Часть тры
Невысокий, чем то неприятный человек с очень высоким голосом, в очках и нелепо сидящем пиджаке. Начальник трамвайного отделения Комбината. «По трое заходим в кабинет, у дверей не толпимся…»- равнодушно процедил он, и скрылся за дверью. Когда я зашел туда, в мою «тройку» попал какой то парень и очень -преочень толстый мужик неясного возраста. Со мной и парнем очкастый разобрался быстро. Далее была очередь толстого. «Права есть?»- спросил очкастый после вопроса о возрасте. «Да!»- ответил толстый с ноткой гордости (?!) Тон и взгляд очкастого чуть похолодели. Может мне и показалось, но он тоже расслышал эту гордость неясного генеза. Далее был диалог: - Где получали? -В Евросоюзе! - Где?! -В Евросоюзе!!! - Конкретнее! - В Латвии!! - Тьфу, епт… Так бы и сказал, что в Прибалтике… Свободны. Очкастый начинал мне нравиться…
Нас собрали в одной аудитории. Конкретнее- в классе электрического оборудования. За преподавательский стол сел очкастый. За его спиной, на трех (!) досках от пола до потолка была изображена электрическая схема трамвая. Я еще подумал тогда- «Это каким же мозгом надо обладать, чтобы запомнить все ЭТО!!!» Ндааа…. Мог ли я тогда предположить, что сам являюсь обладателем такого мозга?! «Ну чтож, ребятки.»- начал очкастый-«Зовут меня Сергей Иваныч, я ваш начальник. Когда вы поймете, куда попали- у вас будет время уйти. Десять дней. По прошествии этого срока вы, при уходе, будете должны Комбинату кучу денег. За появление в нетрезвом виде- увольняем, за неуспеваемость- увольняем, за прогулы- увольняем, за опоздания- наказываем. Вопросы?» Сергей Иваныч был более, чем краток, но кто то все же вылез- «А как это- нетрезвое состояние?» Твою мать… Сергей Иваныч холодно глянул на вопросившего- «Алкотестер. А внизу- медпункт. Ясно? Вопросов больше нет? Свободны.» Свободны… Он произносил это слово с долей… ненависти, что ли… Следующие десять учебных дней начинались одинаково: входил Сергей Иваныч и, пересчитав нас, произносил- «У вас осталось десять дней, чтобы уйти безболезненно. По прошествии этих десяти дней вы должны будете либо отработать два года, либо оплатить свое обучение. Я никого не держу, думайте.» Десять дней, девять, восемь… К концу этой «десятидневки» от нас ушло то ли два, то ли три человека. Не последней причиной уходов стали контрольные. В частности по электрике. Для успешной сдачи контрольной требовалось лишь минимальное воспоминание о школьном курсе физики. Но покажите мне хотя бы десять человек подряд (я имею в виду случайных взрослых людей), которые помнят один из законов Ома… В последний день, в очередной раз пересчитав нас, Сергей Иваныч чуть изменившись в лице произнес: «Ну вот и все. Бесплатный период вышел. Теперь будем учиться.»
И потянулись серые будни учебы. Электрику я не понимал в упор: на хрена в одной цепи столько реле, сопротивлений и прочего! Потребителей то масса- можно же проще все сделать то! Только в процессе эксплуатации я понял, до чего же продумана электрическая система вагона. Но это было позже… Механическая часть устройства трамвая давалась мне легко от слова «совсем»: преподаватель механики до конца курса была уверена, что я работал слесарем: «Ну да, мойщик обязательно должен понимать, как устроен стояночный тормоз!» То, что стояночный тормоз проще кофемолки, ее не смущало… Вот у вас было прозрение? Нет? А у меня было. Я по прежнему нихера не понимал в электрике вагона, пока не прозвучала фраза: «Пойми, электричество- как вода. Цепь есть- оно течет, цепи нет- оно течет как может. И учти- оно всегда течет от плюса к минусу.» Я посмотрел на ту самую схему вагона на трех (!) досках от пола до потолка, и вдруг понял все!!! До меня наконец то доперло, зачем столько проводов, зачем, казалось бы нелогичные цепи… Одним словом я «въехал». О, да. Нам так же читали курс ПДД- Правила Дорожного Движения. Там мы занимались тем, что зачем то переписывали дословно (!) брошюрку по ПДД! Самую меткую оценку происходящему дал мой сокурсник, выглядящий, ( прости, Кирюха) как самый настоящий аутист: « Блядь, еще полтора часа плоских шуток…» Все шутки преподавателя ПДД можно было пересчитать по пальцам одной руки. Они повторялись из раза в раз. Я, как имеющий не только педагогическое образование, но и опыт работы, понимал, что перед нами не преподаватель, а говно. Не научил он ничему… Так же нам читали курс первой медицинской помощи. Сам курс сводился к изучению азов анатомии, которую я помнил еще с институтских времен. Практическая ценность всех лекций уместилась в одной тираде: «Никогда не трогай пострадавшего. У него позвоночник сломан, а ты его из машины тащить начнешь. Или шея повреждена, а ты ему «рот в рот» начинаешь делать, по науке шею приподняв. И все- человека убил ты, помощью своей. Ты не врач- жди скорой.» Сам Сергей Иваныч читал нам предмет, называемый «Техника управления». Это был один из самых нужных и необходимых предметов: с какой скоростью какую стрелку проходить, приемы проезда проблемных перекрестков, особые места, действия при пожаре в вагоне и т.д… Я намеренно описываю лишь учебный процесс, опуская разные личностные взаимоотношения внутри учебной группы- сага не о том.
И вот настало время итоговых экзаменов. Их сдали все! Вся группа, а было нас около тридцати человек! Для сравнения: троллейбусников тоже поначалу было около тридцати- до «финала» дошло лишь четверо… Дело вовсе не в том, что троллейбусники были тупее, или что либо в этом роде. Просто «имели» их крайне жестко. На моей памяти нас проверяли алкотестером три- четыре раза, троллейбусников же каждый день. То, что трамвайщикам сходило с рук (опоздания, неуспеваемость, даже иногда прогулы) у троллейбусников каралось быстро и максимально жестоко. Опять мне повезло… Экзамен в ГАИ был самым суровым испытанием. Предстояло сдавать только «теорию», отчего делалось еще страшнее: а вдруг не сдам?! А сдавали мы на профессиональные категории «C» и «D». И вот, в девять часов утра, вся наша группа была у здания Центрального ГАИ на шоссе Революции. Нервные шутки, нервный смех, страшные истории как кто то не сдал и что потом с ним было, мобильники с билетами ПДД… До экзамена оставался час. Время шло. Наш преподаватель ПДД, и по совместительству ответственный за экзамен, стоял, окруженный группкой учеников и что то увлеченно им рассказывал. Я протискивался мимо с целью выйти на улицу покурить, когда он окликнул меня: «О! А тебя то до экзаменов не допустили. Хе-хе…» У меня все упало: «Это как?» Он расплылся в довольной улыбке: «А у тебя в медкарточке непонятно написано. Там графа «противопоказания» и не ясно, то ли подчеркнута она, то ли зачеркнута.» До начала экзамена оставалось сорок минут. Еб твою мать, ты стоял в трех метрах от меня, ты видел меня, и ничего мне не говорил! Ситуацию спасла староста нашей группы: «Сань, пулей на медосмотр, поправляешь надпись и обратно.» Ехать на другой конец города, в утренний час пик. Навалилось безразличие: «Да ладно. Не успею уже…» Староста глянула на меня: «А у тебя есть выбор?» И я «посвистел». Как я успел- это отдельная песня. Я успел в поликлинику, я успел на автобус, я успел везде… кроме ГАИ. Когда я приехал обратно с заветной справкой, экзамен уже шел. Что теперь делать я не знал. Но если не знаю я, то может быть знают другие. Я подошел к окошку с надписью «Справочное», и изложил свою проблему тетке, сидящей там. Тетка равнодушно скользнула по мне взглядом: «Вы же по «CD» сдаете? Пойдемте.» Мы прошли с ней в другой конец здания. Она ушла с моими документами, а когда вернулась, сказала: «Ждите.» И я ждал. Тем временем наша группа уже сдала экзамен. Кто то увидел меня, начались кривые усмешки… Наконец меня пригласили на сдачу. Решив все билеты примерно за полторы минуты, я краем глаза увидел, как у мужика, сидевшего сбоку от меня, экран загорелся красным. «Пятнадцатый, на выход.»- подал голос гаишник, наблюдающий за экзаменом. Мужик встал, и сутулясь вышел. Меня затрясло- а вдруг и у меня так же?! Хотя гаишник молчит, экран у меня не красный. Я встал и подошел к гаишнику. Тот поднял на меня взгляд: «А, трамвайщик… А чего так долго сидел? У тебя ни одной ошибки, иди, фотографируйся. Потом подожди, тебя позовут права получать.» Из кабинета я вылетел, как на крыльях. Вся наша группа еще ожидала момента получения прав. «О, ну как, сдал?»- приветствовали меня мои одногруппники- »Нам сказали, что мы в районе пяти- шести часов вечера права получим! А ты то еще позже- ты же позже нас сдавал! Ха-ха!» Проходящий мимо гаишник бросил на них неприязненный взгляд: «Да он их получит еще раньше, чем вы. Пойдем.» Я пошел с ним, сфотографировался, и действительно получил права уже через сорок минут.