелеты передали в Национальный Музей Александрии для дальнейшего их изучения, с целью узнать больше о причинах смерти этих людей и об исторической эпохе, к которой они принадлежат. И спустя некоторое время группа ученых из Министерства Древностей, которая их изучала, установила пол и возраст. Один скелет принадлежал женщине в возрасте до 25 лет, ростом около 160 см. Второй - мужчине возрастом около 35 лет такого же роста как и женщина, а третий - мужчине за 40 и ростом почти 180 см.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Так же было установлено, что с округлой полостью на задней части черепа, его хозяин провел длительный период своей жизни. Это означает, что отверстие , вероятно, является результатом трепанации.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Подобные находки в Египте были зарегистрированы. Будут проводиться дополнительные исследования, а также тесты ДНК и компьютерная томография костей скелетов для выявления их возможного родства. Будет изучена и красная жидкость. Красный цвет она приобрела, скорее всего, в результате взаимодействия с грунтовыми водами, которые просочились сквозь щели за сотни лет.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост

Саркофаг и крышку под наблюдением Вооруженных Сил Египта доставили в хранилище древностей в Александрии для тщательного изучения, и может быть, он будет в скором времени  выставлен в экспозиции Большого каирского музея.

Александрийский саркофаг Египет, Древний Египет, Археология, История, Египтология, Видео, Длиннопост
Показать полностью 14 1

Черный саркофаг из Александрии

Летом 2018 года в Александрии был обнаружен крупный саркофаг из чёрного камня, и эта находка привлекла внимание всего мира. Он был обнаружен в ходе строительных работ на одной из улиц города в районе Сиди-Габер, когда рабочие наткнулись на небольшую узкую гробницу. Саркофаг на первый взгляд достаточно типовой и по своей форме относится к 26-30 династиям. Похожие мы можем наблюдать в музеях, и даже нечто похожее находится в Серапеуме. Тем не менее, он сразу привлек к себе внимание журналистов и средств массовой информации. С одной стороны, это и неплохо, ведь от этого зависит финансирование исследований. Новостные ленты запестрили сообщениями, что это самый большой саркофаг, обнаруженный в Александрии. Его длина 270 сантиметров, а высота 180. Стали высказываться предположения, что захоронение могло принадлежать Александру Македонскому, ведь его гробница до сих пор не найдена. Другие стали связывать находку с проклятием фараонов и даже хотели запретить археологам открывать саркофаг. Насколько мы помним, нет никакого проклятия фараонов. Более подробно — в видео.

Черный саркофаг из Александрии Египет, Древний Египет, Археология, Египтология, История, Раскопки, Видео
26

Великий Сфинкс, часть вторая

Великий Сфинкс в Гизе – символ страны фараонов, олицетворение мощи египетских царей, воплощение тайн древности, одна из самых загадочных статуй в мире, а также визитная карточка современного туристического Египта. Всегда хочется узнать о нем немного больше. И может показаться, что мы знаем о Сфинксе очень мало. Но так ли это? В первой части фильма о Сфинксе вы узнали немного об истории памятника, кто его реставрировал в древности и в наши дни; кто из фараонов сооружал рядом с ним святилища, что такое «Стела Сна» и что такое «Инвентарная Стела». Узнали о рядом стоящих храмах; чье лицо было увековечено в монументе, немного о геологии плато Гиза, о современной бороде статуи; какие проходы есть под Сфинксом и на его спине и для чего каменные коробки. Во второй части развеем некоторые мифы и посмотрим на наследие, которое оставил Сфинкс.

39

Сфинкс царя Древнего царства

Мумия правителя из VI династии Меренра была найдена в своей пирамиде, а сейчас выставлена в музее Имхотепа. Она - древнейшая из обнаруженных практически целой царских мумий. Её поврежденное лицо прикрыто пеленами. Меренра правил спустя почти 3 века после сооружения Сфинкса в Гизе. Кстати, это единственная царская мумия, найденная в своей пирамиде. А вот так  выглядит правитель в образе сфинкса. Национальный музей Шотландии.

Сфинкс царя Древнего царства Египет, Древний Египет, Египтология, Музей, История, Археология
45

Великий Сфинкс, часть первая

Великий Сфинкс в Гизе – символ страны фараонов, олицетворение мощи египетских царей, воплощение тайн древности, одна из самых загадочных статуй в мире, а также визитная карточка современного туристического Египта. Всегда хочется узнать о нем немного больше. И может показаться, что мы знаем о Сфинксе очень мало. Но так ли это? В первой части фильма о Сфинксе вы узнаете немного об истории памятника, кто его реставрировал в древности и в наши дни; кто из фараонов сооружал рядом с ним святилища, что такое «Стела Сна» и что такое «Инвентарная Стела». Узнаете о рядом стоящих храмах; чье лицо увековечено в монументе, немного о геологии плато Гиза, о современной бороде статуи; какие проходы есть под Сфинксом и на его спине, для чего каменные коробки. Много авторского материала, архивных и редких фотографий, а так же — авторская музыка.

Великий Сфинкс, часть первая Египет, История, Древний Египет, Сфинкс, Пирамида, Гиза, Египтология, Видео
29

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III)

Первая часть

Вторая часть

Ранее мы рассказали о том, кем была царица Нефертари, и о символизме её дома вечности. Как мы уже говорили, гробница была построена по плану, типичному для Девятнадцатой Династии, схожему с планами гробниц Восемнадцатой Династии. По тому же плану были построены так же гробницы Сети Первого, Рамсеса Второго и Мернептаха.

Процесс создания гробниц был долгим и кропотливым. Сначала, согласно архитектурному плану, вырубались коридоры и залы. Команда мастеров работала при свете особых, не коптящих масляных ламп. Инструменты были довольно простыми – деревянные молотки, металлические резцы. Образцы таких инструментов были найдены археологами, а также сохранились изображения самого процесса работ – как например на остраконе, найденном в гробнице неизвестной царицы 19-й династии.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Далее на грубо обработанные стены и потолок наносился слой штукатурки, делавший поверхность гладкой. Это было особенно важно в Долине Цариц, где известняк был довольно плохого качества, и слой штукатурки нужно было нанести ещё более плотно. Далее, на штукатурке художники под руководством жрецов, разбиравшихся в символизме погребальных текстов и изображений, делали предварительные эскизы. После проверки набросков изображениям уже придавали рельефность, живость и яркость.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Многие обыватели представляют себе архитектуру Древнего Египта почти бесцветной, поскольку краски не сохранились на рельефах большинства храмов. За исключением редких примеров как храмы Рамсеса Третьего в Мединет-Абу, храм Хатхор в Дендере, Храм Сети Первого в Абидосе и несколько других. Но более полное представление о том, как изначально выглядели творения египетских мастеров, можно составить как раз посетив гробницы, особенно – гробницы эпохи Нового Царства. Яркость красок, сохранившаяся сквозь века, действительно покоряет воображение, переворачивая представление о древнеегипетском искусстве.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Гробница Нефертари является одной из самых красивых и наиболее сохранившихся гробниц фиванского некрополя. К сожалению, с течением времени, редкими проливными дождями, изначально плохого качества породы и фактуры камня, а также землетрясений, большинство гробниц Долины Цариц находятся в довольно плачевном состоянии. И разумеется, все они были разграблены ещё в древности.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Гробница Нефертари была известна уже путешественникам девятнадцатого века – сохранились записки с упоминаниями о ней. Но само открытие было совершено Итальянской археологической миссией под руководством Эрнесто Скиапарелли, который и провёл первое научное исследование гробницы. В 1904 году рабочие наткнулись на небольшие разрушенные сооружения и обнаружили первые ступени лестницы, высеченной в скале – характерный элемент для гробниц, предшествующих Двадцатой династии.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Предметы, найденные Скиапарелли, были скудны, но всё же указывали на то, что гробница была царской. Погребение, разграбленное в древности, по всей видимости, повторно использовалось позднее. Саркофаг царицы был разрушен – сохранились только отдельные фрагменты крышки из розового гранита. Из погребального инвентаря Нефертари уцелели тридцать четыре ушебти с её именем, расписанных чёрной краской. Кроме того, были найдены фрагменты мебели: крышки от двух ларцов и круглая ручка с именем царя Эйе – о ней мы рассказывали в первой серии. Наиболее впечатляющая находка – амулет из золота и голубого египетского фаянса в форме столпа Джед, символа Осириса, знака стабильности и вечной жизни. Имя Нефертари нанесено на оборотной стороне амулета.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Он мог быть одним из оберегов, связанных с так называемыми «магическими кирпичами» — отрывками заклинаний и амулетов, размещённых в углублениях в каждой из четырёх стен погребальной камеры, чтобы отразить опасную силу, приближавшуюся с главных направлений: Севера, Юга, Запада и Востока. Каждому «кирпичу» с амулетом была отведена своя сторона света. Джед соответствовал Западу.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Так же были найдены сосуды, верёвки, статуя ибиса и другие не слишком примечательные вещи. Что касается самой мумии царицы – от неё сохранились только фрагменты, ноги ниже колена, без ступней. К сожалению, частой практикой среди грабителей было растерзывать тела умерших, чтобы снять драгоценные амулеты, спрятанные между погребальными пеленами. Все предметы, найденные в гробнице Нефертари, хранится в Египетском Музее в Турине.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

К сожалению, открытие гробницы и посещение её множеством туристов внесло свою лепту в разрушение великолепного памятника. Одна из причин заключается в том, что соляные кристаллы, формирующиеся на камне под слоем штукатурки, растут интенсивнее из-за скапливающегося конденсата. Это, в свою очередь, приводит к осыпанию расписанных стен. В 50-х годах гробница Нефертари была закрыта для общественности. В 1975-м году французская компания KODAK Pathe провела полную фотофиксацию гробницы. Эти фотографии были использованы, в частности, для воссоздания макета гробницы Нефертари в натуральную величину в Париже, в 1976 году – для большой выставки, посвящённой эпохе Рамсеса Великого.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

В сентябре 1985-го года Министерство по делам древностей и Институт Консервации Гетти, подписали соглашение о проведении совместного проекта по сохранению росписей гробницы Нефертари. Спустя семь лет ущерб, нанесённый беспощадным временем, природой и человеком, был приостановлен, а уцелевшие изображения вернули свою красоту и изящество. Самое главное, в ходе реставрационных работ специалисты Гетти не реконструировали, а только сохраняли и стабилизировали. В частности, в случае с гробницей Нефертари, зазоры и участки, которые потеряли краску, были покрыты грязевой штукатуркой, специально подготовленной из местных материалов текстурированным способом, совместимым с окружающей средой гробницы.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Основной философией Института Консервации Гетти является следующее: «Культурные ценности требуют сохранения не только из-за их внутренней ценности как искусства – источника эстетического выражения и опыта – но также из-за их внешних ценностей как документа, кодирующего данные об истории человечества и цивилизации. Культурное наследие – это записи нашего человеческого состояния как на духовном, так и на материальном уровне. Расшифровать это значит знать наше прошлое. Сохранить –значит передать эти знания будущим поколениям…» Мигель Анхель Корсо

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

К сожалению, несмотря на всю кропотливую работу реставраторов, росписи остаются уязвимыми. Их сохранность во многом будет зависеть от защиты, которую они получат в будущем. Летом 2017го года гробница снова была открыта для туристов по отдельному дорогостоящему билету, с ограничением посещения в малых группах до 10 человек и ограничением по времени до 15 минут. Пока Дом Вечности Нефертари всё ещё можно увидеть воочию, но надолго ли?

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Как же мы можем сохранить для будущих поколений красоту древних памятников, которая продолжает разрушаться? И здесь нам на помощь приходят современные технологии – уникальные проекты, требующие работы в чём-то не менее долгой и кропотливой, чем реставрация. Уже существует 3D модель высокого качества, созданная технологиями фотограмметрии, которая позволяет совершить виртуальный туры, не выходя из дома увидеть гробницу Нефертари в её нынешнем состоянии.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Одним из необычных проектов является 3D-реконструкция гробницы Андрея Плаксина. В 2015-м году на лекции «Долина Цариц» Андрей, специалист по 3D моделированию, был так восхищён гробницей Нефертари, что уже тогда задумался создать простую цифровую модель. В то время он ещё не думал о реконструкции, но хотел сделать цифровую копию гробницы. Тогда же он начал поиски информации о гробнице, и главное – её фотографий.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Первая версия модели была основана на информации из Интернета. Это была примитивная 3D модель, с низким качеством текстур, но она передавала понимание, как были расположены настенные росписи в реальной гробнице. Это был своего рода набросок для будущей полноценной реконструкции.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Дальше начался кропотливый сбор книг о гробнице и главное – фотографий. На февраль 2020-го года архив Андрея насчитывает более 4500 фото, включая снимки с раскопок Скиапарелли. За них отдельная благодарность Архиву Египетского Музея в Турине. Для реконструкции изображений и иероглифических текстов в основном применялись фотографии из открытых источников. Особая благодарность за предоставление редких снимков Ники Ван-де-Бик и Дамиано Луци, брату одного из членов команды консервации института Гетти, ныне покойному Адриано Луци. Их архивы внесли колоссальный вклад в развитие проекта, особенно на начальных этапах. Что касается печатных изданий – личная библиотека Андрея, посвящённая Нефертари, насчитывает 19 печатных изданий и более 30 статей и журналов в электронном виде. Все они, так или иначе, использовались в проекте.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Хотелось бы сказать несколько слов о самом процессе создания 3D модели гробницы Нефертари. На первом этапе необходимо было сделать модель гробницы в программном продукте Autodesk3dsMax и нанести на неё «черновые» изображения, сделать шаблон, на основании которого можно было бы начинать основную работу. Процесс в чём-то близок к тому, как древнеегипетские художники работали со своими первыми эскизами. В качестве черновой разметки были использованы изображения, так называемые текстурные карты, с веб-ресурса osirisnet.net.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Второй и главный этап – наиболее ресурсоемкий – это работа над текстурными картами, которая была проделана в Adobe Photoshop стандартными инструментами программы. По черновой разметке собирались цельные изображения стен по фотографиям их отдельных элементов. Росписи и изображения на утраченных участках восстанавливались методом ретуши близлежащих недостающих фрагментов, а полностью утраченные тексты реконструировались путём копирования сохранившихся отдельных иероглифических знаков с соседних столбцов и строк стен гробницы Нефертари.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Содержание и смысл текстов, а также утраченные фрагменты изображений, были восстановлены по схожим каноническим текстам Книги Мёртвых и гробниц Восемнадцатой и Девятнадцатой династий. В частности, в качестве образца была использована гробница художника Сенеджема (TT1, Девятнадцатая династия), на которой изображены те же смыслы и даже стилистика изображений, что и в гробнице Нефертари.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Основная работа по восстановлению смысла текстов была проделана Ольгой Ермаковой и Андреем Плаксиным, с привлечением для консультаций профессионального египтолога-лингвиста Максима Панова. Восстановленные тексты и изображения имеют научно обоснованную базу. Благодаря этой работе были реконструированы и воссозданы текстурные карты для 3д-модели – как художественно, так и лингвистически.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Для итогового процесса визуализации была использована программа Corona Renderer позволяющая технологически легко привнести визуальный эффект рельефа настенных росписей. Для освещения виртуальной гробницы применялись две схемы освещения: имитация современных ламп белого света – для передачи света и истинных цветов рельефов гробницы в её современном состоянии, и лампады – для имитации аутентичного художественного освещения, что создаёт эффект погружения зрителя в атмосферу гробницы на момент её сооружения.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Сама 3D модель гробницы изменялась трижды, по мере поступления более детальных и проработанных планов. Сейчас высокоточная трёхмерная модель находится в открытом доступе в интернете. Этот уникальный проект был продемонстрирован в Вашингтоне, в Музее Nationa lGeographic в рамках выставки Queens of Egypt, а также в музее Нельсона Аткинса в Канзас-Сити. Был проведён ряд лекций на различных площадках – на Тверской 15 и в Библиотеке им. Ахматовой в Москве, в Планетарии номер 1 в Санкт-Петербурге, и на крупнейшем мероприятии современных технологий проектирования Autodesk University в Лас-Вегасе. Проект был представлен в различных СМИ, включая радиостанцию Маяк и египетское периодическое печатное издание youm7.com, а так же в других изданиях.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Мы много говорили о том, как древние египтяне хотели сохранить память о себе в вечности и бесконечности, чтобы будущие поколения помнили величие их деяний и красоту их творений. Уникальный проект Андрея Плаксина служит именно этой цели. Он позволяет нам оказаться в пространстве древней гробницы и прочитать погребальные тексты, увековечивающие одну из самых знаменитых египетских цариц, окунуться в эпоху Нефертари и её современников.


Во многом за подобными проектами стоит будущее сохранности исторических памятников – то самое сохранение их «в вечности и бесконечности», о котором мечтали древние египтяне.

Гробница Нефертари. Культурное наследие мирового значения (часть III) Древний Египет, История, Археология, Египтология, Рамзес, Видео, Длиннопост

Сайт проекта

Показать полностью 22
35

Возрождение Нефертари (часть II)

Нефертари – Дом вечности


Раннее мы узнали, кем была Нефертари Мерет-эн-Мут. Она была одной из величайших цариц Древнего Египта. Ценнейшим источником сведений о ней является её гробница, сохранившаяся до наших дней несмотря на разграбления и неизбежные разрушения. Гробница была открыта в 1904 году итальянской археологической миссией под руководством Эрнесто Скиапарелли. Она расположена в Долине Цариц – небольшом открытом вади в южной части западного берега Фив. Именно после Нефертари и, возможно, царицы Туйи – супруги Сети Первого, матери Рамсеса Второго – Долина Цариц стала использоваться как супругами фараонов, так и верховными жрицами Амона, носившими титул «Супруга Бога».

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

Выбор места необычен – в отличие от Долины Царей, в этой части фиванского некрополя известняк довольно плохого качества. Он не подходит для изящных рельефов, которыми украшались гробницы, и мастерам приходилось прибегать к другим техникам. Древние египтяне были исключительно практичны и не выбрали бы неподходящее место для создания памятника, игравшего важнейшую роль для перерождения души царицы.Решающую роль выбора места сыграла ритуальная и сакральная значимость этого места.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

Мы упоминали Яхмес-Нефертари, одну из наиболее влиятельных цариц-основательниц Восемнадцатой Династии. На протяжении своей жизни НефертариМерет-эн-Мутобращалась к славе могущественных предшественниц и подчёркивала свою связь с Владычицами предыдущей династии. Яхмес-Нефертари была обожествлена ичествовалась в Дейр-эль-Медине, находящейся неподалёку от Долины Цариц. Хотя доказательств не хватает, значимая роль, которую Яхмес-Нефертари играла в этой местности, позволяет предполагать, что её гробница тоже находилась неподалёку. Это бы объяснило, в том числе, и почему сама Нефертари выбрала это место для своего «Дома Вечности» – чтобы ещё больше связать себя со своей древней тёзкой. Такая практика в Египте была нередкой – опора на значимость предков усиливала легитимность текущей власти. Выбор Нефертари, в свой черёд, уже заложил последующую традицию погребения в этой долине членов царской семьи, близких к царице.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

Гробница Нефертари построена по плану, типичному для Девятнадцатой Династии, схожему с планами гробниц Восемнадцатой Династии. По тому же плану были построены так же гробницы Сети Первого, Рамсеса Второго и Мернептаха. Сама архитектурная структура гробницы и программа росписей полна символизма, передающего древнеегипетскую космогонию, концепцию перерождения души и связи между миром земным и потусторонним. Основное назначение этого сакрального сооружения – помочь умершей царице войти в Мир Потустороннего и вдохнуть в неё новую энергию, чтобы она могла переродиться в ином качестве и возвращаться в мир живых, подобно Богу Солнца.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

Условно гробницу можно разделить на две составляющих. Первая – верхний уровень, связанный с концепцией горизонта, Ахет – порогом, который пересекал и умерший, и солнечное божество, чтобы покинуть земной мир и вернуться.Вторая – нижний уровень погребальной камеры – космографически это Дуат, Мир Потустороннего, царство Осириса. Погребальная камера и углубление в полу для саркофага в окружении колонн с изображениями столпа Джед, символически представляет собой место погребения и перерождения Осириса. Нисходящий коридор, соединяющий обе части гробницы, представляет собой связующее звено между мирами.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

Стены гробницы украшены различными сценами, связанными с её новым существованием, встречами с Богами, помогающими ей пройти трансформацию. В программе росписей использованы несколько глав из Книги Мёртвых, хоть и в сокращённом виде. Наиболее интересным в символизме гробницы является то, как здесь передана древнеегипетская концепция перехода в вечность. Погребальное искусство и литература египтян обозначают два принципа перерождения, две соперничающие и взаимодополняющие парадигмы – солярный и Осирический принципы перерождения. У двух этих принципов было два временных аспекта, соответствующих понятиям «нехех» - цикличная, повторяющаяся вечность, и «джет» – линейная, статичная вечность. Первая была связана Солнечным Божеством, возрождающимся циклично, вторая – с Осирисом, богом Дуат, неизменно возрождающимся в вечности. Подобно солнечному божеству, умерший воскресал и возрождался, в каждом новом цикле. Но также умерший ассоциировался и с Осирисом. Как описывал процесс Джеймс Аллен: «от Осириса солнце получало силу новой жизни, а благодаря солнцу Осирис получал возможность жить снова». Погребальные тексты эпохи Нового Царства уходят корнями к древнейшим Текстам Пирамид. Описанный в этих источниках синкретизм умершего с двумя Божествами, отождествление души с Осирисом и Солнечным Богом – ключевой аспект перерождения души.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

Изначально, в эпоху Древнего Царства, такой роли удостаивались только фараоны и их супруги, но в скором времени парадигма посмертного существования была перенесена и на других умерших. Стоит отметить сложность концепции – умерший любого пола отождествлялся с Осирисом. При этом, Солнечному Богу для перерождения требовалась женская составляющая – Богиня, оплодотворённая им и порождающая его каждый день. Роль богини для умерших мужчин играли их жёны, сёстры или дочери. Большинство учёных сходятся на том, что женщины в своём погребении исполняли двойную роль, становясь и богом, и богиней в процессе трансформации своей души.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

Интересен тот факт, что как в гробнице Нефертари, так и в гробницах других цариц Девятнадцатой Династии Владычицы изображаются без своих супругов. Учитывая особые партнёрские отношения, связывавшие Нефертари и Рамсеса при жизни, неужели им не хотелось остаться запечатлёнными рядом не только в храмах, но и в последнем месте упокоения? Получить ответ на этот вопрос позволяет более глубокое исследование символизма погребальных изображений, проведённое, в частности,Хэзер Ли Маккарти.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

В своей гробнице Нефертари исполняла сразу все роли – и богини-матери, рождающей солнце, и Осириса, и Солнечного Бога. Если бы рядом с ней был изображён Рамсес Великий, именно он, как воплощение мужского божественного принципа, должен был бы войти в синкретизм с Осирисом и Солнечным Богом. А это, в свой черёд, уже могло помешать трансформации души самой Нефертари, не позволило бы ей самой стать Осирисом и Солнечным Богом. В текстах, сопутствующих росписям, мы так же видим, что Нефертари упоминается как в женском роде, так и в мужском. Цвет её кожи на изображениях – более тёмный, чем принято в изображениях женщин в каноне древнеегипетского искусства, что делает её «запечатлённый для вечности» образ более андрогинным. Согласно древнеегипетским представлениям, душа, как и высший божественный принцип, и сам принцип царской власти, сочетала в себе и мужские, и женские энергии. Если бы Нефертари была изображена рядом со своим супругом, это бы «фиксировало» за ней её земную, исключительно женскую роль, тогда как для перерождения душе необходимы оба аспекта, обе энергии.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

По сути своей гробница Нефертари является небольшой моделью вселенной, запечатлёнными на земле застывшими во времени божественными принципами древнеегипетской космогонии. От входа, порога с земным миром, до погребальной камеры, глубин мира потустороннего, гробница является своего рода механизмом и обеспечивает Нефертари перерождение и посмертное существование. Древние Египтяне делали очень многое, чтобы сохранить память о себе в вечности и бесконечности. Учитывая, что мы соприкасаемся с Нефертари, читая тексты со стен её гробницы и храма, любуясь искусными рельефами, даже спустя столько веков после её смерти, можно сказать, царица и правда обрела вечную жизнь и память.

Возрождение Нефертари (часть II) Древний Египет, Археология, История, Египтология, Гробницы, Видео, Длиннопост, Рамзес

Первая часть

Показать полностью 10
58

Возрождение Нефертари (часть I)

К пятилетию проекта цифровой трёхмерной реконструкции гробницы Нефертари мы подготовили редкий материал и решили им поделиться с вами.


Но сначала несколько слов о самом проекте. Для его реализации автором проекта был изучен древнеегипетский иероглифический язык, а также понятия и смыслы канонического религиозного искусства древних египтян для точного научного обоснования реконструкции.


Сотрудничество с National Geographic Museum в рамках временной выставки Queens of Egypt в Вашингтоне, США и постоянное сотрудничество с Museo Egizio, Италия, позволило использовать достоверные современные данные египтологии, а также архивные документы и фотографии. Была проделана колоссальная работа с профессиональными Итальянскими и Российскими египтологами.


Восстановление 3D-модели гробницы было основано исключительно на научных и исторических документах, и на целом ряде фотографий. Основными источниками являются непревзойдённые труды Heather Lee McCarthy, “The Osiris Nefertari: A Case Study of Decorum, Gender, and Regeneration” и Gertrud Thausing, Hans Goedicke “Nofretari: Eine Dokumentation der Wandgemälde ihres Grabes”, а также ещё целый ряд различных источников, представленных в конце фильма.


Этот проект несёт информационно-просветительский характер о царице Нефертари и её Доме Вечности (гробнице). С точки зрения искусства гробница Нефертари – это непревзойдённый памятник архитектуры, который можно увидеть в первозданном облике, благодаря современным технологиям и кропотливой работе автора, таким каким он был тысячи лет назад после его сооружения.


С точки зрения филологии и иероглифических текстов это уникальный материал с пояснением программы росписей гробницы, представлений о богах и религии Древнего Египта. Проект будет полезен для широкой аудитории, от школьников до историков, в том числе и для профессиональных египтологов.


Периодическое проведение общеобразовательных лекций и семинаров, посвящённых истории проекта, его реконструкции и проблемам сохранения архитектурного памятника мирового значения дало широкую огласку проекту.


https://www.nefertaritomb.com

Нефертари Мерит-эн-Мут – Та, ради которой сияет солнце


Когда мы говорим о древнеегипетских царицах, на ум обывателю приходят прежде всего Клеопатра и Нефертити – властительницы, покорявшие умы как в своё время, так и спустя много веков. Но египетская история знала немало великих женщин, поскольку их роль в стране фараонов была беспрецедентно высока, в сравнении с другими культурами Древнего Мира. Так, в частности, египетские царицы были не просто жёнами царей, матерями наследников – хотя эта роль, безусловно, считалась священной. Они были земным воплощением богинь, партнёрами своих супругов в политике, религии и дипломатии, необходимой «женской» составляющей самого института царской власти, сердцем которой был фараон.

Одной из величайших женщин древнеегипетской истории была Нефертари Меренмут, Великая Царская Супруга знаменитого фараона Рамсеса Второго, прославленного властителя эпохи Нового Царства. Она по праву может называться образцом того, что древние египтяне вкладывали в понятие Владычицы Обеих Земель, матери народа, супруги и соратницы Владыки.

Возрождение Нефертари (часть I) Древний Египет, Египтология, История, Археология, Видео, Длиннопост

О Нефертари мы знаем немало по хорошо сохранившимся источникам, в частности – по её гробнице, по храму в Абу-Симбеле, воздвигнутому в её честь Рамсесом Великим, и по упоминаниям в храмах Луксора и Карнака. Рамсес отводил своей супруге роль настолько значимую, что в титулатуре и иконографии сделал её практически равной себе.Из его известных предшественников это можно сравнить с отношениями Аменхотепа Третьего и царицы Тэйи – они тоже изображались одного роста. Аменхотеп тоже повелел возвести в честь Тэйи храм – в Седейнге, в Нубии, где царица чествовалась как одна из ипостасей богини Хатхор, точно так же, как Нефертари чествовалась в Абу-Симбеле.

Возрождение Нефертари (часть I) Древний Египет, Египтология, История, Археология, Видео, Длиннопост

Титулы Нефертари говорят также о том, что она играла важную роль в ритуалах, как посредник между людьми и богами, разделяя эти функции со своим супругом-фараоном. Изображения и упоминания её на стенах храмов подчёркивают эту роль царицы – она услаждала слух богов музыкой и проводила значимые для страны ритуалы, помимо того, что, как Владычица Обеих Земель, считалась земным воплощением богинь Мут и Хатхор. Её имя Мерит-эн-Мут, что означает возлюбленная богиней Мут, позднее использовалось женщинами, носившими высокий титул «Супруга Амона».

Возрождение Нефертари (часть I) Древний Египет, Египтология, История, Археология, Видео, Длиннопост

Нефертари имела большое влияние в политике и дипломатии. Женщины Древнего Египта получали образование, тем более женщины из вельможных кругов. Нефертари знала аккадский язык. В частности, сохранилась переписка между ней и царицей хеттов в ходе урегулирования сложных отношений между Египтом и Хеттским Царством эпохи Рамсеса.

Возрождение Нефертари (часть I) Древний Египет, Египтология, История, Археология, Видео, Длиннопост

И всё же её происхождение окутано тайной. Один из её титулов – рет-пат, «потомственная вельможная женщина» - позволяет говорить о том, что она происходила из благородной семьи, согласно выводам некоторых учёных – из фиванских вельмож. Нефертари и Рамсес поженились, когда Рамсес был ещё царевичем. Для фараона Сети Первого, отца Рамсеса, такой брак мог служить в том числе цели укрепления влияния. Рамессиды происходили из Дельты и пришли к власти после неспокойного Амарнского периода. Они имели больше власти в военных кругах, чем политических, и связи со старой фиванской аристократией были очень важны для укрепления династии.

Возрождение Нефертари (часть I) Древний Египет, Египтология, История, Археология, Видео, Длиннопост

Большинство историков, исследовавших символизм изображений Нефертари и связанных с царицей текстов, приходят к мысли, что она имела связи с Восемнадцатой Династией, когда роль цариц в египетской политике была особенно высока. В частности, историки считают, что она всячески подчёркивала свои связи с Яхмос Нефертари – обожествлённой царицей Восемнадцатой Династии, сыгравшей огромную роль в подъёме и процветании страны после победы Египта над завоевателями-гиксосами.

Возрождение Нефертари (часть I) Древний Египет, Египтология, История, Археология, Видео, Длиннопост

Некоторые учёные связывают Нефертари с Эйе, видным политиком эпохи фараона-реформатора Эхнатона, который правил несколько лет после смерти фараона Тутанхамона. В частности, в гробнице Нефертари был найден фрагмент фаянсовой ручки от шкатулки, на которой было написано тронное имя Эйе, «Хепер-Хеперу-Ра». Это послужило основной для теории, что Нефертари была внучкой Эйе. Дочери Нефертари любили город Ахмим, где они почитали память царя Эйе и господина Нахтмина. Предметы, найденные в гробнице Нефертари, позволяют предположить, что царица имела родственные связи с этой семьёй, и скорее всего Нахтмин и Имиуйя были её родителями. Однако это – лишь теория. Среди всего множества титулов Нефертари нет титула сат-несу, «царская дочь», который обязательно выделялся при наличии родства с фараоном. Потому большинство учёных подчёркивают, что Нефертари не имела царского происхождения. Частой практикой было то, что для укрепления власти будущий наследник трона женился на женщине, так или иначе связанной по крови с правящей династией, даже если сам он был не царского происхождения. Нефертари определённо имела крепкие связи с аристократией, обладавшей властью и влиянием в эпоху Восемнадцатой Династии, но какие именно связи –остаётся предметом теорий и споров.

Возрождение Нефертари (часть I) Древний Египет, Египтология, История, Археология, Видео, Длиннопост

Много лет Нефертари была верной спутницей и соратницей своего великого супруга, роль которого в египетской истории мало кто мог затмить. Можно только представить, каким горем для Рамсеса Великого стала её смерть. Солнце зашло для всего Египта и для его Владыки. Ни одна из супруг Рамсеса впоследствии уже не играла роли даже близко подобной той, которую при жизни играла Нефертари. Нефертари была упокоена в Долине Цариц. Её гробница является одним из самых ярких и интересных примеров погребального искусства Древнего Египта.

Показать полностью 7 1
141

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта

Если спросить какой самый известный бог Древнего Египта, то многие назовут Анубиса. Это одно из самых распространенных в медиапространстве божеств земли фараонов. Но только странен тот факт, что его нередко изображают злобным, насылающим проклятья, восстающим чуть ли не из ада, чтобы уничтожить человечество.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Так уж повелось, что байка про проклятье фараонов породила своего рода стереотип, который коснулся и Анубиса. Так, в частности, открытие гробницы Тутанхамона было окружено мифами о «Проклятии фараонов», в частности из-за надписи перед статуей лежащего на ларце Анубиса. «Я – тот, кто стоит на страже. Я – тот, кто зовом пустыни обращает в бегство осквернителей гробниц». Но заслуживает ли собакоподобный бог такой славы?

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

До того, как Египет стал мощным государством с династиями царей, на протяжении многих столетий шло его формирование во многих отраслях. Религия, такая сложная и малопонятная современному человеку, заняла основополагающую роль в древнеегипетском обществе. Но посмотрим на это взглядом атеиста. На непонятные вопросы для древнего человека находятся придуманные "божественные" ответы, по мне, именно так работает религия. Но я не собираюсь уличать древнего египтянина в том, что он использует религию в определенных целях. Как раз для того времени, когда научный прогресс, по нашим меркам, был еще недосягаем, религия была даже не нормой, а идеальным инструментом для развития государства и его поддержания.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Древнеегипетская религия — сложная система верований и ритуалов, которая зародилась в додинастическом периоде и существовала до принятия христианства. Доисторические племена долины Нила во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Ранней формой религии для них являлись фетишизм и тотемизм. В возникающих поселениях-городах имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, и значительно чаще в виде животного — тотема. Сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и благоговение у человека. В дальнейшем же возникло представление о том, что определённые животные являются вместилищем божественного начала.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Например, крокодил или гиппопотам представляли угрозу для жизни, были опасны и отчасти невозможны для управления или полного контроля. Что в этом случае человеку остается делать? Обожествить то, что не может себе подчинить. А так же верить, молиться и приносить дары. И за века из тотема получится мощный религиозный культ. Но египтяне обожествляли не только опасных животных. Вместе с одомашниваем божественными привилегиями награждались кошки, быки и собаки.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Еще до того, как были придуманы саркофаги, египтяне желали предохранить тело покойного от расчленения и съедения дикими собаками, которые в целом доставляли много хлопот захоронениям. Необходимо было божество, которое должно было защищать мертвых от своих же собратьев. Нужен был страж некрополя, который мог бы общаться на одном языке с дикими хулиганистыми собаками.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Поэтому в архаические времена появился "первый из жителей запада", задобренный культом и поклонением, Инпу (Анубис — греческий вариант его имени, кстати, древние греки отождествляли бога-шакала с Гермесом). Анубис из «другой стороны жизни» помогал умершему на том свете и следил за порядком в некрополе. Так с тех пор и повелось, одомашненный шакал или собака— спутник человека по жизни, друг и помощник. Еще известны другие собачьи божества: Инпут, Упуаут, Дуамутеф и Исдес.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Упуаут, в древнеегипетской мифологии более воинственное божество— Открыватель путей, бог войны, проводник умерших в Дуате, помогал фараону на охоте, расчищал путь для армии и в древности был защитником одного из первых городов. Штандарт с Упуаутом известен с древнейших времен. По одним источникам Упуат был сыном Анубиса, а по некоторым – сыном бога Сета. В ходе объединения Египта и трансформации религиозных представлений эти божества стали тесно связаны по функциям, как один из примеров синкретизма.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Кстати, в честь Упуата, Открывающего Пути, назвали робота, который исследовал Шахты в Великой пирамиде в конце 20 века. Вопреки современным представлениям, собаки, волки и шакалы чтились не меньше и в чём-то даже больше, чем кошки. По сохранившимся источникам собачьи покровители были рядом с человеком намного раньше. И Анубис – не единственное собачье божество древних египтян. Инпут — богиня Дуата, изображалась в виде женщины с головой собаки. Считалась женской ипостасью Анубиса, по некоторым источникам — его супругой.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Дуамутеф — один из сыновей Гора был связан с заупокойным культом и считался выражением сущности одной из душ человека. При бальзамировании желудок умершего помещали в каноп с крышкой-головой шакала Дуамутефа. Исдес - один из покровителей загробного мира, изображался в виде крупного чёрного пса, подобно тому, как Анубис изображался в виде шакала, а в Поздний период отождествлялся с Анубисом.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Различить Анубиса и Упуаута на изображениях бывает не так легко. Анубис изображается как собакоголовый мужчина с жезлом Уас или Весами Истины, или как чёрный пёс или шакал, лежащий на ларце-алтаре, святилище или символе первобытного холма. Один из эпитетов Анубиса – «Тот, кто на холме». Упуаут чаще изображается просто в виде пса. Но иногда встречаются изображения Упуаута в виде человека с собачьей головой, поэтому обязательно нужно смотреть на текст рядом с фигурой.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

В период Раннего и Древнего царств уже оформились многие важные верования, связанные с Анубисом, которые будут играть большую роль в дальнейших этапах развития египетской культуры, несмотря даже на то, что его стал теснить сам Осирис. Изображения и иероглифы бога начиная с первых династий встречаются на керамике, печатях и оттисках, входят в титулатуру. А в Палермском камне упоминается в контексте праздника “Рождение Анубиса”. С Древнего царства его культ стремительно расширяется.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

И вот мы видим, что собакоголовый бог Инпу является главным божеством погребальных ритуалов и мумификации, «стражем весов» на суде Осириса в царстве мёртвых, знатоком целебных трав. Первоначально он был единственным судьёй мёртвых в Дуате, но эта высокая должность с конца Древнего царства узурпировалась Осирисом, и далее Анубис больше связан с мумификацией умерших, погребальными обрядами. Об этом говорит его титул "Хенти-Иментиу", "Первый из Западных". Он становится проводником душ умерших в Дуате, помогая им попасть на Суд Осириса. Именно Анубис подводил усопшего к весам и взвешивал его сердце на весах Истины.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Анубиса следует рассматривать как самостоятельное божество, однако он упоминается и как сын бога Сета и, в более поздних версиях, с расцветом известного Осирического Мифа – как сын Осириса от внебрачной связи с Нефтидой, воспитанный Исидой. Согласно более поздней версии мифов, Анубис помогал Исиде в поисках тела Осириса, разрубленного на части Сетом, и бальзамировал тело. Согласно некоторым из мифов у Анубиса была дочь от Инпут — Кебехут, богиня бальзамирования, свежести и прохладной воды. Она изображалась в виде змеи или женщины с головой змеи. Кебехут помогала своему отцу в процессе мумификации, приносила священную воду, омывала внутренности и тело умершего. Вполне возможно, что она защищала тело от разложения, поэтому оно оставалось свежим до момента оживления Ка умершего.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Центром культа Анубиса был островной Кинополь, город собак, точное расположение которого на сегодняшний день неизвестно. Кинополь известен более по письменным источникам, нежели благодаря археологическим раскопкам. Город был разрушен, по-видимому, во времена нубийского вторжения. Предположительно, Кинополь находился у восточного берега Нила около современного селения Эль-Кес, где найдено древнее кладбище собак.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Однажды было высказано предположение, что изначально у Большого Сфинкса в Гизе была голова не человека, а Анубиса. Эта гипотеза строилась, исходя из неправильных пропорций статуи. Но будь это так, известняковая голова не выдержала бы колоссальной нагрузки. Длинная морда Анубиса не могла быть сооружена технически.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Собака была первым дружественным человеку хищником, и во многих других религиях именно собачьи божества — проводники душ и помощники. Итак, мы видим, что хотя Анубис связан с потусторонним миром, в мировоззрении древних египтян это не вызывало ужас. В их представлениях Анубис был весьма дружественным божеством

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Мало того, он проводник души по тем местам, в которых человеку страшно, он помогает решить участь души в загробном мире, что зависит, конечно, от чистоты сердца умершего. А если оно чисто, то Анубис — это верный друг, твой поводырь после смерти.

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Разве может такой доброжелательный и справедливый бог насылать проклятия и желать уничтожить человечество?

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Потомки Анубиса, наши дни)

Анубис, владыка Запада. Дружественное божество Древнего Египта Древний Египет, Анубис, Египетские боги, История, Археология, Видео, Длиннопост, Египетская мифология

Видеоформат:

Показать полностью 20 1
Отличная работа, все прочитано!