Lloyd82

Lloyd82

Константин Мееров. Автор ютюб-каналов VFX_lab и Спецэффекты & Наука
пикабушник
поставил 0 плюсов и 0 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 2 редактирования
12К рейтинг 75 подписчиков 89 комментариев 126 постов 36 в горячем
1 награда
5 лет на Пикабу
8

КОСМОС В КИНО. КАК СНИМАЮТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В РЕАЛЬНОСТИ?

Человек всегда смотрел в небо, грезил о полетах и исследовании космоса. В двадцатом веке мечты начали сбываться: первый искусственный спутник, первый полет человека в космос, лунная миссия, МКС. Сейчас идут серьезные и не очень разговоры про миссию на Марс и строительство баз на Луне. Но если человечеству только еще предстоят длительные космические путешествия, то кинематографисты уже побывали там, куда не добьет даже Хаббл. Сегодня расскажу о космических путешествиях в кино и спроецирую их на реальность, ответив на вопрос: что требуется для осуществления подобного в жизни? Погнали.


Видеоверсия статьи

ЯДЕРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

В фильмах «2001 год: Космическая одиссея» и «Пекло» фигурируют корабли на ядерных двигателях. Фильм Стенли Кубрика снимался в эру докомпьютерных технологий, поэтому USS Discovery Оne– это макет, который установили в павильоне и анимировали по кадрам, задействовав в съемках нечто вроде прототипа системы управления движением или моушн-контрол. У нас на канале есть серия роликов про историю спецэффектов, в которых Космической Одиссеи уделено пристальное внимание. Обязательно посмотрите.

По легенде, Discovery Оne, достигавший в длину не менее 120 метров, был построен в космосе. Две трети размеров приходится на каркас, который защищал членов команды от радиации в инженерном отделении. Первоначально Discovery Оne должен был лететь посредством управляемых ядерных взрывов, но впоследствии создатели решили задействовать привычную реактивную тягу.

КОСМОС В КИНО. КАК СНИМАЮТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В РЕАЛЬНОСТИ? Звездные войны IV: Новая надежда, Star Trek, Космос, Наука, Видео, Длиннопост

Discovery Оne в частности послужил прообразом для множества кораблей из других фильмов. В первую очередь, можно вспомнить судна «Икар 1» и «Икар 2» из фантастического триллера «Пекло» Дэнни Бойла, которые отправились с миссией к солнцу, находясь в тени гигантских щитов. Известный британский физик-теоретик Брайан Кокс выступил научным консультантом картины, поэтому в плане дизайна очевидных ляпов и противоречий с наукой там нет.

Так что ничего удивительного, что автоматический межпланетный аппарат «Паркер», миссия которого заключается в изучении Солнца с близкого расстояния, конструктивно напоминает «Икар 2». Паркер, стартовавший с мыса Канаверел, оснащен термозащитным экраном толщиной 11,43 сантиметра, изготовленным из углеродных композитных материалов и покрытым специальным керамическим напылением для отражения максимального количества излучения.

Специальные датчики следят, чтобы сам зонд и его оборудование всегда находились в тени теплового щита.

Киношные «Икары» - это компьютерная графика и анимация производства студии MPC. Ассет корабля был одним из самых больших в истории для компании на тот момент. Общий дизайн судна был разработан арт-департаментом. Модули, секции и экран прорабатывали и уточняли уже трехмерщики и художники MPC. Жилая секция насчитывала 50 модулей и была длинной около 300 метров. Ее созданием занимались пять моделлеров. Художественный департамент подготовил арт-бук по объекту, который напирал на реальные космические станции – МКС и МИР, но художники MPC также обращались за идеями к изображению радиотелескопа London Eye.

Ну, хорошо с кино разобрались, а как на счет реальной науки и полетов в космос на кораблях с ядерными двигателями?


НАУКА

В 1956 г. Комиссия США по атомной энергии (АЕС) начала всерьез изучать ядерные ракеты в рамках проекта «Ровер». Были проведены тщательные расчеты для межзвездного корабля, основанного на принципе использования атомного реактора для нагрева газов, таких как водород, до чрезвычайно высоких температур, чтобы получаемую энергию применять для создания тяги. По оценкам такой корабль мог бы за год слетать до Плутона и обратно, развив при этом скорость равную 10% скорости света. Но даже в этом случае до ближайшей звезды пришлось бы лететь 44 года. В 1959 г. компания General Atomics выпустила доклад, в котором провела оценку размеров корабля типа «Орион». Самый крупный вариант, названный в докладе «супер-Орионом», должен был весить 8 млн т, иметь диаметр 400 м и двигаться на ударной волне от более чем тысячи водородных бомб. Радиация и радиоактивное заражение были главной проблемой, связанной с проектом. По оценке ученых, ядерные осадки от каждого запуска вызывали бы смертельную форму рака у десяти человек. Помимо этого, электромагнитный импульс от взрыва был так велик, что непременно спровоцировал бы серию коротких замыканий в расположенных неподалеку электрических системах.

Учитывая опасность взрыва и рассеивания в атмосфере Земли токсичного ядерного топлива, прототипы ядерных двигателей устанавливали в горизонтальном положении на железнодорожные тележки. Первый двигатель, испытанный в рамках проекта «Ровер» в 1959 г., получил название «Киви-1». В 1960-х гг. NASA присоединилось к программе для совместного создания атомного двигателя. Этот ядерный движок был первым, который испытали в вертикальном, а не в горизонтальном положении. Результаты исследований оказались весьма противоречивыми из-за сложности ракет и частых поломок. В ядерном двигателе возникали очень сильные вибрации, оболочки тепловыделяющих сборок лопались, и ракета разваливалась. Еще одной постоянной проблемой оказалась коррозия из-за горения водорода при высокой температуре. В итоге в 1972 г. ядерная ракетная программа была закрыта. И только в 2003 NASA возобновило исследования по ядерной ракете, окрестив свой новый проект «Прометеем» в честь греческого бога, давшего человечеству огонь. В 2005 г. на программу «Прометей» было выделено 430 млн долл., но уже в 2006 г. финансирование урезали до 100 млн долл. Главной и не решенной проблемой ядерных ракетных двигателей по-прежнему остается их безопасность. Ни в какое сравнение они не могут идти с движками на химической реактивной тяге, и в ближайшие десятилетия нет предпосылок к тому, что ситуация измениться, и мы отправим пилотируемую ракету на них. Тем не менее, ядерный движок – это не киношная фантазия, а вполне себе реальность.


ВАРП-ДВИГАТЕЛИ

В мире кино есть две легендарных космо-оперы: "Звездные войны" и "Стартрек". Франшиза, запущенная Джорджем Лукасом, это незамутненное приключение, которое ничего не имеет общего с наукой. Со "Стартреком" все иначе, сериал всегда паразитировал на научных теориях. Возьмем, к примеру, Энтерпрайз и его варп-двигатель. Космолет капитана Кирка взлетает на импульсном двигателе, работающем не реакторе синтеза дейтерия. Этот движок Энтерпрайз использует для путешествий ниже скорости света. Но, когда предстоит совершить межзвездное путешествие на расстояние, требующее для покрытия световые годы, то включается варп-двигатель. Вот как он устроен на схеме. Сама идея двигателя, который искривляет ткань пространства-времени, была озвучена в 1931 году писателем Джоном Кэмпбеллом в романе "Острова в космосе". Кроме того эта тема есть у Айзека Азимова в знаменитом произведении "Я, робот". Но в мир кино подобное привнес и развил «Стартрек».

КОСМОС В КИНО. КАК СНИМАЮТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В РЕАЛЬНОСТИ? Звездные войны IV: Новая надежда, Star Trek, Космос, Наука, Видео, Длиннопост
КОСМОС В КИНО. КАК СНИМАЮТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В РЕАЛЬНОСТИ? Звездные войны IV: Новая надежда, Star Trek, Космос, Наука, Видео, Длиннопост

Первые сезоны сериала и первые полные метры создавались с использованием оптических эффектов и макетной съемки. Вот эта модель Энтерпрайза сейчас выставлена в Смитсоновском университете. Ее длина составляет 3,4 метра. Поначалу создатели сильно экономили на спецэффектах и не использовали даже системы управления движением камеры, ограничиваясь покадровой анимацией, но с ростом популярности проекта, выросли и бюджеты.

В 2009 году на экраны вышла новая киноверсия за авторством Джей Джей Абрамса, для которой был переработан дизайн «Энтерпрайза». Режиссер картины хотел, чтобы «Энтерпрайз» как ретро-автомобиль «Хот-род», сохранял традиционную форму, но в остальном дал студии ILM «огромную» свободу действий в создании звездолёта. Концепт-художник Райан Черч сохранил большую часть оригинального дизайна и сосредоточился на проработке функциональности знакомых компонентов. В свою очередь супервайзер Роджер Гайетт из ILM проследил за тем, чтобы в модель привнесли движущиеся элементы, которые отсутствовали в статичных кораблях предшествовавших проектов. В конечном итоге в ILM сохранили тонкие геометрические формы и узоры, чтобы намекнуть на оригинальный «Энтерпрайз». Графика и анимация были реализованы в собственном программном комплексе Zeno и рендерере Renderman.

КОСМОС В КИНО. КАК СНИМАЮТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В РЕАЛЬНОСТИ? Звездные войны IV: Новая надежда, Star Trek, Космос, Наука, Видео, Длиннопост
КОСМОС В КИНО. КАК СНИМАЮТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В РЕАЛЬНОСТИ? Звездные войны IV: Новая надежда, Star Trek, Космос, Наука, Видео, Длиннопост
КОСМОС В КИНО. КАК СНИМАЮТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В РЕАЛЬНОСТИ? Звездные войны IV: Новая надежда, Star Trek, Космос, Наука, Видео, Длиннопост

При всей фантастичности подобного проекта, в нем есть рациональное зерно. Согласно теории относительности Эйнштейна, ничто в пространстве не может двигаться быстрее света, но при этом никак не ограничивается скорость движения самого пространственно-временного континуума. Таким образом, общая теория относительности Эйнштейна неприкосновенна и нерушима. Зерно в том, чтобы не двигаться В ПРОСТРАНСТВЕ, а двигать САМО ПРОСТРАНСТВО. Подобное движение сравнивают с эскалатором: ты никуда не идёшь и не едешь — едет то, на чём ты стоишь. Пространство перед кораблем сжимается, а позади него — расширяется. Сам корабль при этом не деформируется, а летит на сверхскоростях. Напомню, что скорость света = 1 варпу. А 9,9 варпа – предельная скорость в "Стартреке" — это уже в 2083 раза быстрее света. На такой скорости не покоришь Вселенную целиком, но до Плутона можно долететь за 9,5 секунд, а до Проксима-Центавра всего за 18 часов.

В сериале варп-двигатель функционирует за счет работы реакторов, в которых идет уничтожение материи и антиматерии. Проект понравился и зрителям и многим ученым. Во многом именно сериал и фильмы киносерии вдохновили молодого мексиканского физика Мигеля Алькубьерре в 1994 году сформулировать концепцию пузыря, а вслед за ним – и смоделировать прямой аналог варп-двигателя, получивший известность под названием «двигатель Алькубьерре».

В центре иллюстрации показан пузырь Алькубьерре, в рамках которого действует релятивистская физика Эйнштейна, и скорость света локально не превышается. Зато в «кильватере» пространство расправляется, а в направлении движения – сжимается. NASA со всей серьезностью отнеслось к теоретической проработке и экспериментальной проверке принципов, намеченных Алькубьерре. Cоздание такого двигателя уперлось почти сразу в фундаментальную проблему: Алькубьерре невозможен без отрицательной энергии, которой должно обладать вещество с отрицательной массой, а такого вещества во Вселенной пока не наблюдается.

Ученые предложили другой путь. Точнее немецкий физик Эрик Ленц. В ставшей популярной научной статье он напоминает о существовании одиночных волн или солитонов, перемещающихся на большие расстояния, не меняя при этом формы и не разглаживаясь. Их существование в космическом вакууме было подтверждено в 2002 году. Применив солитон вместо варп-пузыря в качестве носителя звездолета, получится обойтись только известной материей, имеющей положительную массу. В качестве материи, в которой предполагается возбудить такой солитон, Ленц видит магнитоактивную релятивистскую плазму, которая подчиняется уравнениям Максвелла и Эйнштейна.

КОСМОС В КИНО. КАК СНИМАЮТ? ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В РЕАЛЬНОСТИ? Звездные войны IV: Новая надежда, Star Trek, Космос, Наука, Видео, Длиннопост

Разумеется, масса, которую необходимо преобразовать в энергию для создания сверхсветового солитона, остается вне наших технических возможностей, поскольку составляет несколько масс Юпитера. Но на уровне теории создание варп-двигателя возможно и не противоречит, ни одному известному нам фундаментальному закону физики.


Знаменитый ученый и популяризатор науки Митио Каку считает, что такой двигатель будет изобретен в ближайшую тысячу лет. Но, а пока это не произошло – смотрим зрелищное кино и летаем в космос на привычном топливе.

Показать полностью 7 5
24

Как переоцененное кино получает главный "Оскар"

Премия "Оскар", несмотря на низкие зрительские рейтинги в последние годы, все еще самая престижная и популярная кинонаграда в мире. Если картина получает статуэтку в номинации "фильм года", то автоматически обретает бессмертие. Ведь так? Конечно же, нет. Составил небольшой список фильмов, которые не выдержали испытание временем и проиграли битву за устойчивый зрительский интерес картинам-одногодкам без главного "Оскара". Я не буду углубляться в дебри черно-белого кино и начну с цветных и ярких 60-х. Список - субъективный, а значит - спорный.

Видеоверсия для тех, кому лень читать.

ОЛИВЕР! (1968)

Этот симпатичный в своей простоте и наивности музыкальный фильм вышел на экраны в 1968 году. Его поставил режиссёр Кэрол Рид, экранизировавший одноимённый мюзикл Лайонела Барта, который в свою очередь взял за основу знаменитый роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Фильм рассказывает о мальчугане-беспризорнике, который ищет и в конечном итоге благополучно находит своих родных. Мюзикл отхватил 5 статуэток «Оскар» в основных номинациях, в том числе в категории Лучший фильм. 

Вот только зритель спустя десятилетия пересматривает не этот фильм, а "2001 год: Космическую одиссею". Именно шедевр Стенли Кубрика безоговорочно велик и вне рамок времени. А ведь в тот год "Космическую одиссею" даже не номинировали на главный "Оскар", но дали за лучшие спецэффекты. Кстати, "Оскара" у Кубрика как режиссера тоже нет, что идет в минус киноакадемии, а не ему.

«Энни Холл» (1977)


Вуди Аллен - один из самых плодовитых кинорежиссеров мира. В его послужном списке 4 статуэтки "Оскар", призы Берлинского и Каннского кинофестивалей. Вот только кто из вас смотрел или пересматривал "Энни Холл" или "Ханна и ее сестры"? Пишите в комментариях. Но я абсолютно уверен, что большинство из вас видели «Звездные войны: Новую надежду», которые лишь номинировали на главный "Оскар". В год выхода картина Лукаса стала киносенсацией, но киноакадемия поступила академично и недальновидно, отметив прекрасную, но не великую картину. Время расставило все по своим местам. «Звездные войны» навсегда изменили Голливуд и породили одну из самых успешных киновселенных в истории кино, а «Энни Холл» уже успели подзабыть простые кинозрители, но все еще помнят профессионалы.

«Ганди» (1982)


Из названия понятно, что фильм рассказывает о выдающемся гуманисте двадцатого века Махатма Ганди. Картина пользовалась успехом у зрителя и получила целых 8 премий «Оскар». Для сцены похорон индийского лидера привлекли 300 000 статистов, что до сих пор является рекордом. Фильм, безусловно, интересен и впечатляет в первую очередь игрой Бена Кингсли, у которого есть индийские корни. Но спустя годы совершенно очевидно, что место в истории он проиграл номинированному «Инопланетянину» Стивена Спилберга, который установил золотой стандарт для семейного кино.

«Шофер мисс Дэйзи» (1989)


Немногие из вас смотрели этот фильм и гораздо больше видели недавнюю «Зеленую книгу». У этих картин много общего. Создатели сталкивают представителей разных рас и социальных статусов, чтобы они вместе со зрителем сделали парочку нехитрых выводов о взаимоуважении и сострадании ближнему, а также уродливости расовых стереотипов. В свое время «Шофер мисс Дэйзи» пользовался большим успехом в США, но время расставило все по своим местам. «Рожденный четвертого июля» Оливера Стоуна и «Общество мертвых поэтов» Питера Уира запомнились аудитории сильнее благодаря блестящим актерам и по-настоящему глубоким историям.

«Английский пациент» (1997)


9 премий «Оскар» этого фильма какая-то аномалия даже с учетом наличия в продюсерах Харви Вайнштейна, который на тот момент был одним из самых влиятельных кинематографистов и умел, как никто другой лоббировать собственные проекты в академической среде. Лента снята по мотивам романа, имя которого тебе ни о чем не говорит. Возможно, тот год был очень слабым, если бы не наличие «ФАрго» братьев Коэнов в числе номинантов. Этот выдающийся фильм оставил гораздо более глубокий след в мировом кино и впоследствии удостоился развития в виде крутого сериала. Что касается «Английского пациента», то, несмотря на вагон «Оскаров», ленты Энтони Мингеллы нет ни в одном топе, в том числе в списке 100 лучших голливудских фильмов.  В отличие от того же «Фарго».

«Влюбленный Шекспир» (1998)


Фильм с Гвинет Пэлтроу в главной роли обречен возглавлять списки самых переоцененных голливудских лент. Традиционная мелодрама в духе фильмов Нэнси Майерс, но в упаковке эпохи возрождения удостоилась семи премий «Оскар». Успех картины связывают с промокампанией, организованной опять же Харви Вайнштейном, поскольку фаворитом церемонии считалась драма «Спасение рядового Райана» Стивена Спилберга. Собственно картина Спилберга и запомнилась зрителям и кинопрофессионалам по прошествии десятилетий, в отличие от «Влюбленного Шекспира», канувшего в лету вместе с карьерами его создателей.

«Чикаго» (2002)


Мюзикл – жанр, популярный в первую очередь за океаном. Корни популярности уходят в бродвейские помостки. До «Чикаго» главный «Оскар» отхватывали следующие мюзиклы: «Бродвейская мелодия», «Жижи», «Оливер», «Звуки музыки» и «Вестсайдская история». Фильм отлично снят и поставлен, вот только актеры прекрасны в своих образах, за редким исключением, когда молчат или говорят, а не поют. Сейчас ленту помнят ценители жанра, для всех остальных есть «Властелин колец: две крепости». Именно этот эпический фильм Питера Джексона должен был брать «Оскар», но киноакадемия очевидно решила дождаться заключительной части и не награждать обласканный вниманием сиквел.

«Столкновение» (2005)


Расизм – это плохо. Нехитрая мысль, которую визуализируют на протяжении пары часов. Композиционно «Столкновение» напоминает «Вавилон» или «Суку-любовь», но художественная реализация на более низком уровне. Все-таки Пол Хаггис и близко не ровня Алехандро Гонсалес Иньярриту. Что касается конкурентов, то и «Мюнхен», и «Горбатая гора» имеют более высокий критический и зрительский рейтинг. Кроме того их создали выдающиеся режиссеры, что всегда добавляет весомости фильму. Но запомнился этот год совсем другими картинами – «Бэтменом: Начало» и «Городом грехов». Фильм Нолана переосмыслил комикс, а картина Родригеса поразила блестящей стилизацией видеоряда.

«Миллионер из трущоб» (2008)


Динамичная и жизнеутверждающая зарисовка отличного режиссера Дэнни Бойла сорвала банк и попросту угадала со временем релиза. В 2008 году президентом США стал чернокожий Барак Обама, и киноакадемия, решив зарифмовать это событие, наградила прицепом и сказку про парнишку из низов, выбившегося в люди. Такая американская мечта про силу человеческого духа и веру в собственное предназначение. Сравнивать «Миллионер из трущоб» с «Загадочной историей бенджамина баттона» попросту смешно. Разница в художественном уровне колоссальна. Но и нельзя не упомянуть «Темный рыцарь». Именно этот кинопроект вошел в историю жанра и заставил Киноакадемию расширить список номинантов на "Лучший фильм".

«12 лет рабства» (2013)


Еще один фильм о расовом неравенстве, художественная составляющая которого недостаточно высока, чтобы запомниться на долгие годы. Номинированные  «Гравитация» и «Волк с Уолл-стрит» скорее всего останутся в памяти на более длительный срок благодаря режиссерским и актерским работам. Кроме того, «Гравитация» задала новый стандарт для фильмов, действие которых разворачивается в открытом космосе. Техническая реализация этого кинопроекта оказалась безупречной и инновационной.

Таким образом, «Оскар» - это кинопремия имеющая международное значение, поэтому главный приз зачастую присуждают не самому сильному фильму с художественной точки зрения, а тому, который в большей степени соответствует социально-политической повестке. Вот только конъюнктура и повестка со временем меняется, а художественные качества остаются неизменными, поэтому время и расставляет все по своим местам.

Показать полностью 10
16

Режиссер о фильме "Майор Гром"

Олег рассказал о съемках и трудностях в работе над таким большим проектом. Что получилось, а что нет. В ролике есть эксклюзивные кадры из недр студий визуальных эффектов.


тайминг для удобства:

00:00 - интро

01:00 - клипы и кино

03:25 - что сложнее "Лед" или "Майор гром"

04:43 - препродакшен Майора Грома

08:40 - вхождение в проект

11:50 - снимать максимально вживую

16:10 - основные референсы

19:20 - самая сложная сцена для режиссуры

24:50 - возрастные рейтинги

26:43 - о работе с актерами

28:40 - кастинг

32:10 - запоминающаяся смена

33:35 - доработка уличных боев

34:50 - про огонь

36:40 - про вендоров

39:00 - про рефы и антирефы

41:40 - сцена с Ламборгини

46:00 - о коммуникации между режиссером и VFX

50:40 - анимационная Марго

54:10 - эмоциональные качели

56:00 - про монтаж

01:01:50 - о своем стиле

1:04:38 - чему научился

-22

ХОД КОРОЛЕВЫ! Где прятали графику и как снимали самый популярный сериал Netflix?

Рассказываю не только о том, как его снимали, где применяли графику и эффекты, но также выясняю, действительно ли мужчины могут лучше играть в долгие шахматные партии чем женщины.


Тайминг:

00:00 - Интро

00:30 - Литература

01:32 - Прототипы главных героев

03:12 - О стимуляторах

05:40 - Как это снято

10:58 - Визуальные эффекты

13:10 - Женщины VS Мужчин

13

Интервью с создателем MICETOPIA

Поговорили с Алексеем Лобачевым - инди-разработчиком популярной игры Micetopia в стилистике pixel art , которая стала суперхитом на платформе Nintendo.

Тайминг:

00:00 - интро

00:50 - начало пути

03:05 - совмещение с работой

04:15 - цель

05:40 - почему pixel art

06:30 - о работе в команде

07:00 - приобретенные навыки

08:10 - время и график работы

09:10 - выгорание

11:00 - самая сложная задача

11:55 - настройка ИИ

13:05 - эмоции после релиза

13:40 - поддержка близких

15:10 - мобильная версия

18:00 - продвижение

19:00 - о контракте с издателем

19:30 - что нравится в работе

20:30 - о новой игре

21:35 - о финансовой независимости

23:45 - самодисциплина

24:45 - чему научился

25:35 - об открытии своей студии

27:30 - о популярности игры

29:30 - почему мышь

30:55 - реакция на критику

33:30 - портирование

34:25 - советы бывалого

36:58 - во что играет сейчас

14

МИХАИЛ КАДИКОВ: гейм-дизайн, Crytek, Heroes of Might and Magic

Михаилом Кадиков - классный гейм-дизайнером, автор книги "Проектирование виртуальных миров" и просто отличный человек.


Тайминг:

0:00 - 0:30 - интро

0:30 - 01:10 - представление Михаила

01:15 - начало пути

01:40 - редактор Half-Life

03:14 - обращение через icq

04:00 - работа в школе

04:25 - переезд в Германию

06:55 - Heroes of Might and Magic 7

09:10 - разница между шутером и стратегией

11:15 - роль гейм-дизайнера

12:20 - это режиссер?

15:15 - о том как играет

18:20 - какие игры захватили

20:18 - работа над Heroes of Might and Magic 7

24:50 - специфика игр в VR

28:45 - будущее VR игр

30:25 - запуск игр в Crytek

32:25 - что нравится в работе

34:40 - общение и немецкий язык

37:40 - система управления в Crytek

39:33 - про движки

41:35 - эксперименты в Unreal

46:05 - про книгу

54:45 - о пороге вхождения

56:58 - ошибки начинающих

1:00:00 - что должен уметь гейм-дизайнер

1:06:35 - совет самому себе в молодости

31

МИНИАТЮРЫ В КИНО

Сегодня речь пойдет о съемке миниатюр и макетов, которые востребованы в кинопроизводственной цепи уже больше 100 лет. Ниже топ фильмов, где эта техника проявила себя в полной мере. В список вошли только фильмы нулевых, когда у создателей уже был выбор в пользу компьютерной графики, но они предпочли макеты.


Видеоверсия статьи

"Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа"

Четвертый фильм об инди бесспорно худший в киносерии, но все-таки это Стивен Спилберг, поэтому постановочный уровень все еще высок. А уж по части съемок и спецэффектов Спилберг всегда был среди лучших. "Королевство Хрустального черепа" я включил из-за эпизода с испытанием атомной бомбы, когда взрывной волной разносит небольшой городок и из-за сцен с водопадом и пирамидой. Все это отличные образцы совмещения съемки миниатюр с физическими и визуальными эффектами. В плане использования миниатюры сохранена преемственность с предыдущими фильмами франшизы, что не может не радовать. Остановлюсь на взрыве. Город в миниатюре создавался на протяжении трёх месяцев. Кинематографисты подготовили макеты домов, автомобилей, деревьев и людей в масштабе 1:8. После чего в буквальном смысле сдули их при помощи мощных воздушных пушек и детонирующего шнура, используемого в строительстве для подрыва и который был подведен к каждому домику. Съемка велась с нескольких камер снимавших с вариативной частотой - 60, 80 и 120 кадров в секунду. Их устанавливали на моушн-контрол кран, двигавшийся по пятиметровым рельсам. Кинематографисты запрограммировали движение на шестикратное ускорение и подъем на уровень крыш. При постановке сцены создатели изучали фотографии и материалы хроники настоящих ядерных испытаний. Результат впечатляет.

Координаты Скайфолл

Самый кассовый фильм Бондианы снял Сэм Мендес. Тебе наверняка запомнилась вот эта сцена. Крушение снято на площадке с использованием полноразмерной декорации поезда, которую установили на рельсы. Только машиниста отсняли отдельно на зеленом фоне и позже добавили в изображение. Что касается Дэниела Крейга, то его не снимали на хромакее, а потому ротоскопировали и только затем композили с нужными кадрами. Не уступает в зрелищности и сцена падения вертолета на дом с последующим взрывом. Тут комбинация физических и визуальных эффектов иначе я бы не включил Бонда в мой топ. Вертолет - это макет в масштабе 1 к 4, который закрепили на гидравлическом кране, после чего вписали его в миниатюру дома. Но в окончательный монтаж вошли кадры столкновения трехмерной копии вертолета с работающими винтами с компьютерной крышей поместья, построенными по фотографиям миниатюр. То есть вертушка представляет собой 3D модель с репроецированными текстурами миниатюры. Два последовавших взрыва - это результат работы 150 динамитных шашек и без малого тонны бензина. Сцена смотрится роскошно, как и Aston Martin DB5.

Казино Рояль

Cамый удачный фильм о Джеймсе Бонде с Дэниелем Крейгом и, возможно, вообще лучший в киносерии. В картине безупречный, стильный и реалистичный экшен, который невозможен, например, во вселенной Форсажа, окончательно скатившейся в индийское кино с неработающими законами физики. (пауза) Трюк с Астон Мартин попал в книгу рекордов Гиннеса. Семь полных переворотов и три четверти никому не удавалось сделать. Сцены с самолетом включают в себя как миниатюру, так и компьютерную модель. Но самый сок - эпизод в Венеции с затоплением дома и гибелью героини, который снимали на протяжении 9 недель. Супервайзером спецэффектов был Крис Корбульд, впоследствии удостоенный премии "Оскар" за "Начало". В "Казино Рояль" сцена с миниатюрой, конечно, сложнее чем в шедевре Кристофера Нолана поскольку требовалось утопить, а не просто разрушить. Кадры с венецианской гостиницей снимали в бассейне студии Пайнвуд на синем хромакейном фоне. Макетчики построили три модели в масштабе 1/4 из настоящего камня, одну из которых контролируемо погружали в воду при помощи гидравлического подъемника. Также пригодился детонирующий шнур для подрыва, чтобы дом начинал разваливаться. В свою очередь интерьер гостиницы был также выстроен и размещен на мощной гидравлической платформе в павильоне. Любопытно, что спустя неделю после завершения съемок в стенах Пайнвуд произошло возгорание. Пожар полностью уничтожил этот павильон.

Кинг-Конг

Эпический фильм Питера Джексона был удостоен премии "Оскар" за лучшие визуальные эффекты. Как и трилогия "Властелин колец" проект вобрал в себя все доступные технологии на момент производства. Не обошлось, конечно, без миниатюры и макетов, которые здесь изображают, как джунгли в заявочных планах, так и место обитания туземцев, в том числе жертвенник. Просто напомню, что сцены на острове целиком сняты в павильоне, как и кадры в океане.

Для съемок морских сцен кинематографисты задействовали четырехметровый макет судна "Вентура" в масштабе 1 к 12, построенный мастерами Weta Workshop, которые оснастили модель гидравликой и подключили к системе моушн-контрол для имитации качки. Воду симулировали средствами графики, как и пассажиров. Крупные и средние же планы с актерами снимались на палубах в частично построенной декорации корабля. Там где декорация заканчивалась на выручку приходил макет снятый под нужным ракурсом. Фильм вышел на экраны почти 16 лет назад, а смотрится лучше "Лиги справедливости". Как так? Все дело в сочетании физических и цифровых эффектов, а не в полной замене одного другим. Полностью компьютерный кадр, всегда будет проигрывать в реализме тому, где графики не более 50%. Именно поэтому многие более современные картины, где графики - вагон и маленькая тележка - так быстро устаревают. Но это тема для отдельного ролика.

"Бэтмен: Начало"

Кристофер Нолан - один из главных адептов классических методов съемок и физических спецэффектов, который старается применять компьютерную графику тогда, когда невозможно что-то снять на площадке. Например, "Черную дыру". Или же он использует визуальные эффекты для усиления драматического и художественного эффекта, как в случае с "Бэтменом: Начало", но при этом оставляя кадр и его наполнение максимально реалистичным. Так, Бэтмобиль во всех сценах - самый настоящий, но в некоторых зрелищных кадрах его подменяет миниатюрная модель в масштабе 1/3. Прыжки с крыши на крышу как раз из таких. Здесь миниатюра, как автомобиля так и крыши, плюс компьютерная достройка заднего плана. То же самое можно сказать про район Нэрроу - трущобы Готэма. Это миниатюра в масштабе 1/12, которая занимала площадь 12 на 24 метра. Ее снимали на кран с управляемым движением или моушн контрол для последующего совмещения с трехмерной графикой и многослойного композитинга. Как видите, миниатюра идеально вписана в городскую среду созданную на компьютере при помощи фотограмметрии реального Чикаго. Художники проецировали фотографические текстуры на геометрию небоскребов. Обязательно посмотри ролик на нашем канале про то, как прячут спецэффекты. В нем рассказывается об этой технологии. Монастырь, как и сцена крушения поезда - это тоже съемка миниатюры, прекрасно отрабатывающей свою роль в связке с пиротехникой и визуальными эффектами.

Вот оригинальный съемочный плейт с маркерами для трекинга .

МИНИАТЮРЫ В КИНО Война миров, Кинг-Конг, Гарри Поттер, Джеймс Бонд, Стивен Спилберг, Индиана Джонс, Миниатюра, Съемки, Голливуд, Видео, Длиннопост

Съемка миниатюры на хромакейном фоне

МИНИАТЮРЫ В КИНО Война миров, Кинг-Конг, Гарри Поттер, Джеймс Бонд, Стивен Спилберг, Индиана Джонс, Миниатюра, Съемки, Голливуд, Видео, Длиннопост

Тут предварительный композ после прокеинга зеленки.

МИНИАТЮРЫ В КИНО Война миров, Кинг-Конг, Гарри Поттер, Джеймс Бонд, Стивен Спилберг, Индиана Джонс, Миниатюра, Съемки, Голливуд, Видео, Длиннопост

Отдельный слой трехмерной симуляции снега.

МИНИАТЮРЫ В КИНО Война миров, Кинг-Конг, Гарри Поттер, Джеймс Бонд, Стивен Спилберг, Индиана Джонс, Миниатюра, Съемки, Голливуд, Видео, Длиннопост

И наконец, финальный кадр. По-моему, очень круто. И сам фильм невероятно хорош. Один из лучших в фильмографии Нолана.

МИНИАТЮРЫ В КИНО Война миров, Кинг-Конг, Гарри Поттер, Джеймс Бонд, Стивен Спилберг, Индиана Джонс, Миниатюра, Съемки, Голливуд, Видео, Длиннопост

Война миров

Еще один фильм Стивена Спилберга в моем топе. Осовремененную экранизацию романа Герберта Уэллса в свое время номинировали на "Оскар" за лучшие визуальные эффекты, но "Кинг-Конг" Питера Джексона не оставил никому шансов. В фильме есть несколько великолепных сцен поставленных с использованием реальных макетов и визуальных эффектов. Первое появление инопланетян из под земли в центре городка с разрушением церкви, взрыв моста, переворот парома и финальное падение треножника на здание фабрики. Расскажу о пароме. Сцену снимали в павильоне предварительно превизуализировав и разработав так называемый техвиз, который проясняет технические параметры и условия съемки. Заявочные планы снимали на макете парома, построенном в масштабе 1 к 8. Корпус модели изготовили из дерева и укрепили изнутри конструкцией из алюминиевых труб. На палубу погрузили дюжину машин также сделанных в масштабе 1 к 8. Всю конструкцию поворачивали при помощи крана, как шампур с шашлыком. (пауза) Кадры с актерами снимали иначе. Часть исполнителей загнали в бассейн; других, которые кубарем скатываются по палубе, на фрагмент полноразмерной декорации. Наконец, была подсъемка сползающих в воду настоящих машин для крупных планов. На этапе композитинга кадры собрали воедино, скомпоновав съемочные плейты и добавив атмосферных эффектов, задний план с ночным пейзажем, всплески, цифровых двойников каскадеров и, конечно, трехмерную модель Треножника. Эталонная сцена, которая и через 10 лет будет круто смотреться.

Кинофраншиза "Гарри Поттер"

Проект о "Гарри Поттере", включающий в себя восемь фильмов - это ни много ни мало счастливый билет британской киноиндустрии. Во многом благодаря этой ударной франшизе небольшие студии визуальных эффектов превратились в крупнейших мировых игроков на мировом рынке. По уровню поставленных творческих задач "Гарри Поттер" близок к "Властелину колец", который я намеренно не включил в топ, поскольку он заслуживает отдельного разбора. В "Гарри-Поттере" съемка миниатюры была популярным художественным приемом. Самые яркий пример - это видовые кадры с Хоггвартсом. Во всех частях франшизы за исключением последней - это реальная модель замка, которую создавали 86 художников и 74 макетчика. Внимание к деталям фантастическое. Пожалуй, это самая подробная и реалистичная миниатюра из когда-либо сделанных для кино. В "Дарах Смерти" взрывали ее компьютерную копию построенную по фотографиям и сканам миниатюры.

Так почему несмотря на стремительное развитие визуальных эффектов съемка миниатюры по-прежнему актуальна и востребована в большом кино? Тут несколько причин. Во-первых, физическая модель лучше передает свойства предмета чем компьютерная при взаимодействие с той же стихией, поскольку на нее уже действуют законы физики. Во-вторых, трехмерная модель существует исключительно в рамках программных настроек, корректность которых зависит от компетенции художника. При этом средний уровень специалиста по физическим спецэффектам выше чем 3d художника из-за узкой специализации. В-третьих, экономический аспект. Тот же индустриальный пейзаж дешевле создать в виде миниатюрного макета, чем моделировать с аналогичным качеством в графике. Так что мы увидим еще ни один фильм с миниатюрой.

Показать полностью 5 6
28

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования

Любой фильм проходит через подготовительный период, прежде чем слова из сценария обретут кинематографическую плоть на экране, и зритель по достоинству сумеет оценить задумку режиссера.  Одним из первых творцов будущего видеоряда является концепт-дизайнер или концепт-художник, который работает в связке с художником-постановщиком и режиссером картины. Именно он создает изображение или концепт-арт во многом определяющие визуальную эстетику и тональность кинофильма. При этом роль концепт-дизайнера растет пропорционально бюджету и жанру. Максимальным его участие становится, когда режиссер под присмотром армии продюсеров планирует потратить бюджет маленького африканского государства на создание полностью выдуманного мира для фэнтези или научной фантастики.


Видеоверсия статьи

ЭПОХАЛЬНЫЕ ХУДОЖНИКИ

Концепт-арт, как и раскадровка, пришли в игровое кино в эру звукового кино. В 30-е годы прошлого века покадровый план и иллюстрации были привычным документом для всех проектов Уолта Диснея, который будучи режиссером и прагматичным бизнесменом умел выжать максимум из своих подчиненных. В полную силу концепт-художники получили возможность проявить себя в 70-е и 80-е с выходом на экраны нескольких фантастических проектов, впоследствии вошедших в золотой фонд мирового кино. Упоминания заслуживают три художника, которые оказали огромное влияние на индустрию и вдохновили своими работами последующие поколения. Это Ральф Маккуорри, Ханс Руди-Гигер и Сид Мид.


Ральф Маккуорри

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

Другой великий голливудский фильм "Чужой" также бы смотрелся совершенно иначе если бы не гений швейцарского художника Ханс Руди-Гигера. Режиссер картины Ридли Скотт был впечатлен альбомом живописи "Некромоникон" и предложил Гигеру подумать над художественным дизайном и воплотить облик ксеноморфов. Стиль фантастического реализма, вобравший в себя элементы некро-готики и биомеханики, придал видеоряду фильма неповторимые черты. Образы ксеноморфов навсегда отпечатались в памяти зрителей и стали объектом массовой культуры. Ну, а Гигер получил "Оскар" и обессмертил свое имя. Примечательно, что над концепт-артом фильма "Прометей" работал уже наш соотечественник Алексей Кожанов, которого арт-директор выбрал за приверженность стилю Гигера. Но это уже совсем другая история...


Ханс Руди-Гигер

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост
Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

И, наконец, Сид Мид, который придумал футуристический облик кварталов и дизайн летающих автомобилей для "Бегущего по лезвию", а также поучаствовал в создании видеоряда "Трона", "Джонни Мнемоника", "Элизиума" и "Бегущего по лезвию 2049". Сид Мид начинал карьеру в студии Advanced Styling Studio, принадлежащей Ford Motor Company, а потом длительное время занимался архитектурной визуализацией. Свою страсть к архитектуре и автомобилям он в полной мере воплотил в кино.


Сид Мид

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост
Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

В настоящий момент в голливудской обойме сотни концепт-дизайнеров, у многих из которых есть определенная специализация. Например, Джеймс Клайн и Райан Черч прославились в качестве концепт-дизайнеров футуристического транспорта и фантастических миров. Виталий Булгаров - один из лучших дизайнеров роботов, который нашел себя не только в кино и игровой индустрии, но и в робототехнике. Есть и звезды-персонажники в лице Невилла Пейджа, Михаэля Кутче и Джерарда Маранца. Нашли себя в мировом кино и игровой индустрии многочисленные бывшие соотечественники - Джама Джурабаев, Ростислав Загорнов, Александр Дударь и многие другие.


Джама Джурабаев

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

Джеймс Клайн

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

ТИПОЛОГИЯ

С чего начинается работа концепт-художника? Это зависит от направления и производственной стадии проекта на которой его привлекают. Начнем с питчинга или презентации кинопроекта. Зачастую концепт художников привлекают для поиска финансирования или защиты проекта перед продюсерами или студии. Так по большому счету было в случае со "Звездными войнами", когда Ральф Маккуорри рисовал эскизы, а Джордж Лукас использовал их в качестве визуализации своих идей. В этом случае концепт-художник прорабатывает детали и расставляет акценты, чтобы произвести впечатление и передать атмосферу будущего видеоряда. Часть этих концептов войдет в число ключевых или key shots, которые будут определять дизайн фильма. При работе над питчингом или в целом на подготовительной стадии концепт-художник взаимодействует с режиссером картины, а также с художником-постановщиком и реже с продюсером. Ему требуется читать сценарий и изучать референсы предлагаемые руководителями творческой группы.


Ральф Маккуорри

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

Работу над key shot дизайном можно разделить на следующие этапы. Все начинается с набросков - скетчей и поиска композиции, и только после утверждения общей направленности, художник приступает к финализации в 2D или в 3D графике. Тут уже зависит от творческой задачи. Основная сложность в работе концепт-художника над подобными концептами, по словам Джерарда Маранца, заключается в необходимости удовлетворить запросы как режиссера, так и продюсерской группы. При этом соблюсти баланс, учесть все пожелания и хотелки участников творческого процесса это отдельное искусство. За редким исключением, режиссеры принимают самостоятельные решения. Только суперзвезды уровня Стивена Спилберга или Майкла Бэя могут утверждать элементы своих проектов без оглядки на мнения студийных боссов. Во многом поэтому на "Трансформерах" ему работалось гораздо легче чем на "Битве титанов".


Джерард Маранц

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

Но киноиндустрия и игровая индустрия требуют создания не только впечатляющих и продающих концептов, которые всем нравится рисовать и лицезреть. Частенько художнику приходится сталкиваться и с рутиной. Например, создание дизайн-развертки интерьеров, декораций или предметов под руководством арт-директора или художника-постановщика. Это менее творческая и более техническая, но также важная работа, которую надо уметь делать.

Сами же концепты, производимые в ходе продакшена, также зачастую не полируются и выглядят не слишком презентабельно, поскольку носят скорее функциональный характер. Нужно в сжатые сроки предложить варианты по расположению, например, объектов в интерьере и его внешнему виду. Если вы считаете, что подобные вопросы всегда решаются в ходе подготовительного периода, то это далеко не так не только в российском кино, которое принято ругать за не лучшую организацию, но и в голливудском. Кинопроизводство - это всегда процесс, в который вовлечены сотни людей на разных этапах и задача художника по концептам донести видение режиссера и художника-постановщика до всех заинтересованных участников в сжатые сроки.

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост
Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

Во время постпродакшена, когда за дело активнее берутся студии визуальных эффектов, концепт-художник не сидит без дела. На этом этапе он уже взаимодействует с трехмерщиками, арт-директором и супервайзером, которые согласовывают кадры с режиссером и художником-постановщиком в случае его вовлеченности на этом этапе. Фильмы "Притяжение", "Вторжение" и "Аванпост" прошли глубокую постобработку. С целью утвердить дизайн, художники студий обрабатывали кадры, чтобы ухватить настроение и действие. Таким образом у специалистов по визуальным эффектам уже был ориентир в каком ключе двигаться. И работа над тем же поствизами проходила уже более прогнозируемо.


Алена Кузьминых

Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост
Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост
Концепт-арт в кино: история, художники, типология и требования Концепт, Ганс Гигер, Художник, Чужой, Бегущий по лезвию, Звездные войны IV: Новая надежда, Уолт Дисней, Арт, Съемки, Видео, Длиннопост

Какими навыками должен обладать концепт-дизайнер, помимо очевидного - уметь рисовать? Обязательно ли ему оканчивать для этого профильный вуз?


Как показывает практика, профильное академическое образование есть далеко не у всех специалистов, но его наличие предполагает фундаментальные знания по композиции и цвету, которые необходимы художнику. Так что есть у вас художественное образование или нет, но основы изучить придется. Помимо этого важными навыками будет умение рисовать скетчи, уметь фотобашить, т.е. создавать сложные коллажированные изображения из большого количества фотографий. И, конечно же, придется серьезно освоить Photoshop.


Часто спрашивают: "Так ли нужен Photoshop или подойдет любой другой софт для рисования?".

Нет, любой другой софт не подойдет, если вы планируете работать в студии. Для себя можно изучать все, что угодно, но для студийной работы только Photoshop. Также придется разобраться с любым 3D-пакетом хотя бы на базовом уровне. Многие начинающие концепт-художники боятся браться за работу в 3D. На самом деле не все так страшно: для создания концептов достаточно базовых знаний. Самое главное, чтобы вы научились делать несложные 3D-болванки и выставлять на них свет.


Концепт-арт невероятно перспективное, востребованное и интересное направление, в котором можно реализовывать самые смелые фантазии при соблюдении сроков и в рамках бюджета :) 

Показать полностью 14
24

КАК СНИМАЛСЯ "КОНЕК-ГОРБУНОК"

"Конек-горбунок" - это киноадаптация одноименной сказки Петра Ершова, классического произведения русской литературы. Вообще сказка Ершова всеми любима. Еще при жизни автора она выдержала 7 переизданий, а в двадцатом веке, с приходом кино, неоднократно переносилась на большие экраны. Многие из нас видели и фильм Александра Роу и, конечно же, мультфильм Бутакова и Иванова-Вано. Свежий вариант кинопрочтения предложил режиссер Олег Погодин и сценарист Алексей Бородачев. Известно, что создатели перевели стихи Ершова в прозу. Помимо этого они чуть сместили акценты. Теперь это не только история о дружбе, но и любви.

КАК СНИМАЛСЯ "КОНЕК-ГОРБУНОК" Конек-Горбунок, VFX, 3D, Компьютерная графика, Съемки, Видео, Длиннопост

НА ПЛОЩАДКЕ

Съемки проекта фильма прошли в Питере и в Москве. При этом снимали исключительно в павильоне без выезда на натуру. Это не первый подобный пример в отечественном кино. Например, две трети натурных сцен картины "Он-дракон" также снимались в павильоне, а мир вокруг достраивался средствами компьютерной графики. И работу эту делали специалисты студии CGF, ответственная за графику и в "Коньке-Горбуньке". Это одна из крупнейших российских студий, удостоенная двух "Золотых орлов" за визуальные эффекты к фильмам "Экипаж" и "Время первых". Руководит компанией Александр Горохов - один из продюсеров картины.


Снимать натуру в павильоне архи-сложно, поскольку приходится имитировать солнечный свет при помощи приборов. Большую роль при этом играют размеры площадки и высота потолков, поскольку воздушную среду для павильона воссоздать на компьютере очень проблематично.

Кинематографисты снимали в здании так и не запущенного гигантского склада Юлмарта. Пространства там было больше чем в любом кинопавильоне нашей страны, поэтому осветительные приборы удалось разместить на оптимальной дистанции от актеров. Оператором-постановщиком картины был Владимир Башта, успешно снимавший как авторское кино, так и жанровое коммерческое. С его манерой съемки студия CGF также прекрасно знакома.

КАК СНИМАЛСЯ "КОНЕК-ГОРБУНОК" Конек-Горбунок, VFX, 3D, Компьютерная графика, Съемки, Видео, Длиннопост
КАК СНИМАЛСЯ "КОНЕК-ГОРБУНОК" Конек-Горбунок, VFX, 3D, Компьютерная графика, Съемки, Видео, Длиннопост

Освещение в павильоне решало как творческую, так и техническую задачу. Во-первых, оно имитировало естественное дневное освещение, поскольку кинематографисты намеренно отказались от какой-либо стилизации. Во-вторых, им требовалось создать повторяемую и полностью контролируемую среду, так как впоследствии в кадры будут интегрированы трехмерные компьютерные персонажи. В-третьих, некоторые эффекты и герои, например, Жар-птица требовали интерактивного свечения на площадке.


Дневной свет имитировался преимущественно приборами Spacelight. Все осветительное оборудование на базе светодиодов для проекта разработал оператор и инженер Сергей Астахов. Отечественным кинематографистам прекрасно знаком этот выдающийся человек, снявший лучшие картины Балабанова, проложивший первым в стране канатные дороги для съемки с воздуха и придумавший разнообразные операторские решения для "Салюта 7". В общем, если нужно снять с выдумкой без голливудского бюджета, то это к нему.


На площадке всегда находились не меньше четырех специалистов от студии CGF - супервайзер по компьютерной графике, супервайзер по анимации, специалист по сбору данных и инженер системы View-Ga, на которой еще остановлюсь подробно. Как и на площадке фильма "Он-дракон", специалисты использовали дополнительное оборудование для сбора информации. В первую очередь тахиометр для измерения площадки и последующего ее воссоздания в трехмерном пространстве, затем лидар для сканирования площадки и декораций, требующих достройки. Забор информации по освещению происходил традиционно - через зеркальный и серый шары. Иногда использовали камеру с охватом на 360 градусов, когда свет в сцене не менялся, но требовалось понимание месторасположения источников света. В наиболее же сложных кадрах с динамически изменяемым освещением зеркальный шар всегда снимался на отдельную камеру. Но прежде чем большая команда кинематографистов оказалась на площадке и прозвучала команда: "Мотор!" был достаточно долгий подготовительный период. На этом этапе происходил поиск визуального решения и выбор технологий. Рисовались концепты, создавались аниматики и проводились тестовые съемки.


МИР ФИЛЬМА

Арт-директором фильма и одним из художников-постановщиков является Изабелла Тихоньска. Под ее руководством творили 12 художников, которым предстояло разработать как дизайн материального мира, так и облик сказочных героев. За основу архитектуры был взят русский деревенский модерн с добавлением органического зодчества австрийского художника и архитектора Хундертвассера. И обратите внимание на крыши домов, которые будут во многих кадрах показаны с воздуха. Они намеренно сделаны причудливой формы и иногда напоминают по форме игрушки или предметы быта, вроде самовара, для придания большей сказочности миру. Тихоньска работала в паре с художником-постановщиком Анастасией Карамулиной, отвечавшей за строительство декораций. Разумеется, внешний вид убранств и городской архитектуры они создавали сообща с учетом пожеланий режиссера картины.

КАК СНИМАЛСЯ "КОНЕК-ГОРБУНОК" Конек-Горбунок, VFX, 3D, Компьютерная графика, Съемки, Видео, Длиннопост
КАК СНИМАЛСЯ "КОНЕК-ГОРБУНОК" Конек-Горбунок, VFX, 3D, Компьютерная графика, Съемки, Видео, Длиннопост
КАК СНИМАЛСЯ "КОНЕК-ГОРБУНОК" Конек-Горбунок, VFX, 3D, Компьютерная графика, Съемки, Видео, Длиннопост

ПЕРСОНАЖИ

Конек-Горбунек - уникальный проект в плане технологий во многом благодаря своим анимированным героям. Тут они на любой вкус. Вот возьмем рыбу-кит. За основу художники взяли горбатого кита из-за размера его глаз и их посадки. Есть и говорящий персонаж, собственно конек. Его образ очень интересен. Кинематографисты оттолкнулись от одного из видов арабских скакунов. Размеры конька они подогнали под исполнителя роли Ивана - Антона Шагина. Также ему переработали морду, поскольку он говорит.


В ролике все подробно рассказано и показано 

Показать полностью 5 1
17

Битва за "Оскар": обзор номинантов, технологии, прогнозы

Американская киноакадемия выкатила шорт-лист из десяти претендентов на "Оскар" в номинации "лучшие визуальные эффекты". Мы ведь помним, что 10 претендентов - это не окончательное число. В сегодняшнем обзоре мы попробуем предвосхитить имена пяти фильмов, которые в итоге сразятся за статуэтку в один из самых слабых киногодов в истории.


МАНК

Черно-белая биографическая драма Дэвида Финчера, которая рассказывает о легендарном сценаристе Германе Манкевиче - один из фаворитов в борьбе за награду в основных категориях. Действие фильма происходит в 30-е годы 20 века. Чтобы передать ушедшую эпоху и воплотить все режиссерские задумки студии визуальных эффектов перелопатили киноизображение, вооружившись разнообразными технологиями, в том числе трехмерной анимацией. Среди VFX супервайзеров числится трехкратный номинант на премию "Оскар" Пабло Хельман, который руководил командой аниматоров студии ILM, создававшей зверей для сцены в зоопарке, когда животные поддерживают дискуссию между героями в формате древнегреческого хора.

Помимо этого в картине масса эпизодов с перестроенными фонами. А сцена проезда героев на автомобиле по центральному бульвару потребовала создания городского окружения в графике, которое впоследствии вывели на светодиодные экраны и запечатлели на их фоне актеров в неподвижном авто. Получился своего рода современный вариант рир-проекции.


В общем, у фильма отличные шансы на попадание в число номинантов, поскольку визуальные эффекты являются неотделимой частью киноязыка Дэвида Финчера и самой истории. Не исключено, что "Манк" станет второй картиной режиссера, которую удостоят премии "Оскар" за лучшие визуальные эффекты.

ДОВОД

Последний на сегодняшний день фильм Кристофера Нолана, который не справился с миссией вернуть зрителя в кинотеатры. Как и предыдущие две картины, Нолан снимал его преимущественно на IMAX-камеры, сделав ставку на трюковую составляющую и физические спецэффекты. Если говорить о графике, то в фильме чуть меньше 300 планов с визуальными эффектами. Основным подрядчиком вновь стала студия Double Negative, а супервайзером назначили Эндрю Джексона, с которым Нолан поработал над «Дюнкерком». Отдельным пунктом значился творческий поиск визуализации эффекта обратного движения или реверса. Не всегда это решалось средствами монтажа. Дело в том, что некоторые сцены Кристофер Нолан снимал с обратным движением прямо на площадке. То есть актеров буквально просили пятиться и произносить слова задом наперед. При воспроизведении такой сцены в реверсе в контексте соседних кадров обязательно возник бы ненужный комичный эффект. В общем, обратное движение или реверс - это не простой монтажный эффект, а зачастую композ, когда специалист обрабатывал разные съемочные плейты. "Довод" и близко не "Интерстеллар" или "Начало" в плане зрелищности, но визуальные эффекты в этой картине являются частью сложного нарратива, поэтому номинация на "Оскар" неизбежна.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЧЕЧНЮ

Документальный фильм Дэвида Франца получил множество наград на разных кинофестивалях и имеет неплохие шансы на "Оскар" в номинации лучшее документальное кино за выбранную тему, приправленную гуманистическим пафосом и посылом. Но, причем здесь номинация на "Оскар" за визуальные эффекты, спросите вы. А вот при чем. Фильм рассказывает о непростой ситуации с ЛГБТ-сообществом в Чечне. По понятным причинам режиссер не мог демонстрировать лиц потерпевших. Но вместо традиционного размытия он использовал донорские дипфейки или face swap, наложив их на физиономии респондентов. В общей сложности на постпродакшене понадобилось заменить 23 лица. Все эти замены видны невооруженным глазом, что не скрывается. Таким несложным, но действенным способом режиссеру удалось сохранить и передать эмоции потерпевших через игру дублеров. Попадание в число расширенных номинантов - это награда за смекалку и реверанс в сторону инклюзивности и ЛГБТ. Кстати, про дипфейки у нас на канале есть отличное интервью. Обязательно посмотрите. С учетом повестки и относительной оригинальности нейросетей в качестве художественного инструмента "Добро пожаловать в Чечню" может разжиться номинацией.

ДУША

Пиксаровский шедевр - не первый анимационный фильм который имеет шансы на попадание в номинанты. Не так давно за "Оскар" в номинации лучшие VFX боролся мульт "Кубо. Легенда о самурае". Настал черед "Души" - глубокой истории о важности цели и предназначении в человеческой жизни. Как и другие проекты студии Pixar, "Душу" отличает великолепная анимация, проработанный мир и кое-какие технические усовершенствования. Образ главного героя, который стал первым чернокожим персонажем студии, придумывали с учетом мнений темнокожих сотрудников компании. Квинтэссенцией внутрикомандного взаимодействия служит сцена в барбершопе, которая идеально воссоздает атмосферу этнических парикмахерских Нью-Йорка. Чтобы передать особую игру света и тени Pixar даже привлекали киношного оператора-постановщика Брэдфорда Янга.

Игра на фортепиано также не анимационная выдумка, а базируется на видеореференсах выступлений джазового музыканта Джона Батисты. Что касается технических нововведений, то они касаются эпизодов в мире ВЕЛИКОЕ ДО, где души ждут своей отправки на землю. Все эти формы с размытием и полупрозрачностью, потребовали докручивать пайплайн для работы с волюметриками и шейдингом. Души также визуализировались с особой реакцией на свет и цвет пройдя через мощный арт-дирекшн. Номинация на "Оскар" за визуальные эффекты более чем реальна с учетом высокого художественного уровня анимационного проекта.

ПОЛНОЧНОЕ НЕБО

Фильмы о космосе почти всегда попадают в номинанты и нередко становятся лауреатами премии "Оскар". Так было в случае с "Гравитацией", "Интерстелларом" и "Человеком на Луне". В этот раз в поход отправляется "Полночное небо" Джорджа Клуни, одним из супервайзеров которого был Крис Лоуренс, удостоенный "Оскара" за "Гравитацию". И, да Клуни тоже играл в "Гравитации". Вот такой космический междусобойчик вырисовывается. С технологической точки зрения фильм вобрал в себя почти все передовые достижения кинопроизводства, в том числе превизуализацию с использованием Unreal Engine и комплексные Full CG сцены с симуляциями и виртуальными фотореалистичными моделями людей. У студии Framestore может быть еще одна статуэтка "Оскар". Железный номинант.

https://youtu.be/iDLraXcw3Mc

АЙВЭН, единственный и неповторимый

Диснеевский проект про говорящих диких зверей хорош всем кроме технологической новизны. Все это студия MPC уже создавала для "Книги джунглей", "Короля льва" и "Дамбо". И за проект по сказке Киплинга "Оскар" даже получала. Тут ничего нового. Хотя нет. В этот раз даже собачек сделали в графике. Так что, в фильме "АЙВЭН, единственный и неповторимый"  безусловно топовая персонажная анимация, потрясающий рендеринг и шерсть по результату, но при этом нет и толики эффекта новизны. Киноакадемики, вряд ли, дадут номинацию за осетрину второй свежести, когда есть возможность отметить что-то более общественно актуальное.

БЛАДШОТ

Кинокомикс с Вином Дизелем отдувается за продукцию Marvel, которая в последние годы всегда была представлена в борьбе за "Оскар", но из-за Ковида многое пошло не так. У фильма небольшой производственный бюджет и еще более скромный на интересные события сценарий, но что касается графики, то трехмерщики Rodeo FX оттянулись по полной программе. Здесь есть и полностью компьютерные среды, симуляции разной степени сложности и, наконец, стильный моушн-дизайн. В любой другой год подобный проект не имел бы шансов на шорт-лист с учетом высокой конкуренции, но Ковид подрасчистил дорогу, поэтому опус Вина Дизеля удостоился упоминания. Тем не менее в числе номинантов мы его не увидим.

МУЛАН

Спорный блокбастер студии Дисней продолжает череду киноэкранизаций хитовых мультфильмов. Действие фильма происходит в Китае, но съемки проходили не только в Поднебесной, но и в Новой Зеландии. Канадской студии Image Engine пришлось продемонстрировать широкий набор своих профессиональных компетенций. Здесь есть и живописные достройки фонов, и компьютерные животные, и симуляции, а также композ, композ, композ. В этом плане Мулан - стандартный приключенческий блокбастер без изысков и без большой кассы. Ну какая ему номинация?

ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ

Еще один фильм про крутых девчонок, которые надирают задницы мальчишкам. Из шестиминутного промо-ролика про визуальные эффекты мы узнаем про переделку собаки в гиену и парочку зрелищных сцен, в которых мастерски совмещены физические и визуальные эффекты. Маловато для номинации даже для ковидного киногода.

ЛЮБОВЬ И МОНСТРЫ

Еще один бедный родственник в шорт-листе. Среднебюджетная фантастика с приличной компьютерной анимацией монстров, но не более. Ни один из аспектов фильма не способен убедить в том, что картина заслуживает быть в числе номинантов. Итак, 6 марта киноакадемикам будут представлены десятиминутные промо-ролики по каждому из десяти проектов, после чего они выберут пять. Нам кажется, что наибольшие шансы на номинацию у "Довода", "Манка", "Полночного неба", "Души" и "Добро пожаловать в Чечню".

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!