Без названия
1 пост
1 пост
Пришла необычная фотография. На ней изображены солдаты, но лицо одного из них - это сплошная утрата. Кто-то, пытаясь, видимо, «исправить» утрату, наивно дорисовал на этом месте карандашом смайлик.
Я периодически начинаю с влажной очистки. Хотя эта фотография и не казалась сильно загрязнённой, стоило мне провести по ней ватным тампоном, смоченным в специальном растворе, как оказалось, что грязи смывается довольно много. Это первый и важнейший шаг к тому, чтобы увидеть первоначальный образ. Влажная очистка не только избавилась от пыли, но ещё и вернула глянцевость фото, на снимках после реставрации немного видно, что фотография бликует в некоторых местах.
Затем я перешла к точечной работе с повреждениями. Я обнаружила следы от склеивания с другим фото, эти плотные участки мне пришлось аккуратно соскабливать скальпелем. Как они то и выглядели как утраты, хотя утраты на лицах все равно есть, но крохи родного изображения скрыты были вот этими кусками инородной фотографии.
С оборотной стороной я изначально не планировала много работать, но не могла оставить крупные твёрдые пятна от клея. Я их удалила, а заодно расправила и восполнила утраты картона. Я делаю это с помощью вставок из подобной бумаги, и эту же технику я использовала для лицевой стороны. С помощью клея я расправила измятости, а также заполнила области с утратами. Здесь важно хорошенько всё загладить, чтобы вставки потом стало совершенно не видно.
После того как фотография полностью просохла, наступил самый творческий этап тонировка. Заполняла только утраты, лица я дорисовать не могу, но притонировать слегка, чтобы их отсутствие не бросалось в глаза, возможно. За кадром я также восполнила один недостающий уголочек.
И вот, после всех этих шагов, я наконец вижу результат своей работы. Фотография преобразилась: повреждения устранены, её целостность восстановлена.
Показываю свою довольно старую работу: реставрацию крупного портрета девушки. Многие, кто видел этот снимок раньше, говорили, что девушка очень похожа на Долорес Амбридж из «Гарри Поттера».
Фотография была в сложном состоянии: помимо многочисленных изломов и утрат углов, её загрязнил жирный слой клея с оборотной стороны, который я упорно и долго счищала. Края разрывов со временем смялись как хотели, и нужно было их правильно расправить, чтобы подклеить и предотвратить повторные повреждения. Такие места я дополнительно промазываю клеем сверху и клеевая плёнка создаёт более прочное соединение.
По классике восполнила утраты бумагой. В этот раз взяла просто белую, предстояло много тонироврк и цвет вставки не был принципиально важен.
В итоге получилась аккуратно расправленная фотография с почти незаметной тонировкой. Заказчик остался доволен результатом.
Но разница между состоянием «до» и «после» заметна.
После деликатной поверхностной очистки и тонирования утрат снимки преобразились. Они выглядят ухоженными и завершенными. Исчезли визуальные «шум» и пятна, взгляд теперь свободно скользит по изображению, не спотыкаясь о повреждения. Это тот случай, когда небольшое количество процессов и бережной работы и вернули фотографиям их историческую ценность и эстетическое обаяние, не перекрашивая их историю заново.
Мне в руки попал офорт авторства самого Ивана Ивановича Шишкина. Работа была большого формата и её проблемы были соответствующими. Главной из них стала полная утрата верхнего левого угла.
В ходе своей бытования кто-то предпринял попытку грубого «ремонта»: вместо утраченного фрагмента был приклеен кусок старой желтой бумаги. Сделано это было с помощью клея, который не пропитал оригинальную бумагу, оставив на ней твердые желтые пятна. Моей первоочередной и очень сложной задачей стало их удаление.
Работа началась с многочисленных механических очисток. Аккуратно, сантиметр за сантиметром, я удаляла поверхностную пыль и загрязнения с лицевой и оборотной стороны. Только после этого я смогла приступить к промывке офорта в воде. Несмотря на то, что бумага в целом была в приемлемом состоянии, промывка дала прекрасные результаты: лист смог немного посветлеть и насытиться влагой.
Именно по сырому листу мне удалось убрать главную проблему — следы старого клея. Они были сильно видны на лицевой стороне, а с оборота — просто бросались в глаза. Сильное увлажнение помогло и в другом: я смогла аккуратно отделить тот самый чужеродный лист, заполнявший утрату в верхнем левом углу.
Самое интересное началось потом — восполнение утраты. Я решила выполнить его с помощью доливки бумажной массой. Это ювелирная работа: я подбирала бумагу, похожую по цвету и фактуре на оригинал, смешивая в ней кусочки более серых и желтоватых оттенков, чтобы идеально повторить сложный цвет старой бумаги. Эту смесь я взбивала в блендере до состояния очень жидкой, однородной массы и вливала её в область утраты.
Мне удалось сделать вставку достаточно незаметной. Кроме того, я свела все разрывы и выровняла изломы. Теперь этот великолепный офорт выглядит намного лучше и гармоничнее, и в нем ничто не мешает любоваться мастерством великого Шишкина.
Это одна из самых первых работ, которые я выполняла самостоятельно на работе в музее, сразу после выпуска из реставрационного училища.
Реставрация старой газеты. Это всегда очень тонкая работа. Газетная бумага ведь невероятно хрупкая, разрушается быстрее любой другой.
Та газета была в плачевном состоянии — с крупными разрывами прямо через важную статью. Задача стояла сложная: нужно было не просто склеить, а сделать это совершенно незаметно.
А важно было восстановить репортаж о Чернобыле:
Подвиг и мужество проявили работники предприятия при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В сложных условиях повышенной радиации они проводили дезактивацию, проявляя высокий профессионализм и стойкость, за что получили благодарственное письмо.
Сначала газету пришлось промыть в воде. После этого бумага становится крепче и более упругой. Пока она была ещё влажной, можно было аккуратно работать с разрывами.
Один участок требовал не просто склейки, а целой вставки. Для этого пришлось специально искать старую пожелтевшую бумагу — подбирала долго, чтобы она идеально совпадала и по толщине, и по оттенку с газетой.
Важным был выбор материала для склейки разрывов. Обычная реставрационная бумага не подходит — она слишком толстая и закрывает текст. Пришлось брать специальную японскую бумагу, которая тоньше и практически прозрачная.
В итоге, когда газета полностью высохла и расправилась, получился отличный результат. Все разрывы удалось свести так, что с лицевой стороны их вообще не видно. Статья теперь читается полностью, и газета обрела вторую жизнь.
P.S. у меня потом перед самой отправкой ее ещё получилось идеально отпрессовать без волн.
Этой иконы почти не существовало, лишь слой праха под грязью и почерневшим лаком. Бумажная основа была в ужасном состоянии, а на щеке Богородицы зияла дыра.
Моя работа началась с кропотливой расчистки. Слой за слоем, я снимала загрязнения и крошащийся лак, который осыпался мелким песком и забивался в мне глаза. Под ним медленно проступали изначальные краски, открывая лик и одежды.
Самым ответственным этапом стало восполнение утрат. Я сделала бумажную вставку на месте утраты, но реконструкция глаза потребовала десятков попыток и советов коллег. Только так удалось затонировать утрату так, чтобы вставка смотрелась гармонично, ведь если присмотреться, на фото "до реставрации " видно что взгляд у Богородицы странноватый.
Когда глаз был восстановлен, а мои коллеги отреставрировали оклад, икона обрела жизнь вновь – уже не как прах, а как светлый образ.
Это была крошечная работа — буквально несколько квадратных сантиметров. Лицо молодой женщины, проступающее сквозь паутину трещин. Начинала с самого ювелирного: скальпелем и мягкой крошкой ластика я аккуратно, миллиметр за миллиметром, очищала поверхность от загрязнений.
Затем взялась за тонирование, чтобы заполнить утраты и сделать снимок цельным. Но в процессе стало ясно: одной лишь акварели мало. Хрупкая бумажная основа требовала поддержки. И тогда родилось решение — сдублировать фотографию на новую основу. Это добавило хлопот, но без этого было не обойтись.
В итоге, после всех манипуляций, многочисленные трещины, казавшиеся прежде шрамами, практически исчезли, уступив место цельному изображению. А сама бумага обрела былую упругость и силу. Со стороны кажется, что сделано совсем немного, но именно такие «небольшие» реставрации часто оказываются самыми сложными.
Передо мной лежал документ, который хранил не только информацию, но и свои тайны в виде нескольких кроваво-красных пятен неизвестного происхождения — ярких, тревожных, бросающихся в глаза. Казалось, они намертво въелись в бумагу за долгие годы.
Самый ответственный момент — купание. Осторожно, бережно, я погрузила документ в просторную ванночку с чистой прохладной водой. И случилось маленькое чудо! Следуя за током воды, эти яркие "кровавые" пятна стали таять, расплываться и постепенно сошли на нет. Какая удача, что они оказались чувствительны к простой воде, и не пришлось прибегать к агрессивной химии, рискующей повредить хрупкую бумагу.
Теперь, когда главная угроза позади, документ чист и просушен, можно с облегченным сердцем продолжать реставрацию дальше.
