Bielousov

Bielousov

На Пикабу
676 рейтинг 47 подписчиков 8 подписок 13 постов 5 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
16

Северное сияние в Ванкувере

Источник

© Victoria Bielousova | <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/severnoe_siyanie_v_vankuvere_11414354?u=http%3A%2F%2Fbielousov.com&t=bielousov.com&h=3d3db54a176aac7be1a57ecaf5582a897cc644a1" title="http://bielousov.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">bielousov.com</a><!--/noindex-->

© Victoria Bielousova | bielousov.com

Незапланированный пост, но очень красивый и столь логичный после прошлого рассказа о солнечном затмении. Можно сказать, срочно в номер. При моем явном уклоне в научпоп я просто не мог не написать хоть что-нибудь о самой мощной геомагнитной буре за последние 20 лет и вызванном ей северном сиянии, которое можно было видеть в минувшую пятницу в небе Ванкувере, равно как и по всей Канаде и плоть до Гавайев, Калифорнии и даже Мексики.

Время от времени в Ванкувере можно видеть северные сияния (или аврору от лат. Aurora Borealis). Ну как видеть — в основном в соцсетях потому как камера на длинной выдержке над горизонтом в северном направлении видит их отлично, а вот невооруженный глаз — так, еле-еле. Но вот так, чтобы выйти на улицу, задрать голову, а оно везде — это действительно уникальное и выдающееся событие.

Самое удивительное, что все шоу проходило не над горизонтом на севере, но прямо над головой. Я бы даже сказал чуть юго-западнее зенита. И если бы длинные «лучи» не доходили до самого горизонта, где я его и ожидал, то мог и пропустить, так и не задрав голову вверх.

Для невооруженного глаза цвета не были такими же яркими как на фото, хотя никакой цветокоррекции кроме контраста делать и не пришлось. Поэтому если кто-то не знал что сегодня сильная солнечная буря (вернее сегодня она дошла до Земли) то вполне могли подумать что это просто облака странной формы.

Кому-то на небе явился уже целый… ангел.

Ангел, впрочем, быстро стал птицей Феникс, ну или чем только он не становился.

Северные сияния вызываются солнечными вспышками, то есть выбросами миллиардов тонн плазмы из внешних слоев атмосферы нашей звезды.

Корональная масса распространяется в космосе со скоростью от 250 до 3,000 км/с и обычно ей требуется от 15–18 часов и до 5 дней, чтобы достичь Земли. Здесь те низкозаряженные частицы, которые смогли пробиться через магнитное поле Земли (обычно возле полюсов), вызывают возбуждение молекул кислорода и азота. Ионизация кислорода происходит на большей высоте (около 100км) и вызывает зеленое свечение, а азота — ниже (от 80 до 100км) и имеет фиолетовый цвет. Взаимодействие с гелием или водором может добавалять к сиянию красный и розовый оттенок, а также как на цвет влияет то, на какой высоте присходит столкновени частиц, но главные цвета все-таки именно зеленый и фиолетовый.

В этот раз солнечная буря в виде нескольких выбросов корональных масс (всего 16), самая мощная из которых произошла 8 мая 2024 года. Их источником стало пятно на Солнце под номером 136643  и по размеру в 17 раз больше Земли. Магнитной буре, которую она взывала в атмосфере Земли была присвоена максимальная, 5-я категория (G5) и полярные сияния можно было наблюдать там где они вообще редкость — на Гавайях, в Калифорнии, Мексике и, соответственно, все вокруг. В последний раз такая мощная магнитная буря была зафиксирована, ни много ни мало, более 20 лет назад — в октябре 2003 года.

Солнечная буря продлилась до 11 мая и вероятность полярного сияния оставалась высокой на протяжении всех выходных. Но попытки застать его в лучших условиях на следующую ночь уже таких результатов не принесли.

Источник: bielousov.com

Показать полностью 9
7

Солнечное затмение (Мексика, 2024)

[Подробнее здесь]

С чего началось это путешествие? Наверное с выпуска одного из моих любимых научпоп каналов на Ютубе — Smarter Everyday, где рассказывалось обо всех основных эффектах, на которые стоит обратить внимание во время солнечного затмения. Это заставило меня вспомнить как я не поехал в Орегон в 2017 когда там было полное затмение и как долго потом жалел об этом.

Что ж, хоть я и любитель и на грабли становиться и в реку входить по несколько раз, но пропускать еще одно затмение не хотелось совершенно, тем более что с прошлого пришлось ждать  7 лет, а следующее будет только через 20 лет.

Наверное поэтому затмение в этом году стало самым большим туристическим событием в Северной Америке — около 4-х миллионов человек совершили путешествие накануне 8 апреля в полосу тени (path of totality), откуда видно полное затмение.

Ширина этой полосы составила всего 220 км и проходила она через центральную Мексику, Техас, Оклахому, Арканзас, Миссури, Индиану, Огайо, Нью-Йорк. Затронула она также самый юг Онтарио и Квебека и Атлантические провинции Канады. Монреаль и Ниагара оказались на самой-самой границе зоны тени, а вот Торонто и Детройт — уже за ее пределами, оттуда нужно было проехать несколько часов на машине.

Полоса тени в этот раз начиналась в Тихом океане и впервые должна была пересечь сушу на западном побережье Мексики как раз над Мазатланом — курортным городком где я обязательно хотел как-нибудь побывать, но в то же время он никогда не мог удержаться на вершине моего списка пунктов назначения. А тут похоже, что все карты сошлись!

К том же, статистически в Мазатлане были самые высокие шансы увидеть затмение с  точки зрения погоды — исторически здесь в начале апреля вероятность облачности всего 20% против 40–50% в Техасе и 70% в южном Онтарио.

Мой сетап на затмение: старый добрый D800 + 70-200mm F:1/2.8 VR + телеконвертер TC-20E III, купленный с рук за два дня до вылета. Два ND-фильтра: ND1000 и ND100,000 (последним, в общем-то, не пользовался, 10 стопов хватило). Штатив, естественно, и пульт MC-30A, который в итоге меня очень сильно выручил…

В общем, 400мм на 36Мп — не самый идеальный вариант, особенно учитывая что за полтора часа до затмения я умудрился разбить объектив, но на общие планы хватит. Более того, с такой облачностью большей детализации все равно фиг добьешься.

Кто-то проверяет проявление формы затмения на точечных проекциях.

До самого момента полного затмения на Солнце смотреть без ISO-сертифицированных очков, сюрприз-сюрприз, не только сложно, но и крайне опасно для зрения. Кстати, из картонных очков потом может получиться памятная закладка для книги.

Чего я почти совсем не ожидал, так это того, что постепенного потемнения по мере преграждения солнца луной не происходит — за 15 минут до полного затмения практически так же светло, как обычно.

За 10 минут до полного затмения температура ощутимо падает, поднимается сильный ветер с моря. Птицы разлетаются по гнездам, думая что наступает ночь. В это же время на природе можно наблюдать смену дневных насекомых ночными.

Всего за пару минут до полного затмения по однородным светлым поверхностям начинают перемещаться еле заметные теневые волны (shadow bands). Они вызваны рефракцией и коллимацией света в неоднородностях атмосферы и чем-то похожи на переливы на водной поверхности или еще кто-то сравнил их со змеями.

Так или иначе, снять их очень сложно, поскольку полосы очень малоконтрастные, зато возбуждение заметившей их публики — совсем другое дело.

А потом толпа начинает кричать и свистеть — пришло время снимать очки.

Наступает фаза второго касания (C2) полного солнечного затмения, которая в этом году здесь, в Мазатлане продлилась 4 минуты 29 секунд — дольше чем где бы то ни было дальше на пути его следования.

Продолжительность полного солнечного затмения зависит от позиции Земли и Луны на своих орбитах, а также от его близости к экватору и направлению движения тени попутно с направлением вращения Земли. Затмение тем дольше чем ближе Земля к своему апогею (то есть, как можно дальше от Солнца), а Луна наоборот как можно ближе к Земле (перегею). Также время чуть короче ближе к краям полосы тени, чем в ее центре.


Самое долгое затмение — 7 минут 29 секунд — было около 10 тыс. лет назад.

Собственно, здесь меня и выручил пульт дистанционного спуска затвора, поскольку я не ожидал что выдержка упадет с 1/4000 секунду с ND1000 фильтром, аж до 1/13 или даже 1/4 секунды — и без фильтра. На хлипеньком походном штативе я непременно запорол бы всю серию, если бы не пульт.

Несмотря на полупрозрачную облачность (как там говорится, солнце в дымке, да?), вокруг диска можно определенно невооруженным глазом видеть солнечную корону и даже несколько протуберанцев. Пусть и не так четко как могло бы быть на совсем ясном небе.

Снимки затмения крупным планом это, конечно, хорошо, но тот эффект, который производит смотрящий на тебя с неба черный «глаз», конечно передать почти невозможно. Тем более что солнце было высоко в зените, чтобы вписать его в окружение.

На небе видно несколько «звёзд», а на самом деле — Венеру Юпитер и даже… пролетающую мимо Солнца в этот момент комету Понса-Брукса. К сожалению, частичная облачность спрятала хвост, поэтому она была просто одной из «звёзд».

Через 4 с небольшим минуты появляется «бриллиантовое кольцо». Интересно что оно видно только в конце фазы C2, но не в начале — я-то думал что процесс симметричный.

Дальше появляются так называемые «четки Бэйли» (Baily’s beads) — неоднородности в толщине полосы пробивающегося света, похожие на бусины (или сосиски?), вызванные рельефом лунной поверхности (проще говоря, тени от холмов на Луне!).

Притихшая было толпа начинает приветствовать возвращение солнца.

Серьезно, пусть событие и рассчитано с точностью до секунды, но когда видишь это своими глазами, невольно закрадывается мысль «а что если…».

Подробнее читайте в блоге: https://www.bielousov.com/2024/solar-eclipse/

Показать полностью 16
67

Покупка машины в Канаде

Много раз меня просили написать этот пост, а мне чем дальше тем непонятнее становилось о чем тут писать вообще? Все-таки, за 7 лет в Канаде многие вещи начинают казаться слишком очевидными или банальными. Но стоит только поставить себя на место новоприбывшего иммигранта с пачками наличных под рубашкой, как сразу глаза разбегаются от всевозможных вариантов.

КАРШЕРИНГ (КО-ОП)

=============
А нужна ли вообще машина?



Да, хоть в Канаде без машины и никуда, но не удивляйтесь, ей совершенно не обязательно владеть. На дворе XXI век — нынче все модно брать во временное пользование а не покупать. Все больше и больше набирают силу сервисы каршеринга — вроде Modo, ZipCar, Evo или Car2Go в Ванкувере.


Условия у всех отличаются, но в общем и целом вы регистрируетесь и вносите возвращаемый депозит ($500, MoDo) или платите помесячную/годовую оплату (~$7/мес, ZipCar) и плюс платите почасово ($5 MoDo, $8—10 ZipCar, $15 Evo) или посуточно ($50 MoDo, $90 Evo) за то время, на которое берете машину.


На первый взгляд может показаться дорого, но учтите что вы не оплачиваете страховку, смены масла, ротации колес и не говоря уже о всяких поломках. Более того, вы часто даже не платите за бензин (в машине может быть платежная карта —вы еще и бонусные минуты можете получить если заправите ее за чужой счет). Правда, обычно в условиях оговаривается километраж, сверх которого вам возможно придется платить за каждый дополнительный километр, но есть способы перехитрить систему.


Самое классное — вы можете каждый раз брать новую машину и покататься на всем от кабриолета-жука до трака. С некоторыми можете даже брать грузовик или микроавтобус для переезда.


Конечно, есть и минусы: обычно вам нужно заранее планировать и резервировать машину (у каждого сервиса есть свои приложения для телефонов). Если вы приехали, например, на тропу или лыжный склон в горы, то часто вам также придется оплачивать и 5 часов простоя на лесной стоянке.


Самое неудобное — что вам нужно вернуть машину в указанное заранее место к назначенному времени, чаще всего туда же где вы ее взяли, иначе придется заплатить. В MoDo, например, вы обязаны будете оплатить такси следующему клиенту, который пришел и не обнаружил зарезервированной машины.


Кому подходит такой вариант? В первую очередь тем кто живет в густонаселенной части города (читай, в даунтауне) и кому машина нужна всего пару раз в неделю — может быть чтобы выехать куда-то на выходных.


Кому не подходит каршеринг? Очень тяжело с детьми — особенно та часть где нужно планировать забирать и оставлять машину в определенное время в определенном месте. У вас могут быть свои планы, а у детей — свои ;) Я уже не говорю о том, что придется таскаться с детским сиденьем от дома к стоянке.


Собственно, чаще всего нет смысла ездить на них каждый день на работу или возить детей на тренировки — все-таки, даже поминутная оплата у Car2Go получается слишком невыгодной. Почасовая у MoDo еще куда ни шло если вам ехать почти час, но здесь возникает еще одна проблема — чем дальше в пригород, тем хуже представлены эти сервисы.


Как я уже говорил, в их системах оплаты плохо продуманы случаи когда машина долго простаивает где-нибудь или если вы хотите поехать в другой город на несколько дней.


Наконец, если вы любите чтобы у вас в машине был второй дом, где есть под рукой все что нужно и не очень (как у моей жены) — то тоже забудьте о каршеринге.


К слову, даже при наличии машины каршеринг может быть полезным — например, я никогда не гоняю свою машину в даунтаун на работу, но иногда можно использовать Car2Go чтобы подскочить куда-нибудь из офиса за 10 минут.

ЛИЗИНГ

=====


Если с покупкой машины более или менее все ясно: утром — деньги (занятые в кредит или нет — об этом дальше), вечером — стулья, то вот термин «лизинг», который подразумевает передачу вам машины во временное владение, многим кажется непонятным. Непонятен он прежде всего не умом а сердцем: «то есть как это, я плачу несколько сотен в месяц, а в конце срока не остается ни машины ни денег? А Смысл?».


Лизинг работает так:


1. Вы приходите к дилеру и говорите что хотите такую-то машину. Обычно в лизинг даются либо новые либо совсем чуть-чуть б/у машины — никогда не слышал про лизинг с солидным пробегом.


2. Продавец говорит что интересующая вас машина стоит, допустим, $30,000 и вы можете купить ее за полную сумму, либо взять в кредит за, скажем, на 5 лет за $500/мес., либо взять в лизинг, допустим, на 3 года за $350/мес.


3. В первых двух случаях машина — ваша как только вы выплатите всю сумму, в последнем — через 3 года вы возвращаете ее дилеру.


4. Собственно, так они и рассчитывают ежемесячные выплаты: от нынешней стоимости отнимают ту сумму, которую, по их мнению, машина будет иметь через 3 года (например: (30,000 – 20,000) / 36 мес = $333/мес + себя они тоже не обидят).


На первый взгляд, система жутко не выгодная, поскольку ежемесячные выплаты не намного меньше, но в итоге вы остаетесь ни с чем. И вы правы, обычно новоиспеченным иммигрантам это совершенно ни к чему, но есть категории людей, для которых лизинг имеет смысл.


Например, риэлторы, агенты и другие «частники», которым нужно всегда иметь машину представительского класса и постоянно относительно новую, которым машина нужна каждый день и чтобы не ломалась от слова вообще (даже если случится поломка, дилер обычно выдаст другую машину того же класса во временное пользование, пока ваша в ремонте). Более того эта категория людей, как правило, может списать расходы на лизинг со своих налогов. А главное — через 3 года получить абсолютно новую машину на тех же условиях и с гарантией.


Есть и другие варианты, например: по окончанию срока лизинга вы можете сами выкупить машину по остаточной цене. Или даже переоформить лиз на другое лицо до окончания его срока — де-факто, продать.


Самое неприятное в лизинге — то, что помимо срока также оговаривается километраж (поскольку дилер рассчитывает конечную стоимость машины исходя из возраста, километража и состояния). Поэтому вам придется платить дополнительно а) за каждый километр сверх установленной нормы, б) за царапины, помятости и другие не гарантийные поломки, а также в) вы никоим образом не можете модифицировать машину. Впрочем, есть страховки и условия лизинга которые покрывают и это, или можно выкупить машину и продать самому.

ПОКУПКА
======


Здесь все предельно ясно — после сделки машина ваша, делайте с ней что хотите, учтите что рано или поздно вам ее продавать — на металлолом или нет, это уже от вас зависит. Дальше поговорим о способах покупки и ее оплаты.

ВЫБОР МАШИНЫ
----------------------


Это сугубо индивидуальная тема — кому-то нужна экономность, кому-то вместимость (я), кому-то 4×4 и клиренс (тоже я) или светлый кожаный салон (три раза я), кому-то — компактность и подключаемость к розетке. Это все правильно и естественно, машина должна решать насущные проблемы.


Но один вопрос задают чаще других — «нужна машина с ручной коробкой передач». А так ли уж нужна? Это требование призвано решить какие-то несуществующие проблемы — либо гипотетической нехватки мощности абстрактной машине в вакууме на основе опыта управления маломощными 4-цилиндровыми тазиками на вообще другом континенте, либо кризиса среднего возраста: «ибо мне нужен максимальный контроль и я точно знаю как «нада», а все несогласные — глупые дураки!».


Большинство требований (как логичных так и нет) основаны на личном опыте — например, мне очень не понравилось что матрас не влазил в седан или не дай бог тот срач, что устраивают на заднем сиденье дети, размазать по тряпичному салону. Но кое-что из вашего опыта вождения до переезда в Канаду может оказаться не слишком релевантным для континента траков, больших V-образных двигателей и строгих наказаний за превышение скоростного режима.


В любом случае, все ваши требования можете добавлять в фильтры поиска на Автотрейдере [http://www.autotrader.ca/], главное помните что вы живете в эпоху электродвигателей и эффективных пупиллион-ступенчатых коробок передач. Самое главное — машина должна соответствовать вашему жизненному стилю, а остальное — личное дело каждого. Пилот отлично вписался в наш стиль (а сколько раз телевизор в потолке помогал пристегнуть ребенка к сиденью!):

А вот седан представительского класса (с 3.8 литровым двигателем, по которому я до сих пор скучаю), например, немного растерялся на лесной дороге, хотя и сносил все лишения с достоинством.

НОВАЯ ИЛИ Б/У

--------------------


Честно скажу, никогда не понимал людей которые берут новые машины. Да, они имеют гору гарантий и не склонны к поломкам из-за износа, но я вижу в них одни негативные стороны:


– высокая цена и быстрая потеря в стоимости — несколько тысяч вы теряете сразу как только выезжаете от дилера

– необоснованно высокая цена на дополнительные аксессуары, которые, к тому же часто объединены в пакеты, из которых вам нужно только 1—2 фишки, но приходится брать все

– дополнительные (скрытые) сборы: почти наверняка сверх выставленной цены (MSP), налогов и аксессуаров вам впаяют еще оплату доставки (причем не думайте что домой — новой машины с завода дилеру sic!) около $1,000.

– обязательные (и не дешевые) периодические осмотры у дилера и преждевременные замены комплектующих, лишь отдаленно приближающихся к концу предусмотренного срока эксплуатации — а иначе прощай гарантия

– отсутствие статистики поломок и стоимости содержания на новые модели.


С другой стороны, как и в случае с лизингом, хороший дилер предоставит временный автомобиль пока ваша машина в ремонте.


В случае же с б/у машинами вы во многом зависите от предыдущего хозяина — как он использовал машину и как добросовестно за ней ухаживал. Здесь иногда можно многое сказать по нему самому, его дому и состоянию салона, если покупаете напрямую. Конечно, б/у бывает разное — может быть всего несколько десятков тысяч километров, а может быть и несколько сотен тысяч. Здесь каждый выбирает исходя из своих приемлемых рисков.


Существует мнение что в Америке можно купить машину за пару сотен долларов. Да, это так — обычно это будет 15 летний невнятный обмылок или 20-летний трак — с текущими трансмиссией, радиатором и всем что только может потечь, изрядно изъеденный ржавчиной, отвратительным салоном или просто с не восстановленными повреждениями кузова.


Редко но можно найти интересную классику (особенно в США), но над ней нужно будет много работать — это уже скорее как хобби а не основную машину.


Восстановление и содержание такого агрегата влетит в копеечку и экономия в итоге получится сомнительной. Я уже не говорю о стандартах безопасности и экономичности 15-летней давности.


Подумайте хотя бы о том, что когда крупные дилеры принимают б/у машину (например по программе обмена — об этом дальше), то если она старше 15 лет, они ее просто продают на свалку.


Здесь единственное на что стоит смотреть — это сильно старые машины с маленьким пробегом (вроде тазик какой-нибудь бабушки, которая раз в месяц ездила внуков навестить) — иногда, пусть и редко, попадаются такие.

Ничего страшного нет и в том чтобы взять восстановленную машину (статус “Rebuilt”) — цена,как правило, будет на 20—30% как при покупке так и при последующей продаже, но если сделана хорошо или повреждения были косметические, то это отличная возможность позволить себе машину подороже (так у меня в пилоте восстановлено заднее крыло, зато есть телевизор и большой экран спереди).


При определенной степени повреждений страховая компания оценивает затраты на восстановление дороже чем потенциальная стоимость машины после этих работ и продает машину с аукциона за копейки.

Свою первую машину в Канаде (впрочем, и вторую тоже) я выбирал исходя из соображений:


1. потратить не более 10,000 (поскольку все еще собирал на покупку дома)

2. не более 7 лет и 100,000 км пробега (мой критерий риска, числа не простые а особенные — именно на них у большинства производителей кончается заводская гарантия)

3. взять машину которая уже сильно потеряла в цене из расчета что дальше она потеряет меньше

4. взять топовую модель и комплектацию с надеждой на лучшее из возможных у производителя качество деталей и сборки.


Скажу честно, 3-й пункт в моем списке не совсем сработал — хотя моя машина на момент покупки стоила в 3 раза дешевле новой ($11,000 против $35,000 через 7 лет и 100,000 км) и она действительно мало теряла в цене в дальнейшем ($6,900 через еще 4 года и 50,000 км), модель оказалась настолько редкой и малоизвестной, что ее оказалось очень сложно, если не нереально продать за эту цену и уж точно не быстро.


Зато 4-й пункт сработал почти на отлично — за 4 года всего две мелких электрических неполадки, с которыми можно жить и которые не стал устранять даже перед продажей. А так, за исключением одного проколотого колеса — только масло менял. И это при том, что седан повидал на своем веку всяких дорог.

ПОКУПКА У ДИЛЕРА

--------------------------


Известное дело, дилеру (тем более крупному) нужно платить аренду и зарплаты, поэтому цена на б/у машину ожидаемо будет выше чем у частника. Зависит, конечно, от конкретного случая, от конкретного дилера, от популярности модели и от цены вопроса, но порой разница может составить до пары тысяч, часто же ее бывает трудно определить на глаз.


Дилеры бывают крупные, с десятком-другим работников, механиков и иже с ними. А бывают мелкие: парковка и один хозяин, он же — и продавец, и сторож. В любом случае в отличие от частника, который продает машину как есть, дилер перед тем как выставлять ее на рынок, починит и поменяет все, что требует починки или замены. Естественно эти затраты будут вложены в конечную стоимость, но учтите что диллер а) восстанавливает машины по своим, более дешевым каналам и б) все затраты на ремонт списывает из налогов, поэтому если он потратил $X на ремонт, ему вовсе не обязательно накидывать такую же сумму к цене чтобы оказаться в плюсах.


Чаще всего дилер предоставляет «CarProof» — выписку из страховой компании по номеру кузова, где значится в каких провинциях или штатах машина была зарегистрирована, была ли когда-либо угнана и побывала ли в аварии (и какие повреждения получила), равно как и периодичность основных техосмотров.


Вы, всегда можете сделать CarProof самостоятельно за $60 и вольны отвезти машину на осмотр в СТО, но почти все что хорошо выглядит у дилера, будет так же хорошо и ездить, по крайней мере поначалу. Тем более что многие, если не все дилеры дают добровольно-принудительную страховку или базовую гарантию на несколько месяцев, которую они ловко добавляют к цене с возможностью купить дополнительную и расширенную.


Вместо этого куда полезнее почитать отзывы в интернете о конкретном дилере и сделать выводы об их добросовестности.


А сам процесс покупки довольно простой:


1. вы приходите к дилеру либо найдя объявление и назначив время по телефону, либо просто проходя мимо

2. говорите что хотите посмотреть вот этот тазик

3. вам сразу без вопросов дают ключи и либо оставляют наедине с машиной, либо тут же подсказывают под руку что «это очень здорово что машина полноприводная потому что ух какая у нас зима была в этом году» и прочую ересь

4. вы смотрите, замечаете все потертости и шероховатости, и вообще решаете — ваше оно или нет

5. потом, если не уходите, то обсуждаете все это с продавцом, попутно спрашивая обо всех известных проблемах и работах которые они провели с этой машиной, пытаясь сбросить цену (обычно не проблема сбросить от нескольких сотен и вплоть до 10% от цены)

6. берете машину на тест-драйв: дилер сканирует ваши права и дает вам ключи, либо просто проверяет права и едет с вам

7. дальше, если вы сошлись в цене и готовы ее брать то можете оставить залог (около $500) или тут же приступить к оформлению сделки

8. вы должны отправиться в банк и принести банковский драфт или сертифицированный чек на сумму сделки с налогами (и за вычетом депозита)

9. оформление сделки проводит агент страховой компании (ICBC в Британской Колумбии), который приходит по вызову к дилеру и подсовывает вам и ему необходимые бумаги

10. все, после десятка подписей машина — ваша, равно как и пара-тройка номерных знаков на выбор.

ОБМЕН МАШИНЫ (trade-in)

----------------------------------


Одна из уникальных отличительных возможностей при покупке машины (как новой так и б/у) у дилера — это просто взять и обменять свою старую на новую с доплатой. У этой маркетинговой заманухи есть свои плюсы и минусы:


– Цена, которую вам предложит дилер, всегда будет ниже чем та, по которой вы бы выставили машину на продажу сами. Обычно на $2—3 тысячи ниже. Но еще неизвестно, насколько вам придется снизить цену и уступить при торгах, чтобы ее действительно забрали.


+ Вы избавляетесь от машины за один день (приезжаете на своей, уезжаете на новой) — без мороки с составлением объявлений, организацией просмотров и тест-драйвов и т.п. Учтите что вы платите страховку порядка $180 за каждый месяц простоя машины.


+ Цена обмена, о которой вы договариваетесь, вычитается из стоимости новой машины. А стало быть, соответственным образом уменьшается и налог с продаж который вы платите, поэтому реально цена на 12% выше оговоренной.


Когда вы торгуетесь о цене при обмене — помните, что да, с одной стороны дилер хочет остаться в плюсах после обмена, восстановления и чистки и последующей продажи по рыночной цене. Но при этом также учтите что 1) они не платят налог с продаж 2) сам обмен, равно как и все работы по машине они ведут по выгодным тарифом и, что важнее, вычитают из своих налогов. Поэтому если дилер только заикнется о том, что им не выгодно, сразу ставьте его на место, дескать, что все свои затраты они все равно спишут из налогов.


В этом случае при обмене у страхового агента подписывается сразу два комплекта документов купли-продажи и корректируется ваша текущая страховка, при этом вам остается ваш старый номерной знак!


Я воспользовался этим вариантом и обменял Азиру на Пилот и не особо жалею (хотя расставаться было непросто) — Азира была очень редкой, никто никогда не станет искать конкретно эту модель, продать ее было бы непросто. Пилоты, напротив, расходились как горячие пирожки если только выставлялись по правильной цене.

ПОКУПКА У ХОЗЯИНА

---------------------------


Если при покупке новой машины у вас особо нет выбора, то в случае с б/у возможны варианты: ежели вы считаете что вполне способны самостоятельно оценить состояние машины, то можно сэкономить, поискав частные объявления о продаже.


Помните, что как и в случае с дилером,при покупке у хозяина помимо оговоренной стоимости машины вы (покупатель) должны будете оплатить налог (читай, 12% сверху).


Как и в случае с дилером, о продавце стоит собрать всю доступную в интернете информацию. Другое дело что с частным лицом это может оказаться сложнее чем с бизнесом.


Главное отличие от покупки у дилера — это лишь то, что агент страховой компании не приходит к продавцу на дом, а нужно ехать вместе в отделение ICBC и, выстояв короткую очередь, попросить провести переоформление машины (тоже бесплатно).


В остальном же весь процесс такой же точно, лишь за исключением индивидуальных особенностей каждого продавца — кто-то может ёрничать с тест-драйвом, другие — морочить голову со временем когда можно посмотреть машину, третьи — отказаться от техосмотра, четвертые вообще не спешить с продажей и морочить вам голову.


Кстати, в случае если вы хотите провести техосмотр, обычно он оговаривается как условие, когда вы делаете формально предложение (оффер) продавцу. Впрочем, частный продавец имеет полное право не согласиться на проведение инспекции — это его машина, ему и решать.

ТЕХОСМОТР

---------------


Делать техосмотр при покупке, естественно, рекомендуют, но он — не обязателен. По крайней мере если берете машину у дилера: во-первых, те обычно все равно устраняют всё, что может выскочить при беглом осмотре, а во-вторых, я, например, не упустил возможность одним глазком взглянул на результаты осмотра, проведенного другим потенциальным покупателем моей машины — все было в полном порядке.


Но при сильном желании (наверняка такое возникнет у тех же, кто спрашивает о ручной коробке) можно сделать два типа инспекции — беглую, где механик посмотрит на состояние основных узлов — течи и износ. И полную, где машину прогонят через ряд тестов.


Беглая инспекция (больше известная как 30-, 50– или 100-точечная) обойдется до $50. Полная же может стоить порядка $150 и включать в себя дорожный тест, проверку производительности двигателя и т.д.


Многие СТО прямо так и рекламируют услугу как техосмотр перед покупкой или перед продажей — Гугл в помощь. Я оба раза не проводил инспекцию.

СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

=============

Есть несколько способов финансировать покупку машины.



НАЛИЧНЫМИ

-----------------


Естественно, проще всего если у вас есть необходимая сумма. В прочем, когда здесь в Канаде говорят «наличные» (кэш), никто не имеет в виду чемодан банкнот — подразумеваются просто средства на вашем счету, которые вы можете перевести продавцу в виде сертифицированного чека (или банковского драфта). Так я платил за первую машину.



КРЕДИТ У ДИЛЕРА

------------------------


Часто дилер сам предоставляет кредитование и зачастую по весьма интересным ставкам (например, не редкость «0% на два года»). Здесь есть один скрытый подводный камень — чаще всего такой кредит должен обязательно страховаться от дефолта (читай, порядка +$1,000 к сумме сделки).



ИПОТЕКА В БАНКЕ

------------------------


Очень редко когда кредит оформляется в банке или кредитной компании специально на машину, но это возможно (например когда у вас не все гладко с кредитной историей или нет постоянного официального дохода только финансовые учреждения, более толерантные к рискам могут финансировать вас). Обычно тот факт, дадут ли вам кредит тогда идет условием к офферу (и продавец может выбрать другой оффер без такого условия).



КРЕДИТНАЯ ЛИНИЯ В БАНКЕ

-------------------------------------


Кредитную линию полезно иметь в любом случае, тем более если у вас есть недвижимость (тогда банк даст вам лучшую возможную процентную ставку и внушительный лимит в размере 80% стоимости вашего дома за вычетом того, что вы все еще должны по ипотеке на него).


Главные отличия кредитной линии от ипотеки:


– вы можете использовать ее на что угодно — от машины до ежедневных покупок и даже до первоначального взноса на вторую недвижимость.

– абсолютно свободный график выплат: вы не подписываетесь платить определенную сумму по предопределенному графику, можете хоть и вовсе не платить ничего кроме процентов.

– при желании вы можете перевести баланс на кредитной линии на регулярные выплаты и еще более выгодную кредитную ставку — все как в ипотеке на дом.

– отсутствие условия к офферу — если ваша кредитная линия уже открыта, то вы можете брать из нее когда и сколько вам нужно (или не брать ничего вовсе).


Обычно открыть кредитную линию не стоит ничего, но если это кредит под залог недвижимости, то обойдется ~$200 адвокату в банке за оформление бумаг + где-то столько же за оценку дома (при желании, ведь цены на жилье в Ванкувере за два года выросли более чем на 50%). Впрочем, я убедил свой банк сделать все это бесплатно, так что дерзайте, это возможно.


Подробнее об ипотеке я писал здесь: http://www.bielousov.com/2016/buying-home-in-canada/#mortgag...



ОПЛАТА КРЕДИТКОЙ

---------------------------


При любом способе финансирования покупки у дилера можно немного сэкономить, оплатив часть суммы кредитной картой. В чем экономия — спросите вы?


Вы же получаете обратно свои аэромили, поинты или просто 1–2% возврата с весьма неплохой суммы.


Если вы покупаете машину в кредит, то на ту часть, которую оплатили кредиткой, не платите проценты аж до следующего цикла оплаты, обычно минимум 25 дней.


Естественно дилеры тоже не лыком шиты — и, поскольку они платят процент Визе и Мастеркарду за обслуживание кредитных карт, то не согласятся провести так всю сумму.


Поэтому прямо спрашивайте у них: «сколько я могу оплатить кредиткой?» — и платите все что можно. Мне так в очень маленьком автосалоне назвали сумму $3,000. В банке сказали, что им известны случаи когда разрешали до $10K и даже $15K.


Думаю, все зависит от того, насколько дилер хочет совершить эту сделку — может быть когда люди вообще не торгуются,  им дают и $15K — лишь бы брали по этой цене.


Источник: https://www.bielousov.com/2017/car-purchase-in-canada/

Показать полностью 7
51

[Канада] Кемпинг в Национальном парке (Pacific Rim, BC)

[Источник] Вы когда-нибудь прежде останавливались в лагере на территории Национального парка? — спрашивает меня рейнджер на въезде в палаточный лагерь в парке Pacific Rim, что на тихоокеанском побережье острова Ванкувер в Британской Колумбии (Канада). Нет? Ну тогда глушите мотор и слушайте…

Есть два вида кемпинга — фронткантри (это когда въезжаешь на выделенное место на машине, ставишь палатку и идешь жарить маршмэллоу если не забыл купить дрова, конечно) и бэккантри (это когда идешь и в конце дня ставишь палатку, падая в нее без сил). О последних я писал в прошлый раз, сегодня же хочу рассказать об удобствах и неудобствах на первых.


В Канаде всего 39 национальных парков и, как правило, за исключением специальных экономических зон (вроде городка Банф в парке Банф), любая частная предпринимательская деятельность в них запрещена. Стало быть, и кемпинг на территории парков — государственный.


А еще, как правило, Национальные парки открыты либо в местах удивительнейшей красоты, либо в местах где сберегаются уникальные популяции животных, причем часто одно другому не мешает. Стало быть, предложение мест очень ограничено, а спрос — с каждым годом только растет. Обычно забронировать место меньше чем за 2 месяца наперед очень сложно, да и то приходится выбирать из того что осталось: у туалета, без кострища, такое.


Особенно в этом году когда посещение всех национальных парков стало бесплатным в честь 150-летия Канады (обычно порядка $20 с машины на несколько суток).


Но речь не о том как тяжело зарезервировать место в лагере. А о том, что кемпинг как пить дать окажется расположен в зоне обитания диких животных. Прямо скажем, опасных диких животных — так здесь, на территории лагеря Грин Поинт в Национальном парке Pacific Rim, каждый день видят медведицу с медвежонком и еще повадился приходить волк. Пумы тоже живут в окрестностях.

Поэтому уходя со своего места даже на 5 минут, в лагере не должно оставаться ни печки, ни скатерти на столе, ни кулера под деревом (даже совершенно пустого), ни зубной пасты, ни, упаси боже, какой-либо еды или ее крошек.


Место для кемпинга с видом на туман, ну или на пляж если не повезет с погодой.

Жизнь в лагере в Национальном парке выглядит так: открыл багажник, накрыл на стол, приготовил еду, съел еду, сложил все в багажник, закрыл багажник, пошел помыл посуду, сложил посуду в багажник.

Большой вместительный багажник послужит и шкафом, и кладовой, и холодильником, и винным погребом. Очень тяжело было бы распихивать все это по багажнику, скажем, седана. Впрочем, многие приезжают и вовсе на домах на колесах.

Есть медвежьи схроны, конечно — один железный ящик на десяток мест. Но едва ли мне одному хватило бы его — на фронткантри можно себе позволить завтрак с яишницей и беконом, суп на обед и шашлыки на ужин.

И если с едой оно везде так, не только в Национальных парках — не медведи так вороны точно полакомятся вашими припасами прямо сквозь пакеты, то вот куллер и газовую печку я каждый раз прятать никак не рассчитывал.


А что будет если вы не уберете вещи, которые могут приманивать животных, спросите вы? Когда вы вернетесь в лагерь, их вы не найдете и вам придется идти к рейнджеру за ними. Он их вам, конечно же, отдаст, но не просто так а с воспитательной беседой.


Впрочем, другие удобства в лагере — на высоком уровне. На каждом участке есть электричество.

Но хотите верьте, хотите нет — несмотря на две розетки прямо под палаткой, еще две в машине и переносной аккумулятор с USB — мы так и ходили с разряженными телефонами. Привычка, наверное.


Новые туалеты. Поменяли 2 из 3х в прошлом году. Зато старый лучше отапливается чем новые, ночью на улице — +8°C, а внутри — +20°C.

Место для мытья посуды.

Умывальники. Даже в мужском туалете есть пеленальный столик (вон он в среднем зеркале отражается).

Душевые кабинки. По 3 штуки в каждом туалете. Вода течет секунд 30 после нажатия кнопки по центру, температура регулируется поворотом этой самой кнопки.

С заходом солнца в мае здесь становится достаточно холодно, ночью температура опускается до +8°C. Поэтому нужны хорошие спальники. В своем компактном я спал одетый так же, как на вершине горы под камнем в августе. Жена тоже мерзла, повезло только младшему с добротным North Face.


Зато всю ночь вдалеке шумит прибой.


Вопреки ожиданиям кемпинг оказался не прямо на пляже а на серьезной возвышенности, в отличие от частного кемпинга в районе резервации Эзовиста, ближе к Тофино, куда мы заезжали в прошлый раз.


Передняя линия мест для кемпинга (самая популярная, конечно же) выходит прямо на пляж Лонг Бич — тот самый где в прошлом году я становился на доску для серфинга.

По сути, здесь почти частный кусок пляжа — до следующего ближайшей парковки — больше километра.

Погода в парке Pacific Rim совершенно не чувствует себя обязанной соответствовать прогнозу. В прогнозе солнечно и тепло, но если на берег находит морское облако, то пусть синоптики удавятся.

Бродя по пляжу, собирал выброшенный на берег мусор. Вскоре, правда, оказалось что не всяк мусор влазит в мои карманы.

Потом в лагере какой-то парень беззаботно отмывал в общей мойке собранные на пляже раковины и песчаные доллары (что, кстати, противозаконно не только в Национальных, но и в Провинциальных парках — могут и штрафануть долларов эдак на 150).


А я свой улов — две жмени крышечек, пластмассочек, веревочек, оберток и даже одного аппликатора тампона — отправил в соседнюю мусорку. Не знаю даже, почему не сфотографировал…

Иногда от морской тучи можно найти укрытие в соседних городках Тофино и Юклулет. Там же можно вкусно, но ни разу не дешево поесть в ресторанчиках и даже купить дров в супермаркете!

В общем, много чего еще можно делать в Национальном парке Pacific Rim на самом краю Земли — и с детьми и без, но самое главное  — помнить о правилах поведения дабы не привлекать к лагерю диких животных (если медведь повадится проверять палатки, его усыпят) и о том, что при повторной публикации этого поста обязательна ссылка на источник: http://www.bielousov.com/2017/camping-green-point-campground...

Показать полностью 21
169

Фестивали тюльпанов (Ванкувер)

Каждую весну ездим с семьей на тюльпановые поля вблизи Ванкувера — как наши, канадские, так и в соседнем Вашингтоне. За это время набралось уже несколько постов, которые хочу попытаться собрать в один для пикабу.

Tulips of the Valley (Agassiz, BC)
http://www.bielousov.com/2013/tulip-farm-in-british-columbia...

Небольшой городок в 120 км от Ванкувера, где изначально проходил местный фестиваль тюльпанов. Организация была из рук вон — парковка, пара туалетов и тюльпановое поле, но какие здесь открывались виды!

Снежный пик горы Шим нависал прямо над рядами цветов.
Кстати, на вершину этой горы есть совершенно замечательная тропа, один из лучших однодневных походов в долине реки Фрейзер. Правда добраться туда можно только на машине с высоким клиренсом: http://www.bielousov.com/2016/cheam-peak/

Tulips of the Valley (Chilliwack, BC)

http://www.bielousov.com/2017/fraser-valley-tulip-festival/


Однако в прошлом году фестиваль переехал на новое поле — ближе к городу, но дальше от снежных пиков.

И хотя пейзаж теперь тоже завораживающий — снежные шапки по всему горизонту — того вау-эффекта больше никак нет.

Зато в новом месте куда больше удобств — скамеечки, тенек, еда, места для фотографирования — вот это все.

А еще организаторы теперь предлагают за двойную цену (а как же) в некоторые дни пропуск на поля на рассвете (в 6:30 утра).

Ну а главное что пусть и с помощью телеобъектива, но все-таки можно воссоздать вид с прошлого места.

Skagit Valley Tulip Festival (Mt. Vernon, WA)

http://www.bielousov.com/2015/skagit-tulips-festival-mount-v...


В соседнем Вашингтоне горы в районе проведения фестиваля тюльпанов — уж совсем пологие, поэтому ничего и близко похожего на канадские виды здесь нет.

Но зато здесь вам и попкорн (очень вкусный, кстати) и мельница для любителей селфи-палок, и целый сад цветов и цветущих деревьев.

Отсутствие снежных шапок можно компенсировать старыми фермерскими строениями.

Эти, пожалуй, серьезнее всего подошли к вопросу селекции и практической пользы — все сорта подписаны (а в саду высажены маленькими группами в одном месте) и на выходе можно купить луковицы понравившихся.

На всех фестивалях часть цветов оставляют на полях, а часть продают — срезанными и в горшках. Правда, цены ничем не лучше магазинных, а в америке с учетом курса — и вовсе не имеет смысла покупать.

Но именно здесь наиболее заметен активный сбор урожая цветов.

Даже когда в этом году мы приехали слишком рано, до того как распустились первые тюльпаны — их уже собирали и паковали в ящики.

Вообще в этом году — очень поздняя и дождливая весна и канадский фестиваль перенесли на 2 недели, а в Америке, как я уже сказал, тюльпанов еще не было. Что там и говорить, если на следующий день после посещения поля мы поехали кататься на сноубордах и снегоходах: http://www.bielousov.com/2017/weekend-with-mud-no-tulips-and...


Поэтому даже приехав на неделю позже чем обычно, мы не обнаружили ни одного распустившегося тюльпана.

Зато была масса свежих нарциссов!

Ну и что такого — спросите вы? А все дело в том, что всегда когда мы приезжали прежде на тюльпаны, нарциссы уже отцветали и стояли полузасохшие.

И еще всегда выбираешь самый солнечный день чтобы поехать на поле, а в дождь там оказалось намного меньше народу и куда больше радости помесить грязь.

В солнечный день резиновые сапоги — по желанию и исходя из того, насколько дождливой была неделя, но с ними всегда намного веселее.

Интересный факт:
Столицей тюльпанов в Северной Америке считает себя Оттава (можно подумать, ей мало быть столицей Канады), приютившая в годы Второй Мировой войны голландских монархов. В это время в королевской семье должна была родиться принцесса Маргиет, причем по голландской традиции — всенепременно на голландской земле. Недолго думая, правительство Канады великодушено отписало территорию больничной палаты в Оттаве Нидерландам, в благодарность за что (а также за участие в освобождении Голландии от немецко-фашистских захватчиков) в 1945 году получило подарок в виде 100 тысяч тюльпановых луковиц. Кроме того, с тех пор Оттава ежегодно получает в дар 20 тысяч растений: 10,000 от королевской семьи и столько же от правительства Нидерландов.

Показать полностью 25
37

Музей авиации в Сиэтле

Сиэтлский музей авиации — самый большой частный аэро-космический музей в мире, находится на территории первого завода Боинга, всего в нескольких минутах от даунтауна Сиэтла.


Перед входом в музей стоит Lockheed “Super G” Транс-канадских авиалиний 1954 года — один из последних турбовинтовых самолетов, выпущенных бумом реактивных двигателей. Между тем, это — один из самых успешных Логхидов.


“Super G” Lockheed 1049G (1954):

Почти столь же успешный как этот немецкий глайдер — Тауб (Taube) 1913 года, что висит на входе рядом с даВинческими репродукциями — царивший в небе до Первой мировой войны.


Taube Dove (1913, репродукция):

К которой больше других, как я узнал, оказалась готова Италия, где стали вооружать первые самолеты еще до начала войны в рамках их конфликта с Турцией на почве африканских колоний.


Обратите внимание на пулемет, установленный над лопастями винта на этом Caproni Ca.20.


Caproni Ca.20 (1914):

Италия решила не ставить в массовое производство эту модификацию Ca.18, которая превосходила по скорости все что было в небе на тот момент и сфокусировалась на бомбардировщиках. Поэтому этот Ca.20 — единственный, когда-либо построенный.

Другие же тем временем придумывали как синхронизировать пулемет с лопастями винта и набивали шишки на вылизывании угловатых форм, как было с этим французом — красивым но жутко хрупким Nieuport 24bis.


Nieuport 24bis (1917, репродукция):

Австро-венгерская империя не заморачивалась и, вступая в войну, клепала такие вот летающие табуретки как могла. Голова пилота в этом Би-тайпе торчала высоко над плоскостью крыла.


“B-type” Aviatik D.I. (1918):

Несколько классических агитационных плакатов времен Первой мировой.


Объясните мне, как можно иметь в экспозиции единственный, когда-либо сделанный Ca.20, оригинальный SR-71 и Конкорд, но при этом — всего лишь репродукцию самого знаменитого в мире плаката, выпущенного тиражом 4 млн. экземпляров?!

На сим спускаемся в зал Второй мировой войны. Здесь в центре стоит Lockheed P-38L “Lightning” (1944):

Для сравнения, у машин в этом зале мощности двигателей — от пары 1,600 л.с. «Молнии» вверху и до 2,800 л.с. у «Грома» внизу против 130—250 л.с. в самолетах из предыдущей экспозиции. Похоже, закон Мура работает и в аэрокосмической отрасли.


Republic Aviation Corporation P-47D Thunderbolt (1942):

Палубный FG-1D Corsair — отличился не только во Второй мировой, но и в Корейской войне. Замечательный пример блестящего дизайнерского решения — чтобы избежать длинных стоек шасси, необходимых при таком большом диаметре винта, дизайнер (кстати, выходец из здешней, сиэтлской высшей школы —Rex B. Beisel) прибег к изгибу плоскостей крыла и максимально низкому их креплению к фюзеляжу.


Goodyear Aircraft Corporation FG-1D “Corsair” (1945):

Из советской техники здесь есть только Як-9У — пожалуй, самая неудачная модификация самого массового истребителя советской армии. В начале эксплуатации этой модификации (У с двигателем М-107А) обнаружился один ее существенный недостаток — ресурса двигателя хватало всего на 25 часов полетов, потом его нужно было менять. Так что эти две бочки топлива — это все что вам понадобится до конца жизни на вашего нового Як-9У, также известного как “убивец”.


Яковлев Як-9У (1944):

В другом зале стоят еще послевоенные Миг-15 с широкими ноздрями и Миг-21.


Немцы представлены легендарным Мессершмиттом, но мое внимание больше привлекла оригинальная свастика с хвостового оперения другого Мессера, сбитого над Францией 24 июня 1944 года — в зале (скорее в закоулке) славы летчиков Люфтваффе.

Чтобы поставить логическую точку в теме авиации Второй мировой войны, нужно перейти в другой павильон, где стоит «летающая крепость» B-29. С такого самолета сбросили обе ядерные бомбы на Японию.


Конкретно эта машина совершила 37 боевых вылетов в Тихоокеанском регионе в конце Второй мировой и была переоснащена для дозаправки истребителей в воздухе во время Корейского конфликта.


Boeing B-29 “Superfortress” (1945):

Соседствует «летающая крепость» с бортом №1 — самолетом президента, на котором с 1959 года по 1962 год полетали Эйзенхауэр, Кеннеди, Джонсон и Никсон, и даже Хрущев.


Boeing VC-137B “Air Force One” (1958):

Если смотрели House of Cards, то представьте себе конференс-зал на борту у Френка Андервуда, только раза в 4 меньше — и получите президентский самолет конца 50-х. По сути там есть где сидеть президенту, а дальше — пол-салона на него смотрят.


Телефон президента.

Первого из когда-либо построенных Боинга-747 “Jumbo Jet.”, который эксплуатировался как тестовый прототип 747-го и всех его модернизаций вплоть до 777. В таком салоне вполне бы вместился пресс-центр Андервуда, впрочем, «борт №1» сейчас как раз на базе 747-го и делают.

Из-за обилия защитных экранов я не стал снимать салон Конкорда, но поверьте, там очень тесно и очень маленькие отделения для ручной клади над рядами сидений. Зато никакие экраны не остановили меня от того, чтобы заглянуть в его кабину.


На спидометре на приборной панели (прямо под ручкой правого штурвала) — все честно, разметка — до 2.75 Маха.


Этот Конкорд прилетел в музей своим ходом, попутно поставив новый рекорд: из Нью-Йорка в Сиэтл за 3 часа 55 минут и 12 секунд, из которых 1:34:04 он пролетел в сверхзвуковом режиме над северной Канадой.


Concorde (1978)

Но Конкорд — вовсе не самый быстрый самолет в музее — жемчужиной их коллекции безусловно является Lockheed M-21, брат-близнец более известного SR-71 «Blackbird».


Только у этого — единственного сохранившегося прототипа M-21 — специально по заказу ЦРУ еще и такой же сверхзвуковой дрон (D-21) на горбу!


И самолет и дрон были способны развивать скорость порядка 3.3 Маха и по сей день SR-71 «Blackbird» держит рекорд скорости среди самолетов с турбореактивным двигателем — 3.5 Маха.


Lockheed M-21 “Blackbird” (1963):

Один из двигателей Pratt & Whitney J58 с тягой всего 144кН на форсаже, что в два раза меньше чем у агрегата Боинга 747. Но в отличие от обычных турбореактивных двигателей, этот — гибридный и работает как прямоточный на сверхзвуковых скоростях. К тому же, инженерам пришлось решать проблемы работы двигателя с разогретым свыше 420°C воздухом на входе на скорости 3.2 Маха и выше — во многом за счет снижения его эффективности на дозвуковых скоростях.

В центре экспозиции космических полетов стоит списанный НАСА-вский тренировочный шаттл, который снаружи местами больше похож на убежище от землетрясения в форме шаттла, но внутри — копия настоящего.

Но что касается настоящих летательных аппаратов, то рядом с макетом шаттла выставлен настоящий посадочный модуль Союз TMA-14. В 2009 году он провел в космосе 199 дней, будучи пристыкованным к Международной Космической Станции, совершив затем посадку в Казахстане.

Земля в иллюминаторе глазами Земли.

Инструкция на нижней стороне (которая была передом при заходе на посадку и усилена термоизоляционной плиткой) гласит что нельзя находиться перед этой частью модуля ибо он фонит.

Надеюсь, сейчас он фонит меньше, поскольку я изрядно там походил.


Если вам этого мало, то приезжайте в Мае когда откроется вторая космическая экспозиция в музее, главным экземпляром которой временно должен стать командный модуль Apollo 007A.


Источник: http://www.bielousov.com/2017/seattle-museum-of-flight/

Показать полностью 23
129

Роды в Канаде

ИСТОЧНИК:

http://www.bielousov.com/2015/childbirth-in-canada/


Расскажу об опыте родов в Канаде (Ванкувер). Начать стоит с беременности и с того, что здесь у каждого есть (ну или должен быть) семейный врач. После десятой недели беременности он направляет к гинекологу, который будет следить за здоровьем будущей мамы и ребенка до, во время и после родов (до двух лет).


Тот факт, что семейный врач может находиться в одной части города, гинеколог — в другой, а госпиталь — вообще в третей, ничуть не помеха. Можете подобрать доступных по месту жительства, но почему-то все обычно ищут хороших, с репутацией, а к ним нужно ехать.

По сути, гинеколог замещает семейного врача на следующие 3 года для мамы и ребенка.

Большинство из них, к тому же, лично присутствуют при родах и сами подают за вас заявление в госпиталь, с которым(и) работают.


В Канаде нет роддомов как таковых (за исключением BC Women’s Hospital, разве что)— есть только родильные отделения в госпиталях общего профиля.


За все время беременности гинеколог трижды отсылала нас на УЗИ в другую клинику — два плановых, на 12-ой и 20-й неделе срока, остальные назначаются по показаниям. На каждом приеме примерно с середины срока на приеме врач слушала его сердце портативным доплером.

Осмотр у врача: до 33-й недели — раз в месяц, потом — раз в две недели и с 36—37 недели — еженедельно. За каждый лишний набранный килограмм наша доктор Станчева отчитывала жену, так что та всегда следила за набором веса, особенно тем больше чем ближе к следующему приему.


После предыдущего кесарева 9 лет назад (из-за ягодичного предлежания) у канадских врачей была установка рекомендовать естественные роды при отсутствии противопоказаний а также при желании мамы. Такие роды здесь называются VBACK (Vaginal Birth After Cesarean) или v-b.



ПРИЕЗД В БОЛЬНИЦУ

Когда наступил тот самый день, мы сделали 3 звонка: один — друзьям, что мы оставим у них старшего ребенка; другой — ей, доложить о частоте и продолжительности схваток и сообщить что мы едем в госпиталь и третий — в родильное отделение госпиталя, куда она нас записала, с той же информацией.


В Канаде редко забирают рожениц на скорой помощи — в основном установка такова, что садитесь в машину или такси и езжайте в больницу как только происходит одно из необходимых условий:

— отошли воды

— выделения приобрели коричневый или зеленый оттенок

— периодичность схваток составляет 5 минут с продолжительностью 45—60 секунд в течение часа.

Если женщина явно находится на активной стадии родов, у нее за минуту списывают ее данные и помещают в палату. В родильном отделении госпиталя Святого Павла (St. Paul’s Hospital) в Ванкувере все палаты — индивидуальные. В других больницах, как правило, по умолчанию дается палата на двоих, а индивидуальная — за дополнительную плату (покрывается некоторыми страховками). Общие палаты — большая редкость.


Если женщина не кричит от боли, то ее пока помещают на обследование в пренатальную клинику («клиника» — одно название, на самом деле — врачебный кабинет совмещенный с двумя палатами здесь же, на входе в родильное отделение). Поскольку у нас явно было еще много бессонных часов впереди, туда нас и отправили.


Надели больничную робу и подсоединили к аппарату, считывающему пульс ребенка (Electronic Fetal Monitor) и силу сокращений матки и оставили так на несколько часов:

Еще дали в руки кнопку, которую попросили нажимать каждый раз когда ребенок шевелится.

За три или четыре часа медсестры несколько раз спросили, не принести ли сока (был апельсиновый и яблочный) или воды, пришел дежурный врач и проверил открытие шейки матки. Сказал, что на то что нас отправят домой, мы можем особо не расчитывать — VBACK (роды после кесарева), срок уже переходили на две недели, а тут еще и воды отошли; но и до активной стадии родов еще далеко.


Сказали, что лучшее что мы можем сделать — пойти походить по городу, «нагулять схватки». Что мы и сделали — от такой четырехчасовой прогулки по Стенли-Парку, по набережной и несколько раз поперек даунтауна некоторые наши знакомые мужчины родили бы, но только не жена.


По возвращению в госпиталь нас снова положили в пренатальную клинику и дежурный врач проверив открытие заключил, что воз и ныне там, хотя и не без улучшений.


Подали поздний ужин, извинившись, что не дали меню на выбор, поскольку заказы на ужин принимаются в первой половине дня.

После еще двух часов в пренатальной клинике сказали что делать нечего, будут переводить в палату. Все равно на через 36 часов у нас запланировано кесарево (план Б).



ПАЛАТА

Все палаты в госпитале Святого Пола — индивидуальные, их здесь порядка 10 в других госпиталях чаще на двоих человек.


Здесь палата — это комната (размером с большой отельный номер) с раздвижной дверью и ширмой в паре метров от нее (чтобы не было видно кровать в открытую дверь из коридора). В каждой палате есть туалет и ванна с джакузи, перед входом — умывальник, а в дальнем углу — большая кладовка где стоит детская кроватка, гимнастический мяч, вешалка для одежды и еще несколько громоздких вещей которые могут понадобиться.


В центре комнаты за ширмой стоит больничная кровать. За ней — несколько стационарных приборов для мониторинга основных жизненных показателей. В стене — целый набор «розеток» к центральным системам подачи кислорода, «медицинского воздуха», веселящего газа и прочего.

Рядом с кроватью — уже знакомый прибор для мониторинга мамы и ребенка — Electronic Fetal Monitor. Правда, в отличие от предыдущего, этот — беспроводной: два датчика размером с хоккейную шайбу прижимаются на эластичных лентах к животу и подключают его к больничной сети wi-fi.

По впечатлениям жены эти датчики — самое неприятное воспоминание обо всем процессе: ленты уж слишком сильно вдавливают датчики в и без того болящий от схваток живот. Если бы можно было поменять что-то одно во всем опыте родов в Канаде — то эти датчики.


С другой стороны кровати подогнали мобильный реанимационный юнит для новорожденных. Это такая тележка с пеленальным столиком, обогревательной лампой над ним и набором оборудования для реанимации новорожденного.

В родильном отделении установлено правило посещений: любое количество посетителей может навещать пациентку в любое время суток (sic!). Вход в больницу, правда, закрывается в 8 вечера и впускают только через приемную скорой помощи по браслету, но в остальном посещения не ограничиваются. В том числе для детей.

Только во время родов может присутствовать всего один посетитель (не важно кто, на усмотрение пациентки) и, по желанию,— одна персональная доула (midwife, что-то среднее между акушеркой и повитухой).


С момента перевода в палату к жене приставили двух медсестер (на самом деле одну медсестру и стажера), которые провели всю ночь с нами в палате отслеживая схватки, а в перерывах между ними мы говорили о пумах, медведях и нересте лосося, кажется.

Самое первое что они сделали — поставили катетер в вену. Из необычного было то, что его ставят на лучевую артерию на внутренней боковой стороне запястья и сам он крепится сверху. Пока катетер не нужен, но потом понадобится, пообещали они.

Заказы на завтрак, обед и ужин приносили прямо в палату, почему-то каждый раз на разных бланках. Этот вот, например, заламинированный и многоразовый — написанное потом стирается:

В отличие от других госпиталей, в Святом Павле еда была полезная и сбалансированная для рожениц. Зато в другом госпитале нашей подруге подали борщ!


Каждые несколько часов заходил дежурный врач, проверял раскрытие, рассказывал какие наши варианты и риски связанные с ними. Вообще здесь в больнице «риск» — одно из самых ключевых слов. Если где-то нужно принять какое-то решение, тут же выскакивает это слово с каким-нибудь значением (например, «успешность такой-то процедуры в нашем госпитале — 75%» или «риск разрыва шва при этом — 1/200» и т.п.).


Пациент может сам принять решение основываясь на статистических данных, и на своих представлениях о теории вероятности. Причем эти самые данные никто не пойдет искать — их все кому нужно знают наизусть:


«80% наших пациенток прибегают к ней. Она изменит ваши риски к 1/100 и есть еще вероятность 1/200,000 подхватить ВИЧ»


Под утро медсестры сменились, а продолжительные схватки стали сказываться на состоянии ребенка, а под эпидуралкой, к тому же, еще и замедлились. Жена же впервые за двое суток уснула.



ОПЕРАЦИЯ

В полседьмого утра в очередной раз сообщив нам риски и что счастливому прежде Натанчику постоянные схватки перестали нравиться, дежурный врач предложил операцию, которую назначили на «через полчаса» — я едва успел продлить парковку машины и захватить камеру.


Плановое кесарево сечение (c-section) делается по показаниям или по желанию, но даже в случае когда кесарили на предыдущих родах, они всячески поощряют попытаться родить естественным путем (V-Back).


При плановой операции просят не есть с утра и с вечера вымыться специальным бактерицидным мылом, которое нужно купить самостоятельно в аптеке. Но это только в случае с плановым — внепланово оперируют как есть.


Вызвали нашего врача-гинеколога — того самого, из начала поста — и она приехала в больницу в считанные минуты и ждала меня чтобы отвести в операционную здесь же, на этаже, в соседнем отделении. Там выдали халат, шапочку и маску и велели ждать.


Здесь я заметил как изменилась риторика: еще на стадии подготовки к операции медперсонал стал поздравлять меня с рождением сына — то ли действительно кесарево сечение — такой отработанный процесс, то ли им велено давать установку на успех.


Через 5 а может 15 минут завели в операционную и посадили у изголовья жены.


Обычно операция проводится под местной анестезией — все та же эпидуралка, только ее поддают чуть сильнее так что отнимается все от груди и ниже. Есть опция полной анестезии по желанию или в самом крайнем случае, но это редкость.


За ширмой в нижней половине жены возились несколько хирургов, где-то там была и ее гинеколог, а по эту сторону ширмы с нами стоял анестезиолог. Только мы успели обменяться парой слов, как меня предупредили чтобы я готовил камеру. Это прекрасно — операция в полном разгаре, а они там заботятся о том, чтобы я не пропустил снимок!


Сказали: можно смотреть.

Мои мысли в этот момент были: «Ну привет, сын. Ничего себе яйца! Вот это лапа, будешь лыжником. Вот черт, я не учел хирургическую лампу в настройках камеры. …5, 10, 15, 20, +1 — контрольная сумма пальцев сошлась. Ого, да он уже кричит.».


Сам процесс доставания ребенка от меня скрыли — дабы облегчить работу анестезиолога по откачиванию слабонервных и с учетом того, что нам еще жизнь жить вместе, но говорят, что в процессе малыш Натан чуть не выцарапал медсестре глаз. В общем, крепкий малыш.

Когда ребенка достали и перерезали пуповину (без меня, ибо операция), его минимально обтерли и дали мне подержать недолго, после чего стали обтирать тщательнее, проверять рефлексы и замерять основные жизненные показатели.

В конце концов мне таки дали отрезать остатки пуповины — это оказалось сложнее чем я думал. Это вам не ленточку на открытии памятника перерезать.


Дальше, припеленав его немного, положили на грудь жены и предложили сделать первое семейное фото. Медсестра довольно неплохо управилась с зеркалкой.

Продержав ребенка с минуту, его вернули на пеленальный столик (а по совместительству — реанимационную станцию), еще раз проверили пульс, дыхание и стали готовить к отправке. Здесь же надели браслеты с именем — нам с женой на запястья, а малышу — на руку и на ногу.


Всех новорожденных здесь называют фамилией матери и именем Мальчик или Девочка:

Baby Boy Bielousova. В некоторых больницах Торонто на ребенка надевают не просто браслет а GPS-устройство которое, к тому же, пищит если его попытаться вынести из больницы.


На этом наше с Натаном время в операционной закончилось — всего-то 15 минут. Жену еще дошивали. Потом ее врач рассказала что они полностью вырезали прошлый, весьма похабный украинский шов и сделали очень аккуратный новый. Звучит как бесплатная подтяжка живота, так что неплохо.



ПЕРВЫЕ ЧАСЫ ЖИЗНИ

Вместе с медсестрой с поцарапанным глазом под восхищенные возгласы случайных прохожих (в основном медперсонала) мы покатили на подогреваемой тележке (той самой, что на фото ранее) по коридорам в родильное отделение — прямиком в нашу палату. Всего метров 100, наверное от двери до двери.


Здесь она померила его рост и обхват деформированного пока еще черепа, взвесила, и, спросив, нет ли возражений, сделала прививку витамина К в бедро — чтобы улучшить свертываемость крови (говорят, реально она нужна немногим, но делают всем, чтобы уменьшить статистические риски) – а также замазала веки мазью с антибиотиком — для снижения риска повреждения глаз микробами из родового канала. Кажется, еще взяла кровь на сахар из пятки. Впрочем, ее брали еще дважды — через 2 часа и через сутки после рождения: с весом 4.1кг и на две недели позже срока — врачи опасаются высокого содержания сахара.

А дальше было самое интересное: медсестра сменила первую обкаканую меконием пеленку, надела первый в жизни памперс и сказала, что жену перевели в палату для восстановления и привезут к нам часа через 2. Тем временем, ребенок мой и я могу делать все что захочу, но они рекомендуют контакт кожи новорожденного с родителями (skin to skin contact) — это помогает нормализовать температуру его тела, обменяться микрофлорой и просто стать ближе — поэтому, папочка, раздевайтесь, сейчас на вас будет два часа лежать новорожденный.

Положила и ушла.


Спустя два часа, только Натан наорался и стал засыпать, привезли жену и малыш тут же присосался к груди, которую до этого 2 часа пытался найти у меня. Наконец, у них тоже состоялся контакт кожа к коже.

Жена еще не могла какое-то время вставать с постели, но уже спустя 4 часа мы стали говорить о том, чтобы отсоединить от нее катетеры и попытаться самостоятельно сходить в уборную, а еще через 3 часа она это сделала.


Для снятия боли прописали тайленол и ибупрофен (можно купить в любой аптеке без рецепта). Дозу препаратов на время пребывания в больнице, конечно, выдали.


Дальше началось быстрое восстановление после операции. Все это время ребенок был в комнате с нами, если нужно было сделать какие-то процедуры, медперсонал приходил и делал их здесь. С самого момента рождения не было ни секунды когда малыша не было бы с нами.

Все что могло понадобиться было в палате — памперсы, пеленки, халаты, шапочка, а если чего-то не было или что-то заканчивалось, то всегда можно было попросить.


Перед выпиской обязательно проверили слух ребенка и психолог провел с женой беседу на предмет ее склонности к послеродовой депрессии, ситуации дома (особенно касательно курения, алкоголя и наркотиков) а также по поводу того, как проходила прошлая беременность и период вскармливания.


Аппарат для проверки слуха:

По итогам беседы прислали брошюрку с информацией о симптомах депрессии и бесплатных услугах которые они предоставляют — от телефонных консультаций и до еженедельных групп поддержки.


ВЫПИСКА

Если родители забирают ребенка на машине, дежурная медсестра обязательно проверяет соответствие детского сидения стандартам (канадские стандарты отличаются от США) и сама пристегивает его, попутно наставляя родителей — где, как и как сильно затягивать. Вопреки моим ожиданиям, никто не спускается с вами к машине дабы проверить, как там установлена его база.

Еще в госпитале Святого Пола есть программа, где за небольшое пожертвование вам предложат либо сделать отпечатки лапок новорожденного, либо какой-нибудь сувенир из лишних деталей (пуповины, например).

Перед выпиской дают несколько форм включая первый идентификационный номер ребенка, используя который можно подать заявление на свидетельство о рождении, провинциальную медстраховку, номер социального страхования и социальную помощь. Все, кстати, делается за 10 минут на одном сайте — очень удобно.

СКОЛЬКО СТОИТ РОДИТЬ РЕБЕНКА В КАНАДЕ?

Давайте подведем итоги.


– Гинеколог на продолжении всего срока — бесплатно.

– Плановые УЗИ (x2) — бесплатно.

– Внеплановые УЗИ (x1) — бесплатно.

– Индивидуальная палата в госпитале — бесплатно.

– Лекарства и болеутоляющее в больнице — бесплатно.

– Средства гигиены на время пребывания в больнице (включая памперсы и пеленки) — бесплатно.

– Питание для мамы — бесплатно

– Парковка рядом с госпиталем на 2 суток — $50.

– Благотворительное пожертвование (за отпечатки лапок) — $10.

– Подарок врачу — вы смеетесь, да?


В Канаде, все-таки, бесплатная медицина.

Даже дополнительная страховка с работы не пригодилась.

Показать полностью 25
1

А вам слабо?

С момента просмотра мультика Лило и Стич мечтал научиться так делать.

Понаблюдав всего 5 минут за жирафами я понял, что дизайнеру, делавшему постер к фильму Zookeeper не хватило этих самых 5 минут, потому что то, что у него получилось — не жираф а чучело.

А дизайнер накосячил потому что в фильме на роботе сэкономили, который умел только челюстями шевелить. В лучшем случае это конь с рожками потому что жирафы берут еду так:

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!