Часть чепыре, заключительная (может быть)
Часть чепыре
Для того, чтобы стать настоящим водителем, надо пройти учебную практику, состоящую из двух этапов. На первом ездишь по городу на учебном вагоне, на втором уже на маршруте в расписании. И там и там с водителем-учителем.
Первый этап проходил на учебном вагоне. Это была обычная «машка»- ЛМ68М- весь зеленый, с гигантской надписью на борту-«учебный». И цвет и компоновка, да и вообще весь его внешний вид говорили о том, что для перевозки пассажиров он не предназначен. Тем смешнее было наблюдать за пассажирами, которые пытались к нам зайти. И главное отличие: он был оборудован двумя контроллерами- контроллер учителя и ученический. Кстати, ЛВСы, на которых я ездил на втором этапе практического обучения, были также оборудованы двойной системой управления. На учебном вагоне нас было трое «студентов» и Ольга Михайловна- водитель-учитель. Я ей чем то сразу не глянулся. «Ты кто по гороскопу?»- спросила она, как на экзамене. «Скорпион.»- ответил я, недоумевая, какое отношение к делу это может иметь. «Понятно.»- протянула она многозначительно. Дальше все пошло несколько… кувырком. Вот лишь несколько эпизодов.
Я за пультом (за «рулем»). На Троицком мосту мы попадаем в пробку. Еду, «расталкивая» машины. Вдруг, когда впередистоящие наконец то поняли, что сзади трамвай и поэтому с путей лучше убраться, вагон резко начинает терять ход. Взгляд на амперметры, одновременно прислушиваюсь. Сигнализация молчит, значит вагон не обесточен. А вот с амперметрами какая то фигня. В недоумении поворачиваюсь к Ольге Михайловне. «А это я тормозила. Мне показалось, что ты сейчас врежешься.»- спокойно объясняет она, и тут же срывается на крик-«Не останавливайся!!! Мы сейчас под пересечкой встанем!!!» Блядь, да я именно поэтому все уже рассчитал и ход набрал! И момент для проезда пересечки был наилучший!
Пересечка- пересечение трамвайных проводов с троллейбусными. Троллейбусы проходят ее по «контактной оси», а вот трамваи проходят «выбегом», то есть по инерции. Для трамвая пересечка- это обесточенный участок. Встанешь под ним, и без автономного хода практически невозможно выехать самостоятельно. Конечно, впоследствии я узнал способ выезда из таких мест, причем даже не покидая вагон, но об этом ниже. В данном же случае словом «пересечка», обозначался просто обесточенный участок пути на разводной части моста.
Еще эпизод. Едем по совершенно пустой, но очень узкой улочке. Внезапно срабатывает аварийный тормоз, вагон встает колом. На дороге никого. Я оборачиваюсь к Ольге Михайловне, а там уже истерика-«Ты что, не видишь, что машина выезжает?!» Из двора в пятидесяти метрах испуганно торчит лицо водителя, вопросительно смотрящего на нас- «Так вы едете, или мне выезжать?» Ольга Михайловна величественно поводит рукой- выезжай. Я в бешенстве. Мы, сука, рельсовый транспорт, мы имеем приоритет! Он выезжает с прилегающей территории, он в принципе обязан уступить дорогу всем, кто на дороге находится!! Да и в конце концов, а вези я пассажиров?! Да при таком торможении травм в салоне было бы выше крыши!!! Я же не дрова возить буду!!!!
Короче, первый этап учебной практики был как тот первый блин, который комом. Закончился он экзаменом. Весь выпуск набился в один учебный вагон, где было еще несколько экзаменаторов. Ехали по городу, периодически меняясь за пультом. Закономерность: если ученик вел плохо, в салоне стояла тишина, если нормально, то шуточки и смех. Когда за пульт сел я, экзаменаторы вспомнили, что сегодня пятница, да и давненько мы не бухали, коллеги, вы не находите? Я мысленно с ними согласился. Под дикий ржач и гогот за спиной, я проехал свою положенную дистанцию. Думаю, лишне говорить, что экзамен я сдал.
После прохождения первого этапа нас ждал заключительный- пассажирская практика. Ты на линии, ты в расписании, ты возишь людей. Тебя заранее ненавидит кондуктор- «блядь, ебаные ученики, с ними никогда плана нет!», и ты в кабине не один- с тобой водитель- учитель. Когда я узнал, что Ольга Михайловна больше не будет меня «учить», я локтем перекрестился. Распределение по маршрутам и водителям-учителям происходило в кабинете начальника отдела эксплуатации моего парка. После достаточно быстрого распределения моих коллег, взгляд начальницы уперся в меня. «Куда же тебя определить?»- задумчиво протянула она. Я пожал плечами- «Да мне похую..» Брови начальницы взлетели вверх- «Материшься при начальстве? Наглый. Попробуем тебя к Ирине Юрьевне. Но потом не жалуйся.»- сказала она, взяв в руки телефон. Что было на том конце провода я не слышал, а жаль. «Алло, Ира? Возьми ученика… Я понимаю, что ты только что одного откатала… Ира… Что? Да, молодой… Ира, «нахуй», так с начальством не разговаривают!... Я понимаю, что ты после инфаркта!... Ира, еб твою мать!!!... Выходные? Хорошо… Да, только твои. Договорились.». Начальница положила трубку, и обвела нас взглядом: «Если кому то его инструктор не понравится, обращайтесь, поменяем.»- четко выверенный по времени и продолжительности взгляд остановился на мне-«Кроме тебя. Наглеть меньше будешь. Жду всех утром на линии.» Ясно. Я попал к какой то пенсионерке после инфаркта. Черт меня за язык дернул, блин! Промолчал бы лучше! Ну да ладно, что случилось, то случилось. Так я думал на пути домой. Завтра я в первый раз в жизни повезу людей по их делам. И люди даже не будут знать, кто их везет, они даже об этом не задумаются. Они абсолютно уверены, что сев в трамвай, они доедут туда, куда им нужно, и в пути с ними ничего не случится. Они же не знают, что в кабине будет сидеть трясущийся от волнения и ответственности практикант.
Наутро я уже стоял в общем зале, где выдавали наряды на маршруты. Длинная очередь из водителей к окошку нарядчицы, кучки кондукторов, очередь к кофейному автомату, шум, гам… Я уже знал номер вагона, на котором предстояло ехать, и пути, на которых он находился. Оставалось только дождаться инструкторшу. В очереди водителей начало происходить какое то, явно не запланированное движение. Толпу, как нож масло, рассекала женщина с каштановыми волосами. На вид ей было года сорок два- сорок три. Фигура… Вот вы гитару видели? Вот примерно то же самое. «Ну куда ты, бля, лезешь то? Не видишь, тут люди стоят, очередь!»- завелся было один из водителей. «Ебало завали.»- чуть повернувшись в его сторону бросила валькирия, и уже в окошко-«Наряд мне поменяй. У меня ученик.» Я вообще не понял что к чему. Может утро раннее виновато, поэтому соображал туго. Потом медленно начало доходить. Я здесь единственный ученик, и это получается что? Это и есть та самая «пенсионерка после инфаркта»?! Да быть не может! От окошка валькирия направилась прямо ко мне. Подойдя почти вплотную сказала-«Привет.» «Здрасте.»- ответил я, и уже хотел было пуститься в объяснения что я тут первый раз, что я ничего не знаю, что я не опытный, но она меня резко оборвала. «Номер вагона знаешь?»- я кивнул. «Где стоит знаешь?»- я кивнул. «Вагон включать умеешь?»- я кивнул. «Тогда какого хуя ты еще тут? Включай вагон, я сейчас подойду.»- спокойным тоном произнесла она. Меня буквально сдуло на веер, к вагону.
Веер- в любом трамвайном парке есть заезд в этот самый парк. Это, как правило, один путь. А вот внутри парка он расходится на множество других путей. Это и есть веер. На нем формируется «выпуск»- очередь из вагонов, которые утром пойдут на линию. На одном пути весь выпуск сформировать нереально- эта очередь заняла бы не один километр. Выезд из парка, как правило, тоже один, поэтому важно, чтобы при выходе не нарушался порядок выпуска, иначе все расписание полетит к чертям.
Едва я включил вагон, как в кабину уже зашла Ирина Юрьевна со стаканом кофе в руке. Я уже сидел на водительском месте, пытаясь унять волнение. «Почему печки не включил? Хочешь, чтобы я замерзла?»- металлическим тоном произнесла она. Я тут же включил отопление и кабины и салона. С тяжелым вздохом Ирина Юрьевна перегнулась через меня и выключила печки в салоне-«Да на них то похуй. Сейчас по сезону не положено им отопление включать. Да и вставка контактная износится быстрее.» Он глотнула кофе- «Ну ка, сьебал, или ты из парка сам выезжать будешь?» Я послушно пересел на место инструктора. Вагон мягко тронулся, и мы покатили к выезду. Ирина Юрьевна объясняла мне по пути особенности маршрута: «Маршрут скоростной. Опоздания не допустимы. Из расписания выбился- вставай обратно как хочешь. У нас весь парк по одним и тем же путям ездит, а расписание у всех разное. И если тебя кто то «хапанет», то все, пиздец. Он едет по своему времени, и ему совершенно похуй, что ты опаздываешь. Они могут тебя и на 5, и на 10 минут затащить.»
Кстати, это действительно был бич данного парка: все маршруты практически дублировали друг друга с небольшими отклонениями. И водителя, допустим, 41 маршрута, совершенно не интересовало, что у него «на бампере» висит 36, у которого и времени меньше, и ехать ему дальше. А три опоздания- три креста в путевом листе, что в свою очередь могло расцениваться начальством как «умышленная задержка движения». И это уже серьезно.
«Самое главное, ты новенький, тебя будут проверять.»- продолжала Ирина Юрьевна- «К тебе в вагон может зайти наставник, начальник маршрута, проверка из БД (отдел безопасности движения), а в лица ты их еще не знаешь. Сядут так, чтобы ты их в салонное зеркало не увидел, и включат спидометр на телефоне. А скоростных ограничений на маршруте до хуя. Вот так ты на премию и попадешь.»
Зарплата водителя трамвая состояла из оклада (14 т.р.) и премии (все остальное). И ситуация, когда отработав почти месяц, человек за вполне безобидное нарушение лишался 100% премии, в этом парке была рядовой.
Внезапно Ирина Юрьевна прервала свой монолог: «А ты работать вообще собираешься?! Какого хуя ты там расселся? Давай за пульт. И шевелись, я еще в Стрельне кофе хочу попить.» Я сел за пульт и мы покатили в сторону Стрельны. Ирина Юрьевна, казалось, задремала, я вел трамвай. Еще в период учебы в Комбинате я практически полностью выучил почти все маршруты своего парка, и поэтому знал, что скоро будет очень длинный участок пути со скоростным ограничением 25 км/ч. Время 6.48. В Стрельне мы должны быть в 7.12. Блядь, с такими ограничениями не факт, что я успею. Я чуть прибавил ходу. «Ну, и куда мы так разлетелись?»- спросила Ирина Юрьевна не открывая глаз. Я обернулся на нее- она реально почти спала. «А как ты думал?»- она чуть улыбнулась- «Мне на спидометр смотреть не надо. Я всю жизнь трамваи вожу. И скорость чувствую. А вот начальство тебя за превышение по головке не погладит.» Я скинул скорость до 25- «А как же тогда успевать?» Ирина Юрьевна открыла глаза-«А им похуй.»
Город постепенно просыпался. Начали собираться первые пробки. Ирина Юрьевна снова села за пульт, чтобы показать, как действовать в таких условиях на маршруте. Нюансов действительно было множество. Где то можно было подождать- все равно не успеешь под зеленый, а где то нужно было успевать- кровь из носу. Затем она снова пустила меня за пульт. Проспект. Вереница машин выстроилась вдоль трамвайных путей. Еле ползу вдоль них, чтобы не зацепить никого. «И долго ты так будешь ехать? Через 2 минуты мы начнем опаздывать.»- в ее голосе нет ни яда, ни сарказма. Просто информирует. «А задену кого?»- я еду вдоль БМВ, дальше стоит Мерседес, далее тоже что то не менее дорогое. «У тебя от крайнего рельса габарит 40 сантиметров.»- в голосе звучит презрение. Вагон начинает набирать ход. Ирина Юрьевна с инструкторского места ведет трамвай. Поворот налево. Сплошным потоком навстречу идет ряд машин. Чуть сбавив скорость вагон начинает поворачивать. «Дальняк и звонок.»- Ирина Юрьевна лаконична. «Ща вьебемся.»- обреченно думаю я, зажав на пульте кнопки дальнего света фар и кнопку звонка. Визг покрышек, гудки. Кто то истошно тормозит, кто то продвигается вперед, буквально утыкаясь в бампер передней машины, кто то пытаясь уйти с рельс залезает в такие щели, куда на взгляд и машина то не поместится. Поворот мы проходим на приличной скорости и без остановок. «Если остановишься- будешь стоять.»- Ирина Юрьевна улыбается-«Что, очко сыграло?» Я постепенно начинаю понимать суть вождения трамвая- «Не без этого.»
В окно, отделяющее кабину от салона скребется кондуктор: «Ира, там шипит чего то. На весь салон.» Ирина Юрьевна отдает управление мне: «Я схожу- гляну, а ты пока тут это…» А-а-а!!!! Впереди один из самых сложных перекрестков на маршруте. Один я не проходил его никогда. Очень большой поток поворачивает налево, две пересечки, неадекватные пешеходы… Пересечка. Вагон обесточен, еду выбегом. Внезапно передо мной появляется машина с включенным левым поворотником и останавливается на путях. «Сьебал, блядь!»- рычу я. Чтобы понять тормозной путь трамвая, возьмите две банки пива и потрите их друг об друга. Чувствуете сопротивление? Так же и я: на металлических колесах по металлическим рельсам. Ну, плюс сила тяжести. Машина успевает уехать... Подъезжаю к остановке. Входит Ирина Юрьевна. «Матчасть вагона учил? Там воздушный шланг вырвало. Либо надень его на штуцер, либо пережми: до конечной не далеко, потом вагон поменяем.» Выхожу из кабины. Сразу понятно где вырвало шланг- 6 атмосфер шумят будьте-нате. Пытаюсь одеть шланг на штуцер- не получается. Шланг буквально рассыпается в руках. Пережимаю его. Конечная следующая. Ничего, доедем.
Совершенно дурацкая площадь с круговым движением. Пути пересекают ее по прямой. За один раз необходимо успеть под два зеленых сигнала подряд, иначе поймаешь «красную волну» и все, опоздал. Лечу под второй светофор. Если не сбавлю скорость, то успею. И тут на рельсах появляется ОН!!! Кошмар трамвайщика. Темная одежда, глухой капюшон, сверху на капюшоне здоровенные беспроводные наушники. Я знаю эту модель наушников. Они очень хорошие. Громкие. Звонить бессмысленно, а глухой капюшон не дает ему меня увидеть. Рву контроллер на себя, в положение ТР, одновременно выкручивая рукоятку рельсового тормоза. Вагон уходит в юз. Чтобы было яснее: вагон ЛВС, и звук от такого трамвая, это звук из-за особенностей конструкции тормозной системы. Не даром еще одно название ЛВСов- стеклотара. А тут тормоза зажаты, и 30 тонн летят по рельсам совершенно (!!!) беззвучно! Одна мысль: «Мой. Ну вот и все.» Каким то чудом пешеход убыстряет шаг и вагон проносится в миллиметрах от него. Я смотрю в зеркало- пешеход даже не обернулся. Он ничего не заметил. Взгляд в салонное зеркало- там все тихо, пассажиры даже не поняли, что именно сейчас могло произойти. Сзади голос Ирины Юрьевны: «Красавчик… Ну-ка, покури, уступи женщине порулить.» Мне показалось, или в ее голосе уважение? Да нет, показалось, конечно.
Я открываю новый подвижной состав. ЛВС у меня уже открыт и теперь мне хотя бы смену нужно отработать на ЛМ99- «Кузнечик». Это новый тип вагона, Он очень легкий, одиночный, а вот дури в нем столько же, сколько и в двухвагонном ЛВС. Ирина Юрьевна дремлет за моей спиной с неизменной чашкой кофе. 5.23 утра. Едем в Стрельну. Внезапно понимаю, что к запаху кофе примешивается еще какой то. Бросаю взгляд в зеркало. Твою ж мать!!! Я как подбитый истребитель! За вагоном тянется шлейф белого дыма, дым в салоне, а главное- в салоне мужик, который сел на предыдущей остановке!! «Ирина Юрьевна.»-я стараюсь говорить максимально спокойно-«Походу, горим.» Сзади сонный голос с мурлыкающими интонациями: «Да? Действительно… Остановку сделать не забудь.» Я долетаю до остановки, судорожно вспоминая где в вагоне огнетушитель. Открываю двери. Мужик выпрыгивает из трамвая и бегом направляется к кабине, стучит в дверь: «Водитель, вы там что, заснули?! У вас трамвай горит!!!» На физическом уровне ощущаю взмах ресниц, спину обдает волной холода: «Ну, мы в курсе. И чо?» Мда, простой, казалось бы вопрос, а ставит в тупик. Мужик в явном замешательстве отступает на шаг. «Ты доехал куда тебе нужно было?»- сонливости в голосе как не бывало. Голос разрезает воздух, как металлический прут. Мужик кивает. «Ну так и иди отсюда, мы сами разберемся!»- Ирина Юрьевна категорична. Мужик, оглядываясь уходит. Я поворачиваюсь: Ирина Юрьевна сидит, не выпуская из рук кофе: «У «кузнечиков» так бывает. Колодки не всегда от тормозных барабанов отходят, гореть начинают. Ничего страшного. Пойдем, я покажу что делать.»
Все вышеописанное произошло, конечно же, не в один день. Но это было, и было это здорово. Но всему приходит конец. Откатав три месяца пассажирской практики, я должен был сдать экзамен на знание маршрута. На экзамене присутствовали начальник маршрута и помощница начальника отдела эксплуатации. Выехав из парка мы поехали в сторону Оборонной улицы. Я успешно имитировал остановки (на экзамене брать пассажиров запрещено), отметился у диспетчера на конечной, успешно устранил неисправность, которую мне организовала помощница начальника… А вот дальше… Тот самый перекресток, но котором если не успел, то опоздал. На путях с левым поворотом стоит машина. На последние секунды сигнала ей удается повернуть. И я принимаю решение ехать. Зеленый еще только мигает, я должен успеть закончить перекресток как минимум на желтый. Мда… Ну, опыта тогда у меня было мало, переволновался… На середине перекрестка я был уже под красным. Сзади раздался тихий голос помощницы начальника: «Ты понимаешь, что ты сейчас сделал?» Я равнодушно кивнул. Ну, бывает. Не сдал. Буду и дальше мойщиком работать. Или в слесаря пойду. Я уже почти вытащил стоповую ручку из контроллера. Как сейчас помню, на пульт ее хотел положить и сказать «До свидания». Но голос сзади продолжил: «Я ничего не видела. И никто не видел. Единственный твой недочет- ты при разьезде со встречным вагоном на ходовых позициях шел. Ты все понял?» Я понял. Я понял, что водителей не хватает, и потому ты закрываешь глаза на грубейшее нарушение. И я, якобы, тебе теперь обязан. Одним словом и этот экзамен я сдал.
Завтра мой первый полностью самостоятельный выезд. В парке я встретил Ирину Юрьевну. Весь на эмоциях я подошел к ней: «Ирина Юрьевна, я…» «Саня,»- а вот этих интонаций я от нее еще не слышал- «Не Ирина Юрьевна, а просто Ира. Ты теперь один из нас.»
