Ka6bIH

На Пикабу
Дата рождения: 4 ноября
565 рейтинг 25 подписчиков 5 подписок 6 постов 4 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
34

Часть чепыре, заключительная (может быть)

Часть чепыре

Для того, чтобы стать настоящим водителем, надо пройти учебную практику, состоящую из двух этапов. На первом ездишь по городу на учебном вагоне, на втором уже на маршруте в расписании. И там и там с водителем-учителем.

Первый этап проходил на учебном вагоне. Это была обычная «машка»- ЛМ68М- весь зеленый, с гигантской надписью на борту-«учебный». И цвет и компоновка, да и вообще весь его внешний вид говорили о том, что для перевозки пассажиров он не предназначен. Тем смешнее было наблюдать за пассажирами, которые пытались к нам зайти. И главное отличие: он был оборудован двумя контроллерами- контроллер учителя и ученический. Кстати, ЛВСы, на которых я ездил на втором этапе практического обучения, были также оборудованы двойной системой управления. На учебном вагоне нас было трое «студентов» и Ольга Михайловна- водитель-учитель. Я ей чем то сразу не глянулся. «Ты кто по гороскопу?»- спросила она, как на экзамене. «Скорпион.»- ответил я, недоумевая, какое отношение к делу это может иметь. «Понятно.»- протянула она многозначительно. Дальше все пошло несколько… кувырком. Вот лишь несколько эпизодов.

Я за пультом (за «рулем»). На Троицком мосту мы попадаем в пробку. Еду, «расталкивая» машины. Вдруг, когда впередистоящие наконец то поняли, что сзади трамвай и поэтому с путей лучше убраться, вагон резко начинает терять ход. Взгляд на амперметры, одновременно прислушиваюсь. Сигнализация молчит, значит вагон не обесточен. А вот с амперметрами какая то фигня. В недоумении поворачиваюсь к Ольге Михайловне. «А это я тормозила. Мне показалось, что ты сейчас врежешься.»- спокойно объясняет она, и тут же срывается на крик-«Не останавливайся!!! Мы сейчас под пересечкой встанем!!!» Блядь, да я именно поэтому все уже рассчитал и ход набрал! И момент для проезда пересечки был наилучший!

Пересечка- пересечение трамвайных проводов с троллейбусными. Троллейбусы проходят ее по «контактной оси», а вот трамваи проходят «выбегом», то есть по инерции. Для трамвая пересечка- это обесточенный участок. Встанешь под ним, и без автономного хода практически невозможно выехать самостоятельно. Конечно, впоследствии я узнал способ выезда из таких мест, причем даже не покидая вагон, но об этом ниже. В данном же случае словом «пересечка», обозначался просто обесточенный участок пути на разводной части моста.

Еще эпизод. Едем по совершенно пустой, но очень узкой улочке. Внезапно срабатывает аварийный тормоз, вагон встает колом. На дороге никого. Я оборачиваюсь к Ольге Михайловне, а там уже истерика-«Ты что, не видишь, что машина выезжает?!» Из двора в пятидесяти метрах испуганно торчит лицо водителя, вопросительно смотрящего на нас- «Так вы едете, или мне выезжать?» Ольга Михайловна величественно поводит рукой- выезжай. Я в бешенстве. Мы, сука, рельсовый транспорт, мы имеем приоритет! Он выезжает с прилегающей территории, он в принципе обязан уступить дорогу всем, кто на дороге находится!! Да и в конце концов, а вези я пассажиров?! Да при таком торможении травм в салоне было бы выше крыши!!! Я же не дрова возить буду!!!!

Короче, первый этап учебной практики был как тот первый блин, который комом. Закончился он экзаменом. Весь выпуск набился в один учебный вагон, где было еще несколько экзаменаторов. Ехали по городу, периодически меняясь за пультом. Закономерность: если ученик вел плохо, в салоне стояла тишина, если нормально, то шуточки и смех. Когда за пульт сел я, экзаменаторы вспомнили, что сегодня пятница, да и давненько мы не бухали, коллеги, вы не находите? Я мысленно с ними согласился. Под дикий ржач и гогот за спиной, я проехал свою положенную дистанцию. Думаю, лишне говорить, что экзамен я сдал.

После прохождения первого этапа нас ждал заключительный- пассажирская практика. Ты на линии, ты в расписании, ты возишь людей. Тебя заранее ненавидит кондуктор- «блядь, ебаные ученики, с ними никогда плана нет!», и ты в кабине не один- с тобой водитель- учитель. Когда я узнал, что Ольга Михайловна больше не будет меня «учить», я локтем перекрестился. Распределение по маршрутам и водителям-учителям происходило в кабинете начальника отдела эксплуатации моего парка. После достаточно быстрого распределения моих коллег, взгляд начальницы уперся в меня. «Куда же тебя определить?»- задумчиво протянула она. Я пожал плечами- «Да мне похую..» Брови начальницы взлетели вверх- «Материшься при начальстве? Наглый. Попробуем тебя к Ирине Юрьевне. Но потом не жалуйся.»- сказала она, взяв в руки телефон. Что было на том конце провода я не слышал, а жаль. «Алло, Ира? Возьми ученика… Я понимаю, что ты только что одного откатала… Ира… Что? Да, молодой… Ира, «нахуй», так с начальством не разговаривают!... Я понимаю, что ты после инфаркта!... Ира, еб твою мать!!!... Выходные? Хорошо… Да, только твои. Договорились.». Начальница положила трубку, и обвела нас взглядом: «Если кому то его инструктор не понравится, обращайтесь, поменяем.»- четко выверенный по времени и продолжительности взгляд остановился на мне-«Кроме тебя. Наглеть меньше будешь. Жду всех утром на линии.» Ясно. Я попал к какой то пенсионерке после инфаркта. Черт меня за язык дернул, блин! Промолчал бы лучше! Ну да ладно, что случилось, то случилось. Так я думал на пути домой. Завтра я в первый раз в жизни повезу людей по их делам. И люди даже не будут знать, кто их везет, они даже об этом не задумаются. Они абсолютно уверены, что сев в трамвай, они доедут туда, куда им нужно, и в пути с ними ничего не случится. Они же не знают, что в кабине будет сидеть трясущийся от волнения и ответственности практикант.

Наутро я уже стоял в общем зале, где выдавали наряды на маршруты. Длинная очередь из водителей к окошку нарядчицы, кучки кондукторов, очередь к кофейному автомату, шум, гам… Я уже знал номер вагона, на котором предстояло ехать, и пути, на которых он находился. Оставалось только дождаться инструкторшу. В очереди водителей начало происходить какое то, явно не запланированное движение. Толпу, как нож масло, рассекала женщина с каштановыми волосами. На вид ей было года сорок два- сорок три. Фигура… Вот вы гитару видели? Вот примерно то же самое. «Ну куда ты, бля, лезешь то? Не видишь, тут люди стоят, очередь!»- завелся было один из водителей. «Ебало завали.»- чуть повернувшись в его сторону бросила валькирия, и уже в окошко-«Наряд мне поменяй. У меня ученик.» Я вообще не понял что к чему. Может утро раннее виновато, поэтому соображал туго. Потом медленно начало доходить. Я здесь единственный ученик, и это получается что? Это и есть та самая «пенсионерка после инфаркта»?! Да быть не может! От окошка валькирия направилась прямо ко мне. Подойдя почти вплотную сказала-«Привет.» «Здрасте.»- ответил я, и уже хотел было пуститься в объяснения что я тут первый раз, что я ничего не знаю, что я не опытный, но она меня резко оборвала. «Номер вагона знаешь?»- я кивнул. «Где стоит знаешь?»- я кивнул. «Вагон включать умеешь?»- я кивнул. «Тогда какого хуя ты еще тут? Включай вагон, я сейчас подойду.»- спокойным тоном произнесла она. Меня буквально сдуло на веер, к вагону.

Веер- в любом трамвайном парке есть заезд в этот самый парк. Это, как правило, один путь. А вот внутри парка он расходится на множество других путей. Это и есть веер. На нем формируется «выпуск»- очередь из вагонов, которые утром пойдут на линию. На одном пути весь выпуск сформировать нереально- эта очередь заняла бы не один километр. Выезд из парка, как правило, тоже один, поэтому важно, чтобы при выходе не нарушался порядок выпуска, иначе все расписание полетит к чертям.

Едва я включил вагон, как в кабину уже зашла Ирина Юрьевна со стаканом кофе в руке. Я уже сидел на водительском месте, пытаясь унять волнение. «Почему печки не включил? Хочешь, чтобы я замерзла?»- металлическим тоном произнесла она. Я тут же включил отопление и кабины и салона. С тяжелым вздохом Ирина Юрьевна перегнулась через меня и выключила печки в салоне-«Да на них то похуй. Сейчас по сезону не положено им отопление включать. Да и вставка контактная износится быстрее.» Он глотнула кофе- «Ну ка, сьебал, или ты из парка сам выезжать будешь?» Я послушно пересел на место инструктора. Вагон мягко тронулся, и мы покатили к выезду. Ирина Юрьевна объясняла мне по пути особенности маршрута: «Маршрут скоростной. Опоздания не допустимы. Из расписания выбился- вставай обратно как хочешь. У нас весь парк по одним и тем же путям ездит, а расписание у всех разное. И если тебя кто то «хапанет», то все, пиздец. Он едет по своему времени, и ему совершенно похуй, что ты опаздываешь. Они могут тебя и на 5, и на 10 минут затащить.»

Кстати, это действительно был бич данного парка: все маршруты практически дублировали друг друга с небольшими отклонениями. И водителя, допустим, 41 маршрута, совершенно не интересовало, что у него «на бампере» висит 36, у которого и времени меньше, и ехать ему дальше. А три опоздания- три креста в путевом листе, что в свою очередь могло расцениваться начальством как «умышленная задержка движения». И это уже серьезно.

«Самое главное, ты новенький, тебя будут проверять.»- продолжала Ирина Юрьевна- «К тебе в вагон может зайти наставник, начальник маршрута, проверка из БД (отдел безопасности движения), а в лица ты их еще не знаешь. Сядут так, чтобы ты их в салонное зеркало не увидел, и включат спидометр на телефоне. А скоростных ограничений на маршруте до хуя. Вот так ты на премию и попадешь.»

Зарплата водителя трамвая состояла из оклада (14 т.р.) и премии (все остальное). И ситуация, когда отработав почти месяц, человек за вполне безобидное нарушение лишался 100% премии, в этом парке была рядовой.

Внезапно Ирина Юрьевна прервала свой монолог: «А ты работать вообще собираешься?! Какого хуя ты там расселся? Давай за пульт. И шевелись, я еще в Стрельне кофе хочу попить.» Я сел за пульт и мы покатили в сторону Стрельны. Ирина Юрьевна, казалось, задремала, я вел трамвай. Еще в период учебы в Комбинате я практически полностью выучил почти все маршруты своего парка, и поэтому знал, что скоро будет очень длинный участок пути со скоростным ограничением 25 км/ч. Время 6.48. В Стрельне мы должны быть в 7.12. Блядь, с такими ограничениями не факт, что я успею. Я чуть прибавил ходу. «Ну, и куда мы так разлетелись?»- спросила Ирина Юрьевна не открывая глаз. Я обернулся на нее- она реально почти спала. «А как ты думал?»- она чуть улыбнулась- «Мне на спидометр смотреть не надо. Я всю жизнь трамваи вожу. И скорость чувствую. А вот начальство тебя за превышение по головке не погладит.» Я скинул скорость до 25- «А как же тогда успевать?» Ирина Юрьевна открыла глаза-«А им похуй.»

Город постепенно просыпался. Начали собираться первые пробки. Ирина Юрьевна снова села за пульт, чтобы показать, как действовать в таких условиях на маршруте. Нюансов действительно было множество. Где то можно было подождать- все равно не успеешь под зеленый, а где то нужно было успевать- кровь из носу. Затем она снова пустила меня за пульт. Проспект. Вереница машин выстроилась вдоль трамвайных путей. Еле ползу вдоль них, чтобы не зацепить никого. «И долго ты так будешь ехать? Через 2 минуты мы начнем опаздывать.»- в ее голосе нет ни яда, ни сарказма. Просто информирует. «А задену кого?»- я еду вдоль БМВ, дальше стоит Мерседес, далее тоже что то не менее дорогое. «У тебя от крайнего рельса габарит 40 сантиметров.»- в голосе звучит презрение. Вагон начинает набирать ход. Ирина Юрьевна с инструкторского места ведет трамвай. Поворот налево. Сплошным потоком навстречу идет ряд машин. Чуть сбавив скорость вагон начинает поворачивать. «Дальняк и звонок.»- Ирина Юрьевна лаконична. «Ща вьебемся.»- обреченно думаю я, зажав на пульте кнопки дальнего света фар и кнопку звонка. Визг покрышек, гудки. Кто то истошно тормозит, кто то продвигается вперед, буквально утыкаясь в бампер передней машины, кто то пытаясь уйти с рельс залезает в такие щели, куда на взгляд и машина то не поместится. Поворот мы проходим на приличной скорости и без остановок. «Если остановишься- будешь стоять.»- Ирина Юрьевна улыбается-«Что, очко сыграло?» Я постепенно начинаю понимать суть вождения трамвая- «Не без этого.»

В окно, отделяющее кабину от салона скребется кондуктор: «Ира, там шипит чего то. На весь салон.» Ирина Юрьевна отдает управление мне: «Я схожу- гляну, а ты пока тут это…» А-а-а!!!! Впереди один из самых сложных перекрестков на маршруте. Один я не проходил его никогда. Очень большой поток поворачивает налево, две пересечки, неадекватные пешеходы… Пересечка. Вагон обесточен, еду выбегом. Внезапно передо мной появляется машина с включенным левым поворотником и останавливается на путях. «Сьебал, блядь!»- рычу я. Чтобы понять тормозной путь трамвая, возьмите две банки пива и потрите их друг об друга. Чувствуете сопротивление? Так же и я: на металлических колесах по металлическим рельсам. Ну, плюс сила тяжести. Машина успевает уехать... Подъезжаю к остановке. Входит Ирина Юрьевна. «Матчасть вагона учил? Там воздушный шланг вырвало. Либо надень его на штуцер, либо пережми: до конечной не далеко, потом вагон поменяем.» Выхожу из кабины. Сразу понятно где вырвало шланг- 6 атмосфер шумят будьте-нате. Пытаюсь одеть шланг на штуцер- не получается. Шланг буквально рассыпается в руках. Пережимаю его. Конечная следующая. Ничего, доедем.

Совершенно дурацкая площадь с круговым движением. Пути пересекают ее по прямой. За один раз необходимо успеть под два зеленых сигнала подряд, иначе поймаешь «красную волну» и все, опоздал. Лечу под второй светофор. Если не сбавлю скорость, то успею. И тут на рельсах появляется ОН!!! Кошмар трамвайщика. Темная одежда, глухой капюшон, сверху на капюшоне здоровенные беспроводные наушники. Я знаю эту модель наушников. Они очень хорошие. Громкие. Звонить бессмысленно, а глухой капюшон не дает ему меня увидеть. Рву контроллер на себя, в положение ТР, одновременно выкручивая рукоятку рельсового тормоза. Вагон уходит в юз. Чтобы было яснее: вагон ЛВС, и звук от такого трамвая, это звук из-за особенностей конструкции тормозной системы. Не даром еще одно название ЛВСов- стеклотара. А тут тормоза зажаты, и 30 тонн летят по рельсам совершенно (!!!) беззвучно! Одна мысль: «Мой. Ну вот и все.» Каким то чудом пешеход убыстряет шаг и вагон проносится в миллиметрах от него. Я смотрю в зеркало- пешеход даже не обернулся. Он ничего не заметил. Взгляд в салонное зеркало- там все тихо, пассажиры даже не поняли, что именно сейчас могло произойти. Сзади голос Ирины Юрьевны: «Красавчик… Ну-ка, покури, уступи женщине порулить.» Мне показалось, или в ее голосе уважение? Да нет, показалось, конечно.

Я открываю новый подвижной состав. ЛВС у меня уже открыт и теперь мне хотя бы смену нужно отработать на ЛМ99- «Кузнечик». Это новый тип вагона, Он очень легкий, одиночный, а вот дури в нем столько же, сколько и в двухвагонном ЛВС. Ирина Юрьевна дремлет за моей спиной с неизменной чашкой кофе. 5.23 утра. Едем в Стрельну. Внезапно понимаю, что к запаху кофе примешивается еще какой то. Бросаю взгляд в зеркало. Твою ж мать!!! Я как подбитый истребитель! За вагоном тянется шлейф белого дыма, дым в салоне, а главное- в салоне мужик, который сел на предыдущей остановке!! «Ирина Юрьевна.»-я стараюсь говорить максимально спокойно-«Походу, горим.» Сзади сонный голос с мурлыкающими интонациями: «Да? Действительно… Остановку сделать не забудь.» Я долетаю до остановки, судорожно вспоминая где в вагоне огнетушитель. Открываю двери. Мужик выпрыгивает из трамвая и бегом направляется к кабине, стучит в дверь: «Водитель, вы там что, заснули?! У вас трамвай горит!!!» На физическом уровне ощущаю взмах ресниц, спину обдает волной холода: «Ну, мы в курсе. И чо?» Мда, простой, казалось бы вопрос, а ставит в тупик. Мужик в явном замешательстве отступает на шаг. «Ты доехал куда тебе нужно было?»- сонливости в голосе как не бывало. Голос разрезает воздух, как металлический прут. Мужик кивает. «Ну так и иди отсюда, мы сами разберемся!»- Ирина Юрьевна категорична. Мужик, оглядываясь уходит. Я поворачиваюсь: Ирина Юрьевна сидит, не выпуская из рук кофе: «У «кузнечиков» так бывает. Колодки не всегда от тормозных барабанов отходят, гореть начинают. Ничего страшного. Пойдем, я покажу что делать.»

Все вышеописанное произошло, конечно же, не в один день. Но это было, и было это здорово. Но всему приходит конец. Откатав три месяца пассажирской практики, я должен был сдать экзамен на знание маршрута. На экзамене присутствовали начальник маршрута и помощница начальника отдела эксплуатации. Выехав из парка мы поехали в сторону Оборонной улицы. Я успешно имитировал остановки (на экзамене брать пассажиров запрещено), отметился у диспетчера на конечной, успешно устранил неисправность, которую мне организовала помощница начальника… А вот дальше… Тот самый перекресток, но котором если не успел, то опоздал. На путях с левым поворотом стоит машина. На последние секунды сигнала ей удается повернуть. И я принимаю решение ехать. Зеленый еще только мигает, я должен успеть закончить перекресток как минимум на желтый. Мда… Ну, опыта тогда у меня было мало, переволновался… На середине перекрестка я был уже под красным. Сзади раздался тихий голос помощницы начальника: «Ты понимаешь, что ты сейчас сделал?» Я равнодушно кивнул. Ну, бывает. Не сдал. Буду и дальше мойщиком работать. Или в слесаря пойду. Я уже почти вытащил стоповую ручку из контроллера. Как сейчас помню, на пульт ее хотел положить и сказать «До свидания». Но голос сзади продолжил: «Я ничего не видела. И никто не видел. Единственный твой недочет- ты при разьезде со встречным вагоном на ходовых позициях шел. Ты все понял?» Я понял. Я понял, что водителей не хватает, и потому ты закрываешь глаза на грубейшее нарушение. И я, якобы, тебе теперь обязан. Одним словом и этот экзамен я сдал.

Завтра мой первый полностью самостоятельный выезд. В парке я встретил Ирину Юрьевну. Весь на эмоциях я подошел к ней: «Ирина Юрьевна, я…» «Саня,»- а вот этих интонаций я от нее еще не слышал- «Не Ирина Юрьевна, а просто Ира. Ты теперь один из нас.»

Показать полностью
70

Часть тры

Невысокий, чем то неприятный человек с очень высоким голосом, в очках и нелепо сидящем пиджаке. Начальник трамвайного отделения Комбината. «По трое заходим в кабинет, у дверей не толпимся…»- равнодушно процедил он, и скрылся за дверью. Когда я зашел туда, в мою «тройку» попал какой то парень и очень -преочень толстый мужик неясного возраста. Со мной и парнем очкастый разобрался быстро. Далее была очередь толстого. «Права есть?»- спросил очкастый после вопроса о возрасте. «Да!»- ответил толстый с ноткой гордости (?!) Тон и взгляд очкастого чуть похолодели. Может мне и показалось, но он тоже расслышал эту гордость неясного генеза. Далее был диалог: - Где получали? -В Евросоюзе! - Где?! -В Евросоюзе!!! - Конкретнее! - В Латвии!! - Тьфу, епт… Так бы и сказал, что в Прибалтике… Свободны. Очкастый начинал мне нравиться…

Нас собрали в одной аудитории. Конкретнее- в классе электрического оборудования. За преподавательский стол сел очкастый. За его спиной, на трех (!) досках от пола до потолка была изображена электрическая схема трамвая. Я еще подумал тогда- «Это каким же мозгом надо обладать, чтобы запомнить все ЭТО!!!» Ндааа…. Мог ли я тогда предположить, что сам являюсь обладателем такого мозга?! «Ну чтож, ребятки.»- начал очкастый-«Зовут меня Сергей Иваныч, я ваш начальник. Когда вы поймете, куда попали- у вас будет время уйти. Десять дней. По прошествии этого срока вы, при уходе, будете должны Комбинату кучу денег. За появление в нетрезвом виде- увольняем, за неуспеваемость- увольняем, за прогулы- увольняем, за опоздания- наказываем. Вопросы?» Сергей Иваныч был более, чем краток, но кто то все же вылез- «А как это- нетрезвое состояние?» Твою мать… Сергей Иваныч холодно глянул на вопросившего- «Алкотестер. А внизу- медпункт. Ясно? Вопросов больше нет? Свободны.» Свободны… Он произносил это слово с долей… ненависти, что ли… Следующие десять учебных дней начинались одинаково: входил Сергей Иваныч и, пересчитав нас, произносил- «У вас осталось десять дней, чтобы уйти безболезненно. По прошествии этих десяти дней вы должны будете либо отработать два года, либо оплатить свое обучение. Я никого не держу, думайте.» Десять дней, девять, восемь… К концу этой «десятидневки» от нас ушло то ли два, то ли три человека. Не последней причиной уходов стали контрольные. В частности по электрике. Для успешной сдачи контрольной требовалось лишь минимальное воспоминание о школьном курсе физики. Но покажите мне хотя бы десять человек подряд (я имею в виду случайных взрослых людей), которые помнят один из законов Ома… В последний день, в очередной раз пересчитав нас, Сергей Иваныч чуть изменившись в лице произнес: «Ну вот и все. Бесплатный период вышел. Теперь будем учиться.»

И потянулись серые будни учебы. Электрику я не понимал в упор: на хрена в одной цепи столько реле, сопротивлений и прочего! Потребителей то масса- можно же проще все сделать то! Только в процессе эксплуатации я понял, до чего же продумана электрическая система вагона. Но это было позже… Механическая часть устройства трамвая давалась мне легко от слова «совсем»: преподаватель механики до конца курса была уверена, что я работал слесарем: «Ну да, мойщик обязательно должен понимать, как устроен стояночный тормоз!» То, что стояночный тормоз проще кофемолки, ее не смущало… Вот у вас было прозрение? Нет? А у меня было. Я по прежнему нихера не понимал в электрике вагона, пока не прозвучала фраза: «Пойми, электричество- как вода. Цепь есть- оно течет, цепи нет- оно течет как может. И учти- оно всегда течет от плюса к минусу.» Я посмотрел на ту самую схему вагона на трех (!) досках от пола до потолка, и вдруг понял все!!! До меня наконец то доперло, зачем столько проводов, зачем, казалось бы нелогичные цепи… Одним словом я «въехал». О, да. Нам так же читали курс ПДД- Правила Дорожного Движения. Там мы занимались тем, что зачем то переписывали дословно (!) брошюрку по ПДД! Самую меткую оценку происходящему дал мой сокурсник, выглядящий, ( прости, Кирюха) как самый настоящий аутист: « Блядь, еще полтора часа плоских шуток…» Все шутки преподавателя ПДД можно было пересчитать по пальцам одной руки. Они повторялись из раза в раз. Я, как имеющий не только педагогическое образование, но и опыт работы, понимал, что перед нами не преподаватель, а говно. Не научил он ничему… Так же нам читали курс первой медицинской помощи. Сам курс сводился к изучению азов анатомии, которую я помнил еще с институтских времен. Практическая ценность всех лекций уместилась в одной тираде: «Никогда не трогай пострадавшего. У него позвоночник сломан, а ты его из машины тащить начнешь. Или шея повреждена, а ты ему «рот в рот» начинаешь делать, по науке шею приподняв. И все- человека убил ты, помощью своей. Ты не врач- жди скорой.» Сам Сергей Иваныч читал нам предмет, называемый «Техника управления». Это был один из самых нужных и необходимых предметов: с какой скоростью какую стрелку проходить, приемы проезда проблемных перекрестков, особые места, действия при пожаре в вагоне и т.д… Я намеренно описываю лишь учебный процесс, опуская разные личностные взаимоотношения внутри учебной группы- сага не о том.

И вот настало время итоговых экзаменов. Их сдали все! Вся группа, а было нас около тридцати человек! Для сравнения: троллейбусников тоже поначалу было около тридцати- до «финала» дошло лишь четверо… Дело вовсе не в том, что троллейбусники были тупее, или что либо в этом роде. Просто «имели» их крайне жестко. На моей памяти нас проверяли алкотестером три- четыре раза, троллейбусников же каждый день. То, что трамвайщикам сходило с рук (опоздания, неуспеваемость, даже иногда прогулы) у троллейбусников каралось быстро и максимально жестоко. Опять мне повезло… Экзамен в ГАИ был самым суровым испытанием. Предстояло сдавать только «теорию», отчего делалось еще страшнее: а вдруг не сдам?! А сдавали мы на профессиональные категории «C» и «D». И вот, в девять часов утра, вся наша группа была у здания Центрального ГАИ на шоссе Революции. Нервные шутки, нервный смех, страшные истории как кто то не сдал и что потом с ним было, мобильники с билетами ПДД… До экзамена оставался час. Время шло. Наш преподаватель ПДД, и по совместительству ответственный за экзамен, стоял, окруженный группкой учеников и что то увлеченно им рассказывал. Я протискивался мимо с целью выйти на улицу покурить, когда он окликнул меня: «О! А тебя то до экзаменов не допустили. Хе-хе…» У меня все упало: «Это как?» Он расплылся в довольной улыбке: «А у тебя в медкарточке непонятно написано. Там графа «противопоказания» и не ясно, то ли подчеркнута она, то ли зачеркнута.» До начала экзамена оставалось сорок минут. Еб твою мать, ты стоял в трех метрах от меня, ты видел меня, и ничего мне не говорил! Ситуацию спасла староста нашей группы: «Сань, пулей на медосмотр, поправляешь надпись и обратно.» Ехать на другой конец города, в утренний час пик. Навалилось безразличие: «Да ладно. Не успею уже…» Староста глянула на меня: «А у тебя есть выбор?» И я «посвистел». Как я успел- это отдельная песня. Я успел в поликлинику, я успел на автобус, я успел везде… кроме ГАИ. Когда я приехал обратно с заветной справкой, экзамен уже шел. Что теперь делать я не знал. Но если не знаю я, то может быть знают другие. Я подошел к окошку с надписью «Справочное», и изложил свою проблему тетке, сидящей там. Тетка равнодушно скользнула по мне взглядом: «Вы же по «CD» сдаете? Пойдемте.» Мы прошли с ней в другой конец здания. Она ушла с моими документами, а когда вернулась, сказала: «Ждите.» И я ждал. Тем временем наша группа уже сдала экзамен. Кто то увидел меня, начались кривые усмешки… Наконец меня пригласили на сдачу. Решив все билеты примерно за полторы минуты, я краем глаза увидел, как у мужика, сидевшего сбоку от меня, экран загорелся красным. «Пятнадцатый, на выход.»- подал голос гаишник, наблюдающий за экзаменом. Мужик встал, и сутулясь вышел. Меня затрясло- а вдруг и у меня так же?! Хотя гаишник молчит, экран у меня не красный. Я встал и подошел к гаишнику. Тот поднял на меня взгляд: «А, трамвайщик… А чего так долго сидел? У тебя ни одной ошибки, иди, фотографируйся. Потом подожди, тебя позовут права получать.» Из кабинета я вылетел, как на крыльях. Вся наша группа еще ожидала момента получения прав. «О, ну как, сдал?»- приветствовали меня мои одногруппники- »Нам сказали, что мы в районе пяти- шести часов вечера права получим! А ты то еще позже- ты же позже нас сдавал! Ха-ха!» Проходящий мимо гаишник бросил на них неприязненный взгляд: «Да он их получит еще раньше, чем вы. Пойдем.» Я пошел с ним, сфотографировался, и действительно получил права уже через сорок минут.

Показать полностью
98

Продолжение

Продолжение, правда так себе...

В принципе, обязанности мойщика- уборщика подвижного состава, коим я теперь являлся, предельно просты. После того, как вагон зашел в депо, его нужно намылить с одной стороны и так же намылить «морду», ну или «жопу», смотря как с напарником договоришься. Напарник мылит другую сторону вагона. Для этого дается швабра, ведро и порошок. После того, как вагон намылен и мыло смыто из шланга, вагон гонится на ТО, где ты должен подмести полы в вагоне и помыть- протереть стекла. В тот момент, когда слесаря шастают по вагону взад- вперед. И еще одно правило: в кабину не лезть!!! Кабину водители убирают сами! Всякий раз, втихаря залезая в кабину, что чаще всего бывало на обеде, я воображал себя водителем. Я садился на сиденье, клал руку на контроллер, и представлял… Конечно, потом мне разьяснили, что в кабину мне нельзя, ибо у меня отсутствует допуск по электричеству. Но это было позже.

А пока я мыл вагоны и потихоньку расспрашивал слесарей и перегонщиков обо всем, что казалось мне важным. Фраза одной перегонщицы, красивой пожилой женщины, врезалась мне в память, да так там и осталась. В ответ на вопрос «А как оно, быть водителем трамвая?» она ответила «Что бы тебе не говорили, что бы не советовали- НИКОГО НЕ СЛУШАЙ! ВСЕ САМ!» К чему она это сказала, я тогда не понял, но пригодилось на всю жизнь. А как то раз ко мне подошла наша самая Старшая Мойщица, и говорит: «У меня брат водителем работает. Просил передать, что мрут водители от язв и инфарктов, в основном… Работа нервная… Не ходи водителем, оставайся тут, старшим, а?» Глянулся я им, хех… Но ВОДИТЕЛЬ… Это ж романтика! И еще один эпизод. Как то раз, в середине дня, в депо заехал трамвай, бампер которого был изрядно помят. Собралось все начальство. Они орали и размахивали руками. Потом они все куда то ушли, и лишь одна женщина оскалившись (реально!) вытащила телефон и начала фотографировать повреждения. Ни перегонщики, ни слесаря близко к ней не подходили. Закончив фотографировать, она села на бетонный пол и закурила, хотя курить в депо строжайше запрещено. К ней по прежнему никто не подходил. Я подхватил ведро и направился за водой. Мне предстояло пройти мимо нее. Когда до нее оставалось метра два, она повернула голову и посмотрела на меня. Такой концентрации ненависти я еще не видел нигде, даже в тюрьме. А еще она плакала. Никого не слушай, все сам…

Как то неожиданно настала зима. Я по прежнему мыл вагоны. Начинал в 6.30, заканчивал в 16.00. Имел бесплатный проезд на всем наземном электрическом транспорте. Обучение на водителя, в моем понимании, отдвигалось еще где то на месяц- скоро Новый Год, потом праздники, потом еще что-нибудь… Одним словом в тот день я был абсолютно безмятежен. Но телефонный звонок нарушил мое спокойствие-«Александр? Это отдел кадров трамвайного парка. Вы сейчас где? Вам удобно подойти?» Блин, она что, не помнит, что сама же меня мойщиком оформляла?! Я пулей рванул в отдел кадров. - Здравствуйте. -О, здравствуйте. Распишитесь здесь, здесь… ага… и вот тут… все. Завтра поедете на Сызранскую улицу. Знаете где это? Там… Мне были даны подробные инструкции куда ехать, с кем разговаривать, что говорить, как и кому улыбаться. Меня зачисляли в Учебный Комбинат. На мой недоуменный вопрос, что мол как так, ведь по моим расчетам учеба должна была начаться только в следующем году, мне ответили- «Сотрудники ГЭТа имеют приоритет.» Ох ты ж… сотрудники. Короче, сбылась мечта идиота.

На Сызранской улице находилось Главное Управление… не, не так. Там была УПРАВА. Полностью идиотское, забитое совершенно беполезными людьми здание. Эти люди целыми днями занимались только тем, что создавали иллюзию работы. Они занимаются этим и сейчас, получая вполне достойные зарплаты. Но не они главные кровопийцы, ой не они… Но не буду забегать вперед. Просидев в коридоре минут 40 при полном отсутствии очереди, я наконец то попал к кадровичке. -Вы учиться на водителя хотите? -Да -Вы в трамвайном парке работаете? -Да, мойщиком. Вот, специально до учебы устроился. Кадровичка посмотрела на меня очень странным взглядом, затем протянула направление в Комбинат: «Адрес Учебного Комбината написан тут. Удачи.» Я снова ничего не понял.

Передав все документы в Комбинат и пройдя все необходимые медкомиссии и тесты, я вышел на крыльцо. Комбинат располагался на территории Совмещенного Трамвайно-Троллейбусного Парка (СТТП). На крыльце курило несколько водителей-учителей: «… И я ей такой-Машину резко не дергай. Вон у тебя в салоне парень в носу ковыряет. А вдруг у него ногти не стрижены? Дернешься, а он качнется и мозг себе поцарапает?! Ха-ха-ха! » Я тоже улыбнулся. Один из стоящих обратил на меня внимание: «А ты чего тут?» Я ответил что на учебу. Улыбки погасли, трое развернулись и ушли. Один подошел ближе: «Отучишься- вали из этого гадюшника. Я тридцать лет в трамваях. У меня нет пенсии, зато есть язва и два инфаркта.» Я понимающе улыбнулся. Не слушай никого, все сам.

Показать полностью
21

Как я был траНваем

Итак, вынужденно находясь во временном безделье, я пишу это… хмм…. произведение. Никакой цели оно не преследует: ни просветительской, ни информационной, ни предостерегающей. Это так… воспоминания, что ли. Воспоминания об одной, достаточно яркой странице моей жизни. Итак: все имена изменены, любые совпадения- плод вашей больной фантазии и моего неуемного воображения!

КАК Я БЫЛ ТРАМВАЕМ.

Переезд и поиск работы; «даже 20»; Николаич; я-мойщик

Пожалуй, началось все с переезда. Да, именно с него. Переехав в новый район, я обнаружил, что ни промзоны, ни складских территорий рядом нет. А что есть, так туда водители погрузчиков не требуются. Помаявшись около месяца, и вконец осатанев, я пошел в порт. Откуда меня, спустя месяц благополучно попросили: «Это же стратегический обьект! А ты тут… да еще с такой статьей! Ну и что, что судимость погашена?! Нас это мало волнует!» Одним словом опять…. Если бы за весь период поиска работы мне за каждое «Мы вам перезвоним» платили бы хотя бы по 10 рублей, то и работать было бы не обязательно. Как то раз, курил я на балконе, и тут мой взгляд упал на проезжающий внизу троллейбус. «А что?»- подумал я-«Работают же люди?» Благо троллейбусное кольцо было недалеко от дома, я решил перед принятием окончательного решения поговорить с водителями. Результат был впечатляющим: «Охуел?! Рекламы начитался?! Да ты тут вообще без штанов останешься! На тебя все напишут- и что было, и чего не было!!! Не вздумай» Так орала мне водитель троллейбуса в ответ на невинную фразу «Я тоже на троллейбус хочу. Как так оно вообще?» Кто «напишут», куда «напишут», кому «напишут»? Тогда я этого не понимал…

«Будешь работать- будешь получать 18, будешь хорошо работать- будешь получать даже20!»- разъяснял мне мои будущие перспективы хозяин одного из «заводов», а по факту мелких шарашек, которые во множестве арендовали пустующие цеха одного из ленинградских заводов. После слов «даже 20», я понял, что делать мне здесь совершенно нечего. И уныло побрел домой. То есть на трамвай, на котором мне до дому доехать и предстояло. И тут… Я ж на работу ездил устраиваться, поэтому трезвый был, как стекло. Но какая то неведомая сила мотнула меня в сторону диспетчерской, благо завод находился рядом с трамвайным кольцом. Заметив на крыльце курящую толстую тетку, я подошел к ней и робко спросил- «А Вы водитель?» Тетка тоскливо взглянула на меня и ответила- «Да куды уж нам то… Я кондуктор… Водитель щас выдет…» Ну, что ж, отсутствие агрессии уже хорошо. Тут из дверей вышел мужик. «Николаич!»- тетка этому мужику- «Тута вот… Водителя спрашивает.» И ногтями на меня показывает. Мужик повернулся ко мне. Он был абсолютно спокоен и даже слегка улыбался. «Скажите,»- обратился я к нему- «А сколько получает водитель трамвая?» «По разному»- спокойно произнес тот- «Я, со своим первым классом 40 имею, а у тебя третий будет. Ну, 25 будет точно, а там… как ездить будешь…» Дядька выглядел настолько безмятежным, по сравнению с троллейбусниками, что я не сомневался больше ни секунды. К тому же в ушах все еще звучало «даже 20». Я поехал в парк. В парке, без труда найдя отдел кадров, я поинтересовался, нужны ли им водители и как это «вообще». Мне тут же объяснили, что ближайшая группа в учебный комбинат будет набираться только через два месяца, так что оставьте свой телефон, и мы Вам перезвоним, если конечно на тот момент Вы не передумаете. Телефон я оставил, и уже было развернулся к выходу, но тело с организмом сработали быстрее, чем мозг. Пока мозг переваривал ситуацию, организм развернулся обратно к кадровичке, а тело ртом спросило- «А на это время у вас в парке вакансии есть?» Кадровичка заинтересованно посмотрела- «Ну, вообще есть. Кондуктором, например.» «Да я ж там поубиваю всех, нахер»- подумал я. А другого ничего нет? Кадровичка отложила все, чем занималась до этого- «Образование?» «Высшее.»- я даже немного смутился. «Тогда либо мастером в депо, либо слесарем. Ну, или мойщиком- уборщиком.»- протянула она в явном замешательстве. Либо мастером, либо мойщиком? Лихо у них тут, ничего не скажешь! «А прикол в чем?»- я уже понял, что без работы я отсюда не уйду. «А на водителя Вас ни с мастера, ни со слесаря учиться не пошлют.»- кадровичка обезоруживающе улыбнулась. Вопрос был решен- я мойщик. «Мойщик?»- директор парка с интересом листала мою трудовую книжку- «А чего не слесарем, действительно? Вы же, я вижу и швец, и жнец… ».»Да я на водителя хочу»- с неизвестно откуда взявшейся горячностью возразил я. «Ну что ж, ладно.»- директор захлопнула мою трудовую. Вопрос был решен.

Показать полностью
56

Из Калининграда есть кто?

Всем привет. Не знаю с чего начать даже...  Меня зовут Саня. Мне 41, рост... хрен его знает... 175 где то, с чувством юмора и вредными привычками (все в меру), образование высшее,но работаю руками, по большому счету домосед, но с хорошим человеком и гулять приятно.Живу год в Калининграде, сам из Питера. Увлечений толком никаких нет. Хочу познакомится с девушкой/женщиной для общения, а в последствии может и для большего.

Из Калининграда есть кто?

+7 953 3708041 Ватсап или Вайбер

Показать полностью 1

Сказка

Стадо баранов в загоне. Большое стадо, гигантское. Как-то так случилось, что стадом управляют волки. А за пределами загона живут козлы. Волки хотят есть. Они говорят баранам, что те, у кого катышки на жопе, тот враг. Бараны начинают дружно осматривать друг друга и выдавливают из стада тех, у кого катышки. Выдавленных съедают волки за ближайшим холмом.

Правда не обошлось без эксцессов- у баранов рога. Волки:

- Так, все срочно спиливаем рога! Они вам не нужны. Мы вот без рогов и ничего! Да и от кого вам обороняться?! Вы же единый народ!

Кто-то: Да мне они и не мешают. И пилить их больно. Да и мало ли, пригодится еще... У козлов вон есть, и у меня тоже.

Волки и остальные бараны:

- Сука! Агент козлов! Пятая колонна! От кого ты тут обороняться собрался?! Ни у кого рогов нет, а ты что, особенный?! Ату его!!!

Волки начинают мерзнуть:

- Срочно все сдаем шерсть! Шерсть это пережиток прошлого! Зачем вам шерсть- вы же греетесь друг об друга! Вы же единый народ!

Кто-то:

- Но я не хочу! Это моя шерсть! Растет она на мне, без нее мне холодно, да и привык я к ней!

Волки и остальные бараны:

- Сука! Агент козлов! Пятая колонна!Больше всех надо, что ли?! Мы вон, голые, а ты что, особенный?! Ату его!!!

А козлы ходят вокруг, пасутся где хотят. У них опасные рога и острые копыта. Они пиздят волков, когда те заходят на их луга. Они не мерзнут- их никто не стрижет. Их меньше, чем баранов. И глядя на баранов они в ахуе...

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества