AlNiS
Про колодец.
Рассказали мне притчу, хочу ей поделиться с вами.
В одной деревне был колодец, и все люди в деревне пили из него, не пила только одна лошадь, все время отказывалась. И однажды люди, решив узнать почему, залезли в колодец и обнаружили на дне колодца дохлую кошку. Кошку естественно вытащили. И теперь лошадь пьет из колодца.
А люди нет.
Кордовый моделизм (Часть 2)
Начало http://pikabu.ru/story/kordovyiy_modelizm_3942136
Переходим к самому развитому и до сих пор развивающемуся кордовому виду спорта.
Авиамоделизм
Пять классов - пять параллельных миров
Скорость, Пилотаж, Гонка, Воздушный бой, Копии
F2A, F2B, F2C, F2D, F4B
Скоростные - самый быстрый класс, эволюционируя для достижения максимальной скорости самолет принял причудливую форму - квинтэссенцию теории аэродинамики, маленького размера и условия полета по кругу.
Скоростная модель F2A это однокрылый, половиностабилизаторный, агрегат с сумасшедшим мотором с однолопастным винтом.
Вот, это чудо техники взлетает с отделяемой стартовой телеги на ретрофото, кстати еще раньше были кордовые скоростные с реактивными двигателями, так, когда отрывался корд они легко пробивали защитную стенку кордодрома из сетки рабица.
Современная модель это углепластики, магниевые сплавы, и много много тренировок: на работу двигателя влияют температура, влажность, давление воздуха, диаметр винта и его шаг и форма, размер и форма резонансной трубы, количество и качество топливовоздушной смеси, объем камеры сгорания и зависимости эти нелинейны, у каждого "скоростника" есть дневник где записаны данные всех его полетов, только опыт позволит стать чемпионом, можно купить модель, но победить нельзя купить.
На скоростных моделях применяются необычные однолопастные винты. Из за малого размера и высоких оборотов лопасти двухлопастного винта начинают мешать друг другу вращаться и отбрасывать поток, поэтому для максимальной отдачи винт используется однолопастной, силы действующие на воздушный винт модели отличаются от сил действующих на винты обычных самолетов, существует даже "теория малого винта".
О том как происходят старты на скоростных и что испытывает пилот можно прочитать в небольшом художественном рассказе Виктора Баравкова "В погоне за призраком скорости" https://www.proza.ru/2013/06/03/911
А вот видео полета скоростной модели на скорости 300км/ч (осторожно громкий звук)
Пилотаж F2B
Дворянство кордового авиамоделизма. Перефразируя фразу Чехова о пилотажниках можно сказать: "В пилотаже все должно быть прекрасно и полет и самолет и пилот"
Существует комплекс пилотажных фигур: петли, обратные петли, восьмерки, причем как круглые так и квадратные, и ещё и треугольные, и прямые, и обратные. Также оценивается прямой полет по горизонту и обратный полет. Класс субъективный как фигурное катание или прыжки в воду, например. Без ежедневных упорных тренировок, в любую погоду успеха не достичь.
Самолеты классической схемы, строят спортсмены сами, многие используют электродвигатели, модели летят неспешно и очень красиво.
Выступление Альберта Гарфутдинова на чемпионате Мира в 2014 году.
Гонка F2C- кто быстрее.
Экипаж 2 человека пилот и механик, пилот рулит моделью, механик работает на пит-стопах. Одновременно на стартах в одном кругу летает три экипажа. База 100 кругов (в финале 200), обычно три питстопа (ограничен размер топливного бака). Слаженность команды, и разработка новых технологий позволяющих пролететь дольше и быстрее на одном и том же количестве топлива возможно дадут вам победить. Три пилота в одном кругу с моделями на скорости 200 км/ч это смесь балета и борьбы. Обгон разрешен только сверху.
Пролетев часть дистанции пилот глушит двигатель (если сильно дернуть за нижнюю корду на модели сработает автомат остановки) и модель идет на посадку в сектор, где его ожидает механик.
Механик ловит модель катящуюся по кордодрому на высокой скорости, ведь потеря одной секунды может стоить победы. Заправляет из заправочной станции размещенной на руке, запускает двигатель и отправляет самолет в путь, вся процедура пит-стопа занимает пару секунд от касания земли до отрыва от нее.
Так как по правилам размер бака ограничен, то используются компрессионные (дизельные) двигатели, другие двигатели слишком прожорливы хоть и быстрее. Много разработок ведется в использовании присадок улучшающих характеристики топлива.
Очень динамичный класс, зрелищный и очень сложный.
Видео финала Чемпионат Европы 2011 год (начало гонки 5:05, осторожно громкий звук)
Воздушный бой F2D
Представьте себе двух мушкетеров дерущихся шестнадцатиметровыми шпагами, причем на условиях - что не запрещено, то разрешено - это и будет кордовый воздушный бой.
Правила просты: 2 экипажа пилот-механик, на один бой у экипажа два самолета, одна лента прикрепляемая к самолету и четыре минуты боя. Один отруб ленты соперника +100 очков, секунда проведенная в полете +1 очко, на земле -1 очко, таран разрешен.
Самолеты летят под 180 км/ч после боя как правило самолеты, и корды, и воздушные винты, а часто и мотор в труху, но именной вот этой рафинированной жаждой победы и ценится бой, и зрителями и участниками.
Финал Чемпионата Мира 2013 год (осторожно громкий звук)
Кордовые самолеты-копии F4B
Люди которые занимаются моделями копиями - фанатики своего дела, некоторые модели делались по 15 лет, вдумайтесь пятнадцать лет ежедневного труда над моделью.
Модель внешне выглядит как уменьшенный настоящий самолет, каждая заклепка стоит на своем месте, следы от выхлопа моторов соответствуют потекам масла на оригинале, итд. А еще это летает и показывает "развлекательную программу" открываются двери, выпрыгивают парашютисты, убираются и выпускаются шасси. Тонны чертежей и фотографий нужно перелопатить, придумать как изготовить микродеталь, нужную фактуру поверхности - титанический труд. Ведь перед полетами все модели проходят "стенд", где судьи оценивают качество изготовления, и аутентичность, смотрят на "досье" с фотографиями и чертежами оригинала. Снимаю шляпу перед мастерами, жаль их осталось совсем мало.
Ниже просто фото моделей
Моделизм это путь в будущее нашей страны, сотни тысяч мальчишек и девчонок во времена СССР получили "путевку в жизнь" в кружках и клубах технического творчества, кроме знаний и умений работать руками и головой, участвуя в соревнованиях они научились побеждать и работать в команде. Я не скажу что сейчас моделизм не получает поддержки от государства, но все таки пара кордодромов построенная в стране меньше сотен разрушенных. Для массовости в моделизме (а значит и массы рукастых и обладающих знаниями и технологиями будущих взрослых граждан) от государства в общем то не много требуется, нужна материальная база и соревнования, людей преданных моделизму пока еще в стране хватает.
В общем занимайтесь сами техническим творчеством, ведите детей в кружки. Окунитесь в мир моделизма, он поистине необъятен и увлекателен.
Кордовый моделизм
Однажды в древний человек привязал палку к веревке - так появился кордовый моделизм.
Это шутка. Первые упоминания о кордовых авиамоделях относятся к 1926 году, официальным отсчетом начала эры кордовых моделей считается патент Джима Уолкера полученный на систему управления полетом с помощью двух тросов (корд) в 1942 году.
Использованы материалы http://f2b.io.ua/, vk.com, http://sportprimorye.ru/, http://bystryi.silnyi.ru/, rcdesign.ru, http://uralrc.com/, fasr.ru, http://www.rc-club.by/, http://fams-rus.ru/
Общим и главным принципом кордового моделизма является управление или удержание модели перемещающейся по кругу посредством "корд" стальных тросов или проволок. В условиях отсутствия радиоуправления, это был единственный способ управления моделями движущихся объектов непосредственно человеком. И этот способ давал прямой контакт с моделью, что даже сейчас, в век радиоволн, когда "коптер есть у каждого второго", является огромным преимуществом перед только визуальным контактом у R/C моделей.
Популярность кордовых моделей была и остается огромной во всем мире.
В России, к сожалению, весь моделизм пока в упадке, многие направления вымерли или держатся сугубо на оставшихся со времен СССР фанатов, но мы теряем надежд на возрождение, благо что моделизму подвержены все слои населения. Говорят что даже сам Дмитрий Анатольевич в детстве был механиком на кордовой гонке класса F2C.
Весь кордовый моделизм в России является спортом высоких достижений, заведуют всем Федерации соответствующего вида спорта, проводятся соревнования начиная с районных, кубки и чемпионаты, вплоть до чемпионатов Мира, фиксируются рекорды, и присваиваются спортивные звания до ЗМСМК (заслуженный мастер спорта международного класса).
На фото команда кордовиков-авиамоделистов на Чемпионате Европы 2015год г. Пазарджик.
Глобально кордовыми бывают авиамодели, автомодели, судомодели. Для их запуска необходим кордодром.
Судомодельный (модель стартует при помощи резинки, это она плавает на переднем плане, без нее корд провисает до воды и стартовать невозможно)
Автомодельный летний (модели запускаются специальной штангой)
Автомодельный зимний (используется обычная хоккейная коробка, аэросани запускаются руками)
Авиамодельный (на асфальте летают все кроме воздушного боя F2D, бойцы летают на траве)
Для запусков используются корды длинной 15м 92см, что в длине круга дает ровно сто метров, как правило "база" 10 кругов, что получается километр.Как видите посчитать скорость модели не трудно.
Диаметры корд соответствуют требованиям безопасности классов модели, для примера если гоночные авиамодели F2C летают на двух стальных мононитях диаметром 0,3мм, то гоночные автомодели "Класс5" ездят на проволоке диаметром 2,1мм.
В некоторых видах авиамодельного спорта длину корд пришлось увеличить, так как скорости моделей подошли к пределу возможностей человека управлять ими.
У авто и судомоделей один конец корда прикрепляется к кордовой планке установленной на модели, второй конец к кордовой планке установленной на пилоне в центре круга.
В автомодельном спорте есть помощник-центрмаршал который не дает корду коснуться земли при старте, и принудительно раскручивает-разгоняет модель из за чего у модели разгружаются колеса и двигателю становится крутится легче, отчего увеличиваются обороты мотора и он входит в резонансный режим работы (используется настраиваемый резонансный выхлоп - резонансная труба) и скорость возрастает многократно.
На фото "крутильщик" за работой
После разгона он заскакивает на специальную площадку и ждет окончания заезда.
В скоростных авиамоделях корды крепятся одним концом к качалке управления, другим к ручке управления и для вхождения в "режим" модель раскручивает пилот.
То есть модель стартует и летит на скорости около 80 км/ч после разгона модель "втыкается" и скорость в течение нескольких секунд возрастает до 300 км/ч. Удержать ручку управления в руке на такой скорости невозможно, модель слишком сильно тянет из круга, потому пилот втыкает ручку в специальную вилку установленную на пилоне в центре и весь полет бегает уже вокруг нее.
"Пони бегает по кругу"
На фото ручка управления скоростными авиамоделями F2A
На фото скоростной мотор 2,5 см3 с резонансной трубой, максимальные обороты примерно 45 000 (сорок пять тысяч) оборотов в минуту.
Немного о моторах.
В моделях всех видов как правило используются калильные двигатели работающие на метаноле, оснащенные резонансными трубами или глушителями (причем глушители не столько глушат звук, сколько не дают двигателю "дышать", такая вот борьба со скоростью под эгидой борьбы с шумом), или электромоторы с неодимовыми магнитами и литий-полимерными батареями, причем электрички уже "забарывают" ДВС в плане скорости, имеются классы с компрессионными ДВС (типа дизелЯ).
На фото компрессионный гоночный мотор F2C
О моторах можно писать бесконечно, ибо это то чем достигается победа, в рамках одного поста я не смогу рассказать о всем многообразии движителей моделей.
Модели
Судомодели бывают с гребными и воздушными винтами, оснащенные двигателями внутреннего сгорания объемом от 2.5 до 10 см3, или электродвигателями на 42 вольта с массой модели от 0.75 кг до 2.5 кг. Единственное условие победы достижение максимальной скорости.
Один и наших рекордсменов Рашид ХАБИБУЛИН чемпион Мира 2013г с результатом 206 км/ч
Все модели и моторы делаются своими руками, даже если покупается мотор или какой нибудь редуктор, то доработки его до чемпионатного уровня осуществляются схожие с изготовлением его заново. Огромное количество знаний и опыта необходимы чтобы создать модель и двигатель, модели проектируются на компьютере, продуваются в аэродинамических трубах, для поршней двигателей разрабатываются новые сплавы, в топливо добавляются присадки улучшающие работу двигателя ресурс у которого на час его работы, при изготовлении используются и кевлары, и углепластики, итд, много всего. Поэтому во всех технических видах спорта, это не "хобби", это именно жизнь ради спорта. Кроме создания самой техники, необходимы тренировки, много тренировок, например авиамоделист-пилотажник, делает минимум 5 тренировочных полетов в день, каждый день, без исключений.
Автомодели
Как и в судомоделях главное - скорость. Модели с приводом на колеса, с двигателями от 1,5 до 10 см3, или с воздушным винтом от 1.5 до 2.5 см3, ведутся разработки новых электрических классов моделей. Рекорды скорости в России в 2015 году для "Класса1" с ДВС 1,5 см3 - 256 км/ч, для "Класса5" с ДВС 10 см3 - 335 км/ч.
Это летние модели с воздушным винтом(на фото снят), и со сложенными для транспортировки кордовыми планками .
Так же существуют классы моделей копий с ДВС и зимний автомоделизм где соревнуются аэросани у которых вместо колес лыжи или коньки. У моделей-копий кроме скорости в зачет суммируется стендовая оценка качества изготовления, и копийности.
Летняя модель-копия
Зимняя модель-копия аэросаней
Зимняя скоростная модель АС-2
Зимние классы считаются юношескими, во времена СССР были очень популярны, когда я в середине 80-х победил в городских соревнованиях и выиграл путевку на "Россию", в стартах участвовало около 120 спортсменов. Сейчас в Новосибирске этим не занимается никто :-(
В кордовом авто и судомоделизме спортсмен не управляет моделью, но существует вид спорта в котором моделист непосредственно "рулит" моделью.
Но из за ограничений сайта о кордовом авиамоделизме в следующем посте.
Использованы материалы http://f2b.io.ua/, vk.com, http://sportprimorye.ru/, http://bystryi.silnyi.ru/, rcdesign.ru, http://uralrc.com/, fasr.ru, http://www.rc-club.by/, http://fams-rus.ru/ если кого упустил не обессудьте, сообщите мне и я добавлю ссылку на вас.





































